ВЛИЯНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО РОССИИ
INFLUENCE OF THE ITALIAN ARCHITECTURE ON TOWN-PLANNING OF RUSSIA
T.A. Молокова, В.П. Фролов
T.A. Molokova, V.P. Frolov
ГОУВПОМГСУ
В статье раскрывается значимость архитектурного наследия Италии, вклад итальянских мастеров в градостроительство России, взаимообогащение и взаимовлияние наших культур рассматривается в историко-культурологическом контексте.
The article reveals the importance of the architectural heritage of Italy, the contribution of italian masters in the urban development Of Russia, the mutual enrichment and mutual influence of our cultures is considered in historical and cultural context.
Италия имеет богатейшее историко-культурное наследие, что всегда привлекало в эту страну наших соотечественников. Деятели культуры и искусства России восхищались уникальными архитектурными памятниками Рима и др. итальянских городов. «Взобравшись на высоту третьего этажа Колизея, - пишет Г.Д. Богемский в книге о городах Италии, - проникаешься восхищением перед искусством архитекторов древности, умевших возводить огромные сооружения столь гармоничными, что они не подавляют своей тяжестью, не кажутся массивными, даже большими» [3,57].Широко известен город Помпеи с четкой планировкой, прямоугольной площадью и его разрушение, о чем напоминает знаменитая картина русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Яркие воспоминания об Италии остались у Н.В. Гоголя.
Побывавший в Италии советский художник A.A. Дейнека, сделал зарисовки памятных мест. В январе 2011 года, когда состоялось открытие года России в Италии, работы этого талантливого художника были представлены в Риме.
Среди теоретических трудов по архитектуре хорошо известен трактат «Десять книг об архитектуре» Витрувия - римского архитектора и инженера второй половины I века до н. э. Произведения архитектуры, по Витрувию, должно отвечать требованиям «прочности, пользы и красоты». Говоря о композиции, он подчеркивает необходимость единства и соразмерности частей, соответствия законам зрительного восприятия, образной выразительности, разумного использования средств. Эти основополагающие принципы архитектуры и строительства в дальнейшем были развитые в трактатах «Десять книг о зодчестве» Альберти Леона Батиста и «Правило пяти ордеров» ВинолаБароцци. Выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения Палла-диоАндреа оставил большое литературно-теоретическое наследие, в частности, «Римские древности» и «Четыре книги об архитектуре»инновационного характера. Влияние его творчества, мощи его построек на архитектуру последующих эпох огромно.
Мировую славу архитектора Джорджо Вазари принесла не только его постройка -дворец Уффици во Флоренции, но и его работа «Жизнеописания наиболее знаменитых итальянских живописцев, ваятелей и зодчих» (1568 г.), являющаяся наиболее важным источником сведений о жизни и творчестве художников Возрождения. Эти и другие теоретические и практические работы итальянских архитекторов, инженеров, градостроителей подпитывали российских мастеров в разные исторические периоды.
Итальянцы прославились как большие мастера строительства крепостей, соборов, дворцов, акведуков и др. архитектурных сооружений. Вполне понятно, что для строительства кремлевских укреплений в Москве приглашали итальянских инженеров и архитекторов, которые работали в тесном содружестве с русскими «горододельцами», что позволило соорудить в 1485 - 1495 гг. одну из самых мощных крепостей в Европе. Итальянские зодчие, связанные со строительной культурой её северных областей, Марко Фрязин, Петро Фрязин (Солари), Антон Фрязин, АлевизФрязин и др. создали высококачественное, художественное оформление крепостного сооружения, искусно увязав кремлевские стены и башни с городским ландшафтом.В оформление Московского Кремля итальянцы, в частности, привнесли раздвоенные зубцы (мерлоны), ставшие в дальнейшем излюбленным декоративным элементом для завершения крепостных стен русских городов (Тула и др.).
Все это как бы подтверждало значимость концепции величия города: Москва -Третий Рим, провозглашенной в XV в. официальной церковью [7;111].
