Научная статья на тему 'Научно-методическая деятельность В. Н. Денисьева по переподготовке и повышению квалификации библиотечных кадров начала 1930-х гг'

Научно-методическая деятельность В. Н. Денисьева по переподготовке и повышению квалификации библиотечных кадров начала 1930-х гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / В.Н. ДЕНИСЬЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улановская Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены организационные, структурные преобразования дополнительного библиотечного образования начала 1930-х гг. Одним из организаторов и теоретиков переподготовки и повышения квалификации кадров являлся В.Н. Денисьев. Введение в научный оборот ранее неизвестных работ позволило оценить его вклад в разработку концепции заочных курсов как начальной ступени библиотечного образования, подготовку новых программ по переподготовке библиотекарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методическая деятельность В. Н. Денисьева по переподготовке и повышению квалификации библиотечных кадров начала 1930-х гг»

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

УДК 023

Н.С. УЛАНОВСКАЯ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.Н. ДЕНИСЬЕВА ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ НАЧАЛА 1930-х гг.

Улановская Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры (Волгоград, ул. Циолковского, 4), n.ulanovskaya@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены организационные, структурные преобразования дополнительного библиотечного образования начала 1930-х гг. Одним из организаторов и теоретиков переподготовки и повышения квалификации кадров являлся В.Н. Денисьев. Введение в научный оборот ранее неизвестных работ позволило оценить его вклад в разработку концепции заочных курсов как начальной ступени библиотечного образования, подготовку новых программ по переподготовке библиотекарей.

Ключевые слова: история библиотечного дела, библиотечное образование, библиотечные кадры, научно-педагогическое наследие, В.Н. Денисьев.

UDC 023

N.S. ULANOVSKAYA

SCIENTIFIC AND METHODICAL ACTIVITIES OF V.N. DENISJEV FOR RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF LIBRARIANS OF THE BEGINNING OF THE 1930ies

Ulanovskaya Natalya Sergeevna, PhD (pedagogical sciense), head chair of department of library and information activity, associate professor Volgograd state institute of art and culture (Volgograd, Tsiolkovskogo str., 4), n.ulanovskaya@yandex.ru

Abstract. In article gives organizational, structural transformations of additional library education of the early 1930s. One of the organizers and theoreticians of retraining and advanced training was V.N. Denisjev. The introduction of unknown works into scientific circulation made it possible to evaluate his contribution to the development of the concept of correspondence courses as an initial stage of library education, the creation of new programs for the retraining of librarians. Keywords, history of librarianship, library education, library shots, scientific and pedagogical heritage, V.N. Denisjev.

Период с конца 1920-х до середины 1930-х гг. для современного библиотечно-информационного образования имеет определяющий характер. Основные стратегические инициативы были направлены на изменение структуры и содержания образования. Существовавшие на тот момент учебные заведения не давали достаточных профессиональных знаний, библиотечная профессия подчинялась политико-просветительной работе. Целевая установка подготовки кадров была переориентирована на необходимость подготовки библиотечных специалистов.

В структуру библиотечного образования были введены самостоятельные учебные заведения, которые предполагали формирование специализирующейся на библиотечной теории и практике системы профессионального образования: ученичество - библиотечный техникум - библиотечный вуз - аспирантура. Так закладывались основы развития

многоступенчатой системы подготовки библиотечных кадров (низшего, среднего, высшего и послевузовского образования).

Несмотря на комплексность и системность предпринятых стратегических мер, основной приток кадров вплоть до конца 1930-х гг. обеспечивало дополнительное библиотечное образование, а точнее, курсы повышения квалификации и программы переподготовки. Сложность изучения опыта реализации этого компонента в библиотечном образовании обусловлена отсутствием на тот момент четкого разграничения между переподготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров (зачастую они приравнивались).

До 1930 года основной формой повышения квалификации считались библиотечные объединения, но также работали краткосрочные курсы, семинары, конференции, съезды, практикумы и т.д. Так, в докладе коллегии Наркомпроса от 1930 года отмечалось, что руководители библиотек переподготавливаются на экскурсиях-конференциях, городские библиотекари повышают квалификацию на библиотечных совещаниях, деревенские библиотечные кадры бессистемно обучаются на краткосрочных курсах [1]. Е.Д. Соколова также выделяла следующий перечень учебных заведений и мероприятий, проводимых для «переподготовки» библиотекарей: курсы при комвузах, бибсовещания, семинары, самообразовательные кружки, заочное обучение на курсах [2].

