ЛИТУРГИ ЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 281.9:245
DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10206
Денисов Михаил Евгеньевич, преподаватель Кафедры церковной истории Московской духовной академии, преподаватель Кафедры истории и теории христианского искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета E-mail: [email protected]
ИЗ ИСТОРИИ ГИМНОГРАФИИ И РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЭЗИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ ТРИФОНУ
Статья посвящена истории христианской гимнографии посвященной святому мученику Трифону, которая включает в себя службу, различные редакции молитвы, акафисты мученику Трифону, а также последование молебна, совершавшегося до революции в Трифоновской церкви в Напрудном г. Москвы и т.д. Кроме того, в статье приведены результаты исследования внелитургической гимнографии - русской религиозной поэзии, посвященной мученику Трифону.
Ключевые слова: гимнография, религиозная поэзия, святой мученик Трифон.
Цитирование: Денисов М.Е. Из истории гимнографии и религиозной поэзии, посвященной святому мученику Трифону // Ипатьевский вестник. -2020. - №2. - С.82-105.
Православная гимнография мученика Трифона представлена оригинальной греческой службой и ее славянским переводом, русскими тропарем, седаль-ном и молитвой, четырьмя русскими акафистами, тремя чинами из требника, а также последованием молебна, совершавшегося в Трифоновской церкви в Напрудном в дореволюционное время. В Ри-мо-Католической Церкви существует не менее трех кратких молитв, вспоминающих мученика Трифона вместе с Респицием и Нимфой.
Служба мученику Трифону
В славянской минее под 1/14 февраля находится шестеричная служба мученику Трифону, сов-
Михаил Евгеньевич Денисов
мещенная со службой предпразднству Сретения Господня. Служба состоит из песнопений вечерни и утрени.
В этой службе мученику посвящены четыре стихиры на «Господи, воззвах», тропарь, канон (без 2-й песни), включающий в себя 22 мученических тропаря и 8 богородичнов, кондак, седален, икос и светилен. В общей сложности — 39 од-нострофных песней. Однако, имя песно-писца указано лишь у стихиры-славника на «Господи, воззвах», написанной Ки-прианом Студитом (IX век)1.
Известно также авторство мученического канона на утрени, которое принадлежит другому гимнографу IX в. — преподобному Феофану Начертанному, так как его именем в современных греческих минеях надписано краегранесие2 «Сладости причаститися сподоби мя, Трифоне»3, в греческом подлиннике которого происходит игра однокоренных слов ТрифГ|5 (сладость) - Трифот (Трифон).
Таким образом, мученические песнопения современной службы датируются, в основном, IX в., что, очевидно, было связано с составлением в то время в Византии новой богослужебной книги — Минеи. В IX в. мученик Трифон пользовался уже большим почитанием на христианском Востоке. В частности, в Константинополе существовали две освященные в его честь базилики, упоминаемые Прокопием Кесарийским4, а царствовавший в то время император Лев VI Мудрый посвятил мученику одну из своих гомилий5.
Не исключено, что существовал до преподобного Феофана и канон мученику какого-либо предшествующего песнописца, замененный позже каноном Феофана. «Устранение гимнографии УП-УШ вв. из Миней, — пишет А.Ю. Никифорова, — было связано с появлением в XI в. уставного предписания: «...если в Минее на память какого-либо святого содержатся каноны разных песнописцев, то предпочтение отдается канону кир Космы. Если есть канон кир Иоанна и другого песнописца, то — Иоанна, если кир Феофана и других, то кир Феофана.»6.
1 Минея февраль. - М., 2007. - С. 4.
2 Краегранесие (или акростих) — стих, составленный из первых букв каждой песни канона.
3 Служба мученику Трифону (на древнегреческом языке) [Электронный ресурс]. - URL: http:// graeca.mrezha.net/glt/texts/Feb/01.htm.
4 Святой Трипун и его кафедральный собор. - Загреб, 2011. - С. 9.
5 Leonis homiliae in s. Tryphonem fragmenta. // Patrología Graeca. CVII. - P. 668.
6 Никифорова А.Ю. Из истории Минеи в Византии. - М., 2012. - С. 166.
Фреска с изображением мученика Трифона в Великой Лавре (Афон).
Тем не менее, мученику Трифону так и не был составлен тропарь — в службу вошел общий мученический тропарь «Мученик Твой, Господи...». Лишь в 1981 г. в «зеленых минеях» после общего тропаря был помещен особый тропарь мученику Трифону, включающий прошение «отженить вредящих нивам животных» и заканчивающийся припевом «радуйся, Трифоне, мучеников укрепление», характерным для акафистных проимиев: «Пищи Божественные, треблаженне, наслаждался на Небесех неоскудно, славящих песньми память твою покрый и сохрани от всякия нужды, отжени вредящих нивам животных, да тебе от любве вопием всегда: радуйся, Трифоне, мучеников укрепление»1.
Также в России был составлен в честь мученика седален, публиковавшийся Московской Синодальной типографией по заказу Трифоновской церкви в Напрудном вместе с молитвой на отдельных листах: «Воина Христова непобедимаго, победителя на врага добляго, в великих чудесех воссиявшаго, присно вси восхвалим верою Трифона страстотерпца: точит бо цельбы притекающим с верою, и утоляет страсти лютъ1я, и сущия в скорбех человеки заступает»2. Однако «русский» седален не только не заменил помещенный после 3-й песни канона переводной седален «Болезньми, блаженне, наслажда-яся плотскими.», но и вообще не вошел в богослужебное употребление.
Стоит заметить, что расположенный после 6-й песни канона икос «Священная трапеза предлагается...» — единственное в службе песнопение, посвященное как предпразднству Сретения Господня, так и мученику, память которого упоминается в конце икоса: «.и честна страдальца память...»3. Надо сказать, что в греческом Кондакаре XII-XIII вв. есть отдельный икос, посвященный мученику, который, однако, ни в греческую, ни в славянскую печатные минеи не вошел4.
В славянской минее после 6-й песни канона отсутствует имеющееся в греческой минее двустишие Христофора Митиленского (XI в.): «— Ты же, Трифон, что? — Меч предварив, умираю. — И какое время твоей кончины? — Новомесячие. В феврале Трифон прежде усечения умер, в первый день»5, несмотря на то, что оно было переведено с греческого языка еще в Древней Руси и вошло в Пролог, в частности, в его список, датированный 1469 г.6
Для святого, имеющего шестеричную службу, наличие светильна не обязательно. Тем не менее, в службе мученику Трифону он присутствует. В его тексте, как в славянской, так и в греческой минее, святой Трифон именуется не мучеником, а великомучеником: «Пищи наслаждаяся преславныя и Бо-
1 Минея февраль. - М., 2007. - С. 5.
2 Молитва святому мученику Трифону. - М., Синодальная типография, 1878. См. также: Денисов Л. Жизнь и страдания св. мученика Трифона и почитание его в России. - М., 1914. - С. 44.
3 Минея февраль. - М., 2007. - С. 10.
