УДК 378:5(069(07)) ББК 74.480:74.262
И.С. Карасова, М.В. Потапова
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения итоговой аттестации магистрантов в условиях комплексной компетенции.
Ключевые слова: Итоговая государственная аттестация, компетентность, компетенция, проектная деятельность, естественнонаучное образование.
I.S. Karasova, M.V. Potapova
FINAL STATE CERTIFICATION FOR THE MASTERS DEGREE IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF SCIENCE EDUCATION
The present article addresses matters related to organization and conducting of final state certification for the master's degree in the context of complex competency.
Key words: Final State Certification, competency, competence, project activities, science education.
На итоговой аттестации проверяется сформированность комплексной компетенции, которая характеризует уровень профессиональной и общекультурной подготовки выпускника. Эта компетенция раскрывает готовность и способность специалиста применять знания, умения и способы владения ими (ЗУВ) во взаимосвязи.
На основе такой комплексной компетенции магистрант на итоговой аттестации (экзамене, в процессе защиты магистерской диссертации) может продемонстрировать такие элементы ЗУВ, которые не входят в основную образовательную программу (ООП) в качестве отдельного элемента. Такая комплексная компетенция может «проявится» на педагогической практике, в курсовой работе, научно-исследовательской работе студентов по разработке самостоятельного проекта к курсовому экзамену по ООП. Итоговая государственная аттестация
в форме государственного экзамена и выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является завершающим этапом проектной деятельности магистранта по разработке естественнонаучного проекта.
Обоснуем, что три компетенции (ПК-8; ПК-9; ПК-10), формируемые у магистрантов в процессе проектной деятельности, можно отнести к комплексным, потому что они не только связаны с общекультурными компетенциями (ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5) и с педагогическими, методическими и научно-исследовательскими (ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-11; ПК-12; ОПК-4), но и с общетрудовыми функциями педагога - трудовыми действиями, необходимыми знаниями, необходимыми умениями (табл.1). Раскроем содержание компетенций (ФГОС ВО), а также содержание трудовых действий, необходимых знаний и умений, вошедших в профессиональный стандарт педагога.
X к
S са
о ^
о ^
СО
ей о
£ * го
а
X
са
го го к о
к го
X X
ф .
ш о
I- ф
О I-йО
ГО Ф
Табл. 1. Матрица соответствия общекультурных, профессиональных компетенций
трудовым функциям педагога
№ си Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции (педагог., метод., научно-иссл.)
§ я О и ьч Н ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ПК-1 ПК- 2 ПК- 3 ПК- 4 ПК- 6 ПК-11 ПК-12 ОПК- 4
1 ПК-8 + + + + + + +
2 ПК-9 + + + + +
3 ПК-10 + + + + + +
Примечание. Пояснения к знаково-образной наглядности: + связи компетенций с трудовыми функциями педагога (трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения).
го ш о с го н о С
т
го ей о о го
ГО
о
ПК-8. Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; ПК-9. Способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта; ПК-10. Готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения;
ОК-2.Готовностьдействоватьвнестан-дартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; ОК-3. Способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности; ОК-4. Способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах; ОК-5. Способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности; ОПК-4. Способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать даль-
нейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру; ПК-1. Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам; ПК-2. Способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики; ПК-3. Способность руководить исследовательской работой обучающихся; ПК-4. Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; ПК-6. Готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; ПК-11. Готовность к разработке и реализации новых методических моделей, методик, технологий к анализу результата процесса их использования; ПК-12. Готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области [2].
Трудовые действия педагога связаны: с разработкой и реализацией рабочих
программ дисциплины; планированием и проведением занятий, анализом их эффективности; организацией контроля и оценки учебных достижений обучаемых; формированием универсальных учебных действий, в том числе информационных, мотивов учения. Выполнить эти действия невозможно, если педагог не имеет необходимых знаний и умений. Профессиональный стандарт педагога к таким знаниям относит: знания нормативных документов, методики и технологии обучения, путей достижения образовательных результатов; а к умениям умение применять современные технологии обучения, в том числе проектной деятельности с учетом возможностей и способностей обучаемых, а также объективно оценивать их учебные достижения [3].
Раскроем содержание основных знаний, умений и способов владения ими применительно к итоговой аттестации по «Теории и практике естественнонаучного образования». На государственном экзамене и в процессе защиты магистерской диссертации обучающиеся должны продемонстрировать:
знания:
• методов естественнонаучного познания (эмпирические, теоретические);
• базиса естественнонаучного познания, который определяется: естественнонаучными теориями (молекулярно-кинетической теорией строения вещества, электронной теорией вещества, нерелятивистской квантовой механикой, квантовой химией и др.); фундаментальными законами естествознания; понятиями, раскрывающими свойства вещества в явлениях макро- и микромира; взаимосвязями структурных уровней вещества в физике, химии, биологии;
• многообразия видов материи, форм её движения в живых и неживых системах;
• среды обитания, условий жизни объекта как экологической системы;
• сущности самоорганизации живых и неживых систем;
умения:
• применять методы научного познания в обучении естествознанию;
• осуществлять методологический
анализ естественнонаучных фактов, понятий, законов, теорий, картины мира;
• моделировать программу по естествознанию для дополнительного образования;
• осуществлять преемственные связи между дисциплинами естественного цикла;
• организовывать проектную деятельность учащихся старших классов в условиях дополнительного образования; осуществлять мотивацию учения школьников в процессе обучения их интегра-тивному курсу;
• анализировать взаимосвязанные подсистемы мировоззрения - мировиде-ние, миропонимание и мироощущение;
владение:
• методологическим анализом структуры и содержания естественнонаучной картины мира;
• способами доказательства того, что естественнонаучная и гуманитарная картины мира составляют базис понятия «культура»;
• способами включения в образовательный процесс по естествознанию современных технологий проектной деятельности учащихся;
• приёмами отслеживания интегра-тивных и мировоззренческих взглядов учащихся на окружающий мир;
• статистическими методами отслеживания полноты сформированности: структурных элементов естественнонаучного знания (понятий, законов); универсальных учебных действий, способствующих формированию обобщённых умений; интегративных и мировоззренческих взглядов на окружающий мир; мотивации в обучении школьников вопросам интегративного курса; умения осуществлять преемственные связи между дисциплинами естественного цикла; умения развивать познавательную самостоятельность и активность учащихся.
