Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция «Психология обеспечения правопорядка и безопасности» (проведена в Санкт-Петербургском университете МВД России 21-23 мая 2008 года)'

Международная научно-практическая конференция «Психология обеспечения правопорядка и безопасности» (проведена в Санкт-Петербургском университете МВД России 21-23 мая 2008 года) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пряхина М. В., Боброва И. А., Статный В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция «Психология обеспечения правопорядка и безопасности» (проведена в Санкт-Петербургском университете МВД России 21-23 мая 2008 года)»

Конференции

М.В. Пряхина*, И.А. Боброва**, В.М. Статный***

Международная научно-практическая конференция «Психология обеспечения правопорядка и безопасности» (Санкт-Петербургский университет МВД России, 21-23 мая 2008 года)

С 21 по 23 мая 2008 г. на базе Санкт-Петербургского университета МВД России проводилась международная научно-практическая конференция «Психология обеспечения правопорядка и безопасности».

В работе конференции участвовали:

- заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, доцент, полковник милиции Кочин A.A.;

- заместитель Главнокомандующего внутренними войсками МВД России, начальник Управления по работе с личным составом ГКВВ МВД России генерал-лейтенант Топчий С.С.;

- председатель комиссии по вопросам законности и правопорядка Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заслуженный юрист Российской Федерации Крамарев А.Г.;

- начальник отдела организации психологической работы УРЛС ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, кандидат педагогических наук, подполковник милиции Жиров В.М.;

- начальник кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент, майор милиции Пряхина М.В.;

- начальник кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент, полковник милиции Корчмарюк В.А.;

- начальник отдела организации научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент, полковник милиции Павлов А.Н.;

- заместитель начальника отдела организации научных исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, подполковник милиции Никитин А.В.;

- заместитель начальника кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, полковник милиции Хвеженко С.П.;

- профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, полковник милиции Шаранов Ю.А.;

- профессор кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Ромашов Р. А.;

* Начальник кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

** Заместитель начальника кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук.

*** Доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

- профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского Государственного университета, доктор психологических наук, профессор Дейнека О.С.;

- профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации Иваницкий А.Т.;

- директор института психотерапии и консультирования «Гармония» Бадхен А.А.;

- заведующая научно-исследовательской лабораторией Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор Баева И.А.;

- заведующий кафедрой социальной психиатрии и клинико-экспертной психологии Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, академик международной Балтийской педагогической академии Войтенко Р.М.;

- профессор кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук, профессор Винокур В.А.;

- президент Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги Берова А.Г.;

- профессор кафедры психологической помощи психолого-педагогического факультета Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор Горьковая И. А.;

- начальник кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России, доктор социологических наук, профессор Комлев Ю.Ю.;

- начальник регионального отдела дорожной полиции полковник Вахби Мохмед Вахби (Республика Судан);

- начальник регионального отдела дорожной полиции полковник Элхассан Амид Мохмед (Республика Судан);

- начальник отдела дорожной полиции подполковник Иосиф Дафаауа Мохаммед (Республика Судан);

- начальник подразделения полиции сержант Пьер Самаке (Республика Мали);

- инструктор дорожной полиции Матлхаба Реджинальд (Республика Ботсвана);

- старший инспектор дорожной полиции, заместитель начальника отдела дорожной полиции Элвис Кристофер Адриен (Республика Сейшельские острова);

- инспектор дорожной полиции Вильям Село Мосили (Королевство Лесото);

- инспектор дорожной полиции Молефе Клиффорд Фононо (Королевство Лесото);

- эксперт по вопросам наркотиков и ВИЧ-инфекции Регионального представительства управления ООН по наркотикам и преступности по России и Республике Беларусь Монахан Дж.;

- сотрудник НГО «Центр поддержки и переобучения Усалдус» (Эстония, Таллин), магистр Юузе М.Л.;

- аспирант кафедры социальной работы университета Таллина Наартис Т.В.;

- профессор кафедры психологии и педагогики академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук Казак ТВ.;

- доцент кафедры административного права и управления органами внутренних дел академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент, полковник милиции Кибак И.А. и др.

