Научная статья на тему 'К образовательной биографии Льва Выгодского: Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского'

К образовательной биографии Льва Выгодского: Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY-NC-ND
57
2
Поделиться
Ключевые слова
"ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" / МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.Л. ШАНЯВСКОГО / ВОЛЬНЫЙ СЛУШАТЕЛЬ / Л.С. ВЫГОТСКИЙ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / "FREE UNIVERSITY" / THE MOSCOW CITY PEOPLE'S UNIVERSITY NAMED A.L. SHANYAVSKY / AN AUDITOR / L.S. VYGOTSKY / LIBERAL IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Воля Елена Сергеевна

Цель данной статьи состоит в том, чтобы обратить внимание на культурный ресурс «вольного» Университета Шанявского в образовательной биографии его вольного слушателя Льва Выгодского.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Воля Елена Сергеевна,

To educational biographies Lev Vygodsky. Moscow city peopleʼs university named A.L. Shanyavsky

The purpose of this article is to draw attention to the cultural resource “free” Shanyavsky University in the educational biography of his freestyle listener Lev Vygodsky.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К образовательной биографии Льва Выгодского: Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского»

Педагогика

Е.С. Воля

К образовательной биографии Льва Выгодского: Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского

Цель данной статьи состоит в том, чтобы обратить внимание на культурный ресурс «вольного» Университета Шанявского в образовательной биографии его вольного слушателя Льва Выгодского.

Ключевые слова: «вольный университет», Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, вольный слушатель, Л.С. Выготский, либеральное мировоззрение.

Будучи студентом юридического факультета Московского университета с 1913 по 1917 гг. Лев Выгодский (Л.С. Выготский, 1896-1934) посещал вольным слушателем историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского1.

В биографических трудах2 этот период его жизни недостаточно освещен, как и образовательная среда «вольного» университета, в перспективе вклада Льва Выгодского в становление гуманитарной науки - что и является целью статьи.

1

Создание «вольного» университета стало одним из наиболее ярких событий в России начала ХХ в. «Наряду с Петербургским психоневрологическим институтом, Высшими женскими курсами, Коммерческим институтом в Москве университет Шанявского успешно воплощал идеи альтернативной высшей школы»3.

Среди авторов первых историографических работ по строительству университета следует выделить: Н.В. Сперанского, А.А. Ки-зеветтера, А.В. Чаянова, А. Фортунатова4, внесших значительный вклад в его летопись и наметивших некоторые проблемы (прото)

© Воля Е.С., 2016

философии образования в такой предметной области, как воспроизводство университета5.

В частности, это постановка вопроса А.А. Кизеветтером (18661933) о сущности университетского образования: «Типы университета могут и должны варьировать, лишь бы только при этом был сохранен тот основной признак, который выражает собой истинную природу всякого университета. Признак этот состоит в том, что университет любого типа должен представлять собою такое учреждение, в котором органически соединяются работы, направляемые к прогрессу самой науки, и работы, направляемые к прогрессу просвещения»6. Различая государственные и «вольные» университеты,

A.А. Кизеветтер уточняет, что первые «обслуживают потребности самой науки и потребности государственного аппарата, вторые реализуют «обслуживание всех тех потребностей, которые вытекают из ближайшей связи науки с интересами и задачами общественной жизни»7.

2

Московский городской народный университет (1908-1920) был создан по почину и на средства генерала Альфонса Леоновича Шанявского (1837-1905) стараниями его супруги Лидии Алексеевны Шанявской. В обсуждении проекта и дальнейшей академической и финансовой поддержке университета принимали участие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.К. Рот, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, кн. Е.Н. Трубецкой, Н.И. Гучков, Н.Н. Щепкин. В.Е. Якушкин, Н.В. Сперанский, М.В. Сабашников, С.В. Сабашников.

Университет реализовывал цель «служить широкому распространению высшего научного образования и привлечению симпатий народа к науке и знанию». Возможность учиться в высшей школе делалась открытой для большинства желающих благодаря правилам приема. В университет могли поступать лица обоего пола, вне зависимости от национальности и религии; без дипломов о предварительном образовании и обязательств держать экзамены (как при поступлении, так и при окончании университета).

