Научная статья на тему 'Университет А. Л. Шанявского у истоков социокультурного образования в России'

Университет А. Л. Шанявского у истоков социокультурного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.Л. ШАНЯВСКОГО / UNIVERSITY OF A NAME OF A.L. SHANJAVSKY / NONSCHOLASTIC ADULT EDUCATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуликов Вячеслав Захарович

В статье говорится о позитивных результатах благотворительной деятельности русского мецената А.Л. Шанявского, пожертвовавшего личные средства на строительство Московского городского народного университета, которому было присвоено имя его создателя. Автор представляет читателю малоизвестный материал об образовательной деятельности этого университета за период с 1913 по 1920 гг., направленной на подготовку специалистов по внешкольной, а затем и культурно-просветительной работе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article it is told about positive results of charities of the Russian patron of art A.L. Shanjavsky, offered personal means for building of the Moscow city public university to which the name of its founder has been appropriated. The author represents to the reader a little-known material about educational activity of this university for the period 1913 for 1920, directed on preparation of experts on out-of-school, and then and cultural and educational work.

Текст научной работы на тему «Университет А. Л. Шанявского у истоков социокультурного образования в России»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УНИВЕРСИТЕТ А.Л. ШАНЯВСКОГО У ИСТОКОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Вячеслав Захарович ДУЛИКОВ,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-

культурной деятельности МГУКИ

[email protected]

В статье говорится о позитивных результатах благотворительной деятельности русского мецената А.Л. Шанявского, пожертвовавшего личные средства на строительство Московского городского народного университета, которому было присвоено имя его создателя. Автор представляет читателю малоизвестный материал об образовательной деятельности этого университета за период с 1913 по 1920 гг., направленной на подготовку специалистов по внешкольной, а затем и культурно-просветительной работе.

Ключевые слова: внешкольное образование, культурно-просветительная работа, Университет имени А.Л. Шанявского.

In article it is told about positive results of charities of the Russian patron of art A.L.Shanjavsky, offered personal means for building of the Moscow city public university to which the name of its founder has been appropriated. The author represents to the reader a little-known material about educational activity of this university for the period 1913 for 1920, directed on preparation of experts on out-of-school, and then and cultural and educational work.

Key words: nonscholastic adult education, cultural and educational work, University of a name of A.L. Shanjavsky.

История социокультурного образования в России насчитывает, по всей вероятности, чуть более 140 лет. Назвать точную дату его зарождения достаточно трудно, поскольку речь может идти о появлении тех или иных его направлений в отдельности, например - подготовке кадров в сфере дошкольного образования, физического развития детей, внешкольного образования взрослых и т.п.

В таком случае можно считать, что социокультурное образование в России берет свое начало в последней трети XIX века. В 1872 г. в Санкт-Петербурге были учреждены первые Фребелевские курсы по подготовке работниц детских садов (платные, с годичным сроком обучения).

Через 24 года (1896) там же (т.е. в Санкт-Петербурге) при активном участии П.Ф. Лесгафта, много сделавшего для содействия физическому развитию детей (орга-

низация детских площадок, катков, экскурсий и прогулок для детей из малоимущих семей), возникают Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (при Биологической лаборатории).

Несколько позже свою роль в становлении социокультурного образования в дореволюционной России сыграет и Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского. В 1913 году в его составе будут организованы Курсы по библиотечному делу, а в последующие годы - Курсы по общественной заботе о детях и Краткосрочные курсы по внешкольному образованию и воспитанию (1914). В разные годы наименование курсов педагогической направленности уточнялось и несколько менялось.

Прежде чем приступить к характеристике курсовой системы подготовки социокультурных кадров в данном учебном заведении, необходимо сказать о нем несколько слов дополнительно.

Созданный в 1908 году на средства известного общественного деятеля А.Л. Шанявского, университет предназначался для приобщения к университетской науке всех желающих и могущих (9. С. 363), или, говоря современным языком, для приобщения к образованию (на самом высоком уровне) широких слоев населения.

Это было уникальное учебное заведение, не имевшее аналога в тогдашней России. Относясь к разряду народных университетов, т.е. к системе внешкольного образования, Университет им. А.Л. Шанявского превосходил их по характеру организации учебного процесса, приближаясь к учебным заведениям академического типа (9. С. 358). От официальных учебных заведений он отличался, прежде всего, особым характером формирования контингента слушателей. При приеме в университет не требовалось наличия документов, подтверждающих предыдущий уровень образования. Отсутствовали ограничения по полу, социальному и имущественному положению, вероисповеданию. Любое лицо, не моложе 16 лет, за умеренную плату, при желании могло поступить учиться в данное учебное заведение.

