Научная статья на тему 'Иван Владиславович жолтовский. К 150-летию со дня рождения'

Иван Владиславович жолтовский. К 150-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
394
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иван Владиславович жолтовский. К 150-летию со дня рождения»

Иван Владиславович Жолтовский. К 150-летию со дня рождения

Д.О.Швидковский, МАРХИ (государственная академия), Москва

Ivan Vladislavovich Zholtovsky. On the Occasion of the 150th Anniversary of His Birth

D.O.Shvidkovsky, Moscow Architectural Institute (MArchI), Moscow

Имя Ивана Владиславовича Жолтовского в ретроспективном представлении о российском зодчестве ХХ столетия абсолютно сомасштабно (сколь это не удивительно) наиболее прославленным лидерам авангарда. Его палладианский неоклассицизм сыграл не менее яркую и значительную роль в формировании жизненной среды ХХ века, чем произведения мастеров российского авангарда, а в мировой истории строительного искусства трудно найти фигуру, которая столь же мощно и ярко обеспечила продолжение жизни

И.В. Жолтовский. Центральная тепловая электростанция МОГЭС на Раушской набережной. Москва. 1927 год. Фото Е.А. Лопатиной, 2016 год

классической архитектурной традиции в первой половине ХХ столетия.

Он родился в 1867 году и долго учился в Петербургской академии художеств, которую окончил лишь в 1898 году, поскольку надолго уезжал в Италию, где сделался навсегда убеждённым поклонником творческого метода Андреа Пал-ладио. Вскоре после окончания Академии И.В. Жолтовский переехал в Москву и начал преподавать в Строгановском художественно-промышленном училище, где быстро приобрёл популярность как архитектор и стал получать крупные заказы от просвещённых предпринимателей, стремившихся сохранить классическую архитектуру. После победы на конкурсе на здание Скакового общества на Беговой улице в Москве и затем строительства особняка Тарасова на Спиридоновке за Жолтовским утвердилась репутация убеждённого и одарённого последователя Андреа Палладио, романтика, восхищающегося Ренессансом, глубокого знатока итальянской архитектуры. В этих объектах он вдохновляется образом палаццо Тьене в Виченце, пронизанного духом Возрождения.

Много строил он до революции в богатых имениях и городах при заводах, где хозяева стремились создать картину благополучной жизни, как, например, Коноваловы в Бонячках (ныне Вичуга). Его усилия были вознаграждены голосованием его коллег в Петербургской академии художеств, и в 1909 году он был удостоен звания академика архитектуры, что ценил всю свою жизнь.

Вряд ли он восторженно встретил революцию 1917 года, однако не покинул Россию даже ради своей излюбленной Италии, хотя продолжал в это время надолго уезжать туда. Тем не менее уже в 1918 году он включился в создание нового проекта пере-

И.В. Жолтовский. Дом на Моховой. Юго-восточный фасад. Россия, Москва. 1932-1934 годы. Фотография Е.А. Лопатиной, 2016 год

планировки Москвы, а в 1923-м стал автором генерального плана Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарной выставки и построил на ней целый ряд павильонов, в которых сумел гармонично соединить классические мотивы, смелость пространственных решений авангарда и народные традиции деревянного зодчества. Не менее смелое и непротиворечивое смешение классики и авангарда было им достигнуто при строительстве здания МОГЭС на Раушской набережной. Несмотря на это, он не прекращал работать в формах неоренессанса и использовал этот метод и при реконструкции Госбанка на Неглинной в Москве, и во время возведения Дома Советов в Махачкале в Дагестане в подражание замку Фарнезе в Капра-ролле. Он продолжал преподавание, пропагандируя классику, и его исключительная популярность при этом у студентов была вполне сравнима с их интересом к мастерам авангарда.

Создавая здания Московской городской электростанции практически напротив Кремля, зодчий, сохраняя ритмическую чёткость объёмного построения и классический пропорциональный строй, оперируя чередующимися вертикальными - глухими - и остеклёнными - прозрачными - объёмами, сумел с необыкновенной смелостью выразить в подчёркнуто современных формах образ правильно устроенного классического миропорядка.

В другой своей крупной работе - участии в создании

МОГЭС. Первые эскизы - поиски решения нового фасада здания котельной. Архитектор И.В. Жолтовский. 1927 год

комплекса ВСХВ, впоследствии превратившегося в советский парк культуры и отдыха, - он в ходе конкурса 1922 года предлагает генеральный план в духе огромного ренессансного дворца с садом, наполненным многообразными павильонами с теми или иными классическими аллюзиями. Архитектура его реализованных построек для ВСХВ, совсем иных по характеру радикализированной классичности, при кажущейся необычности разработки предлагавшихся к возведению зданий с их чрезвычайной лёгкостью, соединением открытого каркаса, подчёркнуто техничного и графически утончённого, с отчётливо ордерными, сравнительно редкими элементами, превращёнными в художественные акценты создававшихся композиций, была для Москвы конца XIX - начала ХХ веков вполне «нормальной».

