Научная статья на тему 'Изучение уровня оплаты труда среднего медицинского персонала в регионах ЦФО'

Изучение уровня оплаты труда среднего медицинского персонала в регионах ЦФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ЦФО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СМП / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / "МАЙСКИЕ" УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ / RUSSIAN FEDERATION / CENTRAL FEDERAL DISTRICT / NURSING STAFF / AVERAGE SALARY / "MAY" DECREES OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репринцева Е.В.

В статье рассматривается проблема оплаты труда в государственном секторе здравоохранения, которая является одной из самых актуальных в рамках проводимой модернизации. В ходе исследования проведен сравнительный анализ динамики средней заработной платы СМП и общей средней заработной платы в экономике РФ и субъектах ЦФО в период 2013-2017 годов с целью оценки степени выполнения «майских» указов Президента РФ 2012 года о повышении средней заработной платы в бюджетной сфере. Установлено, что средняя заработная плата СМП, как в целом по стране, так и в ЦФО, является довольно низкой и не превышает средний уровень. Несмотря на общую тенденцию к росту, в 2017 году отмечается увеличение разрыва между общей средней заработной платой и средней заработной платой СМП. По нашему мнению, это обусловлено тем, что в других отраслях и сферах экономики темпы роста оплаты труда значительно опережают аналогичные показатели в здравоохранении.The article deals with the problem of low wages in the public health sector, which is one of the most pressing issues in the ongoing modernization of the industry. In the course of the study, a comparative analysis was conducted of the dynamics of the average wage of the nursing staff and the total average wage in the Russian Federation, CFD and its subjects in the period of 2013-2017 in order to assess the degree of implementation of the «May» decrees on the increase in the average wage in the public sector. It has been established that the average wage of the nursing staff, both in the whole country and in the CFD, is rather low and does not exceed the average level. The gap between the total average wage and the average wage of the nursing staff has increased significantly by 2017, with the growth of both indicators. In our opinion, this is due to the fact that in other sectors and sectors of the economy, the rate of wage growth is significantly ahead of similar indicators in health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня оплаты труда среднего медицинского персонала в регионах ЦФО»

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ОПЛАТЫ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В РЕГИОНАХ ЦФО

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Региональная экономика

Автор: Е.В. РЕПРИНЦЕВА, к. фарм. н., доцент кафедры экономики и менеджмента Курского государственного медицинского университета

В статье рассматривается проблема оплаты труда в государственном секторе здравоохранения, которая является одной из самых актуальных в рамках проводимой модернизации. В ходе исследования проведен сравнительный анализ динамики средней заработной платы СМП и общей средней заработной платы в экономике РФ и субъектах ЦФО в период 20132017 годов с целью оценки степени выполнения «майских» указов Президента РФ 2012 года о повышении средней заработной платы в бюджетной сфере. Установлено, что средняя заработная плата СМП, как в целом по стране, так и в ЦФО, является довольно низкой и не превышает средний уровень. Несмотря на общую тенденцию к росту, в 2017 году отмечается увеличение разрыва между общей средней заработной платой и средней заработной платой СМП. По нашему мнению, это обусловлено тем, что в других отраслях и сферах экономики темпы роста оплаты труда значительно опережают аналогичные показатели в здравоохранении.

The article deals with the problem of low wages in the public health sector, which is one of the most pressing issues in the ongoing modernization of the industry. In the course of the study, a comparative analysis was conducted of the dynamics of the average wage of the nursing staff and the total average wage in the Russian Federation, CFD and its subjects in the period of2013-2017 in order to assess the degree of implementation of the «May» decrees on the increase in the average wage in the public sector. It has been established that the average wage of the nursing staff, both in the whole country and in the CFD, is rather low and does not exceed the average level. The gap between the total average wage and the average wage of the nursing staff has increased significantly by 2017, with the growth of both indicators. In our opinion, this is due to the fact that in other sectors and sectors of the economy, the rate of wage growth is significantly ahead of similar indicators in health care.

Ключевые слова: РФ, ЦФО, здравоохранение, СМП, средняя заработная плата, «майские» указы Президента РФ.

Keywords: Russian Federation, Central Federal District, nursing staff, average salary, «May» decrees of the President of the Russian Federation.