Генерал Шанявский, по свидетельству супруги, всегда мечтал все свои средства оставить на «такое высшее учреждение, где могли бы свободно учиться все, кто учиться желает». Упорство в учении помогло ему самому укрепить характер и сохранить верность идеалам древнего аристократического рода, к которому он принадлежал. Начальное образование Альфонс получил в специальной «коллегии» для мальчиков рода Шанявских, созданной архиепископом Иосифом Шанявским. Вероятно, что опыт спартанской

жизни в коллегии позволил в дальнейшем Альфонсу, увезенному из Польши (по известному предписанию императора Николая Павловича для нейтрализации революционных настроений свободолюбивой польской аристократии8: взять из каждой польской семьи по мальчику и увезти в Россию для образования) очень хорошо учиться и не только сохранить свободный нрав: в кадетском корпусе в Туле, в Орловском кадетском корпусе, в Константинов-ском военном училище в Петербурге, которое он окончил первым по успехам в учебе и его имя было занесено на мраморную доску, Академию генерального штаба, которую он закончил первым учеником, и его имя было также занесено на мраморную доску - но и в дальнейшем содействовать либерализации и просвещению российского общества9.

Основные направления, по которым университет осуществлял свою деятельность:

1) организация научно-популярного отделения;

2) организация академического отделения;

3) устройство специальных курсов, с целью научного освещения и систематизации знаний, а также с целью ознакомления с современным состоянием разных научных вопросов;

4) издание лекций и научных работ преподавателей и слушателей10. Обучение на академическом отделении велось с целью систематического высшего научного образования. В течение трех лет слушатели могли ознакомиться с общими основами интересующих их научных дисциплин и овладеть методом приобретения научных знаний. Четвертый год обучения посвящался специальной научной работе или изучению вопросов, имеющих прикладной характер. Преподаваемые на академическом отделении университета курсы были распределены по группе: 1) естественно-исторических наук, 2) по группе общественно-философских наук (общественно-юридический и историко-философский циклы)11.

Помимо учебной деятельности университет содействовал научным работам и научным изысканиям своих преподавателей и слушателей. С этой целью была организована библиотека, лаборатории, специальные занятия и семинары по разным областям знания.

3

В организации учебного процесса «во главу угла ставилась задача максимальной активизации творческих потенций самих слу-шателей»12. «Возбудить интерес, толкнуть на собственную работу ума - вот что было всегда первой целью», - вспоминал впоследствии один из профессоров университета А.А. Кизеветтер13.

В университете Шанявского «Слушатели академического отделения первыми в России получили возможность самостоятельно составлять индивидуальные планы учебы, максимально отвечавшие научным интересам каждого»14.

Слушателям и выпускникам университета Шанявского предоставлялась возможность вести исследования в лабораториях и кабинетах - 1914-1915 гг.: 1) лаборатория качественного анализа и общей химии (А.Н. Реформатский); 2) физическая лаборатория и рентгеновский кабинет (П.П. Лазарев); 3) лаборатория органической химии и количественного анализа (А.Е. Чичибабин); 4) физико-химическая лаборатория (И.П. Акимов, С.М. Леви, К.А. Толх); 5) кристаллографическая и минералогическая лаборатория (Г.В. Вульф); 6) зоологическая лаборатория (Д.Ф. Сини-цин, Н.М. Кольцов, Н.М. Кулагин); 7) ботаническая лаборатория (А.П. Артари, М.Ф. Дрейер, Н.Н. Худяков, А.Я. Цеге-фон-Мантей-фель); 8) лаборатория по изучению низких температур (П.И. Бахметьев); 10) палеонтологический кабинет (М.В. Павлова); 11) геологический кабинет (А.П. Иванов).

