Научная статья на тему 'Роль профессора В. И. Долоцкого в формировании литургики как науки и учебной дисциплины в российской высшей Духовной школе'

Роль профессора В. И. Долоцкого в формировании литургики как науки и учебной дисциплины в российской высшей Духовной школе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
308
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БОГОСЛОВИЯ И БОГОСЛОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШАЯ ДУХОВНАЯ ШКОЛА / УСТАВ ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЙ 1869 Г / СПБДА / В. И. ДОЛОЦКИЙ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ ЛИТУРГИКИ / ИСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЙ / АНАЛИЗ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТОВ / HISTORY OF THEOLOGY / HISTORY OF THEOLOGICAL EDUCATION / STATUTE OF THEOLOGICAL ACADEMIES OF 1869 / SAINT-PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY / HISTORICAL LITURGICS / METHODOLOGY OF LITURGICS / HISTORY OF LITURGICAL ORDERS / ANALYSIS OF LITURGICAL TEXTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карамышев Николай Тихонович

Данная статья посвящена одному из ключевых моментов в изучении богослужения в высшей духовной школе России. Этот момент внешне ознаменовался введением в 40-х годах XIX столетия в употребление нового термина «литургика» вместо старого «церковные древности». Однако за этой терминологической переменой стояли и более значимые содержательные изменения. В статье выявляется роль профессора Долоцкого в становлении литургики как науки и учебной дисциплины. На основании анализа сохранившихся рукописных документов, литографированных лекций и статей показано, что введение термина «литургика» в СПбДА в 1849-1853 гг. и последующее его закрепление в употреблении в высшей духовной школе произошло при непосредственном участии В. И. Долоцкого. Используя исторический подход, Долоцкий существенно расширил содержание своего лекционного курса, дополнив его историческими сведениями. Научные интересы Долоцкого удается выявить на основании его статей, программ лекционных курсов и литографированных лекций. Они лежали, прежде всего, в области анализа текстов изменяемых частей богослужения, в особенности праздничного. Также Долоцкий проявлял интерес к истории возникновения праздников и их чинопоследований в древности. Здесь Долоцкий, используя исторический подход, прибегал к свидетельствам древних Святых Отцов, а также обратил внимание на важность привлечения литургических источников инославных церквей, отделившихся от православной Церкви. Таким образом, Долоцкий стал первым по времени ученым-литургистом в России и заложил предпосылки дальнейшего развития исторической литургики в российской богословской науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Professor V. I. Dolotsky in the Development of Liturgics as Science and Academic Subject in Russian Higher Church Education

This paper is devoted to one of the key moments in liturgical studies in Russian higher church education. This moment was outwardly marked by the introduction of the new term “liturgics” instead of the old term “church antiquities” in the 1840s. The article shows the role of Professor Dolotsky in the development of liturgics as a science and an academic subject. Based on the analysis of survived manuscript documents, lithoprinted lecture notes and papers, we demonstrate that the introduction of the term “liturgics” at Saint-Petersburg Theological Academy in 1849-1853 and its following adoption in higher church education took place with a direct involvement of V. I. Dolotsky. Employing historical approach, Dolotsky significantly broadened the content of his course of lectures, supplementing it with historical data. Dolotsky’s scholarly interests can be identified on the basis of his articles, academic course programmes and lithoprinted lecture notes. They were related, above all, to text analysis of variable parts of church service, particularly holiday service. Besides, Dolotsky expressed interest in the origin of Holy days and their orders in antiquity. Here, by means of the historical approach, Dolotsky made use of the evidence of ancient Holy Fathers and emphasised the importance of employing liturgical sources of heterodox confessions that had common origins with the Orthodox Church. Thus, Dolotsky came to be the first Russian scholar of liturgics and provided a foundation for the further development of historical liturgics in Russian theological science.

Текст научной работы на тему «Роль профессора В. И. Долоцкого в формировании литургики как науки и учебной дисциплины в российской высшей Духовной школе»

Карамышев Николай Тихонович,

соискатель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права

Богословского факультета ПСТГУ Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1

[email protected]

Роль профессора В. И. Долоцкого

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИТУРГИКИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

в Российской высшей духовной школе

Н. Т. Карамышев

Данная статья посвящена одному из ключевых моментов в изучении богослужения в высшей духовной школе России. Этот момент внешне ознаменовался введением в 40-х годах XIX столетия в употребление нового термина «литурги-ка» вместо старого «церковные древности». Однако за этой терминологической переменой стояли и более значимые — содержательные — изменения. В статье выявляется роль профессора Долоцкого в становлении литургики как науки и учебной дисциплины. На основании анализа сохранившихся рукописных документов, литографированных лекций и статей показано, что введение термина «литургика» в СПбДА в 1849—1853 гг. и последующее его закрепление в употреблении в высшей духовной школе произошло при непосредственном участии В. И. Долоцкого. Используя исторический подход, Долоцкий существенно расширил содержание своего лекционного курса, дополнив его историческими сведениями. Научные интересы Долоцкого удается выявить на основании его статей, программ лекционных курсов и литографированных лекций. Они лежали, прежде всего, в области анализа текстов изменяемых частей богослужения, в особенности праздничного. Также Долоцкий проявлял интерес к истории возникновения праздников и их чинопоследований в древности. Здесь Долоцкий, используя исторический подход, прибегал к свидетельствам древних Святых Отцов, а также обратил внимание на важность привлечения литургических источников инославных церквей, отделившихся от православной Церкви. Таким образом, Долоцкий стал первым по времени ученым-литургистом в России и заложил предпосылки дальнейшего развития исторической литургики в российской богословской науке.

Развитие литургических исследований до 1869 г. изучено мало, а ведь именно в это «прикровенное время»1 в высшей духовной школе происходили процессы,

1 Под термином «прикровенное время», предложенным проф. Н. Ю. Суховой, условно подразумевается период, охватывающий 1810-1860-е гг., когда формировались предпосылки развития исторического подхода в литургике (см.: Сухова Н. Ю. Прикровенный период развития исторических методов в литургике (1810-е — 1860-е гг.) // Церковь. Богословие.

Введение

обусловившие успехи исторической литургики последующих лет. Это обстоятельство имеет особое значение, поскольку до принятия Устава 1869 г. литургика и церковная археология не имели благоприятной атмосферы для собственного развития и влияния. Только с принятием Устава предмет «Церковная археология и литургика» был закреплен в качестве полноправного в ряду прочих богословских дисциплин. Благодаря Уставу 1869 г. в России началось целенаправленное развитие различных отраслей богословской науки, протекавшее при доминирующем влиянии исторических методов. Отечественные литургисты добились существенных успехов в области исторической литургики, и полученные ими результаты заслужили признание в мировой литургической науке.

