М.С. Якушкина, А.И. Смирнова, К.А. Пшенко
(Санкт-Петербург)
ИВЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ
EVENT MANAGEMENT AS INNOVATIVE TECHNOLOGY FOR MANAGING INTERACTION OF TRADITIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND PUBLIC ASSOCIATIONS OF ADULTS
В статье рассматривается событийный подход к управлению процессом взаимодействия традиционных учебных организаций и общественных объединений взрослых. Такой подход создает условия для выстраивания индивидуального образовательного пути человека с участием не только традиционных образовательных институтов, но и широкого спектра организаций, обладающих образовательным потенциалом, но находящихся в иных социо-культурных полях. Ключевые слова: взаимодействие, образовательные организации для взрослых, общественные объединения взрослых, событие, ивент-менеджмент.
The article considers an event-based approach to managing the process of interaction be-tween traditional educational organizations and public associations of adults. Such approach creates conditions for designing a person's individual educational path with the participation of not only traditional educational institutions, but also a wide range of organizations from other socio-cultural fields that have educational potential.
Key words: interaction, educational organizations for adults, adult public associations, event, eventmanagement.
Сегодня можно выделить как мировую тенденцию - построение системы образования, основанной на принципах непрерывности и открытости [1]. Основной аспект открытости пространства состоит в возможности использования в образовании ресурсов не только собственной территории, но и территорий партнеров, участвующих в деятельности сетей, на которых основано создание данного пространства. Такой подход создает условия для выстраивания индивидуального образовательного пути взрослого с участием не только традицион-
ных образовательных институтов, но и организаций, обладающих образовательным потенциалом, но находящихся в иных социокультурных полях. Возникает проблема управления взаимодействием социокультурных институтов для выстраивания индивидуального образовательного пути.
Одной из значимых проблем пространства образования взрослых является проблема управления взаимодействием традиционных учебных организаций и общественных объединений взрослых как субъектов пространства непрерывного об-
разования поликультурного региона (пример: РФ, СНГ).
В любой сфере науки, образования, бизнеса, независимо от содержания той или иной сферы, существуют общие законы, которые определяют успешность развития этого направления. При разработке стратегии и тактики развития того или иного направления возрастает роль нематериального мотивирования участников данной сферы деятельности, одним из которых является ивент-менеджмент. Ивент (от англ. слова event - событие) [2]: 1) представление на театральной сцене, в кинематографе или на телеэкране, на спортивном стадионе или площадке, цирковой арене с применением сюжетных ходов, изобразительных приемов, цветовой и световой техники, информационной и компьютерной графики и т.п. [3] ; 2) процесс, во время которого планируется, готовится, создается определенное специальное мероприятие. Он охватывает сбор данных, анализ, оценку, определение ситуации, координацию и управление, контроль времени, финансов, состояния объекта, иных ресурсов, в том числе идентификацию участников мероприятий, проч. параметров в соответствии с целевыми ориентирами исследуемого процесса [4]. Слово «ивент» используется в русском языке относительно недавно. Аналогом ему может быть понятие «культурно-образовательная встреча» (детей и взрослых, субъектов, проч.); в советское время чаще использовали понятие «культурно-массовое мероприятие». Таким образом, понятие «ивент» включает в себя событие, мероприятие, церемонию, шоу и т.д. (промо-акции, пресс-конференции, корпоративные праздники, круглые столы, презентации, выставки, дни открытых дверец, церемонии открытия, мастер-классы и обучающие семинары, проч.). Можно сказать, что ивенты влияют на развитие системы образования, формирование субъектов образовательных сетей, образовательного пространства определенной территории и т.д. [5]. Каждый ивент уникален, так как учитывает конкретную культурно-образовательную ситуацию, подготовленность к управлению ивентами педагогов и иных
специалистов, поощряет свободу выбора ивента его участниками и т.д. Они неповторимы, так как неповторима пространствен-но-вре-менная ситуация. Ивенты могут быть классифицированы по целевому ориентиру, составу участников, условий реализации, принципам организации и проч.
