Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ БЫТОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX-XX ВВ'

ИЗ ИСТОРИИ БЫТОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / РЕМЕСЛО / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА / ПЕТРОКАМЕНСКОЕ / ПЕТРОКАМЕНСКИЕ СУНДУКИ / ЧЕРНОИСТОЧИНСК / МУРЗИНКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жданова Виктория Александровна

Наиболее характерные для Урала народные промыслы - художественная обработка камня, металлов, дерева и других растительных материалов. Производство керамических изделий и художественное ручное ткачество чаще всего носили характер домашних производств. Представленное исследование - небольшой фрагмент методичной работы отдела по сохранению, развитию и продвижению народных художественных промыслов Центра развития туризма Свердловской области. Работа отдела направлена на изучение истории бытования различных видов ремесленных производств, актуального состояния сферы народного декоративно-прикладного искусства и выявление мастеров, осуществляющих свою деятельность на всей территории края. Исследование охватывает область в пределах Горноуральского городского округа. Указанный район является пригородным для крупного административного, промышленного и культурного центра - города Нижний Тагил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF ARTS AND CRAFTS IN THE GORNOURALSKY URBAN DISTRICT OF THE SVERDLOVSK REGION IN THE 19TH-20TH CENTURIES

The article shows the results of studying the history of arts and crafts in the Sverdlovsk region. There are three most common for the Urals folk handicrafts related to natural and economic preconditions: artistic processing of stone, metals, wood and other plant materials. Production of ceramics and hand weaving were mostly domestic in the studied region. This study is just a small fragment of the methodical work of the Department for the preservation, development and promotion of folk arts and crafts of the Center for Tourism Development of the Sverdlovsk region. The work aims to studying the history of different types of arts and crafts, the current state of folk art and to searching for artists which work nowadays. This particular investigation covers only the areas located in the Gornouralsky urban district.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ БЫТОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX-XX ВВ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0009 УДК 745.5

HISTORY OF ARTS AND CRAFTS IN THE GORNOURALSKY URBAN DISTRICT OF THE SVERDLOVSK REGION IN THE 19TH-20TH CENTURIES

Zhdanova Viktoria Alexandrovna

Center for Tourism Development of the Sverdlovsk Region Ekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article shows the results of studying the history of arts and crafts in the Sverdlovsk region. There are three most common for the Urals folk handicrafts related to natural and economic preconditions: artistic processing of stone, metals, wood and other plant materials. Production of ceramics and hand weaving were mostly domestic in the studied region. This study is just a small fragment of the methodical work of the Department for the preservation, development and promotion of folk arts and crafts of the Center for Tourism Development of the Sverdlovsk region. The work aims to studying the history of different types of arts and crafts, the current state of folk art and to searching for artists which work nowadays. This particular investigation covers only the areas located in the Gornouralsky urban district.

Keywords: arts and crafts; folk art; craft; traditional culture; decorative and applied art of the Urals; artistic carving; Petrokamenskoye; Petrokamensk chests; Chernoistochinsk; Murzinka.

Citation: Zhdanova, К A. (2022). HISTORY OF ARTS AND CRAFTS OF THE GORNOURALSKY URBAN DISTRICT OF THE SVERDLOVSK REGION IN THE 19TH-20TH CENTURIES. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 80-89.

В. А. Жданова

Центр развития туризма Свердловской области Екатеринбург, Российская Федерация

ИЗ ИСТОРИИ БЫТОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В XIX-XX ВВ.

Наиболее характерные для Урала народные промыслы - художественная обработка камня, металлов, дерева и других растительных материалов. Производство керамических изделий и художественное ручное ткачество чаще всего носили характер домашних производств. Представленное исследование - небольшой фрагмент методичной работы отдела по сохранению, развитию и продвижению народных художественных промыслов Центра развития туризма Свердловской области.

Работа отдела направлена на изучение истории бытования различных видов ремесленных производств, актуального состояния сферы народного декоративно-прикладного искусства и выявление мастеров, осуществляющих свою деятельность на всей территории края. Исследование охватывает область в пределах Горноуральского городского округа. Указанный район является пригородным для крупного административного, промышленного и культурного центра - города Нижний Тагил.

Ключевые слова: художественные промыслы; народное искусство; ремесло; традиционная культура; декоративно-прикладное искусство Урала; художественная резьба; Петрокаменское; петрокаменские сундуки; Черноисточинск; Мурзинка.

а о Октябрьской революции в России целый ряд предметов широкого потребления производился кустарно-ремесленной про-нностью. Ремесленниками изготовлялась подавляющая часть продукции ряда отраслей, таких как обувная, шубная, рукавичная, бондарная, валяльно-войлочная, портняжная, а также предметов роскоши.

Богатые залежи железных и медных руд, золота, цветного камня, обширные леса, обильные реки и полноводные озера в соединении с дешевой рабочей силой создали на Урале благоприятную обстановку для формирования и развития художественной обработки камня, металлов, дерева и других растительных материалов, производства керамических изделий и художественного ручного ткачества.