4 Амфилохий, архимандрит. Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437. - М., 1879. - С. 177.
5 Служба мученику Трифону (на древнегреческом языке) [Электронный ресурс]. - URL: http:// graeca.mrezha.net/glt/texts/Feb/01.htm. Перевод с древнегреческого языка М.В. Судакова специально для настоящей статьи, за что автор статьи выражает ему большую признательность.
6 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 304.I. Ед. хр. 720. Л. 293 об.
жественныя, Ангелом единожитель был еси, блаженне: гуси пасый в лузех, от Бога приял еси благодать исцелений, Трифоне великомучениче, исцеляти человеческия немощи и недуги»1. В старообрядческих богослужебных книгах святой Трифон именуется великомучеником во всех песнопе-ниях2.
Надо сказать, что мученические песнопения службы подверглись при Патриархе Никоне незначительному исправлению, что можно видеть на примере кондака святому, который в старообрядческой редакции звучит следующим образом: «Троическою твердостию многобожие разорил еси от конец преславне, честен; о Христе быв; и победив мучителя, о Бозе Спасе, венец приял еси мучения своего; и дарованьми исцеления обогатился еси, яко непобедим»3.
Все греческие песнопения службы прославляют, в основном, мужественные страдания святого мученика. Исключение составляют седален, воспевающий дар мученика совершать исцеления: «Темже и исцелений реки источаеши любовию прибегающим, мучениче, в кров твой»4; тропарь 6-й песни канона, восхваляющий благодатную силу святого, действующую через его мощи: «. останцы же тела души освящают верою касающихся им»5; и последние песни канона,в которых преподобный Феофан воспевает небесное блаженство святого Трифона: «Владыка всяческих Своими страданьми венчает мученика, и сего водворяет в селехНебесных.»6. И лишь однажды — в светильне — упоминается факт из до-мученического периода жизни святого — то, что он пас на родных лугах гусей и уже тогда получил дар исцелений: «.гуси пасый в лузех, от Бога приял еси благодать исцелений.»7.
Интересно, что в мученических песнопениях службы восемь раз «обы-грывается» имя мученика: в акростихе и тропарях 1-й, 4-й, 8-й и 9-й песней канона, в стихире на «Господи, воззвах», в седальне и светильне. В греческом тексте здесь стоят однокоренные с именем мученика слова «трифф;», «трифад» (2 раза) и «триф^д» (4 раза).
1 Минея февраль. М., 2007. - С. 14.
2 Канон святому великомученику Трифону. - М., 1914.
3 Канон святому великомученику Трифону. - М., 1914. - Л. 12.
4 Минея февраль. - М., 2007. - С. 8.
5 Минея февраль. - М., 2007. - С. 10.
6 Минея февраль. - М., 2007. - С. 11.
7 Минея февраль. - М., 2007. - С. 14.
Преподобный Феофан Начертанный - автор канона мученику Трифону.
Таким образом, «обыгрывание» имени мученика характерно как для акростиха и тропарей канона, написанных преподобным Феофаном, так и для половины остальных мученических песнопений службы. Думаю, что на этом основании можно с некоторой долей вероятности приписать преподобному Феофану и авторство посвященных мученику 1-й стихиры на «Господи, воззвах», седальна и светильна, в тексте которых также употреблено слово с корнем триф-. В таком случае остаются неатрибутированными лишь 2-я и 3-я стихиры мученику на «Господи, воззвах», кондак ему и икос, общий для предпразднства и мученика.
Редакции молитвы мученику Трифону
Общераспространенная молитва мученику Трифону «О, святый мучени-че Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим...» известна с 1868 г.1
Однако, по мысли протоиерея Трифоновской церкви в Напрудном И. И. Приклонского, она имеет очень древнее происхождение: «Признаки древнейшего происхождения этой молитвы, — пишет он, — можно видеть частью в том, что в ней совсем не упоминается о чудесном избавлении царского сокольничего (чего, конечно, не могло бы случиться, если бы она не была составлена ранее этого чуда), а частью и в том, что в прежних ее списках встречаются такие древние выражения, как, например, «и всем, иже к тебе прибегающим с верою, скоропос-лушный предстателю!»2.
В XIX — начале ХХ вв. она читалась в Трифоновской церкви на молебне и по заказу церкви регулярно печаталась в Московской Синодальной типографии для прихожан и богомольцев: «.обыкновенно, — пишет протоиерей И. И. Приклонский, — дается из церкви просящим одна читаемая на молебне молитва св. мученику Трифону, которая для этого по заказам от церкви от времени до времени нарочито печатается в М. Синодальной типографии»3.
Храм мученика Трифона в Напрудном (Москва).
1 Житие и страдания святаго мученика Трифона, память его совершается 1-го февраля. - М., 1868. - С. 31.
2 Приклонский И. И., протоиерей. Историческая записка о Московской Трифоновской, что в Напрудной (слободе), церкви и о совершаемых в ней особых молебствиях. - М., 1884. - С. 38.
3 Приклонский И. И., прот. Историческая записка о Московской Трифоновской, что в Напрудной (слободе), церкви и о совершаемых в ней особых молебствиях. - М., 1884. - С. 36.
Так, в 1870 г. инспектор Московской Синодальной типографии писал в Московский комитет для цензуры духовных книг: «Препровождая при сем молитву св. мученику Трифону в открытый лист, имею честь покорнейше просить оный комитет по процензировании возвратить в типографию для напечатания»1. Однако представленная редакция молитвы цензора, протоиерея Филарета Сергиевского, племянника святителя Филарета (Дроздова), не удовлетворила: «Молитва сия изложена не вся грамматически правильно., составлена не с довольным разумением употребляемых слов и речений. , написана не чистым славянским наречием, а смешанным с русским просторечием, отпечатана неисправно. »2.
Автору известны открытые листы с молитвой мученику Трифону, напечатанные в последующие годы — 1878, 1889 и 1906 гг. — вместе с седальном мученику «Воина Христова непобедимаго...».
Позже эта молитва вошла сначала в акафист, составленный в 18911892 гг., а затем в акафист, читаемый в Знаменской церкви в Переяславской слободе с середины ХХ века. Вместе с акафистом эта молитва была заимствована другими Поместными Православными Церквами, в частности, Сербской Церковью.
Надо заметить, что все редакции этой молитвы отличаются друг от друга. Так, в молитве, отпечатанной на листе в 1878 г., после фразы «наипаче же в день страшный последняго нашего издыхания предстательствуй о нас» следует фраза «егда темные зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут»3, которая позже вышла из употребления.
В тексте молитвы, опубликованной в «Житии и страдании святаго мученика Трифона» (М., 1882), фраза «скорый прогонитель лукавых духов» была заменена на фразу «покровитель от лукавых духов»4, которая больше не встречается в других редакциях.
В молитве, напечатанной в книге «Историческая записка о Московской Трифоновской, что в Напрудной (слободе), церкви и о совершаемых в ней особых молебствиях» (М., 1884) после фразы «почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, созданном на похвалу святому имени твоему, и» добавлена фраза «предстательствуй о нас пред Господом», а после фразы «испросил еси у Него дар сей: аще кто в какой-либо нужде, печали» слово «своей» заменено на фразу «и болезни душевной, или телесной»5.
