Научная статья на тему 'Иваныч'

Иваныч Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иваныч»

В трактате аль-Хорезми приведено большое число задач, относящихся к имущественным отношениям. Они составляют две «книги» — «Книгу о завещаниях» и «Исчисление кругооборотов». Под «кругооборотами» имелись в виду не предусмотренные ранее обстоятельства, меняющие положение лиц, участвующих в задаче, например внезапная смерть наследника, которому уже было сделано завещание смертельно больным родственником. Задачи такого рода привели впоследствии к задачам «на разделение ставки», сыгравшим существенную роль в возникновении теории вероятностей.

В истории астрономии весьма важную роль сыграл астрономический труд аль-Хорезми «Зидж аль-Хорезми». Зиджами на средневековом Востоке называли астрономические таблицы с небольшим теоретическим введением. Труд аль-Хорезми был одним из первых арабских зиджей. Он составлен на основе труда индийского астронома Брах-магупты и доисламского персидского зиджа «Зик-и Шатроаяр», написанных в VII в.; в некоторых местах аль-Хорезми ссылается на «Алмагест» Птолемея. «Зидж» начинается с описания календарей. Наряду с индийским календарем, здесь описан, солнечный календарь, применявшийся египтянами, римлянами и персами (римский календарь известен у нас под названием юлианского календаря) и мусульманский лунный календарь.

Несколько глав «Зиджа» посвящены тригонометрии. В одной из них рассказывается о подразделении кругов на градусы — минуты, секунды и более мелкие части, «хотя бы до бесконечности». Далее аль-Хорезми добавляет: «Хотя эти части, если исходить из ощущений, кажутся мелкими, на самом деле, если следовать логическо-

- дорогой карьеры -

му рассуждению, они не так уж незначительны» [1, с. 89]. Эти рассуждения получили существенное развитие у позднейших математиков, что впоследствии привело к появлению важных разделов современной математики, основанных на пользовании бесконечно малыми величинами. В тригонометрических главах «Зиджа» аль-Хорезми одним из первых на арабском языке излагает правила пользования линиями синуса, косинуса, тангенса и котангенса и приводит таблицы значений соответствующих функций.

Аль-Хорезми был автором трактатов об астролябии (весьма популярном астрономическом инструменте того времени), о солнечных часах, о календаре. Ему принадлежит «Книга истории», содержащая сведения о многих событиях, имевших место в период с IV в. до н. э. по 828 г., в том числе о затмениях и землетрясениях. В латинской обработке сохранилась «Книга введения аль-Хорезми в астрономическое искусство», в которой имеются главы об арифметике, геометрии, классификации движений. Следуя Аристотелю, аль-Хорезми подразделял движения на превращения и перемещения в пространстве.

Формирование начал алгебры, ознакомление арабов, а через них и европейцев, с индийской математикой и астрономией, существенный вклад в развитие географии — всем этим мы обязаны аль-Хорезми. Все народы по праву гордятся великим сыном Средней Азии, внесшим столь значительный вклад в развитие мировой науки и культуры.

1. Аль-Хорезми. Математические трактаты / пер. с араб. Ю. Х. Копелевич, Б. А. Розенфельд. — Ташкент: Фан, 1964.

ИВАНЫЧ

Анюта Селезнева, ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

В 1926 году в самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме, где белье сушилось на улице, где молодежь собиралась на лавочках, играла на гитаре и пела добрые песни, где был один телевизор на весь двор, родился самый обычный мальчуган, отец назвал его Николаем.

Детство было как у всех мальчишек того времени. Девчонки играли только с девочками в свои непонятные игры, прыгали через скакалку, кутали старенькие куклы в замусоленные пеленки, мальчишки же играли в свои соревновательные «муж-

ские» игры. Чем взрослее становились мальчишки, тем смелее становились игры.

Дома Коля был очень тихим, наблюдательным мальчиком. Наблюдая за тем, как мамка готовит ужин, он заметил, что, держась за раковину, или не успев вытереть руки от воды, она одергивает руку от электрической печи со словами: «Опять током бьет». Или когда отец, пытаясь починить старый приемник, держа в руках наспех замотанные провода, включал его в розетку, резко одергивал руку с недовольным бурчанием: «Тьфу, ду-

46

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №3 (50) 2016

- дорогой карьеры -

бина, не защитил себя от тока!». Повзрослев, Коля стал сам экспериментировать с электропечкой, проводами, пытаясь выяснить, как защититься от тока, почему, держась одновременно за раковину и включенную печь, он чувствовал что-то необычное.

