И.В. Говоров*, Н.П. Маюров**
Санкт-Петербургская академия МВД России: на новом этапе развития (1996-1998 гг.)
За неполных четыре года своей работы Санкт-Петербургский юридический институт МВД России добился серьезных успехов. Благодаря усилиям офицерского и профессорско-преподавательского состава, технического и обслуживающего персонала он превратился в одно из крупнейших образовательных учреждений в системе МВД России.
В институте успешно осуществлялась подготовка как практических сотрудников для органов внутренних дел, так и научных и научно-педагогических работников для образовательных учреждений системы МВД России. В то же время рост криминальных проявлений и повышение правовых стандартов в обществе требовали от сотрудников милиции для успешного выполнения служебных обязанностей глубоких юридических знаний, высокого интеллектуального потенциала и широкого кругозора. Одним из способов достижения этого стало дальнейшее совершенствование ведомственного образования в системе МВД, в том числе путем объединения и укрупнения действующих учебных заведений. В рамках этого процесса было принято решение о формировании Санкт-Петербургской академии МВД России, которая должна была объединить все действующие в Санкт-Петербурге высшие учебные заведения по подготовке милицейских кадров.
Базой для нового учебного заведения стал Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. Кроме института, в состав вновь созданного образовательного учреждения вошли Санкт-Петербургская высшая школа МВД России и Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников МВД России. В результате их слияния в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1996 г. № 1361 была образована Санкт-Петербургская академия МВД России.
Академия была призвана стать головным учебным заведением по подготовке специалистов с высшим юридическим образованием для кадровых аппаратов, следственных и оперативных подразделений и других служб органов внутренних дел в Северо-Западном регионе Российской Федерации, научных и научно-педагогических работников для образовательной системы МВД России и других государств. На нее возлагалась функция по подготовке специалистов для ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УВД Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Мурманской областей, МВД республик Карелии и Коми. Кроме того, академия стала первым в системе МВД высшим учебным заведением, которому была поручена подготовка и переподготовка личного состава кадровых и воспитательных подразделений и разработка передовых методик образования и воспитания сотрудников милиции. Приказом МВД России от 6 декабря 1996 г. № 1292 л/с ее начальником был назначен заслуженный работник МВД России, кандидат педагогических наук, профессор генерал-майор Латышев Олег Михайлович.
Латышев О.М. родился 12 ноября 1951 г. в городе Курске. В 1972 г. окончил Саратовское военное училище МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, в 1980 г. - Военную академию им. М.В. Фрунзе. Во внутренних войсках прошел путь от командира взвода до командира дивизии. С 1993 по 1997 год возглавлял Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России. В 1997-1998 гг.
- начальник Санкт-Петербургской академии МВД России. В ноябре 1997 г. Указом Президента Российской Федерации присвоено звание «генерал-лейтенант внутренней службы» 1998-2000 гг. -первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России. В настоящее время - проректор Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Награжден орденом Красной Звезды и пятью медалями.
Первым заместителем начальника академии - заместителем по учебной работе был назначен кандидат юридических наук, профессор генерал-майор милиции Мищенко Артур Анатольевич в прошлом начальник Высшей школы МВД России, заместителем начальника по научной работе -доктор юридических наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки РФ полковник милиции Сальников Виктор Петрович, заместителем по кадрам - кандидат педагогических наук, профессор полковник Кикоть Владимир Яковлевич, заместителем по тылу - подполковник милиции Смык Василий Иванович, заместителем по служебно-боевой подготовке - кандидат педагогических наук, доцент, полковник милиции Бородавко Леонид Трофимович. Заместителем начальника академии -начальником Высших академических курсов МВД России стал генерал-майор внутренней службы Луговкин Владимир Александрович.
* Доктор исторических наук, профессор, полковник милиции.
** Доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
После завершения всех оргштатных мероприятий структура академии выглядела следующим образом: руководство (начальник, шесть его заместителей и помощник по строительству), управление (учебный, редакционно-издательский и финансово-экономический отделы, отделы технических средств обучения, организации научных исследований, кадров, воспитательной работы, психологического обеспечения, тылового обеспечения, секретариат, приемная комиссия), 25 кафедр юридических, гуманитарных и специальных дисциплин, 5 факультетов - по подготовке научных и научно-педагогических кадров (начальник - кандидат педагогических наук полковник милиции Силкин Николай Николаевич); по подготовке организаторов воспитательно-кадровой работы (начальник - кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор милиции Петухов Вениамин Григорьевич); подготовки оперативных работников (начальник - кандидат исторических наук, доцент, полковник милиции Суслин Эдуард Васильевич); подготовки следственных работников (начальник - полковник милиции Севрюгин Юрий Иванович); заочного обучения (начальник -полковник милиции Пономаренко Николай Петрович), Высшие академические курсы и вспомогательные подразделения. Кроме того, в состав Академии вошли четыре отделения заочного обучения: в Новгороде (начальник - полковник милиции Петров Михаил Васильевич), Петрозаводске (начальник - полковник милиции Харитонов Николай Александрович), Мурманске (начальник - подполковник милиции Аржаева Ирина Николаевна) и Пскове (начальник - полковник милиции Шаманов Илья Михайлович).
В 1997 г. в академии обучалось 11300 курсантов и слушателей, в том числе 2500 по очной и 8000 по заочной форме обучения (как офицеры, имеющие практический опыт работы во внутренних войсках и органах внутренних дел, так и впервые пришедшие на службу). 800 человек - сотрудники различных подразделений органов внутренних дел - обучались на Высших академических курсах: 300 - на 6-месячных курсах, 500 - на курсах повышения квалификации.
В 1998 г. в академии работали 1385 сотрудников, в том числе 727 аттестованных и 662 вольнонаемных. Именно на этих людей и легла реализация сформулированной начальником академии главной цели развития вуза: «Создать образцовое учебное заведение нового типа, которое будет готовить для МВД на качественно новом уровне юристов-профессионалов XXI века».
Особая роль в определение приоритетов учебно-методической, научно-исследовательской и кадрово-воспитательной работы Санкт-Петербургской академии МВД России принадлежала ученому совету. В соответствии с Положением об ученом совете вуза часть его членов назначалась приказом начальника академии, а часть избиралась ее коллективом. В состав совета вошли 8 докторов и 24 кандидата наук, 11 профессоров и 21 доцент. Кроме сотрудников академии в состав ученого совета были включены авторитетные ученые и практические работники органов внутренних дел. Так, членами ученого совета академии стали начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области генерал-майор А.В. Пониделко, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России генерал-майор М.М. Тарасов и декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета В. С. Прохоров. Ученым секретарем совета был назначен кандидат исторических наук, доцент полковник милиции А.Б. Федоров.
Деятельность совета строилась на основе Положения об ученом совете Санкт-Петербургской академии МВД России. В функции совета входило рассмотрение наиболее важных вопросов различных направлений работы академии, обсуждение ее устава и внесения изменений и дополнений в этот документ, анализ результатов проверок структурных подразделений и контроля учебно-воспитательного процесса академии, обсуждение выводов Государственной аттестационной комиссии. Ученый совет представлял сотрудников академии к присвоению ученого звания «профессор» и «доцент», академических и почетных званий, присваивал звание «почетный доктор права Санкт-Петербургской академии МВД России», утверждал темы диссертационных исследований соискателей ученых степеней, рекомендовал кандидатов на поступление в докторантуру и адъюнктуру, представление творческих отпусков ученым академии для проведения научной работы и временный перевод преподавателей, работающих над диссертационным исследованием, на должности научных сотрудников, проведения конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. К компетенции ученого совета относились и рекомендация кандидатов из числа выпускников академии в адъюнктуру и кандидатов из числа ее сотрудников в докторантуру, рекомендации кандидатов из числа курсантов и слушателей на получение именных стипендий, рассмотрение вопросов взаимодействия с органами внутренних дел и развития творческих связей с образовательными и научноисследовательскими учреждениями МВД России, обсуждение перспективных планов развития академии и совершенствования ее учебной и материально-технической базы.
Безусловно, главным направлением деятельности академии являлась подготовка высокопрофессиональных кадров для органов внутренних дел. При этом перед педагогическим коллективом вуза стояла задача обеспечить получение обучаемыми как фундаментальных знаний, так и практических навыков и умений. Выпускники академии должны были не только стать профессиональными специалистами, но и получить классическое высшее образование и навыки самостоятельной научной работы.