Природные, экономические и социальные предпосылки способствовали формированию к концу XIX века промысловых центров в каждом крупном заводском поселении на территории Горноуральского городского округа (Висим, Черноисточинск, Петрокаменское, Мурзинка). Здесь работали мастера, которые изготавливали вещи повседневного обихода.

Обработка металлов на исследуемой территории представлена изделиями кузнечно-кле-пального, чугунолитейного и сундучного производств. Это подтверждается предметами из фондов музеев, расположенных здесь. Чугунки, утюги, формы для выпечки и утятницы, выполненные из чугуна и хранящиеся в Музее быта и ремесел в п. Висим, обладают незатейливыми формами, некоторые из них украшены простым геометрическим орнаментом.

Образцы изделий кузнечно-клепального промысла, как то: руднично-приисковые предметы (железные бадьи, ушаты, золотопромывательные ковши), домашняя утварь (ведра, подойники, чайники, рукомойники, ковши, котелки, тазы) и сельскохозяйственный инвентарь - не несут каких-либо следов художественной обработки. И

связано это, прежде всего, с тем, что это были небольшие заводские поселки, население которых состояло в основном из рабочих или крестьян.

Однако среди изделий, выполненных в смешанной технике, встречаются сундуки, в отделке которых использовались различные способы художественной обработки металла.

Во второй половине XIX века село Петрока-менское, являясь крупным ремесленным центром, становится центром по производству сундуков, издавна здесь существовавшему [14, с. 126]. Вообще история уральского сундука берет свое начало с XVII-XVIII веков, со времени появления на этой территории людей из различных регионов России.

На раннем этапе своей истории сундучный промысел села Петрокаменского носил вспомогательный характер. Мастера делали лишь сундучные ящики для крупных заведений Невьян-ска и Нижнего Тагила [14, с. 114] 1 Но уже к концу XIX века, согласно данным исследователя Г. А. Пу-дова, сундучное производство в Петрокаменском находится на одном уровне с Нижним Тагилом, Пермью, Кунгуром и Быньгами. Сбыт сундуков происходил на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. С первой выставки сундуки отправляли в Баку, Персию и другие страны Каспийского моря. Главным потребителем уральских сундуков были Сибирь до Иркутска и Средняя Азия.

Ряд металлургических кризисов XIX века (появление сильного конкурента, технологическая отсталость производства, отмена крепостного права, избыток рабочих) вызвал сокращение производства к концу столетия и способствовал высвобождению рабочих.

Экономический кризис и революционные события начала XX века стали фатальными для многих металлургических заводов Урала. В 1909 г. закрылся Лайский завод, в 1912 - Петрока-менский, в 1915 - Висимо-Шайтанский как устаревший и нерентабельный. В 1924 г. был закрыт

Черноисточинский завод, после чего уже не запускался.

В свободное от работы время население стало обращаться к занятиям земледелием и металлургическим кустарным промыслам. Где природ-но-географические условия благоприятствовали, там развивалось земледелие, где этих условий не было, заводские рабочие становились ремесленниками, а если позволяли средства, то обзаводились сложным инвентарем и открывали свою артель со сбытом изделий на рынок. С другой стороны, оставшееся без заработка население бывших заводских поселков неохотно сдвигалось с места, сдерживаемое наличием домов и усадеб. Традиционная привязанность к родине и своему маленькому хозяйству наталкивала рабочего на поиск средств существования в своем селении. Эти общие условия и множество других, связанных с ними, вывели металлургические промыслы на заводах Верхотурского уезда в конце XIX - начале XX века на первое место среди кустарной промышленности [12].

После закрытия заводов ряд поколений заводских рабочих, приспособившихся к горному делу, продолжали развивать его и специализироваться в мастерстве. Получив начало от крупной горнозаводской промышленности Урала, металлургическое кустарничество дальнейшим своим развитием обязано этой же промышленности.

События Гражданской войны и общее состояние хозяйства страны в начале XX века негативно отразились на мелкой кустарной промышленности, в том числе на Урале. Снабжение сырьем было затруднено, что, несомненно, сказалось на качестве изделий.

Так, кустарная выставка 1908 года, организованная земством на Нижнетагильском заводе, показала снижение спроса на петрокаменские сундуки и выявила их несовершенство, которое проявлялось в некачественных замках, накладках, шарнирах и скобах. Появилась необходимость в совершенствовании производства.

