Научная статья на тему 'IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 7-8 ОКТЯБРЯ 2021 Г., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ'

IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 7-8 ОКТЯБРЯ 2021 Г., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Безгодова Светлана Александровна, Цветкова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 7-8 ОКТЯБРЯ 2021 Г., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 4 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 4 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

Новости научной жизни

УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-490-493

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» 7-8 октября 2021 г., Санкт-Петербург

С. А. Безгодова01, Л. А. Цветкова1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Сведения об авторах

Светлана Александровна Безгодова, SPIN-код: 6644-6059, Scopus AuthorlD: 57128588500, ResearcherlD: D-5173-2017, ORCID: 0000-0001-5425-7838, e-mail: s.a.bezgodova@gmail.comb

Лариса Александровна Цветкова, SPIN-код: 2815-8700, Scopus AuthorlD: 7006374015, ORCID: 0000-0002-4080-7103, e-mail: ltsvetkova@herzen.spb.ru

Для цитирования: Безгодова, С. А., Цветкова, Л. А. (2021) IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» 7-8 октября 2021 г., Санкт-Петербург. Психология человека в образовании, т. 3, № 4, с. 490-493. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-490-493 Получена 21 ноября 2021; принята 25 ноября 2021.

Права: © С. А. Безгодова, Л. А. Цветкова (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

IV International Scientific and Practical Conference "The Herzen University Conference on Psychology in Education" 7-8 October 2021, Saint Petersburg

S. A. Bezgodova™, L. A. Tsvetkova1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Authors

Svetlana A. Bezgodova, SPIN: 6644-6059, Scopus AuthorlD: 57128588500, ResearcherlD: D-5173-2017, ORCID: 0000-0001-5425-7838, e-mail: s.a.bezgodova@gmail.com

Larisa A. Tsvetkova, SPIN: 2815-8700, Scopus AuthorlD: 7006374015, ORCID: 0000-0002-4080-7103, e-mail: ltsvetkova@herzen.spb.ru

For citation: Bezgodova, S. A., Tsvetkova, L. A. (2021) IV International Scientific and Practical Conference "The Herzen University Conference on Psychology in Education" 7-8 October 2021, Saint Petersburg. Psychology in Education, vol. 3, no. 4, pp. 490-493. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-490-493 Received 21 November 2021; accepted 25 November 2021.

Copyright: © S. A. Bezgodova, L. A. Tsvetkova (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

В конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» приняли участие более 500 участников из 34 регионов Российской Федерации, стран Европы (Белоруссия, Польша, Великобритания, Италия), Азии (Япония, Казахстан, Узбекистан), Америки (США, Канада) и Африки (ЮАР).

С учетом текущей эпидемиологической ситуации конференция проводилась в онлайн-формате, осуществлялась онлайн-трансляция мероприятий на УоиТцЬе-канале НеггепМе, что позволило увеличить аудиторию слушателей более чем в два раза (более 500 просмотров за два дня работы конференции).

В 2021 г. конференция была посвящена 30-летию кафедры практической психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, открытие которой в 1991 г. положило начало современному этапу реализации образовательных программ, направленных на профессиональную подготовку практических психологов, востребованных в различных сферах деятельности.

Программа конференции включала девять тематических сессий, некоторые из которых в силу большого интереса к ним со стороны участников были разделены на несколько частей: 1) «Практическая психология в Герценовском университете: вчера, сегодня, завтра»; 2) «Практическая психология как инструмент решения социально значимых проблем»; 3) «Практический психолог: личность и профессия»; 4) «Возрастно-психологические исследования: от теории к практике»; 5) «Цифровая эволюция практической психологии»; 6) «Теоретико-методологические основания современной психологической практики»; 7) «Психология образовательной среды в контексте проблем практической психологии образования»; 8) «Организационно-психологическое консультирование: история и современность»; 9) «Клинико-психо-логические проблемы в работе практического психолога».

