СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 02
Н. С. Улановская
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В СТРУКТУРЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ВКЛАДА В. Н. ДЕНИСЬЕВА)
Рассмотрена проблема изучения научно-педагогического наследия в профессиональной подготовке бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. На примере вклада В. Н. Денисьева (1895-1968) - библиотековеда, библиографоведа, преподавателя показано значение его концептуальных идей для развития библиотечного образования первой трети XX в.
Ключевые слова: библиотечное образование, история библиотечного образования, история библиотечного дела, В. Н. Денисьев
Исторический компонент в передаче дисциплин, входящих в структуру библиотечно-инфор-мационного образования, всегда был значительным по объему и содержанию. В условиях перехода подготовки библиотечно-информационных кадров на компетентностный подход важно учитывать этот компонент формирующейся образовательной системы. Историческая составляющая в обучении присутствует априори, так как ни одно изучаемое явление, объект, процесс, деятельность не может не опираться на принцип историзма.
При этом требуется освоение не только истории библиотечно-информационной деятельности, но и истории развития профессиональных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих дисциплин, образовательной практики. Изучение генезиса профессионального образования, вклада выдающихся преподавате-
лей находятся в основе профессиональной компетентности.
Историко-педагогическая составляющая профессиональной подготовки является видом психолого-педагогического компонента обучения, который входит у бакалавра и магистра биб-лиотечно-информационной деятельности в обязательную часть будущей профессии [9; 10].
В структуре психолого-педагогической компетентности Г. Б. Паршукова выделяет такие общие элементы, как: когнитивный (знания, опыт), функциональный (умения, владения), личностный (поведенческие умения в конкретной ситуации), этический (наличие определенных личностных и профессиональных ценностей) [8].
На основе предложенных Г. Б. Паршуковой компонентов представим структуру историко-педагогической компетентности (см. рис. 1).
Рис. 1. Структура историко-педагогической компетентности
20
Все эти компоненты присутствуют как на уровне подготовки бакалавров, так и магистров библиотечно-информационной деятельности. Однако владение методикой построения учебного процесса более всего необходимо магистрам, поскольку их профессиональная деятельность напрямую связана с образовательной практикой.
Формирование историко-педагогической компетенции за период обучения происходит через изучение дисциплин общенаучного и профессионального цикла. Для бакалавров это дисциплины «Педагогика», «Библиографоведе-ние: история библиографии», «Библиотековедение: история библиотечного дела», «История библиотечного дела региона»; для магистров -«Педагогика высшей школы», «Библиотечная профессиология», «Методика преподавания специальных дисциплин». Эти циклы дисциплин могут быть дополнены курсами по выбору, регионально-национальным компонентом, дисциплинами профиля подготовки.
Историко-педагогическое знание, составляющее основу историко-педагогической компетентности, в настоящее время является одним из актуальных направлений в исследованиях, к которым относится и изучение научно-педагогического наследия выдающихся деятелей отечественного библиотечно-информаци-онного образования.
В. С. Крейденко отмечает, что исследования, посвященные выдающимся преподавателям и ученым библиотечно-информационной деятельности, служат источником нового знания, расширяют кругозор читателей и библиотекарей, пробуждая интерес к самообразованию и самовоспитанию. Они дают яркие примеры для подражания, что особенно важно как средство воспитания для молодых поколений исследователей [5].
В библиотечной науке накоплен определенный опыт в изучении наследия корифеев библиотечного дела, библиографии, книжного дела, библиотечного образования. В то же время сегодня наследие некоторых исследователей, внесших значительный вклад в библиотечную науку и образование, остается малоизученным.
Важную роль в развитии профессионального образования XX в. сыграл видный советский биб-
лиотековед, библиографовед, преподаватель Виталий Николаевич Денисьев (1895-1968). Особый интерес вызывает его научно-педагогическая деятельность конца 1920-х - начала 1930-х гг. В эти годы закладывались основы специального образования, происходило формирование его системы. На страницах профессиональной печати возникали дискуссии по проблемам образования.
