Научная статья на тему 'IV Масловские чтения по проблеме «Православная община в XXI веке»'

IV Масловские чтения по проблеме «Православная община в XXI веке» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IV Масловские чтения по проблеме «Православная община в XXI веке»»

IV МАСЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА В XXI ВЕКЕ»

20 декабря 2001 г. в Актовом зале Саранского православного духовного училища состоялись IV Масловские чтения, традиционно проводящиеся Саранской Епархией совместно с Мордовским госуниверситетом, Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров МГУ, Общественным советом по развитию православной культуры при Главе РМ, Госкомитетом по делам молодежи РМ, МГПИ им. М.Е. Евсевьева.

Пленарное заседание Масловских чтений открыл секретарь общественного Совета по развитию православной культуры при Главе РМ Н.И. Новотрясов. Он отметил, что Масловские чтения стали замечательной традицией в жизни нашей республики. В истории нашего края было много прекрасных людей из духовного сословия. Одной из таких ярких личностей является священник Алексий Илларионович Масловский. Жизнь и дела этого неутомимого пастыря наглядно свидетельствуют о том, как много может сделать даже один человек, чего может он достигнуть самоотверженной деятельностью и любовью к Богу.

Во вступительном слове Высокопре-освященнейший Владыка Варсонофий, в частности, сказал:

«Всечестные отцы, дорогие братья и

сестры!

Сердечно приветствую всех вас, участников и гостей IV Масловских чтений, как представителей приходов и монастырей Саранской епархии, так и представителей учебных заведений, всех, кто озабочен возрождением нашей православной общины.

Священник Алексей Илларионович Масловский много сделал для Православия у нас в Саранске и светлая о нем память побуждает нас не только подражать его жизни, но и преумножать то наследие, которое мы получили от наших предков.

У наших предков заповеди и повеления Божии были не отвлеченными истинами, а насущным хлебом их повседневной духовной жизни. Святая и совершенная воля Бо-жия была навсегда неистребимо написана

на скрижалях их сердец.

И для нас одним из основных критериев верности Евангелия должна быть под-

линная деятельная любовь, которую установил для нас Господь.

Сегодня каждый священнослужитель обязан стремиться всеми силами распространять вокруг себя свет любви Христовой, приходить на помощь страждущим и обездоленным, приносить в социальную среду мир Христов. Сегодня каждый христианин призван возвещать непреходящую истину Евангелия, заботясь о том. чтобы каждое посеянное нами слово давало, по слову Апостола, обильные плоды, которые суть - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Мы должны все осознавать, что только общими усилиями мы сможем способствовать утверждению в обществе сознания христианских ценностей и ориентиров».

Затем с приветствием к участникам чтений обратился Главный федеральный инспектор по Республике Мордовия А.М. Пыков.

Профессор Н.Ф. Мокшин (МГУ им. Н.П. Огарева) выступил с докладом «Сельская община - регулятор религиозной жизни мордвы», в котором показал, что вплоть до начала XX в. важным институтом сохранения и воспроизводства этнических особенностей мордвы была сельская община. Важно отметить, что принятие мордвой христианства следует считать явлением позитивным, поскольку она не утратила своей этнической самобытности, а в значительной мере обогатила ее.

В контексте проблематики IV Масловских чтений был заслушан обстоятельный и актуально важный доклад «Нужна ли пра-вославным община?» секретаря общественного Совета по развитию православной культуры при Главе РМ Н.И. Новотря-сова, в котором рассмотрены актуальные на сегодняшний день проблемы православной общины. Создание религиозной общины - одна из величайших целей церковного домостроительства. Для первых христиан община была местом духовного общения с Богом, общинным домом, хранилищем исторических преданий, центром литературного творчества и попечения о нуждающихся. Все это связывалось единством религиозного воодушевления, просвещения

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и пророческих ожиданий. Им определена С.С. Им была дана достаточно емкая ха-

проблема роли общины в Церкви и совре- рактеристика личности священника Алек-

менном российском обществе сквозь при- сея Масловского, являвшегося настоя1 едем

зм\ 2 сосуществующих идеалов православ- I роицкой церкви.

ной жизни — созерцательного и деятельно- С коллективным исследованием (Ьре-

го. Интересным является раскрытие орга- ев С.И.. Кирдяшова Е.В.. Чуватова Н.Е.)

низании православных общин. С философски педагогических позиций Н.И. Новотря-

по проблеме эволюции во взглядах молодежи на религию выступил С.И. Бреев, сов рассмотрел проблемы морали и нрав- Данная проблема требчет к себе опреде-

ственности современной молодежи. Кроме ленного внимания, т.к. сегодня перед нами

того, община - это попытка нащупать пути молодой человек иной ориентации, чем сту-

дент доперестроечных времен.

В сообщении Е В. Мочалова «Соборность в истории русской философии» дается краткий обзор творчества A.C. Хомякова, выдвигающего тезис о том, что только Православие «сберегло в целостности дух христианства». Кроме того, соборность рассматривается как важный онтологический, гносеологический и историософичес-ние: традиции русской православной педа- кий элемент русской философии в трудах

A.C. Хомякова, С.Н. Трубецкого и B.C. Соловьева.