Профессор СПбДА2 В. И. Долоцкий был одним из предшественников плеяды российских литургистов, усилиями которых литургика развивалась как наука, прежде всего историческая. Значимость вклада Долоцкого в становление в России литургики как науки признавалась его современниками. Так, выпускник, а затем профессор СПбДА А. Л. Катанский писал: «Он, можно сказать, создал науку о православном богослужении и, конечно, прекрасно знал свой предмет. Много времени, большую часть своего курса, посвящал он именно «литурги-ке», как этот предмет назывался в нашей академии, то есть описанию и анализу различных церковных служб»3. Профессор Н. В. Покровский, преемник Долоцкого по кафедре, писал в автобиографическом очерке (с высоты достигнутых успехов в развитии исторической литургики), что его предшественник «вел дело преподавания с достоинством даже и в последние годы своей академической профессуры»4. Профессор А. П. Лебедев отмечал, что до 70-х гг. XIX в. в «Христианском чтении» было напечатано только несколько статей по археологии и литургике, принадлежавших В. И. Долоцкому. Правда, по мнению Лебедева, эти статьи не носили характера самостоятельного исследования, а представляли собой лишь сжатое изложение академических лекций5. Обратимся к авторитету Н. Н. Глубоковского, отмечавшего усердие и талант В. И. Долоцкого, а также А. Л. Катанского, «которые восприняли зачаточные предчувствия своих

История: Материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург. 2—4 февраля 2017 г.) С. 263—269; Сухова Н. Ю. Формирование литургики как академической дисциплины (1814—1869) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2 (18). 2017. С. 74).

2 В статье используются традиционные сокращения названий учебных заведений: СПбДА — Санкт-Петербургская духовная академия, МДА — Московская духовная академия, КДА — Киевская духовная академия, КазДА — Казанская духовная академия.

3 Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Н. Новгород, 2010. С. 156.

4 XXXV профессор Николай Васильевич Покровский, директор Императорского Археологического Института 1874—1909: Краткий очерк ученой деятельности». СПб., 1909. С. 3—4.

5 «На страницах журнала "Христианское чтение" встречается лишь имя профессора Петербургской духовной академии Долоцкого, напечатавшего несколько статей по археологии и литургике. Но эти статьи представляют сжатое изложение академических чтений по общим, элементарным предметам археологии, а не самостоятельное исследование по ее важнейшим вопросам» (цит. по: Павел (Судакевич), иерод. Профессор Иван Данилович Мансветов: его жизнь и обзор литургических трудов. Машинопись. Загорск, 1965/1966. С. 54).

немногих предшественников»6 по развитию литургики как исторической науки. Ключевое значение В. И. Долоцкого признают и современные исследователи, называя его «первым православным ученым литургистом в строгом смысле этого слова»7. Вместе с тем приходится констатировать малоизученность в истории русского богословия и духовного образования научной и педагогической деятельности В. И. Долоцкого.

Таким образом, учитывая вышесказанное, целью данной статьи является выявление вклада В. И. Долоцкого в дело становления литургики как науки и учебной дисциплины в отечественном богословии.

Термин «литургика» в отечественной духовной школе и богословской науке

Прежде всего мы постараемся выяснить, когда появился и закрепился в употреблении в отечественной высшей духовной школе термин «литургика». Этот термин, ныне кажущийся нам совершенно естественным, вошел в употребление в высшей духовной школе сравнительно поздно, на рубеже 40-50-х гг. XIX в., для обозначения предмета «О общественном богослужении Православной Церкви». Происходит он от слова «литургия», и, по мнению проф. Н. Ф. Красносельце-ва, «это название впервые усвоено было на Западе»8. В российские духовные школы термин пришел, по-видимому, из немецкой богословской литературы. В словаре М. Фасмера приводится такое объяснение этимологии слова: «Литургика, "учение о богослужении", — новое заимствование из нем. Liturgik, от лат. litúrgica»9. По нашему мнению, заслуга по закреплению10 термина «литургика» за учебной дисциплиной11 «О общественном богослужении» в высшей духовной школе принадлежит профессору СПбДА Василию Ивановичу Долоцкому. Следует заметить, что термин «литургика» для названия учебной дисциплины, которая включала в себя рассмотрение священных действий и обрядов и входила в предмет «Екклезиастику»,12 первым ввел в употребление ректор КДА архимандрит (с 1837 г. — епископ Чигиринский) Иннокентий (Борисов)13 в начале 1830-х гг. Однако после окончания его ректорства в КДА этот термин за учебной дисциплиной не закрепился.

6 Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 107.

7 Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.htmI (дата размещения 17.09.2011).

8 Красносельцев Н. Ф. Лекции по Литургике, читанные студентам Казанской духовной академии в 1880/1881 учебном году // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2 (6). 2013. С. 220.

9 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. II. С. 503.

10 Курсив мой. — Н. К.

11 В статье термин «учебная дисциплина» воспринимается так же, как и «предмет» о общественном богослужении»

12 В КДА предмет «Екклезиастика» включал вероучение Церкви, богослужение и управление Церковью.

13 Сухова Н. Ю. Формирование литургики как академической дисциплины (1814—1869) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(18). 2017. С. 79.

В. И. Долоцкий употреблял термин «литургика» для обозначения учебной дисциплины «О общественном богослужении» задолго до принятия академического Устава 1869 г.14 Самое раннее упоминание этого термина мы находим в рукописном черновике «Программы для публичного испытания студентов XVШ-го учебного академического курса»15. В черновике дан список вопросов для публичного испытания студентов «по классу Православной Литургики». Сам документ можно датировать 1849-м г.16

Впервые учебная дисциплина под названием «Литургика» встречается в «Обозрении конспектов предметов» 1853 г.17 В литографированных лекциях В. И. Долоцкого18 предмет называется «Литургика». Эти лекции можно отнести к 1855/56 учебному году19 и были прочитаны студентам XXI (1851—1855)20 и XXII (1853—1857)21 академических курсов.

14 По Уставу 1869 г. была выделена особая кафедра — «Церковная археология и Литургика». См.: Устав Православных Духовных Академий 1869 г.: «...§114. К предметам церковно-практического отделения относятся. 3) церковная археология и литургика.». Высочайше утвержденный Устав Православных Духовных Академий. 30 мая 1869 г. С. 552. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 44. Ч. 1. С. 552. 1869. Второе издание (1825-1881). СПб., 1830-1884 // RU. дата обращения: 29.01.2016. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/ content.html

15 ОР РНБ. Ф. 1183. Д. 19. Л. 1-2. Черновик. «По классу Православной литургики для публичного испытания студентов XVIII-го учебного академического курса предназначается статья: О чтении Священного Писания и пении священных песней при Богослужении». Бакалавр Василий Долоцкий. 24 мая 1843 г.

16 Время обучения XVIII-го учебного курса СПбДА с 1845 по 1849 г.

17 ОР РНБ. Ф. 1183. Д. 18. Л. 28-33. Краткая программа литургики. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петер бургской Духовной Академии ХХ учебного академического курса, по классу Учения о богослужении. Профессор Василий Долоцкий. 2-го июня 1853 г.

