Научная статья на тему 'Из истории дошкольного воспитания в Москве'

Из истории дошкольного воспитания в Москве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории дошкольного воспитания в Москве»

К. Ю. Белая, Л. М. Волобуева

Из истории дошкольного воспитания в Москве*

Белая Ксения Юрьевна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель России

Волобуева Людмила Михайловна - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГУ, член Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию

Просветительные общества и общественные организации

Революционные волнения 1905 года повлияли на активизацию педагогического движения. После выхода Закона «О союзах и обществах» от 4 марта 1906 года в Москве начали организовываться новые просветительные общества. По закону к числу обществ, уставы которых должны были представляться на утверждение Министерства внутренних дел, принадлежали «общества человеко- и детолюбивые». Под обществом понималось «соединение нескольких лиц, которые, не имея задачею получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель». Два или несколько обществ могли объединяться в союзы. Право разрешать действия обществ предоставлялось местным губернским властям.

Значительную активность в организации учреждений для детей дошкольного возраста проявляли общественные организации Москвы. Среди них наиболее инициативно действовали Московское общество воспитательниц и учительниц, при Педагогических курсах которого в 1908 году был открыт детский сад для девочек, а в 1910 году - специальное отделение по подготовке руководительниц детских садов (общество «Сетлемент»), Кружок совместного воспитания и образования детей и др.

Большой известностью пользовалось общество «Сетлемент». Царская полиция закрыла

* Продолжение. Начало в «СДО», №3, 2014. Главы из книги: Белая К.Ю., Волобуева ЛМ. Листая страницы истории. Из истории дошкольного воспитания в Москве. - М.: Типография «Фабрики Печатной Рекламы». - 1997. - 132 с.

в 1908 году это общество за попытку воспитания детей в социалистическом духе. С.Т. Шацкий и его сотрудники возобновили свою деятельность, образовав новое общество «Детский труд и отдых». Л.К. Шлегер, одна из старейших русских специалистов по дошкольному воспитанию, руководила детским садом этого общества. Она разделяла с Шацким весь путь его исканий, непосредственно работая с детьми дошкольного возраста, бессменно руководя дошкольным разделом работы общества. Л. К. Шлегер и ее сотрудники пытались внимательно изучать ребенка, создавали методику дошкольной работы. «История нашего дошкольного дела, - говорила Шлегер, - представляет из себя историю изучения ребенка и историю нашего собственного роста».

Первый народный детский сад Москвы, открытый обществом «Сетлемент» в 1905 году, разместился в маленьком деревянном доме на пустыре Тихвинского переулка: 4 комнаты и кухня. Ни водопровода, ни канализации. Вечером в помещении занимались клубы, а утром детский сад. При доме была большая площадка для игр. Обстановка самая примитивная - высокие столы, табуретки и скамейки. Обслуживающего персонала не было. За весь период работы с 1905 по 1911 годы было отпущено 300 руб. на оплату помещения, отопление и воду.

Детский сад был открыт в одном из самых отсталых и бедных районов Москвы - Марьиной Роще, и чтобы набрать детей, надо было уговорить и убедить родителей. В детский сад было принято 20 детей от 5 до 7 лет.

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905 по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: «...Мы пришли к следующим выводам:

1) дети имеют право на собственную жизнь;

2) каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;

3) детям нужно дать полную свободу в работе и игре;

4) свободная работа служит нам показателем роста;

5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;

6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этого возраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;

7) наша роль - помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».

С 1907 года детский сад размещался в здании общества в Вадковском пер., д. 3, которое было построено по оригинальному проекту А. У. Зеленко на средства, собранные членами общества при поддержке крупных промышленников. Здание сохранилось до сегодняшних дней (сейчас это дом 5) и служит украшением Вадковского переулка (рядом с улицей Новослободской).

Сотрудники детского сада, члены общества С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, Л.Д. Азаревич, Е. П. Останина и другие занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.

Общество «Детский труд и отдых» по сути возглавило организационную деятельность по созданию в Москве сети учреждений по внешкольной работе с детьми, в которое включались и дошкольные учреждения. Эта работа рассматривалась как организованная борьба за сохранение детства.

В докладе Попечительскому Совету Московского учебного округа о работе общества в 1911 году отмечались основные цели общества. Первая цель - параллельная работа с городским общественным управлением по ликвидации огромной бреши в народном образовании города: отсутствия дошкольного образования и воспитания. Вторая цель - создание типа детского учреждения, включающего все

Детский сад для бедных детей общества «Сетлемент» («Детский труд и отдых», клуб детей С. Т. Щацкого) (Москва, Вадков-ский пер., д. 5, стр. 1). Здание построено в 1907 году архитектором А. У. Зеленко и педагогом С. Т. Шацким как учебно-воспитательный клуб для детей рабочих окраин

типы работы с детьми, учреждения опытного характера, в котором мог бы изучаться «детский вопрос» во всех видах.

Общество стремилось к тому, чтобы на практике доказать право на жизнь новых, нешаблонных методов работы с детьми, учитывающих особенности окружающей ребенка среды и его индивидуальности, предусматривающих организацию жизни детей на трудовом принципе.

Именно этого принципа придерживались воспитательницы детского сада во второй период его существования с 1909 по 1917 годы. Основной коллектив воспитательниц оставался прежним, менялись лишь отдельные работники. Менялось ежегодно и количество детей, постоянно увеличиваясь из года в год - от 75 до 90 детей, в связи с чем прибавлялось и число воспитательниц.

