Научная статья на тему 'Итоги, проблемы и перспективы развития'

Итоги, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги, проблемы и перспективы развития»

А.В. Симоненко,

доктор юридических наук, начальник Воронежского института МВД России, генерал-майор милиции

ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Прошедший учебный год был насыщен значимыми событиями и занял достойное ме-сто в истории института. Во-первых, это был год тридцатилетия вуза. Празднование юбилея продемонстрировало его авторитет в системе образовательных учреждений Министерства и вузовском сообществе региона, ярко отразило связь поколений сотрудников, выпускников, создававших и развивавших учебно-материальную базу института, его образовательную сре -ду, культурные ценности и традиции — всё то, что мы сегодня вкладываем в понятие «Воро -нежский институт МВД России».

Во-вторых, это был год работы в условиях реформирования МВД, что нашло отражение в структуре и содержании учебно-воспитательного процесса.

Президент России Д .А. Медведев ориенти -рует нас на воспитание специалиста новой формации, профессионально-компетентного

сотрудника, обладающего высоким уровнем знаний и навыков, комплексом личностных качеств, которые позволят ему занять достой -ное место в обществе, завоевать доверие граж -дан и пользоваться у них авторитетом.

Министр внутренних дел генерал армии Р.Г. Нургалиев, обращаясь к кадровому резер -ву МВД, проходящему подготовку в Академии управления МВД России, отметил, что «орга-нам внутренних дел нужны настоящие профес -сионалы, принявшие осознанное, искреннее решение беззаветно служить обществу и до конца стоять на защите прав и свобод граж -дан». «Случайные люди нам не нужны», — подчеркнул он.

В своей работе мы сосредоточили усилия на создании, прежде всего, здорового мораль -но-психологического климата в коллективе, формировании у сотрудников и курсантов профессиональной культуры и компетентно -сти, нравственности и морали, патриотизма и других личностных качеств, призванных обеспечить успех профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел новой формации, сотрудника, способного эффективно выполнить сложные правоохранительные задачи и пользоваться у граждан уважением и

авторитетом. Мы неоднократно убеждались в том, что чем выше уровень организованности и дисциплины в подразделениях и в целом в ин -ституте, чем выше ответственность педагогов и обучаемых за конечный результат работы, чем выше уровень ценностных ориентиров, тем больше успех нашей профессиональной деятельности.

В связи с этим уместно привести не кото -рые результаты изучения нравственно -

психологического климата в курсантских коллективах, анкетирования курсантов и слушате -лей по вопросам их взаимоотношений с сослу -живцами, с руководством курсов и профессор -ско -преподавательским составом.

Полученные данные свидетельствуют о том, что от младших курсов к старшим снижа -ется оценка курсантами уровня профессио-нальной компетентности профессорско-пре -подавательского состава института: на радио -техническом факультете 67% первокурсников оценивает уровень профессиональной подго-товленности ППС как высокий и только 50% пятикурсников разделяют это мнение. Анало -гичная тенденция имеет место и на юридиче-ском факультете (76% — 1 курс, 61% — 5 курс). В то же время как «очень хорошие» оценили свои отношения с преподавателями 57% первокурсников радиотехнического факультета и 49% — юридического, а к 5 курсу этот показатель возрастает до 68% и 70% соответственно. Это, наверное, естественный про -цесс. Приобретая знания, профессиональную культуру, воспитанность, жизненный опыт, курсанты завоевывают определенный авторитет у преподавателей, заслуживают отношение к себе как к младшим офицерам (5 курс) или будущим младшим офицерам (4 курс). При -знание заслуг старшекурсников, их потенциала характерно для преподавателей выпускающих кафедр, наиболее близко и предметно общаю -щихся с будущими выпускниками.