В молитве, включенной в акафист, одобренный Синодом в 1893 г., в процитированной выше фразе удалено определение: «созданном на похвалу святому имени твоему». Одновременно после фразы «Ты бо угодни-че Христов» была вставлена фраза «в великих чудесех воссиявый, источаяй
1 Центральный государственный архив города Москвы, Ф. 2393. Оп. 1. Д. 3114. Л. 1.
2 Центральный государственный архив города Москвы, Ф. 2393. Оп. 1. Д. 3114. Л. 2.
3 Молитва святому мученику Трифону. - М., Синодальная типография, 1878.
4 Житие и страдания святаго мученика Трифона. - М., 1882. - С. 35.
5 Приклонский И. И., протоиерей. Историческая записка о Московской Трифоновской, что в Напрудной (слободе), церкви и о совершаемых в ней особых молебствиях. - М., 1884. -С. 38.
цельбы притекающим к тебе с верою и сущия в скорбех человеки заступа-яй». Кроме того, фраза в конце «удостоимся славити» заменена на слово «прославляем»1.
В молитве, отпечатанной на листе в 1906 г., вновь появились фразы «созданном на похвалу святому имени твоему» и «удостоимся славити» вместо «прославляем», но была исключена фраза «недостойных рабов твоих» после фразы «Услыши ныне и на всякий час моление нас». Фраза «Ты бо угодниче Христов» была изложена в следующей редакции: «Ты бо, угод-ниче Христов, св. мучениче и чудотворче Трифоне, в великих чудесех вос-сиявый, прежде исхода твоего от жития сего тленного молился еси за ны ко Господу.»2.
Молитва, как было сказано, достаточно древняя, поэтому ее текст содержит большое количество архаизмов. В связи с этим в 1899 г. священник И. Бухарев в своей книге «Праздники в честь чудотворных икон Господа и Пресвятой Богородицы, а также икон и мощей св. угодников Божиих» дал толкование десяти малопонятных слов молитвы: «аще» — «если», «прилог» — «приключение», «яко» — «как», «сице» — «также», «наипаче» — «особенно», «егда» — «когда», «зраки» — «сборища», «идеже» — «где», «причастники» — «участники» и «купно» — «вместе»3.
В акафисте, читаемом в Знаменской церкви в Переяславской слободе с середины ХХ века, старая молитва подверглась незначительной редакции, зато была добавлена вторая молитва, неизвестная доселе, упомянувшая впервые чудо мученика Трифона о соколе.
В книге «Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни» 1903 г. опубликована еще одна молитва «О святой мучениче и дивный чудотворче Трифоне!..», написанная, скорее всего, автором книги, неким Н.Ч.4
В Римо-Католической Церкви, празднующей память святого Трифона вместе с мучениками Респицием и Нимфой 10-го ноября, существует не менее трех кратких молитв, вспоминающих мученика Трифона. Одна из них, помещенная в бревиарии, звучит следующим образом: «Сделай нам, мы молим Тебя, о, Господи, когда-нибудь усердно наблюдать праздник Твоих святых мучеников Трифона, Респиция и Нимфы, чтобы мы смогли, по их протекции, испытать дары Твоей защиты. Через нашего Господа»5.
Акафисты мученику Трифону
Первый, насколько известно, опыт составления акафиста святому мученику Трифону принадлежит некоему Н. И., однако его текст, рассмотренный
1 Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благо-вестник», 2003. - С. 588.
2 Молитва святому мученику Трифону. - М., Синодальная типография, 1906. Архив автора.
3 Бухарев И., священник. Праздники в честь чудотворных икон Господа и Пресвятой Богородицы, а также икон и мощей св. угодников Божиих. - М., 1899. - С. 25-26.
4 Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни. - М., 1903. - С. 120-121.
5 Вгеу1апиш готапиш... Р., 1838. - С. 858. Перевод автора.
Московским духовно-цензурным комитетом в 1874 г., утвержден для общецерковного употребления не был1.
Распространение в Русской Церкви получил другой текст акафиста, написанный в 1891-1892 гг. Его автором был Владимир Анатольевич Богданов (1865-1931 гг.), преподававший в те годы в 1-м реальном училище в Москве, а впоследствии принявший сан священника и монашеский постриг с именем Серафим. В 1920-е гг. святитель Тихон (Бел-лавин) предлагал отцу Серафиму (Богданову) рукоположение в сан епископа, однако тот отказался.
Его авторству принадлежит также акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Споручница грешных», написанный в том же году, 7 марта 1891 г.: «... Аще кто, — писал В. А. Богданов в восьмом кондаке этого акафиста, — без ладьи переплыти восхощет море — не безумным ли наречется от всех, и не погибнет ли обезсилев в пучине морстей; тако погибнет и тот, иже многомятежное море мира сего переплыти восхощет без Церкви, без таинств, без покаяния. Возблагодари же Бога, душе моя, яко к незыблемой Церкви, юже врата адова не одолеют, принадлежиши; яко веру истинную Православную содержиши и в Церкви той от бурь и волнений мира сего безопасна пребываеши...»2.
Кроме того, он написал еще и другие акафисты, а также службы. Часть из них, возможно, погибла при пожаре дома (что он предсказал), в котором он умер в Загорске в 1931 г., судьба другой части, которой пользовался в 1999 г. А. В. Криволуцкий при составлении «Жизнеописания истинно-православного старца протоиерея Владимира Богданова», остается неизвестной3.
Очевидно, что отец Серафим (В. А. Богданов) заслуживает того, чтобы немного рассказать о нем и его родительской семье. Он родился 19 апреля 1865 г. в семье известного антрополога и зоолога Анатолия Петровича Богданова (1834-1896) — профессора Московского университета и члена-корреспондента Петербургской академии наук.
Семья, в которой воспитывался автор акафистов, отличалась своей религиозностью. Так, его бабушка по матери, Н. И. Полеваева, была благоче-
1 Попов А.В. Православные русские акафисты. - М., 2013. - С. 546.
2 Криволуцкий А. В. Жизнеописание истинно-православного старца протоиерея Владимира Богданова. [Электронный ресурс]. - URL: http://catacomb.org.ua.
3 Криволуцкий А. В. Жизнеописание истинно-православного старца протоиерея Владимира Богданова. [Электронный ресурс]. - URL: http://catacomb.org.ua.
Акафист мученику Трифону. М., 2016.
В.А. Богданов - автор акафиста мученику Трифону.
стивой, доброй и щедрой к бедным. Однажды с ней случилось чудесное событие. Когда она умерла, то погребение по неизвестным причинам задержалось. На пятый день она воскресла и рассказала, что видела обители праведников и грешников.
Благочестием отличалась и мать Владимира Анатольевича, Е. В. Богданова, особенно с 1890 г., когда она познакомилась с преподобным Варнавой (Меркуловым) и протоиереем Валентином Амфитеатровым. В 1916 г., за три месяца до своей смерти, она приняла монашеский постриг в схиму1.