Проблема низкой оплаты труда в государственном секторе здравоохранения сегодня является одной из самых актуальных в рамках проводимой модернизации отрасли [1]. Недостаточный уровень оплаты труда в совокупности с высокой нагрузкой на медицинский персонал приводит к «перетеканию» кадров из государственного сектора в коммерческое здравоохранение. Как следствие, это приводит к снижению обеспеченности национальной системы здравоохранения медицинским персоналом, что негативно отражается на результатах функционирования отрасли [2, 3]. Ситуацию усугубляет и проводимая с 2010 года «оптимизация», в рамках которой произошло сокращение количества медицинских организаций в стране и численности медицинского персонала соответственно. В значительной степени такие изменения затронули средний медицинский персонал (СМП). В результате сократилось соотношение между численностью СМП и количеством врачей. Если в 2010-2014 годах на одного врача приходилось более двух человек СМП, то к 2017 году на одного врача стало приходиться чуть более одного работника со средним медицинским образованием при рекомендованном соотношении 1:3. Это способствовало росту нагрузки на оставшийся персонал, причем, заработная плата соразмерно росту нагрузки не увеличилась [4, 5].

Реализации «майских» Указов Президента РФ 2012 года, устанавливающих увеличение заработной платы медицинского персонала не дала ожидаемых результатов. Негативным следствием проводимых изменений стали массовые кадровые перестановки с целью экономии фонда оплаты труда в медицинских организациях. В результате, к 2016 году в большинстве медицинских организаций страны младший медицинский персонал был переведен в категорию прочего, а заработная плата среднего медицинского и врачебного персонала так и не достигла установленных ориентиров - 100% и 200% соответственно от среднего уровня оплаты труда в экономике региона [6, 7]. Наличие указанных проблем определяет актуальность данной работы.

В ходе исследования был проведен сравнительный анализ динамики средней заработной платы СМП и общей средней заработной платы в РФ, ЦФО и его субъектах в период 2013-2017 годов. При рассмотрении ситуации в целом по РФ установлено, что уровень общей средней заработной платы в стране в исследуемом периоде превышает уровень оплаты труда СМП. Средняя номинальная заработная плата СМП имеет тенденцию к росту: с 24,1 тыс. руб. в 2013 году до 30,2 тыс. руб. в 2017 году. Уровень оплаты труда в экономике страны также увеличивается с 30 тыс. руб. до 39,2 тыс. руб. соответственно при некотором снижении в 2015 году относительно уровня предыдущего года. При этом необходимо отметить увеличение разницы между оплатой труда СМП и средней по стране: если в 2013 году разница составляла около 6 тыс. рублей, то в 2017 году средняя заработная плата СМП была меньше желательного уровня на 9 тыс. рублей (рис. 1).

2013 2014 2015 2016 2017

■ Средняя заработная плата СМП в РФ, тыс. руб.

■ Средняя заработная плата в РФ, тыс. руб.

Рисунок 1 - Сопоставление средней номинальной заработной платы СМП в РФ и средней заработной платы в целом по РФ в 2013-2017 гг.

При изучении аналогичных показателей в ЦФО отмечается, что как общая средняя заработная плата, так и оплата труда СМП в данном регионе значительно выше, чем в целом по РФ. В 2013 году средняя заработная плата в ЦФО составила 36,6 тыс. рублей, а для СМП - 29,7 тыс. рублей. К 2017 году данные показатели возросли до 48,6 тыс. рублей и 36,9 тыс. рублей соответственно. При этом в ЦФО выявлены аналогичные общероссийским тенденции: уровень общей средней заработной платы превышает уровень оплаты труда СМП. Также в 2015 году средняя заработная плата по ЦФО снизилась относительно предыдущего года, в то время как средняя заработная плата СМП неуклонно растет (рис. 2).

0

2013 2014 2015 2016 2017

■ Средняя заработная плата СМП в ЦФО, тыс. руб.

Рисунок 2 - Сопоставление средней номинальной заработной платы СМП и общей средней заработной платы по ЦФО в 2013-2017 гг.

Также в ходе исследования проведен анализ выполнения «майских» указов Президента РФ 2012 года в субъектах ЦФО и в целом по России в период 2013-2017 годов. Сортировка регионов проведена в порядке убывания значения рассматриваемого показателя в 2017 году (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика исполнения «майских» указов о повышении заработной платы СМП в регионах ЦФО и в целом по РФ в 2013-2017

годах

Уровень средней оплаты труда СМП Изменение

Субъект ЦФО относительно средней заработной платы в экономике региона, % за 2013-2017

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. гг.