В 1918-20-х годах начинается движение по кооперированию мелких товаропроизводителей. В 1929 году в Петрокаменском была организована артель «Заря», где с 1930 года начинается оковка сундуков. Готовая продукция поставлялась, как и раньше, в Невьянский и Нижнетагильский заводы. С 1936 года здесь начинают производить сундучную фурнитуру. Позднее к петрокамен-ской присоединилась артель «Красный кустарь» (из села Слудки), это сразу же расширило ассор-

тимент продукции. Началось укрепление материальной базы, были сделаны первые шаги по механизации производства. В этот период были построены лесопильный, деревообрабатывающий и ковальный цеха, сушилка. Машины приводились в действие электроэнергией, поставляемой с местной гидроэлектростанции. Позднее к петрокаменской были присоединены артель «Пролетарий», расположенная в селе Мокроус-ском, и «Работник» из Мурзинки. Все вместе они

Сундук из села

Петрокаменского.

1957.

Дерево, жесть.

Музейно-выставочный комплекс (г. Лесной, Свердловская обл.)

A chest

from the village of Petrokamenskoye. 1957. Wood, tin. '

Museum

and exhibition complex (Lesnoy, Sverdlovsk region)

Сундук из села

Петрокаменского.

1953.

Дерево, жесть

Музейно-выставочный комплекс (г. Лесной, Свердловская обл.)

A chest

from the village of Petrokamenskoye. 1953. Wood, tin. '

Museum

and exhibition complex (Lesnoy, Sverdlovsk region)

подчинялись управлению, находившемуся в г. Свердловске. В конце 1930-х гг. в Нижнем Тагиле был открыт ларек для продажи продукции с клеймом артели «Заря».

Во время Великой Отечественной войны производство пришлось переориентировать. Предприятия выпускали ящики для снарядов, приклады и прочее военное оборудование. После войны производство сундуков было возобновлено.

В 1953 году промартель «Пролетарий» была присоединена к петрокаменской, а в 1956 году объединенное предприятие было переименовано в мебельную фабрику. Со временем сундуки были вытеснены другими видами мебели. Производство их окончательно прекратилось в 1960-е годы.

По стандарту сундуки были семи, шести, пяти и четырех четвертей. Внешне они представляли собой большие прямоугольные ящики, покрытые листами жести, ярко окрашенными в разные цвета, чаще всего белый, красный, синий и зеленый. На каждой стенке сундука были большие квадраты, которые в свою очередь разбиты на более мелкие. Иногда в центре больших квадратов встречаются крупные трафаретные изображения ветвей с листьями. Углы изделий обиты полосами с трафаретными узорами в виде геометрических и растительных мотивов. Оковывали их черной и белой жестью. Черную жесть получали на Нижнетагильском заводе имени Куйбышева отходами листового железа, белую везли с Лысьвенского завода. Для придания черной жести декоративного вида ее окрашивали. На белой жести делали чеканку «под мрамор» и «морозные узоры».

Большая часть сундуков артели «Заря», конечно, являются рядовыми изделиями, но лучшим из них свойственно богатство и разнообразие художественного оформления. Мастерами использовались различные материалы (дерево, жесть, бархат и бумага (оклейка изнутри)) и техники (чеканка, тиснение, просечка, литье, окраска, лужение, «мороз на жести» и др.). Для петрокамен-ских сундуков характерны рельефы, полученные путем выколачивания или вдавливания, жестяные диагональные полосы, образующие ромбы и квадраты, и украшение жестяными или оцинкованными листами, покрытыми узором «мороз-ка».

Прекрасным образцом художественного оформления петрокаменских сундуков являются изделия, хранящиеся в фондах Свердловского

областного краеведческого музея и Музейно-вы-ставочного комплекса г. Лесного.

По мнению Г.А. Пудова, «в каждом чеканном или рельефном узоре, цветовом сочетании и композиции орнамента заметна глубокая традиционность промысла, его укорененность в местной культуре. Пусть оформление некоторых сундуков несколько пестро, других - чуть небрежно, многие из них являются неотъемлемой частью уральского прикладного искусства» [14, с. 117]. Исследование Г.А. Пудова показало, что сундуки в начале XXI века по-прежнему можно найти в деревенских домах уральских жителей. Некоторые образцы, найденные автором, хранятся в частных коллекциях. Самые ранние из них датируются концом XIX века, самые поздние - 1950-ми годами (период, когда они еще продавались в магазинах).

Все вышеизложенное говорит о том, что село Петрокаменское в период с XIX до середины XX века являлось значительным центром сундучного производства на Урале. Только изделия этого промысла вывозились за пределы уезда.

Художественная обработка дерева на территории Горноуральского городского округа представлена резьбой по дереву, производством мебели, бурачным промыслом и лозоплетением.

Освоение исследуемой территории начинается с приходом сюда в XVII веке старообрядцев, бегущих от гонений из Центральной России. Приверженцы традиционного уклада жизни, они принесли с собой обычай украшать свое жилище резьбой. В фондах Минералогического музея в селе Мурзинка хранится старинный наличник со ставнями, украшенный глухой геометрической резьбой. Поначалу наличники выполняли сугубо практичную функцию. Они закрывали небольшой зазор между стеной бревенчатого сруба и оконной коробкой, в связи с чем первые образцы не отличались богатым декоративным решением. Только на кокошнике представленного в музее экспоната присутствует полукруглое изображение розетки с отходящими от центра лучами, символа солнца и жизни.

