Научная статья на тему 'ИТОГИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2016 г.'

ИТОГИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2016 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / доходы бюджета / расходы бюджета / бюджетное сальдо / federal budget / budget revenues / budget spending / budget balance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсений Мамедов, Евгения Фомина, Наталия Шмелева

Федеральный бюджет за 2016 г. исполнен с дефицитом в 3,4% ВВП. Это существенно больше, чем в 2015 г. (2,4% ВВП), но меньше, чем было запланировано последней редакцией Закона о федеральном бюджете на 2016 г. (3,7% ВВП). Падение совокупных доходов федерального бюджета не превысило 0,7 п.п. ВВП (к уровню 2015 г.) благодаря росту ненефтегазовых поступлений. Расходы по итогам 2016 г. увеличились на 0,3 п.п. ВВП, в первую очередь за счет выделения в ноябре дополнительных 739,7 млрд. руб. на национальную оборону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Execution of the Federal Budget for 2016

The RF federal budget for 2016 was executed with a deficit of 3.4% of GDP. This figure is significantly higher that the corresponding index for 2015 (2.4% of GDP), but still lower than the projection in the most recent version of the Law on the Federal Budget for 2016 (3.7% of GDP). The plunge of total federal budget revenue did not exceed 0.7 pp of GDP (as compared with 2015) due to the increased non-oil and gas revenue component. The year-end expenditure for 2016 jumped by 0.3 pp of GDP, due in the main to the additional allocation, in November, of Rb 739.7bn to national defense.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2016 г.»

Макроэкономика

ИТОГИ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2016 г.*

Арсений МАМЕДОВ

Заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: mamedov@iep.ru Евгения ФОМИНА

Научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: efomina@iep.ru Наталия ШМЕЛЕВА

Доцент кафедры экономической теории МГИМО МИД России, канд. экон. наук. E-mail: av171411@akado.ru

Федеральный бюджет за 2016 г. исполнен с дефицитом в 3,4% ВВП. Это существенно больше, чем в 2015 г. (2,4% ВВП), но меньше, чем было запланировано последней редакцией Закона о федеральном бюджете на 2016 г. (3,7% ВВП). Падение совокупных доходов федерального бюджета не превысило 0,7 п.п. ВВП (к уровню 2015 г.) благодаря росту ненефтегазовых поступлений. Расходы по итогам 2016 г. увеличились на 0,3 п.п. ВВП, в первую очередь за счет выделения в ноябре дополнительных 739,7 млрд. руб. на национальную оборону.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.

Доходы и расходы: общая оценка

По итогам 2016 г. доходы федерального бюджета составили 15,7% ВВП, что на 0,7 п.п. меньше, чем в 2015 г. (в номинальном выражении снижение не превысило 1,5%). (См. табл. 1.) Падение доходов в минувшем году было вызвано резким сокращением их нефтегазовой составляющей: нефтегазовые доходы за 2016 г. даже в номинальном выражении уменьшились на 17,4%, а в долях ВВП -на 1,4 п.п. Более глубокого падения совокупных доходов удалось избежать благодаря заметному росту ненефтегазовых поступлений: за 2016 г. их увеличение составило порядка 0,7 п.п. ВВП, а номинальный рост достиг 10,5%. Улучшение динамики доходов было обусловлено главным образом поступлением дополнительных доходов в результате частичной приватизации ПАО «Роснефть» (около 700 млрд. руб.).

Объем расходов федерального бюджета за 2016 г. составил 19,1% ВВП, на 0,3 п.п. ВВП пре-

высив уровень 2015 г. (в номинальном выражении расходы увеличились на 5%). Рост расходов происходил как за счет процентных, так и непроцентных статей. Увеличение процентных расходов (+19,8%) произошло за счет значительного увеличения расходов на обслуживание внутреннего долга (+28%) при низких темпах роста расходов на обслуживание внешнего (+1%): если за 2015 г. объем внутреннего долга снизился на 1,1%, то за 2016 г. его номинальный рост составил 4%. Темпы роста процентных расходов оказались существенно выше темпов прироста долга, т.е. процентные ставки выросли.

