Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2016 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / доходы бюджета / расходы бюджета / бюджетное сальдо / federal budget / budget revenues / budget spending / budget balance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсений Мамедов, Евгения Фомина

За первый квартал 2016 г. объем доходов федерального бюджета сократился относительно соответствующего периода предыдущего года на 5,7 п.п. ВВП, по расходам снижение достигло 6,1 п.п. ВВП. В реальном выражении было зафиксировано сокращение доходной и расходной составляющих федерального бюджета в размере около 20%. Падение доходов в этот период было обусловлено уменьшением нефтегазовых поступлений в объеме 4,2 п.п. ВВП. В части расходов заметное их снижение к уровню первого квартала 2015 г. произошло в финансировании обороны и национальной экономики при росте расходов на социальное обеспечение. Дефицит федерального бюджета составил 3,7% ВВП против 4,2% ВВП за январь-март 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Budget in Q1 2016

During Q1 2016, the volume of the federal budget revenues shrank by 5.7 p.p. of GDP, in terms of expenditures the reduction hit 6.1 p.p. of GDP. Contraction of the revenue and expenditure part of the federal budget amounted to around 20% in real terms. Fall of revenues in Q1 2016 was due to contraction of non-oil and gas receipts in the volume of 4.2 p.p. of GDP. Regarding expenditure, noticeable reduction has taken place in financing of defense and national economy along growth of expenditures on social safety net to the level of Q1 2015. The federal budget deficit has come to 3.7% of GDP against 4.2% of GDP posted in January through March 2015.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2016 г.*

Арсений МАМЕДОВ

И.о. заведующего лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таП: mamedov@iep.ru Евгения ФОМИНА

Научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таН: efomina@iep.ru

За первый квартал 2016 г. объем доходов федерального бюджета сократился относительно соответствующего периода предыдущего года на 5,7 п.п. ВВП, по расходам снижение достигло 6,1 п.п. ВВП. В реальном выражении было зафиксировано сокращение доходной и расходной составляющих федерального бюджета в размере около 20%. Падение доходов в этот период было обусловлено уменьшением нефтегазовых поступлений в объеме 4,2 п.п. ВВП. В части расходов заметное их снижение к уровню первого квартала 2015 г. произошло в финансировании обороны и национальной экономики при росте расходов на социальное обеспечение. Дефицит федерального бюджета составил 3,7% ВВП против 4,2% ВВП за январь-март 2015 г.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.

Доходы федерального бюджета за январь-март 2016 г. относительно соответствующего периода предыдущего года сократились на 5,7 п.п. ВВП (в реальном выражении падение достигло 24%). (См. табл. 1.)

В структуре доходов федерального бюджета произошло увеличение доли ненефтегазовых доходов с 55 до 66%. Однако это не стоит трактовать как реальное снижение нефтегазовой зависимости бюджета - по сути замещения нефтегазовых доходов несырьевыми не произошло. Сокращение нефтегазовых доходов в реальном выражении достигло 42%, а ненефтегазовых - 9%, т.е. ненефтегазовая компонента сокращалась медленнее.

Расходы федерального бюджета за январь-март 2016 г. сократились относительно соответствующего периода 2015 г. на 6,1 п.п. ВВП. Объем процентных расходов остался на уровне первого квартала 2015 г. (около 1% ВВП). Реальное снижение непроцентных расходов федерального бюджета достигло за исследуемый период 22%.

В результате на 1 апреля 2016 г. федеральный бюджет оказался исполнен с дефицитом в 3,7% ВВП против 4,2% ВВП годом ранее. Однако важно понимать, что значительный дефицит федерального бюджета, зафиксированный в первом квартале 2015 г., был во многом обусловлен опережающим финансированием оборонных программ (их кассовое исполнение в январе-марте 2015 г. составило 44% от годовой бюджетной росписи). Таким образом, данные по динамике дефицита в реальности не свидетельствуют об улучшении ситуации с исполнением бюджета.

В Законе о федеральном бюджете на 2016 г. зафиксирована величина дефицита в размере 3% ВВП (рассчитанного при цене на нефть в 50 долл./барр.). Подготовленные Минфином России поправки1 в действующий закон предполагают сохранение величины дефицита на утвержденном уровне при снижении базовой цены на нефть до 40 долл./барр. Во избежание наращивания дефицита федерального бюджета в 2016 г. сверх утвержденных объе-

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 8 (26) (май 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в ОМЭС — «Федеральный бюджет в первом квартале 2016 г.: доходы и расходы продолжают снижение»).