Отец Владимира Анатольевича, крупнейший ученый, был не менее благочестив: «Я, — писал он о себе в 1897 г. в своем завещании, — всю жизнь старался жить праведно, просто и желал бы также уйти с этого света»2.
В гимназические годы В. А. Богданов алтарничал в приходской церкви Спаса на Песках на Арбате. Окончив гимназию, он собирался поступать в духовную академию, но это не осуществилось, поэтому он окончил физико-математический факультет Московского университета3.
В благочестивой семье Богдановых особенно почитали мученика Трифона, что и побудило молодого Владимира написать ему в 1891 г. акафист: «Акафист св. мученику Трифону, — свидетельствовал он, — написан мной вследствие особого усердия к мученику, так как он постоянно чтился у нас (в семье) как наш постоянный молитвенник пред Богом»4.
Написанный Владимиром Анатольевичем акафист включил в себя уже существовавшую к тому времени молитву святому мученику «О святый муче-ниче Христов Трифоне, скорый помощниче, и всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю!..».
Свой акафист В. А. Богданов представил на рассмотрение в Московский духовно-цензурный комитет, который признал необходимым сделать в акафисте некоторые исправления. 15 мая 1892 г. автор повторно представил в означенный комитет акафист мученику Трифону с внесенными в него исправлениями.
Одобрив акафист к печати, Московский духовно-цензурный комитет, однако, нашел в нем и недостатки. Рукопись акафиста была отправлена на утверждение в Святейший Синод.
Криволуцкий А. В. Жизнеописание истинно-православного старца протоиерея Владимира Богданова. [Электронный ресурс]. - URL: // http://catacomb.org.ua. Архив Российской академии наук. Ф. 446. Оп. 1. Д. 155. Л. 3 об.
Криволуцкий А. В. Жизнеописание истинно-православного старца протоиерея Владимира Богданова. [Электронный ресурс]. - URL: // http://catacomb.org.ua. Попов А. В. Православные русские акафисты. - М., 2013. - С. 351.
4
Об истории рассмотрения текста акафиста в Синоде свидетельствует архивное дело «По донесению Московского Духовно-Цензурного комитета о на-печатании Акафиста св. мученику Трифону, составленного Владимиром Богдановым», хранящееся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге1.
По поручению Синода, епископ Псковский Гермоген (Добронравин) вновь рассмотрел акафист, внес в него свои исправления неточных или неправильных выражений, а также сделал небольшие добавления и, наоборот, сокращения, после чего написал на акафист следующий отзыв:
«Рукопись сия одобрена к напечатанию Московским духовно-цензурным комитетом, так как «акафист» составлен по общепринятой для акафистов форме, проникнут благоговейными мыслями и чувствами, написан правильным и чистым славянским наречием, отличается стройным и ясным изложением и по содержанию вполне соответствует сведениям о жизни, страданиях и чудотворениях св. мученика Трифона, заключающимися в Четии-Минеи святителя Ростовского Димитрия.
Одобрив рукопись, Комитет, однако, нашел в ней и недостатки, касающиеся то положения, то содержания, но не исправил их, а только подчеркивал карандашом некоторые выражения или на полях рукописи ставил то знаки вопроса, то знаки удивления или восклицания.
Я рассмотрел эту рукопись, нашел в ней также немало недостатков, и, сколько позволили время и силы, исправил ее. Исправление состояло в том, что некоторые места в ней совсем выпустил, в других исправил неточные или неправильные выражения, а в иных сделал небольшие добавления или сокращения.
Принимая же во внимание, что акафист проникнут благочестивыми чувствами, составлен в общепринятой для акафистов форме и изложен в порядке времени жизни св. мученика Трифона, начиная от отроческих его лет до мученической кончины включительно, я, с своей стороны, полагал бы возможным и даже полезным разрешить напечатание оного в исправленном мною виде»2.
В результате труда над акафистом мученику Трифону В. А. Богданова, а затем епископа Гермогена (Добронравина), он был 23 июня 1893 г. разрешен Святейшим Синодом к напечатанию3. Первое издание акафиста церков-но-славянским шрифтом вышло в том же 1893 г., а гражданским шрифтом — в 1894 году4.
Этот текст получил широкое распространение как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. В частности, акафист был впоследствии переведен на сербский язык и неоднократно издавался в Сербской Церкви, особенно почитающей мученика Трифона, под заглавием «Ака-тист Светом Мученику Трифуну»5.
1 Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 173. Д. 2704. Л. 1 - 4 об.
2 Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 173. Д. 2704. Л. 3 - 3 об.
3 Попов А. В. Православные русские акафисты. - М., 2013. - С. 351.
4 Попов А. В. Православные русские акафисты. - М., 2013. - С. 536.
5 Светигора. Цетинье. 2013. № 225. Обложка.
Необходимо сказать несколько слов о содержании некоторых частей утвержденного акафиста и о его особенностях. Во-первых, надо сказать о припеве проимия и рефрене, по которым принято отличать тексты разных акафистов друг от друга. В утвержденном акафисте рефрен следующий: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим»1.
В самом начале мученического акафиста, как обычно, упоминаются, прежде всего, благочестивые родители мученика, и говорится, что мученик Трифон уже в детстве показал образ святой жизни (икос 1 — кондак 2)2, благодаря чему Господь даровал ему дар чудотворений (икос 2 — икос 3)3. Далее повествуется об изгнании мучеником беса из дочери императора Гордиана (кондак 4 — икос 6)4, а затем о мученичестве св. Трифона и его кончине (кондак 7 — икос 11)5. 12-й кондак посвящен чуду мученика Трифона о соколе6.
Третий вариант акафиста мученику Трифону был написан Л. И. Денисовым (будущим епископом Арсением) в 1893 г., когда акафист В. А. Богданова уже находился на рассмотрении в Синоде7. Видимо, именно по этой причине он не был разрешен к печати.
С середины ХХ в. известен еще один вариант акафиста мученику Трифону, вошедший в богослужебный обиход Знаменской церкви в Переяславской слободе в Москве. Его авторство приписывают протоиерею Александру Ветелеву — клирику Знаменского храма в 1955-1966 гг., а затем профессору Московской духовной академии.
Текст этого акафиста составлен с использованием акафиста В. А. Богданова, даже припев проимия и рефрен, по которым принято отличать тексты разных акафистов друг от друга, такой же, как и в богдановском акафисте: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим». Хайретизмы («радуйся») тоже оставлены почти без изменений, но частью переставлены местами. Число их сокращено в каждом икосе вдвое — до шести, не считая рефрена.
Тексты кондаков и икосов частью отредактированы, а большей частью — написаны заново. Кроме того, в акафист была добавлена вторая молитва, упоминающая, в отличие от общепринятой, чудо мученика Трифона о соколе: «О, великий мучениче Божий и преславный чудотворец, святый мучениче Трифоне!».
1 Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благо-вестник», 2003. - С. 576.