С каждым годом работа детского сада все больше приобретала опытнический характер. Именно здесь была предпринята попытка создать специальную систему работы с детьми дошкольного возраста рабочих окраин с опорой на самостоятельность детей, приучение их к труду: «Систему русского детского сада». Были предприняты также попытки планового ведения работы с детьми и организации ее

учета. Большое внимание уделялось наблюдению за детьми, ведению дневниковых записей. После революции детский сад вошел в состав 1-й опытной станции по народному образованию при Наркомпросе и продолжил исследовательскую работу в области дошкольного воспитания.

Двери детского сада были открыты для всех, кто интересовался проблемами дошкольного воспитания. Многие содержательницы частных детских домов вносили в свои занятия с детьми находки детского сада под руководством Л. К. Шлегер, а затем детский сад стал осуществлять подготовку педагогов для работы с дошкольниками через так называемый «институт практиканток». Неоднократно детский сад выставлял свои материалы на выставках.

Вот еще один из примеров открытия учреждения для детей, в том числе и дошкольников.

29 февраля 1912 года Серпуховский Попечительский Совет принял решение открыть для бедных «Приют для приходящих детей». Заведующей приютом была избрана Мария Васильевна Полетаева, которая с помощью небольшого количества сотрудников (работающих совершенно бесплатно) организовала клуб «Детский уголок», который существовал на пожертвования Серпуховского попечительства о бедных при Московской городской управе и многих частных лиц. В «Детском уголке» было 70 детей, из них 16 - дошкольного возраста. Впоследствии при клубе был создан детский сад. В 1914 году под детский сад был отдан особняк с большим садом и двором на улице Житной, д. 6. Дети от 3 до 7 лет были разделены на 3 группы. Режим работы детского сада с 8 до 14 часов.

Большую помощь оказывали местные торговцы, предоставляющие детскому саду продукты питания со значительной скидкой (торговый дом С. П. Козлова с сыновьями, мясная лавка Симонова, булочные Филиппова и другие). Детский сад, по возможности, обеспечивал детей теплой одеждой и обувью, а в условиях суровой зимы «давал детям возможность хоть несколько часов побыть в светлом, теплом помещении».

Детский сад и «Детский уголок» жили общей жизнью, старшие помогали детскому саду, в котором занимались младшие братья и сестры. Например, 5 апреля 1915 года силами «Детского уголка» был устроен концерт в пользу детского сада, собранные деньги пошли на питание детям.

После революции хозяева особняка бежали за границу и здание было закреплено за детским садом №12. Интересный факт: все эти годы, с 1914 по 1920-й, в здании стоял «хозяйский» железный шкаф. Зимой 1921 года его решили увезти. Из Районного Совета прислали лошадь и рабочих. Шкаф с трудом вскрыли и обнаружили множество серебряных и золотых вещей - посуды, часов. Сотрудники не подозревали, какие хранились у них богатства в то время, когда они по рублям собирали пожертвования для работы клуба и детского сада.

Созданные Пресненским попечительством о бедных, детский сад имени Поповых и детский сад имени Е. В. Петрово-Соловово возглавлялись одной попечительницей Екатериной Васильевной Сотниковой. Они также организовали разнообразные занятия для детей фабричных рабочих, ставя своей целью воспитание, приобретение навыка к труду, радость, борьбу с уличным злом путем хорошего влияния, улучшение здоровья посредством питания и обстановки.

В начале XX века создание детских садов общественными организациями в Москве получило довольно широкое распространение. Так, были открыты детский сад при правлении Симоновского районного комитета Московского областного отдела Лиги Образования (1906 г.), секцией женского труда при Московском немецком обществе (1912 г.), Московским обществом грамотности, имевшим свою комиссию дошкольного воспитания (1913 г.), просветительным обществом при Московском сельскохозяйственном институте (1913 г.), Комитетом братства хоругвеносцев (1910 г.) и другие.

Общественные организации Москвы активно пропагандировали идеи дошкольного воспитания. С этой целью организовались лекции, беседы, использовалась печать.

Появление новых детских садов требовало специальной подготовки педагогов. При Московских женских педагогических курсах с 1909/10 учебного года было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. В учебный план входили следующие предметы: психология, педагогическая психология, история педагогических идей, дошкольное воспитание, педагогическая патология, гигиена, обзор детской литературы, подвижные игры и гимнастика, рисование, пение, ручной труд, физиология человека. Позже отделение стало двухгодичным.

Эти курсы подготовили не одну сотню квалифицированных руководительниц детских садов не только для Москвы, но и для провинции.

В 1912 году в печати начинают появляться статьи о системе Монтессори. Ряд педагогов едет в Италию изучать теорию и практику Домов ребенка (Т. Л. Сухотина, дочь Л. Н. Толстого, в 1912 году, Ю. И. Фаусек и Е. И. Тихеева в 1914 году). Интерес к системе Монтессори в этот период был главным образом теоретическим. Детских садов, работавших по системе Монтессори, было немного: в Санкт-Петербурге - три, в Москве - два.

Активизация деятельности кружков, общественных организаций, связанных с воспитанием детей, способствовала созыву различных съездов, на которых обсуждались и вопросы дошкольного воспитания.

2-7 февраля 1912 года в Московском городском общественном управлении состоялся первый съезд деятелей по народному образованию, на котором поднимался вопрос о необходимости создания широкой сети народных детских садов.