1 http://bujet.ru/article/296442.php

8 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 6 • ИЮНЬ—ИЮЛЬ 2016

мов его ресурсы будут пополнены доходами от приватизации государственных активов2. Также предполагается учет ожидаемого 10%-ного сокращения расходов федерального бюджета. Кроме того, планируется утвердить объемы точечной антикризисной поддержки ряда отраслей (автомобильной, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, легкой промышленности, ЖКХ). Однако поправки будут внесены на рассмотрение в Госдуму не ранее осенней сессии3 одновременно с проектом федерального бюджета на 2017-2019 гг. Изменение расходов будет оформляться через антикризисный фонд.

В целом налоговые доходы федерального бюджета в реальном выражении упали за январь-март 2016 г. относительно аналогичного периода предыдущего года на 21%. Ухудшение динамики в долях ВВП и в реальном выражении произошло по всем видам налоговых поступлений, за исключением акцизов на отечественные товары. (См. табл. 2.)

Наибольшее сокращение поступлений в первом квартале 2016 г. было отмечено по до-

ходам от внешнеэкономической деятельности - 2,3 п.п. ВВП (43% в реальном выражении). Основной причиной потери этих доходов стало падение нефтяных цен (среднее значение января-марта текущего года - 31,7 долл./барр. против 52,6 долл./барр. годом ранее). Неблагоприятная динамика нефтяных цен оказала соответствующее влияние на формирование ставок экспортной пошлины на сырую нефть (средняя ставка за январь-март 2016 г. сложилась здесь на уровне 55 долл./т, тогда как за январь-март 2015 г. она составляла 130 долл./ т). Сокращение доходов по данной статье произошло, несмотря на сохранение базовой ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 г. (42%) вместо ранее предусмотренного «налоговым маневром» ее снижения до 36% (с 1 января 2016 г.). Это решение было принято в конце 2015 г. для предупреждения еще более значительного уменьшения доходов от вывоза нефти в 2016 г.

Сокращение объемов поступлений по НДПИ достигло в рассматриваемый период 1,7 п.п. ВВП (34% в реальном исчислении). Причиной по-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2015 и 2016 гг.

Январь-март 2015г. Январь-март 2016 г. Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 3438,1 20,8 2908,4 15,1 -529,7 -5,7

втом числе:

Нефтегазовые 1545,6 9,3 992,2 5,2 -553,4 -4,2

Ненефтегазовые 1892,5 11,4 1916,2 10,0 23,7 -1,4

Расходы 4130,0 24,9 3621,3 18,8 -508,7 -6,1

втом числе:

Процентные 162,3 1,0 193,7 1,0 31,4 +0,03

Непроцентные 3967,7 24,0 3427,6 17,8 -540,1 -6,2

Профицит (+)/Дефицит (-) -691,9 -4,2 -712,9 -3,7 -21,0 +0,5

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2237,5 -13,5 -1705,1 -8,9 532,4 +4,7

Спрввочно: оценка ВВП, млрд. руб. 16564,8 19254,9

Источник: Минфин России (предварительная оценка), Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.

2 По оценкам, дополнительный объем поступлений в федеральный бюджет в 2016-2017 гг. от приватизации компаний «Роснефть», «Башнефть», «АЛРОСА», ВТБ достигнет 1-1,5 трлн. руб.

3 http://government.ru/news/22717/

добного изменения также стало падение стоимости нефти. Девальвация рубля к доллару не смогла оказать компенсирующего влияния на расчетную величину поправочного коэффициента К характеризующего динамику мировых цен на нефть. В результате при увеличении с 1 января 2016 г. размера налоговой ставки до 857 руб./т (в 2015 г. - 799 руб./т) среднее значение ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат (с учетом КЦ) за январь-март 2016 г. снизилось до 4075,9 руб./т (против 6872,5 руб./т в первом квартале 2015 г.).

Разнонаправленную динамику в первом квартале 2016 г. относительно значений соответствующего периода 2015 г. показали поступления акцизов: по отечественным товарам реальный рост поступлений составил здесь 12%; по импортным, напротив, произошло их сокращение на 15%. Рост поступлений акцизов на отечественные товары был вызван увеличением сборов по акцизам на табачную продукцию (ввиду повышения ставки акциза на

сигареты на 30%)4. Сокращение поступлений акцизов на импортные товары во многом объяснялось снижением акцизов на легковые автомобили и мотоциклы (на 15% даже в номинальном выражении).

Поступления по другим видам налоговых доходов оказались в исследуемый период более стабильными. Сокращение в реальном выражении поступлений по налогу на прибыль организаций, «внутреннего» НДС и НДС на импорт произошло в пределах 1-3% (или 0,10,3 п.п. ВВП).

В табл. 3 представлены результаты исполнения федерального бюджета за первый квартал 2015 и 2016 гг. в разрезе функциональной классификации расходов.

