ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ «МАЙСКИХ» УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ О ПОВЫШЕНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
В РЕГИОНАХ ЦФО
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Региональная экономика
Автор: Н.М. СЕРГЕЕВА, к. фарм. н., доцент кафедры экономики и менеджмента Курского государственного медицинского университета
В статье рассматриваются кадровые проблемы в здравоохранении, а именно - низкая оплата труда в отрасли, являющаяся причиной дефицита кадров. В ходе исследования был проведён анализ динамики средней номинальной заработной платы врачей в РФ и ЦФО в 2013-2017 гг., а также проведено сопоставление средней заработной платы врачей со среднерегиональной в разрезе субъектов ЦФО с целью установления степени исполнения «майских» указов Президента РФ о повышении оплаты труда медицинского персонала. Выявлено, что поставленная Президентом РФ в 2012 году задача по повышению оплаты труда в здравоохранении пропорционально среднерегиональному уровню осуществлена не была. Так, в 2017 году в целом по РФ средняя заработная плата врачей составила 144% от средней по стране, а в ЦФО - 141% от средней по федеральному округу вместо запланированных 200%. В регионах ЦФО в 2017 году уровень исполнения «майских» указов варьировал в пределах 134-163%. На наш взгляд, основной причиной сложившейся ситуации является нехватка финансирования в отрасли здравоохранения. Именно дефицит средств не дает возможность руководству медицинских организаций планомерно и постоянно повышать заработную плату медицинскому персоналу, в первую очередь врачам.
The article discusses personnel problems in health care, namely - low wages in the industry, which is the cause of staff shortages. The study analyzed the dynamics of the average nominal wages of doctors in the Russian Federation and the Central Federal District in 2013-2017, and also compared the average wages of doctors with the average regional in terms of the subjects of the Central Federal District in order to establish the degree of fulfillment of the «May» decrees of the President wages of medical personnel. It was revealed that the task set by the President of the Russian Federation in 2012 to raise wages in health care in proportion to the average regional level was not carried out. Thus, in 2017, in Russia as a whole, the average salary of doctors amounted to 144% of the national average, and in the Central Federal District - 141% of the average in the federal district instead of the planned 200%. In the regions of the Central Federal District in 2017, the level of execution of «May» decrees varied within 134-163%. In our
opinion, the main reason for this situation is the lack of funding in the healthcare industry. It is the shortage of funds that does not allow the management of medical organizations to systematically and constantly increase the salaries of medical personnel, primarily doctors.
Ключевые слова: РФ, ЦФО, здравоохранение, оплата труда медицинского персонала, средняя заработная плата врачей, «майские» указы.
Keywords: Russian Federation, Central Federal District, health care, wages of medical personnel, average salary of doctors, «May» decrees.
Для отрасли здравоохранения кадры являются наиболее значимым видом ресурсов, что связано со специфическими особенностями медицинской помощи. Поэтому сегодня кадровой политике и модернизации отрасли в части ее обеспечения высококвалифицированными специалистами уделяется повышенное внимание. Проблема дефицита кадров является актуальной для государственной сферы здравоохранения достаточно продолжительное время: отмечается довольно низкая обеспеченность не только врачами, но и другими категориями медицинского персонала. А в последние годы, на волне приводимой «оптимизации», кадровый голод в отрасли лишь усилился и обеспеченность медицинским персоналом в расчете на численность населения стала критически низкой, что ставит под угрозу не только результативность функционирования здравоохранения, но и здоровье населения [1-3].
По мнению многих исследователей [4-7], дефицит кадров в отрасли здравоохранения обусловлен тяжелыми условиями труда и недостаточно высоким уровнем заработной платы. Это приводит к «оттоку» весомой части квалифицированных специалистов в коммерческий сектор здравоохранения, предлагающий более выгодные условия труда. Если раньше тенденция такого «оттока» кадров была единичной, то сегодня со стремительным развитием платной медицины, весомая доля квалифицированных врачей с большим практическим опытом сменяют работу в государственных учреждениях здравоохранения на коммерческие медицинские центры. В результате, платные медицинские услуги в стране все больше популяризируются, а результативность и эффективность национальной системы здравоохранения вследствие дефицита трудовых ресурсов снижается.
В 2012 году «майскими» Указами Президента РФ было регламентировано повышение заработной платы для медицинского персонала и ее привязка к уровню средней заработной платы в соответствующем субъекте страны. Так, было запланировано повышение заработной платы врачей к 2018 году до 200% от средней по региону, а среднего (СМП) и младшего (ММП) персонала - до 100% от средней по региону [8]. Принятые нормы вызвали массу споров и обсуждений, поскольку заработная плата СМП и ММП фактически была приравнена, что некорректно, поскольку данные категории персонала
имеют разные должностные обязанности, уровень образования и квалификации. С целью экономии на заработной плате, руководство многих учреждений здравоохранения было вынуждено перевести большую часть ММП в разряд прочего персонала. В результате, уже к 2016 году обеспеченность ММП во многих учреждениях страны приблизилась к нулю [9]. А недовольства среди медицинского персонала, вызванные такими изменениями, стали причиной увольнений и перехода в коммерческий сектор здравоохранения, что привело к еще большему снижению обеспеченности национального здравоохранения медицинскими кадрами. Несмотря на повышение и все попытки доведения заработной платы врачей до заданного значения, достигнуть поставленных Президентом целей в полной мере так и не удалось [10]. В этой связи, проблема оплаты труда в здравоохранении и исполнения «майских» указов является актуальным направлением экономического анализа.