Т. А. Попова, выступившая с докладом «О дошкольном воспитании детей», отметила, что в Москве к этому времени было несколько кружков и обществ, занимавшихся дошкольным воспитанием и успевших за сравнительно недолгий срок своего существования организовать летние детские колонии, площадки для подвижных игр, загородные экскурсии, а в самое последнее время и консультации врачей. Но пока все это еще

Городской универсальный детский сад им. О.Н. Кельиной, архитектор А. У. Зелен-ко совместно с архитектором И. И. Кондаковым (1910—1911, Москва, Большая Пироговская улица, 15)

в слишком скромном размере для такого города, как Москва.

«Задача детского сада, - отметила Т. А. Попова, - дать возможность всестороннему развитию ребенка, однако дошкольный возраст не начало обучения, а только подготовка к нему. Дошкольное воспитание по мере его распространения должно быть включено в школьную систему и сделаться обязательным».

Требование включить дошкольное воспитание в общую систему народного образования звучало и на Съезде деятелей по народному образованию в Московском уездном земстве в 1914 году.

На организованных в Москве выставках также освещались проблемы дошкольного воспитания. Так, в 1912 году Московским отделением Императорского Русского технического общества и Московским отделением Международной учебно-промышленной выставки была оформлена экспозиция, посвященная устройству и оборудованию школы. При участии Кружка совместного воспитания и образования детей, общества «Детский труд и отдых», Городского Универсального детского сада в память О. Н. Кельиной и других народных детских садов был представлен раздел по оборудованию детского сада и яслей. Были выставлены программы занятий, разнообразные фотографические снимки из жизни детей в детских садах, иллюстрации, пособия, различные детские работы и другие материалы.

По итогам выставки в 1912 году вышла книга приват-доцента Московского университета А. Н. Филиппова «Идеальное устройство детского сада и яслей», где содержались основные санитарно-гигиенические и педагогические требования к организации этих дошкольных учреждений.

Это был один из самых первых материалов, помогавший разумно и рационально организовывать дошкольные учреждения для городских детей. Многое из предложенного было затем использовано в инструктивных материалах МОНО и Наркомпроса.

Детские городские площадки

Еще одной формой организации детей дошкольного возраста, часто совместно со школьниками, были детские площадки, частично содержавшиеся на средства Московской городской Управы.

Первые детские площадки возникли в Москве в 1895 году под руководством Н. С. Филитиса. Начало регулярной работе городских площадок было положено в 1909 году, когда начали проводиться игры в 7 местах на бульварах Пречистенском, Тверском, Новинском, Зубовском, в Грузинском сквере, Екатерининском парке и Александровском саду при одном руководителе. На одной площадке собирались по 400-500 детей, в том числе дошкольников.

Одной из форм работы площадки были однодневные загородные экскурсии. Они собирали до 1000-1200 детей разных возрастов.

Работа на площадках велась преимущественно летом. На них организовывались общие подвижные игры, а со временем руководители стали ставить цель по возможности расширить умственный кругозор детей: организовывались наблюдения, рассказывания и т.д. К 1911 году Москва была поделена на 3 участка, в каждом были организованы 6 пунктов для игр и выделено по одному платному руководителю на каждый участок, в 1912 году таких руководителей было уже 4. С 1909 года город начал выделять средства на организацию этой работы и оплату руководителей, придавая особое значение созданию площадок на окраинах Москвы.

Таблица №1. Количество городских детских площадок, экскурсий и средств, выделяемых на них Московской городской Управой (1909-1914 гг.)

Года Кол-во площадок Кол-во экскурсий Сумма выд. средств (в руб.)

1909 7 8 216

1910 18 11 1500

1911 18 11 1500

1912 24 17 2141

1913 24 17 2140

1914 24 17 2940

Работой площадок занимались Общество физического воспитания детей, «Детский труд и отдых» и некоторые другие. При городском самоуправлении была создана специальная комиссия по устройству загородных колоний. Она организовала совместно с общественными организациями вывоз наименее обеспеченных детей на отдых в деревню за счет благотворительных средств. Московских детей также направляли в летнюю колонию в Евпатории, созданную на общественных началах. В 1915 году

в Москве действовали 20 площадок, субсидированные Московской городской Управой, и 20 площадок, содержащиеся общественными организациями, на которых на общественных началах работали более 60 руководителей. Обществом «Детский труд и отдых» была организована единственная в городе площадка только для дошкольников.

Таким образом, к 1914 году усилиями городских властей и общественных организаций была создана сеть разных типов дошкольных учреждений. Общественные организации, признавая актуальность решения проблемы общественного дошкольного воспитания в городе, отказались от создания учреждений типа приюта. Их деятельность была направлена на то, чтобы дети городских окраин могли получить соответствующее воспитание и образование в хорошо оборудованных детских садах.

Дошкольное воспитание в годы Первой мировой войны

Активизация деятельности городских и общественных организаций Москвы по расширению сети учреждений для детей дошкольного возраста в 1914-1915 годах была связана с новыми социальными и экономическими трудностями, возникшими в обществе вследствие Первой мировой войны.

Тысячи рабочих Москвы были призваны из запаса в действующую армию. Их большие семьи часто оставались без всяких средств существования. Матери, не имевшие профессии, были вынуждены соглашаться на любую низкооплачиваемую работу. На фабрики и заводы пришли старшие дети в семье, ранее занимавшиеся присмотром за малышами.

Все это приводило к увеличению числа безнадзорных детей. Существовавшие к 1914 году учреждения для присмотра и воспитания детей не могли удовлетворить резко увеличившуюся потребность населения в подобных заведениях.

