Научная статья на тему 'ИУДАИЗМ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ "СОЮЗА БЕЗБОЖНИКОВ". ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ'

ИУДАИЗМ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ "СОЮЗА БЕЗБОЖНИКОВ". ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИУДАИЗМ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ "СОЮЗА БЕЗБОЖНИКОВ". ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ»

Алеся Некрасова

Иудаизм в периодических изданиях «Союза безбожников». Письма в редакцию

В настоящее время в архиве Государственного музея истории религии (ГМИР) ведется работа по разбору россыпи документов редакции издательства «Безбожник» (1929-1931). У этих материалов долгая история. Во второй половине 1940-х гг. в Музей истории религии (МИР, ныне ГМИР) в Ленинграде поступили предметы из расформированного Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ) в Москве, а вместе с ними - архив «Союза безбожников», в том числе материалы редакции издательства «Безбожник». По всей вероятности, в ЦАМ они так и не были систематизированы. В МИР материалы постепенно распределились по разным фондам: антирелигиозные плакаты попали в фонд графики, фотографии оказались в фототеке, а рукописные материалы остались в архиве.

Издательство «Безбожник» принадлежало «Союзу безбожников», который возник в апреле 1925 г., а с 1929 г. стал называться «Союзом воинствующих безбожников» (СВБ)1. Еще до появления «Союза безбожников» и издательства под редакцией Емельяна Ярославского2 с 21 декабря 1922 г. стала выходить газета «Безбожник» (с перерывами она издавалась до 20 июля 1941 г.)3 с сатирическим приложением «Безбожный крокодил» (1924-1925 гг.). Позже появились другие издания: журнал «Безбожник» (1925 г.), научно-методический журнал «Антирелигиозник» (1926 г.), «Деревенский безбожник», ориентированный на антирелигиозную пропаганду в деревне, журналы на национальных языках (среди них журнал на идише «Апикойрес»). Основным направлением деятельности этих изданий была антирелигиозная пропаганда, однако она имела различные особенности - в зависимости

от формата, аудитории издания и времени публикации. Так, например, в отличие от теоретического «Антирелигиозника», газета и журнал «Безбожник» предлагали своим читателям более эмоциональные, живые, бойкие тексты, карикату-Ц ры, рисунки и фотографии.

*о Часть публикаций в изданиях «Безбожника» составляли

§ статьи научно-популярного характера, объясняющие миро-^ устройство с материалистических позиций. Вступая во вто-§ рой год издания, газета сообщала, что «любимым и желан-^ ным писателем на страницах "Безбожника" будет профессор-§ естественник, астроном, геолог, врач, агроном, ветеринар»4. ^ Здесь затрагивались темы происхождения земли, человека, >з формирования образов богов.

¡5 Однако большую часть публикаций составляла корре-

| спонденция «с мест». Что касается иудаизма, то это были, ^ например, сообщения о закрытии синагог «по требованию а трудящихся», об открытии рабочего клуба в помещении хедера, о создании новой «безбожной» ячейки и т.д. Среди

3 архивного материала находим, например, такие сообщения: а, «Новый очаг физкультуры. По инициативе кустарей, членов | промсоюзов - евреев долгое время велась борьба с Одесским ^ Горсоветом о закрытии синагоги хасидов «Бес-гамедриш» | и передачи помещения под физкультурный зал. Наконец, и

кустари умели доказать, что среди них большинство порва-|В ло с религией...» (В. Табацкий (Седой безбожник). Одесса,

4 1931 г.)5. Или: «Секретарь Добрушинской комсомольской ячейки Фрайдорфского района Крым тов. Прибитковская отлично знает, что черная клика [здесь редактор заменил на «еврейские святоши» - прим. А.Н.] старается выселить из квартиры колхозника и занять ее под молитвенный дом <...>. Она не выступает против своего папаши <...>, она же заменяет своего папашу, сотрудника почтового отделения, по субботам. Такую надо гнать из комсомола! <...>» (Голь-дберг. Симферополь, 1931 г.). Письмам вторят фотографии с надписями на обороте: «Клуб в здании б. синагоги в гор. Винница» (1929 г.), «Из бывшей еврейской синагоги - электрическая станция г. Ржишев Киев. окр.» (1930 г.), «Синагогу под школу. Бывшую Любавническую синагогу в Кременчуге по

Ьч »2

требованию трудящихся передали под електротехнический цех 2-ой профшколы» (1930 г.), «Хлебозаготовка на Украине. Миргородская хоральная синагога - Хлебозаготовительный пункт» (1931 г.).