Обучение в университете велось на двух отделениях: научно-популярном и академическом. Первое отделение (четырехгодичное) давало образование в объеме средней школы, второе (трехгодичное) - на уровне высшего образования.

Поскольку Университет им. А.Л. Шанявского находился в ведении Московской городской думы и не входил в состав Министерства просвещения, он не имел права выдавать документы государственного образца. Несмотря на данное обстоятельство, популярность университета среди простых граждан постоянно росла. Если в 1908/09 учебном году число слушателей на академическом отделении составляло 964 человека, то в 1915/16 - 2466. На научно-популярном отделении эти данные выглядели соответственно: 342 человека в 1910/11 учебном году и 1469 человек в 1915/16 году (6, С. 573-574).

Среди тех, кто слушал лекции в Университете им. А.Л. Шанявского, были будущие выдающиеся деятели российской науки и культуры - поэт С.А. Есенин, биологи А.Л. Чижевский, Н.В. Тимофеев-Ресовский и др.

Привлекательность университета заключалась, прежде всего, в высоком уровне организации учебного процесса (занятия проводились лучшими преподавателями Москвы) и в возможности по факту получить знания в объеме средней школы или университетской науки. В преподавании участвовали юрист А.Ф. Кони, правовед Е.Н. Трубецкой, историк Ю.В. Готье, физиолог К.А. Тимирязев, биолог Н.К. Кольцов, литературоведы П.Н. Сакулин, Ю.И. Айхенвальд и др.

История Университета им. А.Л. Шанявского для нас интересна и в том отношении, что наряду с РГБ (бывшей Библиотекой им. Ленина) он является одним из прародителей нынешнего МГУКИ. Это связано прежде всего с библиотечными курсами, которые зародились в его недрах и затем, под различными наименованиями, дошли до 1930 года (уже в составе Библиотеки им. Ленина), а также с преподавателями, которые в нем работали (подробнее об этом см.: 3; 7; 8. Из материалов этих статей вытекает - образование Московского государственного университета культуры и искусств (МБИ - МГБИ - МГИК - МГУК - МГУКИ) теснейшим образом связано и с Университетом им. А.Л. Шанявского и Государственной библиотекой им. Ленина (ныне РГБ)). Среди известных нам имен (трудились и в Университете им. А.Л. Шанявского, и в МБИ - МГБИ) - А.М. Васютинский («Всеобщая история», «Великая Французская революция» - академическое отделение); Л.Б. Хавкина и Б.С. Боднарский (библиотечные курсы)).

Отметим также, что Л.Б. Хавкина являлась также одним из членов правления университета им. А.Л. Шанявского (См.: 10, С. 67-83 (глава 5. Генерал Альфонс Леонович Шанявский (1837-1905). Братья Михаил Васильевич (1871-1943) и Сергей Васильевич (1873-1909) Сабашниковы)).

И еще об одном факте следует здесь сказать.

Своеобразным свидетельством неразрывной связи МГУКИ со своим прародителем служат и книги со штемпелем Университета имени А.Л. Шанявского, хранящиеся в научной библиотеке МГУКИ. Эти книги проделали путь: от Миусской площади, где располагался народный университет, до Моховой улицы (район Библиотеки имени Ленина), а оттуда в тогдашнее Левое Заречье, куда в 1936 году переехал Библиотечный институт. Эти книги и сегодня являются украшением научного фонда библиотеки МГУКИ.

Но вернемся к основной теме статьи.

По нашему мнению, уникальность Университета им. А.Л. Шанявского заключалась не только в том, что он являлся образцовым учреждением системы внешкольного образования (по сравнению, например, с воскресными школами), но и в том, что стоял у истоков профессиональной подготовки кадров для учреждений этой системы.

Начиная с 1911/12 учебного года, т.е. на четвертом году существования, при университете открываются специальные курсы, как указывается в официальном документе - по вопросам, выдвигаемым самою жизнью, для подготовки практических работников в разных сферах общественной деятельности и для дальнейшего научного развития лиц, уже занимающихся в этой сфере деятельности, по которой устраиваются курсы (5), т.е. речь идет о подготовке и переподготовке кадров в различных сферах общественной жизни тогдашней России.

Первыми специальными курсами при Университете им. А.Л. Шанявского были курсы по местному самоуправлению и курсы по кооперации (открыты в 1911/12 учебном году). Поочередно в разное время, помимо курсов педагогической направленности, о которых идет речь в статье, работали курсы и по другим направлениям.

