ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012 г. Выпуск 3 (26). С. 5-10
УДК 504.75
ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ОБЬ-ИРТЫШСКОГО БАССЕЙНА (ЕВРОСОЮЗ - РОССИЯ)
В. И. Булатов
На Общественном Форуме-Диалоге «Атомная энергия, общество, безопасность», проходившем в апреле 2008 г. в г. Санкт-Петербурге, в авторском докладе «Реабилитация загрязненных территорий Обь-Иртышского бассейна» [1] была показана специфика этой территории как объекта радиоэкологических исследований. Её уникальность в том, что она - первая в бывшем СССР по времени начала ядерных испытаний и промышленного получения делящихся материалов, лидер по накоплению техногенных радионуклидов, имевших место ядерных аварий и инцидентов. Можно констатировать, что самое устойчивое и долговременное из того, что создано человеком в Обь-Иртышском бассейне, который можно называть и радиоэкологическим регионом, - это масштабное радиоактивное загрязнение. На следующем Форуме, в 2009 г., В. И. Булатовым и Ф. Нойбертом был представлен доклад о создании концепции и ходе реализации системы мониторинга радиационной обстановки и раннего предупреждения чрезвычайных ситуаций для этой территории. Говорилось в этом докладе о создании интернационального консорциума в составе: учредители проекта - Европейский Союз (ЕС/ЕигореЛ1ё), представители германских фирм Л. Шнайдер (81о11ег, Бге2ёеи) (руководитель проекта), Ф. Нойберт, Х. Калька (ШТ, Бге2ёеи), П. Шмидт ^1вти1;, Кетш2), М. Хаасе (^8Ш;ес, Кетш2). В качестве бенефициария рассматривалась Российская Академия Наук, главного подрядчика и пользователя - Росгидромет, заинтересованными сторонами являлись также МЧС России, Росатом, Ростехнадзор, Рос-природнадзор, Россанэпиднадзор, конечные пользователи - НПО «Тайфун», региональные и межрегиональные отделения Росгидромета, администрации и природоохранные учреждения регионов и крупных городов Западной Сибири.
В рамках проекта Европейского Союза, некоторые элементы которого показаны на рис. 1, предполагалось создание уникальной системы экологического контроля рек, протекающих через всю Западно-Сибирскую равнину, с охватом Северного Казахстана, восточных склонов Урала, Горного Алтая и Кузбасса.
Рисунок 1. Временные рамки проекта
С помощью системы мониторинга Обь-Иртышского речного бассейна могла быть реализована возможность наблюдения за распространением радионуклидов, сбрасываемых Бело-ярской атомной электростанцией, комбинатом «Маяк» и крупным ядерным комплексом в Томске-7, выявления ранее не контролируемых сбросов промежуточных хранилищ радио-
активных веществ предприятий Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, а также миграции радионуклидов из районов проведения подземных ядерных взрывов в Западной Сибири и Северном Казахстане.
Проектом были охвачены Томская, Омская, Курганская, Челябинская, Тюменская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Успешное внедрение столь масштабной системы мониторинга и раннего оповещения о распространения радионуклидов было бы уникальным событием. Кроме того, это был бы первый пример совместной работы Европейского Союза и партнеров из Российской Федерации в области радиоэкологического мониторинга.
Реализация проекта возлагалась на консорциум немецких фирм - Визутек Кемниц, Штоллер Дрезден, Висмут Кемниц и УИТ Дрезден. Консорциум располагает обширным опытом разработки комплексных систем мониторинга «исторических» загрязнений, включая моделирование распространения радионуклидов в водоемах, обработку данных и управление качеством автоматических систем контроля. Структурные элементы системы мониторинга и архитектура станций показаны на рис. 2.
Рисунок 2. Архитектура станции
Подводя некоторые итоги выполнения первого, начавшегося в 2006 г., этапа совместной работы, можно отметить следующее.