Как правило, местными корреспондентами изданий «Безбожника» были жители городов, местечек, рабочие заводов, которые брали на себя инициативу описывать антирелиги- 3 озную активность и надеялись, что их заметки будут опу- ° бликованы. Иногда такие люди становились постоянными ® корреспондентами изданий «Союза безбожников», им при- р сваивался номер, которым они в некоторых случаях подпи- л сывали свои публикации («Корр. № ...» вместо имени или ® псевдонима). Именно с помощью этой армии «Безбожник» и рисовал картину масштабного движения, охватившего всю о страну, от центральных городов до самых глухих местечек, | заявляя, что «сам рабочий, сам крестьянин должен строить чн свою газету "Безбожник"»6 и создавая у читателей ощущение единого яростного порыва. в

На протяжении существования газеты «Безбожник» язык о публикаций существенно менялся. В первый период, до об- ^ разования Союза7, это были довольно живые тексты, редак- ис торы на страницах газеты вели переписку с корреспондентами, объясняя, о чем и как лучше писать. Так, в рубрике «Почтовый ящик» члены редакции критически (и зачастую очень эмоционально) комментировали заметки конкретных и корреспондентов, объясняя причины, по которым материал * не мог быть опубликован, те проблемы, на которые нужно обратить особое внимание при написании статей и т.д. Советы и комментарии редакции были, например, такими: «В корреспонденциях надо давать факты, а не общие рассуждения», «без конкретных фактов не печатаем», «поменьше пишите о попах, побольше о кружках», «тема надоевшая (драка пьяного попа с дьячком)». Кроме того, здесь встречались и рекомендации общего характера («безбожник, будь фотографом», «агитация <...> доподлинным фотографическим снимком является лучшим видом агитации», 1925 г.).

Редакторы заявляли, что газета «на своих страницах освещает жизнь не только христианских религий, но и всех

р

ия о

г*

других вер [выделено в источнике - прим. А.Н.]»8. Эти «другие веры» представлял по большей части иудаизм, материалы о котором были столь многочисленны, что занимали на страницах «Безбожника» второе место после публикаций о з православии9. В этот период очевидно желание авторов-евреев подчеркнуть свою роль первопроходцев антирелигиоз-§ ного движения. Так, один из авторов, писавший под псевдо-^ нимом Мунни, заявлял: «Теперь, когда мы подводим итоги § святочной победе, уместно вспомнить, что антирелигиозную ^ борьбу впервые вынесли на улицу именно еврейские секции | РКСМ»10. Абрам Мережин, один из проводников коммуни-^ стической идеологии в еврейской среде, также подчерки->з вал: «Мы, ведущие работу среди еврейского пролетариата, ¡5 начали борьбу против еврейских религиозных праздников | немного раньше русских товарищей <...> Мы начали борьбу о еще в 1921 году»11.

а Второй период издания газеты «Безбожник» начался в

1925 г., после образования союза. С этого момента началось

3 структурирование антирелигиозного движения. Был образован Центральный совет (ЦС), который стал методическим

| центром общества (представители ЦС подчеркивали, что ^ это именно методический и издательский, а не руководящий | центр), массово стали создаваться ячейки «Союза безбожников» на местах. В это время было опубликовано множество рев методических изданий по антирелигиозной деятельности.

4 Редакция «Безбожника» продолжала воспитывать своего автора, и к концу четвертого года существования союза12 язык выхолощенной, идеологически выверенной пропаганды был более или менее отточен.

