Научная статья на тему 'III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 1-2 ОКТЯБРЯ 2020 Г'

III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 1-2 ОКТЯБРЯ 2020 Г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветкова Лариса Александровна, Безгодова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ» 1-2 ОКТЯБРЯ 2020 Г»

Психология человека в образовании, 2020, т. 2, № 4 Psychology in Education, 2020, vol. 2, no. 4 _www.psychinedu. ru

Новости научной жизни УДК 159.9 DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-396-399

III Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» 1-2 октября 2020 г.

Л. А. Цветкова01, С. А. Безгодова1

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Сведения об авторах

Лариса Александровна Цветкова, SPIN-код: 2815-8700, Scopus AuthorlD: 7006374015, ORCID: 0000-0002-4080-7103, e-mail: ltsvetkova@herzen.spb.ru

Светлана Александровна Безгодова, SPIN-код: 6644-6059, Scopus AuthorlD: 57128588500, ResearcherlD: D-5173-2017, ORCID: 0000-0001-5425-7838, e-mail: s.a.besgodova@gmail.com

Для цитирования: Цветкова, Л. А., Безгодова, С. А. (2020) III Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» 1-2 октября 2020 г. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 396-399. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-396-399 Получена 18 октября 2020; принята 19 октября 2020.

Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

III International Scientific and Practical Conference "The Herzen University Conference on Psychology in Education"

1-2 October 2020

L. A. Tsvetkova™, S. A. Bezgodova1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Authors

Larisa A. Tsvetkova, SPIN: 2815-8700, Scopus AuthorlD: 7006374015, ORCID: 0000-0002-4080-7103, e-mail: ltsvetkova@herzen.spb.ru

Svetlana A. Bezgodova, SPIN: 6644-6059, Scopus AuthorlD: 57128588500, ResearcherlD: D-5173-2017, ORCID: 0000-0001-5425-7838, e-mail: s.a.besgodova@gmail.com

For citation: Tsvetkova, L. A., Bezgodova, S. A. (2020) III International Scientific and Practical Conference "The Herzen University Conference on Psychology in Education" 1-2 October 2020. Psychology in Education, vol. 2, no. 4, pp. 396-399. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-396-399 Received 18 October 2020; accepted 19 October 2020.

Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

1-2 октября 2020 г. в Герценовском университете состоялась III Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» (при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований,

проект № 20-013-22073). Конференция традиционно собирает ведущих специалистов в области психологии образования из России и других стран, объединяет исследователей и практиков, предоставляет площадку для обсуждения передовых научных результатов

и практических достижений. В 2020 г. в конференции приняли участие 316 участников из 24 регионов Российской Федерации, а также ученые, практикующие психологи и педагоги Беларуси, Армении, Болгарии, Японии. С учетом текущей эпидемиологической ситуации конференция проводилась в гибридном режиме (с возможностью дистанционного подключения ко всем мероприятиям конференции, которые проводились в очном режиме).

Проведение конференции совпало с юбилеем двух кафедр института психологии. Кафедра психологии развития и образования, празднующая в эти дни 95-летний юбилей, на протяжении всей своей истории сохраняет лидирующие позиции в области педагогической психологии и психологии образования. Кафедре клинической психологии и психологической помощи в этом году исполнилось 20 лет, и хотя ее история в сравнении с кафедрой психологии развития и образования занимает более короткий период времени, ее вклад в развитие психологии образования также довольно весом: именно она стала первой кафедрой клинической психологии, открывшейся в педагогическом вузе и решающей задачи клинико-психологической подготовки будущих педагогов и педагогов-психологов. Доклады, представленные в ходе пленарного и секционных заседаний, а также круглых столов, были посвящены возможностям применения результатов исследований в области медицинской психологии и психологии образования для решения задач, стоящих перед современным образованием в контексте социальных вызовов, с которыми столкнулась система образования в текущем году в связи с пандемией новой ко-ронавирусной инфекции.

В ходе конференции всесторонне обсуждались психологические риски современного образования, стратегии и тактики их профилактики и преодоления в различных образовательных контекстах. В фокусе внимания находились вопросы поведения детей, подростков и молодежи в условиях неопределенности, которые характерны для современного постиндустриального общества. Особое внимание было уделено психологическим последствиям глобальных изменений, связанных с пандемией СОУГО-19, а также психологическим ресурсам совладания с ситуациями кризиса и неопределенности. Активно обсуждались закономерности субъект-средовых взаимодействий в социальной и образовательной сфере, детерминанты и условия сохранения и укрепления субъективного и психологического благополучия субъектов

образования, клинико-психологическая проблематика в современном образовании.

Крайне актуальными были признаны вопросы, касающиеся различных психолого-педагогических аспектов цифровизации образования, такие как психологическая безопасность детей, подростков и молодежи в цифровой среде, пути совершенствования использования ими образовательных возможностей цифровой среды, а также способы профилактики и коррекции проблемного использования Интернета учащимися различных ступеней образования. Отдельное внимание было уделено осмыслению актуального опыта педагогического взаимодействия в цифровой среде, связанного с временным переходом на дистанционное и смешанное обучение в связи с угрозой распространения СОУГО-19.

Участниками конференции были обозначены необходимые изменения в профессиональной подготовке специалистов, занятых в системе образования, отвечающие новым профессиональным задачам, возникшим в связи с пандемией СОУГО-19 и стремительным распространением новых форматов педагогического взаимодействия. Была констатирована трансформация профиля профессионально значимых качеств педагога, сопряженная с идеологическими, методологическими и методическими изменениями системы образования, что неизбежно связано с необходимостью совершенствования образовательных и профессиональных стандартов.