В рамках конференции обсуждались концептуальные основы подготовки практических психологов, разработанные в Герценовском университете и широко используемые в практике профессиональной подготовки специалистов, занятых в различных сферах общественной практики. Отдельное внимание было уделено подготовке практических психологов для системы образования в контексте задач, которые стоят перед Герценовским университетом на современном этапе развития. Участники конференции констатировали, что Герценовский университет является одной из ведущих образовательных площадок для профессиональной подготовки и повышения квалификации практических психологов, в том числе практических психологов, занятых в сфере образования.

Участники сессионных заседаний выделили наиболее актуальные проблемы, которые стоят перед практической психологией на современном этапе развития российского общества. В фокусе внимания в 2021 году оказались в первую очередь проблемы, связанные с психологическими последствиями пандемии COVID-19 и последовательной цифровизацией различных сфер жизни, в частности вопросы, связанные с трансформацией содержания

профессионального и внепрофессионального взаимодействия людей. В контексте образовательной проблематики на первый план вышли проблемы психологии воспитания и сопряженные с ними вопросы профилактики девиантно-го поведения, факторов риска нарушений социальной адаптации личности и формирования личностных ресурсов, обеспечивающих позитивное развитие личности на различных этапах жизненного пути. Подчеркивалось, что данная проблематика исследована в современной психологии недостаточно, что затрудняет разработку и внедрение научно-обоснованных профилактических и просветительских программ, которые способствовали бы решению задач, связанных с содействием позитивному личностному развитию в актуальных условиях социальной неопределенности и «перемещению» многих аспектов повседневной жизни в цифровую среду.

Было отмечено, что эффективная профессиональная деятельность практических психологов в условиях трансформаций, происходящих сегодня в различных сферах жизни, возможна только при условии высокого уровня их профессиональной подготовки, позволяющего самостоятельно осуществлять выбор подходов и технологий, релевантных актуальным профессиональным задачам. В связи с этим было предложено усилить профессиональную подготовку практических психологов за счет расширения базовой подготовки, предполагающей овладение теоретико-методологическими основами профессиональной деятельности, а также практической подготовки, в которую целесообразно интегрировать учебные дисциплины, освещающие психологические эффекты последовательной цифровизации различных сфер жизни в условиях сохранения социальной неопределенности на фоне продолжающейся пандемии COVID-19.

По итогам работы сессий участники конференции выработали предложения в адрес органов государственного управления федерации и регионов России, а также в адрес профессионального сообщества. Эти предложения составили основу резолюции настоящей Конференции.

Предложения в адрес Министерства просвещения:

1) В связи с актуализацией задачи по доработке Концепции развития психологической службы в системе образования:

— проанализировать сложившиеся в условиях пандемии COVID-19 новые образовательные и психологические практики, отражающие

IVМеждународная научно-практическая конференция..

актуальные процессы цифровой трансформации образования, и учесть их при доработке концепции;

— предложить систему мер психологической поддержки, адекватных потребностям всех субъектов образования в текущих условиях (обучающихся, их родителей, педагогов, администрации образовательных организаций);

— разработать и апробировать систему взаимодействия психологических служб в организациях разных ступеней образования с целью обеспечения преемственности целей, принципов и средств психологического сопровождения на этапах дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования.

2) Провести серию мониторинговых исследований, направленных на оценку возможностей и ограничений цифровых технологий как инструментов психологического сопровождения.

3) Разработать и реализовать систему мер, направленных на повышение доступности психологической помощи на всех ступенях образования.

Предложения в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) Внести изменения в Профессиональный стандарт 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования):

— уточнить название профессионального стандарта (исключить педагог-психолог, оставить психолог в сфере образования);

— в соответствии с проектом приказа Ми-нобрнауки от 12.05.2021 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» внести изменения с 01.09.2024 в части требований к профессиональному образованию и обучению, а именно указывать в качестве профильного высшего образования направления и специальности по УГСН 37.00.00 «Психологические науки» и образование, полученное до 01.09.2024 по направлению «Психолого-педагогическое образование» уровня бакалавриата, специалитета и магистратуры.

— скорректировать формулировки обобщенных трудовых функций.