18 РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2353. Литургика. Л. 76-148 об; Дело содержит лекции по Церковному законоведению, Литургике, Изъяснению Св. Писания; Там же. Д. 2357. Литургика Православной Кафолической Церкви. Л. 1-106 об. На л. 1 надпись «Верно. Ректор Макарий, Еп. В.», а на л. 106 автограф ординарного проф. В. И. Долоцкого.

19 См.:Там же. На л. 2 автограф ректора: «С одобренным согласен. Ректор Макарий Еп. В. 5 декабря 1855 г.» . Там же. Д. 2357. На полях лекций наиболее ранняя дата 18 ноября 1855 г. с автографом студента Николая Верховского, наиболее поздняя дата 5 апреля 1856 г. с инициалами студента Д. Б. [Доната Бабинского].

20 В подготовке лекций для литографирования принимали участие многие студенты. Сличение автографов и инициалов студентов на полях лекций с разрядными списками 1955 г. ( см.: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869. СПб., 1907. С. LXV) дают основание считать, что это были студенты XXI курса: Петр Спонаровский, Димитрий Тихомиров, Лев Богданов-ский, Николай Большой, иерм. Киприан Весновский, Николай Георгиевский, Александр Гу-милевский, Александр Студенецкий.

21 См.: Там же. С. LXV-LXVII. Сличение автографов и инициалов студентов на полях лекций с разрядными списками 1957 г. Студенты XXII курса: иерм. Донат Бабинский, Петр Бекаревич, Петр Волобуев, Николай Верховский, Николай Максидонов, Фемистокл Вимбос, Николай Беляев, Василий Головин, Иван Журавлёв, Иван Лаппо, Николай Мраморнов, Иван Нильский.

Официальное упоминание термина «литургика» встречается в «Обозрении предметов для публичного испытания студентов СПбДА за 1859 г.», в котором в разделе IV значится: «Из Литургики. О священных сосудах»22.

О постепенном вытеснении прежнего названия предмета «О общественном богослужении» новым «Литургика» косвенно свидетельствуют также черновые правки в «Обозрении конспектов предметов» разных годов. Например, в «Обозрении конспектов предметов» за 1850/51 учебный год имеются черновые правки карандашом: 1850 исправлен на 1853, 1851 — на 1854, а вместо прежнего названия «по классу о Богослужении» правка: «по классу Литургики». В «Обозрении конспектов предметов» за 1851 г. имеются аналогичные правки: 1851 исправлен на 1857, 1857 — на 1859, а «по классу о Богослужении» — на «по классу Литургики». В «Обозрении конспектов предметов» 1852 г. имеются правки: 1852 — на 1858 (тушью), 1858 — на 1860 (карандашом), а также вместо прежнего «по классу о Богослужении» имеется правка: «по классу Правос. Литургики». По-видимому, все эти «Обозрения конспектов предметов» использовались как черновики-программы для последующих академических курсов, запечатлевшие постепенный переход от старого названия предмета к новому. В последующие годы новый термин прочно закрепляется в употреблении в СПбДА и приобретает официальный статус, и это подтверждается воспоминаниями А. Л. Катанско-го, который пишет, что во время его обучения в академии (1861—1863) предмет о православном богослужении назывался литургикой.

Таким образом, на основе выявленных документов можно определить временные границы введения термина «литургика» в СПбДА. Самая ранняя дата — 1849 г. Предположительное время окончательного закрепления — 1853 г. Вероятно, что время закрепления термина тесно связано с присвоением В. И. Долоц-кому звания профессора: в сентябре 1851 г. он был избран экстраординарным, а в декабре 1852 г. — ординарным профессором.

Отметим, что предмет «О общественном богослужении» сначала, согласно «Конспектам предметов» за 1840 и 1843 гг.23, включался в «Учение о Церкви», затем, согласно «Обозрениям предметов» за 1845, 1849/50, 1851 и 1852 гг.24, входил в «Учение о Богослужении», а впоследствии стал именоваться «Литургикой».

22 ОР РНБ. Ф. 1183. Д. 1. Л. 3. Обозрение предметов, назначенных для публичного испытания студентов С.-Петербургской Духовной Академии, по случаю окончания XXIII учебного курса. 27 июня 1859 г.

23 Там же. Д. 55. Л. 1—2. Студентам высшего отделения Санкт Петербургской Духовной Академии, в первую половину 1840-го года, из Учения о Церкви излагаемо было Учение о общественном богослужении. Бакалавр свящ. Михаил Богословский. 16 июня 1840 г.

Там же. Д. 18. Л. 3—4. Конспект предметов, преподанных студентам С.П.бургской Духовной Академии в течении XV-го учебного Академического курса, по классу Учения о Церкви. Бакалавр Василий Долоцкий. 24 мая 1843 г.

24 Там же Д. 18. Л. 11—15. Конспект предметов, преподанных студентам высшего отделения С.П.бургской Духовной Академии в течение XVI-го учебного Академического курса, по классу Учения о Богослужении. Бакалавр Василий Долоцкий. 24 мая 1845 г.

Там же. Д. 18. Л. 16—18 об. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии, в течение второй половины учебного 1849/50 года по классу Учения о Богослужении. Бакалавр Василий Долоцкий. 16 июня. 1850 г.

Интересно и то, что В. И. Долоцкий первоначально именовал преподаваемый предмет «Православной Литургикой». Так было написано в черновике для публичного испытания студентов XVIII академического курса (1849). Также и в «Обозрении конспектов предметов» 1852 г., в котором есть черновые правки карандашом «по классу Правос[лавной] Литургики» вместо прежнего — «по классу о Богослужении», при этом слово «Правос.» зачеркнуто. В литографированных лекциях 1855/56 г. предмет уже называется «Литургика Православной Кафолической Церкви». Можно предположить, что первоначально В. И. До-лоцкий именовал преподаваемый предмет «Православной Литургикой», однако впоследствии это название не закрепилось.

Отметим также имеющееся расхождение в названии преподаваемого предмета в академии с записью в формуляре проф. В. И. Долоцкого. В академии прочно закрепляется термин «литургика», а в формулярных списках проф. До-лоцкого25 записано, что он является преподавателем «Церковной археологии».

Теперь выясним, как обстояло дело в других академиях. Обратимся к статье Б. И. Сове «История литургической науки в России»26. В МДА предмет назывался «Церковная Археология» и преподавался с 1844 г.

В КДА преподавание предмета началось с 1830-х гг., и назывался он «Литургикой», но являлся составной частью «Екклезиастики». Впоследствии название предмета менялось: «Литургика и каноническое право», «Каноническое право и церковная археология».

В КазДА, куда вместе с преподавателями была перенесена традиция преподавания КДА, предмет сначала назывался «Екклезиастикой», и преподавание началось с 1845 г., а впоследствии предмет назывался «Церковной археологией».

К концу 50-х — началу 60-х гг. название «Литургика» повсеместно закрепляется за предметом о православном богослужении в российских духовных академиях. Так, изданные в 1859—1860 гг. пособия свящ. Даниила (Смолодовича) и проф. А. Черняева уже содержат в своих названиях термин «литургика»27. На-

Там же. Д. 18. Л. 19—20. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии, в первую половину учебного 1850/51 учебного года по классу Учения о богослужении. Бакалавр Василий Долоцкий. 15 декабря. 1850 г.