В 1913/14 учебном году при Университете им. А.Л. Шанявского были открыты курсы по библиотечному делу (более подробно о них будет сказано далее).

В 1914/15 - педагогические курсы им. М.Л. и Т.А. Королевых, курсы по дошкольному воспитанию и курсы по внешкольному образованию и воспитанию.

Перечисленные выше курсы можно отнести к категории направлений, отражавших интересы школьного и семейного воспитания (5. С. 119). Прием был свободен для всех лиц, имевших подготовку в пределах даваемого средней школой. Задачей курсов являлось - дать возможность лицам, руководившим воспитанием и образованием детей (добавим от себя - и взрослых - В.Д.), быть на уровне современных педагогических идей. По мнению организаторов, курсы давали возможность стать на путь педагогической работы лицам, не занимавшимся ею ранее, и пополнять свои познания тем, кто уже работал на этом поприще (5. С. 119). Так, в 1915/16 учебном году занятия на всех курсах педагогической направленности (кроме одного - внешкольное образование и воспитание) велось в течение двух полугодий (обучение - платное). Впечатляет и число слушателей: педагогические курсы - 185 человек, курсы по дошкольному воспитанию - 78 человек, краткосрочные курсы по внешкольному образованию взрослых - 462 человека.

Среди преподавателей курсов были известные специалисты в области школьного и внешкольного образования:

педагогические курсы им. мл. и Т.А. королевых

- П.П. Блонский (Новейшие течения в педагогике),

- А.У. Зеленко (Духовное развитие детей в связи с детским чтением, обзор новейших школ в Западной Европе и Америке);

Практические курсы по дошкольному воспитанию (первоначально назывались -курсы по общественной заботе о детях)

- С.Т. Шацкий (Трудовое воспитание и детские колонии),

- В.Н. Шацкая (Музыка в детской жизни),

- А.У. Зеленко (Организация общественного воспитания детей: детские кружки, клубы, Общественная организация экскурсий и ночевок),

- Л.К. Шлегер (Забота о дошкольном возрасте),

- В.П. Кащенко (Гигиена телесной и душевной жизни ребенка);

курсы по внешкольному образованию взрослого населения

- А.У. Зеленко (Планы и архитектура народных домов, провел также беседу о внешкольной работе американских университетов и внешкольном образовании среди американских негров),

- С.О. Серополко (Книжные склады и снабжение различными пособиями по внешкольному образованию),

- В.Д. Поленов (беседа на тему - Декорации в народном театре) и др.

Некоторые из преподавателей, работавших на курсах, были непосредственно знакомы с зарубежным опытом (Л.Б. Хавкина - с организацией библиотечного дела, А.У. Зеленко - с внешкольным образованием как взрослых, так и детей).

Имеющиеся материалы дают представление и о характере организации учебного процесса на курсах как по содержанию, так и по методике.

Так, в программе курсов по общественной заботе о детях (1914/15 учебный год) обращает на себя внимание ее четкое деление на три раздела: Законодательство о детях, Общественная забота о здоровье детей и Общественная забота о воспитании детей.

Позднее в работе этих курсов акцент будет сделан на практической стороне, в соответствии с чем будет скорректирована и методика обучения слушателей. Центр тяжести работы курсов сместится в сторону организации педагогических семинаров, материалами для которых служили или темы, предложенные руководителями, или наблюдения, которые велись слушателями.

Так, сам С.Т. Шацкий вел практические занятия - 64 час. (совместно с А.Г. Тини-ковой), семинарии и лекции по теме «Изучение материала для детских работ» - 32 час. (совместно с О.В. Зиминой).

Стройностью, конкретностью и логичностью отличалась и программа курсов по внешкольному образованию взрослого населения (1915/16 учебный год). 90-часовая программа краткосрочных курсов включала следующие темы:

1. История, сущность и задачи внешкольного образования - 16 ч.

2. Организация внешкольного образования и участие в нем государства, органов самоуправления, правительственных организаций, кооперативов и местного населения - 6 ч.

3. История, задачи, организация и финансирование народных домов - 10 ч.

4. Вечерние и воскресные классы для взрослых - 6 ч.

5. Образовательное чтение, лекции и курсы - 14 ч.

6. Библиотеки - читальни - 8 ч.

7. Книжные склады и снабжение различными пособиями по внешкольному образованию - 4 ч.

8. Музеи, выставки и экскурсии - 8 ч.