1 Ивановская область 127 117 134 109 103 -25

2 Тамбовская область 126 116 117 106 99 -27

3 Костромская область 126 116 125 105 98 -27

4 Брянская область 126 116 122 105 97 -28

5 Орловская область 126 116 121 104 97 -28

6 Смоленская область 118 110 114 96 92 -26

7 Владимирская область 118 108 110 96 89 -29

8 Курская область 114 104 109 95 88 -26

9 Тверская область 105 98 109 92 87 -17

10 Воронежская область 109 100 108 92 86 -23

11 Липецкая область 112 103 104 92 85 -27

12 Рязанская область 110 101 105 88 84 -26

13 Белгородская область 108 100 102 89 83 -26

14 Ярославская область 105 96 98 85 78 -27

15 Тульская область 104 94 100 82 76 -28

16 Калужская область 94 86 88 76 70 -23

17 Московская область 67 62 63 57 51 -16

18 Москва 43 39 42 34 33 -10

РФ 80 74 79 66 62 -19

Как видно из таблицы за исследуемый период во всех рассматриваемых субъектах ЦФО произошло снижение соотношения между оплатой труда СМП и в среднем по экономике региона. Если в 2013 году средняя заработная плата СМП составляла 100% и более от среднерегионального уровня в 15-ти из 18-ти субъектов ЦФО, а в 2014-2015 годах - в 13-ти областях, то в 2016 году произошло резкое снижение данного показателя в большинстве регионов ЦФО, среди которых лишь в 5-ти значение соответствовало установленному уровню. В 2017 году только лишь в Ивановской области средняя заработная плата СМП соответствовала среднерегиональной, составив 103%. Также можно отметить Тамбовскую область, в которой в 2017 году средняя заработная плата СМП составила 99% от среднерегиональной, что практически соответствует необходимому уровню.

В целом, можно выделить регионы-лидеры, в которых в течение всего исследуемого периода наблюдались высокие значения рассматриваемого показателя. Это Ивановская, Тамбовская, Костромская, Брянская и Орловская области. Наименьший уровень исполнения указов по заработной плате СМП наблюдается в Москве, Московской, Калужской, Тульской и Ярославской областях. Сопоставление данных по регионам ЦФО со средним значением по РФ показывает, что во всех регионах ЦФО (за исключением Москвы и Московской области), показатель выше. В целом по РФ к 2017 году отмечается снижение степени исполнения «майских» указов по заработной плате СМП. Уровень средней оплаты труда СМП относительно средней заработной платы в экономике региона уменьшился до 62%, что является достаточно низким значением.

В результате проведенного исследования установлено, что средняя заработная плата СМП, как в целом по стране, так и в большинстве регионов ЦФО заметно ниже среднего уровня оплаты труда в регионах. Несмотря на рост оплаты труда среднего медицинского персонала в 2013-2017 годах, отставание данного показателя от средней заработной платы в экономике соответствующих регионов увеличивается. Это обусловлено тем, что в других отраслях и сферах деятельности темпы роста оплаты труда являются более высокими, значительно опережающими данный показатель в здравоохранении. «Майские» указы Президента 2012 года о повышении оплаты труда медицинского персонала в большинстве регионов ЦФО и в целом по РФ не выполняются.

Учитывая высокую социальную нагрузку здравоохранения и хронический дефицит финансовых ресурсов в отрасли, обеспечение планомерного роста оплаты труда медицинского персонала требует серьезного экономического обоснования и адресной поддержки государства и системы обязательного медицинского страхования. Попытка провести кадровую «оптимизацию» и «сэкономить» финансовые средства за счет сокращения неэффективных расходов привела к снижению обеспеченности населения страны медицинским персоналом и увеличению трудовой нагрузки, в том числе на СМП. Обеспечение роста заработной платы в здравоохранении позволит сохранить высококвалифицированные кадры и является необходимым условием повышения производительности труда и мотивации персонала. В противном случае это грозит критическим дефицитом медицинского персонала в отрасли, что может поставить под угрозу возможность нормального функционирования Национальной системы здравоохранения, и в конечном итоге - здоровье населения.

Список литературы

1. Фомин А.А. Проблемы оплаты труда в системе здравоохранения // Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. -2017. - № 4. - С. 3.

2. Харченко А.В. Обеспеченность трудовыми ресурсами как фактор повышения качества оказания медицинских услуг // Региональный вестник. - 2018. - №4. - С. 24-25.

3. Сергеева Н.М. Направления реализации кадрового потенциала системы здравоохранения региона // Вопросы социально-экономического развития регионов. - 2017. - №2 (3). - С. 2-10.

4. Зюкин Д.А., Куркин М.А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №9. - С. 287-290.

5. Шаповалов А.Г., Брянская М.Н. Проблемы и недостатки процессов оптимизации в здравоохранении: взгляд руководителя организации // Забайкальский медицинский журнал. - 2015. - № 3. - С. 53-55.

6. Петров А.А. "Майские указы" и проблемы их исполнения // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2017. - № 10. - С. 15-23.

7. Жигалова О. Подходы к оценке эффективности достижения целевых показателей "майских указов" Президента Российской Федерации // Государственная служба. - 2015. - № 3 (95). - С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.