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличник, карниз, полотенца, балясины, столбы крыльца, причелины, конек. В основе домовой резьбы лежит геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок и разнообразной домашней утвари,

что считается народным художественным промыслом многих регионов.

Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. Ее назначение состояло в привлечении магических сил для защиты дома, семьи и хозяйства от темных начал. Существовала целая система символов и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Верхняя часть наличника символизирует небесный мир, средняя - наш мир, а подол наличника - мир подземный, неизведанный. Поэтому нижняя часть наличника была бедно орнаментирована. Сами окна в представлении о доме являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон. Все эти символы в глубоком прошлом несли магически-закли-нательную обережную функцию, которую исследователь Б.А. Рыбаков назвал «овеществленными заговорами, возникшими в недрах славянского язычества и перенесенными через века в наши дни».

Особого расцвета традиция украшать жилища домовой резьбой достигла во второй половине XIX века, как раз в то время, когда из Центральной России (Тула, Вятка) на исследуемые территории для работы на заводах и строительства домов были приглашены мастера, которые умели делать прочно и красиво.

Наиболее крупными центрами резьбы по дереву в этот период становятся горнозаводские и сельские поселки Лая, Висим, Черноисточинск, Петрокаменское и Николо-Павловское. Разнообразными, богато орнаментированными наличниками украшены дома местных жителей. Здесь произошло смешение традиций, пришедших из разных регионов России.

О существовании в с. Лая деревообрабатывающих промыслов свидетельствует тот факт, что в 1890 году столярные изделия лайского земского училища присутствовали на Казанской научно-промышленной выставке [4].

Особый интерес представляет домовая резьба в Черноисточинске. В промышленном поселке мастерам помимо резьбы и выпиливания были доступны возможности точения сложных рельефов на токарных станках. Результатом использования нового инструмента в арсенале ремесленника стало появление удивительных по красоте наличников, в которых рельефная и пропильная резьба сочетается с накладной, а контрастная окраска усиливает выразительность композиции всего наличника. В поселке работала артель И.А. Кузнецова, создававшая мебель в барочном стиле и снабжавшая наличниками все дома [2, с. 85].

Коллекция наличников поселка Черноисто-чинска представлена в музее «Вычурны балясины» в Арт-резиденции. Украшены они преимущественно простыми геометрическими

Фрагменты наличников. 2021.

Дерево.

Музей

«Вычурны Балясины: музей наличников» (п. Черноисточинск, Свердловская обл.)

Fragments of platbands. 2021.

Wood.

The museum "Fancy Balusters: the museum of platbands" (Chernoistochinsk village, Sverdlovsk region)

Бытовая утварь. 2021. Дерево, резьба, роспись

Историко-краеведческий музей (п. Черноисто-чинск, Свердловская обл.)

Household utensils. 2021. Wood, carving, painting.

The Museum of Local Lore (Chernoistochinsk, Sverdlovsk region)

Образцы изделий бурачного промысла. 2021. Береста, тиснение, роспись.

Историко-краеведческий музей (п. Черноисто-чинск, Свердловская обл.)

Samples of borage products. 2021. Birch bark, embossing, painting.

The Museum of Local Lore (Chernoistochinsk, Sverdlovsk region)

мотивами из повторяющихся рядов треугольников, полукружий - древнейших славянских символов солнца, дождя и небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца.

На протяжении XIX - первой половины XX века на указанных территориях не сложилось собственной традиции домовой резьбы, которая была бы характерна для данной территории. Все образцы, обнаруженные в ходе исследования, представляют собой отражение тех обычаев, которые принесли в эти места переселенцы.

Утратив со временем сакральный смысл, резьба все же остается неотъемлемым украшением деревянных домов. Поэтому сегодня на улицах поселков и сел можно встретить красивые резные узоры, которые отличает большая детализи-рованность образов птиц и растений. Последние образцы относятся ко второй половине XX века. Декоративные элементы этих домов могут быть окрашены яркими цветами, но изображения уже нельзя назвать орнаментом, они предельно реалистичны.

Например, в селе Николо-Павловском находится дом, фасад которого украшен растительным орнаментом и изображениями птиц. На створках ворот расположены стилизованные изображения солнц в состоянии радости и печали. По словам хозяйки дома Галины Евгеньевны Борисовой, работы по созданию убранства дома создавал ее муж - Белов Владимир Иванович. Он начал заниматься обработкой дерева, выйдя на пенсию. Мастер создавал работы по эскизам своего друга - тагильского художника-ювелира Маточкина Юрия Павловича. Техническое мастерство резьбы пришло не сразу, но результат превзошел все ожидания.

