ПЕРЕАОВАЯ СТАТЬЯ
Итоги работы
IX ОбШЕроссийского конгресса ЛЕтских инфекционистов «Актуальные вопросы инфекционной патологии и ВАкцинопроФиЛАктики»
(8—10 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА)
8 — 10 декабря 2010 года в Москве прошел очередной IX Общероссийский конгресс детских инфекционистов. IX Общероссийский конгресс детских инфекционистов констатирует, что в стране сохраняется нежелательная тенденция постоянного свертывания педиатрической инфекционной службы: во многих медицинских ВУЗах ликвидируются кафедры детских инфекций, сокращаются учебные часы, происходит постепенное слияние кафедр детских и взрослых инфекций, по примеру западных стран. По прежнему игнорируется опыт нашей страны по раздельной госпитализации детей и взрослых, проведению учебного процесса на основе знания вопросов возрастной педиатрии. Глубокое знание педиатрии для врача- инфекциониста, работающего с детьми, строго обязательно. Поэтому, не копируя западный опыт по данной позиции, вектор наших усилий в отечественном здравоохранении должен быть направлен на сохранение инфекционной педиатрической службы.
Конгресс поддержал мнение известного педиатра — профессора Л. М. Рошаля, президента Национальной медицинской палаты. В его докладе были освещены основные направления работы палаты по созданию независимой профессиональной экспертизы, направленной на защиту прав врача, а также адвокатских групп по защите медицинских работников. Обсуждается проблема совершенствования этических норм во взаимоотношениях пациента и врача, а также между врачом и руководством учреждения.
Много внимания на конгрессе уделялось проблеме стандартизации и качества высшего медицинского образования. Этому вопросу был посвящен доклад проректора ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, член-корреспондента РАМН, профессора Н. В. Полуниной, которая сделала акцент на положении стандарта подготовки педиатров 3 поколения, соответствующих требованиям современного развития медицинской науки, потребностям здравоохранения детского населения. Очевидно, что качество подготовки педиатров должно определяться законодательной базой, технологическим оснащением, педагогическими кадрами соответствующего уровня, использованием образовательных стандартов при подготовке врачей на дои последипломном этапах обучения, соответствующим уровнем владения знаниями, умениями и навыками. Основой стратегии подготовки педиатров является форми-
рование клинического мышления на основе практической подготовки. Должное внимание должно уделяться изучению международного опыта медобразования. Преимуществом федерального государственного стандарта (ФГОС) является единая длительность для всех курсов — 18 недель. Выделены базовая (до 80—90%) и вариативная (10—15%) части дисциплины. Базовая часть является строго обязательной по перечню тем дисциплины, а вариативная — дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, в которой важное значение имеют элективные курсы — до 30% от вариативной составляющей. В новом стандарте предлагается объединение естественно-научных и медико-биологических дисциплин в один блок, а также преподавание медико-биологических дисциплин на старших курсах (клинической иммунологии, патанатомии, патофизиологии и др.). Увеличено количество часов на профессиональный блок. Определены виды профессиональной деятельности врача-педиатра, общекультурные и профессиональные компетенции. Установлена мера трудоемкости образовательной программы — зачетная единица (36 академических часов). Зачетные единицы учитывают самостоятельную работу студентов, итоговый контроль (зачеты и экзамены), производственную и учебную практику и итоговую аттестацию — всего 360 зачетных единиц. Большое внимание уделено уходу за больным, в связи с этим введена производственная практика со 2 курса, в конце которой выставляется оценка. Все клинические кафедры должны иметь поликлиническую базу. Сохраняется вечернее образование в виде очно-заочной формы обучения.
В работе конгресса обсуждалась проблема непрерывного профессионального медицинского образования в сфере вакцинопрофилактики. Рекомендовано больше внимания уделять степени подготовки, профессиональному уровню знаний и опыту работы в области организации и проведения иммунизации. Реализовать эти требования возможно с помощью включения в государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики, решения организационных вопросов (кого, когда, где и как обучать?), разработки дифференцированных программ обучения по месту работы, внедрения модульных принципов, дистанционных форм повышения квалификации и др.
■ Итоги работы IX ОБШЕроссийского конгресса ЛЕтских инфЕкиионистов
По ходу работы конгресса большое внимание уделялось молекулярным основам эволюции детских инфекций; вопросам совершенствования Национального календаря профилактических прививок; проблемме гриппа и ОРВИ в период пандемии; тактике оказания неотложной помощи при обструктивных заболеваниях дыхательных путей на догоспитальном этапе; острым кишечным инфекциям с акцентом на вирусные патогены, нарушениям микробиоценоза и биоценозсберегающей терапии пробиотика-ми; применению бактериофагов в эпоху антибиотикоре-зистентности. Отдельные симпозиумы посвящены были интенсивной терапии при поражении ЦНС на фоне инфекционного токсикоза и при острой дыхательной недостаточности; нейроинфекциям, в том числе клещевым; иерсиниозам и роли оппортунистических инфекций в развитии нейтропений у детей раннего возраста.
