Научная статья на тему 'Итоги социологического исследования мотивов учебной и будущей профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей'

Итоги социологического исследования мотивов учебной и будущей профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветохин Сергей Сергеевич, Климович И. А.

На основании социологических опросов студентов инженерных специальностей изучена мотивация выбора будущей профессии, удовлетворенность получаемым специальным образованием. Показана динамика уверенности в правильном выборе профессии в процессе обучения. Обнаружена существенная зависимость результатов от типа оконченного до поступления в вуз среднего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветохин Сергей Сергеевич, Климович И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги социологического исследования мотивов учебной и будущей профессиональной деятельности студентов инженерных специальностей»

УДК 378.015.3:005.35-057.875

С. С. Ветохин, доцент; И. А. Климович, ст. преподаватель

ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

The students' motivation on selection of their university programs and future professional activity was investigated among the students of engineering specialities. The influence of previous students' background and transformation of preferences were found.

Введение. Перемены, происходящие в обществе, неизбежно сказываются на внутреннем мире современного студенчества, происходит изменение интересов при выборе профессии, мотивов получения высшего образования, отношения студентов к учебе [1]. В этой связи представляется важным выявление направленности этих изменений.

Основная часть. С этой целью в БНТУ было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 285 студентов 1-го, 2-го и 4-го курсов. Студентам была предложена анкета из 11 вопросов в 5 группах. В первую группу входили вопросы о факультете, курсе и типе законченного среднего учебного заведения (лицей, гимназия, средняя школа, колледж, училище). Вторая группа содержала вопросы об успеваемости в вузе и достаточности полученных в школе знаний для поступления в вуз. В третьей — студенты определяли мотивы выбора профессии. Четвертая группа касалась удовлетворенности выбранной специальностью, причин недовольства, осведомленности о будущей профессии. В пятой группе вопросов студенты выражали отношение к знаниям, получаемым в вузе, желание работать по выбранной специальности.

Обработку результатов вели с использованием программы SPSS 10.0 for Windows.

Анализ мотивов поступления в вуз. Основные мотивы получения высшего образования можно разделить на следующие группы [2]: интеллектуальные - образование ради знаний, прагматические - образование ради престижа, побочные, не связанные с образованием. Ответ «тяга к знаниям и культурным ценностям, интерес к учебе как таковой» выбрали только 8% опрошенных (среди выпускников лицеев этот ответ выбрали 10,3%, среди выпускников традиционных средних школ — 6%). Ответ «стать высокообразованным, культурным человеком, сделать карьеру» предпочли большинство студентов - 59,6% (59% и 63%). Объективная полезность будущей профессии привлекла 43,5% опрошенных (52% и 40%). Ответ «стремление стать богатым и преуспевающим» был интересен 39% отвечавших (41% и 39%). Творческая сторона будущей инженерной деятельности студентов привлекла только 9% от общего числа опрошенных (9% и 7%). Очевидно, среди

студентов бытует мнение, что инженерный труд не творческий.

На выбор будущей профессии для 14% студентов в целом оказали влияние родители (для выпускников лицеев и гимназий — 9%, средних школ - 17%, колледжей - 12%, училищ - 25%).

Велико число студентов, выбравших специальность без оснований — 5%. Малым оказалось число студентов, ценящих процесс приобретения новых знаний, приобщения к культурным ценностям (8%), т. е. интеллектуальные установки получения высшего образования не прельщают будущих инженеров.

На вопрос «Если бы Вы снова стали выбирать специальность?» 60% опрошенных ответили, что повторили бы выбор (среди выпускников лицеев это число составило 69%, выпускников традиционных школ - 63%, колледжей- 52%, училищ — 38%. При этом повторили бы выбор 67% первокурсников, 59% студентов второго курса, 57% студентов четвертого курса.

На вопрос «Считаете ли выбранную профессию своим призванием?» большинство опрошенных — 45% — выбрали «не знаю», только 31% считает будущую профессию своим призванием, а 24% дали отрицательный ответ. Среди выпускников лицеев и гимназий «не знаю» сказали 47% (25% дали положительный ответ и 28% — «нет»). Выпускники традиционных школ ответили так: 47% - «не знаю», 30% - «да», 23% нет. Для выпускников колледжей эти числа составили: 41, 35 и 24%, а для выпускников училищ: 47, 40 и 13%. При этом анализ ответов студентов различных курсов на данный вопрос дает следующие результаты: 49% первокурсников сказали «не знаю», на старших курсах такой ответ дали 44% студентов.