Большое значение для слушателей гуманитарных отделений уделялось участию в научных семинарах. Одним из них руководил Юлий Исаевич Айхенвальд15 (1872-1928), ученый секретарь Московского психологического общества, секретарь редакции журнала «Вопросы философии и психологии», профессор Университета Шанявского в 1912-1917 гг. «О практических занятиях по русской литературе в первой половине XIX века руководителя Ю.И. Айхенвальда: Практические занятия состояли в чтении и обсуждении рефератов на темы, как предложенные преподавателем, так и выбранные самими слушателями. В начале учебного года много внимания было уделено вопросам методологического характера в применении к истории литературы. Были заслушаны рефераты на темы о поэтике Александра Веселовского, о методологических взглядах Лансона. О "Вступлении" к "Силуэтам русских писателей" Ю.И. Айхенвальда. Предметом обсуждения в докладах и беседах служили... вопросы о творчестве Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Тютчева. Значительный интерес вызван был в аудитории рефератом на тему "Белинский и Пушкин"; продолжительное обсуждение этого реферата затронуло и оценку Белинского препо-давателем»16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важную роль для становления научных интересов слушателей имела возможность учиться у выдающихся ученых и организаторов науки. В 1913-1914 гг. естественно-исторический цикл академического отделения представляли: химики А.Н. Реформатский, Н.Д. Зелинский, физики П.Н. Лебедев и С.Л. Чаплыгин, геохимик-минералог А.Е. Ферсман, основоположник экспериментальной биологии Н.К. Кольцов.

На гуманитарных циклах преподавали историю литературы и теорию литературоведения Ю.И. Айхенвальд и М.Н. Розанов, правоведение - А.М. Винавер и М.Н. Гернет, историю античного искусства - Р.Ю. Виппер, философско-исторические учения - В.П. Волгин, отечественную историю - Ю.В. Готье и А.А. Кизеветтер, историю западноевропейского средневековья - Д.М. Петрушевский. Философские семинары вели С.Н. Булгаков и Е.Н. Трубецкой, историю экономических учений и теории кооперации - А.В. Чая-нов17.

В историко-философском цикле довольно серьезно преподавались исторические дисциплины: античная и новая европейская история, отечественная история, история философской и политической мысли, история литературы. «Кроме традиционных университетских курсов читали такие, которые не имели аналогов в казенных университетах: "Социология - часть историческая", "Теория исторического процесса и методология истории", "История государственных учреждений XIX века", "Теория и методика государственного управления", "История этических учений" и т. п. Проводились практические занятия по истории Великой французской революции, истории идейной борьбы в русской литературе XIX в., философии позитивизма и др.»18.

В таблице приведен учебный план историко-философского цикла 1915-1916 гг.

Таблица

Учебный план историко-философского цикла в 1915-1916 гг. был выполнен в следующем виде19

Название предметов Число час. в неделю Фамилии преподавателей

1-й сем. 2-й сем.

1 2 3 4

Первый год

История новой философии до Канта 2 - Д.В. Викторов

Логика 2 2 Г.Г. Шпет

Общая теория права 2 2 В.М. Хвостов

Политическая экономия (общий курс) 2 2 А.А. Мануилов

Политическая экономия (деньги и кредит) - 2 В.Я. Железнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистика 1 1 А.Ф. Фортунатов

История хозяйственного быта 2 2 Д.Н. Егоров

История Соединенных Штатов Северной Америки 2 2 С.Ф. Фортунатов

История России в XIX в. 2 2 А.А. Кизеветтер

История политических учений 2 2 Б.П. Вышеславцев

Французская литература эпохи Просвещения 2 2 М.Н. Розанов

Итого 19 19

Практические занятия

Художественная литература 50-х и 60-х годов 2 2 А.Е. Грузинский

Великая Французская революция 2 2 А.М. Васютинский

Философско-исторические учения XVIII и XIX в. 2 2 В.П. Волгин

Русская история 1 1 Ю.В. Готье

Второй год

История новейшей философии (история позитивизма) 2 2 Н.Д. Виноградов

Продолжение табл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4

Логика 2 2 Г.Г. Шпет

История новой философии до Канта 2 2 А.В. Кубицкий

История хозяйственного быта 2 2 Д.Н. Егоров

История Соединенных Штатов Северной Америки 2 2 С.Ф. Фортунатов

История России в XIX в. 2 2 А.А. Кизеветтер

История южных славян 2 2 Ю.В. Готье

История юго-славянских литератур 2 - М.Н. Сперанский

Русская литература XIX в. 2 2 А.Е. Грузинский

Французская литература эпохи Просвещения 2 2 М.Н. Розанов

Итого 22 20

Практические занятия

Логика 2 2 М.Н. Поливанов

Русская литература: Толстой 2 2 Ю.И. Айхенвальд

Философско-исторические учения XVIII и XIX в. 2 2 В.П. Волгин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий год