В 1997-1998 гг. на преподавательских должностях в академии трудилось 546 сотрудников, в том числе 69 профессоров и 152 доцента. Ядро педагогического коллектива составили такие опытные и квалифицированные преподаватели, как профессора Ю.Е. Аврутин, А.Е. Алексеенков, М.Ю. Гутман, В.А. Дрожжин, Г.Д. Ковалев, В.С. Олейников, Д.В. Ривман, А.Т. Скилягин, А.В. Стремоухов, Г.Н. Хон, В.П. Федоров, Н.Г. Янгол, доценты С.Б. Глушаченко, Ф.М. Городинец, С.А. Денисов, Ю.Ф. Ильин, В.В. Луцкин, В.А. Малышев, И.А. Питеркин, С.Д. Шамрай, Ю.Б. Шубников и др. Кроме того, именно в это время в интересах повышения качества образовательного процесса и научной деятельности вуза, руководство академии пригласило к сотрудничеству известных ученых-юристов Я.М. Бельсона, В.С. Бурданову, Б.В. Волженкина, Ю.И. Гревцова, А.В. Зиновьева, А.И. Королева, Э.В. Кузнецова, Д.И. Луковскую, Л.А. Николаеву, И.Ф. Покровского, В.И. Рохлина, В.Д. Сорокина, Л.И. Спиридонова, Д.А. Шестакова и др.
Преподавание в академии велось в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В обучении использовались как традиционные формы проведения занятий (лекции, семинары, практические занятия), так и новые методики (тренинг, деловая игра, коллоквиум, круглый стол и т.д.). Приоритет отдавался активным формам обучения с применением гибких обучающихся систем и технологий. В 1997 г. в академии было создано 6 компьютерных классов.
Значительное внимание в вузе уделялось и совершенствованию методической базы обучения. В целях улучшения организации обучения слушателей 25 кафедрами были переработаны и подготовлены новые учебные планы по 89 дисциплинам, разработано 398 фондовых лекций по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия слушателей темам. Серьезную помощь курсантам и слушателям в подготовке к занятиям могли оказать методические кабинеты кафедр. Подобные кабинеты действовали на всех кафедрах. Лучшими заведующими методическими кабинетами в академии были признаны И.В. Стремоухова (кафедра организации работы с личным составом), В.М. Каршева (кафедра экономических теорий и финансово-хозяйственной деятельности), А.Д. Кузнецова (кафедра философии), В.И. Агейкина (кафедра истоии, культурологи и профессиональной этики).
Значительные усилия в эти годы прилагались руководством к дальнейшему расширению и улучшению учебной базы, подготовке и изданию учебной, учебно-методической литературы. Так, только за 1997/98 учебный год были выпущены в свет такие учебные издания, как подготовленные авторскими коллективами учебники «Основы оперативно-розыскной деятельности» и «Криминология», учебно-методические пособия «Правовое воспитание в системе нравственно-правовой социализации личности: логика и метод» (Альбов А.П., Гуцериев Х.С., Шапиева О.Г.), «Возбуждение уголовных дел о преступлениях, совершенных работником милиции» (Вандышев В.В., Пушкарев М.Ф.), курс лекций «Основы управления в ОВД. Процесс управления в ОВД», пособия «Страхование сотрудников органов внутренних дел. Справочник в вопросах и ответах» (Лойт Х.Х., Луцкий В.В., Маюров Н.П. и др.), «Основы стрельбы из боевого пистолета» (Малышев В.А.), «Газовое ствольное оружие самообороны» (Владимиров В.Ю., Кузнецов Ю.Д. и др.).
Профессорско-преподавательскому коллективу академии удалось добиться значительных успехов в образовательном процессе. Средний балл курсантов и слушателей в ходе экзаменационных сессий составил 4,1 - 4,2. Из выпущенных в 1997 г. из академии 1082 слушателей диплом с отличием получили: по факультету по подготовке организаторов кадрово-воспитательной работы - 19, по факультету подготовки следственных работников - 30, по факультету подготовки оперативных работников - 12 человек. В 1998 г. эти показатели оказались еще выше: по I факультету диплом с отличаем получили 25 слушателей, пятеро из которых были занесены на Доску почета, по факультету подготовки следственных работников - 51 слушатель, из них трое были занесены на Доску почета, по факультету подготовки оперативных работников - 24 слушателя, из них на Доску почета занесен один. На факультете заочного обучения в 1998 г. с отличием было выпущено 16 слушателей, из которых трое были занесены на Доску почета.