Однажды во дворе друг Ванька сказал, что не боится высоты, и, чтобы доказать друзьям смелость, ловко влез на дерево. Спустившись, он стал расспрашивать у остальных, кто чего не боится. Шумные мальчишки наперебой стали выкрикивать: «Больших собак!», «Глубины! На море, пока мама не видела, заплыл за буйки!», «Скорости! На велике хоть кого могу обогнать!». Один Коля молчал. Когда же все посмотрели на него, он ничего не смог ответить, кроме как: «Тока. Я не боюсь тока». Все засмеялись, не считая ток чем-то таким, чего следует бояться.

Время шло, Николай вырос, и нужно было думать об образовании. Но началась война, и свои исследования, эксперименты с током он отложил в дальний ящик и пошел на фронт. Но и в это сложное время ему было интересно электричество и все, что с ним связано. В армии он окончил школу младших командиров, стал командиром отделения автоматчиков моторизованного батальона 24-й танковой бригады. С большим удовольствием изучал все электрические механизмы своих машин. Мог часами сидеть, разбираться, смотреть, как ток оживляет такие махины. Если не получалось отремонтировать какой-либо механизм, он начинал разбираться с деталями, разговаривать с током, прося его появиться и оживить железяки, которые без него так и остались бы железяками. И ток будто слышал его. Всегда откликался на его просьбы, приказы, мольбы. Все знали, что командир «на ты» с электричеством. Во время очередного трудного боя был тяжело ранен в голову, контужен и отправлен в госпиталь, после чего был демобилизован. Вернувшись домой понял, что не может жить без электричества, приборов, проводов. Начал искать работу, связанную со своим увлечением детства. И удача улыбнулась ему: из объявлений он узнал, что в кинотеатр «Коммунар» требовался администратор. Отработал год, но ему хотелось чего-то большего, он хотел узнать все о токе, его силе, его возможностях. Пошел учиться на киномеханика. Тут он был в своей стихии, одногруппники называли его не «рыба в воде», а «усмиритель электричества». Окончив школу киномехаников, добившись больших успехов, стал начальником и ремонтным мастером Сталинского райотдела кинофикации. Ну не мог он сидеть в отдельном красивом кабинете, в большом кресле, за массивным деревянным столом, поэтому,

приходя на работу, переодевался в рабочую одежду, и шел к своим неисправным машинам, создавая все условия для того, чтобы ток смог поселиться в их безжизненных железных телах.

Наступали новые времена, и мир чувствовал перемены. Города становились больше, наука развивалась, строились огромные комбинаты, заводы, появлялись различные машины, техника. Весь мир узнал о том, что в его родном крае построили металлургического гиганта. Когда он читал газеты, смотрел на мощь и силу этого комбината на черно-белых фотографиях, у Николая захватывало дух. Его тянуло к этой махине, он знал, что его знания и дружба с током поможет оживить это огромное, страшное, сильное чудо, выросшее посредине таежных просторов. Он собрал свои вещи в маленький чемодан и уехал навстречу новой жизни. Коля понимал, что миром завладевает «его ток», что без электричества не будет ничего, что если он исчезнет, то не будет тепла в домах, что не будет транспорта, не будет комфорта дома, не будет развиваться наука, перестанут расти города.

Подходя к заводоуправлению, видя комбинат, он почувствовал, как сильно билось сердце. Он чувствовал, что тут он станет незаменимым, что здесь он вдохнет жизнь во все электрические приборы, механизмы, аппараты, пульты, лампочки, что по проводам-венам побежит кровь-ток. Усердно работая бригадиром электромонтеров и электромонтером на Кузнецком металлургическом комбинате, он все с большим интересом погружался в изучение электричества, механизмов, он хотел, чтобы благодаря ему и электричеству комбинат работал как одно целое, что каждая деталь, каждый проводок связывал цеха, отделы.

Всю жизнь Николай Иванович Лазарев посвятил электричеству и электроприборам. Он работал днем и ночью, он понимал, что нужно сделать, чтобы заработал тот или иной механизм, как помочь току пробиться через неисправные провода. С возрастом он все больше и больше проводил времени на работе, окутанный проводами, механизмами, вокруг него всегда было электричество, он не боялся его укусов, так как между друзьями бывают и разногласия, он с мужеством и терпением приходил на помощь к старому другу, когда он не мог проникнуть в какой-либо прибор.

И однажды Николай Иванович не пришел на работу. На его рабочем месте нашли только халат, с полными карманами проводов, гаек, шурупов и прочего. И сейчас, в наши дни, электрики говорят, что ток забрал его к себе, так как не смог без «старого друга», что в проводах-жилах течет «Иваныч», что он помогает им в очень сложных ситуациях, когда никто не может справиться.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (50) 2016

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.