До конца XIX века на территории Верхотур-ского уезда столярно-мебельный промысел носил характер мелкого семейного производства [12, с. 17]. Только в послевоенное время в XX веке появляется крупное производство мебели. После того как спрос на сундуки снижается, на Петрокаменской мебельной фабрике (до 1956 г. артель «Заря») начали осваивать гнутостолярные изделия: стулья для взрослых и детей, табуреты, столы, комоды, шкафы, диваны и детские кроватки. Техническое перевооружение производства в начале 2000-х позволило Петрокаменской мебельной фабрике по договору изготовлять стулья для всемирно известной компании «ИКЕА» [5]. Жесткие петрокаменские стулья из недорогих

пород дерева нейтральных цветов в минима-листичном стиле оказались подходящими для крупного мебельного бренда. Фабрика производила для «ИКЕА» кухонные стулья «Ивар» и «Каутсби». Однако в связи с ростом цен на пиломатериалы и незавершенным процессом модернизации производства экономическое положение предприятия становится неустойчивым. Вскоре фабрика была закрыта.

В большом количестве в музеях Горноуральского городского округа представлены изделия, выполненные из бересты. Береста наряду с древесиной проявила себя в качестве превосходного поделочного материала. Издавна она имеет широкое применение. Легкая в обработке, прочная и в то же время гибкая, она может удерживать влагу. Береста оказалась незаменимой в изготовлении различных изделий крестьянского быта: коробов, лаптей, ларцов и бураков. Верхотурский уезд достиг значительных успехов в изготовлении берестяных вещей на Урале в XIX веке. Бурачный промысел приносил доход 19,3 тысячи рублей в год, а изделия народного творчества демонстрировались на различных выставках. Известно, что в Верхотурском уезде в начале XX века изготовлением бураков в общей сложности занимались 43 хозяйства, в которых было занято 78 мастеров [12].

Несмотря на то, что изделия были сугубо утилитарными, люди стремились украсить их. В качестве декора изделий из пластовой бересты применяли роспись, тиснение, использовали для декорирования и смешанные техники. Ассортимент изделий, выполняемых из бересты, достаточно широк, а мастера работали в поселках Висим и Черноисточинск. Большинство изделий ничем не примечательны, однако есть среди них те, которые отражают художественную смекалку кустаря. Например, бочонок или необычная форма прямоугольного лукошка. Конструкция вообще являлась отличительной чертой продукции из бересты. Ведь от прочности соединения деталей зависела водонепроницаемость изделия.

Художественная обработка камня

Важной отраслью в XIX веке был старательский промысел, которым до революции занималась значительная часть сельского населения. Через территорию округа проходит самоцветная полоса. Она объединяет сотни месторождений. Здесь встречаются рубины, сапфиры, бериллы, аметисты, топазы, турмалины, рубеллиты, ак-

вамарины, морионы, переливт и многие другие ценные камни.

Первые копи появились здесь более трехсот лет назад. Самое первое официальное свидетельство о находке самоцветов относится к 1668 году, когда рудознатцы братья Тумашевы впервые на Урале нашли близ Мурзинской слободы месторождения цветных камней. Сохранились акты о находке цветных камней [15].

Село Мурзинка, расположенное в 120 километрах к северо-востоку от Екатеринбурга, - самый известный населенный пункт самоцветной полосы Урала. Именно здесь в 1668 году Тумашев обнаружил цветное каменье. Так было открыто первое на Урале и в России месторождение драгоценных камней. До этого самоцветы в нашей стране не добывали. В последующие годы Дмитрий Тумашев продолжал свои путешествия по Уралу и открывал новые месторождения полезных ископаемых.

Только в районе Мурзинки добычей самоцветов занимались крестьяне 15 деревень. Здесь расположено множество самоцветных копей, самые известные из которых Мокруша, Ватиха и Тальян (Мурзинские копи). Указанные месторождения богаты сердоликами, горным хрусталем, дымчатым кварцем, аметистами, бериллом, пиритом, розовым кварцем, топазами, черным хрусталем, халцедоном и турмалинами.

Вдоль речки Амбарки расположено село Южа-ково, которое прославилось своими горщиками - династией Южаковых. Сергей Хризанфович Южаков известен благодаря своему особому умению находить необычные, редкие камни. Много

Дом

по ул. Кооперативной, 14. 2021. (С. Николо-Павловское, Свердловская обл.)

House

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

on the Cooperativnaya street, 14. 2021. (Nikolo-

Pavlovskoye village, Sverdlovsk region)

Дом

по ул. Октябрьской, 11. 2021. (С. Николо-Павловское, Свердловская обл.)

The house on the Oktyabrskaya street, 11. 2021.

(Nikolo-Pavlovskoye village,

Sverdlovsk region)

лет подбирал он камни для колье из 37 аметистов2. Камни для этого колье он всегда возил с собой в тряпочке. Любил раскладывать их на столе и показывать, чего ему еще недостает [3, с. 127].