История новейшей философии (история позитивизма) 2 2 Н.Д. Виноградов

История новой философии от Канта 2 2 А.В. Кубицкий

История хозяйственного быта 2 2 Д.Н. Егоров

История южных славян 2 2 Ю.В. Готье

История юго-славянских литератур 2 - М.Н. Сперанский

Русская литература в первую половину XIX века 2 2 А.Е. Грузинский

Русская литература XIX века: Толстой и Достоевский 2 2 Ю.И. Айхенвальд

Французская литература эпохи просвещения 2 2 М.Н. Розанов

Итальянское искусство в эпоху возрождения 2 2 Н.И. Романов

Окончание табл.

1 2 3 4

Эстетика 2 2 Н.В. Самсонов

Итого 20 18

Практические занятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логика 2 2 М.П. Поливанов

Русская литература: Толстой 2 2 Ю.И. Айхенвальд

Античное искусство 2 2 Б.Р. Виппер

Изучение хозяйственного и социального строя средневекового поместья по данным «Политика» аббата Ирминона 1 1 Д.М. Петрушев-ский

5

Университет Шанявского объединял людей «разнородных направлений на почве полной академической свободы и терпимости к чужому мнению»20, что наиболее ярко выразилось в преподавании философских дисциплин.

В 1910-1911 гг. в университете начал читать курс логики Г.Г. Шпет (1879-1937), с перерывом на занятия у Гуссерля в Гет-тингене в 1912-1913 гг. «Вернувшись в Москву, он возобновил свою работу в университете Шанявского... начал читать историю новейшей философии. Центром философских исканий Шпета стал поиск нового подхода к философии, которая была для него в первую очередь воплощением научного знания. Годы работы в университете Шанявского совпали с работой Г.Г. Шпета над магистерской диссертацией "История как проблема логики", которая была защищена в Московском университете в 1916 г.»21.

Лекционный курс Н.Д. Виноградова «История новейшей философии» был посвящен в основном изучению философии пози-тивизма22.

В 1911-1912 гг. А.В. Кубицкий вел в университете практические занятия по истории новейшей философии, подробно изучались труды Декарта и Спинозы23.

В 1911-1912 гг. семинаром «Философия Владимира Соловьева» руководил князь Е.Н. Трубецкой. Соловьев и Трубецкой сходились в самом главном - «в признании Богочеловечества, как начала соборной жизни церкви, содержания и цели всемирной истории24.

Е.Н. Трубецкой на юридическом факультете Московского университета вел предмет «Энциклопедия права». «В центре своего философского, по существу, правоведения он поместил идею нравственного права»25. Согласно взглядам Е.Н. Трубецкого, «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нор-мой»26. «Внешняя свобода отдельного лица является благом лишь постольку, поскольку она подчинена благу общему, поскольку она не влечет за собой несправедливых стеснений свободы других лиц»27. Эволюция положительного права, через многообразие форм, призвана, предоставляя людям максимальную свободу, направлять их к всеединству28.

В работе семинара по философии религии, которым руководил с 1912 г. С.Н. Булгаков, принимали участие не только слушатели университета, но и начинающие ученые и философы, в том числе в 1913-1914 гг. Л.В. Успенский...

6

Особая роль отводилась специальным курсам «по вопросам, выдвигаемым самой жизнью для подготовки практических деятелей в разных сферах общественной деятельности и для дальнейшего научного развития» лиц, занимающихся в сфере деятельности, по которой устраиваются курсы, а также для более широких слоев населения29. С 1913 г. организовывались одногодичные Педагогические курсы имени М.Л. и Т.А. Королевых, «преследовавшие интересы школьного и семейного воспитания». Их цели: «дать возможность лицам, руководящим воспитанием и образованием детей, быть на уровне современных педагогических идей. стать на путь педагогической работы лицам, не занимавшимся последней ранее, и дополнить свои познания уже работающим на этом поприще»30.