В одной из дискуссий по вопросам заочного образования как новой формы обучения принимал участие В. Н. Денисьев. В 1930-1931 гг. в журнале «Красный библиотекарь» появляется цикл его статей, посвященных заочному библиотечному образованию: «Библиотека и заочное обучение» [1], «Заочные библиотечные курсы ВЦСПС» [2], «К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования» [3], «Организационно-методическое построение заочных библиотечных курсов ЦИЗПО» [4] и др.
Анализ публикаций В. Н. Денисьева позволил сформулировать его концептуальную позицию - обоснование необходимости развития системы заочного библиотечного образования как наиболее перспективной формы обучения, так как оно имеет более широкие возможности территориального распространения и массового охвата учебой различных социальных слоев населения, позволит осуществлять подготовку и переподготовку без отрыва от производства.
Принципиальным вопросом для системы библиотечного образования В. Н. Денисьев считал также определение статуса заочного образования. Он писал, что заочное библиотечное образование должно быть приравнено к очному. При этом каждое звено заочного обучения должно соответствовать по объему и содержанию определенному звену очного. Следовательно, улучшится не только учебно-методическое обеспечение учебного процесса, но и появится возможность повышать квалификацию при различных формах обучения.
Общие положения концепции В. Н. Денисье-ва основывались на системном подходе к построению заочного библиотечного образования. В предложенной им системе заочного обучения предусматривалось несколько ступеней (низшая, средняя и высшая) во главе с единым методическим центром (см. рис. 2).
21
Система заочного обучения В. Н. Денисьева
Низшее
Сельские библиотеки
Городские библиотеки
I
Среднее
Массовые библиотеки
Детские библиотеки
Военные библиотеки
Высшее
Массовые библиотеки
Военные библиотеки
Научные библиотеки
Детские библиотеки
Рис. 2. Система заочного библиотечного образования В. Н. Денисьева
Система заочного библиотечного образования в 1930-1931 гг. (ЦИЗПО)
Низшее Среднее Высшее
Курсы библиотечного актива
Библиотечный техникум Библиотечный вуз
Специализация: —► Специализация:
массовые библиотеки массовые библиотеки,
научные библиотеки
Рис. 3. Система заочного библиотечного образования в 1930-1931 гг. на базе Центрального института заочного педагогического образования
При планировании такой системы подразумевался постепенный переход заочника с одной образовательной ступени на другую, т. е. по принципу непрерывности образования. Учитывался «уклон» или специализация, которую получит студент в процессе обучения в зависимости от типа библиотеки, что обеспечивало преемственность обучения.
Предлагаемая В. Н. Денисьевым система заочного образования была реализована практически полностью и особенно в части принципиальных ее положений. Об этом свидетельствуют публикации В. А. Невского «Новые пути заочного обучения» [6], «Система заочного обучения бибкадров на 1930/31 год» [7]. Автор сообщал об открытии единого методического центра по заочному обучению (Центральный институт заочного педагогического образования - ЦИЗПО) и выделении в нем трех образовательных ступеней (см. рис. 3).
Таким образом, предложения В. Н. Де-нисьева предполагали перестройку системы заочного образования, ее обновление и улучшение. Признание и реализация его концепции заочного библиотечного образования, построенной на принципах системности, многоступенчатости, единства, преемственности, непрерывности, учета типологических особенностей библиотек, произошли уже в 1930 г.
Это дает основание констатировать, что В. Н. Денисьев стоял у истоков заочного библиотечного образования, внес заметный вклад в его зарождение и развитие. Многолетний опыт обучения специалистов по заочной форме указывает на ее значимость и необходимость дальнейшего совершенствования в соответствии с современными требованиями. В этой связи научные труды В. Н. Денисьева как библиотековеда, библиогра-фоведа и преподавателя по библиотечному образованию первой трети XX в. обладают большим научно-педагогическим потенциалом.
22
1. Денисьев, В. Н. Библиотека и заочное обучение / В. Н. Денисьев // Красный библиотекарь. - 1931.-№ 5-6. - С. 70-74.