Московское городское управление и общественные организации начали работу по созданию новых яслей, приютов, детских садов. Изменили свою работу с учетом новых условий существовавшие детские сады

Например, в первый военный год существенно реорганизовал свою работу Универсальный городской детский сад. Попечитель сада В. Ф. Кельин, как только последовал Высочайший указ о мобилизации армии, заявил Московской городской управе о готовности

устроить при саде столовую на 50 детей лиц, призванных на военную службу из запаса.

В детском саду кроме основного - утреннего отделения было организовано второе отделение - вечернее, с 14.00 до 18.00. Всего в 1914-1915 годах в детский сад приходили 86 детей. Вечернее отделение посещали дети 4-8 лет. Для детей устраивались детские просветительные утра - разыгрывались небольшие, доступные возрасту пьески.

Новым типом учреждений для детей 3-10 лет в этот период явился очаг.

Организацией очагов занимался специальный Детский отдел при Центральном Бюро Московской Управы, а также комиссия по дошкольному воспитанию Союза обществ попечения об учащихся детях Москвы, в руках которой постепенно была сосредоточена вся организационная работа по созданию дошкольных учреждений в городе.

Дети находились в очаге в течение всего дня (10-12 часов), им предоставлялось бесплатное трехразовое питание.

Для очагов подбирались помещения, по возможности отвечающие требованиям гигиены и санитарии. Это были, чаще всего, квартиры в многоквартирных домах, но приходилось мириться и с помещениями бывшей пивной или винной лавки. Обстановка в очагах часто была случайной и состояла из пожертвованных населением мебели, посуды, игрушек, иногда пианино.

Первые «очаги для детей запасных» в Москве появились уже осенью 1914 года.

Один из очагов - 2-й очаг для детей запасных был организован в Москве Лигой Равноправия Женщин. Он был открыт 20 сентября 1914 года вначале в Дорогомилове, в помещении, предоставленном г. Грушиным, а через месяц переехал в другую, лучшую квартиру, предоставленную бесплатно г. Куниным по 1-му Дорогомиловскому переулку, д. 7.

Очаг имел своей целью дать детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), отцы которых ушли на войну, возможно лучшие условия для их физического и духовного развития, а матерей освободить для работы. В очаг было принято 25 детей, которые были разделены на группы: 3-5 и 6-7 лет.

Очаг не имел платных руководительниц, существовал исключительно на благотворительные средства, в основном пожертвования частных лиц. Вначале в очаге работали 12 сотрудниц и 2 сотрудника, приходившие в разное время, так что в день бывало 3 смены по

2-3 человека. Очаг работал с 9 до 19 часов. Дети получали питание и соответствующие занятия.

Открывая очаг, его организаторы не ставили воспитательных задач, хотелось, прежде всего, детей накормить, дать им приют, оградить от вредного влияния улицы. Но когда это было сделано, сама жизнь выдвинула задачи воспитательные. Прежде всего, встала задача чем-нибудь занять детей. А выбор занятий и способ их проведения заставлял вдуматься в их воспитательное значение.

К 1 марта 1915 года Центральное Бюро объединяло уже 19 очагов. Часть из них (Басманный, Гжельский, Самарский, Лефортовский, Пресненский) содержались почти целиком за счет средств, собираемых Центральным Бюро, остальные 14 очагов содержали другие организации и отдельные кружки сотрудников. В этот период Центральное Бюро не пользовалось субсидиями городской управы, а занималось сбором пожертвований.

Рассчитывая на скорое прекращение военных действий, очаги рассматривались вначале как временные учреждения, обеспечивающие присмотр, уход и питание безнадзорных детей. Однако, ознакомившись ближе с жизнью семей, сотрудники очагов поняли, что нужда детей вызвана не только войной, но коренится в общих условиях жизни необеспеченных слоев населения. Таким образом, сформировалось убеждение о необходимости постоянного существования таких учреждений, как очаг.

В 1915 году наметился пересмотр взгляда на очаг только как на учреждение призрения, началась работа по превращению его в особый тип воспитательно-просветительного учреждения. В марте 1915 года было принято решение о присоединении очагов к районным обществам попечения об учащихся детях, а при Союзе этих обществ образовали комиссию работников по дошкольному воспитанию, которая стала заниматься очагами. На первом заседании был выбран временный Совет, председателем которого был избран В. А. Флеров, товарищами председателя М. М. Станиславская и С. Т. Шацкий, секретарем Л. Н. Скаткин.

На основании ходатайства, поданного В. А. Флеровым в Московскую городскую управу, с июля 1915 года она стала ежемесячно отпускать на очаги 1655 руб. Кроме того, военная подкомиссия Управы ежемесячно выплачивала 500 руб. С января 1917 года Московская городская Управа постановила ежемесячно

передавать 2888 руб. в непосредственное распоряжение комиссии работников по дошкольному воспитанию.

К 1917 году по архивным данным в Москве было 79 детских приютов с 4362 детьми дошкольного и школьного возраста, 21 очаг для детей дошкольного возраста с 540 детьми, 28 народных детских садов с 1583 детьми, 7 яслей с 436 детьми, 34 площадки с 4559 детьми.

Таким образом, в общественных воспитательных учреждениях находился 7691 ребенок.

Приведенные цифры наглядно демонстрируют разнообразие типов учреждений для дошкольников с явным преимуществом учреждений призрения, таких как очаг, приют.