Не более 1% курсантов оценивают свои отношения с преподавателями как плохие. Но вызывает большую тревогу факт снижения от курса к курсу авторитета преподавателей в глазах обучаемых. На этот вопрос, наверное,

нет однозначного ответа. Среди возможных объяснений столь неприятной картины наибо -лее достоверными представляются следующие два. Первое — побывав на практике, курсанты и слушатели обнаружили, что те знания и умения, которые им преподают, не всегда акту -альны для их будущей служебной деятельно -сти. Второе — профессиональный уровень не -которых преподавателей профильных кафедр не соответствует современным требованиям образовательного процесса. В связи с этим еще раз необходимо акцентировать внимание на качестве кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса на профильных кафедрах

Преподаватель, который ведет спецкурс, должен быть, прежде всего, профессионалом, практиком, специалистом в своем деле. Он обязательно должен быть и педагогом, и вос-питателем, и ученым. А у нас по-прежнему есть претензии к преподавателям, которые отсутствие или недостаток опыта практической работы не стремятся восполнить качественной подготовкой к занятиям. Прошедший год почти не изменил к лучшему ситуацию на кафедрах телекоммуникационных систем, информационной безопасности, криминалистики и других.

От 72% до 90% курсантов и слушателей на вопрос: «Что способствует успешной сдаче за -четов и экзаменов ?» — выбрали ответ: «Каче -ство подготовки и уровень знаний». Казалось бы, обнадеживающий результат — подавляющее большинство считает, что качественная подготовка — залог успешной успеваемости. Но можно и по-другому оценить итоги анкети -рования: примерно каждый четвертый курсант 1 и 4 курсов юридического факультета, 2 и 3 курсов радиотехнического факультета, выпу-скники радиотехнического факультета считают, что учеба — не главное условие получения высокой оценки. А что тогда? Если взять 3 курс радиотехнического факультета, где наи-больший процент (28%) курсантов считает, что для хорошей успеваемости не нужно проявлять усердие в учебе, то отношения с преподавате -лями там самые неблагополучные. Но резуль -таты учебы — далеко не худшие на факульте -те. Пора, наверное, присмотреться к курсу и его руководству, к тому, какими методами достигаются положительные результаты.

На этом же курсе курсовые офицеры в гла -зах курсантов обладают самым низким уров-нем авторитета, здесь самый высокий показа -тель конфликтности с руководством курса, больше всего жалоб на несправедливое рас -пределение среди курсантов работы и нагру-зок, самые низкие оценки отношений с одно -курсниками и морально-психологического

климата на курсе в целом. Аналогичная картина по результатам опроса выявлена и на 4 кур -се юридического факультета.

Но при этом нельзя не отметить, что и 3 курс радиотехнического факультета, и 4 курс юридического факультета успешно сдали летнюю экзаменационную сессию и на своих факультетах занимают лидирующие позиции по показателям успеваемости.

Результаты анкетирования курсантов, про -веденного сотрудниками отдела воспитатель -ной работы среди 1048 курсантов, должны быть в ближайшее время рассмотрены и обсу -ждены на заседаниях учебно-воспитательных советов факультетов и курсов, совещаниях с кураторами учебных взводов и курсовыми офицерами. Нам необходимо провести доско-нальный анализ имеющихся результатов и на -метить эффективные меры и пу ти искоренения негативных явлений.

Большая работа проведена в прошлом учебном году по совершенствованию всех на -правлений учебно-воспитательного процесса, оптимизации учебных планов и программ, учебно-методическому и научному обеспечению преподавания учебных дисциплин.

В целях удовлетворения растущих потреб -ностей подразделений ОВД в специалистах по эксплуатации ЕИТКС, специализированных программно -аппаратных комплексов и автома-тизированных информационных систем инсти -тут выступил с инициативой подготовки и по -вышения квалификации таких категорий спе-циалистов. В соответствии с решением колле -гии Министерства нами получена лицензия на ведение образовательной деятельности по но -вой специальности 230102.65 — «Автоматизи -рованные системы обработки информации и управления» и осуществлен набор на обучение по данной специальности. Мы присту пили к реализации учебных программ подготовки столь необходимых для информационных цен -тров МВД, ГУВД, УВД по субъектам федера -ции специалистов. Уже сейчас можно сказать, что это — знаковое событие в биографии вуза, которое определяет приоритеты его развития на ближайшие годы. Это не просто новая спе -циальность, а новое укрупненное направление подготовки специалистов, впервые реализуемое в системе профессиональной подготовки кадров МВД России. Да и в Воронеже только в одном вузе ведется подготовка специалистов по данному направлению. Важно не упустить момент — наладить взаимосвязи с заказчиками на подготовку специалистов, прежде всего, ГИАЦ МВД России и ИЦ ГУВД по Воронеж -ской области, заложить основы будущей спе -

циализиро ванной кафедры, включая матери -ально-техническое, информационное и мето-дическое обеспечение, подбор и повышение квалификации профессорско-преподаватель -

ского состава.