Значительным был и научный потенциал академии. Он включал 26 академиков и 13 членов-корреспондентов различных академий, 3 заслуженных юриста РФ, 2 заслуженных деятеля науки РФ, 80 докторов и 200 кандидатов наук, 4 старших научных сотрудника. В академии работали ученые, хорошо известные своими работами научной общественности не только города, но и всей страны: И.А. Возгрин, Б.В. Волженкин, С.Б. Глушаченко, А.В. Гоголевский, М.Ю. Гутман, В.А. Иванов, О.Е. Иванов, И.И. Кальной, Г.Д. Ковалев, Э.В. Кузнецов, Ю.П. Курочкин, А.Я. Лейкин, В.В. Привалов, Д.В. Ривман, Р.А. Ромашов, В.П. Сальников. В.Я. Слепов, Л.И. Спиридонов, В.И. Хальзов, Г.Н. Хон, Я.Я. Юрченко и многие другие. Неудивительно, что научные исследования стали своего рода визитной карточкой академии и важнейшим направлением ее работы. Главный упор в научной деятельности был сделан на разработку актуальных проблем деятельности органов внутренних дел и подготовки кадров для них. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности академии были определены следующие: исследование актуальных проблем борьбы с преступностью и другими правонарушениями, совершенствование действующего законодательства и нормативных актов МВД России, разработка проблем высшего образования и воспитания. Научным коллективом академии по заказам МВД России и ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области были
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
осуществлены разработки важных научных проблем. Так, по заданию ГУК МВД России профессорско-преподавательским составом кафедры организации работы с личным составом были подготовлены проекты Концепции воспитательной работы с сотрудниками ОВД, Положения о наставничестве в органах внутренних дел, альтернативный вариант Концепции по отбору, закреплению и воспитанию кадров правоохранительных органов и судов, проект Дисциплинарного устава, указания и рекомендации по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с личным составом. Кроме того, в рамках заказов МВД и ГУВД сотрудниками академии были разработаны материалы по характеристике умышленных убийств и предложения по активизации работы органов внутренних дел по их раскрытию и расследованию, программа научного исследования кадровой ситуации в органах внутренних дел с учетом региональных особенностей, методические рекомендации по приемам обращения с различными категориями населения, положения о лекторской группе и комнате воспитательной работы городского (районного) управления внутренних дел.
По заказу Правительства Санкт-Петербурга ученые академии участвовали в разработке Концепции укрепления правопорядка в Санкт-Петербурге на период до 2000 г., которая получила высокую оценку органов власти города. Кроме того, по заказу Межпарламентской ассамблеи стран СНГ профессорско-преподавательский состав кафедры оперативно-розыскной деятельности осуществил подготовку унифицированного законодательства в области оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и борьбы с наркоманией и организованной преступностью. Особый вклад в разработку вышеперечисленных тем внесли такие ученые академии, как профессора И.А. Возгрин, Д.В. Ривман, В .И. Рохлин, А.В. Стремоухов, доценты Е.Б. Гоголевская, В.М. Егоршин, Х.Х. Лойт, В.В. Луцкин, Н.П. Маюров, Г.И. Резниченко, К.Т. Ростов, Е.И. Сергачев, В.П. Сидоренко, А.В. Федоров, А.В. Шахматов и др.
Значительное место в научно-исследовательской деятельности академии уделялось и инициативным исследованиям профессорско-преподавательского состава. Так, учеными академии только в течение 1997 г. было выполнено 200 творческих и поисковых работ. Результаты 33 исследований были внедрены в практику и учебный процесс, зарегистрировано 50 актов о внедрении. Только за 1997 г. в академии было проведено 30 научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов) межкафедрального, межвузовского и международного уровня. По итогам конференций и семинаров было выпущено 15 сборников научных статей и тезисов. Многие из выработанных в ходе научнопрактических мероприятий решений нашли свое отражение в деятельности правоохранительных органов.
