Из истории гражданского общества*
Генеральные Штаты в Голландии - делегатский корпус Соединенных Нидерландских провинций (Голландская республика, 1579-1795 гг.). Не следует смешивать с современным парламентом Нидерландов, который имеет одноименное название.
Генеральные штаты учреждены в XV в. владетельными бургундскими герцогами и были сохранены при их преемниках, Габсбургах. Составлялись из депутаций от провинциальных штатов (ассамблей) и созывались распоряжением центрального правительства для согласования суммы обложения провинций в пользу казны. По замыслу, Генеральным штатам надлежало служить упрочению власти иноземных правителей, но со временем им выпала важная роль в пробуждении в Нидерландах национального самосознания.
В 1576 г., в период восстания против испанского владычества (1568-1609 гг.), Генеральные штаты собрались, не испросив разрешения у испанской короны. Сделавшись законодательным органом общенидерландской федерации, они присвоили многие державные права. Вслед за обособлением южных земель и усмирением части восставших провинций испанцами, остальные семь провинций заключили в 1579 г. Утрехтскую унию. Соответствующий договор содержал четкое определение Генеральных штатов. Как верховный орган республики, которую заложила уния, Генеральные штаты несли ответственность за внешнюю и военную политику, однако для признания серьезных государственных решений требовалось единодушное согласие делегаций от всех семи провинциальных штатов. Таким образом, все провинции голландской республики были суверенными и ни в чем не делегировали свой суверенитет Генеральным штатам. В вопросах внутренней политики Генеральные штаты были ответственны за рутинное управление делами и взимание налогов в генералитете - на отвоеванных у испанцев территориях республики за пределами семи провинций.
На протяжении почти двух веков. существования республики, из-за сильнейшей разобщенности провинций, деятельность генеральных штатов протекала гладко лишь тогда, когда возникала угроза неприкосновенности государства или - в лице голландских штатов, либо главы исполнительной власти, штатгальтера - брала верх одна из соперничав-
* Печатается по: Епсус1орае&а Вгйапшса.- Ь., 1998.- СБ ЯОМ.
ших с ними политических сил. Впрочем, единодушие в Генеральных штатах не гарантировалось даже и тогда; когда подчас решения, принятые большинством голосов, вступали в действие, не имея законных оснований.
Генеральные штаты сохранялись в Нидерландах еще 1 год после краха одряхлевшей республики (1795 г.) - в устроенной на более демократических началах Батавской республике. В 1796 г. заменены национальным собранием.
Термин «Генеральные штаты» возобновлен применительно к основанному в 1814 г. парламенту Королевства Нидерландов.
Генеральные штаты во Франции - в монархической (до революции 1789г.) Франции ассамблея представителей государственных чинов, иными словами, духовенства, дворянства (привилегированные сословия) и простолюдинов (так наз. третье сословие).
Генеральные штаты ведут происхождение от обычая сеймов и взаимовыручки. Фактически сословное представительство возникло в Х111 в., но в качестве генеральных штатов представители трех сословий впервые собрались в 1302 г. с тем, чтобы выразить общенародную поддержку королю Филиппу IV Красивому в его споре с папой Бонифацием VIII. На протяжении первой половины XIV в. монархи, когда испытывали нужду в политической либо финансовой помощи, еще не раз созывали подобные собрания. Однако, по крайней мере уже в ходе Столетней войны, выяснилось, что Генеральные штаты - учреждение слишком громоздкое и неуступчивое. Впрочем, попытка генеральных штатов овладеть в 1350-ых годах правом законодательной инициативы не имела успеха не только по причине гибели реформатора, горожанина Этьена Марселя, но и в связи с недовольством в провинциях. Хотя от случая к случаю Генеральные штаты созывались также в следующем столетии, ряд их функций провинциальные штаты приняли на себя. Сословно-представительными собраниями провинций было легче управлять и держать их в повиновении; к тому же это более отвечало местному обычаю.
В основных своих чертах Генеральные штаты сложились к концу XV в., но не стали, да и не могли стать, постоянным государственным институтом. Ибо по установлении во Франции постоянного прямого налога (тальи), у королей после 1500 г. исчезла надобность в их созыве. Занимавший престол в 1515-1547 гг. Франциск I не созывал Генераль-
ные штаты ни разу, а позже они собирались, лишь когда случался кризис, например, в период религиозных войн (конец XVI в.).
Генеральные штаты 1614 г. (при несовершеннолетнем Людовике XIII) открыли одно из главных слабых мест этого органа - неспособность трех сословий сходиться во взглядах, что объясняется их антагонистическими интересами. Третье сословие отказалось тогда, коль скоро от части своих привилегий не отказывается дворянство, согласиться с отменой права покупать должности. Заседание закончилось ничем.
Следующее и последнее собрание Генеральных штатов состоялось в начале Французской революции в обстановке финансового кризиса, народного возмущения и ослабления королевской власти. Из опасения, что представители привилегированных сословий отвергнут предложение о реформе, депутация от третьего сословия провозгласила себя 17 июня 1789 г. национальным собранием. Эпоха представительства по признаку традиционного общественного расслоения, таким образом, завершилась.
Гомруль (Home Rule) - в британской и ирландской истории движение за автономию Ирландии в составе Британской империи.
«Ассоциация за самоуправление родины», требованием которой было учреждение отдельно ирландского парламента возникла в 1870 г. Лозунг Гомруля популяризировал ее основатель Исаак Бут, по профессии адвокат, по вероисповеданию протестант. В 1873 г. Ассоциация была преобразована в национальную лигу («лига Гомруля»), и вскоре на посту ее руководители Бут умер. Его сменил воинственный политик Чарльз Стюарт Парнелл. Своей тактикой обструкции в британском парламенте он привлек к ирландской проблеме внимание широкой общественности. При нем программа Гомруля была дополнена требованиям земельной реформы и религиозного (с учетом конфессиональной принадлежности) воспитания. К идее Гомруля склонялся премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон. В 1885 г. он внес на рассмотрение парламента свой собственный проект Гомруля, который, однако, был отвергнут (1886 г.). Второй билль о Гомруле (1892 г.), предложенный тем же Гладстоном, был принят палатой общин, но отклонен палатой лордов.
Сменившее кабинет Гладстона правительство тори повело курс на то, чтобы выбить у сторонников Гомруля почву из-под ног: под девизом «убьем Гомруль добротой». В Ирландии были осуществлены умеренные реформы. Потому третьему биллю о Гомруле пришлось дожидаться воз-
вращения к власти вигов. Законопроект был внесен в парламент в 1912 г. и это несколько охладило пыл воинствующей оппозиции как в лице ольстерских юнионистов во главе с Эдвардом Карсоном, так и ирландских республиканцев. 18 сентября 1914 г. билль, будучи принят парламентом, приобрел силу закона, но в годы Первой мировой войны он не действовал. Лишь в 1920 г. сходную с Гомрулем систему ввели правительственным постановлением в шести графствах Ольстера (Сев. Ирландия). Южная .Ирландия в составе остальных двадцати шести графств в 1921 г., согласно англо-ирландскому договору, приобрела статус доминиона, и без того номинальная связь которого с Великобританией в 1937 г. дала еще более сильную трещину, а в 1949 г. была прервана.
Перевод с английского Е.Я.Додина