Первая фаза создания системы мониторинга - проект TACIS «Мониторинг и система предупреждения в речном бассейне Обь - Иртыш» (EuropeAid 121579/C/SV/RU) - длилась с марта 2006 по февраль 2008 года. В ходе её осуществления удалось решить ряд важных задач, таких как:
- систематизация и анализ данных по радиационным и химико-токсическим загрязнениям бассейна рек Обь, Иртыш и источникам таких загрязнений;
- обобщение и структурирование информации по гидрометеорологии общей речной системы региона;
- создание перечня существующих систем наблюдения и структур региональных лабораторий;
- совершенствование моделей переноса радионуклидов в речной системе, разработка сценариев аварийных ситуаций;
- согласование данных и отработка формата предоставления информации местным властям и региональным организациям, а также Росатому, Ростехнадзору, Росгидромету, Роспотребнадзору, МЧС России, Федеральной медико-биологической службе и РАН;
- разработка архитектуры системы мониторинга и предупреждения;
- согласование с местными властями и вышестоящими органами технических условий, которые станут основой для подачи конкурсных документов на участие в проекте поставки оборудования;
- планирование технического обеспечения системы мониторинга и оповещения.
Помимо немецких фирм в работах участвовали и российские партнеры - крупные НИИ
(Радиевый институт им. В. Г. Хлопина, Курчатовский институт), другие исследовательские организации, Югорский государственный университет. Это дало возможность учесть огромное количество научных данных, собранных при исследованиях последствий аварий на «Маяке» и в Томске-7 (Северске).
Без сомнения, успех выполнения первой части проекта определило и эффективное сотрудничество консорциума с местными властями и представителями Росгидромета, МЧС, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Росприроднадзора, проведение многочисленных встреч, рабочих совещаний, научных семинаров (Обнинск, март 2007 г.; Ханты-Мансийск, июнь 2008 г.).
Сейчас с уверенностью можно говорить, что проект ЕигореЛ1ё имел государственное значение. Предлагаемая система мониторинга могла бы стать важным звеном создаваемой Единой Государственной Автоматизированной Системой Контроля Радиационной Обстановки (ЕГАСКРО), которая реализуется в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2015 г». В реализации этой федеральной программы задействованы 18 центров Росгидромета, Росатом, Росэнергоатом, Минздрав, Экоцентр Минобороны. Об этом, в частности, шла речь на семинаре в Обнинске, в ведущем центре Росгидромета НПО «Тайфун».
В России вызвала интерес, но не нашла поддержки идея распространения предлагаемой системы наблюдений на другие регионы и/или сферу химических загрязнений. Наиболее актуальной представлялась организация долгосрочного мониторинга «исторических» загрязнений (особенно возникших при реализации военных программ) на территориях вокруг промышленных центров, в местах строительства новых энергетических реакторов. Очевидно, что быстрый рост промышленности и распространение трансграничных загрязнений в Обь-Иртышском бассейне требует постоянного контроля качества речной воды. Для обнаружения вреда, наносимого окружающей среде, необходимо создание современной системы химикотоксичного мониторинга водоемов. Для этого немецкие фирмы предложили разработать, совместно с заинтересованными российскими учреждениями и фирмами, основы технической спецификации наблюдений.
Обь-Иртышский проект Европейского союза осуществлялся до сентября 2009 года. На втором этапе систему радиологического мониторинга предполагалось расширить путем организации наблюдений за содержанием в воде химико-токсичных веществ. Кроме того, планировалось моделирование распространения загрязнений, а также передача ноу-хау российским специалистам, что способствовало бы улучшению охраны окружающей среды при интенсивном использовании водоемов и стало бы существенным актом поддержки и модернизации экологической политики России.
Следует сказать о предполагавшихся перспективах развития системы мониторинга. В максимальном варианте в проекте было намечено создание 8 станций в трех региональных управлениях Росгидромета: Уральском, Омском и Новосибирском. Эти станции более или менее равномерно охватывают как регионы с предприятиями ядерно-топливного цикла, так и Обь-Иртышский бассейн в целом. Места их размещения - в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской и Томской областях и в автономных округах - Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком (рис. 3). На этом рисунке показаны места возможного создания станций мониторинга (цифры 1-8 в кружочках) на фоне расположения основных объектов ЯТЦ и радиоэкологического воздействия. Планировалось также создание региональных центров мониторинга в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, информационноаналитического центра в Обнинске.
Атомные суда. Nuclear ship АПЛ. Nuclear submarine Научные центры. Nuclear research centers Pu Накопление плутония.Akkumulation Pu
235ц Обогащение урана. Uranium enriched UF6 Радиохимия. Isotope separation U02 Добыча урана. Uranium mining and and milling Добыча урана в будущем. Future mining EPH Накопление природных радионуклидов - U, То, К
Рисунок 3. Размещение основных объектов ЯТЦ и станций мониторинга
В процессе реализации проекта EuropeAid выявилась необходимость создания экспериментальной станции мониторинга [3]. Основанием для этого послужили:
Разрыв во времени реализации основного проекта
- потеря одного года на проведение тендера;
- задержка в техническом воплощении;
- отставание от высоких темпов изменений в России.