9. Народный театр - 6 ч.

10. Музыкальное образование учащихся - 4 ч.

11. Образовательный кинематограф - 4 ч.

12. Планы и архитектура народных домов - 2 ч.

13. Организация деревенских театров, кружка и его труппы - 2ч.

Интересна была и методика организации и проведения учебных занятий на курсах по внешкольному образованию.

Широко применялись активные методы обучения - сообщения слушателей курсов о внешкольной работе на местах, вызывавшие оживленный обмен мнений (5, С. 131).

И это неудивительно. Ведь обменивались опытом люди (462 чел.) из разных мест России. 37,6% из них имели среднее образование, 31,2% - специальное педагогическое, 11,3% - высшее, 59,5% работали учителями начальных училищ, 8,8% -средних учебных заведений, 5,2% - заведующими и служащими в отделах школьного и внешкольного образования в земствах.

По возрасту это были относительно молодые люди: 26,6% - от 25 до30 лет, 18,9% - от 30 до 35, 11% - от 35 до 40 лет, т.е. более половины слушателей были моложе сорока лет.

И еще одно немаловажное обстоятельство (с учетом того, что уже шла Первая мировая война): соотношение между мужчинами и женщинами было примерно равным (мужчин - 218 человек, или 47,2%, женщин - 244 человека, или 52,8%), т.е. внешкольное образование не рассматривалось как сугубо женская профессия.

Активно использовались и технические средства на курсах. Так, Б.П. Кащенко в ходе беседы дал двухчасовой кинематографический сеанс школьного типа на тему «Образовательный кинематограф». Беседы об алкоголизме (доктор Н.А. Флеров) иллюстрировались волшебным фонарем и кинематографом.

Кроме лекций и бесед, слушателям курсов предоставлялась возможность ознакомиться с деятельностью ряда московских учреждений по внешкольному образованию (городской Введенский народный дом, городской склад теневых картин и кинематографа, Городская библиотека им. Грибоедова, Марьинорощинский народный дом и библиотека и др.). В один из праздничных дней для желающих была осуществлена поездка в Гришинский народный дом, в 60-ти верстах от Москвы, и в Петровско-Разумовское для осмотра институтских учреждений и хозяйства (очевидно, речь идет о Петровской земледельческой и лесной академии - В.Д.).

Максимальное приближение учебного процесса к жизни выражалось и в том, что часть учебных занятий на курсах проводилась непосредственно в учреждениях и организациях внешкольного образования - в помещении театральной секции Общества народных университетов на Медынке были проведены беседы В.Д. Поленова и Н.Н. Голованова о декорациях. По библиотечной технике слушатели могли видеть экспонаты в музее библиотечных курсов. Там же ежедневно по два часа давались объяснения по вопросам работы с детьми представителем Справочного бюро при Московском Союзе Обществ Попечения об учащихся детях (5, С. 132).

Можно предположить, что между организаторами и преподавателями курсов педагогической направленности осуществлялись тесные связи, и они были в курсе дел друг друга. Так, секретарем курсов по внешкольному образованию взрослых был Л.Д. Брюхатов. Он же вел на этих курсах учебную дисциплину «Библиотеки - читальни», параллельно работал и на курсах по библиотечному делу. Естественно, все лучшее, что применялось в учебном процессе на курсах по библиотечному делу, становилось доступным и на других курсах. И наоборот. На нескольких курсах работали также А.У. Зеленко и С.О. Серополко.

Имеющиеся материалы дают определенное представление об уровне организации учебного процесса на курсах. Его можно оценить как высокий. Можно также предположить, что со временем эти курсы переросли бы в специальное образование на уровне среднего и высшего. Собственно, так и предполагалось самими организаторами курсов. В проспекте Университета им. А.Л. Шанявского на 1918/19 учебный год сообщалось, что университет планирует открыть с осени 1918 года Институт народного образования, который готовил бы работников в области школьной и внешкольной работы (трехгодичные курсы), распространял бы идеи культурно-просветительной работы, занимался бы научной разработкой как общих вопросов народного образования, так и специальных, выдвигаемых в организациях, ведущих культурно-просветительную работу (музей, библиотека, народный дом и др.) (4). В вышеприведенном сообщении мы не случайно, наряду с институтом народного образования, подчеркнули, по существу, новое для тогдашней российской деятельности словосочетание «культурно-просветительная работа». Именно так со временем в Советской России будет называться внешкольное образование (после промежуточного - политико-просветительная работа).