В работе С.В. Грачева «Переводчес-госл овского мужского монастыря иг\мен кая и издательская деятельность как с ре д-

религиозно-нравственного национального возрождения.

Интересным было высту пление Л.Г Со-кович. рассказавшей о работе воскресных школ и курсов катехизации.

Далее участники и гости IV Масловских чтений приняли активное участие в работе 2 секций: «Философия, богословие, история и наука» и «Российское образова-

гогики».

Секцию «Философия, богословие, история и наука» открыли наместник Иоанно-Бо-

Лазарь (Гуркин) и секретарь общественного Совета по развитию православной культуры при Главе РМ Н.И. Новотрясов.

ство христианизации поволжских народов (XVIII - нач. XX века)» речь идет об активизации переводческой деятельности в

С интересным докладом выст\ пил игу- Поволжье, создавшей предпосылки для размен Лазарь (Гуркин) - «Свет православно- вития национальных письменностей и ли-

го старчества». Старчество есть живое тератур, стимулирующей формирование

воплощение святости, обращенное на лю- молодой инородческой интеллигенции и

распространение образованности на родном языке.

Интересный материал представила М.Д. Мартынова, затрагивающая пробле-

деи и оазирующееся на идее личного спасения. На примерах жизней старцев, подвижников - Герасима Краснослободского, Игнатия Вершина и Флегонта Островского-

иг\ мен Лазарь (Гуркин) показывает совре- мы православной педагогики, в частности

менникам идеал христианского смирения, этические параметры воспитания и обра-

зования с точки зрения христианской антропологии (по В.В. Зеньковскому). Цель, задачи и принципы воспитания являются од-

истинного монашества, духовной мудрости.

Актуальным и, в то же время фундаментальным было выступление М.Ю. Грыжан-ковой «Язык как основа благодатного духа

*

нации». В нем отмечалось, что во время глубокого нравственного кризиса в России язык интересен как выразитель народного д\ха. Как справедливо заметила Марина Юрьев-

ним из важнейших и в то же время сложнейших аспектов формирования личности, ее духовного воспитания.

Н.И. Учайкина в выстлплении «Некого-

*

рые аспекты формирования российского са-

на. духовное оздоровление России во многом мосознания» рассмотрела проблему выясне-

зависит от состояния русского языка. Кро- ния содержания рчсского самосознания, яв-

ме того, проблема преподавания родного язы- ляющуюся актл&іьной в философии истории.

ка

та кже

А.П. Солдаткиным был рассмотрен О жизни прихода Троицкого храма г. Са- ретроспективный вклад деятелей Церкви

ранска во второй половине XIX века рас- в процесс исторического познания. След\-

сказал стхдент I курса ИСИ Богданович ет отметить, что церковь имеет прямое от-

ношение к зарождению, накоплению и со- ти. патриотизму лежал п\ть народа Рос-хранению исторических знаний в нашем Отечестве. Выступление А.ІІ. Солдатки-

сии через произведения I Державина. Ф.М. Достоевского. A.C. ГКшкина и мн.

на «11равославная община и история» ори- др!. Святые обители России: монастыри, ентировано на перспективу.

K.M. Романов раскрыл важные проблемы церковно-приходской общины как социально-психологического феномена.

Секцию «Российское образование: тра- менной молодежи наблюдается вытравлен-

пустыни. храмы - оыли центрами святости. духовности, мудрости. За советом и помощью. за поддержкой туда шел народ. Водолазский II.М. отмечал, что \ совре-

диции русской православной педагогики» открыли наместник Санаксарского монас-

ность чувства греха, стыда и патриотизма. Нашему времени свойственна жестокость.

тыря архимандрит Варнава; ректор С ПДУ Важно открыть человеку духовный опыт, а

Ь Л А —_

рофессор

зав. кафедрой педагоп Огарева Н.И. Мешков.

Профессор Н.И. Мешков выступил с сердце будет биться.

основой духовности является святое наследие, в частности, тексты священных писаний. Сердце России - Церковь. Пока она жива.

актуально важным докладом «К проблеме

Одним из путей возрождения подлинно

духовности». Николай Иванович раскрыл христианской жизни в России, основанной

аспекты происхождения и дефиниции поня- на высокой нравственности, являются вос-

тия «духовность», затронул проблему це- кресные школы, открывающиеся при ряде

лей воспитания в современном обществе. храмов. Проблема теоретического обосно-

Духовность есть опосредованное проявление Святого Духа в человеке, в его дея-

вания целей и задач воскресных школ, их программ, была затронута в выступлении

тельности, поведении. Путеводными ори- Н.Е. Чуватовой «Нравственноезначение вос-

ентирами духовности выступают высоконравственные ценности, добродетели, которые направлены на покорение немощей и гипертрофированных страстей человека и ведут его к высшей Абсолютной Цели, к Богу. Духовное начало является системообразующим компонентом в целях, содержании воспитания, средствах педагогической коммуникации, субъектах взаимного духовного обогащения.