11-15 июня 1929 г. прошел II съезд «Союза безбожников», переименовавший организацию в «Союз воинствующих безбожников». С этого момента начался третий период в истории газеты «Безбожник», который один из идеологов союза Федор Олещук охарактеризовал как «развернутое наступление на религию»13. Интересно, что Олещук, кроме прочего, резко критиковал прежние методы антирелигиозной пропаганды: «Частично уклоны проявлялись и в самой газете "Безбожник". Они выражались, например, в увлечении мифо-

Ьч »2

е

05

а:

•I

логией, историей, археологией, естествознанием, антипоповщиной и просветительством в борьбе с религией. В газете "Безбожник" можно было встретить иногда статьи, призывающие к "свету и знанию', но ничего или почти ничего не говорящие о классовой природе религии. Получалось, что путь к преодолению религии лежит через культурничество, а не через классовую борьбу. Точно так же некоторые товарищи увлекались своеобразной борьбой с поповщиной. Разоблачая продажность, безнравственность, алчность, разврат попов и сектантских руководителей, эта часть безбожников считала, что борьба с религией этим ограничивается»14. Съезд «Со- § юза безбожников» учел результаты прошедшего незадолго о до этого V съезда Советов СССР (май 1929 г.), на котором ^ был принят первый пятилетний план развития хозяйства. о С этого момента главной темой публикаций в «Безбожнике» | становится участие активистов антирелигиозного движе- чн ния в социалистическом строительстве. Таково, например, ° сообщение А.С. Ханчина из Киева: «В связи с еврейскими в праздниками в Киеве начат массовый сбор в фонд постройки П подводной лодки "Воинствующий безбожник'. Эта кампания ^ проведена также и в артелях...» (1931 г.). С

Именно к этому периоду относится большинство докумен- о тов, хранящихся в архиве ГМИР (1929-1931 гг.). В некоторых я случаях они позволяют проследить, каким образом делалась ^ редактура поступавших с мест сообщений. Рассмотрим со- и общение автора по фамилии Гуревич (Самара, 1931 г.), кото- * рый пишет: «21 сентября была проверена 21 еврейская школа, оказалось, что явка была на все 100%. Комсомолом был сделан субботник в день Йом-Кипура, среди учащихся были и родители, три матери и два отца, которые пилили дрова для отопления школы. Бригада Горсовета СВБ отмечает большую проделанную работу на антирелигиозном фронте. В тот момент, когда женщины и мужчины стояли в синагоге голодные сутки и молились, чтобы им кто-то прислал хорошего года и надеялись, что им кто-то даст. В этот момент эти геройские женщины вместе с мужчинами ни у кого не просили и были сыты и своей трудовой рукой и пилой готовили дрова для культурного очага и для всех детей 21 школы. Призываем

всех женщин и мужчин последовать геройским примерам». После текста в скобках указана фамилия автора. От этого эмоционального сообщения после редактуры осталось следующее: «21 еврейская школа (Самара) в еврейский религи-Ц озный праздник Йом-Кипур организовала совместно с родило телями субботник по заготовке дров для школы (Гуревич)». § С одной стороны, мы видим, что автор (Гуревич) хорошо ус-^ воил язык антирелигиозной пропаганды и понимает, на чем § нужно делать акцент: он упоминает о присутствии на суб-^ ботнике представителей старшего поколения (считавшихся § более привязанными к традициям) и подчеркивает, что дети ^ и родители пренебрегли религиозной традицией ради «куль->з турного очага». С другой стороны, редактор, стремление ¡5 которого максимально сократить текст вполне объяснимо, | нашел необходимым пояснить для широкой аудитории, что ^ такое Йом-Кипур («еврейский религиозный праздник»). а Необходимо отметить, что именно после II съезда СВБ на-

чинается оформление детского антирелигиозного движения.

3 В сентябре 1929 г. Сталин снял А.В. Луначарского с поста рура ководителя Народного комиссариата просвещения, назначив | на его место военного деятеля А.С. Бубнова. Луначарский, ^ будучи наркомом просвещения, противодействовал проник-| новению антирелигиозной пропаганды в сферу образования.