В программе курсов 1914-1915 гг.: 1) «Современная дидактика» (П.П. Блонский); 2) «Природоведение (неживая природа)» (А.В. Пингер, В.К. Аркадьев); 3) «Природоведение (живая природа)» (А.Л. Бродский); 4) «Духовное развитие детей в связи с детским чтением» (А.У. Зеленко); 5) «Обзор новейших школ в западной Европе и Америке» (А.У. Зеленко); 6) «Физическое развитие детей в связи с подвижными играми и гимнастикой» (Н.О. Массалитинова, А.М. Зеленко); 7) «Основные моменты в истории европейской школы» (Н.В. Сперанский)31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из преамбулы педагогических курсов имени М.Л. и Т.А. Королевых: «Дело народного образования все более и более привлекает к себе внимание общества. Начинает крепнуть убеждение, что будущее страны, темп и направление ее культурного развития за-

висит от того умения ориентироваться в природе и обществе, которое с детства прививается в школе. Крайне ответственное дело воспитания требует от преподавателя и крайне серьезного отношения к ожидающей его работе... Школа вступила на путь серьезных исканий, и общество начинает предъявлять к преподавателю более строгие требования. Особенно острым является вопрос о выработке в подрастающем поколении бодрости и самодеятельности. Крайне важно для преподавателя уложить в систему свои познания, преломить их в себе под углом понимания детской души. Но кроме выработки понимания основных задач воспитания и обучения преподавателю необходимо выяснить себе то содержание, которое он должен вложить в ум и душу подрастающего культурного человека»32.

В программу курсов 1916/17 уч. г. входили следующие предметы: 1) «Основные проблемы современной педагогики» (П.П. Блон-ский); 2) «Природоведение (живая природа)» (А.Л. Бродский); 3) «Детская литература» (А.У. Зеленко); 4) «Подвижные игры школьного возраста» (Н.И. Масалитинова, А.У. Зеленко); 5) «Рисование» (Н.Н. Львова); 6) «Детская психология» (К.Н. Корнилов).

Из описания курса П.П. Блонского: «Основные проблемы современной педагогики»: «Проблема построения педагогического миросозерцания. Воспитание и наследственность. Задачи воспитания. Ребенок, как предмет воспитания. Моторное воспитание. Воспитание инстинктов и эмоций. Воспитание характера. Общественное и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание. Религиозное воспитание. Сенсорное воспитание. Проблема наглядного обучения. Техника заучивания. Воспитание детского творчества. Воспитание научного мышления. Проблема дошкольного воспитания. Задачи начальной и средней школы. Трудные случаи в педагогической практике»33.

Из описания курса Н.И. Масалитинова, А.У. Зеленко «Подвижные игры школьного возраста»: «Курс имеет в виду 2 цели: 1) познакомиться с нормальной организацией подвижных игр школьного возраста, 2) осветить вопрос о громадной роли игры в воспитании играм школьного возраста. Вторая цель предполагает устройство бесед и лекций по следующей программе: I. Игра - результат внутренней деятельности развивающегося организма: 1) связь игры с душевными и телесными процессами ребенка, 2) игры свободные и традиционные, 3) соотношение игры и детского труда, обзор теорий, объясняющих происхождение игры. II. Организованное ведение игр школьного возраста: 1) психофизиологические основания методики игры, 2) игра как общественная организация, 3) задачи,

подготовка и поведение руководителя в общественной игре, 4) материал для игр, 5) внешняя обстановка игр в связи с гигиеническими требованиями. Часть курса подвижных игр составляет курс музыкальных игр. Задача последнего: 1) дать полную картину активности ребенка, 2) дать возможность будущим руководителям детских игр использовать в большей степени имеющееся у детей природное влечение к выражению эмоциональных переживаний не только в подвижных играх, но и в песне и ритмических движениях. Программа курса: а) знакомство с начальной музыкальной грамотой, 2) игры, драматизирующие в ритмических движениях действия разных детских сказок, 3) хороводные танцы русские и др. народов»34.