Рост непроцентных расходов в 2016 г. в номинальном выражении достиг 4,6%, а в долях ВВП - 0,3 п.п. Увеличение этих расходов было связано с внесенными в ноябре поправками в Закон о бюджете, в результате которых их (расходов) общий рост достиг 304 млрд. руб.1 (подробнее о поправках см. ниже).

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 4 (42) (март 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 В ред. Федерального закона от 22.11.2016 г. № 397-Ф3.

В 2016 г. продолжилось наращивание бюджетного дефицита, достигшего 3,4% ВВП -на 1,0 п.п. ВВП выше уровня 2015 г. (в номинальном выражении рост превысил 50%). Основным источником финансирования дефицита стали средства Резервного фонда, за счет которых было покрыто около 70% дефицита. В результате объем Резервного фонда сократился за 2016 г. на 59%, а с учетом курсовой разницы - на 73%.

В то же время в 2016 г. продолжилось сокращение ненефтегазового дефицита (данный тренд наметился еще в 2015 г.): его объем составил 9,1% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП ниже значения за 2015 г. В 2015-2016 гг. де-факто происходило ослабление зависимости федерального бюджета от конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей: доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов последова-

тельно снижалась с 51% в 2014 г. до 43% в 2015 г. и до 35% в 2016 г. Однако наметившаяся тенденция в значительной степени связана с существенным падением объема (и, соответственно, доли) нефтегазовых доходов и сокращением доли нефтегазового сектора в ВВП страны в условиях падения мировых цен на нефть, и она только формально свидетельствует о диверсификации структуры российской экономики2.

Особенности исполнения бюджета в 2016 г.

В ноябре 2016 г. в Закон о федеральном бюджете на 2016 г. были внесены изменения3. Особенностью бюджетного процесса стало то, что, в отличие от практики предыдущих лет, в действующий закон поправки вносились лишь один раз и уже в самом конце года. Это объ-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за 2015 и 2016 гг.

2015 г. (факт), в % ВВП Закон Закон о ФБ 2016 г. (факт), в % ВВП Изменение

оФБ на 2016 г.*, в % ВВП на 2016 г. с поправками**, в % ВВП номинальный темп прироста, в % п.п. ВВП

Доходы 16,4 17,5 16,1 15,7 -1,5 -0,7

в том числе:

Нефтегазовые 7,0 7,7 5,8 5,6 -17,4 -1,4

Ненефтегазовые 9,4 9,8 10,4 10,0 +10,5 +0,7

Расходы 18,8 20,5 19,8 19,1 +5,1 +0,3

в том числе:

Процентные 0,6 0,8 0,8 0,7 +19,8 +0,1

Непроцентные 18,1 19,7 19,0 18,4 +4,6 +0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) -2,4 -3,0 -3,7 -3,4 +50,8 +1,0

Первичный дефицит -1,7 -2,2 -2,9 -2,7 +63,9 +1,0

Ненефтегазовый дефицит -9,4 -10,7 -9,4 -9,1 -0,3 -0,3

Справочно:

ВВП в текущих ценах, млрд. руб. 83 233 78 673 82815 85 881 - -

Цена нефти марки Urals, долл./барр. 51,2 50,0 41,0 41,9 - -

* - Федеральный закон от 14.12.2015 г. № 359-ФЭ «О федеральном бюджете на 2016 год». ** - В редакции Федерального закона от 22.11.2016 г. № ЗЭ7-ФЗ. Источник: Федеральное казначейство, Росстат, расчеты авторов.

2 При номинальном росте ВВП за 2016 г. на 3,2% по разделу «Добыча полезных ископаемых» произошло увеличение лишь на 1,4%, что привело к снижению доли этого раздела в структуре ВВП на 0,2 п.п.

3 Федеральный закон от 22.11.2016 г. № 397-ФЗ.

яснялось прежде всего тем, что было решено синхронизировать процесс принятия этих поправок с процессом обсуждения и принятия нового федерального бюджета на 2017-2019 гг. новым составом Государственной Думы.