21 мая 2008 г. заместитель начальника Санкт-Петербургского университета полковник милиции Кочин A.A. открыл заседание международной научно-практической конференции «Психология обеспечения правопорядка и безопасности». Отмечая актуальность и важность темы конференции, он обратил внимание участников на то, что проблема обеспечения правопорядка носит не только правовой, но и не менее значимый психологический характер. Одних лишь репрессивных мер в решении данной проблемы явно недостаточно. В связи с этим он высказал пожелание услышать действенные предложения по решению актуальных проблем, касающихся теоретикометодологических вопросов психологии обеспечения правопорядка и безопасности, психологии безопасности личности в современных условиях. Также было отмечено, что очень важным и перспективным является такое направление как психологическое сопровождение служебной деятельности сотрудников органов правопорядка.

Заместитель Главнокомандующего внутренними войсками МВД России, начальник Управления по работе с личным составом ГКВВ МВД России генерал-лейтенант Топчий С.С. выделил конструктивные педагогические реакции в условиях межличностного конфликта в среде военнослужащих. Было отмечено, что обсуждаемая проблема в последнее десятилетие получила значительное общественное звучание в России, и не могла не стать предметом пристального анализа со стороны широкого круга ученых в различных областях гуманитарного знания. По сути, в кратчайшие сроки сформировался ярко выраженный социальный заказ к ученым различных профессий

- выработка и выявление средств и методов предотвращения и урегулирования опасных социальных

конфликтов. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, руководящих документов по организации психологической работы в МВД РФ, а также результаты экспериментальных исследований, проводимых в войсках, позволили определить направления деятельности военного психолога по обеспечению оптимального влияния на личность военнослужащих в ситуации МЛК. Среди них основными являются:

- формирование благоприятного социально-психологического климата в курсантских коллективах;

- повышение конфликтной компетентности курсантов и офицеров;

- формирование у военнослужащих психологической устойчивости и конфликтоустойчивости;

- посредническая деятельность психолога по урегулированию конфликтных ситуаций.

- психолого-педагогическое просвещение общего характера.

Начальник кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Пряхина М.В. представила состояние и перспективы развития психологической службы органов внутренних дел. Внимание участников конференции было обращено на то, что психологическое сопровождение работы с кадрами стало активно формироваться с начала 90-х годов XX века. В данный период были разработаны и внедрены в практику соответствующие психотехнологии. Среди них: профессионально психологический отбор; психодиагностические, психокоррекционные и консультативные технологии сопровождения деятельности сотрудников; социально-психологические технологии работы в служебных коллективах; технологии профессионально психологической подготовки, сохранение профессионального здоровья и другие.

В рамках психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД современная психология располагает методологическим и методическим арсеналом, который может быть использован при проведении следующих мероприятий: консультирование по психологическим аспектам оперативно-служебных задач; сопровождение переговорной деятельности; социальнопсихологическое изучение преступных группировок, психологическая подготовка сотрудников при проведении мероприятий внедрения; психологическое сопровождение при работе с агентурной сетью; использование психотехнологий в раскрытии и расследовании преступлений; проведение различных видов психологической экспертизы; психологическая оптимизация контактов ОВД с населением и средствами массовой информации; оказание помощи в формировании позитивного имиджа сотрудников.

В настоящее время в системе психологической службы ОВД работают единицы специалистов, готовых к выполнению этих задач. В целях развития данного направления деятельности психологической службы ОВД представляется необходимым решить следующие задачи:

- изучить запрос соответствующих департаментов и подразделений МВД России на включение психолога в качестве специалиста, консультанта и эксперта в оперативно-служебную деятельность сотрудников ОВД;

- систематизировать накопленный отечественный и зарубежный опыт в области психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников различных силовых структур;

- разработать научно обоснованную Концепцию системы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД;

- скоординировать работу научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России по научной разработке психотехнологий в области оперативно-служебной деятельности;

- создать организационно-штатную структуру, нормативно-правовую и методическую базу для организации системы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД;

- внедрить технологии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности в практику через образовательный процесс подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации.