2 Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благо-вестник», 2003. - С. 576-577.
3 Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благо-вестник», 2003. - С. 577-578.
4 Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благо-вестник», 2003. - С. 579-581.
5 Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благо-вестник», 2003. - С. 581-585.
6 Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благо-вестник», 2003. - С. 586.
7 Попов А. В. Православные русские акафисты. - М., 2013. - С. 546.
Возможно, что в советское время существовали и другие редакции акафиста мученику Трифону, в том числе промежуточные между общепринятым текстом и текстом, употребляемым в Знаменской церкви. Об этом могут свидетельствовать две цитаты из акафиста, приведенные упомянутым протоиереем Александром Ветеле-вым в своей проповеди «Память святого мученика Трифона», сказанной в Знаменской церкви ок. 1950 г.: «Избранный Богом, святый мучениче Трифоне, молился о нас грешных Христу...» и «...вознеси ко Господу Богу теплые молитвы твоя за ны недостойные, болящие исцели, печальные утеши, заблудшие вразуми, бедствующим помози и вся нам потребная для здравия телесного и спасения душевного у Бога испроси.»1, которые отличаются как от одного, так и от другого известного в настоящее время текста акафиста.
Молебен, совершавшийся в церкви святого Трифона в Напрудном в дореволюционное время
В церкви святого Трифона в Напрудном до революции регулярно совершался молебен перед храмовой иконой мученика Трифона с частицами его святых мощей. На молебне произносился прокимен «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» и стих «Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут», а затем читалось 51-е зачало Евангелия от Луки, положенное, согласно февральской минее, для чтения на литургии в день мученика Трифона.
Отличие чинопоследования молебна, совершавшегося в церкви святого Трифона в Напрудном, заключается в том, что после чтения Евангелия произносилась сугубая ектенья с добавлением особого прошения: «Еще молимся Тебе, Господи, притекая к предстательству угодника Твоего св. мученика и чудотворца Трифона, о рабех Божиих (имя рек), о еже благословити их и умно-жити лета живота их в мире и здравии, избавити их от всякия нужды, беды и скорби, и получити им исполнение благих желаний сердца их, яже ко спасению, и подати им же и всем нам благопоспешение во всем и благоденствие; рцем вси, человеколюбивый Господи, услыши и милостивно помилуй»2. В конце молебна читалась молитва святому мученику.
Вскоре после утверждения Синодом в 1893 г. текста акафиста мученику Трифону, автор книги «Московская Трифоновская церковь» (М., 1895) поднял
1 Ветелев А., протоиерей. Память святого мученика Трифона. // Сборник праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых). Машинопись. М., Загорск, 1965 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odinblago.ru/pouchenia_4/16.
2 Приклонский И. И., протоиерей. Историческая записка о Московской Трифоновской, что в Напрудной (слободе), церкви и о совершаемых в ней особых молебствиях. - М., 1884. - С. 36-37.
Протоиерей Александр Ветелев - автор акафиста мученику Трифону.
вопрос о введении чтения акафиста в богослужебный обиход Трифоновской церкви в Напрудном: «Для развития богомолья, — писал он, — следует ввести по праздникам и некоторым из будних дней чтение в церкви акафиста мученику Трифону, разрешенного Св. Синодом и составленного одним светским лицом, испытавшем на себе и своей семье силу молитв этому великому угоднику Божию»1. К сожалению, мы не располагаем информацией о регулярном чтении данного акафиста в Трифоновской церкви в начале ХХ в.
Молебен с акафистом мученику Трифону в Знаменской церкви в Переяславской слободе
С 1936 г. центром почитания мученика Трифона в России стала церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, куда настоятелем храма, протоиереем Стефаном Марковым, была перенесена икона мученика Трифона с частицами его святых мощей — храмовый образ закрытой к тому времени церкви св. Трифона в Напрудном. «Отец Стефан установил пение акафиста пред чудотворной иконой мученика Трифона по четвергам, после вечернего богослужения. Акафисты совершались очень торжественно, соборно, до войны часто возглавлялись архиереями»2. Кроме того, акафист мученику ежедневно читался на водосвятных молебнах после литургии.
Позже вечернее пение акафиста святому мученику было перенесено, и теперь оно совершается не в четверг вечером, а в среду, при общенародном пении. В Знаменском храме читается акафист, составленный, по преданию, протоиереем Александром Ветелевым в середине ХХ века. В 2012 г. храмом был издан музыкальный альбом «Акафист святому мученику и чудотворцу Трифону» в исполнении народного хора Знаменской церкви.
Молитва из последования малого водоосвящения
Имя мученика Трифона также призывается при совершении малого водоосвящения, в молитве «Господи, Боже наш, великий в совете и дивный в делех...», вместе со святыми Космой и Дамианом, Киром и Иоанном, Пан-
1 Московская Трифоновская церковь. - М., 1895. - С. 16.
2 Кондратьев В. А., Королева А. Я. Храм у Крестовской заставы. - М., 2015. - С. 312.
Икона мученика Трифона с частицами мощей. Знаменский храм в Переяславской слободе.
Знаменский храм в Переяславской слободе (Москва).
телеимоном и Ермолаем, Сампсоном и Диомидом, Мокием, Аникитой и Фа-лалеем. Эти святые перечислены в одной молитве потому, что все они безмездно распоряжались даром исцелений, данным им Богом. В основном, все они были врачами. Мученик Трифон, который врачом не был, включен в их число потому, что еще в юности получил от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов1.
Последования требника: молитва «святых седми отроков на немощного и не спящего» и чин, «бываемый на нивах,
или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов» Кроме упомянутого после-дования, имя мученика Трифона встречается в требнике еще дважды: в молитве «святых седми отроков на немощного и не спящего» и в чине, «бываемом на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов».
В молитве «святых седми отроков на немощного и не спящего» мученик Трифон призывается в сонме тех же целителей и бессребреников, как и в молитве из последования малого водоосвящения, за исключением святых Мокия и Аникиты. Эта молитва вместе с упоминанием святого Трифона была включена в акафист семи отрокам Ефесским.
Икона мученика Трифона с соколом. Россия, XIX в.
1 Андроник (Трубачев), игумен. Бессребреники. // Православная энциклопедия. - Т. 5. 2002. - С. 10.
М.
Не случайно призывание святого Трифона и в чине, «бываемом на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов». Как объясняет архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский), призывание мученика Трифона в данном чине обусловлено тем, что «св. Трифон (февраля 1) научил прогонять насекомых своим заклинанием»1.
Указанный чин положено совершать после Божественной литургии, взяв елей из лампад святых Трифона, Евстафия Плакиды и Иулиана Тарсий-ского и смешав его с богоявленской водой. После обычного начала читаются псалмы 104 и 27, тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас.», молитва «Господи Боже наш, в начале создания Твоего сотворивый небо и землю.» и псалом 67. Затем в чине находится молитва «Заклинание святого мученика Трифона», составленная от лица мученика. А. И. Алмазов считает ее апокрифической и не принадлежащей мученику Трифону2. После заклинания следует молитва «Владыко Господи Боже наш, плотским Твоим пришествием благословивый Вифлеем.» с упоминанием святых Трифона, Евстафия и Иу-лиана, причем все они называются здесь великомучениками. Затем следует отпуст, на котором мученик Трифон со святыми Евстафием и Иулианом вспоминаются вновь.