Там же. Д. 18. Л. 21—22. Обозрение предметов, преподанных, студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии, в первую половину 1850/51 учебного года, по классу Учения о богослужении. Экстраординарный профессор Василий Долоцкий. 14 декабря 1851 г.

Там же. Д. 18. Л. 23—24 об. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии, в течение первой половины 1851 года, по классу Учения о богослужении. Экстраординарный профессор Василий Долоцкий. 10 июня. 1852 г.

25 ЦГИА. СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 484. Л. 1—4. Формулярный список о службе экстраординарного профессора С. Петербургской Духовной Академии магистра Василия Долоцкого. 1851 г.

Там же. Л. 10-15. Формулярный список о службе ординарного профессора С. Петербургской Духовной Академии магистра Василия Долоцкого. 1859/60 учебный год.

26 Сове Б. И. История литургической науки в России // Ученые записки. Православный Университет ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 89.

27 Черняев А., проф. Подробное систематическое указание состава Литургики, или Науки Богослужения православной Церкви. Харьков, 1859; Даниил (Смолодович), свящ. Литургика, или Наука о Богослужении Православной Восточной Церкви. Киев, 1860.

конец, Устав духовных академий 1869 г. констатировал окончательный переход к этому названию, что подтверждается и «Программой чтений по церковной археологии и Литургике» 1871/72 уч. г., составленной В. И. Долоцким28.

Закрепившийся в высшей духовной школе термин «литургика» впоследствии критиковали Н. Ф. Красносельцев29 и А. А. Дмитриевский, как не точно отражающий предмет и содержание науки. Однако следует отметить, что изменение названия предмета о богослужении означало нечто большее, чем просто терминологическое нововведение.

Особенности литургики как исторической науки

Поскольку литургика принадлежит к классу наук, исследующих внешнюю область проявления религиозных истин, то к ней в принципе применимы обычные общегуманитарные методы. Становление методологии исторической литургики подробно описано в лекциях профессора КазДА Н. Ф. Красносельцева30.

В классической православной традиции богослужение объяснялось почти исключительно с догматической точки зрения, а обрядам по большей части придавался символический смысл. Назидательное истолкование церковно-богослужебного обряда принималось и рассматривалось в законченной символической форме. В этом виде обряд как бы догматизировался, «поскольку своей древностью необходимо возводился к апостольскому первоисточнику во всех своих главных элементах»31. Исторический генезис или совершенно отрицался, или едва допускался. Верное истолкование форм и обрядовых действий богослужения заменялось схоластической символикой. Таким образом, существо обряда оставалось не вполне понятным или вовсе непонятным32.

Осознание этого недостатка способствовало введению в литургике более приложимого к исследованию богослужения исторического метода и активному его развитию в XIX в. Исследование древнейших литургических источников и памятников христианского искусства, в свою очередь, способствовало систематическому развитию археологии, вследствие чего стал доминировать метод историко-археологический. Недостатком этого метода является то, что он объясняет и дает право на существование только тем обрядам, которые имеют свое происхождение в древности. Однако имеют место и обряды сравнительно позднего происхождения, что не отнимает у них право на существование. Кроме того, каждый обряд развивался во времени, что связано с особенностями религиозной жизни в конкретные исторические эпохи. Поэтому далеко не всё в обрядах может быть объяснено с помощью одного только историко-археологического метода. Более плодотворным с точки зрения изучения богослужения оказался

28 ОР РНБ. Ф. 1183. Д. 20. Л. 1-4 об. Программа чтений по церковной археологии и Литургике в 1871/72 учебном академическом году. Проф. В. Долоцкий. 20 мая 1872 г.

29 См., например: «Впрочем, такое название далеко не точно определяет предмет и содержание науки. Наука — литургика имеет своим предметом не одну только Литургию, но всё вообще православное богослужение» (Красносельцев. Указ. соч. С. 220).

30 Там же. С. 220-226. Лекции № 1-3.

31 Глубоковский. Указ. соч. С. 106.

32 Там же.

сравнительно-исторический метод, применимый в том числе и в литургике. Но этот метод можно применять в литургике с определенными ограничениями, так как есть чисто христианские обряды, например крестное знамение, к которым невозможно применить сравнительно-исторический метод33.

Развитие богослужебных форм и обрядовых действий началось с Тайной Вечери. Вот как начинал чтение лекций по литургике И. А. Карабинов: «Начало литургии —тайная вечеря; она была той первоначальной клеточкой, из которой развился сложный организм нашей современной литургии»34. Суть таинства всегда остается неизменной, в то время как богослужебные формы и обрядовые действия менялись на протяжении длительного времени.

Поэтому в целом богослужебные обряды имеют свой генезис, подчиняются законам исторического развития и условиям церковной жизни. Историческое объяснение указывает, откуда та или иная форма обряда берет свое начало, как изменялась со временем и когда закрепилась окончательно. Данный подход позволяет осмыслить также и внутреннее содержание богослужебных форм.

Таким образом, задача исторической литургики состоит не только в определении общих и особенных признаков предметов и явлений, а в определении первоначального происхождения предмета или явления. Как говорил И. Д. Мансве-тов, следует добраться до «зародыша» того или иного богослужебного текста или действия, богослужебных принадлежностей и др. Только в таком случае, вторит ему Н. В. Покровский, знание о предмете будет полным, когда указаны «ближайшие причины, ближайшие прототипы, ближайшие условия»35, вызвавшие появление тех или иных памятников, предметов или явлений36. Следовательно, историческая литургика занимается определением основ богослужения, разъяснением его форм, их генезиса и развития.

Вклад В. И. Долоцкого в развитие исторической литургики

Из опубликованных в журнале «Христианское чтение» статей В. И. Долоцкого явно не прослеживается главная линия научных интересов автора. Можно лишь отметить, что большая часть статей относится к церковной археологии. Поэтому стоит обратиться к рукописным документам и литографированным лекциям.

Для сравнительного анализа рассмотрим, каким образом менялись со временем части37 в программах и конспектах лекций, читанных разным академи-

33 Красносельцев. Указ. соч. С. 223.

34 Карабинов И. А. Лекции по литургике, читанные студентам (LXIX) и (LXX) курсов С.Петербургской Духовной Академии в 1911—1912 уч. году. Литография. СПб., 1912. С. 3.

35 Высшие задачи церковной археологии: Речь перед публичною защитой магистерской диссертации: «Происхождение древне-христианской базилики» // ХЧ. 1880. № 7—8. С. 195.

36 Вот как Покровский ярко иллюстрировал применение исторического подхода на примере появления притвора в христианских храмах. Николай Васильевич говорил, что не надо искать прототипы притвора в существующих древних храмах, так как притвор появился с институтом оглашенных в Церкви.

37 В программах курса литургики, составленных Долоцким, принята следующая структура: курс делится на части; части — на отделения; отделения — на главы; главы делятся на разделы.