Возникновение в 1914-1915 годах сети очагов и других учреждений для детей городского населения потребовало организовать краткосрочную подготовку значительного числа новых дошкольных работников.

При народном университете имени А. Л. Ша-нявского Московским Кружком совместного воспитания и образования были организованы краткосрочные платные вечерние общедоступные курсы по дошкольному воспитанию. Всего через курсы прошли более 1200 человек.

Учебный план одного цикла был рассчитан на 78 часов. Лекционные и практические занятия по самым разным проблемам педагогики, психологии, гигиены и санитарии раскрывали основные методы работы с детьми дошкольного возраста. Проводили занятия, причем бесплатно, лучшие специалисты Москвы. Среди них приват-доцент Императорского Московского Университета М. М. Рубинштейн, преподаватели Московских Педагогических курсов Н. С. Филитис и Г. К. Вебер, доктора медицинских наук В. Е. Игнатьев, В. Я. Канель, Г. Е. Сперанский, С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, К. Н. Корнилов, В. Я. Конель, О. В. Зимина, Г. И. Россолимо, К. Н. Вентцель и др. (19141915 годы).

Л.К. Шлегер проводила со слушательницами курс «Практическая работа в детском саду». Она не читала лекций, а вела живые беседы с демонстрацией характерного опыта работы своего детского сада. Она считала необходимым, чтобы курсанты прошли автодидактический путь. «Мы, - писала она, - хотели сделать такой опыт постановки курсов, где люди, прежде чем идти работать с детьми, прочувствовали через себя все то, с чем мы подходим к детям». К 1915 году лекции этих курсов были изданы отдельными книжками.

Революционные события февраля 1917 года практически не повлияли на работу дошкольных учреждений Москвы, однако вызвали значительную активность педагогической общественности.

Союз обществ вышел с инициативой создания комиссии по дошкольному воспитанию при Московской городской управе с целью осуществления в городе всеобщего дошкольного воспитания. Был разработан проект деятельности этой комиссии. Учредителями комиссии выступали представители различных обществ: педагоги, врачи, частные владельцы дошкольных учреждений (С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, А. П. Выготская, М. Х. Свентицкая, Л. С. Тезав-ровская и др.).

Педагогической общественностью Москвы активно обсуждались тезисы по дошкольному воспитанию, предложенные специальной комиссией Министерства народного просвещения при Временном правительстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное содержание тезисов заключалось в том, что дошкольное воспитание должно быть введено в общую систему народного образования, должны быть уничтожены учреждения по призрению детей и обеспечено всестороннее развитие и воспитание детей в детских садах с позиций свободного воспитания.

Очаги и народные детские сады Москвы тяжело пережили зиму 1917-1918 годов. Отсутствие субсидий города на 1918 год, значительное снижение пожертвований, трудности с добыванием продуктов, топлива - все это осложняло работу и вело к свертыванию воспитательной работы с детьми. Некоторые очаги пришлось закрыть, другие объединить. Встал вопрос о необходимости введения платы родителей за питание детей в очагах.

В отчете за 1917 год руководители 1-го Хамовнического очага писали: «Полная неуверенность в существовании очага, трудности в добывании продуктов и посему не очень спокойное душевное состояние, которое, конечно, влияет на работу. Введена плата - 3 рубля в месяц». Произошли изменения и в Сущевском очаге: «Введена плата за детей: 5 руб. в месяц за одного ребенка и 8 за двоих. Уменьшено питание с 3-х до 2-х раз, раньше работали до 17 часов, сейчас до 16 часов». 1-й Тверской, один из Хамовнических очагов были закрыты из-за «нехватки средств».

К 1918 году в Москве сложились условия для создания системы дошкольного воспитания: была создана сеть разных типов дошкольных учреждений, шла теоретическая

и практическая работа по разработке содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста, началась подготовка работников для детских садов и очагов, были заложены основы управления дошкольными учреждениями, находившимися в ведении разных организаций и строящими свою работу на основе различных организационно-правовых форм.

Дошкольные учреждения Москвы в первые годы Советской власти

В первые месяцы после революции школьным делом в Москве и другими просветительными учреждениями, бывшими ранее в ведении Московской городской Управы, стал ведать Отдел народного образования Районных дум. Наряду с ним при Московском Совете рабочих депутатов был организован культурно-просветительный отдел, при котором в декабре 1917 года была организована дошкольная секция. Однако их деятельность в период до марта 1918 года только начинала складываться и не носила активного характера. Московский Совет старался оказать финансовую поддержку функционировавшим дошкольным учреждениям очагам, детским садам приютам и т.д.

Созданное в первые дни Советской власти новое правительство - Совет Народных Комиссаров - наряду с другими первоочередными вопросами приступило к решению давно назревших проблем в народном образовании. Народным комиссаром просвещения А. В. Луначарским 29 октября 1917 года было опубликовано обращение, в котором определялись основные направления просветительской деятельности, а также структура управления народным образованием. Впервые на уровне правительства подчеркивалось, что «как ни пришлось бы урезывать другие статьи народного бюджета, расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения - гордость и слава каждого народа».

9 ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному образованию, которая ведала многочисленными вопросами. Среди ее 15 отделов был отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Государственная комиссия не являлась центральной властью, управляющей учебными и образовательными учреждениями. «Наоборот, все школьное дело должно быть передано органам местного самоуправления». 28 декабря

1917 года вместо старого Министерства народного просвещения сформировался Народный комиссариат просвещения с17 отделами, среди которых дошкольный, который возглавила Д. А. Лазуркина.