В связи с этим нельзя не вспомнить исто -рию развития связных специальностей в нашем институте. Главный заказчик — Департамент тыла МВД России в лице двух мощнейших управлений — испытывает постоянно расту -щие потребности в специалистах по эксплуа-тации и организации связи, в том числе раз -вертыванию, настройке и применению аппара -туры ЕИТКС. При этом руководство управле -ний и отделов имеет неполное представление о возможностях института по подготовке спе -циалистов связи и, наверное, более главном в складывающейся кадровой ситуации в МВД,

— желании таких специалистов готовить.

Наше взаимодействие с заказчиками на подготовку специалистов связи ограничено в основном ГУВД по Воронежской области, и то с неоднозначной оценкой. В итоге в концепции развития подвижной радиосвязи в Министер-стве, подготовленной специалистами Управле -ния информационно-телекоммуникационных технологий и связи Департамента тыла МВД России, говорится, что в системе МВД нет ву-зов, которые могли бы готовить специалистов по радиосвязи. И это примерно через год после того, как наш институт отказался от лицензии на ведение образовательной деятельности по специальности « Средства связи с подвижными объектами», так как в течение почти десяти лет не мог определиться с ее комплектованием.

Долгое время подготовка специалистов связи велась двумя кафедрами — «Техниче-ских систем безопасности и связи» и «Теле -коммуникационных систем», и обе считались выпускающими, что приводило к рассредото -чению научно-педагогического потенциала, материально-технических средств. За время подготовки специалистов по двум связным специальностям, а это более чем 10 лет, не бы -ло подготовлено ни одной кандидатской дис-сертации по соответствующей научной специ -альности, не сформировано научного направ-ления, хотя НИР по связной тематике время от времени выполнялись. Ни одна из этих кафедр не взяла на себя ответственность и инициативу взаимодействовать с заказчиками по подготов -ке специалистов, сотрудничать с ГУ НПО «Специальная техника и связь», руководители которого проявляют интерес к институту с точки зрения наших возможностей по прове-дению натурных испытаний связной аппарату -ры, теоретической базы совместных научных

исследований, диссертационного совета. Сей -час мы принимаем меры организационного характера по объединению специальных дис -циплин на одной кафедре — «Телекоммуникационных систем».

Сделаны первые шаги по научно -методическому взаимодействию с Калужским филиалом научно-производственного объединения « Специальная техника и связь». Ведется работа по открытию на базе института локальной академии мирового производителя сетево -го оборудования Cisco Systems, повышению квалификации преподавателей на кафедрах Московского технического университета связи и информатики. Однако пора и кафедре актив -но включаться в этот процесс, а не ждать ука -заний и толчков сверху. Тем более, что потен -циал у кафедры весьма приличный. Об этом говорят и выполненный грант Министерства на сумму 720 тысяч рублей, и многократные победы во всероссийских и ведомственных конкурсах научных работ учащихся.

Долгое время сходные проблемы были и в подготовке специалистов по защите информации. Не до конца решены они и сейчас, но тен -денции к лучшему наметились и реализуются. Прежде всего, необходимо отметить плодо-творное сотрудничество со Спецбюро МВД России в вопросах повышения квалификации специалистов по защите конфиденциальной информации и применению электронной циф-ровой подписи. В течение года было получено оборудование, техническая документация. Два преподавателя кафедры информационной безопасности повысили квалификацию на ака -демических курсах. Теперь всё готово для приема слушателей курсов повышения квали-фикации по соответствующей должностной категории в соответствии с «Концепцией развития системы криптографической защиты информации в ОВД РФ до 2013 г.», утвер-жденной приказом Министра от 02.08.2010 г. №561.