Самым замечательным сооружением московского Кремля XV в. был новый Успенский собор, сооруженный Аристотелем Фьораванти, приехавшим в 1475 г. в Россию с посольством Семена Толбухина. Великий князь Иван III явил пример широты своих взглядов, поручив Фьораванти постройку Успенского собора в Москве и ознакомившись с его первоначальными наметками, по которым в Кремле возникла бы в католическом духе некаябазилика наподобие итальянских соборов и церквей в стиле кватроченто. Это не отвечало концепции православия, поэтому Иван III приказал архитектуру изучить Успенский собор во Владимире, который привел Фьораванти в восторг. За композиционную основу Успенского собора (1475-1479 гг.) в Кремле он взял традиционный стиль русского пятиглавия. Строил собор Фьораванти уже именно как русский храм, обогащая своих помощников новыми знаниями, приемами строительства, накопленным опытом сооружения каменных построек на его родине, в Италии, но будучи мастером Ренессанса, он придал формам нового сооружения строгую геометричность и кратность. Летописец отмечал: «Собор яко един камень». С тех пор московский Успенский собор считался главной святыней и образцом для подражания.
В наибольшей степени носит отпечаток итальянского зодчества эпохи Возрождения находящийся на Соборной площади рядом с Успенским собором Архангельский собор (1505-1509 гг.), строившийся при великих князьях Московских Иване III и Василии III итальянским архитектором Алевизом Новым.
В общей схеме при строительстве Архангельского собора были сохранены древнерусские архитектурные традиции. Однако во внешнем оформлении собора применено немало декоративных элементов, свойственных итальянскому зодчеству того времени: закомары украшены вырезанными из белого камня декоративными раковинами. Влияние искусства итальянского Возрождения заметно и в изысканном оформлении резных порталов. Поставленный у бровки холма в одну линию с построенным ранее псковскими мастерами Благовещенским собором, он завершил формирование Соборной площади. Архангельский собор послужил образцом при постройке ряда церковных сооружений в других русских городах [2; 23].
В постройке Грановитой палаты - первого великокняжеского дворца, итальянские мастера Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари достигли сочетания древнерусских архитектурных традиций и свойственного западноевропейскому зодчеству технического расчета. Пространство тронного зала, самого большого в государстве площадью 500 м2, удачно дополняется интерьером: в центре единственный столп, как бы поддерживает четыре крестовых свода. Помещение высокое, светлое, а искусное оформление сводов, стен, столпа придают ему особую живописность.
Осмысливая Соборную площадь как единое пространственное целое, итальянские мастера использовали такие ренессансные архитектурные приемы, как выделение горизонтальных членений соседствующих зданий и взаимоувязка их уровней, объединение разных по размерам и формам построек единой темой аркады и пр. Особое значение имело выделение южного фасада Успенского собора. Вместе с почти равной ему по высоте «грановитой» стеной Большой палаты, этот фасад главного собора образовал необычную для древней Руси монументальную композицию, которая была бы сродни композиции площадей итальянских городов, организованных внушительными объемами каменных палаццо [4; 106-107].
В 1505 г. на месте обветшалой каменной колокольни Ивана Лествичника в восточной стороне Соборной площади итальянский зодчий Бон Фрязин заложил новую двухъярусную колокольню с церковью в ней того же имени и закончил строительство в 1508 г. В 1532 г. под руководством итальянца Петрока Малого с северной стороны колокольни начали пристраивать четырёхъярусную звонницу по типу новгородских, достраивали ее в 1543 г. русские мастера. В 1599-1600 гг. надстроили третий ярус колокольни, увеличив высоту (81 м.), тогда же Иван Великий превратился в архитектурную доминанту города [5; 138].
Крупным шагом вперед в фортификационном деле стало строительство Китай-города (1535-1538 гг.). Петрок Малый, очевидно знакомый с идеями Леонардо да Винчи об укреплении городов, сделал приземистые граненые башни, мощные стены, завершенные главным парапетом с бойницами [7;131].
В XVII в. иностранцы, посещавшие Москву, отмечали приемы градостроительства Древней Руси, гармоничность ансамбля Московского Кремля и его художественную самобытность. Как писал В.О. Ключевский, удивлял гостей «великолепный каменный (Теремной) дворец в итальянском вкусе» [8;171].
С основанием Санкт-Петербурга (1703 г.), превращением его в новую столицу (1712 г.) и быстрым строительством здесь получили применение новые прогрессивные, по сравнению со старыми русскими городами, способы застройки. Город создавался по заранее разработанному плану с регулярным, геометрически четким очертанием площадей и широкими прямыми улицами, постановкой домов на границе улиц, по так называемым красным линиям.