Что касается организационно-штатной структуры, то представляется целесообразным создание специальных подразделений оперативных психологов в системе департаментов криминальной милиции и оперативных служб и структур.

Профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Шаранов Ю.А. в своем выступлении отметил, что практическая значимость постановки теоретических проблем психологии правопорядка и безопасности обоснована целым рядом существующих сегодня угроз в политической, экономической и гуманитарной сферах. Имеются в виду такие риски, как усиление радикальных, экстремистских политических течений, вопросы энергетической безопасности, обострение конкуренции на внешних рынках, глобальные социальные угрозы и многие другие, которые не могут не представлять интерес со стороны психолого-юридической науки. Концептуальный анализ обеспечения безопасности и правопорядка на современном этапе развития России позволит в первом приближении сформулировать наиболее оптимальную модель психологии правопорядка и безопасности личности, государства и общества, определить основные направления ее реализации. В качестве приоритетных проблем, которые стоят перед психологией, следует определить следующие:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

- разработка психологических технологий прогнозирования и расследования тяжких и особо тяжких преступлений против личности - убийства (особенно серийные), разбойные нападения, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др.;

- разработка психологических технологий прогнозирования роста определенных видов преступных посягательств в связи с изменениями в структуре рыночной экономики, психологии встречи и столкновения современных и прежних стереотипов восприятия мира, этнических предубеждений, роста террористических угроз;

- разработка психотехнологий профилактики стресса, профессионального выгорания и чрезмерного насилия в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского Государственного университета Дейнека О.С. выделила политико-психологические предпосылки легитимации закона в современной России. Отмечено, что право представляет собой универсальный, всеобщий регулятор политических, экономических, социальных процессов, затрагивает все уровни управления, олицетворяет государственность. Поэтому формирование устойчивого позитивного отношения граждан к праву, закону становится первоочередной задачей государственного строительства. Недостатки в законодательстве и проблемы в осуществлении реального контроля исполнения законов, с одной стороны, и дефицит правовой культуры, с другой стороны осложняют процесс легитимации закона как социального регулятора. Выделяя главные недостатки современных российских законов, юристы и психологи единодушно заостряют внимание на тех из них, которые порождают дефектность правосознания в когнитивной, аффективной и конативной сферах, а именно: неоднозначности толкования законов, нарушении правового равенства и безнаказанности.

Цели построения правового государства в России декларированы и закреплены в государственной политике, при осуществлении которой важно учитывать политико-психологические предпосылки легитимации закона.

Во-первых, для формирования правосознания и законопослушного поведения граждан государство как институт регуляции и координации интересов должно быть состоятельным и авторитетным.

Во-вторых, принципы права должны быть справедливыми (не противоречить моральной регуляции).

В-третьих, следует учитывать, что основные положения Конституции РФ, касающиеся свобод и прав человека, могут быть реализованы при развитых рыночных отношениях только в условиях экономической стабильности.

В то же время была выражена надежда на то, что выравниванию деформаций в ценностномотивационной сфере молодежи должна способствовать адекватная молодежная политика, содержащая мероприятия по усилению ее социальной защищенности, с одной стороны, и предоставления возможности самореализации, с другой стороны, что также создаст благоприятные предпосылки для легитимации закона в России.

Профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Иваницкий А.Т. рассмотрел феномен правосознания как фактора безопасности личности, общества, государства. Он отметил, что для решения амбициозных планов дальнейшего развития нашего государства, его экономики, социальной сферы, повышения качества жизни граждан, их безопасности, необходимо решить проблему торжества в нашей жизни закона и права. Были предложены пути решения сложной проблемы формирования правосознания граждан и определенных социальных групп, которые в своем комплексе должны включать:

- систему правого воспитания (особенно при подготовке специалистов в вузах);

- формирование профессионально-психологических установок и готовности к преодолению антиправовой практики;

- создание системы мониторинга развития правосознания сотрудников в различных областях экономической и социальной сферы;

- выработку правовых критериев, позволяющих объективно аттестовать государственных служащих в соответствии с уровнем их правого сознания.