ческим курсам. Внутри этих частей выделим те разделы, которые со временем претерпевали существенные изменения и дополнялись новым содержанием. На протяжении длительного периода основными в лекциях Долоцкого были следующие три части:

1) о месте общественного богослужения и всех принадлежностях его;

2) о временах общественного богослужения;

3) о священнодействиях общественного богослужения.

Вот как В. И. Долоцкий формулировал в своих лекциях цели и задачи учения об общественном богослужении: «Учение об общественном богослужении не дол[жно] ограничиваться одним простым изложением всего состава Церковного богослужения и описанием всех его принадлежностей. Главная цель его состоит в том, чтобы раскрыть дух православного богослужения, внушить уважение к богослужебным обрядам и научить правильно ими пользоваться. А для сего оно должно показать древность богослужебных обрядов, цели, для которых они установлены, и символическое их значение»38. При этом словосочетание «символическое значение», согласно Долоцкому, указывает на связь материальных предметов или внешних действий, употребляемых при богослужении, с небесной тайной невидимого мира или событиями в жизни Церкви на земле39.

В первой части «О месте общественного богослужения и всех принадлежностях его» выделим следующие разделы, подвергшиеся существенным изменениям в первые годы преподавания В. И. Долоцкого: «О храме вообще», «О составных частях храма», «О священных одеждах», «О священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении». Все эти разделы были существенно дополнены в 1843 г., а раздел «О священных сосудах» затем еще и в 1851 г. Изменения в этих разделах сопровождались публикацией В. И. Долоцким целой серии статей, названия которых дословно повторяют названия соответствующих разделов преподаваемого предмета40. Очевидно, таким образом В. И. Долоцкий целенаправленно представлял на суд ученого сообщества разрабатываемые им разделы учебной программы. В разделах появляются параграфы, освещающие древность и происхождение составных частей храма, священных одежд, священных сосудов и др. При этом следует отметить, что впоследствии В. И. Долоцкий к развитию этих разделов более не возвращался. Это подтверждается сравнением статей с литографированными лекциями 1855/56 учебного года.

В данных статьях В. И. Долоцкого мы находим яркие свидетельства того, что автор пользовался историческим методом. Так, в статье «О составных частях храма»41 (1847) он отмечает, что трехчастное деление христианского храма известно не раньше III в. В то время представление о традиционности трехчастно-го устроения храма было всеобщим. И хотя Долоцкий считает такое деление до-

38 РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2357. Литургика Православной Кафолической Церкви. Л. 2. Подчеркиванием выделено в конспекте лекций.

39 Там же. Л. 1—1 об.

40 Так, например, статьи «О христианских храмах», «О составных частях храма» написаны в 1847 г., статья «О священных одеждах» — в 1848 г., а статья «О священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в Православной Церкви», — в 1852 г.

41 Долоцкий В. И. О составных частях храма // ХЧ. 1847. Ч. 3. С. 132.

вольно древним, но замечает при этом, что оно было в первые века христианства «не столь определенное и точное»42.

В статье «О священных одеждах»43 (1848) В. И. Долоцкий говорит о происхождении стихаря. Прообразом стихаря является повседневная одежда, которую в обычной жизни носили мужчины и женщины. Со временем Церковь приняла ее в число священных одеяний, но форма стихаря изменялась, и из нижней одежды стихарь превратился в верхнюю одежду диаконов и чтецов.

В статье «О священных сосудах, употребляющихся при Богослужении в Православной Церкви»44 (1852), В. И. Долоцкий прослеживает историческую судьбу лжицы — специальной ложечки для преподания Тела и Крови Христовых при причащении народа. Он обращается в своей аргументации к практике древних восточных нехалкидонских церквей. Тем самым Василий Иванович подтверждает высказанную им ранее мысль45 о важности изучения литургических источников неправославных церквей для решения тех или иных недоуменных вопросов в развитии обрядов Православной Церкви.

Во второй части курса, «О временах общественного богослужения», особо выделим отделение «Праздники», претерпевавшее существенные изменения в 1843, 1845 и 1850 гг. В разделах, посвященных большинству праздников, в особенности Господских и Богородичных, мы находим параграфы: «Древность праздника» (или «Случай и время установления»), «Образ и время празднования». Всюду в этом отделении Василий Иванович применяет исторический подход (освещает вопросы, связанные с историей и временем установления праздника). Как в программе курса литургики 1853 г., так и в литографированных конспектах лекций отделение «Праздники» занимает самую большую часть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своей учебно-научной деятельности В. И. Долоцкий уделял также большое внимание описанию и анализу различных церковных служб, особенно праздничных. Преимущественное внимание Долоцкого сконцентрировано на изменяемых частях богослужения суточного круга. Анализируя тексты служб, он отмечает их догматическое и нравственное содержание, показывает, каким образом они раскрывают смысл праздника, его историю.

Особенности метода Долоцкого хорошо видны на примере статей «Праздник Рождества Христова» (1849)46 и «Святая и Великая Суббота» (1850)47. Так, в первой статье автор, применяя исторический подход, сначала обосновывает древность праздника, прибегая при этом к свидетельствам древних Святых Отцов. Затем он указывает на разные дни празднования Рождества Христова в Вос-

42Долоцкий В. И. О составных частях храма // ХЧ. 1847. Ч. 3. С. 132.

43Долоцкий В. И. О священных одеждах // ХЧ. 1848. Ч. 1. С. 329-331.

44Долоцкий В. И. О священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в Православной Церкви // ХЧ. 1852. Ч. 1. С. 88-104.

45 Впервые такую мысль Долоцкий высказал в статье «О исповеди»: «О вы, утверждающие, что таинство исповеди есть учреждение чисто церковное! Подите в восточные страны, спросите о ней у еретиков, которые появились в четвертом и пятом веках и которые доселе еще не прекратились в этих странах. Ариане, Несториане, Евтихиане — все совершают исповедь, все совершают ее так, как совершает Церковь Православная» (ХЧ. 1842. Ч. 1. С. 459).

46Долоцкий В. И. Праздник Рождества Христова // ХЧ. 1849. Ч. 2. С. 432-450.

47Долоцкий В. И. Святая и Великая Суббота // ХЧ. 1850. Ч. 1. С. 275-292.

точной и Западной Церквях в древности и подробно разбирает образ его празднования в Русской Православной Церкви. При этом автор обращается к анализу богослужебных текстов праздника, которому в статье отводится главное место.

Другой пример — статья «Когда и кем написаны греческие службы, входящие в состав месячной Минеи» (1860)48. Это самая большая по объему и последняя из опубликованных статья В. И. Долоцкого. Сами книги месячной Минеи зачастую не дают достаточных сведений об авторах, входящих в них гимнографических произведений и времени их написания. Чтобы ответить на поставленный вопрос, который вынесен в заголовок статьи, Долоцким была проделана огромная работа. Василий Иванович сравнивал древние стихиры из церковнославянской Минеи с новыми греческими изданиями49. Это первая большая работа, в которой Долоцкий использует сравнительно-исторический метод для определения авторства произведений, а также времени их написания. Отметим, что такого рода исследования, которое было бы проведено исследователем-одиночкой и охватывало бы всю месячную Минею, с тех пор в Русской Церкви больше не появлялось.

