Научная статья на тему 'IV всероссийские криминалистические чтения'

IV всероссийские криминалистические чтения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IV всероссийские криминалистические чтения»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2010. Вып. 1

IV ВСЕРОССИЙСКИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

22 октября 2009 г. в Институте права, социального управления и безопасности ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» прошли IV Всероссийские криминалистические чтения по теме: «Проектирование и реализация курса криминалистики в вузах различного профиля в современной ситуации в России». На обсуждение выносились следующие проблемы:

1) методолого-теоретические основания построения криминалистического образования (проблема связи науки и учебного курса криминалистики);

2) содержание и сущность криминалистического образования;

3) учебный курс криминалистики: содержание и структура;

4) методическое обеспечение курса криминалистики как отдельный вид деятельности.

В криминалистических чтениях приняли участие Институт права, социального управления и безопасности УдГУ, Нижегородская академия МВД РФ, Ижевский филиал Нижегородской академии МВД РФ, Северо-Кавказский государственный технический университет, Сыктывкарский государственный университет, Институт права и управления (г. Казань), Ижевский филиал Академии права и управления (г.Москва), Ижевский филиал Правовой академии Минюста РФ, экономико-правовой факультет Ижевского государственного технического университета, представители Верховного суда УР, следственного комитета прокуратуры по УР, экспертно-криминалистического центра МВД по УР, студенты ИПСУБ УДГУ, курсанты ИФ НА МВД УР.

Согласно сложившейся традиции криминалистические чтения проводятся в форме круглого стола. Заседание открыл С.Д.Бунтов, ректор Удмуртского госуниверситета, к.ю.н., профессор. В своем выступлении он отметил значение систематически проводимых Всероссийских криминалистических чтений, актуальность поднимаемых вопросов, важность проблемы повышения качества юридического образования в целом и преподавания курса криминалистики в частности.

Участников и гостей конференции приветствовал В.Г.Ившин, директор ИПСУБ, к.ю.н., доцент. Он отметил внимание, уделяемое развитию образования в ИПСУБ УдГУ, выразил надежду на дальнейшее развитие традиции проведения криминалистических чтений в Удмуртском госуниверситете.

После приветственных слов участники приступили к рассмотрению проблем, вынесенных на обсуждение. Первым взял слово М.К.Каминский, д.ю.н., профессор. Докладчик обозначил цель чтений - сформулировать теоретические обоснования содержания и сущности криминалистической составляющей юридического образования в современных условиях, обратил внимание на введение в Российской Федерации с 1 января 2010 г. двухуровневой системы высшего профессионального образования: бакалавр - магистр. Это ставит новые задачи по содержанию и организации образовательного процесса, в том числе процесса обучения криминалистике. В связи с тем, что в России функционируют вузы различного профиля, существенно различающиеся как по традициям, научным школам, профилям подготовки, так и по требованиям, предъявляемым работодателями к выпускникам, нецелесообразно построение единой учебной программы.

С.Ю.Журавлев, к.ю.н., доцент, отметил системообразующую роль криминалистики в формировании методологических подходов в юридической науке, отметил необходимость криминалистических знаний и навыков не только для лиц, обучающихся по уголовно-правовой специализации, но и для всех юристов. Особое внимание было обращено на необходимость формирования специфического мышления, являющегося неотъемлемым элементом деятельности. Выступающий остановился также на проблеме реформирования образования, обозначив сложности переходного этапа.

A.М.Каминский, д.ю.н., доцент свое выступление посвятил анализу значения методологии в процессе обучения криминалистике и в практической деятельности правоохранительных органов. При этом отмечалось, что невозможно грамотно осуществлять расследование, правильно организовать процесс мышления при отсутствии представления об основных методологических идеях криминалистики, и в первую очередь о категории «след».

По результатам выступлений завязалась дискуссия, в которой приняли участие С.Н. Иванов, д.ю.н, профессор, А.Р. Поздеев, д.м.н., профессор, Ф.К. Сараева и другие участники. Одно из направлений дискуссии - проблема соотнесения понятий «знание», «умения», «навыки», «средства деятельности», которые рассматривались не только в традиционном толковании.

B.П. Малков, д.ю.н., профессор, обратил внимание на значение грамотного использования философских концепций и категорий, составляющих основу методологии любой науки. Юридические

112____________

2010. Вып. 1

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

науки, криминалистика должны применять философские основы науки при решении своих задач, создавая тем самым условия для грамотного осуществления практической деятельности. Позиция

В.П. Малкова была поддержана практическими работниками, что отразилось в выступлении члена Верховного суда УР В.Н. Баранова.

Н.Н. Лысов, д.ю.н., профессор, остановился на роли системно-деятельностного подхода в формировании курса криминалистики и построении процесса обучения.

После перерыва дискуссия развернулась вокруг вопросов целесообразности преподавания криминалистики в юридических вузах различного профиля, особенностей методики преподавания различных разделов и тем курса криминалистики, в частности, рассматривались особенности методики проведения занятий на криминалистическом полигоне с использованием современных компьютерных технологий.

В процессе обсуждения проблем, вынесенных на обсуждение IV Всероссийских криминалистических чтений, были сформулированы следующие выводы:

- методологическим основанием проектирования и реализации курса криминалистики в вузах различного профиля выступает системно-мыследеятельностный подход;

- целью криминалистического образования является формирование личности криминалиста, способного самостоятельно строить средства и методы решения основной задачи юридической практики - воссоздание в идеальной информационной модели минувшего деятельностного события;

- основными «узлами» криминалистического образования должны выступать мышление, понимание, коммуникация, действование и рефлексия;

- учебный курс криминалистики должен строиться путем осуществления особой педагогической трансформации содержания криминалистических теорий и анализа практики ДВРП;

- учебный курс криминалистики должен состоять из двух частей: образовательной, раскрывающей содержание вышеуказанных положений, и подготовительной, развивающей операционализмы решения практических задач ДВРП;

- методики обучения должны разрабатываться особым видом педагогической деятельности и быть ориентированы на овладение методами решения задач практики. Методики должны полностью ориентироваться на информационно-цифровые обеспечения учебной деятельности.

А.М. Каминский,

доктор юридических наук, доцент

Н.И. Вытовтова,

кандидат юридических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.