Однако незадолго до отставки, на II съезде СВБ он говорил: а, «Религия является одним из самых сильных и стойких вра-

4 гов социализма как <...> мировоззрения пролетариата <...>. Просвещение у нас не может не быть коммунистическим. Стало быть, просвещение не может не быть антирелигиозным. Скажу попутно о том, что если Наркомпрос в течение некоторого времени держался так называемого лозунга "безрелигиозной школы", то для этого были свои глубокие причины <...>. Конечно, это была мера временная, вытекающая из известной слабости, когда большинство учителей было религиозным <...>. И вот <...> сейчас больше, чем пора (может быть, Наркомпрос виноват, что он упустил срок), сейчас нужно перейти в самое мощное антирелигиозное наступление в области школы»15. С этого момента в антирелигиозной печати появляются многочисленные публикации о школь-

ных антирелигиозных кружках, о субботниках в школах, о детях-активистах антирелигиозного движения.

Кроме того, после II съезда СВБ изменилась пропагандистская риторика в отношении евреев. Теперь речь уже не шла о евреях-первопроходцах, подразумевалось, что евреи в числе всех советских граждан идут общим строем к атеистическому будущему, строят общее антирелигиозное настоящее, синагоги закрывают не реже и не чаще, чем храмы других конфессий (чаще всего проводилось сравнение с православными храмами). Так, заместитель главного редактора р газеты «Безбожник» Михаил Шейнман писал: «Контррево- § люционеры болтают о том, что, дескать, закрывают только но христианские храмы, а синагоги не трогают»16. Сотрудник и

в »2

й

а

газеты «Дер эмес» Абрам Киржниц в брошюре, посвящен- о ной роли евреев в антирелигиозном движении, настойчиво § подчеркивал отсутствие национальных интересов: «Широко чн развернутым фронтом антирелигиозное движение в истек- й шем году велось во всех [здесь и далее курсив в цитате мой - в прим. А.Н.] союзных нацреспубликах, трудящимися всех на- П родностей, населяющих наш великий Союз. На разных языках, в различной социально-бытовой обстановке, применяя с часто различные методы, но под единым руководством ле- | нинской ВКП(б), имея перед собой одинаковые цели и задачи. я Не составляют в этом отношении исключения и трудящие- б ся-евреи <...>. Как все трудящиеся СССР, трудящиеся-евреи и <...>»17. Те же самые черты мы находим в документах ГМИР. * В фототеке ГМИР есть три фотографии с антирелигиозного вечера в селе Черкизово, сделанные агентством «Русс-Фото». На обороте одной из них следующая надпись: «Атакуют темные вековые традиции. Еврейские рабочие и трудящиеся Москвы ведут усиленную кампанию против осенних религиозных еврейских праздников. 4/Х-29 г. в селе Черкизово (близ [«близ» зачеркнуто] Москвы) был проведен многолюдный вечер-митинг. На сн.: [далее подчеркнуто одной чертой, слова «евреи-трудящиеся» имеют редакторскую помету, в соответствии с которой необходимо поменять эти два слова местами] евреи-трудящиеся на антирелигиозном вечере в Черкизове»18. Здесь редактор выделил надпись, которая

должна была сопровождать фотографию при публикации. Он указал, что необходимо поменять местами слова «евреи» и «трудящиеся». Похожую редакторскую правку мы видим в сообщении об интернациональном вечере в Пскове: «20 а сентября накануне "судного дня" в Пскове состоялся организованный райсоветом СВБ совместно с ОЗЕТом [наращение § зачеркнуто редактором] и еврейской секцией нацменклуба ^ «Труд» массовый [следующие слова до запятой подчеркнуты § одной чертой] антирелигиозный интернациональный вечер, ^ на котором присутствовало 400 чел., [далее зачеркнуто] в § том числе около 100 евреев» (дата, указанная в документе -^ 05.10.1931 г.). Здесь редактор выделил слова, сообщающие об ■а интернациональном характере мероприятия, вычеркнув то,

что было, по его мнению, лишним. | На мой взгляд, эти материалы представляют большой ин-