Введение понятия «событийный менеджмент» или «ивент-менеджмент», т.е. «управление событиями» является в настоящее время вопросом дискуссионным. Е.А. Каверина [6] считает, что ивент-менед-жмент - это процесс, состоящий из заранее спланированной последовательности действий, мероприятий, событий, которые реализуют заданные цели, соответствуют выбранной стратегии и тактике, служат определенным заранее задачам. По мнению Н.А.Ко-пыловой [7], ивент-менеджмент -полный комплекс мероприятий по созданию корпоративных и массовых мероприятий. В целом задача ивент-менеджмента - сделать из традиционного, малозначимого для взрослого (или ребенка) мероприятия запоминающееся «событие». У Хальцбаур [8] подчеркивает, что суть ивент-менеджмента заключается в том, что менеджмент практически применяют в области проектирования, проведения и организации мероприятий и событий. С точки зрения Р.З. Близняка [9], ивент-менеджмент можно рассматривать как организацию управления событиями, формирование определенной направленности в интересах участников, а также особенный тип PR-коммуникаций и определенную технологию проведения мероприятия. Его прототип - конгресс, конференция, институализированное собрание, являющиеся носителями информационных коммуникаций.
В процессе развития теории и практики ивент-менеджмента возрастало осознание того, что человеческий фактор является основным элементом результативного управления. Это, в свою очередь, позволило обосновать важность изучения мотивов отдельных поступков участников той или иной управляемой деятельности (Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг). Как правило, мотиваторами выступают признание, по-
ложительный результат, цель как таковая, грамотный руководитель, самостоятельность работы, заработок, хороший коллектив, информированность, четкая постановка задач, проч. [10]. Демотиваторы: критика и отсутствие признания, некомпетентность руководителя, неинформированность, перегруженность или недогруженность, неудачи в работе, неясность целевых установок, функций, проч.
Ивент-менеджмент фактически является технологией воздействия на группу людей, доведения до нее информации, создания условий формирования у участников активной жизненной позиции, становления участников группы как субъектов какой-либо системы, пространства [11]. Поэтому ивент-менедж-мент (или событийный менеджмент) фактически не является технологией управления (управление - это функция строго или жестко организованных систем, обеспечивающая сохранение структуры системы, поддержание той или иной деятельности, реализацию программ или проектов). Это технология комплексная по инструментам, методам, участникам.
Понятие ивент-менеджмент непосредственно связано с таким явлением, как специальное событие, т.е. социальная практика, широко используемая в политической ежедневной практике, социокультурных коммуникациях.
Рассмотрим смысл понятия «специальное событие» с позиции отечественных исследователей. Согласно Г. Тульчинскому, специальные события - это мероприятия, проводимые какой-либо организацией с целью формирования ее позитивного имиджа и привлечения внимания к ее деятельности и продуктам деятельности организации. Совместно с С.Герасимовым и Т.Лопухиной им скорректировано определение специального события; оно представлено как явление общественной жизни социума, создаваемое для привлечения внимания конкретной аудитории к организации, ее деятельности, принципам и структуре руководства, развитию социальных взаимодействий и социального партнерства. По мнению Е.А.Кавериной [6], специальное событие - это событие,
которое намеренно организуется для продвижения, трансляции некой идеи, сообщения, служащего определенным целям (репу-тационным, информационным, иным) той или иной организации. С позиции А.В.Кочет-ковой, специальные мероприятия - PR-ак-ции, используемые в том случае, если отсутствуют источники формирования новостей, которые так или иначе могут быть интересны для СМИ и гарантировать подготовку и выпуск позитивной, имиджевой журналистской информации о конкретной организации и результатах ее деятельности. По мнению И.В. Алешиной, специальные события - события в целях привлечения внимания к некой организации, ее деятельности, призванные нарушить собственно привычный ход деятельности организации, существования окружающей ее среды. Они способны стать событием для тех или иных целевых групп.
Характеристики специального события: исключительность события для участников, организаторов; позитивное восприятие, побуждающее к активности, изменению целевых установок, мировоззрения; спланированная организация; ориентация на достижения конкретных информационных, рекламных, социальных, иных целей, на создание пространства события, формирование субъектов этого пространства. Особенности события: результат уникален, его нельзя сохранить неизменным или впрок. Национальные особенности ивент-менед-жмента в России - часто в спонтанности тех или иных действий.
