Научная статья на тему 'Из истории исполнительства на рубабе'

Из истории исполнительства на рубабе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / PERFORMANCE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / PRODUCT / МАСТЕР / MASTER / ФОРМА / FORM / МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАНТ / MUSICIAN / НОСИТЕЛЬ МЕЛОСА / CARRIER MELOS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуазимов Равшан Абдуганиевич

Изучение истории исполнительства узбекской классической музыки на современном этапе связано с решением ряда проблем теоретического характера. Притом, что подрастает новое поколение мастеров, способных органично и естественно продолжать исполнительские традиции и заниматься нотным кодированием музыкальных текстов жанров классической музыки, наиболее существенным является проблема создания реальной источниковедческой и музыкально-текстологической базы. Наряду с этим параллельно заниматься освобождением классического произведения от многих устаревших, поверхностных представлений и догм. К началу ХХ столетия узбекская музыка была представлена вековым традиционным искусством. Творческая деятельность музыкантов концентрировалась вокруг двух основных сфер: устно-профессиональной музыки и фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории исполнительства на рубабе»

ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУБАБЕ Абдуазимов Р.А. Email: Abduazimov17121@scientifictext.ru

Абдуазимов Равшан Абдуганиевич - старший преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: изучение истории исполнительства узбекской классической музыки на современном этапе связано с решением ряда проблем теоретического характера. Притом, что подрастает новое поколение мастеров, способных органично и естественно продолжать исполнительские традиции и заниматься нотным кодированием музыкальных текстов жанров классической музыки, наиболее существенным является проблема создания реальной источниковедческой и музыкально-текстологической базы. Наряду с этим параллельно заниматься освобождением классического произведения от многих устаревших, поверхностных представлений и догм.

К началу ХХ столетия узбекская музыка была представлена вековым традиционным искусством. Творческая деятельность музыкантов концентрировалась вокруг двух основных сфер: устно-профессиональной музыки и фольклора.

Ключевые слова: исполнительство, традиция, гармония, произведение, мастер, форма, музыка, музыкант, носитель мелоса.

FROM HISTORY PERFORMANCE ON RUBAB Abduazimov R-А.

Abduazimov Ravshan Abduganievich - Senior Teacher, DEPARTMENT TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: study to histories performance Uzbek classical music on modern stage is connected with decision of the row of the problems of the theoretical nature. Besides that grows the new generation a master capable organic and naturally continue the performance to traditions and concern with music coding music text genres of the classical music, the most essential is a problems of the creation real orientalist and music-textology of the base. At the same time parallel to concern with the study of the firsthand of the classical product from many outdated, surrface presentations and dogmas.

The ancient traditional art was presented to beginning ХХ centuries uzbek music. Creative activity musician concentrated around two main spheres: verbally-professional music and folklore.

Keywords: performance, tradition, harmony, product, master, the form, music, musician, carrier melos.

УДК 078 (075)

Как многим известно, классическая музыка Востока изначально распространяется устно. Вместе с тем, это искусство глубоко рациональное в своей основе, построенное на прочном фундаменте научных знаний. «Устность» является внешней формой, исполнительской стороной и служит неким «сектором свободы», которая осуществляется в рамках строгих канонов - «сектора необходимости». В этом единстве двух начал - свободы и необходимости - есть неугасаемая жизненная сила музыки, позволяющая ему адаптироваться в самых разных социальных условиях современности. Подтверждением тому является и то, что великие представители классической музыки, в эпоху его пышного расцвета в XIII-XV веках, были блестящими теоретиками и музыкантами - виртуозами в одном лице. Примерами может служить творчество

выдающихся учеников и последователей Фараби - Сафиуддина Урмави (1216-1294) и Абдулкадыра Мараги (1354-1435) - наиболее ярких представителей «школы систематиков», создателей универсальной теории макомата.

Начиная с XVI века, в связи с распадом Тимуридской империи, на ее территории образуются три государства - Шайбанидов в Маверааннахре, Сафавидов в Иране и Бабуридов в Индии. В этом процессе для нас важным является то, что столица Маверанахра Бухара выступает как преемница великих центров Тимуридского государства - Самарканда и Герата. Неслучайно, что в Бухаре проходит жизнь и творчество двух замечательных ученых музыки своего времени Наджмиддина Кавкаби (убит в 1533) и Дарвиша Али Чанги (вторая половина XVI века - 20-е годы XVII века). Бухара является местом становления Шашмакома (примерно, во второй половине XVIII века), послужившего основным ядром ныне бытующих форм макомата Центральной Азии.