Для строительства жилых домов в Петербурге и других российских городах применялись специально разработанные для разных слоев населения «образцовые проекты». Спроектированы они были по указаниям Петра I выходцем из Швейцарии архитектором с итальянскими корнями Д. Трезини, возглавлявшим архитектурное и строительное дело в первые годы сооружения Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре, повлиял на многих отечественных архитекторов (М. Земцов и др.). Строил Петропавловскую крепость и ее собор со знаменитой колокольней высотой 112 м., Кронштадтскую крепость, здание «Двенадцати коллегий», казармы, склады, многие другие сооружения. Д. Трезини - автор планировки Васильевского острова. Постройки Д. Трезини характерны для зодчества Петровского
барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями [10; 121].
Видным представителем архитектуры барокко был В.В. Расстрели, создавший обширные и великолепные дворцовые ансамбли в Петербурге и его окрестностях. Наиболее крупные его постройки: Зимний дворец, Смольный монастырь, Гостинные ряды, дворцы Строганова, Воронцова. Зодчий работал на строительстве Большого дворца в Царском селе и дворца в Петербурге. В Москве он построил так называемый «Анненгоф» (не сохранился) и перестроил собор в Новом Иерусалиме. Их отличают пластика, рельефность архитектурных форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах и четкость объема, ясность силуэта и строгость планов.
Итальянский архитектор Антонио Ринальди считался в России придворным архитектором. В его постройках отразился переход от барокко и рококо с их пластическим богатством и изощренной декоративностью к сдержанности и четкости классицизма. В Петербурге и его пригородах А. Ринальди создал: в Ораниенбауме дворца Петра III, Китайский дворец, павильон Катальной горки; дворец в Гатчине; павильоны в Царском селе; Мраморный дворец и др. Сооружения А. Ринальди отличаются высоким мастерством внутренней отделки, виртуозным подбором материалов, искусным включением в убранство интерьеров скульптуры и живописи [11; 99, 142, 147].
Яркий представитель классицизма XVIII в. в России - итальянский архитектор Джакомо Кваренги, приехавший в 35-летнем возрасте в Россию в 1780 г. и ставший придворным архитектором Екатерины II. Архитектор создал много сооружений для двора и придворных в Петербурге и пригороде. Он построил Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец и павильонв Царском селе, а в Санкт-Петербурге - здания Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, Иностранной коллегии. В первом десятилетии XIXb. по проектам Кваренги построены Конногвардейский манеж, здания Екатерининского института благородных девиц. [11; 153-155].
Работы Кваренги выполнены в духе поладианства и новой итальянской школы, они отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Кваренги привнес в русское зодчество высшее достижение западной итальянской архитектуры [10; 77].
Ряд монументальных ансамблей в Петербурге создал К.И. Росси. Они отличаются размахом, ясностью, объемно-пространственной композицией, органичностью и разнообразием решений. Одной из вершин градостроительного искусства позднего классицизма стали: здание Главного штаба с центральной аркой, подчеркивающей триумфальный характер Дворцовой площади, площадь Искусств с Михайловским дворцом и пр. Эти и другие творения великого зодчего - здания Сената, Синода, завершившие формирование Сенатской площади - составили одну из вершин градостроительного искусства позднего классицизма. Строительство Петербурга породило тип городских улиц - набережные. Впервые в русском градостроительстве набережная стала частью городского ансамбля [10; 103]. В целом, итальянские зодчие внесли заметный вклад в историю архитектуры и градостроительства России.
Распространение в XVIII в. классицизма усилило интерес русских зодчих к итальянскому наследию. В 1762-1764 гг. В.И. Баженов находится в Италии, где подробно изучает памятники старины и современные знания, делает их зарисовки и эскизы, фиксирует чертежи планов, знакомится с трудами теоретиков архитектуры, вдали от родины переосмысливает достижения и просчеты отечественных строителей и зодчих.