Активно включилась кафедра информаци-онной безопасности и в инициированную НПО «Специальная техника и связь» научноисследовательскую работу по написанию учебного пособия и разработке учебного курса по применению аппаратуры ГЛОНАСС в дея-тельности ОВД. Следует отметить и кафедру технических систем безопасности и связи. Кафедра не только приняла самое активное уча -стие в решении данной актуальной для ОВД научно-методической проблемы, но и возглавила НИР по разработке комплексных решений организации физической охраны судов с ядер -

ными энергетическими установками, выполняемую по заказу ДГЗИ МВД России.

Приведенные примеры говорят о том, что в процессе реформирования Министерства, оптимизации и модернизации структуры и шта-тов МВД мы обязаны ежедневно доказывать свою состоятельность, демонстрировать свою востребованность в системе подготовки кадров, проявлять инициативу и эффективно вы -полнять заказные НИР, особенно крупные, в интересах департаментов и управлений Министерства. Выполнение таких НИР способствует росту авторитета нашего института на самом высо ком уровне.

Особо хочу остановиться на повышении квалификации специалистов ОВД. В этом году запланировано обучение 1120 слушателей 18 должностных категорий, не считая повышения квалификации инженеров территориальных подразделений ФГУП « Охрана», осуществляе -мых на договорной основе. Если всего не -сколько лет назад курсы повышения квалификации ассоциировались только с одной кафедрой организации деятельности подразделений вневедомственной охраны, то сейчас, только профильных кафедр, возглавляющих и органи -зующих работу по повышению квалификации

— пять. Согласно концепции совершенство ва -ния профессиональной подготовки кадров в системе МВД России, такая форма, как повы-шение квалификации, будет в ближайшее вре-мя расширяться, и мы должны быть готовы, прежде всего, к увеличению количества долж -ностных категорий, организации единовременного, «разового» повышения квалификации специалистов узкого профиля. На сегодняшний день разработано 18 профилей дистанционного обучения в системе 8ТЕЬЬИ8. Три из них до -ведены до уровня автономного дистанционно -го курса, еще два находятся в стадии заверше -ния. Большинство разработанных профилей внедрены в учебный процесс, причем исполь -зуются не только тесты, но и лекции, и инте -рактивные учебники, и материалы для прове-дения практических занятий. Это уникальный методический опыт, которым не обладает ни один вуз МВД России. ЦОКР МВД России прорабатывает вопрос о проведении на базе нашего института первого полностью дистан -ционного курса повышения квалификации. Если это состоится, а мы уже готовы представить несколько таких курсов на выбор, то наше лидерство в разработке методического обеспе -чения СДОТ получит реальное подтверждение.

Особенность нашего ву за в системе образовательных учреждений Министерства — ве -дение образовательной деятельности по 6 спе -

циальностям по очной форме и 3 по заочной. Мы монополисты в области подготовки техни -ческих специалистов — это, безусловно, один из факторов выживания в условиях реоргани-зации вузов МВД. Но это и наше уязвимое ме -сто, поскольку подготовка по дисциплинам специализации и выполнение выпускных квалификационных работ сосредоточены на про -фильных, так называемых выпускающих ка -федрах. Поэтому возможное сокращение набо -ра на специальность ведет к сокращению через три-четыре года штатов профильных кафедр, а отсутствие набора, как это произошло в ны-нешнем году по специальностям «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» и « Правоохранительная деятельность» в перспективе ставит вопрос о су ществовании соответствующих кафедр. Понятно, что, учи -тывая сформировавшуюся систему подготовки специалистов, сложившиеся научно-педагоги -ческие коллективы, направления научных ис-следований, мы предпринимаем максимум усилий для того, чтобы сохранить профильные кафедры. Теперь, в условиях сокращения чис -ленности переменного состава вузов МВД Рос -сии примерно на 30% до 2012 г. мы должны бороться за набор по каждой специальности, а это очень непросто. И главный аргумент в этой борьбе — высокое качество подготовки спе -циалистов нашим институтом, привитие им в процессе учебы высоких морально-нравственных и деловых качеств, профессиональной компетентности, формирование устойчивой мотивации к службе в милиции (полиции), го -товности с первых дней работы в подразделе -ниях ОВД качественно выполнять служебные задачи.

