документы (свидетельства о рождении, свидетельства об учебе, анкеты, копии паспортов, справки), старинные фотографии, датированные 1876 г.
Благодаря кропотливой работе специалистов архива и экспертной комиссии в ХХ веке на данный момент сформирована и сохранена богатейшая база ценнейших исторических и научно-практических документальных материалов о создании и деятельности в г. Астрахани одного из первых университетов. Бездействие экспертной комиссии на современном этапе в итоге может привести к безвозвратной утрате документов ведущего учебного заведения высшего профессионального образования в Астраханской области, которое готовит медицинские кадры не только для Астраханской области, но и для других регионов, в том числе и для иностранных государств. Документы о деятельности огромного коллектива Астраханского ГМУ и его студентов начиная с 1991 года, т.е. с начала образования Российской Федерации, мы можем утратить безвозвратно.
Литература
1. Приказ ректора Астраханского ГМУ от 24.05.2010 № 60 «О постоянно действующей экспертной комиссии». Архив Астраханского ГМУ. 2010. 3 с. Машинопись.
2. Положение об экспертной комиссии. Утверждено приказом ректора Астраханского ГМУ от 24.05.2010 года № 60. 3 с. Машинопись.
3. Основные правила работы архивов организаций. М., 2002. 107 с.
References
1. The order of rector of the Astrakhan SMU of 24.05.2010 № 60 «About constantly acting commission of experts». Archive of the Astrakhan SMU. 2010. 3 p. Typescript.
2. Provision on a commission of experts. It is approved as the order of the rector of the Astrakhan SMU of 24.05.2010 № 60. 3 p. Typescript.
3. Basic rules of work of the organization's archives. Moscow, 2002. 107 p.
УДК 023.5
Н.С. УЛАНОВСКАЯ
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ
Улановская Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры (Волгоград, ул. Циолковского, 4), [email protected]
Аннотация. Статья посвящена малоизученному в библиотечно-информационном образовании интерактивному средству обучения студентов - интеллектуальной карте. Обращается внимание на достоинства и недостатки данного метода, краткую методику составления карты, прилагается разработанная интеллект-карта специальной дисциплины.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, бакалавр библиотечно-информацион-ной деятельности, интерактивные методы обучения, интеллектуальная карта.
UDC 023.5
N.S. ULANOVSKAYA
VISUALIZATION IN THE LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION OF BACHELORS BY INTELLECTUAL CARDS
Ulanovskaya Natalya Sergeevna, candidate of pedagogics, head of the cathedra of library and information activity, assistant professor of the Volgograd state institute of arts and culture (4, Tsiolkovskogo Str., Volgograd), [email protected]
Abstract. The article is devoted to the interactive learning tool for students - the intellectual card -that is poorly understood in library and information education. Attention is drawn to the advantages and disadvantages of this method, a brief methodology for drawing up a card and a developed intelligence card of a special discipline is attached.
Keywords, library and information education, bachelor of library and information activities, interactive methods of training, intellectual card.
С 2010 года с введением федеральных нормативных актов в сфере образования произошла перестройка в подготовке библиотечно-информационных кадров. В числе одних из требований законодательных документов стало обязательное использование активных и интерактивных методов обучения.
Конкретные формы, методы и средства получения знаний формируются вузом и закрепляются в основной образовательной программе и учебной программе каждой дисциплины. В последней редакции образовательного стандарта для бакалавров отсутствует норма процентного соотношения обязательных учебных занятий, проводимых методами активного и интерактивного обучения (в редакции 2010 г. - 25 %) [1]. Тем не менее вузы, ориентируясь на федеральный закон, предусматривают в образовательном процессе использование методов обучения, направленных на активное вовлечение обучающихся в изучение профильных дисциплин [2, 3].
В этой связи в методике преподавания библиотечно-информационных дисциплин особого внимания заслуживает интеллектуальная карта как способ визуального представления информации, идей, концепций с помощью схем. Впервые данная методика обучения была предложена английским психологом Тони Бьюзеном. Сущность подхода Т. Бьюзена рассматривалась в трудах «Работай головой» (1974 г.), «Супермышление» (1995 г.) [4].