Причины неудовлетворенности выбранной специальностью. Неуверенность в своих возможностях отметили 8% опрошенных. Среди лицеистов этот ответ выбрали 3%, выпускников традиционных школ — 10%, выпускников колледжей — 6%, а среди выпускников училищ — 25%. Причина неудовлетворенности сделанным выбором для 15% студентов в том, что выбор был сделан случайно (14% лицеистов, 15% выпускников традиционных школ, 13% выпускников колледжей и 25% выпускников училищ). Другой причиной является недостаток практического опыта. Такой ответ выбрали

38% отвечавших (36% выпускников лицеев, 37% выпускников школ, 44% выпускников колледжей и 25% выпускников училищ). Еще две причины недовольства — неуверенность в своей конкурентоспособности (9% опрошенных) и осознание реальных трудностей будущей профессии (16%). Из приведенных результатов опроса следует, что основная причина неудовлетворенности выбранной специальностью кроется в недостатке практического опыта — так считают 38% опрошенных, второе место занимает проблема осознания реальных трудностей будущей профессии — 16%. И тот и другой ответы можно отнести к проблеме недостаточной профессиональной осведомленности и информированности студентов. К сожалению, неудовлетворенность выбранной специальностью связана со случайностью выбора будущей профессии -15%. Это достаточно высокий процент, что может привести и к другим причинам неудовлетворенности сделанным выбором, в том числе и боязни будущей профессиональной несостоятельности.

В отношении качеств современного специалиста 85% опрошенных независимо от типа среднего учебного заведения выбрали ответ «высокий профессионализм». Вторым по значимости (62%) для студентов является самостоятельность и инициативность современного специалиста. Почти половина опрошенных (46%) считают необходимостью высокую работоспособность, 36% — за исполнительность современного специалиста, но 23% — за готовность к риску, и лишь 15% — за принципиальность.

Пониманию причин такого мнения помогает анализ ответов на вопрос: «Имеете ли Вы представление о различных сторонах предстоящей работы?», на который 73% студентов как младших, так и старших курсов выбрали ответ «да» и лишь 14% — «нет». Наиболее осведомленными о будущей профессиональной деятельности оказались выпускники колледжей (81%), наименее — выпускники традиционных школ (68%).

Интересны ответы на вопрос: «Собираетесь ли работать по выбранной специальности?». Оказалось, только 65% студентов собираются работать по специальности. Среди выпускников лицеев и гимназий их было 59%, 67% среди выпускников средних школ, 67% - среди выпускников колледжей, 56% — среди выпускников училищ.

Следующий вопрос касался обучения в вузе: «Оправдывают ли знания, получаемые в вузе Ваши ожидания?». 53% ответили «да», 16% -«нет», 17% - «не знаю». На первом курсе «да» сказали 68% студентов, на втором - 50%, 48% -на старших курсах.

Заключение. По итогам проведенного анкетирования можно отметить следующее.

В мотивах выбора профессии и получения высшего образования преобладают прагматические и статусные установки. Для сравнения: в 60-е гг. преобладала ориентация на общественную полезность труда; в 80-е гг. ценилась возможность заниматься интересной работой, применить свои способности, завоевать уважение в коллективе; в начале 90-х лидирующим стал мотив получения диплома о высшем образовании, а с 1994 г. начинают преобладать мотивы получения высшего образования для культурного роста, успеха в жизни, карьеры, получения определенного социального статуса [3]. Исходя из цифр проведенного социологического исследования, можно утверждать, что перечисленные выше мотивы сохраняются и имеют тенденцию к усилению и на сегодняшний день.

Как следует из приведенных данных, среди студентов старших курсов уменьшается число довольных выбранной специальностью и увеличивается число тех, кто не может четко определить свое отношение к будущей профессии.

Основная причина неудовлетворенности выбранной специальностью кроется, по мнению опрошенных, в недостатке практического опыта и осознании реальных трудностей будущей профессии. И тот и другой ответы можно отнести к проблеме недостаточной профессиональной осведомленности и информированности студентов. К сожалению, неудовлетворенность выбранной специальностью, связанная со случайностью выбора будущей профессии, составляет 15%.

Таким образом, в настоящее время складывается новая мотивационная структура выбора профессии и получения высшего образования, в большей мере отвечающая формирующимся рыночным условиям в экономике. Ошибки при выборе будущей профессии обусловлены, по большей части, низкой информированностью абитуриентов.

Литература

1. Астахова, Т. А. Повышение мотивацион-ного аспекта обучения как способ достижения эффективности учебно-воспитательного процесса / Т. А. Астахова, В. В. Терешко // Труды БГТУ. Сер. VIII, Учеб.-метод. работа. - 2007. -Вып. IX. - С. 65-66.

2. Проблемы контроля и оценки качества высшего образования / А. Н. Морозевич [и др.] // Вышэйшая школа. - 2007. - № 1. - С. 7-11.

3. Щепкина Е. Опыт историко-социологи-ческого анализа мотивации студентов / Е. Щепкина // Высшее образование в России. - 1997. -№2.-С. 19-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.