Ивент-менеджмент в образовании -быстрорастущая область исследования и профессиональной деятельности, которая включает самые разные задачи, его можно определить как практикоориентированную область научных исследований, пространство неформальных практик, нацеленное на планирование, проведение, управление (координацию) специальными мероприятиями (практиками) в сфере образования.
Ивент-менеджмент становится сегодня сферой деятельности специальных агенств: активизируются агенства по подготовке и проведению специальных событий (акций)
в Санкт-Петербурге, открыты информационные (новостные) порталы: Eventmaker. ги, Eventor.ru, профессиональный журнал Event.ru.
Собственно, событие рассматривается в образовании как источник или ситуация развития человека. Событие - абстрактная категория, описывающая соотношение процессов становления и развития человека в многообразии их сущностных характеристик. Введение в педагогику категории «со-бытийная общность» позволило разрешить противоречие двух полюсов индивидуализма и коллективизма. Ситуацию - событие можно рассматривать как значимую встречу одного человека с другим человеком, с другой реальностью.
Взаимодействие в рамках событийного подхода осуществляется посредством взаимного изменения и обогащения процессов, сообществ, организаций, так как в этом случае (само)организация события стимулирует включение человека в творческую деятельность, углубляющую понимание цели, смысла и ценности жизни, способствует формированию проектных компетенций (умение выбора цели, подбора необходимых средств для ее достижения, оценки собственных действий, их сравнение с общей направленностью деятельности организации и/или личностной направленностью, общечеловеческими, национальными, иными ценностями), формирует широкий круг знаний, умений, навыков в определенной сфере жизни, систему ценностей (общечеловеческих, национальных, эмпирических: жизнь, свобода, познание, культура, труд, общение, сотрудничество и сотворчество), состояние уверенности, радости.
Актуальность тематики данного исследования обуславливается тем, что ивент-ме-неджмент разных процессов сегодня развивается достаточно быстро. События в современных условиях становятся неотъемлемой и необходимой составляющей жизни каждого человека. Можно сказать, что в образовании сложилась целая система событийных мероприятий и даже событийных сетей мероприятий, используемых для тех или иных конкретных образовательных за-
дач. В связи с этим возникает необходимость разработки алгоритмов, моделей ивент-ме-неджмента совокупности различных мероприятий, в том числе сетевых. Необходимо формирование теоретико-методических основ управления процессом взаимодействия традиционных учебных организаций и общественных объединений взрослых с учетом выявления его событийного характера. Стоит отметить и недостаточный учет событийности при оценке и использовании ресурсов учебных и общественных организаций.
В рамках событийного подхода можно выделить следующие модели управления системами образования: стратегического управления, антикризисного, инновационного, синергетического («инициирующе-ре-зонансная модель), модель малых приращений («жизнь в пути»). Как правило, на практике они применяются в смешанном виде. Сторонники данного подхода исходят из того, что сложно организованные системы способны порождать непредсказуемые свойства, собственные состояния, иные процессы.
В связи с этим событийный подход в управлении определяет в качестве приоритетов прикладные исследования, результатом которых являются методические рекомендации, направленные на выявление ресурсов и средств развития образовательного пространства, в основе которого взаимодействие учебных организаций и общественных объединений взрослых. Важным является тот факт, что в основе неформального событийного подхода лежит представление о том, что территорией необходимо управлять не просто с учетом человеческого фактора, «человеческих ресурсов», но и опираясь на менталитет большинства проживающих на данной территории, их творческий потенциал (который может меняться в ходе реализации образовательных, просветительских, управленческих программ).
При разработке стратегии и тактики управления процессом взаимодействия традиционных учебных организаций и общественных объединений взрослых возможен следующий алгоритм действий: 1)
оценка состояния системы взаимодействия; 2) определение возможных перспектив ее развития; 3) соотнесение вариантов развития с особенностями менталитета жителей, что позволяет разработать программы формального и неформального образования с учетом общих и отличных интересов, ценностных ориентаций жителей; 4) разработка средств реализации программ и проектов; 5) осуществление управленческой деятельности в виде развития событий, их анализа, систематизации, координации.