7

В 1914 г. были проведены первые краткосрочные курсы по дошкольному воспитанию, вызванные острой необходимостью подготовки специалистов для руководства яслями и детскими садами, столь необходимыми для помощи пострадавшим семьям в военное время. Программа курсов была такова: 1) «Уход за ребенком раннего возраста» (Г.Н. Сперанский); 2) «Гигиена телесной и душевной жизни ребенка» (В.Я. Канель); 3) «Гигиена и физическое воспитание детей дошкольного возраста» (В.Е. Игнатьев); 4) «Заразные болезни и борьба с ними» (Л.Б. Грановский); 5) «Нервные дети» (Г.Н. Россолимо); 6) «Психология первого детства» (К.Н. Корнилов); 7) «Эстетическое воспитание» (М.М. Рубинштейн); 8) «Дошкольное воспитание в основных моментах истории педагогической мысли и в современных педагогических течениях» (Г.К. Вебер);

9) «Постановка детского сада» (С.Т. Шацкий, Д.К. Шлегер);

10) «Подвижные игры детского сада» (Н.С. Филитис); 11) «Музыка в детской жизни» (В.Н. Шацкая); 12) «Рисование и лепка» (О.В. Зимина); 13) «Рассказывание и литература дошкольного возраста» (А.У. Зеленко).

Университет, желая прийти на помощь в деле «внешкольного образования и воспитания для детей дошкольного возраста, подростков и особенно взрослого населения», устроил краткосрочные «курсы по внешкольному образованию и воспитанию, пригласив лекторами лиц, специально изучавших эти вопросы и работающих в разных областях внешкольного образования и воспитания»35.

Из программы курсов: 1) «Сущность и задачи внешкольного образования и воспитания» (Б.И. Сыромятников); 2) «Организация внешкольного образования и воспитания и участие в нем государства, органов самоуправления, кооперативов, просветительных

организаций и местного населения» (Е.Н. Медынский); 3) «Общественная забота о внешкольном образовании и воспитании детей» (С.Т. Шацкий); 4) «Общественная забота о внешкольном образовании взрослого населения» (Б.И. Сыромятников, Л.Д. Брюхатов, М.В. Новорусский, А.У. Зеленко и др.)36.

Среди эпизодических курсов, прочитанных в 1915-1916 гг. были и «Психоневрология ребенка» (Г.И. Россолимо), и «История русского театра» (В.Г. Сахновский)37.

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессор Российского государственного гуманитарного университета (преемника «вольного» университета, созданного по почину генерала Шанявского, который мечтал о том, «чтобы могли свободно учиться все, кто учиться желает») Виктор Константинович Финн в работе «О назначении культуры в посттоталитарном обществе» уточняет одно из свойств культуры как «наличие в ней интеллектуальных средств синтеза знаний, представляющих мета-структуры для выражения рефлексии»38.

Думается, что с этой позиции «вольный» Университет Шанявс-кого является мощным культурным ресурсом для вольного слушателя Льва Выгодского.

Многие дисциплинарные области Университета Шанявского, так или иначе, будут для Льва Выгодского иметь значение в профессиональной, исследовательской, научной деятельности. Уточнение этих связей может стать областью перспективных исследований.

Воспроизводство свободы учиться и свободы учить, присущее «вольному» Университету Шанявского, созвучно направленности его вольного слушателя Льва Выгодского, лучшие слова о котором будут написаны Александром Григорьевичем Асмоловым: «Либеральное мировоззрение Л.С. Выготского, в сочетании с его универсализмом и методологией системного историко-генетического анализа, выразились в мечте о будущей психологии как вершинной конкретной психологии свободного человека»39.

Примечания

1 На что он в дальнейшем и указывает в сведениях об образовании по месту работы; в анкетном листке Наркомпроса от 1924 г. в графе «специальное образование» следует запись: «1917, Моск. Гос. Унт. по юрид. факульт. и Унт. им Шанявского по истор-философ. факульт.» (ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 42. Д. 499. Л. 1а).