В библиотековедении изучению проблем реформирования и ведения образовательной деятельности по подготовке библиотечных специалистов в условиях образовательных реформ отведено значительное место в трудах Н.А. Бекетовой (Н.А. Рыжовой), О.А. Кале-гиной, В.К. Клюева, И.С. Пилко [1], А.В. Соколова1 и др. Опыт применения информационных технологий, внедрения активных и интерактивных методов обучения в учебную работу библиотечно-информационных кафедр представлено в публикациях О.А. Александровой, А.С. Деденевой, О.Ю. Мурашко2, Л.Г. Тараненко [5] и др. Отдельно нужно отметить теоретические работы Е.И. Полтавской3 о применении схематизации к понятиям и научным категориям в триаде библиотековедения, библиографоведения и книговедения. При этом научных трудов, посвященных использованию интеллектуальных карт в изучении специальных дисциплин, выявлено не было.
Вместе с тем в подготовке библиотечно-информационных кадров интеллектуальная карта может эффективно способствовать кумуляции, усвоению и выстраиванию структуры
1 См., например: Рыжова Н.А. Интеграция российского библиотечно-информационного образования в Болонский процесс. М., 2011. 144 с.; Гендина Н.И. Информационная подготовка и медиаоб-разование в России // Медиатека и Мир. 2012. № 1. С. 34-38; Калегина О.А. Библиотечно-информа-ционное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методический аспект. Казань, 2006. 256 с.; Клюев В.К. Современное библиотечное образование: реформы продолжаются // Науч. и техн. б-ки. 2017. № 4. С. 77-85; Соколов А.В. Ступени библиотечно-информационного образования: Что? Где? Зачем? Почему? // Труды СПбГИКИ. 2015. Т. 205. С. 9-23 и др.
2 См., например: Александрова О.А. Особенности применения новых информационных технологий в подготовке специалистов-аналитиков // Труды СПбГУКИ. 2008. Т. 154 С. 55-57; Грузова А.А. Технологии электронного обучения в библиотечно-информационном образовании // Труды СПбГИКИ. 2015. Т. 205. С. 131-140; Деденева А.С. Библиотечно-информационное образование в условиях становления информационного общества // Седьмые Денисьевские чтения. Орел, 2011. С. 143-150. Мурашко О.Ю. Применение адаптивных технологий обучения в преподавании дисциплины «Введение в специальность» // Труды СПбГИКИ. 2015. Т. 205. С. 188-190; и др.
3 См., например: Полтавская Е.И. Схематизация понятий как метод исследования: документно-коммуникационный аспект. Челябинск, 2014. 312 с.; Полтавская Е.И. Воссоздание схемы научной категории как путь к познанию предмета исследования // Вестник ЧГАКИ. 2014. № 4. С. 17-24; и др.
полученной информации. Следовательно, способствовать анализу, обобщению и воспроизведению информации и знаний. Кроме того, такая карта оказывает весомую поддержку в деятельности преподавателя, представляя собой графический инструмент мыслей обучающегося.
Для бакалавров библиотечно-информационной деятельности применение интеллектуальных карт обусловлено:
1. Получением знаний, изучением и запоминанием информации, постижением сложных тем по фундаментальным базовым дисциплинам («Библиотековедение», «Библиотеч-но-информационное обслуживание», «Библиотечный фонд», «Библиографоведение», «Доку-ментоведение» и т.д.), освоение которых связано со значительным объемом теоретического материала.
2. Поиском, анализом и синтезированием информации из разных источников, что необходимо при изучении малоразработанных проблем и вопросов библиотечной науки и практики (спецкурсы, курсы по выбору).
3. Составлением письменных заметок, визуализацией и структурированием информации и т.д.
4. Ускоренным восприятием информации, что способствует реализации процесса обучения в более сжатые сроки.
Несмотря на наличие безусловных преимуществ, интеллектуальная карта обладает рядом недостатков (см. таблицу):
Таблица
Общая характеристика интеллектуальной карты
Достоинства интеллектуальных карт Недостатки интеллектуальных карт
- наглядность теоретического и практического материала, отраженного на карте; - уменьшение объема информации за счет ее структурированности; - построение взаимосвязей и взаимозависимости между фактическим материалом, позволяющее глубже погрузить обучающегося в понимание специальной дисциплины; - возможность использования данных карт как инструмента для проведения и визуализации «мозговых штурмов». - индивидуальное восприятие информации каждым студентом, в частности, трудности для обучающихся с линейным способом представления информации; - недостаточная формализация карт, что иногда затрудняет процесс их анализа и получение знаний из проведенного с их использованием учебного занятия; - субъективность преподавателя при создании моделей карт, т.к. такие карты содержат профессиональные взгляды преподавателя с привнесением авторской позиции в интерпретацию дисциплины, темы, занятия.