Деятельность организаторов дошкольного воспитания Союза обществ попечения об учащихся детях Москвы в 1914-1918 годах во многом предопределила первые шаги руководителей МОНО и Наркомпроса в этой области.

В марте 1918 года Дошкольный отдел Наркомпроса переехал в Москву, тем самым во многом определив активизацию дошкольного дела в городе по сравнению с другими регионами России. Достаточно большой опыт организации дошкольных учреждений и налаживания их содержательной работы, сосредоточение в Москве значительных научных и педагогических сил позволили Дошкольному отделу НКП на базе городских детских садов приступить к подготовке кадров для России, начать разработку нормативно-инструктивных, методических документов по организации дошкольного воспитания.

Вся организационная деятельность по созданию новых дошкольных учреждений в городе была сосредоточена в дошкольном подотделе МОНО, который с 1918 по 1929 год возглавляла Р. Е. Орлова. (В последующие годы отдел дошкольного воспитания возглавляли Е. Д. Ильина, Г. В. Васнецова, Н. В. Дормидонтова, Р. И. Корчина, Л. Н. Кузнецова. В 1989 году отдел дошкольного и начального школьного образования Московского комитета образования возглавляла Галина Константиновна Широкова, заслуженный учитель РФ.)

Р. Е. Орлова не раз обращалась за советом к Н. К. Крупской, которая внимательно следила за процессом организации дошкольного дела в Москве и России. Она помогала советами, учила, как вести пропаганду этого важного дела среди населения.

Секция по дошкольному воспитанию с самого начала своего существования выступала за то, чтобы все учреждения, в которых воспитывались дети дошкольного возраста, находились в ведении органов народного просвещения.

Отдел народного просвещения в Москве возглавляла Коллегия, состоявшая из 5 членов и 2 кандидатов. При ней образовался совещательный орган: Совет представителей по народному образованию, а также в качестве совещательного органа выступало совещание всех заведующих подотделами и секциями.

При каждом подотделе также были сформированы советы.

Штаты дошкольной секции в этот период были незначительны: 1 заведующий, 1 помощник секретаря, 1 конторщик, 1 машинистка, 7 инструкторов. На инструкторах лежала вся работа по налаживанию связи с районами, предприятиями для организации новых дошкольных учреждений. Началась организационная работа по открытию новых детских садов и налаживанию в них педагогической работы.

Для начала решили организовать работу двух детских садов в каждом районе Москвы, которые стали бы центрами по пропаганде идей общественного дошкольного воспитания. Так, к июлю 1918 года были созданы 12 детских садов, 10 находились в стадии организации, кроме того секцией были приняты 10 дошкольных учреждений, находившихся в ведении других организаций.

Помимо дошкольной секции, созданием учреждений для детей дошкольного возраста начали самостоятельно заниматься пролетарские организации, профессиональные союзы, женские организации, домовые комитеты. Они открывали детские сады на собственные средства, а члены секции помогали им консультациями по организации этих учреждений.

Детские сады, организованные дошкольной секцией, полностью содержались за счет государственного бюджета. Осуществлялся контроль за расходованием средств, выделяемых в районы.

20 июля 1918 года Коллегией школьно-санитарных врачей Московского отдела народного просвещения были обсуждены и приняты «Санитарные задания для помещений детского сада», определявшие санитарные нормы и правила оборудования и содержания этих учреждений. Таким образом, начала создаваться нормативная база для организации новых детских садов в Москве.

Преследуя цель как можно быстрее охватить общественным дошкольным воспитанием всех детей города, Коллегия ОНП признала необходимым существование частных детских садов. Они должны были регистрироваться в отделе, находиться под его контролем в педагогическом и санитарно-гигиеническом отношении.

На основании этого постановления Совет дошкольной секции 1 ноября 1918 года принял решение, в соответствии с которым частные детские сады должны подчиниться следующим общегосударственным нормам: светскость, отсутствие утилитарности, соот-

ветствующая подготовка персонала, родной язык. Решено было также обратиться в коллегию школьно-санитарных врачей с просьбой выработать обязательные санитарно-гигиенические нормы для частных детских садов.

В 1918 году в Москве начали создаваться детские дома (в ведении органов социального обеспечения). Они начали организовываться как дома-коммуны, взяв за основу идеи К.Н. Вентцеля и С.Т. Шацкого. Это были, как правило, смешанные коллективы детей от 3 до 14 лет по 50-70 человек. В этих учреждениях дети жили, воспитывались, учились, проводили свое внешкольного время, объединяясь в клубной работе. Основным принципом детского дома было трудовое начало.

На детские дома выделялись значительные средства. В 1920 году в Москве началась реорганизация существовавших детских домов и открытие новых, причем специально для детей дошкольного возраста. В связи с появлением в Москве в 1920-е годы большого количества детей из голодных губерний Поволжья, а также беспризорных, детские дома стали, в основном, обслуживать только эту категорию детей. В 1924-1925 годах в Москве было почти 13 тысяч беспризорных детей от 3 до 16 лет. Постоянно менявшийся состав детей не давал возможности наладить планомерную работу. Постепенно пришли к мысли о том, что детский дом не может являться основным воспитательным учреждением.

Диаграмма №1 помогает увидеть динамику изменения сети детских домов для дошкольников в Москве в период нахождения их в ведении ОНО.

Диаграмма №1. Изменение сети дошкольных детских домов МОНО и количество детей в них (1922-1928 гг.)