2 Выгодская ГЛ., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996; Добкин С.Ф. Выготский Л.С.: нача-

ло пути: Воспоминания С.Ф. Добкина о Льве Выготском: [Публ., ред., предисл. и коммент. И.М. Фейгенберга]; Ранние статьи Л.С. Выготского. Иерусалим: Иерусалимский издат. центр, 1996; Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

3 Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Традиция и альтернатива в университетском образовании России // Гуманитарные науки / Редкол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1995. С. 151. (Программа «Университеты России».)

4 Степанский А.Д. Университет имени А.Л. Шанявского: история изучения // Там же. С. 160-172.

5 Воля Е.С. О (прото)философии образования // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование» М.: РГГУ, 2015. № 2. С. 113-128.

6 Кизеветтер А.А. А.Л. Шанявский и университет его имени // Русская мысль. 1915. Кн. 12. С. 32.

7 Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Прага, 1929. С. 484.

8 Профессор С.Э. Шноль, исследуя биографические материалы А.Л. Шанявского, делает вывод о том, что «никакой избирательной национальной идеи» в деятельности «потенциального польского революционера» не было, однако дух независимости и свободолюбия в нем не искоренились.

9 Сотникова И. Спешите делать добро: Народный университет Шанявского: Традиция благотворительности на ниве просвещения // Истина и жизнь. 2006. № 6; Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты отечественной науки. 4-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. (Наука в СССР: через тернии к звездам.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Отчет о деятельности Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1914-1915 академический год. VII год. М., 1915. С. 1.

11 Там же. С. 2.

12 Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Первый альтернативный институт в России // «Начинание на благо и возрождение России» (создание Университета имени А.Л. Шанявского): Сб. документов / Сост. И.И. Глебова, А.В. Крушельницкий, А.Д. Степанский; под ред. Н.И. Басовской, А.Д. Степанского; Коммент. А.В. Крушельницкого. М.: РГГУ, 2004.

13 Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Прага, 1929. С. 385.

14 Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Первый альтернативный институт в России. С. 22.

15 Именно к Ю.И. Айхенвальду, наставнику по университету, Л.С. Выготский обратится с просьбой об издании своих трудов.

16 Отчет о деятельности Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1914-1915 академический год. VII год. С. 48.

17 Басовская Н.И., Крушельницкий А.В. Первый альтернативный институт в России. С. 21.

18 Там же. С. 22.

19 Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1915-1916 академический год. VIII год. М.: Городская типография, 1916. С. 33-35.

20 Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1911-1912 учебный год. М., 1913. С. 11.

21 Юрчикова А.Ю. Из истории преподавания философии в Московском городском университете им. А.Л. Шанявского: Гуманитарные науки / Редкол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. С. 206. (Программа «Университеты России».)

22 Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1915-1916 академический год. VIII год.

23 Там же; см. также: Юрчикова А.Ю. Указ. соч. С. 208.

24 Трубецкой Е.Н. Из прошлого: Воспоминания. Из путевых заметок беженца. Томск, 2000. С. 224; Половинкин С.М. Князь Е.Н. Трубецкой: Жизненный и творческий путь: Биография. М.: Изд. дом «Синаксис», 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Там же. С. 29.

26 Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001. С. 292.

27 Там же.

28 Половинкин С.М. Указ. соч. С. 35.

29 Отчет о деятельности Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1914-1915 академический год. VII год. С. 2.

30 Там же. С. 76.

31 Там же.

32 Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявскаго за 19161917 академический год. Год 9-й. М.: Городская типография, 1917. С. 58-59

33 Там же. С. 59.

34 Там же. С. 61.

35 Там же.

36 Отчет о деятельности Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1914-1915 академический год. VII год. С. 94.

37 Отчет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявскаго за 1915-1916 академический год. VIII год. С. 36.

38 Финн В.К. О назначении культуры в посттоталитарном обществе // Интеллектуальные системы и общество. М.: РГГУ, 2001. С. 16.

39 Асмолов А.Г. Лев Выготский: штрихи к портрету «Моцарта в психологии» // Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издат. центр «Академия», 2007. С. 417.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.