Развивая достигнутое в области совершен -ствования практической составляющей обуче -ния, мы увеличили и по объему часов, и по количеству сотрудников привлечение специа-листов -практиков к учебному процессу. Со -трудники ГУВД руководят и активно участву -ют в работе предметных экзаменационных ко -миссий Государственной аттестации выпускников, проводят много практических занятий, в том числе выездных, участвуют в комплекс -ных оперативно-тактических учениях в качестве консультантов и судей-посредников, руко-водят учебными практиками. Однако по -прежнему мы недостаточно привлекаем спе -циалистов ГУВД к руководству дипломными работами как по юридическим, так и по техни -ческим специальностям.

Следует отметить возросший уровень тре -бований и принципиальности кафедр во время сдачи государственных экзаменов, что отрази -

лось, в том числе, и в неу довлетворительных оценках, полученных слушателями факультета заочного обучения и юридического факульте-та. Однако вновь, как и в прошлом году, были некачественно отработаны экзаменационные материалы комплексного экзамена по специ-альности «Защищенные системы связи», кото -рые готовила кафедра телекоммуникационных систем.

Более успешно, чем в 2008/2009 учебном году, на соревнованиях различного уровня вы -ступили наши команды. Курсанты института заняли пятое место (из 22) в оперативно -тактических учениях ву зов МВД, проведенных на базе Тюменского юридического института. Однако неоправданно еще велик процент кур -сантов, неудовлетворительно подготовленных по физической и огневой подготовке, остаю-щихся во время каникул на повторную и далее комиссионную пересдачи. По итогам прошедшей сессии более 170 курсантов не сдали с первого раза зачеты по огневой, физической и профессионально -прикладной подготовке. Это говорит о крайне слабом использовании наших спортивных объектов, тренажеров, электрон -ных тиров во время самоподготовки.

Самоподготовка по-прежнему является до конца нерешенным вопросом. Руководители факультетов и курсов, кураторы, кафедры — все мы обязаны направить данную проблему в конструктивное русло. У нас достаточное ко -личество учебных аудиторий. В соответствии с графиком консультаций (при необходимости и вне графика) кафедры готовы заниматься с курсантами. Общая и специальная библиотеки имеют достаточный фонд литературы и рабо -тают нормально, курсантам предоставлена возможность пользования в полной мере со -временными информационными ресурсами, мы обеспечены новыми компьютерами и оргтехникой, в любой точке института можно пользоваться бесплатным интернетом и т. д. Но проверки постоянно выявляют значительную часть курсантов, не занимающихся в установленное распорядком дня время самоподготовкой.

Говоря о наших достижениях в прошлом учебном году, мы вынуждены делать оговорки по поводу недоработок или упущенных воз -можностей.

В прошедшем учебном году по всем формам обучения институт выпустил 700 специа-листов: радиотехнический факультет — 205, юридический — 146, ФЗО — 211, специальный факультет — 138. По всем техническим специ -альностям выпуск составил 281 человек, по юридическим — 419. 95 выпускникам были вручены дипломы с отличием, 9 из них — 6

выпускников юридического факультета и 3 выпускника радиотехнического факультета удостоились золотых медалей Министерства «За отличное окончание вуза».

Однако при этом нельзя не отметить, что за прошедший учебный год было отчислено 53 курсанта и слушателя очной формы: радиотехнический факультет — 32, юридический фа -культет — 21. Слушателей-заочников отчисле -но 52. Это более, чем повод задуматься. Да, не все отчисления связаны с учебой. Но учеба — это только часть образования, наряду с воспи -танием, ку льтурным и научным развитием личности. Поэтому за отчислением курсанта стоит, как правило, комплекс проблем, исто -ками которых являются отсутствие мотивации к учебе и службе в милиции, неспособность позитивно реализовать себя в коллективе, впи -саться в систему взаимоотношений во взводе и на курсе.