В результате внесенных поправок произошли как перераспределение средств между статьями расходов федерального бюджета, так и общее увеличение объема его расходов относительно утвержденных ранее параметров на 304 млрд. руб. Расходы выросли за счет увеличения финансирования по разделам «Национальная оборона» (+740 млрд. руб.) и «Социальная политика» (+177 млрд. руб.). Рост оборонных расходов в основном был обусловлен выделением средств предприятиям ВПК на выплату ранее взятых у банков кредитов, сроки погашения по которым приходятся на 20162018 гг. (выделение всей суммы в 2016 г. должно позволить снизить соответствующие расходы в 2017-2018 гг.). Увеличение расходов на социальную политику в значительной степени объяснялось наращиванием финансирования пенсионного обеспечения. В то же время в результате внесенных поправок по ряду направлений произошло сокращение расходов - наиболее заметное зафиксировано по статье «Национальная экономика» (-427 млрд. руб.).

В рамках внесенных поправок, в условиях снижения прогноза цены на нефть ига15 с 50 до 41 долл./барр., был также скорректирован прогноз доходов за счет нефтегазовой составляющей - с 17,5 до 16,1% ВВП. В итоге прогноз по размеру дефицита федерального бюджета увеличился с 3,0 до 3,7% ВВП.

Налоговые доходы

Анализируя динамику фактического поступления налоговых доходов в федеральный бюджет в 2016 г., стоит прежде всего отметить падение их общего объема к уровню 2015 г. на 1,1 п.п. ВВП. (См. табл. 2.)

Сокращение налоговых поступлений было вызвано снижением в первую очередь доходов от внешнеэкономической деятельности не только в долях ВВП, но и в абсолютном выражении. Номинальное сокращение достигло здесь почти 21%, или 0,9 п.п. ВВП, - во многом за счет падения объема вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты (на 32% в номинальном выражении). По НДПИ номинальное снижение объема поступлений достигло 9,4%, или 0,5 п.п. ВВП. Сокращение нефтегазовых доходов в целом объяснялось заметным падением цен на нефть4, что было лишь частично компенсировано ослаблением курса

Таблица 2

Поступления налоговых доходов в федеральный бюджет в 2015 и 2016 гг.

2015 г. 2016 г. Изменение

(факт), в % ВВП (факт), в % ВВП номинальный темп прироста, в % п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 14,3 13,2 -4,6 -1,1

в том числе:

Налог на прибыль организаций 0,6 0,6 -0,1 0,0

НДС на товары, производимые на территории РФ 2,9 3,1 +8,5 +0,2

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 2,1 2,2 +7,2 +0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 0,6 0,7 +19,8 +0,1

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 0,1 0,1 +15,2 0,0

НДПИ 3,8 3,3 -9,4 -0,5

Доходы от внешнеэкономической деятельности 4,0 3,0 -20,9 -0,9

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

4 За 2016 г. средняя цена нефти Urals составила 41,9 долл./барр. против 51,2 долл./барр. за 2015 г.

рубля к доллару5. При этом физические объемы экспорта товаров топливно-энергетического комплекса в страны дальнего зарубежья возросли, по оперативным данным ФТС России6, на 3,2%, а в страны СНГ, напротив, снизились на 8,7% (доля стран СНГ в физическом объеме экспорта нефти и нефтепродуктов составила в 2016 г. 5-7%, а природного газа - 17%).

В 2016 г. предельная ставка экспортной пошлины на нефть сохранилась на уровне 42%, в то время как базовая ставка НДПИ на нефть выросла с 766 до 857 руб./т. Эти зако-

нодательные изменения, по сути нарушившие логику проведения «налогового маневра», также способствовали снижению потерь федерального бюджета.

Поступления от НДС на товары, производимые на территории РФ, увеличились на 8,5% в номинальном выражении, или на 0,2 п.п. ВВП; доходы от НДС на импортные товары выросли на 7,2%, или на 0,1 п.п. ВВП; поступления по акцизам на товары, производимые на территории РФ, увеличились на 19,8%, или на 0,1 п.п. ВВП.

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в 2015 и 2016 гг. (по функциональной классификации расходов)

2015 г. (факт), в% ВВП 2016 г. (факт), в% ВВП Изменение Уровень исполнения относительно утвержденной годовой бюджетной росписи, в % Отклонение уровня

номинальный темп прироста, в% п.п. ВВП 2015 г. 2016 г. в 2016 г. от 2015 г., п.п.