Отличительным свойством данного подхода можно признать то, что событийные сети рассчитаны не на получение заранее заданного оптимального результата, а представляют собой средство выстраивания образовательного пути. Таким образом, процесс управления взаимодействием приобретает пролонгированный, событийный характер.
На уровне региона представляет интерес модель стратегического управления, в основе которой стратегический анализ и планирование процессов взаимодействия. Особенность модели в том, что она предусматривает планирование разных вариантов взаимодействия традиционных учебных организаций и общественных объединений взрослых при различных сценариях развития социокультурной ситуации в регионе, разнице менталитетов жителей регионов, учете социальных и иных последствий, реакции на преобразования в регионе. В этом случае приоритет отдается целевым установкам жителей, а не средствам взаимодействия, поскольку конкретный выбор средств зависит от быстро меняющейся социокультурной ситуации. Реализация данной модели осуществляется с учетом позитивного отношения к процессу взаимодействия органов управления регионом,которые в соответствии с должностным функционалом выбирают приоритеты развития региона. На уровне муниципального района чаще других используется модель, предусматривающая создание управленческой структуры, например, Координационного совета или Совета по развитию района и др.
Для успешного развития событийных сетей используются три модели менеджмен-
та. Первая модель управления сводится к авторитарному стилю управления, который предполагает безусловное подчинение всех ресурсов и процессов руководству территории. Основные принципы: закрепленная договорными отношениями между партнерами формализованная структура управления, индивидуальный характер принятия решений и ответственности, индивидуальный жесткий контроль со стороны руководства территории. Вторая модель учитывает влияние на управление взаимодействием учреждений, сообществ, структур группового поведения их представителей. При этом возможны четыре стиля управления как приказы, реклама, консультации, объединение в группу. Третья модель координационная - не имеет специальных управленческих структур, персональной ответственности, учета деятельности каждого участника взаимодействия. Следует подчеркнуть, что управление здесь предполагает создание некой системы координации событий, направляющих процесс взаимодействия традиционных учебных организаций и общественных объединений взрослых.
Рассмотрим конкретную управленческую ситуацию в общеобразовательной организации (для детей школьного возраста и взрослых) и ее решение с помощью ивент-менеджмента. К заместителю директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната обратился учитель физической культуры муниципального общеобразовательного учреждения Ленинградской области с просьбой о консультации, оказании содействия по организации уроков физической культуры в инклюзивном классе, где обучаются два ученика с проблемами опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями. Консультация проведена в форме семинара с участием заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителей по адаптивной физической культуре.
Параллельно проводилась работа с другими учителями. Совместно с Комитетом по физической культуре и Комитетом по образованию муниципального района была сформирована группа учителей физической культуры общеобразовательных учрежде-
ний района, а также группа специалистов Администраций поселений, в функционале которых координация и организация спортивной работы.
В подготовительный период инициаторами проекта (рабочей группой) было проведено стартовое анкетирование среди учителей и педагогических работников школы-интерната по определению видов мотивации (материальных и нематериальных). Среди членов рабочей группы определен специалист, осуществляющий на протяжении реализации проекта мониторинг мотивационной удовлетворенности всех взрослых и детей - участников проекта.
Второй этап был связан с подготовкой направления реализации проекта «взрослые». Были проведены три обучающих семинара для учителей и специалистов муниципального района по проблеме внедрения адаптивных программ физической культуры в рамках инклюзивного и инте-гративного обучения, в проведении которых участвовали 78% педагогических и медицинских работников школы-интерната. (Общая численность данной категории работников - 108 чел.). В информационно-библиотечном центре школы-интерната создан электронный ресурс - банк научных, информационных и практических материалов в помощь учителям и специалистам адаптивной физической культуры.
Параллельно шла подготовка реализации направления «дети». Была разработана и реализована программа АФК «Северная ходьба» и «Туристический мир». В реализации программ туризма принимали участие курсанты Университета МВД России, которые проводили занятия по спортивному ориентированию. Занятия по общей физической подготовке проводились на спортивной площадке и на площадке с уличными тренажерами, которые были созданы специально для реализации проекта за счет средств благотворителей. Были проведены туристические выезды по местам Боевой Славы Ломоносовского района Ленинградской области «Ораниенбаумский плацдарм». Были проведены спортивные праздники: «Веселая семейка», «Великая
страна «Спортландия». Проведена акция «Я могу!» В целях развития у детей с НО-ДА и детей-инвалидов устойчивого интереса к занятиям различными видами спорта приводились семинары-практикумы курсантами Университета МВД. В рамках акции курсанты знакомили детей с различными видами спорта.