В то же время, А. Т. Иваницкий обратил внимание на то, что назрела также необходимость дальнейшего совершенствования налоговой, законодательной и правоприменительной сферы.

Заведующая научно-исследовательской лабораторией Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Баева И.А. отдельно остановилась на теоретикопрактическом аспекте психологии безопасности. Было отмечено, что сегодня безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы.

Актуальными теоретическими проблемами психологии безопасности являются:

- определение основных угроз, наносящих ущерб психологической безопасности личности и общества;

- разработка диагностического инструментария для определения уровня психологической безопасности среды и личности;

- выявление основных характеристик, определяющих безопасное психологическое состояние разных социокультурных и организационных сфер.

- проведение кросскультурных исследований по выявлению особенностей ресурса сопротивляемости человека негативным воздействиям в разных национальных культурах.

Значимым положением концепции психологической безопасности личности и общества является предвидение и предупреждение возникающих опасностей, стремление противодействовать им на ранней стадии их проявления, т.е. система профилактических мероприятий. Необходима организация постоянного мониторинга психологической безопасности социальной среды и отдельного человека.

В качестве выводов отмечается:

1. Психология безопасности - системная область психологического знания, в которую психология экстремальной ситуации входит как один из разделов.

2. Есть два системообразующих вида безопасности - физическая и психологическая.

3. Необходима системность и комплексность подхода к проблеме психологии безопасности, психологии экстремальной ситуации. Обязательное взаимодействие юридического, социального, организационного и др. аспектов.

4. Необходимо соединение психологического знания, в аспекте безопасности, и организационнополитических решений по их внедрению в жизнь.

Заведующий кафедрой социальной психиатрии и клинико-экспертной психологии Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов Министерства здравоохранения и социального развития РФ Войтенко P.M. в своем выступлении проанализировал связь противоправного поведения с расстройством личности. Были представлены основные формы девиаций личности. Среди них, в частности, выделяются: акцентуации личности; пограничная интеллектуальная личность; недостаточность личности; примитивная личность; социопатия личности и психический инфантилизм. В зависимости от того, какие из ведущих свойств личности страдают: психодинамические свойства, характерологические особенности; мотивационная сфера или сфера интеллекта - проявляется та или иная форма девиации.

Профессор кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования Винокур В.А. в своем выступлении рассмотрел психологические характеристики и механизмы развития профессионального выгорания. Структура профессионального выгорания включает в себя: эмоциональное истощение; деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. В качестве организационных факторов выступают: ролевая перегрузка; ролевая неопределенность и ролевой конфликт.

Профессиональный стресс и «выгорание» могут быть соотнесены следующим образом: «выгорание» рассматривается как отдельный аспект профессионального стресса и как следствие хронического профессионального стресса. Синдром профессионального «выгорания» -

многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Его рассматривают в нескольких плоскостях - влияния на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих профессионалов.

Выделяются следующие характеристики помогающих профессий, существенно влияющие на развитие стресса:

- рассогласование профессиональных требований и самооценки личностных ресурсов;

- ограничение возможности использовать свой личностный потенциал;

- необходимость высокого самоконтроля;

- монотонность выполняемой работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокая степень неопределенности в оценке работы;

- неудовлетворенность профессиональным статусом или перспективами его изменения (развития профессиональной карьеры или роста);

- специфика трудового процесса определяется в большей степени особенностями самого работника, чем объектом труда;

- эмоциональная насыщенность взаимодействия в работе;

- высокая степень ответственности;

- необходимость постоянного креативного саморазвития вследствие отсутствия готовых программ работы;

- высокая частота переживания социального сравнения / сходства.