Ученые академии принимали участие в оценке научных исследований. Так, за 1997-1998 гг. 52 сотрудника академии выступали оппонентами на защитах кандидатских и докторских диссертаций, в академии было подготовлено 112 отзывов на диссертации и авторефераты, 40 отзывов и рецензий на книги, монографии и учебные пособия.
Результаты научных изысканий работников академии находили свое отражение в монографиях и научных трудах. В период существования академии вышли в свет такие монографические исследования, как «Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов» (Х.С. Гуцериев, В.П. Сальников, А.И. Федоров), «Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск» (К.В. Сурков), «Полиция и нравственность» (В.В. Лысенко), «Нравственно-правовые проблемы деятельности полиции дореволюционной России» (под ред. В.П. Сальникова), «Внутренние войска в системе правоохранительных органов в годы Великой Отечественной войны» (А.Е. Алексеенков), «Подготовка офицерских кадров внутренних войск в годы Великой Отечественной войны» (Е.Д. Проценко), научные сборники «Вопросы работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию серийных преступлений против личности и убийств по найму», «Вопросы взаимодействия правоохранительных органов при раскрытии тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан» и многие другие. Всего за период существования академии было издано 95 наименований книг общим объемом 490 печатных листов.
В целях объединения усилий ученых в области наук о человеке и государстве на базе академии был создан Акмеологический научно-исследовательский центр, работу которого возглавили такие ученые, как В.Л. Васильев, Б.Ф. Кваша, Э.В. Кузнецов, В.А. Карпунин, В.С. Олейников, В.И. Хальзов и др. Центр занимался исследованиями акмеологических проблем развития и совершенствования служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Был проведен ряд интересных конференций и симпозиумов с участием практических работников и их зарубежных коллег.
С самого начала функционирования академии как одного из ведущих вузов МВД России обозначилась проблема омоложения научного состава, поскольку средний возраст работающих в академии докторов наук составлял 58, а кандидатов наук 46-48 лет. В 1997-1998 гг. в академии функционировало 4 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по 7 научным специальностям. За два года в них были успешно защищены 9 докторских и 54 кандидатских диссертации. 80% из них рассматривали актуальные проблемы юридической науки, 20% -исторической и педагогической. 60% тем диссертаций было посвящено теоретическим проблемам фундаментальной науки, 40% имели прикладной характер.
Заметно увеличился набор в адъюнктуру. Если в 1997 г. он составлял 57 человек, то в 1998 г.
- уже 62 человека. Всего в 1998 г. в адъюнктуре обучалось по очной форме 83 человека, по заочной
- 121. Около половины адъюнктов были из Санкт-Петербурга, остальные представляли учебные заведения МВД России, дислоцированные в Калининграде, Красноярске, Белгороде, Нижнем Новгороде, Тюмени, Иркутске, а также в Башкирии, Татарии, Хакасии, Сыктывкаре. В академии продолжала успешно функционировать докторантура, созданная в 1996 г. в соответствии с решением коллегии МВД России от 10.03 1995 г. №2 км/1.
Около 450 человек были прикреплены к кафедрам академии в качестве соискателей для сдачи кандидатских экзаменов, проведения диссертационных исследований и защиты диссертаций, 20% соискателей были сотрудниками академии. Вуз превратился в один из основных центров подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе МВД. Здесь велась подготовка научных кадров для вузов и органов МВД восьми регионов России и ряда стран СНГ.
Еще одной формой подготовки молодых ученых, выявления в курсантской среде лиц с научным потенциалом и его развития стала деятельность слушательского научного общества (СНО). В рамках СНО при кафедрах академии действовало 25 научных кружков, в которых занимались 400 курсантов и слушателей. В дальнейшем многие из курсантов и слушателей, которые активно занимались в научных кружках и участвовали в научных конкурсах, продолжили учебу в очной и заочной адъюнктуре, стали соискателями ученых степеней, а затем вернулись в родной вуз в качестве преподавателей или сотрудников (С. Проценко, П. Федоров, В. Фролов, Л. Щербич и др.).