В ходе исследования был проведён анализ динамики средней номинальной заработной платы врачей в РФ и ЦФО в 2013-2017 гг., а также проведено сопоставление средней заработной платы врачей со среднерегиональной в разрезе субъектов ЦФО с целью установления степени исполнения «майских» указов Президента РФ. Установлено, что средняя номинальная заработная плата врачей как в РФ, так и в ЦФО в исследуемом периоде неуклонно растет, что связано не только с повышением реального уровня оплаты труда врачей, но и обусловлено инфляционными процессами в экономике (рис. 1).
80
2013 2014 2015 2016 2017
■ Средняя заработная плата врачей в РФ, тыс. руб.
■ Средняя заработная плата врачей в ЦФО, тыс. руб.
Рисунок 1 - Динамика средней номинальной заработной платы врачей в
РФ и ЦФО в 2013-2017 гг.
Стоит отметить, что в ЦФО уровень средней заработной платы врачей во всем рассматриваемом периоде на порядок выше, чем в среднем по
стране. Так, в РФ средняя номинальная заработная плата врачей возросла с 42,3 тыс. рублей до 56,4 тыс. рублей, а в ЦФО - с 49,8 тыс. рублей до 68,3 тыс. рублей. Таким образом, можно выделить более стремительное повышение оплаты труда врачей в ЦФО по сравнению с данными в целом по РФ. Особенно отмечается ускорение роста заработной платы в ЦФО и, соответственно, усиление дифференциации со средним в РФ уровнем - в 2017 году.
При сопоставлении средней заработной платы врачей с общей средней заработной платой в РФ и ЦФО становится очевидно, что «майские» указы Президента не выполняются. Причем, можно выделить тенденцию волнообразного изменения данного соотношения в исследуемом периоде. В 2013-2014 гг. соотношение заработной платы врачей к общерегиональному уровню как в РФ, так и в ЦФО практически не изменилось (рис. 2).
156
148
144
141 142 141
II I II I II
2013 2014 2015 2016 2017
■ Степень выполнения "майских" указов по заработной плате врачей в РФ, %
■ Степень выполнения "майских" указов по заработной плате врачей в ЦФО, %
Рисунок 2 - Динамика исполнения «майских» указов о повышении заработной платы врачей в ЦФО в 2013-2017 гг.
В 2015 году отмечается скачок, в результате которого средняя заработная плата врачей в целом по РФ составила 156% от общего среднего уровня оплаты труда в стране, а в ЦФО - 148% от среднего уровня оплаты труда в ЦФО. В 2016 году отмечается снижение данных показателей до 138% и 131% соответственно, а в 2017 году - повышение до 144% и 141%. Стоит отметить, что во всем исследуемом периоде степень выполнения «майских» указов в целом по РФ выше, чем в ЦФО. По нашему мнению, данный факт связан с тем, что в ЦФО более высокий уровень средней заработной платы как общий, так и в здравоохранении, но темпы увеличения среднего по округу общего уровня оплаты труда значительно
160 155 150 145 140 135 130 125 120 115
опережают темпы повышения оплаты труда в здравоохранении. В РФ же данные показатели хоть и ниже, но изменяются более планомерно. Также можно выделить, что заданные параметры по заработной плате к 2017 году выполнены не были, соответственно, можно прогнозировать, что и к 2018 году их достижения не произойдёт.
В ходе исследования было рассмотрено исполнение «майских» указов в разрезе регионов ЦФО в период 2013-2017 гг. Сортировка областей произведена в порядке уменьшения степени выполнения заданного уровня заработной платы врачей в 2017 году (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика исполнения «майских» указов о повышении заработной платы в регионах ЦФО в 2013-2017 гг.
Соотношение средней
Субъект ЦФО заработной платы врачей со среднерегиональной заработной платой, % Изменение, %
201 201 201 201 2017 2013-2017 2015-2017
3 4 5 6 гг. гг.