С.И. Бреев раскрыл роль раннехристианской общины в становлении социального

кресных школ». В современном обществе актуальным остается убеждение К.Д. Ушин-ского в том, что «воскресные школы - одно из деятельных средств для предупреждения народного разврата». Были раскрыты ряд аспектов нравственного значения воскресных школ. Данные школы были своеобразными методическими центрами. Важно отметить, что современные воскресные школы, очевидно, могут служить сильной нравственной поддержкой российскому народу, противодействуя открыто засилию

аспекта Священного Писания. Сергей Ива- западной системы ценностей.

нович отметил, что. то. о чем говорили на чтениях, созвучно далекому прошлому. Речь шла о начале возникновения христи-

Данное выступление вызвало активный интерес у участников чтений. В результате чего образовалась дискуссия по обме-

анства. Он использовал понятие раннехри- ну опытом по этой проблематике.

стианской общины, затронул важные проблемы управления общины.

В совместном исследовании «О клубе исторического фехтования и реконструкций

Данное выступление вызвано дискус- «Владычный полк»» доцента кафедры нор-сию по аспектам жизни и деятельности мальной анатомии медицинского факульте-

та Мордовского государственного университета И.А. Лошкарева и студента IV кур-

кумранской общины.

Достаточно насыщенным было сообщение П.М. Водолазского «Мысли о духов- са ИСИ А.Н. Кручинкина говорилось о

ном просвещении». Высту пающий обратил- спортивных мероприятиях (по фехтованию)

ся к духовному опыту России XIX- начала на основе православия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XX в. Именно в этот период родилось соц- Эмоционально-насыщенным и концеп-

ветие художников, поэтов, писателей и др. туально-фундаментальным было выступ-

КС святости боголюбию. умиротворенное- ление Т.А. Наумовой «Духовно-патриоти-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ческий смысл «Житий» преподобного Сергия Радонежского в контексте литературного образования». С сожалением отмечаем, что на уроках не имеем возможности говорить о святых. Выступающим были раскрыты аспекты патриотически-духовно-го воспитания школьников, содержание которого органически связано с житием преподобного Сергия Радонежского. Затронута цель образования и воспитания в философских дисциплинах в проекте концепции 12-летней школы. Кроме того, имя Сергия Радонежского представлено ярко в контексте всей литературы.

Т.В. Самсонова в своем сообщении «Основные принципы христианской антропологии в русской социальной педагогике конца XIX- начала XX в.» попыталась осмыслить и выделить основу православной антропологии. Идея ее - преодоление греха. Рассмотрены аспекты данной проблемы, раскрывающиеся Зеньковским в книге «В свете христианской антропологии». Христианство указывает истинный путь к жизни.

О задачах Союза православной молодежи рассказал Ю.А. Малыгин, в частности, в рамках пасторско-миссионерского движения. Цель воспитания - служение Богу и отечеству.

В совместном исследовании «К вопросу о воспитании духовности у школьников» Г.А. Лотванова и Н.В. Долматова отмечают актуальность данной проблемы сегодня. Рассказывается о разработке и внедрении в школах города специалистами ГУО комплексно-целевых программ «Патриотическое воспитание», «Дети. Культура. Воспитание» и др. Для решения проблемы воспитания духовности необходимо объединить усилия семьи, общества, государства.

В. А. Писачкин в сообщении «Воспитательная миссия православия» отмечает, что социальная миссия и социальная деятельность православной церкви в нашем

обществе имеет исключительно многогранный характер. Им анализируется содержание «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» с позиции исключительной важности данного документа.

И.А. Зеткина в выст> плении «Духовенство Среднего Поволжья как субъект просветительства (2-я пол. XIX - нач. XX в.)» говорит о важности деятельности миссионерских просветителей, ставшей одной из источников, питающих формирование программ национальных просветителей народов региона.

Роль Русской православной церкви в современной России раскрыта в сообщении Г.А. Шульгиной. Эта роль заключается в служении людям, т.е. человеческий фактор особо важен сегодня.

Необходимость православного семейного воспитания, в том числе и средствами библейских сюжетов и текстов, обусловлена как историческим прошлым русского просвещения, так и особенностями национального характера, духовных идеалов, внутреннего мира русского человека. Об этом идет речь в выступлении Л.В. Василь-киной. Т.И. Шукшина рассказывает о проблеме содержания образования в мордовской школе 20-х гг. XX в., ломке ценностных оснований. К тому же накоплен ценный опыт отбора содержания образования и создания мордовской учебной книги.

В заключении работы секции отцом Варнавой, протоиереем Александром Пе-линым, профессором Н.И. Мешковым были актуализированы и обозначены важнейшие

л

аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи, оценены результаты конференции и секции.

IV Масловские чтения закончились духовным песнопением мужского хора СПДУ под руководством игумена Силуа-на (Туманова) и молитвой всех участников конференции.

Н.И. Новотрясов, секретарь общественного Совета по развитию православной культуры при Главе РМ,

Н.Е. Чуватова, ст. преподаватель кафедры педагогики МГУ им. Н.П. Огарева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.