Научная статья на тему 'Учебные издания студентов дореволюционной России: экземпляр как исторический источник'

Учебные издания студентов дореволюционной России: экземпляр как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / HISTORY OF RUSSIA / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / SOURCE / ТЕКСТОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / TEXT SOURCES / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Анна Викторовна

А.В. Зайцева в качестве объекта исследований избрала экземпляры учебных изданий, ставшие результатом активной деятельности студенческого сообщества, своего рода «самиздатом». Ее сообщение показало информационные возможности подобного рода памятников как источника сведений не только о тексте лекций университетских профессоров (в ряде случаев не изданных), но и о бытовании учебных пособий в студенческой среде. Доклад А.В. Зайцевой встретил позитивное отношение аудитории: налицо новаторский подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные издания студентов дореволюционной России: экземпляр как исторический источник»

Зайцева А.В. (МГУП)

Учебные издания студентов дореволюционной России: экземпляр как исторический источник

Исследование культуры дореволюционной России невозможно без обращения к истории студенчества, составлявшего хотя и небольшую, но очень активную часть общества. Особенный интерес представляет история студенческого учебного книгоиздания - как часть повседневного быта высшей школы, разновидность взаимопомощи и явление истории книжного дела.

Практика выпуска учебной литературы студентами упоминается в ряде исследований, посвященных научно-педагогической жизни1 и изда-

2 3

тельской деятельности университетов , их отношениям с властью . Студенческим изданиям уделяется внимание в связи с взаимопомощью сту-дентов4. Публикации, в которых этот тип изданий рассматривается как относительно самостоятельное явление, немногочисленны5. Думается, издательская деятельность студентов заслуживает более внимательного изучения.

О ее широком распространении и важной роли учебных материалов, выпущенных студентами самостоятельно, можно судить по множеству изданий, сохранившихся в фондах современных крупных библиотек. Выявленный массив включает записи лекций, экзаменационные программы, пособия для практических занятий, изданные студентами различных высших учебных заведений России от Юрьевского университета до Восточного

1 Жуковская Т.Н. Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета на рубеже XIX-XX веков: научно-исследовательские и педагогические традиции // История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции на рубеже тысячелетий: материалы международной конференции (2-5 февраля 2000 года). Петрозаводск, 2000. С. 341-349.

Шеметова Е.П. Формирование традиций университетского книгоиздания // Университетская книга. 2009. №11. С. 68-70.

Чирскова И.М. Цензура и университеты: (1860-е - начало 1880-х годов) // Российские университеты в XVIII-XX веках. Вып. 3. Воронеж, 1998. С. 57-77.

4 Иванов А.Е. Мир российского студенчества: конец XIX - начало XX века. М., 2010. С. 132-136; Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX - начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. М., 2004. С. 78-84.

5 Шилов Л.А. Издательская деятельность студентов СПб Политехнического института // Е.Н. Добржинский и библиотечное дело в России: доклады и сообщения научной конференции 2-3 февраля 1994 г. СПб., 1994. С. 36-42; Глинникова С.В. С дозволения профессора: в ходу - литографированные лекции // Мир библиографии. 2012. №1. С. 2228; Иванова Т.Н. Литографированные издания лекционных курсов профессоров XIX века как исторический источник // Сообщество историков высшей школы России: научная практика и образовательная миссия. М., 2009. С. 23-26.

института во Владивостоке. Самое раннее из обнаруженных изданий вышло в 1845 г., самые поздние - в 1917-1918 академическом году. Предпочтительным способом печати была литография.

Несколько десятилетий существования студенческих учебных изданий делятся на два периода введением в 1901 г. «Временных правил о студенческих учреждениях в высших учебных заведениях Министерства народного просвещения». В первый период в качестве издателей чаще выступали отдельные студенты. Поиск сведений об этом времени затруднен отсутствием издательской документации и необходимостью во многом опираться на источники личного происхождения. Для второго периода характерны издательские комиссии при обществах взаимопомощи, официально разрешенных «Временными правилами». Реконструировать практику самостоятельного выпуска учебной литературы с 1901 по 1918 гг. легче: комиссии помещали материалы о своей работе в отчетах обществ взаимопомощи, давали объявления в студенческой прессе.

Но наиболее интересный и многочисленный из источников - сами студенческие учебные издания, рассмотренные не в плане содержания, а в качестве своеобразного материального объекта - экземпляра. На многих сохранившихся экземплярах6 имеются разнообразные штемпели, наклейки, инскрипты. Анализ этого комплекса владельческих и книготорговых признаков может дать хорошие результаты.

Целью, которую преследовали студенты-издатели, было упрощение учебного быта. Литографированные конспекты лекций избавляли слушателей от необходимости вести записи в аудитории и даже просто присутствовать в ней. Поэтому одной из главных особенностей студенческих учебных изданий была оперативность: их выход осуществлялся по мере появления или накопления материала. Например, во второй половине XIX в. лекционные курсы нередко литографировали параллельно с чтением лекций, так что полный текст складывался к концу семестра или года из отдельных листов, к которым мог в ряде случаев прилагаться титульный лист.