Это была архитектура народных праздников, парков, комплексов у народных домов, которые возводили многие архитекторы различных направлений, включая Ф.О. Шехтеля. У группы мастеров, работавших в 1922-1923 годах с И.В. Жолтовским (В.Д. Кокорин, Н.Я. Колли, Б.В. Гладков и др.) на ВСХВ, необычным было превращение этой декоративной и почти театрализованной архитектуры в полностью серьёзный, хотя и очень необычный неоклассический стиль, главным памятником которого, безусловно, являлась триумфальная арка парадного входа. Здесь можно увидеть и наследие «архитектуры железа» XIX столетия с прозрачными конструкциями её

Фасад здания котельной МОГЭС. Фрагмент. Архитектор И.В. Жолтовский. 1929 год. Фотография начала 1930-хгодов

павильонов на всемирных выставках, и некое предчувствие постмодернизма - по крайней мере, в отчётливом превращении структурных элементов классики в декор, «лепящий» почти воздушную форму сооружения. В этих произведениях, где отчётливо ощущается ведущая роль И.В. Жолтовского, было заложено очень многое из художественного арсенала случившейся в течение ХХ века череды вспышек самых разных трактовок классических идей и неоклассики и постмодерна.

Сразу же после поворота архитектурной политики большевиков к освоению архитектурного наследия, уже в 1934 году Иван Владиславович Жолтовский построил в Москве на Моховой улице жилой дом в палладианском духе - с большим ордером на шесть этажей, повторяющим ордер лоджии дель Капитаниато в Виченце. Это здание, как и постройки авангардистов, было тоже своего рода манифестом, правда, манифестом диаметрально противоположных идей - декларацией возвращения к историзму, демонстрацией возможности считать формы прошлого необходимыми социалистической современности. И.В. Жолтовский показывал нетленную красоту классических архитектурных приёмов, культуру изысканных деталей. В архитектуре интерьеров, в планировке квартир, в декоративном убранстве и отделке помещений мастер утверждал ценность и продуктивность, казалось, забытых в 1920-х годах принципов проектирования, возможность создания одновременно высокого современного комфорта

Фасад здания холодильника на Открытом шоссе в Москве. Архитектор И.В. Жолтовский. 1951 год

Эскизы фасада здания холодильника на Открытом шоссе в Москве. Архитектор И. В. Жолтовский. 1951 год

Одно из предложений для конкурса на фасады крупнопанельных жилых домов. Фасад. Мастерская И.В. Жолтовского. 1953 год

и художественно осмысленной в классических формах среды. Эти принципы архитектор последовательно воплощал во всех своих работах 1930-х - начала 1950-х годов, оставив заметные следы на этом новом этапе истории советской архитектуры, такие как его знаменитые спроектированные перед самой Второй мировой войной и завершенные строительством вскоре после неё дома на Смоленской и на Калужской улицах в Москве, ставшие выдающимися архитектурными памятниками русского неоклассицизма ХХ века. Поразительна и его смелость в смене архитектурной темы карниза в доме на Смоленской, и подчёркнуто романтический характер башни возвышающейся над этим «советским палаццо» и поставленной так, чтобы служить ориентиром на большом отрезке Садового кольца. Существуют две легенды, касающиеся этих наиболее обращающих на себя внимание элементов его постройки. Рассказывают, что на вопрос: «Почему Вы прервали карниз и начали другой в одном и том же здании...», И.В. Жолтовский якобы ответил: «Тема устала.» А башню, как говорили еще при его жизни, архитектор будто бы построил на собственные средства. Не ручаясь за достоверность этих исторических анекдотов, нельзя не отметить, что образ Ивана Владиславовича Жолтовского, его жизнь, поступки и постройки в большей степени оказались окружены легендами и мифами, и уже это одно свидетельствует о его особом месте в истории российской культуры ХХ столетия. И это неслучайно, конечно.

Он создал свою систему неоклассики, ставшей одной из самых ярких интерпретаций античности и Ренессанса в ХХ веке. Он писал: «Классика - это высшая мудрость. Изучая и используя классику, не следует слепо копировать её внешние формы. нужно стремиться постигать систему, которая ведет к классическому решению.» [1]. Однако он связывал классические законы со столь любимой архитекторами авангарда теорией пространственной композиции, впрочем, также подходя к этой проблеме в ретроспективном смысле. «Представление о пространственно-объёмной композиции как о едином органическом целом, которое членится. согласно особым, чисто архитектурным закономерностям, являясь в то же время творением искусства, выражающим самочувствие человека, его концепцию мира, его отношение к природе. и к социальной среде, - подводит нас к проблеме архитектурного языка. Овладению последним помогает анализ великих произведений прошлого, которые являются замечательной школой архитектурного мышления.» [2].

Абсолютно современно и более чем своевременно звучат его слова: «Усвоив классику как метод, молодой архитектор иначе посмотрит на великое наследие прошлого и сумеет им овладеть.» [3]. Правда, и И.В. Жолтовский не мог избежать в своих публикациях политических тем: «.эпоха социализма создаёт свою классику столь же правдивую, реалистическую, народную, но стоящую на высшей ступени, потому что освобождённое человечество всё глубже постигает природу. Вот где истоки социалистического реализма и новой классики.» [4]. Но даже и в этих словах, казалось бы, продиктованных политической коньюнктурой, И.В. Жолтовский отмечает существенные черты понимания классики ХХ веком.