Объем расходования бюджетных средств за первый квартал 2016 г. «отстал» от соответствующего уровня предыдущего года на 6,1 п.п. ВВП. Сокращение расходов было зафиксировано по статьям: «Национальная оборона» (-3,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика»

Таблица 2

Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе-марте 2015 и 2016 гг.

Млрд. руб. %ВВП Изменение

Январь-март 2015 г. Январь-март 2016 г. Январь-март 2015 г. Январь-март 2016 г. п.п. ВВП в реальном выражении: январь-март 2016 г. в % к январю-марту 2015 г.

Налоговые доходы - всего 2978,5 2594,1 18,0 13,5 -4,5 -21

в том числе:

Налог на прибыль организаций 92,5 101,9 0,6 0,5 -0,1 -1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 679,9 731,6 4,1 3,8 -0,3 -3

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 401,9 441,9 2,4 2,3 -0,1 -1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 142,5 177,3 0,9 0,9 0,0 +12

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 10,6 10,0 0,1 0,1 0,0 -15

НДПИ 774,3 565,3 4,7 2,9 -1,7 -34

Доходы от внешнеэкономической деятельности 846,8 538,7 5,1 2,8 -2,3 -43

Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.

4 В 2016 г. специфическая часть акциза на сигареты выросла с 960 до 1,25 тыс. руб. за 1 тыс. шт., адвалорная часть —с 11 до 12% расчетной стоимости.

10 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 23 • № 6 • ИЮНЬ-ИЮЛЬ 2016

(-1,1 п.п. ВВП), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (-0,5 п.п. ВВП). При этом стоит отметить, что текущее кассовое исполнение по расходам на оборону и национальную экономику оказалось намного ниже по сравнению с показателями за первый квартал 2015 г.

По остальным статьям сокращение финансирования составило не более 0,1-0,3 п.п. ВВП. На фоне уменьшения расходов по большинству статей федерального бюджета социальные расходы увеличились на 0,2 п.п. ВВП, кроме того, заметно их опережающее освоение, на 2,2 п.п. превышающее значение января-марта прошлого года.

В целом результаты исполнения федерального бюджета за первый квартал 2016 г. свиде-

тельствуют о наличии существенных проблем в национальной бюджетной системе в сочетании с неблагоприятной макроэкономической ситуацией. В этих условиях решение о внесении поправок в Закон о федеральном бюджете лишь осенью представляется небесспорным. С одной стороны, это позволит при внесении поправок учесть реальное положение в российской экономике в нынешнем году и фактические поступления доходов за восемь-де-вять месяцев. Также следует учитывать, что осенние поправки будут вноситься уже после парламентских выборов. С другой стороны, это приведет к ситуации, когда большую часть года будет действовать Закон о бюджете с нереалистичными (с точки зрения текущей оценки и прогнозов) параметрами. ■

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в январе-марте 2015 и 2016 гг.

Январь-март 2015 г. Январь-март 2016 г. Изменение

млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, % млрд. руб. % ВВП кассовое исполнение, % млрд. руб. п.п. ВВП кассовое исполнение, %

Расходы - всего 4130 24,9 26 3621 18,8 22 -508,7 -6,1 -3,8

в том числе:

Общегосударственные вопросы 198 1,2 18 199 1,0 17 1,3 -0,16 -0,5

Национальная оборона 1453 8,8 44 945 4,9 30 -508,5 -3,9 -14,6

Национальная безопасность

и правоохранительная 411 2,5 19 387 2,0 19 -23,5 -0,5 +0,3

деятельность

Национальная экономика 399 2,4 16 252 1,3 10 -147,2 -1,1 -6,5

Жилищно-коммунальное хозяйство 45 0,3 30 4 0,0 5 -41 -0,3 -25,3

Охрана окружающей среды 14 0,1 25 17 0,1 29 3,9 0,0 +4,6

Образование 131 0,8 21 124 0,6 21 -6,4 -0,1 +0,6

Культура и кинематография 19 0,1 19 12 0,1 13 -6,6 -0,1 -6,5

Здравоохранен ие 107 0,6 20 98 0,5 18 -8,6 -0,1 -1,4

Социальная политика 978 5,9 25 1 185 6,2 27 206,6 +0,2 +2,2

Физическая культура и спорт 13 0,1 17 7 0,0 9 -6,2 0,0 -8,4

СМИ 16 0,1 22 13 0,1 16 -2,5 0,0 -5,5

Обслуживание государственного долга 162 1,0 36 195 1,0 30 33,5 0,0 -5,9

Межбюджетные трансферты 186 1,1 27 183 1,0 27 -2,7 -0,2 +0,3

Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.