В общей стратегии, принятой в 1930 году, особое внимание по линии дополнительного библиотечного образования уделялось именно заочным курсам и курсам повышения квалификации. Разработкой и реализацией концепции системы заочного образования (признаваемой на тот момент самой эффективной) занимался Виталий Николаевич Денисьев - теоретик и практик библиотечного образования, автор первых учебно-методических материалов для различных ступеней обучения [3].

Свою научную и учебно-методическую деятельность как библиотековед, преподаватель специальных дисциплин он начал с поступления на работу во Всесоюзный Совет профессиональных союзов (ВЦСПС) в качестве заведующего заочными библиотечными курсами по подготовке библиотечного актива и переподготовке библиотекарей профсоюзных библиотек [4]. Курсы по подготовке библиотечного актива по своей длительности приближались к переподготовке (240 ч. ).

В дальнейшем именно эти курсы повышения квалификации В.Н. Денисьев преобразовал в низшую ступень заочной системы образования. В 1930 г. между ВЦСПС и Центральным институтом заочного педагогического образования был составлен договор по переводу курсов [5], в основу которого положен проект, утвержденный Нарком-просом и разработанный В.Н. Денисьевым. Основные положения договора, касающиеся организационных преобразований, во многом отражали взгляды библиотековеда на заочное библиотечное образование. Об этом свидетельствует цикл его статей: «К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования», «Реорганизация заочных библиотечных курсов ВЦСПС в заочный бибтехникум» и др. [6].

Наряду со структурными преобразованиями начала 1930-х гг. требовался и пересмотр содержания дополнительного библиотечного образования. В ряде публикаций Л.М. Рабинович отмечалось, что на курсах повышения квалификации нет никакой дифференциации по уровню подготовки, типу и виду библиотек, отсутствуют учебные программы [7].

В этой связи, рассматривая вклад В.Н. Денисьева, акцентируем внимание на составленные им учебные материалы. Перейдя на работу в Институт библиотековедения, он занимался методической поддержкой переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. За программно-методическую работу В.Н. Денисьев неоднократно был премирован в течение 1933-1935 гг. [4]. Им отредактированы и составлены несколько ранее неизвестных программ: шестимесячных курсов подготовки библиотекарей (1934 г.), трехмесячных курсов переподготовки городских библиотекарей (1934 г.), трехмесячных курсов переподготовки работников профсоюзных библиотек (1933, 1934 гг.).

В архивных материалах содержится программа трехмесячных курсов переподготовки профсоюзных библиотечных работников за 1934 г. [8]. По количеству часов (292 ч.) сегодня она полностью соответствует программе переподготовки. Работа составлена на высоком научном и учебно-методическом уровне, в ней предусмотрены различные формы учебных занятий (лекции, лабораторные работы, экскурсии), производственная практика (20% от 292 ч.). Каждая тема сопровождалась списком литературы, давались задания по производственной практике. Программа была максимально приближена к опыту работы профсоюзных библиотек, что подтверждает соблюдение автором принципа тесной связи теории и практики в обучении.

Таким образом, значение переподготовки и повышения квалификации в общей стратегии библиотечного образования было велико. Анализ публикаций показал, что в период с 1934 по 1936 гг. всего обучение прошли около 21 265 человек. Многоступенчатая система подготовки библиотечных кадров обеспечила выпуск примерно 12 372 человек. При этом количество выпускников программ переподготовки и повышения квалификации составляло 42% от общего числа обучавшихся.

Научно-педагогическое наследие В.Н. Денисьева как организатора дополнительного библиотечного образования становится особенно актуальным в условиях развития программ переподготовки и повышения квалификации как неотъемлемого условия функционирования библиотечного дела в стране. Заслуга В.Н. Денисьева состоит в разработке концептуальных основ построения системы образования, в которой переподготовка обосновывалась в качестве эффективного компонента в библиотечном образовании. Составленные им первые программы соответствовали общедидактическим принципам в изложении учебного материала.

Литература

1. Доклад о библиотечной работе коллегии Наркомпроса ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 5. Д. 130. Л. 21.