Разработка копей осуществлялась путем выкапывания ям и представляла любительский промысел местных крестьян. Весь полученный материал сдавался екатеринбургским и местным скупщикам, которые увозили камни в Петербург, Москву, Варшаву и другие города. Главным образом шла добыча топазов, бериллов, аметистов и золотистых горных хрусталей.

В XX веке добыча самоцветных камней приобретает промышленный характер. Организуются геологоразведочные экспедиции с целью поиска новых месторождений. Освоение подземных недр проходило в несколько этапов, но к середине 1990-х годов все предприятия были ликвидированы. В наши дни уникальная самоцветная полоса Урала привлекает только туристов и хит-ников. Добыча и геологическая разведка здесь практически не ведется.

По данным «Очерка кустарных промыслов» [12, с. 34], главные гранильные мастерские, помимо Екатеринбурга, были сосредоточены в Березовском, при Нижнеисетском и Верхнеисетском заводах. Однако на территории Горноуральского городского округа, помимо добычи самоцветов, располагались мастерские по огранке камней.

Гранильщики жили в Корнилово, Мурзинке, Южаково и Сарапулке. В коллекции Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана в Мурзинке хранится гранильный станок из села Южако-во. Станки мастера изготовляли самостоятель-

но, поэтому конструкция каждого из них была уникальна. К примеру, на картине-этюде 1973 года А.А. Заусаева «Уральские умельцы. Деревня Мурзинка. В камнерезной мастерской» изображен гранильный станок, принципиально отличающийся от того образца, который находится в музее. Для работы изображенного художником станка потребуется ученик-подмастерье, в то время как для музейного экспоната этого не требовалось. Огранкой камней для местных перекупщиков самоцветов занимались не только взрослые мужчины, но и женщины и подростки. Крупные образцы минералов отправлялись в Екатеринбург, гранили только мелкие камни, так называемую «сыпь».

О том, что на территории работали гранильщики, свидетельствует большая коллекция обработанных камней, хранящаяся в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана в Мурзинке. Экспозиция представляет собой наглядное пособие, отражая разные стадии огранки самоцветов. Основу музея составляет коллекция редких и необычных образцов: штуфы, полевые шпаты, слюды, шерл, морион, топазы, бериллы и аметисты.

Тот факт, что изделия башкарских крестьян-гранильщиков Д. и В. Овчинниковых из с. Южаково и П.С. Овчинникова из с. Мурзин-ского демонстрировались на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года, говорит о высоком уровне развития промысла. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война и революция остановили труд старателей и гранильщиков. Многие из рудознатцев умерли, другие состарились.

Минералы, найденные на копях самоцветной полосы, есть во множестве уральских и российских музеев. Но самые лучшие образцы выставляются вдали от Урала - в Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, на территории Горноуральского городского округа сложился ряд условий, благоприятных для развития художественных ремесленных производств. Зародившись в домашнем хозяйстве, некоторые из них с течением времени преобразовались в артели, а затем и в крупные фабричные предприятия (Петрокамен-ская мебельная фабрика), утеряв при этом традиции и эстетические качества.

При обладании богатейшими запасами самоцветов здесь не сложилось промыслов, связанных с художественной обработкой камня и производством ювелирных изделий. Территория осталась

сырьевой базой для крупных производств, расположенных в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

Художественная обработка дерева, бытовавшая в исследуемом районе, представлена домовой резьбой и изготовлением берестяных изделий. Об этом свидетельствуют изученные литературные и архивные источники, музейные фонды, а также дома, сохранившие резной декор, и некоторые предметы быта. Особо выделяется существовавший одно время в с. Петрокамен-ском сундучный промысел, который прежде всего связан с художественной обработкой металла, поскольку обивали сундуки «мороженой» или чеканной жестью, которую иногда подкрашивали цветным лаком.

Возможными причинами подобного положения народных художественных промыслов в Горноуральском городском округе можно назвать недостаточно развитую систему образования Верхотурского уезда, сельский характер большей части поселений3, расположенных на данной территории, и ее зависимость от крупных промышленных и культурных центров (Екатеринбург, Нижний Тагил, Невьянск).

Вместе с тем актуальная ситуация в сфере народных художественных промыслов округа такова: в ходе исследования были выявлены 16 индивидуальных мастеров, занимающихся резьбой по дереву, производством столярных и токарных изделий из дерева, плетением из лозы, художественной ковкой, ручным ткачеством и художественной керамикой.

Народное искусство и художественные промыслы несут в себе большой потенциал для развития территории. Они играют значительную роль в туристическом секторе. Изделия, отнесенные к художественным промыслам, позволяют соседним регионам и всему мировому сообществу в целом познакомиться и приобщиться к уникальным особенностям культурного наследия различных народов, являются мерой экономического развития региона и средством налаживания межкультурной коммуникации.