Мученик Трифон в русской религиозной поэзии
В заключение надо остановиться на внелитургической гимногра-фии — на русской религиозной поэзии, посвященной мученику Трифону.
Предание о широко известном чуде мученика Трифона, о соколе, нашло свое отражение не только в романе «Князь Серебряный» А. К. Толстого, но и в былине доктора медицины А. Г. Лукьяновского «Былина про царя Ивана Грозного и князя Трифона Патрикеева», впервые опубликованной в 1882 г. в «Русском вестнике», а в 1887 г. вышедшей в свет отдельным изданием.
Потеряв любимого царем сокола, главный герой былины, князь Трифон Пат рикеев, взмолился:
И пред Господом и Спасителем, Пред архангелом и хранителем, С воплем крепким на колени пал:
1 Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных. - М., 1999. - С. 271.
2 Алмазов А. И. К истории молитв на разные случаи. - Одесса, 1896. - С. 27-30.
CKA3AHIE 0 ТОМЪ,
КАКЪ ПОСТРОЕНА ЦЕРКОВЬ
СВ~ ВММОМНЕНШ ТРИФОНА
БЫЛИНА ■■■-4» ЦД1'И И1Ш11 l l'II IIIUII
ДА ПРО КНЯЗЯ ТРИФОНА ПАТРИКЕЕВА.
МОСКВА. 1887
Издание «Былины про царя Ивана Грозного да про князя Трифона Патрикеева» Лукьяновского. М., 1887.
«О, святой, Христов, Трифон мученик, Благ хранитель мой и порученик! Завтра смерть моя!.. Завтра казнь моя! Защити меня, и спаси меня!» И лишь Трифону пал - взмолился он, Страстотерпцу лишь поклонился он, Как на месте том, не вставаючи, Богу душеньку поручаючи, Опустился он, позабылся он.1 Уснув после молитвы, князь в сновидении видит мученика Трифона, сообщающего ему, что пропавший сокол сидит на востоке: Небо ширится, разверзается. Во блистающем одеянии, Во божественном во сиянии, Светозарный муж ниспускается: Я хранитель твой, Трифон мученик, Покровитель твой и порученик!.. Княже Трифоне!.. пробудися ты, И честным крестом осенися ты! Как восстанешь ты, на восток пойдешь! Там и сокола не искав найдешь!».2 Проснувшись и найдя на востоке сокола, князь в благодарность дает обет воздвигнуть на том месте, в Напрудном, пятиглавый храм в честь святого мученика:
И как злая та избылась беда, Мудрый Трифон князь дал обет тогда, В память ангелу, в похвалу и честь, Пятиглавый храм возвести-возвесть: Там возвесть его, где стенаючи, Свята Трифона умоляючи, В страшный вечер тот на колени пал, Где и сокола беглеца поймал».3 В 1890 г. другой русский поэт, Гордей Михайлович Швецов (дядя Гордей), издал поэму «Святой мученик Трифон, памятуемый Православной Церковью 1-го февраля», состоящую из 195 четверостиший: Родился Мученик Святой В селеньи маленьком - Кампсада, В глуши, близ некоего града Фригийской области, в простой
1 Лукьяновский А. Г. Сказание о том, как построена церковь св. великомученика Трифона в Москве. Былина про царя Ивана Грозного да про князя Трифона Патрикеева. - М., 1887. - С. 28.
2 Лукьяновский А.Г. Сказание о том, как построена церковь св. великомученика Трифона в Москве. Былина про царя Ивана Грозного да про князя Трифона Патрикеева. - М., 1887. - С. 29.
3 Лукьяновский А.Г. Сказание о том, как построена церковь св. великомученика Трифона в Москве. Былина про царя Ивана Грозного да про князя Трифона Патрикеева. - М., 1887. - С. 31.
Но жившей праведно семье, И сам вел жизнь святую с детства, И зарабатывая средства, Он пас гусей в своем селе».1 Так начинается эта поэма, повествующая в стихотворной форме о жизни и страданиях мученика Трифона. Посвященная русскому юношеству, поэма адресована детям, которых автор призывает посещать Трифоновскую церковь в Напрудном:
Склонимся ж взрослые мы все Пред сим священным идеалом, Внушивши детям юным, малым, Живущим собственно в Москве — Ходить почаще в Божий храм Во имя Трифона страдальца И там с молитвой поучаться Тому, как следует всем нам, Во имя Господа Христа Терпеть за истину святую».2 Кроме того, поэт просит детей прочесть «рассказ о Трифоне святом»: Мы верим в будущую жизнь, На милость Божью уповая, И я не лишним здесь считаю, Всем юным детям предложить, Рассказ о Трифоне святом, Прочесть в писаниях церковных, Чтоб твердо жизнь его запомнить И поучение о том — Как должно детство проводить В семье своей благочестиво И все невзгоды терпеливо, С глубокой верой, выносить».3 Третьим поэтическим произведением, посвященным мученику Трифону, является стихотворение митрополита Трифона (Туркестанова) «Цветок от бедного сердца мученику Трифону», написанное им ко дню памяти своего небесного покровителя в феврале 1925 г. В этом стихотворении владыка Трифон воспевает предсмертную молитву мученика Трифона: В мучительных страданьях, умирая, Не о себе, святой, ты Господа молил, О нет, о людях ты, изнемогая, С последним воздыханием Христа просил:
1 Швецов Г.М. Святый мученик Трифон, памятуемый Православной Церковью 1-го февраля. -М., 1890. - С. 1.
2 Швецов Г.М. Святый мученик Трифон, памятуемый Православной Церковью 1-го февраля. -М., 1890. - С. 38-39.
3 Швецов Г.М. Святый мученик Трифон, памятуемый Православной Церковью 1-го февраля. -М., 1890. - С. 36.