2) Пересмотреть содержание профессиональных стандартов в контексте констатируемой цифровой трансформации профессиональной деятельности на основе исследований в области психологии труда.

Предложения в адрес Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

Внести дополнения в ФГОС по УГСН 37.00.00 «Психология», направленные на повышение качества профессиональной подготовки магистров по направлению «Психология»:

— закрепить в образовательном стандарте необходимость наличия базового психологического образования (бакалавриат, специалитет или профессиональная переподготовка) для лиц, планирующих получение степени магистра по направлению «Психология»;

2) Разработать ФГОС по подготовке специалиста «Психолог в сфере образования» по УГСН 37.00.00 «Психология» со специализациями, ориентированными на реализацию обобщенных трудовых функций А и В Профессионального стандарта 01.002. Психолог в сфере образования.

Предложения в адрес учебно-методических объединений вузов, осуществляющих профессиональную подготовку психологов, занятых в сфере образования:

1) Способствовать усилению практико-ори-ентированной подготовки психологов образования за счет включения в образовательные программы учебных дисциплин, в рамках которых обсуждаются психологические эффекты цифровой трансформации образования.

2) Дополнить УМК учебных дисциплин, включенных в программы подготовки психологов системы образования, элементами, направленными на укрепление профессиональных и личностных ресурсов, необходимых для продуктивной профессиональной деятельности в условиях возрастания профессиональной нагрузки на фоне пандемии COVID-19.

3) Включить в образовательные программы подготовки психологов в сфере образования учебные дисциплины, раскрывающие теоретические основы и практические технологии просветительской и профилактической работы по снижению радикализации и асоциальности в детской, подростковой и молодежной среде.

Предложения в адрес Российской академии образования:

1) Определить приоритетные направления исследований психологических закономерностей воспитания в контексте анализа сообразности его целей и задач, предусмотренных ФГОС, на различных ступенях образования для осуществления масштабных исследований по соответствующей тематике.

2) Инициировать разработку и внедрение цифровой платформы аккумуляции научно-обоснованного и апробированного психологического инструментария с доказанной эффективностью,

492

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-490-493

который может применяться в работе психологических служб в системе образования обеспечить доступ к инструментарию, а также к методической поддержке по вопросам его использования, для психологов, занятых в сфере образования, вне зависимости от региона, в котором осуществляется их профессиональная деятельность.

Предложения в адрес Российского психологического общества и Федерации психологов образования России:

1) Разработать механизм регламентации доступа к информации о технологиях профессиональной деятельности психологов для специалистов и неспециалистов.

2) Выступить с инициативой о разработке профессиональным сообществом концепции информационно-психологической безопасности личности, учитывающей внешние и внутренние ресурсы безопасности личности в цифровой среде.

3) Консолидировать усилия профессионального сообщества по созданию модельной программы психологической профилактики девиантного поведения в образовательных организациях.

Предложения в адрес научных фондов, осуществляющих финансирование научно-исследовательских проектов на конкурсной основе:

1) На фоне фактического прекращения деятельности Российского фонда фундаментальных исследований усилить поддержку научно-

исследовательских проектов, посвященных актуальным проблемам психолого-педагогической практики, научными фондами, продолжающими свое функционирование.

2) Организовать и провести серию тематических конкурсов, направленных на поддержку прикладных психолого-педагогических исследований по наиболее актуальным проблемам современного образования, а также серию региональных конкурсов, в рамках которых обозначенные выше проблемы могут быть раскрыты с учетом социокультурной и социально-экономической специфики регионов.

Предложения в адрес оргкомитета:

1) Признать IV Международную научно-практическую конференцию «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» успешно состоявшейся.

2) Обеспечить публикацию видеозаписей ключевых докладов, а также сессионных докладов, вызвавших наибольший интерес у слушателей, на сайте конференции (по согласованию с докладчиками).

3) Провести V Международную научно-практическую конференцию «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» в 2022 году.

4) Организовать в рамках V Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» молодежную сессию.

Светлана Александровна Безгодова Лариса Александровна Цветкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.