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства промышленности и инвестиций Свердловской области специалистами отдела по сохранению, развитию и продвижению народных художественных промыслов ГБУ СО «Центра развития туризма Свердловской области».

Примечания

1. Сундучное производство в Нижнем Тагиле возникает в первой половине XIX века.

2. По легенде, он подыскивал аметисты для колье английской принцессы Шарлотты, подаренного ей на совершеннолетие.

3. В составе Горноуральского городского округа 60 населенных пунктов, и все они имеют статус поселка, села или деревни.

Литература

1. «Младший брат» Нижнего Тагила - поселок Чер-ноисточинск // История Нижнего Тагила от основания до наших дней. - URL: http://historyntagil.ru/ history/tagil_labirint_2018_10_27.htm (дата обращения 12.01.2022).

2. Андреева, И.В. Наличники Черного Истока: музейный проект в формировании бренда территории // Музей. Памятник. Наследие. - Москва, 2020. - № 2 (8). - URL: http://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2017/11/8-2020.pdf (дата обращения 12.01.2022).

3. Будрина, Л.А. «Идите сюда, братья, любуйтесь и работайте». Каменный Пояс в произведениях Алексея Денисова-Уральского // Образ Урала в изобразительном искусстве / сост. Е.П. Алексеев. - Екатеринбург : Сократ, 2008. - С. 115-131.

4. Кривощеков, И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историческо-экономи-ческим очерком и приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 г.

- Пермь, 1910. - 823 с.

5. Кузнецов, В. Петрокаменские стулья - в Германию // Пригородная газета. - Нижний Тагил, 2004.

- 31 дек. - С. 4.

6. Кулиш, Н., Петров Ю., Гаджиева Е. В краю полей и гор. Книга очерков о Пригородном районе [Свердловской области]. - Нижний Тагил, 1999. - 231 с.

7. Кустарная промышленность Пермской губернии. Каталог изделий, представленных на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге, 1902 год. - URL: http://permcraft.ru/sources/ (дата обращения 12.01.2022).

8. Кустарно-промысловая кооперация Урала. 19271928 год : [Отчет] / Уралпромкредсоюз ; [сост. Н.К. Колосов и др. ; ред. К.И. Поносов и др.]. - Свердловск : Уралпромкредсоюз, 1929. - 89 с.

9. Минералы и месторождения России и стран ближнего зарубежья. - URL: https://webmineral.ru/ (дата обращения 12.01.2022).

10. Мурзина, И.Я., Мурзин, А.Э. Очерки истории культуры Урала : монография. - Екатеринбург : Форум-книга, 2008. - 414 с.

11. Мурзинка или Мурзинское село, бывшая Мур-зинская свобода // zz-project.ru: Исторические документы Перми Великой. - URL: http://zz-project.ru/ glossarij/1084-murzinka-ili-murzinskoe-selo-byvshaya-murzinskaya-svoboda (дата обращения 12.01.2022).

12. Очерк кустарных промыслов Верхотурского уезда Пермской губернии. - Пермь : Электротипография губернского земства, 1915. - 90 с.

13. Поселок на Черном Истоке // История Нижнего Тагила от основания до наших дней. - URL: http://historyntagil.ru/5_3_96.htm (дата обращения 12.01.2022).

14. Пудов, Г.А. Уральские сундуки XVIII-XX веков. История. Мастера. Произведения. - Санкт-Петер-

бург : Специальная литература, 2016. - 339 с.

15. Распопов, П. Рудознатец Дмитрий Тумашев и его акты о находке рудных и драгоценных камней // Ураловед. - 01.10.2019. - URL: https://uraloved.ru/ geologiya/akti-tumasheva (дата обращения 12.01.2022).

16. Южакова, Э. Промартель «Пролетарий» // История Нижнего Тагила от основания до наших дней.

- URL: http://historyntagil.ru/ural/5_3_164.htm (дата обращения 12.01.2022).

References

1. "Mladshij brat" Nizhnego Tagila - poselok Chernoistochinsk ["The younger brother" of Nizhniy Tagil

- Chernoistochnik settlement]. The history of Nizhniy Tagil from the establishment to the present, available at: http://historyntagil.ru/history/tagil_labirint_2018_10_27. htm (accessed 12.01.2022).

2. Andreeva I. V. Nalichniki Chernogo Istoka: muzejny'j proekt v formirovanii brenda territorii[Platbands ofCherny Istok: a museum project in the formation of territory's brand]. Museum. Monument. Heritage. Moscow, 2020, no. 8, available at: http://museumstudy.ru/wp-content/ uploads/2017/11/8-2020.pdf (accessed 12.01.2022).

3. Budrina L. A. "Idite syuda, brat'ya, lyubujtes' i rabotajte". Kamenny'j Poyas v proizvedeniyax Alekseya Denisova-Ural'skogo [Come here, brothers, admire and work. The stone belt in the works by Aleksey Denisov-Uralsky]. The image of the Urals in fine arts. Complier E. P. Alekseev. Ekaterinburg, Sokrat, 2008, pp. 115-131.