В то же время определяется ряд компонентов субъективного ощущения благополучия: адекватная самооценка; позитивное отношение к другим людям; умение взаимодействовать со средой и личностный рост.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Президент Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги Берова А.Г. рассмотрела проблему человеческого капитала как условия успешной управленческой деятельности. Отмечается, что актуальная задача нынешнего этапа развития общества состоит в осуществлении его динамического развития с соблюдением единства самоорганизации и управления. Основным стратегическим ресурсом развития общества является информация и человеческий капитал. Человеческий капитал формируется с помощью инвестиций в него. Под инвестициями в человеческий капитал подразумеваются все затраты на персонал организации (предприятия, фирмы и т.п.). Главным доводом в пользу таких капиталовложений является то, что затраченные средства могут окупиться за счет увеличения производительности труда и таким образом быть оправданными. В организации инвестиции в человеческий капитал приводят к росту прибыли организации за счет роста качества человеческого капитала. Последовательное формирование человеческого капитала и повышение эффективности его использования позволяет существенно повысить конкурентоспособность организации и может являться способом предотвращения кризисов. Также установлена количественная зависимость между инвестициями в человеческий капитал и показателями эффективности деятельности организации. Результаты расчетов показывают положительную статистически значимую связь между инвестициями в человеческий капитал и эффективностью деятельности организации. Инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать как инструмент успешного, в том числе антикризисного управления, т.к. они приводят к повышению эффективности деятельности организации.

Профессор кафедры психологической помощи психолого-педагогического факультета Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Горьковая И.А. поделилась опытом психологического сопровождения работников прокуратуры. В Санкт-Петербургском институте повышения квалификации следственных работников при Генеральной прокуратуре Российской Федерации кафедра правовой психологии появилась в начале перестройки и просуществовала более 15 лет. Она была организована профессором В.Л. Васильевым. Эта кафедра более 10 лет была единственной в России. Здесь в 1990 году был написан В.Л. Васильевым и опубликован первый и один из лучших учебников по юридической психологии. В институте работало четыре преподавателя-психолога и существовала лаборатория, в рамках которой проводились психологические исследования служебной деятельности сотрудников органов правопорядка. В ходе проведения занятий стало очевидным, что все больше возникает необходимость освоения каких-либо практических навыков, которые будут применяться в профессиональной деятельности прокуроров. Для изучения потребности в тренингах и их направленности было проведено пилотажное исследование в 2004 году, во-первых, круга психологических проблем, определяющие эффективность деятельности сотрудников правоохранительной системы, и, во-вторых, направленность тренингов, которые для них необходимы.

Исходя из полученных результатов, предпринимались попытки проведения тренингов со слушателями института. В итоге был сделан вывод о том, что эффективными являются такие формы обучения, как деловая игра, по форме приближенная к профессиональной деятельности следователей прокуратуры.

К сожалению, летом 2007 года, когда Санкт-Петербургский юридический институт стал филиалом Академии Генеральной прокуратуры РФ, психологи из штатного расписания были сокращены. В итоге, в Санкт-Петербургском юридическом институте филиале Академии Генеральной прокуратуры РФ вообще не осталось штатных психологов, также их нет в штате городской Санкт-Петербургской прокуратуры.

Надеюсь, что в ближайшее время специалисты-психологи появятся в штате прокуратуры и города Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского юридического института филиала Академии Генеральной прокуратуры РФ и будут эффективно работать по всем вышеперечисленным направлениям деятельности.

Начальник кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России Комлев Ю.Ю. рассмотрел проблему и перспективы конфликтологического дискурса в образовательной подготовке правоведов для ОВД.

Современные исследователи видят в юридическом конфликте необходимую форму развития социально-правовой реальности, обогащающую правовую и социальную науку новым знанием. Для квалифицированного юридического вмешательства в конфликт и его социально эффективного разрешения требуются не только правовые основания, но и добротные конфликтологические знания, которые необходимо иметь сотрудникам правоохранительных органов. Очевидно, что в этом процессе ключевая роль принадлежит именно данной категории правоведов-практиков. Тем не менее эта аксиома не находит выражения в модернизации образовательных программ по специальности «правоохранительная деятельность».

