УДК 023.5
Н.С. УЛАНОВСКАЯ
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО УЧЕНИЧЕСТВА В БИБЛИОТЕЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДО СЕРЕДИНЫ 1930-Х ГГ.
Улановская Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры (Волгоград, ул. Циолковского, 4), n.ulanovskaya@yandex.ru
Аннотация. На основе директивных материалов и источников в статье рассматривается и анализируется зарождение, развитие ученичества в библиотеках. Обосновывается значение библиотечного ученичества для подготовки библиотечных кадров до середины 1930-х гг. как начальной ступени библиотечного образования.
Ключевые слова: библиотечное образование, библиотечные кадры, история библиотечного дела, библиотечное ученичество.
UDC 023.5
N.S. ULANOVSKAYA
FROM THE HISTORY OF LIBRARY DISCIPLESHIP IN LIBRARY EDUCATION BEFORE THE MIDDLE OF THE 1930 YEARS
Ulanovskaya Natalya Sergeevna, candidate of pedagogics, head of the cathedra of library and information activity, assistant professor of the Volgograd state institute of arts and culture (4, Tsiolkovskogo St., Volgograd), n.ulanovskaya@yandex.ru
Abstract. On the basis of directive materials and sources in article considers and analyses the origin, development of discipleship in libraries. It is justified the value of the library discipleship for preparation of the library staff before the middle of the 1930s as initial step of the library education. Keywords: library education, library staff, history of librarianship, library discipleship.
Ученичество как первая ступень библиотечной подготовки сначала применялось для обучения американских и немецких библиотекарей. Под «ученичеством» понималась подготовка немногочисленной группы в объеме работ определенной библиотеки. Оно не признавалось полноценным специальным образованием, рассматривалось лишь как первая ступень в освоении профессии.
В начале 1920-х гг. Я.Е. Киперман одним из первых обратился к вопросу о необходимости введения библиотечного ученичества в отечественных библиотеках в виде кружков «друзей библиотеки», добровольных объединений [1]. Противники данной точки зрения (в т.ч. Н.М. Ломковский) считали введение ученичества нецелесообразным, дешевым и неквалифицированным трудом [2]. Так, ученик получал минимум знаний за достаточно обширное время нахождения в библиотеке. Однако ни позиция отказа от введения ученичества в библиотеках, ни внедрение его в форме кружковой работы не отражали суть данного явления.
Попытка определения ученичества как ступени обучения была предпринята в работе Н.Я. Фридьевой «Библиотечное практикантство», под которым понималась «библиотечная школа для подготовки библиотекарей определенной квалификации для библиотек определенного типа» [3, с. 4]. В задачи библиотечного ученичества должно входить обучение «рядового библиотекаря-массовика», необходимо введение такого ученичества в общую систему образования как начальной ступени. Далее за данной ступенью последует библиотечный техникум (подготовка заведующих массовыми библиотеками, руководителей
"Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (70), 2018
библиотек) и библиотечный вуз (обучение инструкторов библиотечной работы в массовых библиотеках, консультантов, заведующих библиотечными секциями, центральными библиотеками). Подразумевалось, что это потребует разработки для первой образовательной ступени собственной программы обучения, тесной взаимосвязи с библиотекой-базой подготовки ученика, где он не должен исполнять бесцельную работу в роли бесплатной рабочей силы библиотеки, а получить практический опыт и научиться ведению библиотечной деятельности.
В качестве программы обучения для подготовки учеников в библиотеках А.В. Кленовым было предложено внедрение ряда библиотечных предметов в средних школах для учащихся старших классов: «Библиотечное дело», «Справочная работа», «Библиотечная техника и организация», «Громкое чтение», «Работа с книгой» и др. [4].
В 1930 г. ученичество при библиотеках нормативно закреплялось как первая ступень библиотечного образования в рамках общей образовательной стратегии [5]. Т.е. предполагалось обучение библиотечных кадров начальной квалификации посредством оплачиваемого ученичества, организуемого во всех центральных, районных, окружных и областных, научных и др. библиотеках по определенной программе. В основу ученичества закладывались в измененном виде программы для библиотечных отделений педтехникумов. Согласно инструкции Наркомтруда и Наркомпроса 1930 г. для занятия должности помощника библиотекаря вводились требования общеобразовательной подготовки в объеме семилетней школы и специальная подготовка, в качестве которой подходило годичное ученичество при библиотеках определенного типа [6].
Однако признание библиотечного ученичества как необходимой ступени начального специального образования не способствовало его развитию в начале 30-х гг. XX века. Уже через три года после введения данной ступени обучения в 1930 г. коллегией Нар-компроса было отменено принятое ранее постановление в отношении введения платного библиотечного ученичества [7]. Логика подобного решения связана с неразработанностью единого положения об ученичестве, типовой программы обучения, малоразвитой сетью крупных библиотек и отказом от НЭПа.