Развитием классической музыки рассматриваемого периода является ослабление теоретического начала и в связи с этим, выход на первый план фигуры Устада-Мастера как живого носителя традиции. В одном из словарей XVIII века «Гиясул лугат» слово «устад» трактуется как производное от староперсидского «уставад», которое имеет значение «основа», «книга». Следовательно, Устад -Мастер есть хранитель традиций, своеобразная «устная книга» законов и норм данного искусства. Результатом такого устного творческого наследия мастеров, не имеющей под собой письменной теоретической платформы, которая сохранилась до нас как живая традиция.

В узбекской музыкальной традиции термин наво - музыка (мелос) является символом совершенства духа, небесной - божественной гармонии. Второе значение слова наво - дорога, путь, не просто обыденная дорога, а возвышенный мистический путь к Богу. Слово «соз» тоже означает музыку (благозвучие - соз). Второе значение соз - гармония (согласие - соз). Третье значение соз - музыкальный инструмент. Если наво имеет оттенок гармония - музыка, то соз как бы наоборот: музыка - гармония. Оригинальность Навои в том, что слово «наво» и «соз» применяются в сочетании друг с другом в форме навосоз, что означает творить мелос (навосоз).

Присутствует еще один синоним слов наво и соз - алхон (араб. форма понятия наво - мелос). Слово это в стихотворении появляется в форме единственного числа -лахн, и, поэтому, имеет только узкое значение - мелодии, вычлененной из контекста мелоса - наво, подразумевающего триединство мелодии, ритма и слова.

Иногда муганний и базм как бы дополняют основное понятие навосоз. Если навосоз выражает саму сущность мелоса - музыки, то муганний (певец) означает исполнителя мелоса. Для того, чтобы понять почему именно певец, а не музыкант является носителем мелоса, в триединстве мелодии, ритма и слова, необходимо вспомнить, что сочетание мелодии и ритма без слова подразумевает инструментальную музыку. Согласно философско -эстетическим воззрениям Востока, она считается менее совершенной, чем музыка вокальная, связанная со словом. Поэтому певец, как исполнитель мелоса, олицетворяет наво-мелос в совершенной форме.

Дарвиша Али Чангий в своем «Трактате о музыке» в четвертой главе излагает из истории инструмента рубаб.

Рубаб - это инструмент, развивался при правлении Великого Султана Мухаммада Харезмшаха. В горном Балхе появился мастер, которые превосходно играет на рубабе. Присутствовал на всех меджлисах и играл на этом инструменте с нежностью и эмоционально. Все были довольны.

Мавляна Руми (куддиса сирруху-л-азиз) - всем путеводитель в духовном совершенствовании, ценил все искусства, особенно музыку. Устоз Махмуд Раббони всегда присутствовал с ним рядом и исполнял музыку на рубабе.

Рубаб - инструмент горных обителей, у которого звук является хрупким (хушк). У него пять струн. Четыре из шелка, а пятая серебряная. Профессиональный исполнитель может воспроизвести на струнах красивые мелодии [1, 30 а-б лист].

Присоединение Средней Азии к России - невозможно переоценить в контексте развития узбекской макомной культуры, так же как и рождение нового государства, частью которого становится и Узбекистан.

В ХХ веке традиционное музыкальное искусство начинает выполнять и другую, поистине историческую эпоху. Уже с начала века мир все более открывался перед национальной культурой, открывалось и мировое музыкальное пространство, и национальная культура не могла на это не реагировать.

Особого внимания заслуживает музыкальная ситуация в республике последних десятилетий, которые разделены между веком прошлым и нынешним XXI веком. Именно это временное пространство вбирает в себя новая для Узбекистана историческая эпоха, начавшаяся с обретением Независимости. Для всех сфер общественной жизни и искусства наступило новое летоисчисление. Страна с огромным энтузиазмом восприняла это событие, вызвавшее приток свежей созидательной энергии, создавшее атмосферу радостного ожидания грядущих социокультурных перемен. И время в значительной мере оправдало надежды, в том числе, и в сфере музыки [2, 21].

Сегодня мы больше говорим о многополярном мире. Многополярный мир возможен при условии многополярности культур. Для подобной толерантности необходима культура, способная воспринимать другие культуры. Своё и другое может существовать при условии, когда другое способно стать своим, и, соответственно, когда своё открыто для других.

Список литературы /References

1 Дарвиш Али Чанги. «Трактат о музыке». Перевод с фарси Х. Аминова. Комментарии Б. Ашурова. ИВ АН РУз, Инв. № 468.

2 Янов-Яновская Н. Судьбы узбекской музыки в ХХ веке как смена историко-культурных контекстов // «Подготовка профессиональных кадров в сфере музыкального искусства, новые технологии и исполнительские навыки». Ташкент, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.