3676

2713

2294

Количество детей в детских домах

1095

913

1002

1024

годы 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928

Как видно из приведенной диаграммы, с 1925 года в Москве началось резкое сокращение сети детских домов.

В историю дошкольного воспитания 192030-е годы вошли как период усиленных поисков нового содержания и методов работы с дошкольниками. В те годы еще не было методических кабинетов. Но в 1918 году началась работа по созданию «Дома Дошкольников» -центра методической работы с руководителями детских садов, в котором развернулась кружковая работа по интересам, курсовая подготовка специалистов-дошкольников.

«Дом Дошкольников», открытый в Чудов-ском пер., д. 5 у Мясницких ворот, стал настоящей лабораторией коллективной общественно-педагогической мысли. С первых дней в нем были созданы условия для взаимного обмена опытом и знаниями. Были открыты разнообразные курсы по типу семинаров, кружки, а в 1920-е годы комиссии по рассмотрению актуальных для того времени проблем.

Так, с 1918 года работали курсы по детской литературе, ручному труду, позже кружки, а затем комиссии по музыкальным и ритмическим играм, по педагогической литературе, по работе с населением, по планированию и учету.

Разработка педагогических вопросов велась дошкольным отделом Наркомпроса с привлечением работников опытно-показательных детских садов города. Так, детский сад 1-й опытной станции по народному образованию под руководством Л.К. Шлегер объединил вокруг себя руководительниц городских учреждений и организовал в разных районах Москвы сеть кружков, через которые проводил в жизнь результаты своей исследовательской работы.

В 1920 году в Москве начали создаваться Советы детских садов, которые организовывались с целью установления идейной связи детских садов с пролетарской средой, пропаганды дошкольного воспитания в широких кругах рабочих масс.

Руководители районов и детских садов осторожно подошли к организации Советов. Вначале они были созданы лишь в некоторых детских садах. Обсудив их опыт, подошли к тому, что уже в середине 1920-х годов Советы стали привычным и необходимым элементом жизни детского сада.

После утверждения Президиумом Коллегии Наркомпроса 2 июля 1924 года Устава дошкольного детского учреждения, в котором Совет учреждения рассматривался как коллективный орган управления, Советы стали создаваться

«ДомДошкольников» (1885,арх. П.А. Дрит-тенпрейс, Москва, Чудовский пер. (ныне пер. Огородная Слобода, д. 5). С 1936 - корпус кружков и студий технического творчества Московского городского дома пионеров, позднее Дворца пионеров им. Н. К. Крупской

во всех детских садах не только Москвы, но и других городов России. В 1926 году МОНО утвердил «Положение о Совете детского сада», по которому он приобрел статус совещательного органа при заведующем детским садом.

Рост сети детских садов, организация летних дошкольных колоний и других форм работы с детьми в период с 1918 по 1921 год обеспечивались государственным бюджетом. Однако следует отметить стихийный характер появления новых учреждений, отсутствие достаточного количества подготовленных кадров, слабую материальную базу этих учреждений. Перевод детских садов с государственного на местный бюджет в 1922 году явился причиной резкого сокращения количества учреждений для дошкольников. Планомерная деятельность дошкольного подотдела МОНО по прикреплению детских учреждений к предприятиям позволила в начале 1923 года стабилизировать обстановку. Дальнейшее расширение сети детских садов с 1923 по 1928 год шло целиком за счет средств общественных организаций, профсоюзов предприятий, домовых комитетов, жилищных кооперативов, а также средств родителей.

Изменение сети детских садов в Москве можно проследить по диаграмме №2.

Данные приведены, в основном, на 1 октября, то есть на начало каждого учебного года в дошкольных учреждениях Москвы.

На основании Постановления СНК РСФСР в 1925 году была введена дифференцированная плата за обучение в городских детских садах.

Диаграмма №2. Динамика развития сети детских садов, находящихся в ведении Московского отдела народного образования (1918-1928 гг.)

23449

Количество детей в детских домах

13880

9300

3495

11838

6788

6999

8649

8852

6391

6559

годы 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928

428

Количество детских домов

Интересно, что в некоторых районах детские сады просто получали порядковые номера (например, в Замоскворецком, Сокольническом, Хамовническом районах), в других - детским садам присваивали ласковые названия.

Так, в Рогожско-Симоновском районе все детские сады имели названия: «Колобок», «Ясное солнышко», «Золотой петушок», «Мотылек», «Снегурочка», «Красная Шапочка», «Пчельник», «Ручеек» и др.

Были в городе детские сады «Моя радость», «Галочка», «Красный цветочек» (Краснопресненский район), загородные детские сады «Мурашки», «Колокольчики» и др.

Помимо детских садов, находившихся в ведении МОНО, в Москве также были дошкольные учреждения, непосредственно принадлежавшие Наркомпросу (опытно-показательные учреждения Наркомпроса), а также в ведении Наркомпути. Например, в 1927 году таких учреждений было 19, и в них воспитывался 1031 ребенок.

Среди них дошкольный Детский дом им. Клары Цеткин (1-я Гражданская ул., д. 34/36), Детский сад 1-й Опытной станции по народному образованию (Вадковский пер., д. 3), Детский сад Детского городка имени III Интернационала (Денежный пер., д. 7) и др.