Следует подчеркнуть, что тематика научно-практических докладов по диагностике, лечению и профилактике важнейших инфекционных заболеваний у детей, а также проведенный цикл лекций («Бешенство», «Полиомиелит и синдром вялого паралича», «Актуальные паразитозы», «Фторхинолоны в практике педиатра») были строго ориентированы на практических врачей, что позволило сертифицировать участников конгресса о прохождении цикла по актуальным вопросам инфекционной педиатрии.
В рамках конгресса прошел конкурс молодых ученых в виде постерной сессии, где было представлено много интересных сообщений по различной инфекционной патологии у детей. Рекомендовано призовые работы опубликовать в журнале «Детские инфекции».
IX Общероссийский конгресс детских инфекционистов реализовал научно-практическую программу в 33 симпозиумах, что позволило считать участие практических врачей в работе конгресса в течение 3 дней своеобразной формой повышения квалификации профессионального медицинского образования.
В качестве приоритетных направлений в области науки конгресс рекомендовал изучение
— герпесвирусных инфекций, в том числе медленных вирусных инфекций;
— ВИЧ-инфекции у детей и подростков, включая перинатальную трансмиссию, ВИЧ у потребителей инъекционных наркотиков в подростковом возрасте, АРВ-терапию у детей и подростков;
— острых респираторных инфекций, включая вклад в патологию «новых» инфекций (бокавирусной, метапнев-мовирусной, корона-, астро-, и других вирусных инфекций), а также пневмоцистоза, пневмомикоза и др. оппортунистических инфекций;
— острых кишечных инфекций, включая вирусные диареи, в том числе калици-, норовирусные и др., алгоритмов противовирусной терапии, роли фагов и биоценозс-берегающих технологий при ОКИ у детей разного возраста;
— противовирусной терапии, включая пегилирован-ные интерфероны и аналоги нуклеозидов при вирусных гепатитах;
— нейроинфекций;
— интенсивной терапии при инфекционной патологии;
— зоонозов и паразитозов в детском возрасте, а также вакцинопрофилактики.
В соответствии с этим рекомендовано просить МЗ СР при утверждении ФГОС по специальности «Педиатрия» включить раздел иммунопрофилактики единым блоком, в соответствии с Федеральным законом РФ по иммунопрофилактике, а также рассмотреть вопрос о создании системы непрерывного профессионального образования в области вакцинологии. Назрела необходимость обязательного медицинского страхования, связанного с иммунизацией.
Рекомендовано расширять Национальный календарь профилактических прививок за счет включения вакцинации против пневмококковой, гемофильной, менингокок-ковой инфекций, ветряной оспы, ПВИ и др.
Для реализации программы массовой вакцинопрофи-лактики конгресс по-прежнему считает целесообразным создавать региональные календари, в том числе и за счет региональных бюджетов и других источников финансирования на основе улучшения качества статистического учета эпид. ситуации и экономического мониторинга расходов по гриппу, гемофильной, пневмококковой, герпетической, ротавирусной и др. инфекциям.
Принципиально важно продолжать работу, направленную на сохранение инфекционной педиатрической службы: сохранить раздельную госпитализацию детей и взрослых; совершенствовать стандарт профессиональной деятельности врача-инфекциониста и стандарт оказания медицинской помощи детям при инфекционных и паразитарных заболеваниях; совершенствовать преподавание инфекционных болезней у детей на этапах до-дипломной и последипломной подготовки врача педиатра путем создания единых для всей России стандартов и учебно-методических комплексов.
IX Общероссийский конгресс детских инфекционистов считает необходимым продолжить работу по внедрению в процесс обучения студентов и послевузовской подготовки врачей электронных версий руководств, учебников, методических пособий и атласов с размещением их на сайтах кафедр (предполагая комплексирование в их подготовке).
Продолжить работу по сертификации первичной специализации по субспециальности «Инфекционные болезни детского возраста» на этапе постдипломного образования.
Способствовать повышению авторитета конгресса детских инфекционистов, журнала «Детские инфекции» и региональных ассоциаций педиатров-инфекционистов; привлекать к участию в работе симпозиумов конгресса ученых стран СНГ.
Создать Проблемную комиссию по инфекционным болезням у детей.
В 201 1 г. провести X Общероссийский конгресс детских инфекционистов, посвященный 100-летнему юбилею академика РАМН, профессора Н. И. Нисевич (отв. академик РАМН, профессор В. Ф. Учайкин).