С этой точки зрения самым заметным владельческим признаком оказывается переплет как таковой. На фоне «рядовых» экземпляров выделяются конволюты, отражающие интерес владельца к определенному предмету или желание собрать вместе лекции по дисциплинам, читавшимся на каком-либо курсе. Кроме того, к лекциям часто приплетали литографированные экзаменационные программы - немаловажный источник по истории преподавания той или иной дисциплины. Была также обнаружена одна рукописная программа, вложенная между страницами издания.

Поскольку большинство владельцев рассматриваемых изданий составляли студенты, самые распространенные владельческие признаки от-

6 На данный момент ведется просмотр экземпляров из фондов 1 ПИБ России и РГБ.

75

ражают именно студенческий быт. Характерная черта - привычка подписывать свой экземпляр. Владельческие надписи на титульных листах и форзацах чаще всего содержат только инициалы и фамилию: «О. Весела-го», «П. Остроухов», «Н. Исаков» и т. п. На некоторых экземплярах можно найти имена двух и даже трех человек, так как после сдачи экзаменов студенты дарили или продавали свои книги младшим товарищам. Учащаяся молодежь предпочитала именно надписи, а не экслибрисы, делая акцент на бесплатности владельческого знака, а не на его красоте.

Иногда инскрипт, оставленный владельцем, содержит сведения об издателях, которых нет в самом издании. На своем экземпляре «Лекций по исторической грамматике русского языка» И.В. Ягича П.К. Симони написал: «Издание это сделано на счет кружка студентов гг. А.К. Бороздина, Теремца, Глинского и друг. по записям слушателя проф. И.В. Ягича, Б.М. Ляпунова, которым весь курс был еще проверен и присоединено указание описок и опечаток. П.С.». Не менее ценны лаконичные пометки неизвестных владельцев: «изд. А Григорьев и Н. Соколов» на экземпляре «Лекций по сравнительной фонетике» Ф.Ф. Фортунатова и «Записаны Багницкою» в конце текста литографированных лекций К.Н. Бестужева-Рюмина9.

Вторая определяющая особенность студенческих учебных изданий -подчеркнутая функциональность, и это хорошо видно по тому, как их использовали. Учебные пособия часто не берегли, как обычные книги: экзаменационные программы испещрены пометками и комментариями, в курсах лекций постоянно встречаются подчеркивания, немые знаки чтения, нотабене, комментарии. Студенческие издания часто не имели ни рубрик, ни оглавления, и владелец должен был сам сделать свою книгу удобной для чтения, например, подписать карандашом фрагменты текста, соответствующие разным экзаменационным билетам. Эта разметка помогает восстановить содержание экзамена, если отсутствует программа.

Меньшую по численности группу владельцев студенческих изданий составляли профессора и доценты - авторы лекционных курсов, выпускавшихся студентами. Им студенты-издатели отдавали авторские экземпляры. Кроме того, в воспоминаниях бывших студентов можно прочесть о существовании подносных экземпляров, и эти сведения подтверждаются библиотечными находками. Так, киевские юристы-второкурсники вручили Е.Н. Трубецкому его лекции по истории философии права в нарядном переплете и с дарственной надписью «Высокоуважаемому Автору Евгению Николаевичу кн. Трубецкому издатели-студенты 2 курса Юрид. фа-

7

Ягич И.В. Лекции по исторической грамматике русского языка / [по записям Б.М. Ляпунова]. СПб., 1883/4. 347, [5] с.

Фортунатов Ф.Ф. Лекции по сравнительной фонетике ордин. проф. Фортунатова, читанные в 1898/99 ак. году / [изд. А Григорьев и Н. Соколов]. М., б.г. 277 с.

9 Бестужев-Рюмин К.Н. Лекции по русской истории / [записаны Багницкою]. СПб., 1879. 680 с.

культ.»10. Рядом с автографом находится штемпель личной библиотеки профессора - знак того, что подарок был принят.

Профессора дарили студенческие издания собственных лекций друг другу и своим друзьям вне высших учебных заведений, о чем также свидетельствуют особенности конкретных экземпляров. В «Истории славянских законодательств» Ф.Ф. Зигеля - автограф «Глубокоуважаемому товарищу и другу Платону Андрее[вичу] Кулаковскому» и штемпель библиотеки П. А. Кулаковского11. В «Лекциях по общей теории права» Н.А. Гредескула - дарственная надпись «Дорогому товарищу и соратнику Сергею Никано-ровичу Драницыну на добрую память сии до-Марксист[с]кие лекции подносит автор»12.

Третья группа владельцев студенческих учебных изданий - библиотеки. Судя по штемпелям и наклейкам, их покупали Чертковская библиотека, Городская читальня в память И. С. Тургенева, библиотеки Московского педагогического собрания, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Румянцевский музей с 1869 г. получал обязательные экземпляры студенческих изданий. Но, конечно, главное место в этом списке занимают библиотеки студенческие. На выявленных экземплярах имеются штемпели петроградского и калужского землячеств Московского коммерческого института, студенческого отдела библиотеки Новороссийского университета.