С самого начала функционирования академии был предпринят ряд шагов по укреплению и расширению международных связей, развитию сотрудничества с учебными заведениями и полицейскими службами зарубежных стран в области подготовки профессиональных кадров, проведении научных исследований в сфере координации борьбы с преступностью. Международная деятельность академии строилась на основе международных соглашений, заключенных МВД России с соответствующими министерствами и ведомствами зарубежных стран, и двухсторонних договоров, заключенных академией по согласованию с МВД. Так, 60 слушателей академии прошли обучение и стажировку по программам первоначальной подготовки полицейских и подготовки полицейских-детективов в колледже столичной полиции Англии в Лондоне. Слушатели Высших академических курсов, преподаватели и сотрудники академии совершили несколько поездок в Финляндию с целью ознакомления с работой полицейских участков приграничных финских городов. Было проведено 5 научных семинаров и встреч с сотрудниками полицейских органов и учебных учреждений МВД земли Рейн-Пфальц Федеративной Республики Германия. Совместно с работниками ФБР, Департамента по борьбе с наркотиками и полицейских управлений США проводились научнопрактические конференции и семинары по проблемам организации международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и коррупцией в органах власти. Кроме того, за время существования академии ее посетили делегации сотрудников канадских, шведских, финских и норвежских полицейских, французские полицейские - представители общественного форума «Юристы за мир и предотвращение насилия», президент Международного института Робера Шумана доктор права профессор Х.А. Шварц-Либерман фон Волленфолрд и профессор Ральф Граверт, группа полицейских - членов организации национальной полиции Франции «Полиция и гуманизм», возглавляемая ее президентом Андре Маэ. Тесные связи руководства академии поддерживало и с правоохранительными органами Испании, Китая и других стран. Таким образом, Санкт-Петербургская академия МВД России превратилась в крупный региональный центр юридической науки, пользующийся заслуженным авторитетом не только в стране, но и за рубежом.
Разрушение советской государственной системы и общепринятой коммунистической идеологии привели к кризису традиционных морально-нравственных идеалов, ценностной переориентации общества. В 90-е гг. на первый план вместо идеалов служения обществу, помощи ближнему, законопослушности выходят критерии личной успешности, семейного благополучия и достижения благосостояния любыми средствами. В этих условиях от постоянного состава академии требовалось применение огромных усилий, чтобы не допустить моральной деформации будущих сотрудников органов внутренних дел, вырастить из курсантов и слушателей честных профессионалов, преданных своему делу и служащих «не за страх, а за совесть». На острие этой деятельнсти в академии находился отдел воспитательной работы, возглавляемый в эти годы полковником милиции В.А. Шуваевым -кавалером ордена Красной Звезды, ветераном афганской войны. На период существования академии пришлось становление по сути новой системы воспитательной работы с обучаемыми, развития таких новых организационных форм воспитательной работы, которые бы наиболее полно отвечали новым социально-политическим реалиям. Однако несмотря на изменение методов, главная цель воспитательной работы оставалась неизменной - формирование у слушателей высоких моральнонравственных качеств, преданности своему служебному долгу, любви к Родине.
Основная тяжесть в осуществлении воспитательных мероприятий ложилась на сотрудников воспитательного отдела и на руководство факультетов: начальников и заместители начальников факультетов, начальников курсов и их заместителей, командиров взводов. Упор делался на активные формы работы: тематические вечера, экскурсии по памятным местам, посещение театров, музеев, выставок, спортивно-зрелищных мероприятий, встречи с выдающимися людьми, деятелями науки и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008
культуры (Е.Г. Драпеко, К.Ю. Лавровым, А.Я. Розенбаумом, ансамблем «Народные песни» под руководством Р.Д. Мирошниченко и др.), практическими работниками ОВД, ветеранами МВД и Великой Отечественной войны (В.М. Ашиком, А.М. Хруновым, В.Я. Слеповым и т.д.).
Получило распространение и применение новых форм поощрения отличившихся слушателей. В частности, слушатели, закончившие учебный год на отличные и хорошие оценки (в 1997 г. таких насчитывалось 295), получили дополнительные дни к отпуску.