«Спаситель мой, мой Бог любви, к Тебе взываю. Услышь мою последнюю к Тебе мольбу: Кто с верой воззовет ко мне: «Страдаю, Не в силах больше я вести со злом борьбу. Болезнь меня постигла, горе злое, Со всех сторон грозят мне страшные враги, Спаси ж меня, угодник Божий, во благое Все злое обрати. Ты добр, мне помоги». Пусть да услышана молитва будет Тобою, Господи, и скорбь их вся пройдет. И мир тогда мой подвиг не забудет, И всякий скорбный, плачущий ко мне придет». И услыхал Господь молитву эту — Сей храм свидетелем святых Его чудес — Вещает он повсюду, всему свету, Что имя Трифона доходит до небес. И ныне, в день святых его страданий, К тебе, о святче Божий Трифоне, зовем: Спаси скорбящих нас от всех терзаний, Да непрестанно мы тебе хвалу поем».1 В 1954 г. мученик Трифон был воспет в русской религиозной поэзии в четвертый раз: духовная дочь прп. Никона (Беляева) Оптинского Е. В. Дом-бровская посвятила мученику свою поэму «Святой мученик Трифон». Поэма состоит из трех частей: первая посвящена посещению мучеником Трифоном Рима, где он исцелил дочь императора и показал всем беса, вторая — мученичеству святого, а третья — чуду мученика Трифона о соколе. Вот как отвечает святой Трифон в поэме игемону Аквилину2:
Зовут меня Трифон. Отчизна моя Хранимая Богом Кампсада. В Единого Господа верую я, Христос - моя жизнь и отрада. А веровать в вашу слепую судьбу Совсем не пристало Христову рабу!» Имя мученика Трифона распространено и в современной русской поэзии. В частности, ему посвящена поэма А. Недачина «Житие святого мученика Трифона» (2007 г.). Обозрев жизнь и страдания святого мученика, поэт завершает Житие стихотворной молитвой:
О! Святый мучениче Трифон, Мы к тебе с молитвой на устах: Помоги с сегодняшним нам лихом Справиться, погрязшим во грехах!
1
2
Трифон (Туркестанов), митрополит. «Любовь не умирает...»: Из духовного наследия. - М., 2007. - С. 544.
Домбровская Е. Святой мученик Трифон. // Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни. - М., 1998. - С. 245.
<...> Помоги молитвенным нам словом, Твое имя призываем мы! Да избави от прилога злого, Душу нашу изведи из тьмы!»1.
К подвигу мученика Трифона обращались также зарубежные поэты. Например, известна сербская песня «Бела ружа у корову расла...»2, посвященная святому Трифону, однако южнославянская религиозная поэзия в честь мученика Трифона — это тема для отдельного исследования.
Подводя итоги обзору богослужебных песнопений и религиозной поэзии, посвященных мученику Трифону, нужно отметить следующее. После-дование службы, помещенное в славянской минее, является переводом с греческого оригинала, датированного, в основном, IX веком. В славянский текст службы, опубликованный в 1981 г. в «зеленой минее», был добавлен лишь впервые обнародованный тропарь мученику. Греческое происхождение имеют и упомянутые чины из требника, включающие призывание мученика Трифона, а также не переведенный на славянский язык икос.
Краткие молитвы мученику, употребляемые в Римо-Католической Церкви, принадлежат христианскому Западу.
В то же время все остальные жанры гимнографии — акафисты и молитвы — являются плодом благочестивого творчества русских песнописцев Нового и Новейшего времени. Более того, русский акафист с молитвой был заимствован другими Поместными Православными Церквами, в первую очередь, Сербской Церковью.
Большое внимание прославлению мученика Трифона уделила и русская вне богослужебная религиозная поэзия Нового и Новейшего времени, представленная былиной, поэмами и стихотворениями.
Таким образом, надо признать, что в Новое и Новейшее время Русская Церковь вслед за греческими песнописцами IX века особенно потрудилась для прославления мученика Трифона в гимнографических текстах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акафист святому мученику Трифону. // Акафистник. - М., издательство «Даниловский благовестник», 2003.
2. Алмазов А. И. К истории молитв на разные случаи. - Одесса, 1896.
3. Амфилохий, архимандрит. Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII в. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437. - М., 1879.
4. Андроник (Трубачев), игумен. Бессребреники. // Православная энциклопедия. - Т. 5. - М., 2002.
5. Архив Российской академии наук. Ф. 446. Оп. 1. Д. 155. Л. 3 об.
6. Бухарев И., священник. Праздники в честь чудотворных икон Господа и Пресвятой Богородицы, а также икон и мощей св. угодников Божиих. - М., 1899.
1 Недачин А. Жития святых. Б. м., [2008]. С. 31-32.
2 Славарица. Пирот, 2009. С. 390-394.
7. Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных. - М., 1999.
8. Ветелев А., протоиерей. Память святого мученика Трифона. // Сборник праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых). Машинопись. М., Загорск, 1965 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.odinblago.ru/pouchenia_4/16.
9. Денисов Л. Жизнь и страдания св. мученика Трифона и почитание его в России. - М., 1914.
10. Домбровская Е. Святой мученик Трифон. // Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни. - М., 1998.
11. Житие и страдания святаго мученика Трифона, память его совершается 1-го февраля. - М., 1868.
12. Житие и страдания святаго мученика Трифона. - М., 1882.
13. Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни. - М., 1903.
14. Канон святому великомученику Трифону. - М., 1914.
15. Кондратьев В. А., Королева А. Я. Храм у Крестовской заставы. - М., 2015.
16. Криволуцкий А. В. Жизнеописание истинно-православного старца протоиерея Владимира Богданова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// catacomb.org.ua.
17. Лукьяновский А. Г. Сказание о том, как построена церковь св. великомученика Трифона в Москве. Былина про царя Ивана Грозного да про князя Трифона Патрикеева. - М., 1887.
18. Минея февраль. - М., 2007.
19. Молитва святому мученику Трифону. - М., Синодальная типография, 1878.
20. Молитва святому мученику Трифону. - М., Синодальная типография, 1906.
21. Московская Трифоновская церковь. - М., 1895.
22. Недачин А. Жития святых. - Б. м., 2008.
23. Никифорова А.Ю. Из истории Минеи в Византии. - М., 2012.
24. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 304.I. Ед. хр. 720. Л. 293 об.
25. Приклонский И. И., протоиерей. Историческая записка о Московской Трифоновской, что в Напрудной (слободе), церкви и о совершаемых в ней особых молебствиях. - М., 1884.
26. Попов А.В. Православные русские акафисты. - М., 2013.
27. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 173. Д. 2704.
28. Святой Трипун и его кафедральный собор. - Загреб, 2011.
29. Служба мученику Трифону (на греческом языке) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://graeca.mrezha.net/glt/texts/Feb/01.htm.
30. Трифон (Туркестанов), митрополит. «Любовь не умирает...»: Из духовного наследия. - М., 2007.
31. Центральный государственный архив города Москвы, Ф. 2393. Оп. 1. Д. 3114.
32. Швецов Г.М. Святый мученик Трифон, памятуемый Православной Церковью 1-го февраля. - М., 1890.
33. Leonis homiliae in s. Tryphonem fragmenta. // Patrología Graeca. CVII.
Denisov Mikhail Evgenievich, Lecturer at the Department of Church History of the Moscow Theological Academy; Lecturer at the Department of History and Theory of Christian Art at St. Tikhon's Orthodox University e-mail: [email protected]
FROM THE HISTORY OF GYMNOGRAPHY AND RELIGIOUS POETRY, DEDICATED TO THE HOLY MARTYR TRYPHON
The article is devoted to the history of Christian hymnography dedicated to the holy martyr Tryphon, which includes the service, various wordings of the prayer, akathists to the martyr Tryphon, as well as the follow-up of the public prayer performed before the revolution in the church in the name of st. Tryphon in the settlement Naprudny of Moscow city. In addition, the article represents the results of a study of non-liturgical hymnography - Russian religious poetry dedicated to the martyr Tryphon.