Вновь библиотечное ученичество введено в районных библиотеках в 1935 году. По сравнению с предыдущими годами данная ступень обучения имела схожие недостатки в учебно-методическом обеспечении, теоретической подготовке учеников и отсутствии плана работы и системы обучения. Ученичество состояло в выполнении текущих поручений по каталогизации, обработке фонда, обслуживании читателей. Елизавета Сег-лин, анализируя организацию и содержание накопленного опыта такой подготовки, доказывала, что уже к 1936 году библиотечное ученичество отличали целевая установка и проработанная нормативная база [8].
Цель ученичества состояла в приравнивании к одногодичной краткосрочной подготовке. Это подтверждается и положением о квалификационных комиссиях по проверке библиотечных работников еще с 1934 года (сост. В.Н. Денисьев) [9]. Оно устанавливало, что для помощника библиотекаря в отделе абонемента, читального зала и пр. необходима общеобразовательная подготовка в объеме семилетки и библиотечный минимум второго разряда - краткосрочной подготовки (курсы и библиотечное ученичество по положению 1936 года).
Выход положения о библиотечном ученичестве в 1936 году определил его цель и задачи, организацию и качество на несколько лет вперед [10, 11]. Так, начиная с февраля и до конца 1936 года охват библиотечным ученичеством составил 674 человека. По плану 1937 года доля ученичества возросла до 2000 человек, т.е. наблюдался рост почти в три раза [12].
Таким образом, библиотечное ученичество со времени своего зарождения рассматривалось как стратегически необходимый первый шаг в постижении профессиональных основ. Сегодня при недостатке квалифицированных кадров в библиотеках все большее
внимание уделяется внутрибиблиотечному обучению кадров. Исходя из этого, опыт библиотечного ученичества может быть использован в наставничестве и адаптации библиотечных специалистов.
Литература
1. Киперман Я. Библиотечное ученичество // Красный библиотекарь. 1923. № 1. С. 14-16.
2. Ломковский Н. О библиотечном ученичестве // Красный библиотекарь. 1924. № 2-3. С. 26-29.
3. Фридьева Н. Библиотечное практикантство // Красный библиотекарь. 1927. № 1. С. 4-5.
4. Костюкова М.В. Ретроспективный взгляд на развитие профессиональной библиотечной подготовки в общеобразовательной школе // Библиотечное дело и проблемы информатизации общества. М., 1999. Ч. 2. С. 103-105.
5. Об организации библиотечных техникумов и платного бибученичества в крупных библиотеках (от 25 июня 1930 г.) // Бюллетень Наркомпроса. 1930. № 20.
6. Инструкция Наркомтруда, Наркомпроса от 27 VIII 1930 г. О порядке назначения, перемещения и увольнения библиотечных работников // Бюллетень Наркомпроса. 1930. № 27. С. 19-24.
7. Перечень постановлений комиссии, распоряжений, циркулярных писем Наркомп-роса по педагогическому образованию отмененных (полностью или частично) // Бюллетень Наркомпроса. 1933. № 8. С. 10.
8. Сеглин Е. О библиотечном ученичестве // Красный библиотекарь. 1936. № 4. С. 23-32.
9. Положение о квалификационных комиссиях по проверке библиотечных работников // Красный библиотекарь. 1934. № 7-8. С. 40-49.
10. Азимова А. О библиотечном ученичестве // Красный библиотекарь. 1940. № 3. С. 72-73.
11. Положение о библиотечном ученичестве: утв. 16 февраля 1936 г. // Красный библиотекарь. 1936. № 4. С. 33-34.
12. Киров В. Три года // Красный библиотекарь. 1937. № 3. С. 15-19.
References
1. Kiperman Ya. Library discipleship // Krasnyy bibliotekar. 1923. № 1. P. 14-16.
2. Lomkovskiy N. About the library discipleship // Krasnyy bibliotekar. 1924. № 2-3. P. 26-29.
3. Fridyeva N. Library trainership // К^пуу bibliotekar. 1927. № 1. P. 4-5.
4. Kostyukova M.V. A retrospective view on the development of professional library training in the secondary school // Bibliotechnoe delo i problemy informatizatsii obshchestva. Moscow, 1999. Part 2. P. 103-105.
5. On the organization of the library technical schools and paid library discipleship in large libraries (of 25 June 1930) // Byulleten Narkomprosa. 1930. № 20.
6. People's Commissariat of labour and People's Commissariat of education instruction of 27 August 1930 year. About an order of appointment, movement and dismissal of library workers // Byulleten Narkomprosa. 1930. № 27. P. 19-24.
7. The list of decisions of the commission, orders, circular letters of the People's Commissariat for pedagogical education, abolished (in whole or in part) // Byulleten Narkomprosa. 1933. № 8.
8. Seglin E. About the library discipleship // Krasnyy bibliotekar. 1936. № 4. P. 23-32.
9. Regulations on the qualification commissions on check of library workers // Krasnyy bibliotekar. 1934. № 7-8. P. 40-49.
10. Azimova A. About the library discipleship // Krasnyy bibliotekar. 1940. № 3. P. 72-73.
11. Regulations on the library discipleship: app. on February 16, 1936 // Krasnyy bibliotekar. 1936. № 4. P. 33-34.
12. Kirov V. Three years // Krasnyy bibliotekar. 1937. № 3. P. 15-19.