Общее направление модернизации современного профессионального образования во всех его сферах, формах и видах опирается на компетентностный подход, принятый большинством стран и подтвержденный принципами Бол-лонского (и последующих) соглашений.
X
к ^
ш
о ^
о ^
ей ей
0
1 *
го
а
X
ей
Го ГО к о
к го
X X
ф .
ш о
I- ф
О I-
аи ГО Ф
Реализация этого подхода в системе российского образования предусматривает ориентацию на измеряемый конкретный результат образования [1].
Модель профессиональной компетенции включает пять подмножеств, связанных компетенций (относящихся к работе) и компетентностью (относящихся к работнику). Эта модель предполагает пять измерений сформированных ком-петентностей: 1) когнитивную; 2) функциональную; 3) личностную; 4) социокультурную; 5) социально-интегральную (поведенческую).
Выпускник педагогического вуза, у которого сформированы вышеназванные компетентности, способен выполнять трудовые действия педагога (ПСП). Психологический анализ этой действий включает: 1) проектирование психологических механизмов, которые управляют самой деятельностью и позволяют ее реализовывать; 2) управление мотивационно-целевой сферой человека; 3) управление психическими функциями человека на разных этапах формиро-
вания профессиональных способностей, пригодности и готовности к действиям.
Профессиональная деятельность педагога оценивается в системе «субъект труда - профессиональная среда». Подсистема «субъект труда» включает: профессионально важные качества; профессиональный опыт; мотивацию; функциональные состояния педагога. Подсистема «профессиональная среда» включает: объект и результат труда; средства труда; технологическую процедуру профессиональной деятельности; организационную структуру ее обеспечения и осуществления; условия реализации трудовых действий.
Именно профессиональный стандарт педагога (ПСП) позволяет связать содержание профессиональной деятельности и требуемые для этой деятельности качества педагога. По сути своей эти требования и определяют содержание комплексной (интегральной) компетенции, которая может быть проверена на итоговой аттестации выпускника педагогического вуза.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 2 ст. 11, гл. 9 ст. 73, 74; гл. 10 ст.76).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2013 г. № 144
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
го са о с го I-
о 1=
m
го ш о о го
ГО
О
References
1. The Federal Law № 273 - FZ of December 29th, 2012 "On Education in the Russian Federation" (Chapter 2 Articlell; chapter, Article 73,74; Chapter 10, Article 76).[in Russian].
2. The Federal State Standard of Higher Education for 44.04.01. Pedagogical Education (Master's level). Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation resolution №144 OfJune 3d, 2013. [in Russian].
3. Approval of the Professional Standard of a "Teacher" (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary general, basic general, secondary general education) ( educator, teacher). Resolution of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October № 544 18th, 2013.[in Russian].
Сведения об авторах: Карасова Ирина Степановна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра физики и методики обучения физике, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.
Потапова Марина Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор проректор по научной работе Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.
Information about the authors: Karasova Irina Stepanovna,
Doctor of Sciences (Education), Professor,
The Department of Physics and Methodology of Teaching Physics, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk
Potapova Marina Vladimirovna,
Doctor of Sciences (Education), Professor,Vice-rector of Science, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
УДК 378:577.4(07) ББК 74.480.8:74.261.73
Л.С. Насрутдинова
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
В статье представлены методологические основания построения технологии формирования экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Раскрыто внутреннее строение технологии и ее наполнение. Определены и охарактеризованы педагогические условия, которые необходимо учитывать для эффективной реализации разработанной технологии.
Ключевые слова: технология, экологическая компетентность у инженеров, дополнительная профессиональная подготовка, педагогические условия.
L.S. Nasrutdinova
FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF ENGINEERS IN THE PROCESS OF ADDITIONAL TRAINING
Methodological bases of building a technology of forming the environmental competence of engineers in additional professional training are discussed. The inner structure and the content of the technology are shown. The pedagogical conditions, that must be considered for the effective implementation of the technology, are identified and characterized.
Key words: technology, environmental expertise engineers, additional training, pedagogical conditions.
Актуальность проблемы формиро- профессиональной подготовки обуслав-вания экологической компетентности у ливается: государственными требования-инженеров в процессе дополнительной ми в необходимости формирования эко-
Cû s
0 Ü
Q. CÛ
ф О
1 ь
ф £
% ^
I о
s с
FÜ
Б .о
0 ^
1 го
I- I
I о
ф s
ь о
Ф о
i ф
и
>s с
о о
ф I
т -Û
s ^
~ <и
о I-
^ s
О I
^ с
m о 5
s SI ч
й ф
CQ Q
S "
О. ф
..
о с
0 m