2. Соколова Е.Д. Библиотечные кадры в реконструктивный период // Библиотековедение и библиография. 1930. № 1/2.

3. Улановская Н.С. Разработка стратегии библиотечного образования в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (вклад В.Н. Денисьева): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. Орел, 2014.

4. Денисьев В.Н. Автобиография // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 740. Л. 91 об.

5. Договор между Культсектором ВЦСПС и Центральным институтом заочного педагогического образования // ГАРФ. Ф. 5451. Оп. 14. Д. 560 а. Л. 24-26.

6. Улановская Н.С. Личность в библиотечном образовании: к 120-летию со дня рождения В.Н. Денисьева // Культура: теория и практика. 2015. № 1. URL: http:// theoryofculture.ru/issues/36/752

7. Рабинович Л. Библиотечное дело к XX годовщине Великой социалистической революции // Красный библиотекарь. 1937. № 11.

8. Программа трехмесячных курсов переподготовки профсоюзных библиотечных работников // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 455. Л. 37-51.

References

1. Report on the library work of the board of the People's Commissariat for Education // State archive of the Russian Federation. Fund 2313. List 5. The case 130. Sheet 21.

2. Sokolova E.D. Library staff in the reconstructive period // Bibliotekovedenie i bibliografija. 1930. № 1/2.

3. Ulanovskaya N.S. The development of a library education strategy in the late 1920s - early 1930s (the contribution of V.N. Denisjev): synopsis of the thesis ... PhD (pedagogical): 05.25.03. Orjol. 2014.

4. Denisjev V.N. Autobiography // State archive of the Russian Federation. Fund 2306. The inventory 70. The case 740. Sheet 91 turnover.

5. Mulitsectoral agreement between the trade unions and the Central institute of distance teacher education // State archive of the Russian Federation. Fund 5451. Inventory 14. Case 560. Sheet 24-26.

6. Ulanovskaya N.S. Lichnost v bibliotechnom obrazovanii: k 120-letiju so dnja rozhdenija V.N. Denisjeva [Personality in library education: to the 120th anniversary of the birth of V.N. Denisjev] // Kul'tura: teorija i praktika. 2015. No. 1. URL: http://theoryofculture.ru/ jssues/36/752

7. Rabinovich L. Librarianship on the 20th Anniversary of the Great Socialist Revolution // Krasnyj bibliotekar. 1937. No. 11.

8. The program of three-month courses of retraining of trade-union library workers // State archive of the Russian Federation. Fund 2306. The inventory 70. Case 455. Sheet 37-51.

УДК 02:001.89 Е.В. БАХТИНА

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ

Бахтина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры (Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2), baev_bif@rambler.ru

Аннотация. В статье поднимаются дискуссионные проблемы идентификации научной школы в библиотековедении на примере анализа научной деятельности выдающегося советского библиотековеда В.Ф. Сахарова. Впервые осуществлена попытка аргументировать основание им научной школы, предложена ее характеристика по установленным критериям. Ключевые слова: научная школа в библиотековедении, идентификация, критерии.

UDC 02:001.89 E.V. BAKHTINA

THE QUESTION OF IDENTIFICATION OF SCIENTIFIC SCHOOL IN THE LIBRARY

Bakhtina Elena Vladimirovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of Saint Petersburg state institute of culture (Saint Petersburg, Dvorcovaja naberezhnaja, 2), baev_bif@rambler.ru

Abstract. The article deals with debatable issues of identification of scientific school in the library by analyzing the scientific activities of the outstanding Soviet library scientist V.F. Sakharov. For the first time made an attempt to substantiate the basis of their scientific school proposed its characteristics according to established criteria.

Keywords, scientific school in library science identification criteria.

Проблема идентификации научной школы занимает значимое место в современной библиотековедческой науке. Следует заметить, что вообще стимулом к разработке в науке постсоветского времени теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы научной школы стало Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» (1995), которое привело к расширению соответствующих исследований. Между тем вопрос о научных школах является по-прежнему дискуссионным, достаточно далеким от окончательного решения, в частности, в науках гуманитарного цикла, где особенно трудна какая-то формализация или стандартизация, и поэтому некоторые сюжеты, касающиеся конкретных школ, требуют долгого изучения, рефлексии, деликатного анализа и оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.