С середины 1920-х годов в Москве начинается новый этап развития промышленности, отмечается приток населения, увеличивается потребность в дошкольных учреждениях. Так как организация сети стационарных детских

садов требовала больших помещений и специальных ассигнований, что было затруднено в связи с отсутствием того и другого, как выход рассматривалась организация временных, удешевленных дошкольных учреждений: вечерние группы, детские комнаты и т.д.

Этим требованиям отвечала детская дошкольная площадка. С 1926 года летние дошкольные площадки стали переводиться в зимние условия. Начали организовываться зимние площадки, которые могли быть двух типов: при клубах на предприятиях и при жилтоварище-ствах. Площадки существовали на средства, предоставляемые обществом «Друг детей», из фонда улучшений быта рабочих, культфонда предприятий и самообложения родителей. Основное время дети проводили на воздухе, в помещении организовывалось только питание и сон. В отличие от детского сада, на площадках не предусматривалась планомерная воспитательно-образовательная работа с детьми.

С 1924-1925 учебного года в городе получили распространение вечерние группы, которые обслуживали детей женщин-работниц, занятых на общественной работе и занимающихся в кружках клубов. Они функционировали с 6 до 21 часа. По потребности организовывалось ночное пребывание детей.

Загородные колонии из особого типа дошкольного учреждения превратились в форму организации работы детских садов и детских домов летом (летние дачи). Постепенно почти каждое учреждение стало иметь свое

постоянное помещение для вывоза детей. МОНО проводил работу по обустройству детских поселков: по возможности организовывался централизованный завоз продуктов, создавались общие пекарни, прачечные и т.д. Дети в колониях не только укрепляли свое здоровье, но и получали богатейший запас впечатлений, а также знаний и умений. Общение с природой, труд, игра - все это способствовало развитию воспитанников дошкольных учреждений.

Именно в это время сложились настоящие детские подмосковные поселки Салтыковка, Мамонтовка, Пушкино и др. Некоторые колонии переходили на зимнюю работу и превращались в стационарные дошкольные учреждения для ослабленных и нуждающихся детей. В 1928 году в 148 колоний было вывезено 7400 детей.

Своеобразным типом дошкольного учреждения в Москве являлись школы-детские сады, получившие распространение в начале 1920-х годов. Они создавались с целью обеспечить преемственность в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Но нехватка кадров отрицательно сказалась на работе этого типа учреждений, и постепенно они превращались в обыкновенные детские сады. Более длительное время работала школа-детский сад («Дошкольная коммуна») №1 ВЦИК, находившаяся на субсидии высшего исполнительного органа страны.

Школа-сад обслуживала 50 детей, разделенных на 3 группы по возрасту и развитию. Заведующая Н.П. Рафес руководила всей педагогической работой, вела гимнастику, ритмику, пение и игры во всех группах, ведала всей организационно-хозяйственной работой, что часто мешало ей проводить занятия. Два раза в неделю детский сад посещал врач, принимавший также участие в педагогических собраниях, которые вначале проводились почти ежедневно, а затем еженедельно.

Если в младшей группе акцент делался на труд, игры, музыкальные занятия, то в средней и старшей группах занятия принимали школьный характер, но метод применялся настолько живой, что дети совершенно не скучали.

В середине 1920-х годов началась работа по созданию в Москве просветительных и образовательных учреждений для детей различных национальностей. До революции в городе были единичные детские сады и очаги, обслуживающие детей одной национальности, например, латышской, еврейской. В 1918 году они перешли в ведение отдела

народного просвещения. Однако постепенно в них стали принимать детей других национальностей, что привело к ликвидации их как национальных учреждений.

В 1924-1925 учебном году эта работа была возобновлена. Были созданы татарский, армянский детские сады, в объединенном латышском детском доме была группа детей от 5 до 8 лет. В 1925-1926 годах сеть пополнилась новыми учреждениями: открылись татарские дошкольные группы при фабрике «Трехгорная мануфактура», заводе «Красный Богатырь», татарский детский дом, еврейский детский дом имени III Интернационала.

Продолжали организовываться дошкольные учреждения для детей с недостатками в развитии. Были открыты детские дома для слепых, для умственно отсталых детей, продолжали свою работу дошкольные учреждения для глухих и глухонемых дошкольников, созданные в начале века Ф.А. Pay. В 1924 году в ведении МОНО было 8 специальных учреждений, обслуживавших 282 ребенка.

Всего в 1927 году детскими садами в Москве было охвачено 5,8% детей дошкольного возраста. По РСФСР только 0,58% детей посещали дошкольные учреждения.

Хорошую поддержку детским учреждениям оказывали проводившиеся в Москве «Недели ребенка». Во время этих компаний собирались деньги на нужды новых детских учреждений для беспризорных, охрану материнства и младенчества, на поддержание стационарных детских садов, домов, школ. Организовался сбор денег через показ спектаклей, киносеансов, концертов, выставок, а также через такую необычную форму, как «Вечер ребенка», на которых выступали самые маленькие. Так, только в 1923 году за «Неделю» было собрано 7 млн 491 тыс. 444 руб. 46 коп. Активное участие в мероприятиях «Недели» принимали пионеры, комсомольцы, общественность и просто население города. Организовались собрания, митинги, доклады, разъяснявшие вопросы организации правильного воспитания, устраивались субботники по очистке дворов, ремонту помещений и оборудования, проводилось закрепление шефства предприятий над детскими учреждениями. Выходила газета, в которой помещались статьи об опыте лучших учреждений и рассказывалось о вкладе предприятий и частных лиц в общее благородное дело заботы о детях. ■

Продолжение следует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.