Активное участие в воспитательной работе во внеучебное время принимали и коллективы кафедр. В академии получила распространение практика закрепления кафедр за факультетами, а за учебными группами преподавателей в качестве кураторов. Наиболее успешно эта работа осуществлялась такими преподавателями, как Ю.С. Аракелов, А.И. Боримский, В.В. Гибов, В.Ю. Голубовский, В.М. Жилкин, П.В. Иванов, А.А. Каназенко, Ф.И. Паньков, А.В. Шахматов, П.И. Шихов и др.
На каждом факультете функционировали коллективы художественной самодеятельности, которые регулярно выступали перед своими товарищами, жителями Красносельского района. Ко Дню милиции и Новому году проводились смотры-конкурсы художественной самодеятельности между подразделениями академии. Слушатели академии принимали участие в смотре-конкурсе авторской песни «Милосердие белых ночей», в праздничных концертах в БКЗ «Октябрьский».
Определенную роль в укреплении дисциплины и организованности в подразделениях, в овладении обучаемыми программой обучения играла и стенная печать. Кроме того, в вузе был учрежден и официальный печатный орган - газета «Вестник Санкт-Петербургской академии МВД России», первым главным редактором которой стал полковник внутренней службы Дмитрий Николаевич Меньшиков.
В целях укрепления связи учебно-воспитательного процесса с практикой, привития профессиональных навыков и повышения профессионального мастерства слушатели проходили практику, стажировку в подразделениях ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, регулярно привлекались к службе по охране общественного порядка в период проведения массовых мероприятий
Принципиально новым направлением работы в академии стало психологическое обеспечение учебного процесса. Здесь первым в системе образовательных учреждений МВД России был сформирован отдел психологического обеспечения, который возглавил доктор педагогических наук, профессор, полковник милиции Иваницкий Анатолий Тихонович. Коллективом отдела была разработана Комплексная целевая программа психологического обеспечения учебного процесса, утвержденная ученым советом академии 12 ноября 1997 г. Основными задачами работы психологов стали проведение профессионально-психологического обследования и отбора абитуриентов, психологическое сопровождение обучаемых на всех этапах учебно-воспитательного процесса, изучение социально-психологических явлений в учебных и других подразделениях академии, оказание психологической помощи нуждающимся в этом сотрудникам. Работники отдела осуществляли психодиагностику, психологические исследования, проводили групповые тренинги различной тематики и индивидуальное психологическое консультирование.
Таким образом, в результате преобразований 1996-1997 гг. в Санкт-Петербурге сформировалось принципиально новое учебно-научное учреждение - Санкт-Петербургская академия МВД России. Оно вобрало в себя лучшие педагогические и научные традиции вошедших в него ведомственных вузов МВД. Коллективу академии удалось успешно преодолеть естественные для процессов реорганизации трудности и превратить его в современное учебное заведение. К 1998 г. стало возможным говорить уже о формировании своеобразной учебной и воспитательной академической традиции, собственной научной и педагогической школы, пользующейся заслуженным авторитетом у научно-педагогической общественности города и страны в целом.
Сотрудникам академии удалось преодолеть негативную тенденцию (вполне реальную в первые месяцы ее существования) возможного превращения в чисто военное заведение, где образовательная и научная деятельность подменялась дисциплинарно-уставной практикой. В академии был создан разумный компромисс между военизированной и фундаментальной научно-педагогической составляющими образовательного процесса. Это позволило добиться высокого качества образования слушателей, которые получали как профессиональные знания и навыки, так и фундаментальные юридические знания и основы научно-исследовательской методики.
Выпускники академии успешно продолжили службу не только в системе МВД, но и в органах прокуратуры, суда, юстиции, адвокатуре и т.д. Часть из них защитили диссертации и стали преподавателями, в том числе в родном вузе. Этого удалось добиться благодаря усилиям как руководства, так и рядовых сотрудников.
В эти годы в вузе сложилось прочное научно-педагогическое ядро, в которое входили С.Г. Александров, В.М. Берекет, В.А. Иванов, В.Я. Кикоть, В.В. Колесников, Х.Х. Лойт, В.В. Лысенко, К.В. Привалов, К.Т. Ростов, В.П. Сальников, Г.Н. Хон и многие другие преподаватели и сотрудники. Именно они сумели сохранить лучшие традиции академии и перенести их в новое учебное заведение Санкт-Петербургский университет МВД России.