Архитектурное решение улицы, застраиваемой крупнопанельными жилыми домами. Конкурсный проект мастерской И.В. Жолтовского. 1953 год

И.В. Жолтовский. Кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице. 1957 год. Фото Владимира Дворцевого

И.В. Жолтовский. Дом на Моховой. Юго-восточный фасад. Москва.

Его классика - это, прежде всего, не прославление современности, а надежда на будущее искусства, на «новую классику», надежда, основание для которой дают научные открытия и социальные перемены. По существу в его мышлении сформировалась «Великая утопия» советской неоклассики, пришедшая вслед «Великой утопии» русского авангарда. В его отношении к античности выразились основные принципы этой утопии создания в социалистическом обществе жизненной среды, основанной на достижениях мировой классики: «.. .гуманизм античного зодчего, его познавательный пафос сказывается не только в стремлении к органичности, к оживлённости в обработке материала, но и в его стремлении к познаваемой красоте и гармонии. Глубокая связь между наукой и искусством, познанием и образом.сказалась в античной классике.» [4]. Он писал, продолжая данную мысль: «.Каковы же. заповеди или аксиомы классической школы архитектурного языка? Это, прежде всего, реалистичность, близость к природе.. ..(под которыми - Д.Ш.) разумелось создание художественного образа в соответствии с теми объективными законами, которые мы созерцаем в окружающей действительности.» [4]. Мастер связывал эти законы с закономерностями построения архитектурных форм: «.формы эти развиваются в определён-

И.В. Жолтовский, В.Д. Кокорин, Н.Я. Колли, И.И. Нивинский. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года

И.В. Жолтовский. Перспектива к техническому проекту здания Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановское)

ной закономерности, в порядке дифференциального развития, в строго определённой последовательности, сопровождающейся облегчением и уменьшением форм. Закон дифференциального развития приводит нас к закону роста организма. Создать живой образ из мёртвого материала можно только в том случае, если мастер.. .научился формировать его по законам построения живой органической материи.» [4].

Имя Ивана Владиславича Жолтовского вошло не только в пантеон великих мастеров архитектуры России, но его хорошо помнят и историки архитектуры всего мира. В этом году в Ви-ченце в Центре изучения архитектуры имени Андрео Палладио прошла выставка портретов великих итальянских зодчих. На ней был показан единственный сохранившийся портрет Андрео Палладио, происходивший из России, что стало в Италии сенсацией. Главным подтверждением его подлинности явилась принадлежность его собранию Жолтовского и ставшая знаменитой фотография Ивана Владиславовича, сидящего за своим письменным столом, над которым возносился этот портрет великого мастера из Виченцы [5]. И сегодня имя И.В. Жолтовского продолжает прославлять Россию в мировой архитектуре.

Литература

1. Временная архитектура: каталог выставки. - М.: ГНИМА им. А.В. Щусева, 2012. - С. 18-35.

2. Жолтовский, И.В. О некоторых принципах зодчества I И.В. Жолтовский II Строительная газета. - 12 января 1940.

3. Жолтовский, И.В. Воспитание зодчего II Советское искусство. - 30 ноября 1945.

4. Жолтовский, И.В. Воспитание мастера архитектуры: доклад I И.В. Жолтовский II Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.1. - М., 1975. - С. 36.

5. Beltramini G. (a cura di). Andea Palladio. Il mistero del voltro. - Venezia, 2017. - P. 34-35.

Literatura

1. Vremennaya arhitektura: katalog vystavki. - M.: GNIMA im. A.V. Shuseva, 2012. - S. 18-35.

2. ZholtovskijI.V. O nekotoryh printsipah zodchestva I I.V. Zholtovskij II Stroitel'naya gazeta. - 12 yanvarya 1940.

3. Zholtovskij I.V. Vospitanie zodchego II Sovetskoe iskusstvo. - 30 noyabrya 1945.

4. Zholtovskij I.V. Vospitanie mastera arhitektury: doklad I I.V. Zholtovskij II Mastera sovetskoj arhitektury ob arhitekture. T.1. - M., 1975. - S. 36.

Швидковский Дмитрий Олегович, 1959 г.р. (Москва). Доктор искусствоведения, профессор, академик РААСН и РАХ. Ректор МАР-ХИ. Сфера научных интересов: история русской и мировой архитектуры. Тел.: +7(495) 625-50-82. E-mail: shvidkovsky@gmail.com.

Shvidkovskiy Dmitriy Olegovich, born in 1959. Moscow. Doctor of art history, professor, academician of RAACS and the Russian Academy of Arts (RAA). Rector of the Moscow Architectural Institute (State Academy MARKHI). Sphere of scientific interests: история русской и мировой архитектуры. Tel.: +7 (495) 625-50-82. E-mail: shvidkovsky@gmail.com.

4 2017 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.