Расходы - всего 18,8 19,1 5,1 0,3 98,5 98,7 +0,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 1,3 1,3 -2,0 -0,1 98,6 97,1 -1,5

Национальная оборона 3,8 4,4 18,7 0,6 99,8 99,2 -0,6

Национальная безопасность

и правоохранительная 2,4 2,2 -3,4 -0,2 98,8 100,4 +1,6

деятельность

Национальная экономика 2,8 2,7 -1,0 -0,1 96,5 95,9 -0,6

Жилищно-коммунальное хозяйство 0,2 0,1 -50,0 -0,1 98,0 95,5 -2,5

Охрана окружающей среды 0,1 0,1 26,9 0,0 99,4 99,6 +0,2

Образование 0,7 0,7 -2,1 0,0 99,2 99,1 -0,1

Культура и кинематография 0,1 0,1 -2,9 0,0 99,8 96,3 -3,5

Здравоохранен ие 0,6 0,6 -1,9 0,0 97,8 97,6 -0,2

Социальная политика 5,1 5,3 7,6 0,2 99,6 99,7 +0,1

Физическая культура и спорт 0,1 0,1 -18,3 0,0 97,8 88,7 -9,1

СМИ 0,1 0,1 -6,7 0,0 99,9 99,9 0,0

Обслуживание государственного долга 0,6 0,7 19,8 0,1 87,5 97,1 +9,6

Межбюджетные трансферты 0,8 0,8 -1,5 0,0 99,7 99,8 +0,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

5 Средний курс рубля к доллару США за 2016 г. составил 66,9 руб./долл. против 60,7 руб./долл. за 2015 г.

6 http://www.customs.ru/¡ndex.php?opt¡on=com_newsfts&v¡ew=category&¡d=53&Item¡d=1981

Расходы

Рост федеральных расходов в 2016 г. был связан в первую очередь с увеличением относительно уровня 2015 г. трат на национальную оборону на 0,6 п.п. ВВП (номинальный рост -18,7%). (См. табл. 3.) Расходы по разделу «Социальная политика» увеличились на 0,2 п.п. ВВП (номинальный рост - 7,6%). Это в значительной степени оказалось обусловлено наращиванием государственных расходов на пенсионное обеспечение (номинальный рост -11%).

В то же время по ряду направлений произошло сокращение расходов. Снижение финансирования зафиксировано по разделу «Национальная экономика» на 0,1 п.п. ВВП (или на 1% в номинальном выражении) к уровню 2015 г. Также сократились расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 0,2 п.п. ВВП (или на 3,4% в номинальном выражении).

По остальным крупным функциональным разделам объемы финансирования в 2016 г. в долях ВВП практически не изменились.

Уровень исполнения расходов федерального бюджета за 2016 г. относительно утвержденных7 параметров достиг 98,7% годовой бюджетной росписи, что на 0,2 п.п. выше значения за 2015 г. Наиболее существенный рост уровня исполнения расходов был отмечен по следующим разделам: «Обслуживание государственного долга» (+9,6 п.п.) и «Национальная безопасность и правоохранительная дея-

тельность» (+1,6 п.п.). Вместе с тем по ряду статей было зафиксировано ощутимое снижение уровня исполнения относительно годовых лимитов: «Физическая культура и спорт» (-9,1 п.п.), «Культура и кинематография» (-3,5 п.п.), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (-2,5 п.п.), «Общегосударственные вопросы» (-1,5 п.п.). Анализ в разрезе отдельных главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) также обнаруживает проблемы как с уровнем освоения выделенных годовых лимитов, так и с равномерностью осуществления расходов в течение года.

Роль федерального бюджета в 2016 г. в реализации целей социально-экономической политики была неоднозначной. Его нельзя назвать бюджетом развития, так как происходило недофинансирование «производительных» расходов на человеческий капитал и инфраструктуру (что является устойчивым трендом последних лет). В то же время бюджет 2016 г. трудно назвать и бюджетом стабилизации, поскольку наблюдался устойчивый дефицит (как общий, так и первичный), на покрытие которого была израсходована значительная часть Резервного фонда, заметно выросли расходы на обслуживание государственного долга. Однако следует понимать, что простых рецептов решения проблем здесь нет, тем более в условиях неоптимальной структуры ранее взятых социальных обязательств и неблагоприятной экономической конъюнктуры. ■

7 В соответствии с ред. Федерального закона от 22.11.2016 г. № 397-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.