Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ АЗОВСКИХ (ТАТАРСКИХ) КАЗАКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI В'

ИЗ ИСТОРИИ АЗОВСКИХ (ТАТАРСКИХ) КАЗАКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
293
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / КРЫМСКОЕ ХАНСТВО / АЗОВ / АЗОВСКИЕ ТАТАРЫ / "ДОПОЛНЕНИЯ К РЕЕСТРАМ ВАЖНЫХ ДЕЛ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мустакимов Ильяс Альфредович

Целью данной публикации является введение в исследовательский оборот неизвестных ранее документальных источников - указов султана Мурада III азовскому санджакбею (наместнику), в которых упоминается малоизученная этносоциальная страта Османской империи - азовские казаки (азовские татары). Источники показывают непростые отношения татарского населения Азова с крымскими ханами и османскими властями. Тексты указов извлечены из серии «Дополнения к Реестрам важных дел», отложившихся в фондах Османского архива при Премьер-министре Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мустакимов Ильяс Альфредович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE AZOV (TATAR) COSSACKS OF THE SECOND HALF OF THE 16TH CENTURY

The purpose of this publication is introduction to a research turn of unknown earlier documentary sources - decrees of the sultan Murad III to Azov’ sancakbey in which it is mentioned poorly studied ethno-social level of the Ottoman Empire - the Azov Cossacks (the Azov Tatars). Sources show the difficult attitudes of the Tatar population of Azov with the Crimean khans and the Ottoman authorities. Texts of decrees are taken from the «Additions to Registers of Important Issues» series, postponed in funds of Ottoman archive at the Prime minister of Turkey.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ АЗОВСКИХ (ТАТАРСКИХ) КАЗАКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI В»

УДК 94:327

ИЗ ИСТОРИИ АЗОВСКИХ (ТАТАРСКИХ) КАЗАКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI в.*

© 2017 г. И.А. Мустакимов

Целью данной публикации является введение в исследовательский оборот неизвестных ранее документальных источников - указов султана Мурада III азовскому санджакбею (наместнику), в которых упоминается малоизученная этносоциальная страта Османской империи - азовские казаки (азовские татары). Источники показывают непростые отношения татарского населения Азова с крымскими ханами и османскими властями. Тексты указов извлечены из серии «Дополнения к Реестрам важных дел», отложившихся в фондах Османского архива при Премьер-министре Турции.

Ключевые слова: Османская империя, Крымское ханство, Азов, азовские татары, «Дополнения к Реестрам важных дел».

Одним из феноменов, отличавших Азов от многих других пограничных крепостей Османского государства, было наличие в нем большого числа татарского населения, прежде всего казаков. История татарского казачества (казаков, происходящих из среды тюркского населения Западного Дешт-и Кипчака) продолжает оставаться весьма малоизученной темой. Между тем, такие этносоциальные группы как азовские, аккерманские («белгородские»), темрюкские и другие татары/казаки играли заметную роль в социально-экономической жизни Западного Дешта конца XV-XVII вв., а их набеги порой становились предметом обсуждения в дипломатических сношениях Османской империи и Крымского ханства с Россией и Польшей. С XVII в. татарский (ногайский) элемент присутствовал и в «противоположном лагере» - среди донских казаков (Трепавлов, 2016, с. 382; Куц, 2006, с. 398-414).

Первые достоверные известия о тюркских группах из Азова, промышлявших грабежом купеческих и посольских караванов, относятся к концу XV - началу XVI в. Именно в это время в источниках в качестве самостоятельной силы начинают упоминаются «азовские казаки», часто действовавшие совместно с «ординскими/заволскими (т.е. большеордынскими. - И.М.) казаками». Несомненно, что появление азовских казаков в первую очередь было связано с крахом Большой Орды и оттоком из нее населения, отдельные группы которого «прибились» к Азову - хорошо укрепленной османской крепости. Помимо большеордынских татар на рубеже XV и XVI вв. среди азовских казаков встречались также выходцы из турков, казанских татар, возможно, черкесов, армян (Костя Арменин) и славян (Сенка Ложник) (СИРИО, т. 41, с. 298, 403; Соловьев, т. 6, 1989, с. 672). В последующем ряды «азовских татар» пополнялись в основном ногаями. Последний факт нашел отражение в донесении азовского санджакбея Мехмеда, которое цитируется в султанском указе: «с тех пор, как ногайское племя обосновалось близ Азова, численность азовских казаков увеличилась» (док. № 2).