Среди условий, сформулированных в «Положении особого Комитета об учащихся в учебных заведениях разных ведомств» от 8 июля 1869 г., была передача литографированных изданий «в продажу наравне с печат-

13

ными книгами» . Тем не менее, книготорговых признаков было обнаружено крайне мало. К тому же без обращения к другим источникам не всегда можно точно сказать, в каких случаях на прилавках оказывались новые, а в каких - подержанные книги.

С другой стороны, любопытен сам факт наличия студенческих изданий в ассортименте антикварной торговли В.И. Клочкова или крупного книжного магазина «Труд» С.А. Скирмунта. Сравнение мест выпуска и продажи подтверждает, что студенческие издания распространялись далеко за пределы стен высших учебных заведений, в которых они были созданы. Экземпляр «Политической экономии» А.И. Чупрова, отпечатанной в

10 Трубецкой Е.Н. История философии права (древней) / изд. студентов. Киев, 1899. 179 с. Припл. в конце: Трубецкой Е.Н. История философии права (древней) / изд. студентов. Киев, 1899. 111, [1] с.

11 Зигель Ф.Ф. История славянских законодательств: курс, чит. заслуж. проф. Ф.Ф. Зи-гелем для студентов I курса 1908/9 акад. г. Ч. 1 / курс редакции студента Н.М. Гутков-

ского. Варшава, 1908. 283 с.

12

Гредескул Н.А. Лекции по общей теории права / изд. Студ. кассы взаимопомощи С-Петерб. политехн. ин-та. СПб., [1909]. 317 с.

13

Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 4. СПб., 1871. Стб. 1395-1396.

Москве14, продавался в Санкт-Петербурге у И.И. Митюрникова. Экземпляр «Курса оперативной хирургии и хирургической анатомии» профессора Московского университета А.А. Боброва15 отмечен штемпелем «Книжные магазины И.А. Розова в Киеве и Одессе».

Книжные магазины использовали также вложение рекламы в продаваемые ими книги. Маленькая листовка-календарик, приплетенная к экземпляру лекций М.М. Богословского16, многое сообщает о деятельности студентов-издателей и книгопродавцев в начале ХХ в.: «Коллектив студенческих организаций г. Москвы - «Студенческое Издательство» основной своей задачей ставит удешевление книг для потребителей-учащихся в высших ученых заведениях. Это достигается собственными изданиями, сосредоточением на складе магазина изданий Студенческих издательских организаций, а также скидкой, делаемой на учебные пособия учащимся. Скидкой пользуются также библиотеки общественных организаций (земств, городов и учебных заведений). На книги, не имеющиеся в магазине, принимаются заказы, выполняемые в однодневный срок. Выполняются заказы в провинцию с наложением платежа. Принимаются книги в переплет».

Многие экземпляры с индивидуальными особенностями обладают и владельческими, и книготорговыми признаками. Самый замечательный из всех, на наш взгляд, экземпляр лекций Н.С. Тихонравова17, иллюстрирующий почти все случаи из описанных выше. На титульном листе видны две владельческие надписи, оставленные студентами историко-филологического факультета - «Л. Денисов» и «С.Н. Северьянов». Первая принадлежит Л.И. Денисову, впоследствии Арсению, епископу Кашинскому. Вторая - ученику Н.С. Тихонравова, специалисту по древнерусской литературе С.Н. Северьянову. На экземпляре обнаружены также наклейка московского филиала книжного магазина Н.П. Карбасникова и штемпель Чертковской библиотеки. Литографированный текст сочетается с рукописным, между страницами вложен отдельный лист рукописи с фрагментом записи лекции.

Таким образом, внимательное рассмотрение экземпляров учебных изданий студентов способно предоставить исследователю большой объем интересной для анализа информации, а также подтвердить некоторые све-

14 Чупров А.И. Политическая экономия: лекции ординар. проф. Императ. Моск. ун-та А.И. Чупрова / студ. изд. М., 1906. 272 с.

15 Бобров А.А. Курс оперативной хирургии и хирургической анатомии: лекции профессора А.А. Боброва / [доктор М.А. Соколов]. 2-е изд., испр. и значительно доп. М., 1889. VI, 549 с.

16 Богословский М.М. История России XVIII века. (1725 г. - 1796 г.) / изд. по зап. слушателей, ред. профессором; изд. О-ва взаимопомощи студ.-фил. при И.М.У. М., 1915. 375 с.

17 Тихонравов Н.С. История русской литературы: лекции заслуж. проф. Н.С. Тихонравова, чит. в 1884/85 акад. г. / изд. Ник. Миронова. [М., 1884/85]. 126 с.

дения из других источников. Очевидно, что выявление студенческих учебных изданий в библиотечных фондах обеспечит исследователей данными не только для составления репертуара этих изданий, но и для изучения практики их создания и распространения, особенностей их бытования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.