^ терес, в особенности - для ответа на вопрос о том, кем были а эти люди - евреи, пишущие в «Безбожник»? Где для них, выходцев из традиционной среды, была граница между «еврей» ^ и «советский гражданин», «строитель социализма» со всеми а, сопутствующими этим понятиям определениями (полностью | порвавший с традицией, не просто не соблюдающий обычаи, ^ нерелигиозный, но активно антирелигиозный)? Каковы были | их представления об «антирелигиозности»? Что они считали соответствующим или не соответствующим тематике изда-а, ний, в которые направляли свои послания? Не менее важна и 4 другая сторона - члены редакции. Как они отбирали материал? Как его правили? Почему тот или иной материал (статья, заметка, фотография) допускали или не принимали к публикации? Что и как, по представлениям сотрудников изданий «Союза безбожников», можно было обсуждать на страницах «Безбожника»?

Подробное изучение этих документов, как представляется, может способствовать более глубокому пониманию процессов, происходивших в Советском Союзе в 1920-1930-е гг., в том числе в области религии в целом и иудаизма в частности.

Союз официально был распущен в 1947 г. Его имущество (в частности оборудование) и частично функции (по распространению научных материалистических знаний) переданы Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). В качестве ответственного редактора он указывается с № 8 за 1924 г. В

Известно, что вопрос об издании антирелигиозного журнала рассматри- е вался еще 3 мая 1922 г. на секретном совещании Президиума ОГПУ. См.: с Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. Кн. 1. М., 1997. С. 3 253. §

Безбожник (газета). 1924. № 1. С. 2. Важно отметить, что почти одновре- е менно с газетой «Безбожник», с 4 января 1923 г., стал выходить журнал | «Безбожник у станка», орган Московского комитета РКП(б). Ответ- а ственным редактором была М. Костеловская, художественным отделом ь заведовал Д. Моор. Характер журнала сильно отличался от всего, что вы- Ж пускало издательство «Безбожник», основной материал в нем составля- § ли сатирические зарисовки старого быта и пропаганда нового, антирели- ^ гиозные стихи, сопровождаемые рисунками А. Дейнеки, М. Горшмана, Н. о Когоута и других. «Безбожник у станка» не публиковал сообщений о за- 3 крытых и перестроенных храмах, синагогах, молельных домах. Взгляд М. ч Костеловской на формы и методы антирелигиозной работы не совпадал о с позицией Е. Ярославского. Так, Костеловская выступала против «отвле- Е ченного» атеизма, считая, что антирелигиозная пропаганда не должна р сводиться к просветительской работе, а напротив, нужно воздействовать § на читателя эмоционально - например, с помощью сатиры, искусства. В § апреле 1926 г. конфликт между Костеловской и Ярославским обострился, О и ЦК ВКП(б) созвало по этому поводу специальное совещание. См. об 3 этом: Ярославский Ем. Итоги совещания антирелигиозников при Агит- и пропе ЦК ВКП(б) // Антирелигиозник. 1926. № 5 (май). С. 3. §

Здесь и далее при цитировании материалов сохраняются орфография и б пунктуация источника. Поскольку материалы еще не атрибутированы и, и как было указано в начале статьи, проводится их разбор, мы указываем * после каждой цитаты в скобках те сведения о документе, которыми располагаем на настоящий момент. Безбожник (газета). 1924. № 5-6. С. 5.

Вокруг газеты сформировалось «Общество друзей газеты "Безбожник"» (ОДГБ, основано в августе 1924 г.), которое после своего первого съезда в апреле 1925 г.) превратилось в «Союз безбожников». И действительно, в этот период карикатуристы часто рисуют вместе нескольких персонажей, олицетворяющих разные конфессии: Саваофа (христианский бог, изображался в образе толстого маленького добродушного старичка в белом одеянии, лысого, с бородой и нимбом над головой), Иеговы (еврейский бог, его изображали как высокого худого старика в черном одеянии, в талесе, с тфилин на голове, часто - с одним глазом), Аллаха и Будды (образы этих персонажей не были проработаны столь подробно, можно лишь отметить, что постоянным элементом карикатурного образа Аллаха является чалма с полумесяцем). Часто все

4

ж

а

о

§

р

к

о р

в

■а

о

ж у

о

о

сц

а ■а

о

ж

л

л

а р

р

в

эти персонажи составляют на рисунке одну группу с тучным человеком во фраке и котелке (олицетворяющим капиталиста вообще, классового врага) и все вместе противопоставлены атлетически сложенному человеку в рабочей одежде (комсомольцу-атеисту).