4. Krivoshhekov I. Ya. Slovar' Verxoturskogo uezda Permskoj gubernii s obshhim istorichesko-e'konomicheskim ocherkom i prilozheniem karty' uezda v graniczax po administrativnomu deleniyu Rossii v 1734 g [Dictionary of Verkhotursky Uezd of the Perm Guberniya with a general historical and economic review and with an application of the map of the Uezd according to the administrative borders of Russia in 1734]. Perm, 1910, 823 p.

5. Kuzneczov V. Petrokamenskie stul'ya - v Germaniyu [Petrokamensk chairs - to Germany]. Prigorodnaya gazeta. Nizhny Tagil, 2004, 31 December, p. 4.

6. Kulish N., Petrov Yu., Gadzhieva E. V krayu polej i gor. Kniga ocherkov o Prigorodnom rajone Sverdlovskoj oblasti [In the land of fields and mountains. The book essays about the Suburban district]. Nizhnij Tagil, 1999, 231 p.

7. Kustarnaya promy'shlennost' Permskoj gubernii.

Лукошко. Начало ХХ в. Береста, луб, тиснение. 40x26x14

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» (Нижний Тагил)

Basket.

The beginning of the ХХ century.

Birch bark, bast,

embossing. 40x26x14 Nizhny Tagil Museum-Reserve "Gornozavodskoy Ural" (Nizhny Tagil)

Katalog izdelij, predstavlenny'x na Vserossijskoj kustarno-promy'shlennoj vy'stavke v Sankt-Peterburge, 1902 god [An artisanal manufacturing in Perm Guberniya. The catalogue of the works exhibited on the All Russian Artisanal Manufacturing Exhibition in Saint Petersburg], available at: http://permcraft.ru/sources/ (accessed 12.01.2022).

8. Kustarno-promy'slovaya kooperaciya Urala. 19271928 god: Otchet [The artisanal and craft cooperation of the Urals]. Uralpromkredsoyuz. Complier N. K. Kolosov and others, ed. K. I. Ponosov and others. Sverdlovsk, Uralpromkredsoyuz, 1929, 89 p.

9. Mineraly' i mestorozhdeniya Rossii i stran blizhnego zarubezh'ya [Minerals and deposits in Russia and neighboring countries], available at: https://webmineral. ru/ (accessed 12.01.2022).

10. Murzina I.Ya., Murzin A.E. Ocherki istorii kul'tury' Urala: monografiya [The essays on the history of the Urals: a monograph]. Ekaterinburg, Forum-kniga, 2008, 414 p.

11. Murzinka ili Murzinskoe selo, by'vshaya Murzinskaya svoboda [Murzinka or Murzinskoe settlement, the former Murzinskaya svoboda]. zz-project. ru: Historical documents of the Great Perm, available at: http ://zz-proj ect.ru/glo ssarij/1084-murzinka-ili-murzinskoe-selo-byvshaya-murzinskaya-svoboda (accessed 12.01.2022).

12. Ocherk kustarny'x promy'slov Verxoturskogo uezda Permskoj gubernii [The essay on

the artisanal crafts of the Verkhotursky Uezd of the Perm Guberniya]. Perm, E'lektrotipografiya gubernskogo zemstva, 1915, 90 p.

13. Poselok na Chernom Istoke [The settlement in Cherny Istok]. The history of Nizhny Tagil from the establishment to the present, available at: http:// historyntagil.ru/5_3_96.htm (accessed 12.01.2022).

14. Pudov G. A. Ural'skie sunduki XVIII-XX vekov. Istoriya. Mastera. Proizvedeniya [The Ural trunks of XVIII-XX centuries. History. Masters. Works ]. Saint Petersburg, Special literature, 2016, 339 p.

15. Raspopov P. Rudoznatecz Dmitrij Tumashev i ego akty' o naxodke rudny'x i dragocenny'x kamnej [An ore expert Dmitry Tumashev and his acts about finding ore and precious gems]. Uraloved. 01.10.2019, available at: https://uraloved.ru/geologiya/akti-tumasheva (accessed 12.01.2022).

16. Yuzhakova E. Promartel' "Proletarij" [Industrial artel "Proletarian"]. The history of Nizhny Tagil from the establishment to the present, available at: http:// historyntagil.ru/ural/5_3_164.htm (accessed 12.01.2022).

Об авторе

Жданова Виктория Александровна - искусствовед, ведущий специалист отдела по сохранению, развитию и продвижению народных художественных промыслов Центра развития туризма Свердловской области, Екатеринбург

E-mail: victoria.a.zhdanova@gmail.com

Zhdanova Viktoria Alexandrovna

Art historian, leading expert of the Department of Development and Promotion of Folk Arts and Crafts at the Center for Tourism Development of the Sverdlovsk Region, Ekaterinburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.