В Италии он избирается профессором Флорентийской и Римской академий, членом Болонской академии, участвует в конкурсе на проект монументальной лестницы для Капитолия в Риме. Возвратившись в Россию, В.И. Баженов был направлен в Москву, где создает уникальный по тому времени проект Большого Кремлевского дворца -грандиозного общественного центра, в котором должны были разместиться императорский дворец и все правительственные учреждения Москвы. По его замыслу подвергался перестройке и весь Кремль, т.к. центром композиции должна была стать овальная площадь - площадь народных собраний по образцу итальянского форума, от которой через три арки шли лучи проспектов к Троицким, Никольским и Спасским воротам Кремля. Именно в этом проекте проявилась характерная особенность архитектуры Баженова - подход к сооружению как к объемной композиции, организующей пространство города. И эта идея была также обусловлена итальянским влиянием на творчество русского зодчего [1; 145].
В восстановлении Москвы послепожарной (1812-1825 гг.) огромную роль сыграла «Комиссия для строений», которую возглавил русский архитектор итальянского происхождения, ученик Ф. Кампорези О.И. Бове. Являясь главным архитектором первопрестольной, зодчий проводил идеи ансамблевого подхода к городской застройке. Созданные архитектором Театральная площадь и Александровский сад, реконструированная Красная площадь, построенные по его проектам Большой театр и 1-я Градская больница, а также сооруженные в честь победы над Наполеоном Триумфальные ворота, и многие другие памятники архитектуры свидетельствуют о том, что с именем Бове связаны крупнейшие достижения в развитии градостроительства первой трети XIX века, когда была создана стилевая целостность застройки города [9; 115]. Сподвижником Бове в деле восстановления Москвы послепожарной был Д.И. Жилярди, в 1803-1810 гг. обучавшийся в Италии, что имело большое значение в формировании его как архитектора - классициста. Именно Жилярди занимался перестройкой пострадавших от огня зданий, он восстанавливал Московский Университет архитектора М.Ф. Казакове, колокольню Ивана Великого в Кремле, построил Воспитательный дом, Слободской дворец, усадьбу Кузьминки и др.[11; 27].
Одним из видных архитекторов XIX в. является К.А. Тон, ученик А. Воронихина, посетивший Италию. В Риме он работал по программе римской Академии над созданием церкви в форме греческого храма и госпиталя. За реконструкцию дворца Цезарей и храма Фортуны в Риме в 1823 г. был избран членом Римской академии, а в 1828 г. -Флорентийской [11; 180].
Раскрывая проблему взаимовлияния русской и итальянской культуры нельзя не отметить отечественных архитекторов, чья творческая деятельность приходится на рубеж XIX-XX вв. и советский период нашей истории. К таким мастерам можно с уверенностью отнести И.В. Жолтовского, A.B. Щусева и др.
Жолтовский И.В. испытывал особую любовь к Италии, он побывал там 26 раз, изучил и прекрасно знал памятники архитектуры. Путешествуя по стране, он запечатлевал в акварелях, зарисовках, обмерах все увиденное. «Его цепкая профессиональная память хранила множество деталей, обломов, орнаментов, решений тех или иных узлов и т.д. Он настолько хорошо знал итальянский язык, что позднее перевел трактат -четыре книги об архитектуре АндреаПалладио, любимейшего им мастера, чье творчество неоднократно толкало Жолтовского на подражание» [6; 50]. Наиболее ярко это подтверждает построенный им в 1909 -1912 гг. особняк Тарасова на Спиридоновке. В основу этого проекта архитектор положил сооружение Палладио в Виченце - палаццо Тиене, фасады которого утяжеляются кверху, и «переложил» его в других пропорциях
- в соотношении знаменитого Дворца дожей в Венеции. Будучи в этом городе, Жолтовский обмерил Дворец и установил, что нижняя часть его на 1/13 больше верхней по высоте. Именно в этих пропорциях он изменил фасады палаццо Тиене и это явилось одним из первых примеров подобного экспериментирования архитектора с классическими образцами.
В 1923 г. Жолтовский И.В. направляется в Италию и по поручению правительства СССР, строит на выставке в Милане советский павильон, к которому проявили интерес не только итальянские архитекторы и строители, но и представители других стран. Только спустя три года архитектор возвращается в Москву и в 1926 -27-м годах он плодотворно работает над тремя проектами одновременно и завершает их выполнение в натуре: это здание Госбанка на Неглинной улице, котельная МОГЭС на Раушской набережной в Москве и Дом Советов в Махачкале, в котором зодчий вновь обращается к любимому им итальянскому Возрождению. «Однако, избрав прообразом замок Капрароле близ Витербо в Италии, построенный в середине XVI в., он... ищет принципы создания национальной архитектуры» [6;55].