В проекте нового образовательного стандарта по специальности «правоохранительная деятельность» от 2008 года исчезает не только перспектива гипотетического выбора конфликтологии, но и сами фрагменты расчлененного конфликтологического знания, разнесенного по

обществоведческим курсам. В итоге конфликтологический дискурс в образовательном стандарте и рабочем учебном плане по специальности «правоохранительная деятельность» выродился в скромное требование знать «пути разрешения нравственных конфликтных ситуаций».

Эта научно-образовательная проблема не отвечает не только позитивной тенденции «гуманитаризации и социализации правовых знаний» в высшей школе, но и потребностям совершенствования правоприменительной практики. Она может иметь весьма пагубные последствия для обеспечения общеорганизационной эффективности как отдельных подразделений ОВД, взаимодействующих с населением при разрешении социальных конфликтов, так и всей правоохранительной корпорации российского государства в целом.

22 и 23 мая 2008 года работа конференции была продолжена разнообразными научнопрактическими мероприятиями: заседаниями секций, круглых столов, проведением публичных лекций, мастер-классов и тренингов.

На заседании секции «Теоретико-методологические проблемы психологии обеспечения правопорядка и безопасности» особый интерес вызвали следующие доклады: «Деятельность психолога в законотворческой деятельности» - доклад доцента кафедры административного права и управления органами внутренних дел академии МВД Республики Беларусь Кибак И.А.; «Динамика развития психосоциальной кризисной помощи в Эстонии» - доклад аспиранта кафедры социальной работы университета Таллина Наартис Т.В.

Секция «Психологическое обеспечение безопасности дорожного движения» по итогам своей работы отметила такие доклады, как: «Психологические особенности поведения детей на дороге» - доклад начальника кафедры организации деятельности ГИБДД и автомобильной подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России Квитчука А.С.; «Деятельность отдела безопасности дорожного движения полиции Республики Маврикий» - доклад инспектора дорожной полиции Республики Маврикий, преподавателя Эдалингум М.

На секции «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников органов правопорядка» наибольшего интереса удостоились следующие сообщения: «Особенности профессиональной деятельности федеральных судей и их психологическое сопровождение» - доклад доцента кафедры общетеоретических правовых дисциплин Российской академии правосудия (Северо-Западный филиал) Тарасовой Ю.Н.; «Организация психологической деятельности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников уголовноисполнительной системы» - доклад старшего психолога психологической службы ГУ ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Васильевой Я.С.

На заседании секции «Современные тенденции развития конфликтологии в правоохранительной деятельности» были отмечены следующие доклады: «Конфликт как процесс, которым следует управлять» - доклад профессора кафедры управления ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России Булавчика В.Г.; «Психологические условия эффективной реализации методов и приемов воздействия» - доклад начальника кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Корчмарюка В. А.; «Специфика деятельности правоохранительных органов в ситуации нравственного конфликта» - совместный доклад преподавателей кафедры юридической психологии Ростовского юридического института МВД России Митраковой Е.Н. и Упорниковой-Пивоваровой И.В.

Руководитель реабилитационной программы Санкт-Петербургской наркологической больницы, председатель общественной организации «Наш путь», тренер по вопросам зависимостей Европейского фонда по образованию в области наркологии Новикова В.В. прочитала публичную лекцию по теме «Природа и механизмы формирования зависимостей».

Заведующий кафедрой социальной психиатрии и клинико-экспертной психологии Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов Министерства здравоохранения и социального развития РФ Войтенко P.M. выступил с публичной лекцией по теме «Клиникопсихологическая характеристика пограничных расстройств».

Генеральный директор Санкт-Петербургского благотворительного фонда медико-социальной помощи «Гуманитарное действие» Цеханович A.A. провел круглый стол по теме «Подходы к решению проблем реабилитации людей с алкогольной и наркотической зависимостью».