Key words: hymnography, religious poetry, the holy martyr Tryphon. Citation: Denisov M.E. From the history of gymnography and religious poetry, dedicated to the holy martyr Tryphon // Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 2. -P. 82-105.
REFERENCES
1. Akafist svyatomu mucheniku Trifonu [Akathist to the holy martyr Tryphon]. // Akafistnik. - M., izdatel'stvo «Danilovskiy blagovestnik», 2003.
2. Almazov A. I. K istorii molitv na razniye sluchai [On the history of prayers for various occasions]. - Odessa, 1896.
3. Amfilokhiy, arkhimandrit. Kondakariy v grecheskom podlinnike XII-XIII v. po rukopisi Moskovskoy Sinodal'noy biblioteki № 437 [Kondakary in the Greek script of the 12th-13th centuries according to the manuscript of the Moscow Synodal Library No. 437]. - M., 1879.
4. Andronik (Trubachev), igumen. Bessrebreniki [Unrestrained]. // Pravo-slavnaya entsiklopediya. - T. 5. - M., 2002.
5. Arkhiv Rossiyskoy akademii nauk [Archive of the Russian Academy of Sciences]. F. 446. Op. 1. D. 155. L. 3 ob.
6. Bukharev I., svyashchennik. Prazdniki v chest' chudotvornykh ikon Gos-poda i Presvyatoy Bogoroditsy, a takzhe ikon i moshchey sv. ugodnikov Bozhiikh [Holidays in honour of the miraculous icons of the Lord and the Blessed Virgin Mary, as well as the icons and relics of St. saints of God]. - M., 1899.
7. Veniamin, arkhiyepiskop. Novaya Skrizhal' ili ob"yasneniye o tserkvi, o liturgii, i o vsekh sluzhbakh, i utvaryakh tserkovnykh [New Tablet or explanation of the church, of the liturgy, and of all services and church utensils]. - M., 1999.
8. Vetelev A., protoiyerey. Pamyat' svyatogo muchenika Trifona [Memory of the Holy Martyr Tryphon]. // Sbornik prazdnichnykh poucheniy (na dni Gospod-skiye, Bogorodichniye i pamyati svyatykh). Mashinopis'. M., Zagorsk, 1965 [Elek-tronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.odinblago.ru/pouchenia_4/16.
9. Denisov L. Zhizn' i stradaniya sv. muchenika Trifona i pochitaniye yego v Rossii [Life and suffering of St. Martyr Tryphon and his veneration in Russia]. - M., 1914.
10. Dombrovskaya Ye. Svyatoy muchenik Trifon [The Holy Martyr Tryphon] // Zhizn', stradaniya i dukhovniye dary svyatogo muchenika i chudotvortsa Trifona i uroki iz yego zhizni. - M., 1998.
11. Zhitiye i stradaniya svyatago muchenika Trifona, pamyat' yego sovershay-etsya 1-go fevralya [The life and suffering of the holy martyr Tryphon, his memory is committed on February 1]. - M., 1868.
12. Zhitiye i stradaniya svyatago muchenika Trifona [The life and suffering of the holy martyr Tryphon]. - M., 1882.
13. Zhizn', stradaniya i dukhovniye dary svyatogo muchenika i chudotvortsa Trifona i uroki iz yego zhizni [Life, suffering and spiritual gifts of the holy martyr and wonderworker Tryphon and the lessons from his life]. - M., 1903.
14. Kanon svyatomu velikomucheniku Trifonu [Canon to the Holy Great Martyr Tryphon]. - M., 1914.
15. Kondrat'yev V. A., Koroleva A. YA. Khram u Krestovskoy zastavy [Temple at the Krestovsky outpost]. - M., 2015.
16. Krivolutskiy A. V. Zhizneopisaniye istinno-pravoslavnogo startsa protoi-yereya Vladimira Bogdanova [Biography of a true Orthodox elder archpriest Vladimir Bogdanov]. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://catacomb.org.ua.
17. Luk'yanovskiy A. G. Skazaniye o tom, kak postroyena tserkov' sv. veliko-muchenika Trifona v Moskve. Bylina pro tsarya Ivana Groznogo da pro knyazya Trifona Patrikeyeva [The legend of how the church of St. Great Martyr Tryphon in Moscow was bult. Bylin about Tsar Ivan the Terrible and Prince Trifon Patrikeev]. -M., 1887.
18. Mineya fevral' [Minea February]. - M., 2007.
19. Molitva svyatomu mucheniku Trifonu [Prayer to the holy martyr Tryphon]. - M., Sinodal'naya tipografiya, 1878.
20. Molitva svyatomu mucheniku Trifonu [Prayer to the holy martyr Tryphon]. - M., Sinodal'naya tipografiya, 1906.
21. Moskovskaya Trifonovskaya tserkov' [Moscow church in the name of st.Tryphon]. - M., 1895.
22. Nedachin A. Zhitiya svyatykh [The Life of the Saints]. - B. m., 2008.
23. Nikiforova A.YU. Iz istorii Minei v Vizantii [From the history of Mineas in Byzantium]. - M., 2012.
24. Otdel rukopisey Rossiyskoy gosudarstvennoy biblioteki [Manuscript department of the Russian State Library]. F. 304.I. Yed. khr. 720. L. 293 ob.
25. Priklonskiy I. I., protoiyerey. Istoricheskaya zapiska o Moskovskoy Tri-fonovskoy, chto v Naprudnoy (slobode), tserkvi i o sovershayemykh v ney osobykh molebstviyakh [A historical note about Moscow Trifonovskaya church that in Naprudnaya (settlement) and about the special liturgies performed in it]. - M., 1884.
26. Popov A.V. Pravoslavniye russkiye akafisty [Orthodox Russian akathists]. - M., 2013.
27. Rossiyskiy gosudarstvenniy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 796. Op. 173. D. 2704.
28. Svyatoy Tripun i yego kafedral'nyy sobor [St. Tripun and his cathedral]. -Zagreb, 2011.
29. Sluzhba mucheniku Trifonu (na grecheskom yazyke)[ Service to the Martyr Tryphon (in Greek)] [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://graeca. mrezha.net/glt/texts/Feb/01.htm.
30. Trifon (Turkestanov), mitropolit. «Lyubov' ne umirayet...»: Iz dukhovnogo naslediya ["Love does not die ...": From the spiritual heritage]. - M., 2007.
31. Tsentral'niy gosudarstvenniy arkhiv goroda Moskvy [The Central State Archive of the City of Moscow], F. 2393. Op. 1. D. 3114.
32. Shvetsov G.M. Svyatiy muchenik Trifon, pamyatuyemiy Pravoslavnoy Tserkov'yu 1-go fevralya [Holy Martyr Tryphon, commemorated by the Orthodox Church on February 1.]. - M., 1890.
33. Leonis homiliae in s. Tryphonem fragmenta. // Patrologia Graeca. CVII.