42 курсанта отчислены «по собственному желанию», по различного рода семейным обстоятельствам, проблемам личного характера. Многие из них приняли решения под воздействием СМИ и общественного мнения, направ -ленного в последнее время на падение престижа службы в милиции, поняли, что ошиблись в выборе профессии. 5 курсантов отчислены за невыполнение учебного плана, 6 — « за совер -шение проступка, порочащего честь и досто -инство сотрудника милиции». Принимая ре -шения по фактам грубых нарушений дисцип-лины курсантами, мы руководствуемся указаниями Президента России Д.А. Медведева, который в своем послании Федеральному соб -ранию поставил задачу «очистить милицию и спецслужбы от недостойных сотрудников». Но в любом случае эта статистика — большой дефект и серьезные упущения в нашей работе.

В прошедшем учебном году творческие коллективы института работали над тремя грантами, выделенными Правительством и Министерством. Выигрыш на конкурсной ос -нове финансируемой НИР — это вопрос пре-стижа институ та, фактор роста его авторитета. Далеко не последнюю роль играет и дополни -тельное финансирование развития материаль-ной базы учебного процесса и научных иссле -дований. В 2010 г., как и год назад, институт принял участие в конкурсе инновационных образовательных программ, финансируемом Правительством России. Выигрыш такого гранта дает возможность инвестировать в образовательный процесс от 20 до 40 миллионов рублей за два года. К сожалению, конкурсная комиссия отдала предпочтение московским вузам, хотя и мы были близки к победе. Здесь

основной проблемой является отсутствие в институте программы инновационного разви-тия на ближайшие годы, пакета разноплановых и конкурентоспособных инновационных про -ектов. Работой по созданию таких проектов необходимо заниматься постоянно, разрабатывать новые программы, актуализировать гото-вые, чтобы в любой момент представить их на конкурс. Практически каждая кафедра в со -стоянии разрабатывать инновационные проекты с различными, приемлемыми для себя объ -емами финансирования, и на основе лучших из таких проектов следует строить инновацион-ную программу развития нашего вуза. В ин-ституте были разработаны концепция и пер -спективный план развития до 2010 г. Сроки их реализации истекли, и на повестке дня — создание аналогичных документов, которые бы определили инновационную политику инсти-тута на ближайшие пять лет, несмотря на сложность прогнозирования развития институ -та в условиях реформы Министерства.

Актуальность данных задач определяется и предстоящей в начале 2011 г. инспекторской проверкой вуза ДКО МВД России. Нам необ -ходимо уже до конца октября провести само -аттестацию кафедр, в кратчайшие сроки устра -нить недостатки, обобщить положительный опыт, в самом положительном виде представить все наши достижения. Необходимо за ос -тавшееся время « подтянуть» вопросы мобили -зационной работы, деятельности института при приведении его в различные степени бое -вой го то вности.

За пять лет, прошедших с момента преды -дущей инспекторской проверки, коллективом института проведена большая работа по со -вершенствованию нормативной правовой базы, организационному, информационно-методи-

ческому, научному и материально-техничес-кому обеспечению образовательного процесса, повышению положительного морально -психо -логического климата в коллективе и в целом авторитета вуза.

Несмотря на развитие дислоцированных в городе образовательных учреждений МО, МЧС, МЮ России, нам удалось сохранить и преумножить научно-педагогический потенциал, кото -рый способен решать самые сложные и ответственные задачи по качественной подготовке спе -циалистов и проведении научных исследований для ОВД. В институте работает диссертацион-ный совет, открыты докторантура, новые специальности в адъюнктуре, «Вестник» института включен в перечень изданий, рекомендуемых ВАК Минобрнауки России для публикации результатов исследований по докторским и канди -

датским диссертациям. Это далеко не полный перечень наших успехов, которые достигнуты в последние годы.

Выражаю уверенность в том, что в буду -щем мы будем настойчиво и эффективно работать над обеспечением качественного реше -ния задач образовательного процесса. Наде -юсь, что новый учебный год станет годом дальнейшего развития учебно-воспитательной системы института, повысит наш вклад в со -вершенствование профессиональной подготов -ки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.