Программный директор Санкт-Петербургского благотворительного фонда медико-социальной помощи «Гуманитарное действие» Дугин С.Г. совместно с координатором тренинг-программ Черненко O.A. провели мастер-класс по теме «Работа с зависимостью: методы диагностики, консультирования, коррекции».

Директор по развитию Гильдии психотерапии и тренинга, консультант Отраслевого центра психологических исследований ОАО «РЖД», советник начальника ГУВД Краснодарского края, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа, ведущий специалист ИПП «ИМАТОН» Абдурашидова-Шех О.И. провела тренинг управленческих ресурсов.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Преподаватель кафедры социальных наук академии гражданской защиты МЧС России Воронецкий В.В. провел мастер-класс по теме «Оказание экстренной психологической помощи лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии и личная безопасность психологов».

Старший преподаватель кафедры психологии Московского столичного гуманитарного института Берковская М.И. провела мастер-класс по теме «Стресс-менеджмент в работе сотрудников органов правопорядка».

Президент Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги Берова А.Г. провела мастер-класс по теме «Стратегическое планирование в условиях неопределенности».

Профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России Змановская Е.В. для сотрудников дорожной полиции африканских государств провела тренинг по теме «Формирование имиджа сотрудников дорожной полиции».

Доцент кафедры реабилитации и спортивной медицины Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Голуб Я.В. провел мастер-класс по теме «Медикопсихологические аспекты применения методов светозвуковой стимуляции и биологической обратной связи при коррекции стрессовых расстройств».

Доцент кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета академии ФСИН России Горностаев С.В. провел мастер-класс по теме «Использование проективных методик в исследовании мотивации труда».

Специалист по правовым вопросам Регионального представительства управления ООН по наркотикам и преступности по России и Республике Беларусь Голиченко М.М. провел мастер-класс по теме: «Формирование у сотрудников правоохранительных органов навыков работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения».

Таким образом, в ходе конференции были рассмотрены следующие вопросы:

- Теоретико-методологические проблемы психологии обеспечения правопорядка и безопасности.

- Законотворчество и психология правопорядка.

- Психология безопасности личности в современных условиях.

- Психология деятельности субъектов правопорядка.

- Психологическое сопровождение служебной деятельности сотрудников органов правопорядка.

- Современные тенденции развития конфликтологии в правоохранительной деятельности.

Во время выступлений российские и зарубежные участники использовали мультимедийные

презентации, видеоматериалы, слайды; раздавали брошюры соответствующих служб и органов. Проблемы, заявленные при проведении пленарного заседания, работы секций, круглых столов, мастер-классов и тренингов вызвали повышенный интерес и множество вопросов среди участников конференции.

По окончании конференции участники пришли к общему мнению о полезности и целесообразности ее проведения именно в международных масштабах.

По результатам работы конференции были приняты следующие решения:

- разработать Концепцию психологии правопорядка;

- актуализировать содержание образовательных программ учебных заведений в направлении психологии правопорядка и безопасности;

- развивать интегрированные межпредметные психолого-правовые связи, имеющие своей целью комплексный подход к концептуальному обусловливанию проблемы обеспечения правопорядка и безопасности;

- создать образовательные программы подготовки специалистов по вопросам психологической безопасности личности, общества и государства;

- развивать систему правового воспитания при подготовке специалистов в вузах;

- организовать работу по созданию комплексных межрегиональных проектов в области психологии обеспечения правопорядка и безопасности;

- разработать и провести для курсантов, слушателей и студентов университета цикл лекционных занятий по профилактике формирования зависимостей;

- разработать и провести для наиболее подготовленных курсантов факультета подготовки практических психологов для ОВД модуль тренинговых занятий в области профилактики наркотической зависимости и ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения;

- организовать на сайте Санкт-Петербургского университета МВД России систему запросов по проблеме психологического обеспечения правопорядка и безопасности;

- активизировать деятельность в области мониторинга уровня разработанности проблемы психологического обеспечения правопорядка и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.