Исходя из достоинств и недостатков интеллектуальной карты, думается, что она может служить дополнением учебного занятия (например, на этапе подведения итогов лекции, контроля знаний), т.к. в процессе преподавания появляется возможность акцентировать внимание слушателей, используя наглядность, закрепить материал лекций значительно более простым способом ввиду заметного сокращения физического объема информации.
В качестве примера использования данного метода приведем интеллектуальную карту по теоретически сложной для освоения студентами теме «Электронный документ в общей теории документов» по дисциплине «Документоведение» (рисунок).
Методика разработки интеллектуальной карты предполагает следующие характерные структурные особенности:
1. Обозначение решаемой проблемы в центре карты.
2. На более высоком уровне представляются образы, которые ассоциируются для решения обозначенной проблемы.
Классификация документов по способу их техническом реализации (Технодокументы)
Нонэлектронные документы
Документы, распознающие звук, нзооражение, сигналы Перфокарты, перфоленты Мнкродокументы и др. WVVVVrtVVWWVWVVVVVVVVW
Электронные документы
Электронное издание, электронныйресурс
Электронная книга
Издания в электронном цифровом формате
Электронное считывающее устройство (^аер)
Хранение различных форматовД (Копирование ннфорыацв Поиск различными
данных
X
без потерь
способами
Большая информационная
емкость
"L
Высокая скорость передачи данных
Гнокнй магнитный днек
Жесткий магнитный диск _(винчестер)_
CD (компакт-диск)
DVD (цифровой много цел е во й д ис к)
Флэш-карта (карта памяти)
VvWwVvVvVvW/SWwV л * *
US-B флэш-накопит ель
Рисунок. Интеллектуальная карта «Электронный документ в общей теории документа»
3. Выделение связей между всеми основным ассоциациями и несколькими ассоциациями второго уровня.
4. Соблюдение иерархичности мысли.
5. Возможное использование номерной последовательности в изложении ассоциаций [6].
Таким образом, использование интеллектуальных карт как интерактивного метода
обучения в библиотечно-информационном образовании, благодаря значительному потенциалу визуализации, установке связей между понятиями, теориями и концепциями, позволит решить ряд учебных задач или ориентированных на задания по формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что может найти широкое применение на всех ступенях управления образовательным процессом.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность: утв. 06.12.2017. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_ B_3_12012018.pdf.
2. Коцюба И.Ю., Шиков А.Н. Интеллект-карты как средство e-дидактики в компьютерных технологиях обучения // Образовательные технологии и общество. 2015. № 1. С. 600-611.
3. Кайсарова Д.В., Коцюба И.Ю. Использование интеллект-карт для длительного наблюдения за процессом усвоения обучающимися содержания дисциплины // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. Вып. 4. С. 101-105.
4. Бьюзен Т. Супермышление. М., 2003. 304 с.
5. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития / И.С. Пилко [и др.]. М., 2014. 304 с.
6. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2011. № 4. С. 124-150.
References
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya - bakala-vriat po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatelnost: utv. 06.12.2017 [Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in preparation 51.03.06 Library and information activities: app. 06.12.2017]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20V0%203++/Bak/510306_B_3_12012018. pdf.
2. Kotsyuba I.Yu., Shikov A.N. Intellect-cards as a tool of electronic didactics in the computer technologies learning // Obrazovatelnye tehnologii i obshchestvo. 2015. № 1. P. 600-611.
3. Kaysarova D.V., Kotsyuba I.Yu. Use of intellect-cards for the long-term observation for the process of the student's mastering the content of discipline // Distantsionnoe i virtual-noe obuchenie. 2014. Iss. 4. P. 101-105.
4. Byuzen T. Supermyshlenie [The best thinking]. Moscow, 2003. 304 p.
5. Bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: novye kontseptsii i tehnologii razvitiya [Library and information education: new concepts and technologies of development] / I.S. Pilko [and other]. Moscow, 2014. 304 p.
6. Gavrilova T.A., Leshcheva I.A., Strahovich E.V. On the use of visual conceptual models in teaching // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 8. Menedzhment. 2011. № 4. P. 124-150.