Взаимоотношения азовских казаков с прочими категориями населения Азова, по крайней мере первоначально, складывались успешно. По сведениям, имевшимся в Москве в начале XVI в., «подмагают... казаков азовцев и ординских тутошние жилци азовци все, да отпускают на поле, да что привезут, и они с ними делятся»1.

Сложнее были отношения с официальными властями. Османские власти не препятствовали набегам азовских и других татар на соседей, их нападениям на проезжие посольства и иноземных купцов, сбыту ими награбленного имущества и захваченного полона в Азове, если это не затрагивало интересов Порты. Так что в конце XV - начале XVI в. московскому великому князю, и даже крымскому хану, для вызволения людей и имущества, отправленных Иваном III Менгли-Гирею I, приходилось обращаться к кафинскому наместнику, который запрашивал решения султана. Случа-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-01-00394.

1 «Память» (инструкция) русскому послу к кафинскому наместнику шахзаде Мехмеду А.Я. Голохвас-тову, 1501 г. (СИРИО, т. 41, с. 405).

лось, что даже порученцам кафинского наместника (сына падишаха!) приходилось выкупать в Азове захваченных иноземцев, не дожидаясь ссылки с Портой2.

Терпимое отношение османских властей к азовским казакам в немалой степени было связано с необходимостью использования боевого потенциала казаков для защиты крепости и ее округи от учащавшихся набегов соседей, в первую очередь - донских казаков. Тем не менее, время от времени к строптивым азовцам применялись и репрессивные меры. Первое известие о репрессиях Порты в отношении азовских казаков относится к 1503 г. (СИРИО, т. 41, с. 470-471). Однако уже в переписном реестре Азова 1520 г. среди жителей крепости вновь фигурируют азовские казаки. Между прочим, как следует из османских переписных реестров Кафинского санджака 1520 и 1542 гг., азовские татары были не только казаками - часть из них занималась рыболовством3. В основном татары - казаки и рыбаки - проживали в той части Азова, которая называлась Топрак-кале («Земляной город»). В переписном реестре 1520 г. говорится о 93 дворах [азовских] казаков и 24 домо-хозяйствах рыбаков (BOA, TT, defter 370, s. 490). Переписной реестр 1542 г. упоминает о примерно 500 азовских казаках и о 104 дворах рыбаков (BOA, TT, defter 214, s. 218-222).

Ранняя история азовских казаков на основании русских и отчасти польских источников довольно хорошо рассмотрена в работах В.В. Трепавлова. Исследователь пришел к выводу о том, что азовские казаки в первой четверти XVI в. вели кочевой образ жизни, имели предводителей в ранге мирз, промышляли разбоем на торговых путях и фактически никому не подчинялись. А.Л. Хорошкевич даже высказала мнение, что существование «прослойки азовских казаков... угрожало турецкой власти» в Азове (Хорошкевич, 2001, с. 105).

Наплыв ногайского элемента во второй половине XVI в. привел к усилению татарско-казачьего влияния в Азове. Это позволяло азовским казакам порой не считаться с местными османскими властями, что вызвало новые репрессии в отношении казачьих предводителей. Азовский санджакбей даже предложил радикальное решение «казачьей проблемы» путем выселения азовских казаков из города и замены их другими османскими подданными, жителями хассов азовского наместника - аркебузирами-немусульманами4 (док. № 2). Вряд ли, однако, этот проект был реализован. Во-первых, султанский указ не содержит прямой директивы об изгнании азовских татар, а лишь предписывает азовскому наместнику построить небольшое укрепление близ Азова, в которое и заселить «неверных из хассов» Мухаммеда. Во-вторых, азовские казаки («азовские татары», «азовские люди») в связи с их набегами продолжают упоминаться в источниках в 1578 г. (Новосельский, 1948, с. 30) и в 1592 г. (Соловьев, т. 7, 1989, с. 265-267).