Возможно, в начальный период это попросту могло объясняться отсутствием информации о таких конфессиях, как ислам или буддизм, в то время как еврейская традиция была знакома не только многим корреспондентам, но и самим редакторам, поскольку значительную часть их составляли выходцы из еврейской среды (ответственный редактор Е. Ярославский, заместитель редактора М. Шейнман, секретарь Фейгин (его инициалы нам не известны). Стоит отметить при этом, что газета ориентировалась на широкую аудиторию и в своих публикациях, например, давала пояснения отдельным понятиям, терминам и т.п. (как, например, в заметке «Хедер как еврейская религиозная школа»: «Во главе хедера - еврейской религиозной школы - стоит обыкновенно <...> человек, носящий имя "ребе" или "меламеда", т.е. учителя» (Безбожник (газета). 1925. № 6. С. 6).

Мунни. Комсомольцы и еврейский бог // Безбожник (газета). 1924. № 5-6. С. 3. При этом статья Мунни - самая большая среди всех помещенных на странице материалов, объединенных общей темой «Рождество». Мережин А. Еще об уроках «Комсомольского рождества» и о субботнем отдыхе // Безбожник (газета). 1924. № 9. С. 2-3. Абрам Мережин (настоящее имя - Авром-Мойше Грубштейн, 1880-1937) - один из руководителей Центрального бюро Евсекции при ЦК РКП(б), сотрудник печатного органа этой организации - газеты «Дер эмес». Расстрелян в феврале 1937 г.

Союз к этому времени превратился в довольно крупную организацию, число членов которой, согласно собственным оценкам, достигло двух миллионов человек, число ячеек - 3 000. См.: Олещук Ф. Пятилетие СВБ. М., 1930. С. 8. Там же.

Там же. С. 10 -11.

Безбожник (журнал). 1934. № 1. С. 18.

Шейнман М. О раввинах и синагогах. М., [1928]. С. 4. Как историк религии М. Шейнман был специалистом по католицизму, цитируемая работа - единственная, посвященная иудаизму. В этой брошюре Шейнман следует любопытной логике, уранивая антисемитизм и контрреволюцию (Ср.: «Антисемиты чаще всего сознательные враги трудящихся» (С. 4.)). Брошюра в значительной степени направлена на криктику антисемитизма, который в этот период набирает обороты. Упомянем еще один характеризующий эпоху документ из архива ГМИР. Историк и религиовед В. Бонч-Бруевич в июне 1929 г. написал письмо в НКВД с просьбой противодействовать закрытию еврейской Аракчеевской молельни в Москве (Елецкий пер., д. 12), апеллируя к следующему доводу: «Теперь при развитии антисемитизма, более чем когда-либо нужно показать широким массам населения <...> в каких ужасных условиях совсем недавно жил

10

11

12

13

16

В »2

евреискии народ, втройне утесняемый правительством самодержавного режима. Названная еврейская молельня Аракчеевских времен представляет из себя очень интересные остатки того страшного деспотического периода, когда невероятно плохо жилось и русскому народу, и еврейскому народу в частности и особенности» (архив ГМИР. Ф. 2. О. 22. Д. 10). Несмотря на обращение Бонч-Бруевича и просьбы верующих евреев, Аракчеевская молельня была закрыта в начале 1930 г. Киржниц А. Трудящиеся евреи в борьбе с религией (из итогов 1929- § 1930 г.). М., 1931. С. 4. о

Шифр фототеки ГМИР: А-69. Фотография не пошла в печать, были опу- ^ бликованы две другие фотографии, одна (А-1226) - в газете «Безбож- ^ ник» (1930. № 1. С. 11), другая (А-868) - в журнале (1929. № 23. С. 11). §

ь

с

ж

о и

^

о п

3

о л ж о й< в »2 о а

р я о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

55 а:

17

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.