Но планам организаторов курсов не суждено было осуществиться в полной мере. Институт народного образования открыть успели. Но в конце 1918 года началась процедура закрытия самого Университета им. А.Л. Шанявского. Его академическое отделение в 1919 году влилось в состав МГУ, а научно-популярное - в следующем, 1920 году объединилось с рабочим факультетом Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова.

А какова же судьба курсов?

Насколько нам известно, из всех курсов педагогической направленности наиболее успешно сложилась судьба библиотечных курсов. После фактического закрытия Университета им. А.Л. Шанявского в 1920г. они получили самостоятельный статус и до 1922 года находились в прежнем помещении. В 1922 года библиотечные курсы (Кабинет библиотековедения) вошли в состав Румянцев-ской библиотеки (ныне РГБ), в 1924 году - преобразованы в Институт библиотековедения. На основе последнего в 1930 году был создан Московский библиотечный институт (МБИ)- ныне Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).

Информацией о судьбе других курсов мы, к сожалению, не располагаем. По всей вероятности, они прекратили существование. А педагоги, работавшие на них, рассеялись и продолжали свою деятельность в близких и смежных областях. Так, С.Т. Шацкий сосредоточит усилия на деятельности Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Там же будет работать В.Н. Шацкая. А.У. Зеленко какое-то время вел научно-педагогическую деятельность в Институте методов внешкольной работы и других педагогических учреждениях. Наряду с преподаванием в МГУ, П.П. Блонский примет активное участие в работе созданной в 1919 году в Москве Академии социального воспитания (с 1923 года Академия коммунистического воспитания), где будет тесно сотрудничать с Н.К. Крупской (См.: 1, С. 782-783; 2, С. 167).

Творческо-педагогический путь многих педагогов - шанявинцев, а также отдельных слушателей курсов, по всей вероятности, еще ждет своих исследователей, что не только позволит дополнить характеристику конкретного культурно-исторического явления, каким, безусловно, является Университет им. А.Л. Шанявского, но и пополнить сведения об интереснейшем педагогическом опыте организации вузовского образования.

И в этом смысле было бы неправильно считать, что значение специальных курсов при Университете им. А.Л. Шанявского ограничивается только периодом их работы. Значение их гораздо шире.

Накопленный на курсах опыт не только стал достоянием своего времени, но и вышел за его пределы. Это касается как внешкольного образования, так и специального академического. Интерес к опыту работы Университета им. А.Л. Шанявского, как именно внешкольному (культурно-просветительному) учреждению, возрастет в советское время в конце 1950-х - 1970-х годах, т.е. в период новой волны организации народных университетов. И в эти годы он будет представляться как образцовое учреждение данного профиля.

В той или иной степени опыт специальных курсов при Университете им. А.Л. Шанявского использовался в деятельности и педагогических вузов, и появившихся несколько позднее - библиотечных. Причем в библиотечных вузах - не только на библиотечных факультетах (с 1930 года), но и культурно-просветительных (с 1949 года).

Автор данной статьи, как выпускник Московского государственного института культуры (бывшего Библиотечного), свидетельствует, что многие методы, о которых говорилось выше, использовались в МГБИ (МГИКе), и в 1960 г., и в более поздние годы. Так, первая учебная экскурсия для студентов - первокурсников культурно-просветительного факультета (осень 1960 г.) была проведена в одном из лучших учреждений культуры страны - в Библиотеке им. Ленина.

Более того, в период перестройки и в начале 1990-х методы, в свое время использовавшиеся в Университете им. А.Л. Шанявского, обрели в Московском институте культуры (как и в других вузах) как бы второе дыхание.

Взять хотя бы анкетный опрос студентов для выяснения отношения последних к задачам и содержанию учебных дисциплин, применявшийся еще на педагогических курсах им. М.Л. и Т.А. Королевых (имеется в виду опрос, проводимый по инициативе самих преподавателей, а не обязательное анкетирование, связанное с их переизбранием и одно время (конец 1980-х) действовавшее в соответствии с инструкцией Министерства образования СССР).

Можно говорить также о резком возрастании интереса к формам учебной работы на основе учета и анализа практического опыта студентов (особенно, заочных и вечерних отделений), о попытке создать при вузах базовые учебно-производственные комплексы (как это предполагалось при открытии Института народного образования - музей и библиотека, научно-популярный музей, опытная школа, опытный народный клуб, лаборатории). Безусловно, опыт курсов педагогической направленности при Университете им. А.Л. Шанявского использовался не только в Москве, но и в других городах, прежде всего в Петрограде (Ленинграде), где в 1918 году был организован Петроградский институт внешкольного образования (с 1925 года

- Коммунистический политико-просветительный институт).