В 1930-е годы Жолтовский разрабатывает проект и строит жилой дом на Моховой улице (в этом здании разместилось Главное Управление Интуризма), сооружение которого было воспринято современниками не однозначно: его хвалили и ругали, о нем писали газеты и вели дискуссии профессионалы. Зодчего обвиняли в подражании итальянской архитектуре XVI в. и требовали снести дом. На защиту архитектора встал его соавтор по плану реконструкции Москвы, известный уже в те годы сооружением мавзолея В.И. Ленина, A.B. Щусев, назвавший эту постройку «.большим завоеванием современной архитектуры» [6;58]. Думается, что это было неслучайно, ведь сам Щусев, будучи практиком, прекрасно знающим теорию и историю архитектуры, также неоднократно бывал в Италии. В 1913 г. по проекту Щусева был построен павильон на художественной выставке в Венеции, архитектурная композиция которого, по мнению современников, гармонично сочеталась с пейзажем Италии.
Среди советских архитекторов XX в. в Италии также прошли обучение, стажировались или работали Д.П. Сухов, И.А. Фомин, В.А. Щуко, С.Е. Чернышев, К.С. Мельников, чья персональная экспозиция была представлена в 1933 году в Милане на трие-нале (смотре художественных произведений, осуществляемом раз в три года), посвященном развитию новой мировой архитектуры. Работы Мельникова, представлявшего СССР, демонстрировались наряду с проектами Ле Корбюзье от Франции, Ф. -Л. Райта от США и др. и получили высокую оценку мирового архитектурного сообщества.
Постепенно градостроительство России наследовало и впитывало искусство Италии, при этом сохраняя и развивая традиции, проявляя самобытность национального зодчества.
Расширяя и обогащая теоретические и практические знания, полученные в Италии, опираясь на опыт градостроительства России, проявляя творческие поиски, российские мастера во все времена создавали и создают архитектурные и градостроительные ценности. Хочется верить, что 2011 г. - год Италии в России и России в Италии придаст новый импульс взаимодействию наших культур в целом и архитектуры в частности.
Литература
1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990
2. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М., 2001.
3. Богемский Г.Д. Города Италии. М., 1997.
4. Воронин Н.Н. Зодчество Севера - Восточной Руси XII-XV вв. Т.1. М., 1961.
5. Древнерусское градостроительство X-XV вв. М., 1993.
6. Зодчие Москвы. М., 1988.
7. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.
8. Ключевский В.И. Сказания иностранцев о московском государстве. М., 1991.
9. Москва и сложившиеся русские города XVIII- первой половины XIX века. М., 1998.
10. Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. М., 2000.
11. СаминД.К. 100 великихархитекторов. М., 2001.
Literature
1. Arkin D.E. Images of architecture and images of sculptures. M., 1990
2. Architecture and urban planning. The encyclopedia.M., 2001.
3. Bohemian G.D. The Cities Of Italy. M., 1997.
4. Voronin N.N. The architecture Of the North - Eastern Russia XII-XV centuries.T.1. M., 1961.
5. The ancient Russian town- planning of The X-XV centuries. M., 1993.
6. Architects Of Moscow. M., 1988.
7. Ikonnikov A.V. A thousand years of Russian architecture. M., 1990.
8. Kluchevsky V.I. Legends of the foreigners of the Moscow state. M., 1991.
9. Moscow and the Russian city Of XVIII- first half of the XIXth century. M., 1998.
10. Ovsyannikov YU.M. The great architects Of St.- Petersburg. M., 2000.
11. Samin D.K. 100 great architects. M., 2001.
Ключевые слова: Италия, Россия, архитектура, зодчий, город, градостроительство, культура, наследие, взаимодействие, взаимовлияние, здание, палаццо, ансамбль, архитектурная форма, объем, план, проект, ритм, силуэт, барокко, классицизм
Keywords: Italy, Russia, architecture, architect, city, town planning, culture, heritage, cooperation, mutual influence, the building, the palazzo, ensemble, the architectural form, the plan, project, rhythm, silhouette, baroque, classicism
Почтовый адрес авторов: 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, ком. 511.
Телефон/факс авторов: +7 (499) 183-21-29 e-mailaBTopoB: history@mgsu.ru
Рецензент: Мунчаев Шамиль Магомедович, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории ГОУВПО Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова