Научная статья на тему 'Иван Ильин о политическом успехе: истинном и мнимом'

Иван Ильин о политическом успехе: истинном и мнимом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
701
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН / ИСТИННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ УСПЕХ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ИНИЦИАТИВНОЕ МЕНЬШИНСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ НАРОДА / СВОБОДНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ / PHILOSOPHER IVAN ILIIN / TRUE POLITICAL SUCCESS / POLICY / STATE POWER / INITIATIVE MINORITY / LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE PEOPLE / FREE LOYALTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефимова Наталья Михайловна

В статье рассматриваются идеи русского философа Ивана Ильина относительно истинного и мнимого успеха в политике, его характеристика истинного политика как воспринимающего свое властное полномочие как служение, обязательство и бремя. Выделяется мысль, что государственной власти присуща трагическая черта; она каждую минуту может превратиться в трагедию, которая захватит и личную жизнь властителя, и общую жизнь народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivan Ilyin on Political Success: True and False

The article deals with the ideas of the Russian philosopher Ivan Ilyin on true and sham success in politics, his characterization of a true politic as a person perceiving his authority as a service, a duty and a burden. The idea is marked out that a tragic dimension is inherent in state power which can turn into a tragedy to affect both the ruler's private life and the life of the people.

Текст научной работы на тему «Иван Ильин о политическом успехе: истинном и мнимом»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 1(091)+321

Н. М. Ефимова

ИВАН ИЛЬИН О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСПЕХЕ: ИСТИННОМ И МНИМОМ

В статье рассматриваются идеи русского философа Ивана Ильина относительно истинного и мнимого успеха в политике, его характеристика истинного политика как воспринимающего свое властное полномочие как служение, обязательство и бремя.

Выделяется мысль, что государственной власти присуща трагическая черта; она каждую минуту может превратиться в трагедию, которая захватит и личную жизнь властителя, и общую жизнь народа.

The article deals with the ideas of the Russian philosopher Ivan Ilyin on true and sham success in politics, his characterization of a true politic as a person perceiving his authority as a service, a duty and a burden.

The idea is marked out that a tragic dimension is inherent in state power which can turn into a tragedy to affect both the ruler's private life and the life of the people.

Ключевые слова: философ Иван Ильин, истинный политический успех, политика, государственная власть, инициативное меньшинство, правосознание народа, свободная лояльность.

Keywords: philosopher Ivan Iliin, true political success, policy, state power, initiative minority, legal consciousness of the people, free loyalty.

Иван Александрович Ильин (1882-1954) - выдающийся русский философ, писатель и религиозный мыслитель. Его основные труды: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1924), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935), «Основы христианской культуры» (1937), «Аксиомы религиозного опыта» (1953), «Наши задачи» (1956). Одной из последних, подводящей итог его многогранной философской деятельности, является работа «Путь к очевидности» (издано посмертно в Мюнхене в 1957 г.).

Современное человечество, утверждает Ильин, переживает глубочайший кризис; в своей основе это кризис духовный, он состоит в разрушении коренных духовных начал человеческого бытия. Важнейшей задачей является восстановление и обновление этих начал, для чего необходимо глубоко проникнуть в их подлинную при© Ефимова Н. М., 2010

роду, а также понять особенности усвоения и трансляции и духовных ценностей в обществе и роль различных социальных институтов (семьи, нации, государства и т. д.) в данном процессе.

В данной статье нам бы хотелось остановиться на мыслях небольшого фрагмента работы И. Ильина «Путь к очевидности», который автор озаглавил «О политическом успехе». Нам кажется, что многие идеи, над которыми размышляет философ, являются актуальными и в наше непростое время, недаром автор данному параграфу дает подзаголовок «Забытые аксиомы».

Ильин пытается дать ответ на вопросы: что значит истинный и мнимый политический успех, какие предпосылки ведут к настоящему политическому успеху и что надо делать, чтобы добиться в жизни такого подлинного политического успеха?

В политике существует множество предрассудков, и главный из них: «Что такое политика -это известно каждому; тут не о чем разговаривать». Но встает вопрос: откуда же это известно? Откуда приходит к людям верное понимание всего того тонкого, сложного и судьбоносного, что таит в себе политика? Человеку это дается от природы или приходит во сне? Откуда этот предрассудок, будто каждому человеку «само собой понятно» все то, что открывается только глубокому, дальнозоркому и благородному духу? Ильин делает вывод, что из-за подобных предрассудков возникает множество проблем в политике, которые ведут к политическим кризисам. И появляется впечатление, что XX в. есть эпоха величайших из известных в мировой истории политических неудач. Во всяком случае, пора извлечь уроки из этих неудач и подумать о новых путях, ведущих к спасению.

Схожие мысли Ильин высказывает в работе «Наши задачи». В главе «О политической порочности и слепоте» он ставит проблему: «Откуда эта уверенность, что государственное дело настолько элементарно, просто, общедоступно и легкодостижимо, что для него не требуется никаких квалификаций, ни умственных, ни нравственных, ни политических?.. Вдруг оказывается, что государство есть дело улицы. Подобно тому, как по улице каждый может ходить, всем позволено, все для этого хороши; так и в политике - качества не нужно... и начинается государственное разложение» [1].

О мнимом и истинном успехе 6 политике

Философ считает, что в политике отдельные люди и целые партии могут иметь кажущийся успех, который в действительности будет фатальным политическим провалом. Это происходит потому, что часто с политикой отождествляют понятие «государственная власть», ради которой многие люди не останавливаются ни перед какими хлопотами, средствами, подлостями. Самая коварная интрига, самое отвратительное преступление, самое гнусное правление являются с этой точки зрения «политикой», если только тут замешана государственная власть.

Люди и партии идут в политику, нисколько не заботясь и даже не помышляя об истинных целях и задачах государства, о политическом общении, о благе народа в целом, о судьбах нации, о родине и о ее духовной культуре. Они ищут власть, желают править и повелевать, но они не знают, что они будут делать после захвата власти. Иногда могут преследовать интересы одно-го-единственного класса и ничего не желают знать о народе в целом. Они готовы жертвовать народом, родиной, ее свободой и культурой - во имя захвата власти и во имя классового злоупотребления ею. Иногда они обманно прикрываются «социальной программой», ради того чтобы после захвата власти реализовать свои собственные желания, вожделения и интересы.

Ильин приводит примеры подобной политики из Древней Греции, римских цезарей, средневековой Европы и Европы Нового времени, а также упоминает тоталитарных деспотов и террористов его времени, которые позорят политику и злоупотребляют государством; им место среди параноиков, прогрессивных паралитиков и преступников, а не среди политических правителей.

Конечно, если тирану удается захватить государственную власть, то он «имеет успех», но это означает, что он «преуспел» в своей частной жизни, на горе народу и стране. С формальной точки зрения его житейская борьба и карьера имеет «политический» характер, но по сути эта деятельность антиполитична и противогосударственна. В качестве авантюристов и карьеристов подобные люди, конечно, «преуспевают»; но как политики, они осуществляли позорный провал, ибо они губили свой народ в нужде, страхе и унижениях. Их «орудие» - государственный аппарат - имело политический смысл и государственное значение, но их цель попирала всякий политический смысл, и последствия их дел были государственно-разрушительны.

Ильин считает, что политику нельзя рассматривать формально и расценивать по внешней видимости. Никакая человеческая деятельность не определяется теми средствами или орудиями, которые она пускает в ход, - ни медицина, ни

искусство, ни хозяйство, ни политика. Главное -высшая цель, которой призваны служить эти средства. Таким образом, государственная власть -это лишь средство и орудие, призванное служить некой высшей цели. Политика есть сразу и содержание, и форма. И поэтому истинный политический успех состоит не в том, чтобы завладеть государственной властью, а в том, чтобы верно ее построить и направить к верной и высокой цели.

Итак, автор подчеркивает, что надо различать истинный политический успех и мнимый. «Частный, личный жизненный "успех" тирана есть мнимый успех. Истинный успех есть публичный успех и расцвет народной жизни» [2].

Что значит истинная политика?

Ильин подчеркивает, что политика есть прежде всего служение - не «карьера», не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия. Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном «успехе-неуспехе» перед лицом Дела, причем истинное политическое служение имеет в виду не отдельные группы и не самостоятельные классы, но весь народ в целом. Политика не должна раскалывать людей, разжигать их страсти, она должна объединять людей. Каждый человек заинтересован в благополучии каждого, так как один бедствующий без помощи ставит всех в положение черствых предателей; один нищий есть угроза всем; один заболевший чумою заразит всех; и каждый сумасшедший, каждый запойный пьяница, каждый морфинист есть общая опасность. Поэтому истинная политика утверждает органическую солидарность всех со всеми. В качестве примера противоположной, разрушительной политики Ильин приводит классовую программу Карла Маркса.

Но может оказаться так, что мудрые и верные идеи не будут восприняты массами. Тогда политику надо иметь гражданское мужество, чтобы справиться с изоляцией, принять преследование, примириться со своим личным политическим неуспехом и быть уверенным, что придет иное время, придут иные поколения, которые смогут по достоинству оценить его идеи. Но если настоящий политик встретит сочувствие у своих современников, тогда он должен повести борьбу и попытаться увлечь на верный путь широкие круги народа.

Политика есть искусство объединять людей, но люди могут сговориться друг с другом на чем угодно, ведь сговариваются и разбойники, и экспроприаторы, и террористы, и детопокупатели. Необходимо, чтобы политическое единение было политическим и по форме, и по содержанию: лояльным, правовым, свободным и общенародным,

справедливым, органическим по содержанию. И в этом состоит задача истинной политики.

Истинное единение покоится на добровольном согласии: люди должны объединяться не по принуждению, не из страха, не по лукавству и не для взаимного обмана. Чем меньше интриги в политике, тем она здоровее, глубже и продуктивнее. Чем больше в политике конспирации, тем больше в ней лжи и обмана.

Но нельзя объединить и согласить всех. Поэтому надо объединить лучших, умнейших, способных к ответственному служению, не связанных никакими закулисными «приказами» и «запретами», а это объединение должно позвать за собой разумное большинство общества и народа. И при этом надо всегда помнить, что это «большинство» не способно творить и создавать, созерцать и строить политику, оно способно только отзываться на идею и поддерживать программу. Всегда все значительные и великие реформы вынашивались инициативным меньшинством и им же проводились в жизнь, а большинство только соглашалось, участвовало и подчинялось. Таким образом, «нельзя переоценивать голос массы в политике, ибо масса не живет органическим созерцанием и мышлением, доступным только лучшему меньшинству» [3].

Это значит, что политика требует отбора лучших людей - прозорливых, ответственных, несущих служение, талантливых организаторов, опытных объединителей. Народ, которому такой отбор не удается, идет навстречу смутам и бедствиям, так как всякая властолюбивая конспирация, всякие честолюбиво-партийные интриги, всякая продажность, всякое политическое кумовство, всякая семейная протекция, всякое привлечение государственно-негодных элементов к голосованию, всякое укрывательство, всякое партийное, племенное и исповедное выдвижение негодных элементов вредит государству и губит его.

Об идеале 6 политике

Никогда не следует ставить себе максимальные задачи: никогда из этого ничего не выйдет, кроме обмана, разочарования, ожесточения и демагогии. Нужен не фантастический максимум, а наилучшее из осуществимого, «трезвый оптимизм!», как пишет Ильин.

Конечно, политика невозможна без идеала, но политика должна быть и трезво-реальной. Идеал должен придавать смысл всякому мероприятию, облагораживать всякое решение, звать издали, согревать сердца вблизи. Политика не должна брести от случая к случаю, штопать наличные дыры, осуществлять безыдейное и беспринципное торгашество, предаваться легкомысленной близорукости. Истинная политика видит ясно свой «идеал» и всегда сохраняет «идеалистический» характер.

И в то же время она должна быть трезво-реальной, не должна покоиться на иллюзиях и превращаться в химеру. Но именно к этому ведет полное невежество массы и слепое доктринерство полуобразованных демагогов; и хуже всего бывает, когда такое доктринерство имеет успех у невежественной толпы и когда ему удается закрепить свою власть системой террора.

Необходимо всегда учитывать все реальные возможности данного народа в данный момент времени, наличные душевные, хозяйственные, военные и дипломатические условия. Этот оптимум должен быть исторически обоснованным, рассчитанным, реализуемым. Истинная политика сразу идеалистична и реалистична. Она всегда смотрит вдаль, вперед - на десятилетия и даже на столетия; она не занимается торгашеством по мелочам, и в то же время она всегда ответственна и трезва. Политика без идеи оказывается мелкой, пошлой и бессильной; она всех утомляет и всем надоедает.

О соотношении бласти и сбободы

Следующий важный момент, который отмечает философ, состоит в том, что государство есть властная организация, но оно есть в то же время и организация свободы. «Если не удается организация власти, то все распадается в беспорядке, все разлагается в анархии, - и государство исчезает в хаосе. Но если государство пренебрегает свободой, то начинаются судороги принуждения, насилия и террора, - и государство превращается в великую каторжную тюрьму» [4]. Поэтому государство должно черпать свою силу из свободы и пользоваться своей силой для поддержания свободы.

Внешняя деятельность государства не является его сутью, так как государственная жизнь -это выражение внутренних процессов, совершающихся в народной душе. Государство и политика живут правосознанием народа, но важно различать правосознание лучших людей и правосознание массы, ее среднего уровня. Истинная политика призвана к воспитанию и организации национального правосознания, причем это воспитание должно совершаться в свободной лояльности и приучать граждан к добровольному соблюдению права.

Настоящий и мудрый политик должен заботиться о том, чтобы государственное устройство и состав правительства были приемлемы для национального правосознания. Например, если народное правосознание мыслит и чувствует авторитарно, то демократический строй ему просто не удастся. И напротив, правосознание с индивидуалистическим и свободным укладом не вынесет тирании. Нелепо навязывать монархический строй народу, живущему республиканским правосознанием; глупо и гибельно вовлекать народ с монар-

хическим правосознанием в республику, которая ему чужда и неестественна. Таким образом, государственное устройство и правление - это отражение правосознания, духовного уклада общества, его исторического своеобразия.

В любом обществе могут возникнуть злые силы, но истинная политика должна щадить отрицательные силы и находить для них положительное применение, давая злому, завистнику, разрушителю, преступнику, разбойнику, бунтовщику и предателю возможность одуматься и приняться за положительный труд.

Итак, политика есть искусство свободы, воспитание самостоятельно творящего субъекта права. Государство, презирающее свободную человеческую личность, подавляющее ее и исключающее ее, есть тоталитарное государство, учреждение нелепое, противоестественное и преступное; оно заслуживает того, чтобы распасться и погибнуть.

Политика есть искусство права, т. е. умение создавать ясную, жизненную и гибкую правовую норму. Государство, издающее законы темные и непонятные, несправедливые и двусмысленные, нежизненные, педантичные и мертвые, подрывает в народе доверие к праву и лояльность, развязывает произвол и подкупность в правителях и судьях и само подрывает свою прочность.

Политика есть искусство справедливости, т. е. умение вчувствоваться в личное своеобразие людей, умение беречь индивидуального человека. Государство, несущее всем несправедливое уравнение, не умеющее видеть своеобразие, т. е. естественное неравенство живых людей и потому попирающее живую справедливость, накопляет в народе те отрицательные заряды, которые однажды взорвут и погубят его.

06 истинном политике

Политику для реализации его целей и идей дается государственная власть, и это то орудие, которое необходимо «держать в чистоте; государственная власть, став бесчестной, свирепой и жадной, заслуживает свержения и позорной гибели» [5]. Истинный политик переживает свое властное полномочие как служение, как обязательство, как бремя и стремится постигнуть и усвоить искусство властвования. Государственная власть есть не легкая комедия и не маскарад, где снимают маску, когда захочется. Ей присуща трагическая черта; она каждую минуту может превратиться в трагедию, которая захватит и личную жизнь властителя, и общую жизнь народа. Поэтому истинный политик обязан рисковать своею жизнью, подобно солдату в сражении; и именно поэтому люди робкие и трусливые не призваны к политике.

К теме, каким должен быть политик, его личные качества, Ильин обращается неоднократно, так, например, в работе «Путь духовного обновления» он пишет: «В сердце. истинного политика государственный интерес и его личный интерес пребывают в состоянии живого неразложимого тождества. Это не значит, что у него нет никаких личных интересов, что он отрекается всецело от себя и живет одними государственными делами. Но это значит, что интересы своей родины, своего государства он принимает так близко к сердцу, как свои собственные; а в случае прямого столкновения между ними - он приводит свой собственный интерес к молчанию. Он ни при каких условиях не будет кривить в государственном деле за взятку; он не станет подрывать валюту своей страны спекуляциями; он не захочет обогащаться вредным для своего государства импортом» [6].

Такова сущность истинной политики, таков путь, ведущий к истинному политическому успеху, считает Ильин.

Итак, истинный политический успех доступен только тому, кто берется за дело с ответственностью и любовью. По мнению Ильина, нет ничего более жалкого, как бессовестный и безответственный политик.

Если политик лишен сердца, не любит ни своего ближнего, ни своего отечества; он не знает верности, но способен к ежеминутному предательству; он не имеет ни одного Божьего луча для управляемой им страны; циник по призванию, который может иметь «успех» в личной карьере, но никогда не будет иметь истинного политического успеха. Вокруг его имени может подняться исторический шум, который глупцы и злодеи будут принимать за «славу». Вокруг него могут пролиться потоки крови; от него могут произойти катастрофические бедствия и страдания; но творческих путей он не найдет для своего народа.

К сожалению, по мнению философа, люди забыли драгоценные аксиомы политики, права, власти и государства, они часто принимают извращения за достижения, низкую интригу за проявление ума, свирепость за героическую волю, противоестественную утопию за великую мировую «программу».

Примечания

1. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. М., 1993. С. 7-8.

2. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М., 1994. С. 487.

3. Там же. С. 490.

4. Там же. С. 492.

5. Там же. С. 494.

6. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.