Конечно, в Петрограде опыт, о котором идет речь, мог использоваться не напрямую. В Санкт-Петербурге (Петрограде) была своя богатая традиция организации учреждений внешкольного образования (различного рода воскресные школы и народные университеты, рабочие клубы и народные дома) и курсов по подготовке работников для этих учреждений. Как нами уже отмечалось, еще в 1872 г. в Санкт-Петербурге были учреждены курсы (платные, с годичным сроком обучения) для подготовки работниц детских садов. С 1896 г. действовали курсы воспитательниц физического образования, связанные с именем П.Ф. Лесгафта, и др.

Было бы правильнее говорить о взаимовлиянии московской и петроградской традиций внешкольного образования, с элементами здорового соперничества (как мы уже отмечали, одновременно с Петроградским институтом внешкольного образования в Москве работала Академия социального воспитания, в 1923 г. преобразованная в Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в составе которой был и политико-просветительный факультет). Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской была специфическим учебным заведением. В нее принимались члены ВКП(б) (коммунистической партии) не моложе 22-х лет с достаточным общественным и педагогическим стажем. В организации учебного процесса большое внимание уделялось практической подготовке студентов. Курс лекций в Академии читала и Н.К. Крупская (см.: 2. С. 103).

Сотрудничество - соперничество московской и петроградской (ленинградской) школ продолжится и позже. В создании кафедры культурно-просветительной работы МГБИ примет участие Л.С. Фрид, в конце 1930-х - начале 1940-х годов работавшая в Ленинградском библиотечном институте. Будут и обратные случаи

- например, в 1960 году в Ленинградскую школу профсоюзов переедет бывший заведующий кафедрой культурно-просветительной работы МГБИ Г.Г. Карпов.

В биографических материалах, посвященных Л.С. Фрид, отмечается, что с 1924 по 1927 годы она вела педагогическую работу в Московском политико-просветительном институте, с 1927 по 1930гг. - в Академии коммунистического воспитания

им. Н.К. Крупской, а с 1930 по 1936гг. являлась штатным работником этой академии - в качестве доцента и заведующей кафедрой политпросветработы. В данном случае нас интересует сообщение о некоем Московском политико-просветительном институте. Мы не располагаем сведениями о том, когда он был создан и где располагался, кто его возглавлял и т.п. По нашему предположению, отдельного политико-просветительного института в Москве не существовало. Так мог называться политико-просветительный факультет в составе Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. Но это наше предположение, и не более того. Данный вопрос требует отдельного изучения.

В 1970-е годы Министерство культуры РСФСР сделает попытку разделить научно-методические функции между ведущими вузами культуры: Московский институт культуры будет признан головным в области библиотечно-библиографического образования, а Ленинградский - в области культурно-просветительного.

В настоящее время можно говорить о том, что общими усилиями педагогов вузов культуры и искусств в стране создана весьма эффективная система подготовки кадров для социокультурной сферы, правопреемницы внешкольного, политико-просветительного и культурно-просветительного образования. И немалая заслуга в этой работе принадлежит первопроходцам российского внешкольного образования, в том числе и тем, кто начинал эту деятельность на специальных курсах педагогической направленности при Университете им. А.Л. Шанявского. Можно не сомневаться, что к опыту данного учебного заведения будут обращаться снова и снова.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь. - М., 1929. - Т.1. - С. 782-783.

2. Гончаров, Н.К. Очерки по истории советской педагогики. - Киев, 1970.

3. Клапиюк, В.Т. Дата основания Московского государственного университета культуры и искусств: методология установления// Университетская книга. - 2008. -№1. - С. 36-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского: Проспект. - М., 1918.

5. Отчет Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского за 1915 - 1916 академический год. - М., 1916.

6. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. - Т. 2. - С. 573-574.

7. Столяров, Ю.Н. 95 лет регулярного отечественного библиотечного образования: истоки // Университетская книга. - 2008. - №3. - С. 46-49.

8. Столяров, Ю.Н. О дате основания Московского государственного университета культуры и искусств // - 2007. - № 11. - С. 50-53.

9. Университет (раздел - народный университет) // Энциклопедический словарь Гранат. - Т. XLII. - С. 358-363.

10. Шноль, С.Э. Герои, злодеи, конформисты отечественной науки. - Изд. 4-е. -М., 2010. - С. 67-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.