Татарские казаки Азова и Аккермана являлись подданными Османской империи (иногда еще и Крымского ханства). Отличие всех вышеуказанных групп татарского населения от других татар заключалось в следующем. С одной стороны, они были оторваны от традиционной общественной структуры тюрко-татарских государственных образований (Крымского, Астраханского, Казанского ханств, ногайских орд), которая представляла собой иерархию аристократических кланов во главе с ханом-чингизидом (Крымское, Астраханское, Казанское ханства) или бием (князем) - потомком Эдиге и мирзами-эдигеидами (ногайские орды). Собственно, с этим и связано использование крымскими, османскими и русскими источниками в отношении этих групп татар термина «каза-ки»5. В обществах азовских и аккерманских казаков (татар) существовала своя иерархическая структура во главе с агами.

С другой стороны, несмотря на свое османское или крымско-османское подданство, общества татарских казаков обладали значительной автономией. Это выражалось как в образе жизни и следовании традициям, некоторые из которых (например, свободное употребление крепких напитков)

2 Так случилось с послом Ивана III князем Федором Ромодановским (СИРИО, т. 41, с. 361).

3 Вывод о принадлежности азовских рыбаков, наряду с азовскими казаками, к татарской этносоциальной общности следует из сравнительного анализа антропонимов «татар--акынджи» и рыбаков 1542 г. - большинство расшифрованных имен имеют тюркское, мусульманское или тюрко-мусульманское происхождение (BOA, TT, defter 214, s. 218-222).

4 Явно имелись в виду таты - христианское население южнобережной и горной частей Крымского полуострова. Очевидно, во второй половине XVI в. там находились лены («хассы») азовских санджакбеев. Так, московский посол к султанскому двору А. Кузьминский в 1570 г. был принят предшественником Мухаммеда на посту санджакбея Азова Хайдером («Айдаром») не в самом Азове, а близ Керчи; из Керчи же им был послан и провожатый для посла (Статейный, 1954, с. 65, 67).

5 В связи с этим не следует путать азовских и аккерманских казаков с сословием казаков — низшей прослойкой служилых татар в тюрко-татарских государствах.

расценивались османами как противоречащие шариату, так и в том, что иногда татарские казаки позволяли себе преступать предписания Порты относительно взаимоотношений с соседями. Осознание своей особости позволило им не раствориться в «османском море». Их положение было схожим с положением донских казаков, однако османы признавали их своими подданными, тогда

как Москва долгое время отрицала свое влияние на донцов.

* * *

Публикуемые документы представляют собой записи султанских указов санджакбею Азова Мухаммеду. Они сохранились в третьем реестре коллекции «Дополнения к Реестрам важных дел» (МиЫтте 2вуИ ОвАвНвп) в Османском архиве при Премьер-министре Турции.

Первый документ сообщает о нападении донских казаков на Азов, в результате чего был сожжен Земляной город - часть Азовской крепости, основное место проживания татарского населения города.

Второй документ содержит уникальную информацию об азовских казаках и их отношениях с частью населения крепости и османскими властями. Кроме того, в нем упоминается штурм крепости донским казаками, описанный в первом документе.

В тексте второго документа наблюдается некоторое противоречие относительно особенностей поведения азовских казаков: в начале говорится о том, что «по наступлении лета [они] семьями присоединяются к ногайскому племени и оставляют крепость пустой». Ниже, однако, документ сообщает о том, что новоприбывшие в Азов казаки «на лето... стали оставлять свои семьи и хозяйство и с лошадьми выезжать [из крепости]». Представляется, что в обоих случаях прежде всего речь шла о выезде из города казаков, способных принимать активное участие в походах и набегах; женщины, дети и старики, по-видимому, оставались в крепости. Некоторые же азовские казаки, особенно из недавних кочевников, могли присоединяться для кочевания к ногаям и целыми семьями.

Второй документ позволяет сделать некоторые выводы:

1. Азовские казаки во второй половине XVI в. так же слабо контролировались османскими властями, как и в конце XV - начале XVI в. Интересна вскользь упомянутая в донесении Мухаммеда вынужденность терпеть выходки азовских казаков. Несомненно, они представляли серьезную военную силу, без которой удержать Азов, фактически находившийся во враждебном окружении, было весьма затруднительно.

2. Документ называет предводителей азовских казаков агами. Этот же термин использован в отношении предводителей аккерманских казаков. Следует отметить, что османы отличали аг и мирз (например, предводителей ногаев они называли мирзами). Таким образом, это косвенным образом говорит о том, что иерархия у казаков была построена по другому принципу.

3. Большая часть азовских казаков ко времени написания вела полукочевой образ жизни, покидая крепость лишь на летний период. Это контрастирует с сообщением источников первой четверти XVI века о кочевом образе жизни азовских казаков.

Даты лунной хиджры, которыми датированы османские документы, переведены нами на григорианское летосчисление.

№ 1

Не ранее 20 зу-л-хиджжа 983 г. хиджры - не позднее 22 зу-л-хиджжа 983 г. хиджры = не ранее 21 марта 1576 г.н.э. - не позднее 23 марта 1576 г.н.э.6 - Султанский указ азовскому санджакбею Мухаммеду о ремонте азовской крепости, пострадавшей от нападения донских казаков.

Указ азовскому [санджак]бею.

[Ранее] ты прислал к моему Порогу Счастья донесение, в коем сообщил [следующее]. В этом году, когда ты находился *вне Азова7, Земляной крепостью8 Азова овладели неверные казаки. Они захватили в полон мужское население [Земляной крепости] с домочадцами, разграбили их имущество, а [Земляную] крепость сожгли. В связи с этим тебе был направлен мой подробный указ. [Однако,] поскольку вследствие наступления [сильных] зимних холодов находящаяся в Крыму скотина9, [в том числе] все

6 Датируется по пометам к предыдущему и последующему документам.

*1 уаЬапёа, букв. «в степи» или «в поле».

8 Земляная крепость - Топрак-кале, в XVI в. - одно из предместий Азова.

9 Davar и hargele, букв. «крупный и мелкий рогатый скот, ездовые и вьючные животные».

лошади, погибла, и [у тебя] не было никакой возможности передвигаться ни по суше, ни по морю, ты был вынужден зимовать в своих хассах10.

По [своем] прибытии [в Азов] весной ты сообщил, что злонравные русы [действительно] напали на Земляную крепость Азова и творили таковые пакости, однако более половины [из них] были убиты и ранены, а из мусульман пали мучениками за веру11 лишь пять-шесть человек. Выгоревшие места [же] возможно восстановить за десять тысяч кафинских акча. Все, что ты доложил по этому вопросу, стало мне известно в подробностях. Поелику ремонт12 крепости является одним из важных дел, повелеваю:

по получении [настоящего указа] лично займись этим делом. Ныне организуй заготовку и доставку строевого леса, необходимого для починки крепости, и приступай к ремонту крепости, взяв требуемые для этого денежные средства из поступлений Азова. Следи за тем, чтобы ремонт осуществлялся с надлежащим качеством и приложи многие старания к его [скорейшему] завершению. В соответствии с моим прежним указом не отлучайся из крепости. Пребывая на страже своего санджака, остерегайся нанесения урона и ущерба какой-либо местности русскими казаками и другими [неприятелями] вследствие небрежения. Решив этот важный вопрос, письменно доложи, каким образом ты организовал ремонт крепости и сколько было израсходовано [на это] денег.

Помета: [Указ составлен] *по докладу13 э[фенди]14.

BOA, A.DVN.MHM.ZYL, defter 3, s. 59, httkttm 139.

№ 2

Не позднее 7 раби I 984 г.хиджры = не позднее 4 июня 1576 г.н.э.15 - Султанский указ азовскому санджакбею Мухаммеду о мерах, которые необходимо принять в отношении азовских казаков.

Указ азовскому [санджак]бею Мухаммеду - да будет вечной его слава!

Ты прислал донесение, в коем сообщил [следующее]. «Жители крепости Азов пришли к этому Вашему слуге и сказали [следующее]: «Еженощно в Земляной крепости16 по двадцать азабов17 из нашей среды несут бремя сторожевой службы. Большая часть азовских казаков, [проживающих] в Земляной крепости - из татарского племени. В прежние времена они вместе с нами несли сторожевую службу, [однако] с тех пор, как ногайское племя обосновалось близ Азова, численность азовских казаков увеличилась, они вышли из повиновения, не подчиняются священному шариату, *заимели своих предводите-

«18 ТГ 19

лей и судей . Кроме того, они зимуют в городе, а по наступлении лета семьями присоединяются к ногайскому племени и оставляют крепость пустой. Из-за того, что в прошлом году они поступили таким же образом, крепость осталась пустой, вследствие чего [ей] русами был нанесен большой ущерб20. И ранее, когда вышеупомянутые азовские казаки жили во внутренних крепостях Азова21, проявились эти их проступки, почему их аги были наказаны, а остальные [казаки] - выселены из внутренней крепости в предместье. После этого Земляная крепость была отстроена из камня. Эти [азовские казаки, проживавшие в Земляной крепости,] сейчас также вышли из Земляной крепости и, построив себе деревян-

10 Хасс - условное держание султана и высокопоставленных лиц в Османской империи, приносившее годовой доход от 100000 акча.

11 Т.е. погибли от рук «неверных русов/казаков».

12 Bina olunmak, букв. «постройка».

*13 Или: «на основании доклада».

14 Эфенди - господин, титул образованного лица в Османской империи. Здесь: обозначение кого-то из высокопоставленных лиц.

15 Датируется по первой помете к документу.

16 Toprak kalesi.

17 Азаб - легковооруженный пехотинец провинциального войска. Азабы в том числе занимались охраной крепостей. В отличие от янычар, набирались из природных турков.

*18 Возможный перевод: «заимели своего предводителя и судью». В ориг.: kendüler beglik ve kadilik iderler.

19 Yaz.

20 Кажется, в этом предложении содержится прямое противоречие с предыдущей фразой, т.к. согласно документу № 1 нападение «русов» на Азов произошло зимой или, во всяком случае, не позднее первой половины марта, т.е. задолго до начала лета.

21 Очевидно, имеются в виду Венецианская крепость (Venedik kalesi, Frenk kalesi) и Генуэзская крепость (Ceneviz kalesi, Orta kale).

ное предместье вместе с приверженцами прежних порядков, поселились рядом с крепостью. [Таким образом,] они, очевидно, потеряли интерес к внутренней части [крепости]». Действительно, отказ вышеназванного племени следовать требованиям священного шариата и указам падишаха неоднократно засвидетельствован регистрационными записями [азовского кадия], с которых снята и направлена [в Высокую Порту] копия. Часть [азовских казаков составляют] кафинские и крымские татары, совершившие преступления, другая часть [состоит] из ногайцев. Поселяясь в крепости, они убивали и оскорбляли воевод22 многих беев. [Несмотря на это] поневоле приходилось терпеть [их выходки]. [Новоприбывшие казаки] жили рядом [с жителями Азова]. В связи с необходимостью их учета они были переписаны, [однако] отказались быть отданными под [чье-либо] поручительство, и, какое бы преступление ни совершили, жили рядом [с жителями Азова], зимой - в крепости, на лето же стали оставлять свои семьи и хозяйство и с лошадьми выезжать [из крепости]. Если же сейчас вывести их из крепости, а