На последнем этапе реализации проекта на базе школы-интерната проведена научно-практическая конференция «Адаптивная физическая культура, адаптивный спорт и инклюзия: современный взгляд науки и практики», в которой приняли участие представители Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Комитета по молодежной политике, культуре, спорту и туризму Администрации МО Ломоносовского муниципального района, ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, учителя и тренеры сельских поселений Ломоносовского района Ленинградской области. На пленарном заседании обсуждались научно-практические вопросы развития адаптивной физической культуры, а на секционных заседаниях участники посетили мастер-классы, которые представили педагоги и обучающиеся трех государственных общеобразовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. На секционных заседаниях прозвучали выступления участников конференции об инновационных технологиях адаптивной физической культуры и перспективах развития адаптивной физической культуры и спорта, а также подведены итоги реализации проекта. По итогам работы конференции подготовлен сборник статей, в котором представлены результаты научных исследований и практические разработки педагогических работников школы-интер-на-та. Параллельно проведено итоговое анкетирование всех участников проекта по определению уровня удовлетворенности участием в проекте. Практически во всех анкетах отмечены позитивные результаты
проекта. Реализация проекта освещалась в газетах «Ломоносовский районный вестник», «Учительская газета», на сайтах образовательных организаций и Администрации муниципального района.
В ходе реализации проекта особое внимание уделялось контролю и корректировке дорожной карты. Вопросы контроля: 1. Удовлетворенность мотивационных запросов всех участников проекта. 2.Гибкое выполнение дорожной карты с обязательной корректировкой сроков и исполнителей. З.Контроль оптимального использования ресурсов (финансовых, материально-технических, информационно-коммуникационных и кадровых).
В заключение отметим, что ивенты становятся все более востребованными. Множество руководителей осознают, что для построения эффективного управления организацией, открытой системой, образовательным пространством необходимо обеспечить доступность руководства для сотрудников, способствовать вовлечению сотрудников в процесс принятия управленческих решений, наладить регулярность информационных потоков внутри системы, проводить регулярный мониторинг мнений сотрудников о тех или иных действиях руководства и других сотрудников.
Исследование поддержано грантом РФФИ №18-013-00435.
Литература
1. Черная А.Д. Непрерывное образование как основоположное условие развития современного общества // Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Пермь, январь 2013 г. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 34-38.
2. Ивент // Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Event (Дата обращения: 29.08.2018).
3. Thomas O. Reference model-based event management / О. Thomas, B. Her-mes, P. Loos // International Journal of Event Management Research, 2008. - Vol. 4. - №1. - С.8-16.
4. Шумович А.В. Великолепные мероприятия: технологии и практика event management. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 327 с.
5. Vineet, G. Event-Management and Planning: а complete guide to plan and execute the event / G.Vineet. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 252 р.
6. Каверина Е.А. Создание специальных событий как креативная технология продвижения вуза // Высшее образование в России.- 2009. - № 6. - С. 110-116.
7. Копылова Н.А. Что такое event management. - Режим доступа: http://www.advlab.ru/ articles/article340.htm (Дата обращения: 22.07.2018)
8. Хальцбаур У. и др. Event-менеджмент / пер. с нем. Т.Фоминой. - М.: Эксмо, 2007. - 384 с.
9. Близняк Р.З. Основные понятия ивент-менеджмента в системе электо-ральных коммуникаций // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал.- 2010. - №4. - С. 129-132.
10. Thomas, M. Developing an effective project: planning and team building combined / M. Thomas, P.H. Jacques, J.R. Adams, J. Kihneman-Woote // Project Management Journal, 2008. - V. 39. - р. 105-113.
11. Wysocki R.K. Effective Project Management: Traditional, Agile, Extremе / R.K.Wysocki. - Wiley, 2011. - 816 р.
12. ХашковскийА. В. События, которые мы создаем // The Chief.- 2005. - № 8 (24). - С. 30-33.