В третьей части, «О священнодействиях общественного богослужения», отметим отделения «О составных частях или стихиях общественного богослужения» и «О таинствах». Так, глава «О чтении Св. Писания при богослужении» по сути получила в 1845 г. новое наполнение, а впоследствии была еще дополнена в 1853 г. Глава «О молитве и наружных ее выражениях» претерпела существенные изменения в 1845, 1850 и 1872 гг. Глава «О церковных поучениях» существенно дополнена в 1853 г.

В отношении отделения «О таинствах» отметим, что существенных изменений в главах, посвященных таинствам и их чинопоследованиям, в курсе Долоц-кого не прослеживается. В своих воспоминаниях А. Л. Катанский отмечал, что

B. И. Долоцкий в учебном курсе не задавался целью «проследить историю постепенного образования целых богослужебных чинопоследований»50. Однако с этим замечанием нельзя вполне согласиться. Так, под руководством Долоцкого студентами СПбДА был написан ряд курсовых сочинений51, которые легли в основу статей, опубликованных в журнале «Христианское чтение» в 1844-1851 гг.52 Как можно видеть, большая часть из этих статей посвящена установлению различ-

48Долоцкий В. И. Когда и кем написаны греческие службы, входящие в состав месячной Минеи // ХЧ. 1860. Ч. 2. С. 39-54, 136-170.

49 Изданы ученым монахом Варлаамом в 1837-1846 гг. при использовании лучших греческих рукописей.

50 Катанский. Указ. соч. С. 158.

51 См.: Родосский. Указ. соч. С. 143.

52 Юцковский Ф. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // ХЧ. 1844. Ч. 2. С. 48-105; Морошкин М. Об обрядах, совершаемых при погребении православного христианина // Там же. 1845. Ч. 3. С. 363-423; Барсов М. Богослужение православной церкви в недели приготовления к святой Четыредесятнице // Там же. 1846. Ч. 1.

C. 239-267; Богослужение православной церкви в святую Четыредесятницу // Там же. 1846. Ч. 1. С. 268-305; Павловский Ф. О значении обрядов, совершаемых православной церковью при совершении таинства крещения. // Там же. 1847. Ч. 1. С. 140-164; Лебедев Г. Чин оглашения в древней церкви. // Там же. 1849. Ч. 1. С. 416-470; Серединский Т. О важности Богослужебных книг православной церкви в догматическом отношении» // Там же. 1851. Ч. 2. С. 10-47.

ных чинопоследований таинств в древности, хотя эти отдельные исследования не охватывали весь период их формирования и развития. Исторический подход применяется Долоцким и его учениками и здесь.

В заключение этой части рассмотрим кратко развитие «Введения» в программах разных курсов и лекций В. И. Долоцкого в 1855/1856 гг. При сравнении заметно, что «Введение» программы 1871/72 учебного года53 существенно отличается от предыдущих «Введений». Впервые в этой программе В. И. Долоцкий подчеркивает первостепенное значение литургики. Раскрывая перед слушателями тесную связь между церковной археологией и литургикой, он указывает на то, что из этих наук «последняя должна занимать в церковно-практическом отделении главное место, а первая должна быть наукою вспомогательною»54.

Научные интересы В. И. Долоцкого в начале его деятельности лежали в области церковной археологии, но затем он все более сосредоточивался в своем курсе на описании и анализе различных церковных служб. А. Л. Катанский воспоминал, что хотя лекции В. И. Долоцкого были очень хороши, но не привлекали особенного внимания студентов, так как «больше интересовали нас, по крайней мере меня, чтения по церковной археологии»55. Это и неудивительно, если учесть успехи западных ученых в области церковной археологии и всеобщий интерес к археологии в России в то время. Достаточно вспомнить таких представителей археологического направления в 1860-х гг., как А. С. Уваров, М. П. Погодин, Ф. И. Буслаев, Ю. Д. Филимонов, А. В. Горский, П. С. Казанский и др.

Отметим, что первоначальный интерес к церковной археологии и в дальнейшем выводил многих ученых в область литургики. Так, протопресв. М. И. Бо-гословский56, который преподавал до В. И. Долоцкого непродолжительное время «Учение о общественном богослужении»57 в СПбДА на вновь созданной кафедре Церковных археологических древностей и опубликовал несколько статей в «Христианском чтении»58, после перевода в Москву не оставил интереса

53 ОР РНБ. Ф. 1183. Д. 20. Л. 1. Программа чтений по церковной археологии и Литургике в 1871/72 учебном академическом году. Проф. В. Долоцкий. 20 мая 1872 г.

Введение.

1. Понятие о Церковной Археологии и Литургики;

2. Тесная связь меду сими науками, из которых последняя должна занять в церковно-практическом отделении главное место и первая должна быть наукой вспомогательной;

3. Задача Литургики, читаемой в связи с археологией;

4. Место литургики в круге богословских наук;

5. Необходимость и важность Литургики;

6. Разделение Литургики;

Источники и пособия по изучению литургики.

54 Там же

55 Катанский. Указ. соч. С. 157.

56 Богословский Михаил Измайлович (1807—1884), протопресвитер, выпускник СПбДА (1831), 1-й магистр К курса, по окончании курса оставлен при академии бакалавром греческого языка. С 1833 г. священник, вышел из академии в 1842 г. Доктор богословия.

57 С 1839 по 1840 г. преподавал «Общественное богослужение» в СПбДА на вновь созданной кафедре «Церковные археологические древности».

58 О наружных действиях молящегося // ХЧ. 1839. Ч. 1. С. 258—270; Воскрешение Лазаря. Неделя Ваий. События в страстную Неделю // ХЧ. 1839. Ч. 1. С. 382—406; Воскресение Господ-

к преподаваемому предмету и много лет спустя опубликовал несколько статей по литургике в журналах «Духовная беседа»59 и «Чтения в обществе любителей духовного просвещения»60. Также и А. Л. Катанский, который после окончания СПбДА преподавал церковную археологию в МДА (1863—1867), через некоторое время после начала преподавания обратил внимание на изучение литургии. Позднее, уже будучи профессором догматического богословия, Катанский продолжал интересоваться литургическими исследованиями и публиковал статьи в «Христианском чтении»61. С церковной археологии начинал А. П. Голубцов, а затем занялся историей русского богослужения. Также начинали с занятий церковной археологией и такие известные литургисты, как И. Д. Мансветов и Н. Ф. Красносельцев.

Оглядываясь на последующее развитие исторической литургики в России, можно сказать, что оно шло в направлении, противоположном развитию самого богослужения. Долоцкий, первый русский ученый-литургист, начинал свою работу с изучения богослужения суточного круга, а далее эта наука, развиваясь, постепенно шла в сторону сердцевины богослужения — литургии, увенчавшись классическими трудами И. А. Карабинова и А. А. Дмитриевского.

Заключение

На основании анализа сохранившихся рукописных документов, литографированных лекций и статей В. И. Долоцкого можно видеть, что введение термина «литургика» в употребление в СПбДА и последующее его закрепление в российской духовной школе произошло во многом благодаря В. И. Долоцкому. Временные границы введения этого термина в СПбДА — 1849 и 1853 гг.

Данное нововведение не являлось только лишь переименованием учебной дисциплины, но отражало также структурные и содержательные изменения курса, который на протяжении многих лет дополнялся новыми разделами и историческими подробностями.

Учебная дисциплина «О общественном богослужении» сначала включалась в «Учение о Церкви», затем в «Учение о Богослужении», а впоследствии стала именоваться «Литургикой».

Статьи, публиковавшиеся Долоцким и его учениками на страницах «Христианского чтения», а также темы курсовых сочинений, предлагавшиеся студентам, свидетельствуют об интересе профессора к происхождению и истории богослужебных чинопоследований. При этом в своих работах Долоцкий считал важным обращение к свидетельствам древних святых отцов, а также к литургическим источникам инославных церквей, отделившихся от Православной Церкви.

не. Неделя Антипасхи. Преполовение Пятидесятницы // ХЧ. 1839. Ч. 2. С. 119—136; Вознесение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа // ХЧ. 1839. Ч. 2. С. 306—316.

59 Богословский Михаил (Измайлович), прот . О священных обрядах, относящихся к усопшим // ХЧ. 1859. № 43 С. 124—134; Об освящении воды // ХЧ. 1860. № 2. С. 33—37.

60 Богословский Михаил (Измайлович, прот. О Храмах // ХЧ. 1875. Ч. I. С. 399—412.

61 Катанский А. Л. К истории литургической стороны таинства брака // ХЧ. 1880. № 1—4. С. 98—127; Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения // ХЧ. 1880. № 7—8. С. 92—131.

Как в научной, так и в преподавательской деятельности первостепенное внимание Долоцкий уделял анализу текстов изменяемых частей богослужения суточного круга, в особенности праздничного. Именно в этом более всего проявляются его научные интересы. С этим, очевидно, связан и тот факт, что в лекционном курсе наиболее разработанным является отделение «Праздники». Анализируя богослужебные тексты, их догматическое, нравственное и историческое содержание, Долоцкий стремился передать своим слушателям и читателям дух праздничного богослужения. При этом он придавал особое значение древности происхождения праздников, истории их установления и образу их празднования в древности. В то же время подробному изложению развития во времени различных богослужебных чинов уделяется существенно меньшее внимание.

В преподавании литургики Долоцкий использовал взвешенный исторический подход, также считая важными и догматическое, и символическое толкования, укорененные в Предании Церкви.

В заключение еще раз отметим значимую роль В. И. Долоцкого в формировании литургики как науки и учебной дисциплины в российской высшей духовной школе.

Ключевые слова: история богословия и богословского образования, высшая духовная школа, Устав духовных академий 1869 г., СПбДА, В. И. Долоцкий, историческая литур-гика, методология литургики, история богослужебных чинопоследований, анализ богослужебных текстов.

Архивные документы

Российский государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга (РГИА СПб) РГИА СПб. Ф. 834. Рукописи Синода. Оп. 3. Д. 2353. Литургика. Л. 76-148 об.

Оп. 3. Д. 2357. Литургика Православной Кафолической Церкви. Л. 1-106 об. Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) ЦГИА СПб. Ф. 277. Императорская Петроградская духовная академия (1797-1918) Оп. 1. Д. 484. Л. 1-4. Формулярный список о службе экстраординарного профессора

С.Петербургской Духовной Академии магистра Василия Долоцкого. 1851 г. Там же. Л. 10-15. Формулярный список о службе ординарного профессора С.Петербургской Духовной Академии магистра Василия Долоцкого. 1859/60 учебный год.

Отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки (ОР РНБ) Ф. 1183. Долоцкий Василий Иванович.

Д. 1. Л. 3-3 об. Обозрение предметов, назначенных для публичного испытания студентов С.Петербургской Духовной Академии, по случаю окончания XXIII учебного курса. 27 июня 1859 года.

Д. 18. Л. 1-4. Конспект предметов, преподанных студентам С.П.бургской Духовной Академии в течении XV-го учебного Академического курса: по классу Учения о Церкви. 1843 г. Бакалавр Василий Долоцкий. 24 мая. 1843 г. Д. 18. Л. 1 1-15. Конспект предметов, преподанных студентам высшего отделения С.П.бургской Духовной Академии в течение XVI-го учебного Академического курса, по классу Учения о Богослужении. Бакалавр Василий Долоцкий. 24 мая. 1845 г.

Д. 18. Л. 16—18 об. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии в течении второй половины 1849/50-года,: по классу Учения о богослужении. Бакалавр Василий Долоцкий. 16 июня. 1850 г.

Д. 18. Л. 19—20. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии в первую половину 1850/51 учебного года,: по классу Учения о богослужении. Бакалавр Василий Долоцкий. 15 декабря. 1850 г.

Д. 18. Л. 21—22. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии в первую половину 1850/51 учебного года, по классу Учения о богослужении. Экстраординарный профессор Василий Долоцкий. 14 декабря. 1851 г.

Д. 18. 23—24 об. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии в течение первой половины 1851 года,: по классу Учения о богослужении. Экстраординарный профессор Василий Долоцкий. 10 июня. 1852 г.

Д. 18. Л. 28—33. Краткая программа Литургики. Обозрение предметов, преподанных студентам высшего отделения С.Петербургской Духовной Академии ХХ учебного академического курса, по классу Учения о Богослужении. 2 июня 1853 г.

Д. 19. Л. 1—2. По классу Православной Литургики для публичного испытания студентов XVIII-го учебнаго академического курса предназначается статья: О чтении Священного Писания и пении священных песней при Богослужении. Бакалавр Василий Долоцкий. Черновик.

Д. 20. Л. 1—4 об. Программа чтений по церковной Археологии и Литургике в 1871/72 учебном академическом году. Проф. В. Долоцкий. 20 мая 1872 г.

Д. 55. Л. 1—2. Студентам высшего отделения СанктПетербургской Духовной Академии, в первую половину 1840 года, из Учения о Церкви излагаемо было Учение о общественном богослужении. Бакалавр священник Михаил Богословский. 16 июня 1840 г.

Список литературы

XXXV профессор Николай Васильевич Покровский, директор Императорского Археологического Института 1874—1909: Краткий очерк ученой деятельности. СПб., 1909.

Барсов В. Богослужение православной церкви в недели приготовления к святой Четыре-десятнице // ХЧ. 1846. Ч. 1. С. 239-267.

Барсов В. Богослужение православной церкви в святую Четыредесятницу // Христианское чтение. 1846. Ч. 1. С. 268-305.

Высочайше утвержденный Устав Православных Духовных Академий. 30 мая 1869 г. С. 552. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 44. Ч. 1. 1869. Второе издание (1825-1881). СПб. 1830-1884 гг. БОГОСЛОВ RU. URL: www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения 29.01.2016).

Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002.

Даниил (Смолодович), свящ. Литургика, или Наука о Богослужении Православной Восточной Церкви. Киев, 1860.

Долоцкий В. И. Когда и кем написаны греческие службы, входящие в состав месячной Минеи // ХЧ. 1860. Ч. 2. C. 39-54, 136-170.

Долоцкий В. И. О исповеди // ХЧ. 1842. № 1-6. С. 450-468.

Долоцкий В. И. О священных одеждах // ХЧ. 1848. Ч. 1. С. 325-345.

Долоцкий В. И. О священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в Православной Церкви // ХЧ. 1852. Ч. 1. С. 88-104.

Долоцкий В. И. О составных частях храма // ХЧ. 1847. Ч. 3. № 7 С. 131-163.

Долоцкий В. И. О христианских храмах // ХЧ. 1847. Ч. 2. С. 453-467; Ч. 4. С. 282-302.

Долоцкий В. И. О чтении Св. Писания при Богослужении // ХЧ. 1846. Ч. 3. С. 145-160.

Долоцкий В. И. Праздник Рождества Христова // ХЧ. 1849. Ч. 2. С. 432-450.

Долоцкий В. И. Святая и Великая Суббота // ХЧ. 1850. Ч. 1. С. 275-292.

Желтов М, свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. БОГОСЛОВ. RU. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата размещения 17.09.2011).

Карабинов И. А. Лекции по литургике, читанные студентам (LXIX) и (LXX) курсов С. Петербургской Духовной Академии в 1911-1912 уч. году. Литография. СПб., 1912.

Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора. С1847 по 1913 год. Н. Новгород, 2010.

Катанский А. Л. К истории литургической стороны таинства брака // ХЧ. 1880. № 1-4. С. 98-127.

Катанский А. Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения // ХЧ. 1880. № 7-8. С. 92-131.

Лебедев Г. Чин оглашения в древней церкви. // ХЧ. 1849. Ч. 1. С. 416-470.

Морошкин М. Об обрядах, совершаемых при погребении православного христианина // ХЧ. 1845. Ч. 3. С. 363-423.

Павловский Ф. О значении обрядов, совершаемых православной церковью при совершении таинства крещения // ХЧ. 1847. Ч. 1. С. 140-164.

Покровский Н. В. Высшие задачи церковной археологии: Речь перед публичною защитой магистерской диссертации «Происхождение древне-христианской базилики» // ХЧ. № 7-8. 1880. С. 195.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XVIII-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869. СПб., 1907.

Серединский Т. О важности Богослужебных книг православной церкви в догматическом отношении» // ХЧ. 1851. Ч. 2. С. 10-47.

Сове Б. И. История литургической науки в России // Учёные записки. Православный Университет ап. Иоанна Богослова. Выпуск. 2. М. 1996. С. 21-98.

Судакевич Павел, иерод. Профессор Иван Данилович Мансветов: Его жизнь и обзор литургических трудов. Машинопись. Загорск, 1965/1966.

Сухова Н. Ю. Прикровенный период развития исторических методов в литургике (1810— 1860-е гг.) // Церковь. Богословие. История: Материалы V Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург. 2-4 февраля 2017 г.). С. 263-269.

Сухова Н. Ю. Формирование литургики как академической дисциплины (1814-1869) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(18). 2017. С. 71-99.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. II. С. 503.

Черняев А., проф. Подробное систематическое указание состава Литургики, или науки Богослужения православной Церкви. Харьков, 1859.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юцковский Ф. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // Христианское чтение. 1844. Ч. 2. С. 48-105.

St. Tikhon's University Review.

Series II: History. Russian Church History.

2017. Vol. 78. P. 65-82

Karamyshev Nikolai, Graduate Student, Faculty of Theology,

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities. 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation [email protected]

The Role of Professor V. I. Dolotsky in the Development of Liturgics as Science and Academic Subject in Russian Higher Church Education

N. Karamyshev

This paper is devoted to one of the key moments in liturgical studies in Russian higher church education. This moment was outwardly marked by the introduction of the new term "liturgics" instead of the old term "church antiquities" in the 1840s. The article shows the role of Professor Dolotsky in the development of liturgics as a science and an academic subject. Based on the analysis of survived manuscript documents, lithoprinted lecture notes and papers, we demonstrate that the introduction of the term "liturgics" at Saint-Petersburg Theological Academy in 1849-1853 and its following adoption in higher church education took place with a direct involvement of V. I. Dolotsky. Employing historical approach, Dolotsky significantly broadened the content of his course of lectures, supplementing it with historical data. Dolotsky's scholarly interests can be identified on the basis of his articles, academic course programmes and lithoprinted lecture notes. They were related, above all, to text analysis of variable parts of church service, particularly holiday service. Besides, Dolotsky expressed interest in the origin of Holy days and their orders in antiquity. Here, by means of the historical approach, Dolotsky made use of the evidence of ancient Holy Fathers and emphasised the importance of employing liturgical sources of heterodox confessions that had common origins with the Orthodox Church. Thus, Dolotsky came to be the first Russian scholar of liturgics and provided a foundation for the further development of historical liturgics in Russian theological science.

Keywords: history of theology, history of theological education, Statute of Theological Academies of 1869, Saint-Petersburg Theological Academy, historical liturgics, methodology of liturgics, history of liturgical orders, analysis of liturgical texts.

References

Fasmer M., Etimologicheskii slovar' russkogo iazyka, Moscow, II, 1986, 503.

Glubokovskii N. N., Russkaia bogoslovskaia nauka v ee istoricheskom razvitii i noveishem sostoianii, Moscow, 2002.

Katanskii A. L., Vospominaniia starogo professora s 1847 po 1913 god, N. Novgorod, 2010.

Sove B. I., "Istoriia liturgicheskoi nauki v Rossii", in: Uchenye zapiski. Pravoslavnyi Universitet ap. Ioanna Bogoslova, 2, 1996, 21-98.

Sudakevich Pavel, ierod., Professor Ivan Da-nilovich Mansvetov (ego zhizn' i obzor litur-gicheskikh trudov), Zagorsk, mashinopis', 1965/1966.

Sukhova N. Iu., "Formirovanie liturgiki, kak akademicheskoi distsipliny (1914-1869)", in: Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi semi-narii, 2(18), 2017, 71-99.

Sukhova N. Iu., "Prikrovennyi period razvitiia istoricheskikh metodov v liturgike (18101860-e gg.)", in: Tserkov' Bogoslovie Istoriia. Materialy V Mezhdunarodnoi nauch-no-bogoslovskoi konferentsii (Ekaterinburg. 2-4 fevralia 2017g.), 2017, 263-269.

Zheltov M., sviashch., Obzor istorii pravoslavnoi liturgicheskoi nauki do kontsa XX veka, avi-aible at: BOGOSLOV. RU. http://www.bo-goslov.ru/text/1883125.html (17.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.