Владимирская область 161 168 177 159 163 2 -14
Тамбовская область 162 162 173 160 160 -2 -13
Ивановская область 162 154 177 148 157 -4 -20
Московская область 140 149 156 144 157 17 1
Костромская область 168 175 189 161 154 -14 -36
Белгородская область 131 141 167 154 153 22 -13
Брянская область 154 160 169 153 152 -2 -17
Тульская область 157 154 174 149 149 -8 -26
Орловская область 146 148 161 142 148 2 -13
Калужская область 153 155 162 148 148 -5 -14
Смоленская область 142 147 157 139 144 2 -13
Тверская область 138 143 165 142 144 5 -22
Липецкая область 139 141 153 141 142 3 -11
Воронежская область 130 138 156 133 140 10 -16
Курская область 137 134 146 131 138 1 -8
Ярославская область 130 134 149 131 137 7 -12
Рязанская область 140 137 141 122 135 -5 -7
Москва 125 121 136 122 134 9 -2
В результате установлено, что ни в одной из областей «майские» указы не выполнялись за рассматриваемый период и не выполняются сейчас. В 2015 году отмечается повышение степени исполнения указов по заработной плате врачей в большинстве регионов ЦФО, а в 2016 году произошло очередное снижение. Лишь в 2017 году наблюдается незначительное повышение значения показателя, однако оно далеко от заданного уровня 200%. В период 2013-2017 гг. в 6 субъектах ЦФО (Тамбовская, Ивановская, Костромская, Брянская, Тульская, Калужская и
Рязанская области) отмечается снижение степени исполнения указов по заработной плате врачей. В остальных регионах за исследуемый период отмечается общее увеличение рассматриваемого показателя. За последние 3 года во всех субъектах ЦФО, за исключением Московской области, степень исполнения «майских» указов по заработной плате врачей снизилась. В 2017 году самый высокий показатель отмечается во Владимирской области -163%, а самый низкий - Москве (134%). По нашему мнению, самая низкая степень исполнения указов по заработной плате в Москве связана с тем фактом, что в столице высокий уровень социально-экономического развития и, соответственно, достойный уровень оплаты труда. Поэтому темпы роста средней заработной платы в здравоохранении «не успевают» за аналогичными темпами в целом по субъекту, что приводит к снижению процентного соотношения между данными показателями.
Таким образом, поставленная Президентом РФ в 2012 году задача по повышению оплаты труда в здравоохранении пропорционально среднерегиональному уровню осуществлена не была. На наш взгляд, основной причиной сложившейся ситуации является нехватка финансирования в отрасли здравоохранения. Именно дефицит средств не дает возможность руководству медицинских организаций планомерно и постоянно повышать заработную плату медицинскому персоналу, в первую очередь, врачам. К тому же, учитывая высокую динамику роста среднерегиональной заработной платы по субъектам страны, региональным системам здравоохранения, имеющим ряд системных проблем, «угнаться» за данными темпами является практически невозможным. Так, в 2017 году в целом по РФ средняя заработная плата врачей составила 144% от средней по стране, а в ЦФО - 141% от средней по федеральному округу вместо запланированных 200%.
В регионах ЦФО в 2017 году уровень исполнения «майских» указов варьировался в пределах 134-163%. Причем самое низкое значение наблюдается в Москве, что, по нашему мнению, связано с высоким уровнем общего экономического развития столичного региона и значительным отставанием уровня развития системы здравоохранения. Учитывая тот факт, что заданные параметры по заработной плате врачей не были выполнены ни в целом по стране, ни в разрезе субъектов самого развитого федерального округа, можно сделать вывод о том, что сегодня существует значительная дифференциация и отставание отрасли здравоохранения в регионах по экономическому развитию и размеру оплаты труда от общерегионального уровня. Для того чтобы коренным образом решить проблему низкой оплаты труда в отрасли, по нашему мнению, необходимо сначала произвести системные преобразования всего здравоохранения в области эффективности и технической оснащенности при повышении уровня его финансирования.
Список литературы
1. Шейман И.М., Сажина С.В. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит врачей // Мир России: Социология, этнология. -2018. - Т. 27. - № 3. - С. 130-153.
2. Титова Е.Я. Кадровая политика в здравоохранении: риски и пути решения // Анализ риска здоровью. - 2017. - № 1. - С. 125-131.
3. Зюкин Д.А. Оптимизации системы управления медицинскими кадрами региона / Д.А. Зюкин, С.А. Беляев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-6. - С. 1145-1148.
4. Созарукова Ф.М. Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения на региональном уровне // Вестник экспертного советэдэжа. - 2017. -№ 4 (11). - С. 30-34.
5. Штоколова К.В. Влияние кадрового потенциала на качество медицинских услуг // Вопросы социально-экономического развития регионов. - 2017. - №1 (2). - С. 20-25.
6. Попцова В.А., Назаренко Н.А., Штоколова К.В. Медицинские кадры как основной ресурс повышения качества оказания медицинской помощи // Региональный вестник. - 2018. - № 1 (10). - С. 38-40.
7. Сергеева Н.М. Направления реализации кадрового потенциала системы здравоохранения региона // Вопросы социально-экономического развития регионов. - 2017. - №2 (3). - С. 2-10.
8. Петров А.А. "Майские указы" и проблемы их исполнения // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2017. - № 10. - С. 15-23.
9. Кадыров Ф.Н. Перспективы реализации "майских" указов Президента в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 9.
- С. 67-76.
10. Алексеева Н.В., Маршалкина Е.А. Анализ проблем развития кадрового потенциала сферы здравоохранения // Правовестник. - 2018. - № 3 (5).
- С. 54-59.