, ¡-р. «23 ~ 24

на их место заселить около 150 семей неверных из жителей хассов этого слуги , то удастся должным образом [осуществить] ремонт крепости и [обеспечить] ее безопасность. Поскольку большинство неверных [предлагаемых к заселению в Азов] являются аркебузирами, то это послужит причиной улучшения обстановки в [самой] крепости и прилегающей к ней территории, что всячески будет способствовать пополнению государевой казны. [Кроме того, удастся] избавиться от татарского племени, под влиянием которого находится большинство жителей [Азова], по каковой причине они не повинуются священному шариату. Если же татарское племя [не] будет выведено из крепости, а смутьяны и нарушители [шариата] не будут примерно наказаны, в крепости однозначно не удастся обеспечить [должный] порядок». На основании изложенного тобой повелеваю:

по получении [настоящего указа], в соответствии со своим докладом, организуй строительство и должную охрану укрепленного поселения25 вне [крепости]. Если неверные из твоих хассов являются русами, то [переселение их в укрепленное поселение возле крепости] нецелесообразно, если же [они] являются черкесами или греками, то [переселение их туда] целесообразно.

Пометы:

Дано кетхуде26 [азовского санджакбея] хаджи Насуху 7 раби I [984 года]27.

В понедельник, 15 джумада II [984 года]28

BOA, A.DVN.MHM.ZYL, defter 3, s. 341, hüküm 880.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куц О.Ю. Татары на казачьем Дону (по материалам 1630-60-х гг.) // Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб., 2006. С. 398-414.

2. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в XVII веке. М.; Л., 1948.

3. СИРИО. Т. 41. СПб., 1884.

4. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 6. М., 1989.

5. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7. М., 1989.

6. Статейный список И. П. Новосильцева (Турция) // Путешествия русских послов XVI-XVII вв.: статейные списки. М.; Л., 1954. С. 63-99.

7. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Казань, 2016.

8. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: От союза к противостоянию. Конец XV - начало XVI вв. М., 2001.

9. BOA, TT, defter 370.

10. BOA, TT, defter 214.

11. BOA, A.DVN.MHM.ZYL, defter 3, s. 59, hüküm 139.

12. BOA, A.DVN.MHM.ZYL, defter 3, s. 341, hüküm 880.

22 Воевода - здесь: уполномоченный санджакбея.

23 Hane.

24 Т.е. азовского санджакбея Мухаммеда.

25 Palanka.

26 Кетхуда - здесь: порученец азовского санджакбея, находившийся при Высокой Порте и обеспечивавший пересылку документов между санджакбеем и Портой.

27 Соответствует 4 июня 1576 г.н.э.

28 Соответствует 9 сентября 1576 г.н.э. Неясно, что обозначала эта помета.

Список сокращений

СИРИО - Сборник Императорского Русского исторического общества.

BOA - Ba§bakanlik Osmanli Ar§ivi.

I.A. Mustakimov

FROM THE HISTORY OF THE AZOV (TATAR) COSSACKS OF THE SECOND HALF OF THE 16th CENTURY

The purpose of this publication is introduction to a research turn of unknown earlier documentary sources - decrees of the sultan Murad III to Azov' sancakbey in which it is mentioned poorly studied ethno -social level of the Ottoman Empire - the Azov Cossacks (the Azov Tatars). Sources show the difficult attitudes of the Tatar population of Azov with the Crimean khans and the Ottoman authorities. Texts of decrees are taken from the «Additions to Registers of Important Issues» series, postponed in funds of Ottoman archive at the Prime minister of Turkey.

Keywords: Ottoman Empire, Crimean khanate, Azov, Azov Tatars, «Additions to Registers of important issues».

Сведения об авторе:

Мустакимов Ильяс Альфредович - кандидат исторических наук, начальник отдела научного использования архивных документов и международных связей, Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу (г. Казань)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mustakimov Ilyas - Candidate of Historical Sciences, Head of the Department for Scientific using of Archival Documents and International Relations, State Committee of the Republic of Tatarstan on Archives (Kazan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.