По итогам работы секций, семинаров, круглых столов участники конференции выработали предложения в адрес органов государственного управления федерации и регионов России, а также в адрес профессионального сообщества. Эти предложения составили основу резолюции конференции.

Предложения в адрес Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

1) Внести дополнения в ФГОС по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», направленные на совершенствование содержания психологической подготовки учителей в соответствии с требованиями актуальной ситуации в образовании, что предполагает:

• разработку программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов с учетом специфики деятельности учителя в поликультурной

III Международная научно-практическая конференция..

образовательной среде (в том числе в билингвальной среде), а также с учетом региональной специфики образовательной среды как части социокультурного пространства;

• разработку клинико-психологических модулей для программ психологической подготовки и повышения квалификации педагогов, что позволит повысить продуктивность образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования.

2) Разработать, апробировать и внедрить в практику профессиональной подготовки педагогов и психологов образования интегрированные образовательные программы, нацеленные на формирование у специалистов системы образования компетенций в сфере организации и осуществления межведомственного взаимодействия в процессе психолого-педагогического сопровождения субъектов образования на разных образовательных ступенях.

Предложения в адрес Министерства науки и высшего образования:

1) Внести изменения во ФГОС высшего образования, предполагающие переход от узкой профильности к подготовке специалистов широкого профиля, ориентированных на непрерывное образование, обладающих потенциалом самостоятельного выбора профессиональной траектории в контексте динамично изменяющихся требований рынка труда.

2) Разработать, апробировать и внедрить в основные образовательные программы, реализуемые вузами, психологический модуль, направленный на формирование у обучающихся личностных компетенций, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в условиях социальной неопределенности.

Предложения в адрес учебно-методических объединений педагогических вузов:

1) Способствовать усилению практико-ориентированной подготовки специалистов системы образования за счет расширения баз психолого-педагогической практики, а также создания в вузах служб методической и психологической поддержки начинающих специалистов.

2) Дополнить УМК учебных дисциплин, включенных в программы подготовки специалистов системы образования, элементами, которые позволят транслировать модель диалогичных отношений между субъектами образования и сместить фокус усилий с «информирования» на создание условий для «понимания» ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности, формирования профессиональной позиции субъекта.

Предложения в адрес Российской академии образования:

1) Определить приоритетные направления исследований психологических ресурсов субъектов образования, необходимых для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены современными федеральными государственными образовательными стандартами на различных ступенях образования, а также создать на этой основе сетевые исследовательские группы (с опорой на ведущие педагогические вузы России) для осуществления масштабных исследований по соответствующей тематике.

2) Инициировать разработку и внедрение цифровой платформы для поддержки функционирования психологических служб образовательных организаций с целью организационно-методического сопровождения деятельности психологических служб, а также мониторинга в режиме реального времени динамики показателей психолого-педагогического статуса учащихся в разных регионах России с целью адресного методического сопровождения региональных психологических служб системы образования.

3) Создать экспертную комиссию для оценки релевантности психодиагностического, психопрофилактического и коррекцион-но-развивающего инструментария, используемого в работе психологических служб различных ступеней образования.

4) Разработать и внедрить механизм психолого-педагогической экспертизы цифровой учебно-методической продукции, предлагаемой для различных ступеней образования, на всех этапах разработки: от формулирования технического задания для разработчиков до апробации.

5) Создать службу психологического сопровождения и поддержки учителя

398

DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-396-399

в условиях перехода на реализацию образовательных программ с применением цифровых образовательных технологий.

Предложения в адрес Российского психологического общества и Федерации психологов образования России:

1) Выступить с инициативой о разработке профессиональным сообществом новых программ психологической оценки и экспертизы эффективности профессиональной деятельности педагога.

2) Инициировать обсуждение профессиональным сообществом регламента и этических норм педагогического взаимодействия в цифровой среде.

Предложения в адрес научных фондов, осуществляющих финансирование научно-исследовательских проектов на конкурсной основе:

1) Организовать и провести серию конкурсов, направленных на поддержку исследований, целью которых является изучение психолого-педагогических эффектов мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Образование», а также проекта «Цифровая школа — 2025», для оценки их эффективности и своевременного внесения целесообразных корректив в ход их реализации.

2) Усилить поддержку межрегиональных исследований, посвященных проблематике, обозначенной выше, с целью оценки

результатов реализации государственных образовательных проектов в регионах, обладающих социокультурной и социально-экономической спецификой.

Предложения в адрес оргкомитета:

1) Признать III Международную научно-практическую конференцию «Герценов-ские чтения: психологические исследования в образовании» успешно состоявшейся.

2) Провести IV Международную научно-практическую конференцию «Герценов-ские чтения: психологические исследования в образовании» в 2021 году.

3) Дополнить очный формат конференции прямыми интернет-трансляциями всех мероприятий для расширения аудитории участников.

По итогам работы конференции издан сборник материалов, который размещен в свободном доступе на сайте Герценовских чтений (https://herzenpsyconf.ru/). Приглашаем вас познакомиться с опубликованными в нем статьями и непременно ждем в Герценовском университете в числе участников Герценовских чтений — 2021!

Лариса Александровна Цветкова, академик РАО, проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена, председатель программного комитета Герценовских чтений — 2020

Светлана Александровна Безгодова, директор института психологии РГПУ им. А. И. Герцена, заместитель председателя программного комитета Герценовских чтений — 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.