2. Денисьев, В. Н. Заочные библиотечные курсы ВЦСПС / В. Н. Денисьев // Красный библиотекарь. - 1930. -№ 7-8. - С. 71-73.
3. Денисьев, В. Н. К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования / В. Н. Денисьев // Красный библиотекарь. - 1930. - № 9. - С. 28-30.
4. Денисьев, В. Н. Организационно-методическое построение заочных библиотечных курсов ЦИЗПО / В. Н. Денисьев // Красный библиотекарь. - 1934. - № 1. - С. 38-45.
5. Крейденко, В. С. Выдающиеся библиотековеды, библиографоведы и книговеды как объект исследования. А почему бы и нет? / В. С. Крейденко // Библиосфера. - 2011. - № 2. - С. 3-10.
6. Невский, В. Новые пути заочного обучения / В. Невский // Красный библиотекарь. - 1930. - № 9. - С. 30.
7. Невский, В. Система заочного обучения бибкадров на 1930/31 год / В. Невский // Красный библиотекарь. - 1930. - № 11. - С. 49.
8. Паршукова, Г. Б. Компетенции современного библиотекаря в контексте европейских квалификационных рамок / Г. Б. Паршукова // Библиотечное дело. - 2008. - № 20. - С. 22-25.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность: квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]: утв. приказ. № 3 от 13.01.2010. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm3-1.pdf.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность: квалификация (степень) «магистр» [Электронный ресурс]: утв. приказ. № 233 от 29.03.2010. - Режим доступа: http://www.stavsu. ru/content/html_files/809/bibliotechno-informacionnaja_dejatel_nost_.pdf. Сдано 30.06.2014
N. S. Ulanovskaya
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE IN STRUCTURE OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF LIBRARY AND INFORMATION PERSONNEL (ON EXAMPLE THE CONTRIBUTION OF V. N. DENISEV)
Abstract. The article gives to a problem of studying of scientific and pedagogical heritage in training of bachelors and masters of library and information activities. There is a show on the example of V. N. Denisev's contribution (1895-1968) - library scientist, the teacher value of his conceptual ideas for development of library education of the first third of the XX century.
Keywords: library education, history of library education, history of librarianship, V. N. Denisev
References
1. Denisev, V. N. Library and distance education / V. N. Denisev // Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. - 1931. -№ 5-6. - P. 70-74.
2. Denisev, V. N. Distance library courses of the All-Union Central Council of Trade Unions / V. N. Denisev // Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. - 1930. - № 7/8. - P. 71-73.
3. Denisev, V. N. To a question of reorganization of the distance library education / V. N. Denisev // Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. - 1930. - № 9. - P. 28-30.
4. Denisev, V. N. Organizational and methodical construction distance library courses (Central Institute of distance teacher education) / V. N. Denisev // Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. 1930. - № 11. - P. 51-52.
5. Kreydenko, V. S. The famous library scientists and bibliologists as object of research. And why also isn't present? / V. S. Kreydenko // Bibliosfera [Bibliosphere]. - 2011. - № 2. - P. 3-10.
6. Nevskii, V. New ways of distance education / V. Nevskii // Krasnyi bibliotekar1 [Red librarian]. - 1930. - № 9. - P. 30.
7. Nevskii V. System of distance education librarians for 1930/31 / V. Nevskii // Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. - 1930. - №. 11. - P. 4.
8. Parshukova, G. B. Competences of the modern librarian in the context of the European qualification framework / G. B. Parshukova // Bibliotechnoe delo [Librarianship]. - 2008. - № 20. - P. 22-25.
9. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 071900 «Library and information activities»: qualification (degree) «bachelor» [An electronic resource]: ap. the order. № 3 of 13.01.2010. - Access mode: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm3-1.pdf.
10. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 071900 «Library and information activities»: qualification (degree) «master» [electronic resource]: ap. the order. № 233 of 29.03.2010. - URL: http://www.stavsu.ru/content/html_iiles/809/bibliotechno-informacionnaja_dejatel_nost_.pdf.
Received 30.06.2014
23