Отсутствие практического опыта реализации основного проекта
- недостаток практического опыта для передачи новых знаний и технической поддержки;
- слабость позиции в процессе вхождения в «Единую государственную автоматизированную систему контроля радиационной обстановки» (ЕГАСКРО), которая в России еще только планируется.
Необходимость проведения дальнейшей научной, технической, образовательной и методической работы
- методология, определение и сертификация проведения измерений;
- оптимизация и детализация технических решений;
- проведение научной работы, в частности по вопросам В-детектирования, техники отчистки и т. д.;
- обеспечение образовательной и просветительской деятельности.
По временным параметрам процесс создания станции разделился на три части, включая важнейшую из них - демонстрацию мини-станции участникам саммита Евросоюз - Россия, проходившего в городе Ханты-Мансийске в июне 2008 г.
1. Проектирование станции 04/2008
- документация: разработка технического проекта;
- принципиальные технические решения, разрешения и допуск;
- финансирование: определение бюджета.
2. Создание демонстрационной станции («мини-станция») 09/2008
- первая реальная станция: реализация в модулях;
- параметры измерения: уровень, температура и электропроводимость воды, гамма-излучение;
- информационный доступ пользователей;
- маркетинг: саммит Евросоюз - Россия: презентация, публикации, привлечение спонсоров.
3. Создание экспериментальной станции 06/2009
- реально работающая станция: реализация в контейнере;
- параметры измерения: полный набор параметров;
- использование банка данных, информационный доступ пользователей;
- научно-исследовательская работа: апробация, сертификация, отработка методик измерения основных параметров;
- образование и просветительская деятельность.
Техническое сопровождение сооружения первой опытной автоматизированной станции, которая была создана в контейнерном варианте и летом 2008 года установлена на мосту через Иртыш в г. Ханты-Мансийске, к моменту проведения здесь саммита Россия - Евросоюз, консорциум германских фирм осуществил вне программы TACIS. Эта станция была в работе несколько месяцев. Вторая, более мощная комплексная станция, должна была быть создана в 2009 году при содействии измерительной станции города Вормса и Министерства по охране водных ресурсов Германии и установлена также в городе Ханты-Мансийске. Однако этот план реализован не был, как и вся намеченная программа создания системы радиационного мониторинга бассейна.
Сейчас можно оценить причины, говоря мягко, остановки этого интересного проекта, о котором его руководитель, Лутц Р. Шнейдер, сказал: «Успешное внедрение такой системы мониторинга и раннего предупреждения стало бы единственным и уникальным во всем мире». При этом он подчеркивал, что успешное осуществление планов определяется активной
поддержкой российских партнеров. Её отсутствие, во многом обусловленное несовершенством существующей в России системой поддержки принятия решений, одна из главных причин неудачи. Ведомственная и региональная разобщенность в решении задач радиационной безопасности, нежелание брать на себя ответственность даже у Росгидромета, которому должны были передать в пользование эту достаточно дорогую, высокотехнологичную и технически сложную систему, лишний раз показали нашу отсталость от Европы и неготовность существующих институтов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды к восприятию инновационных подходов и идей модернизации, о которых так много говорилось последнее время. Для прекращения организационной работы в этом направлении и объяснения причин остановки проекта был использован объективный фактор -мировой финансовый кризис.
На Общественных Форумах-Диалогах по ядерной безопасности в 2008 и 2009-м годах подчеркивалась необходимость включения радиационной составляющей атомного природопользования во все региональные российские и североказахстанские природоохранные программы и бассейновые соглашения по защите водных ресурсов Западной Сибири, Северного и Центрального Казахстана. Необходимость Межгосударственного Обь-Иртышского бассейнового радиоэкологического соглашения с мощным блоком радиационного мониторинга все более актуальна. Многие атомщики стараются не вспоминать Кыштым, Чернобыль, но есть примеры и совсем недавние - Фукусима [2].
Символом успеха в начальной стадии разработки проекта, именовавшейся «Система мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций для Обь-Иртышского бассейна» стало, как говорилось выше, создание мини-станции на мосту через Иртыш в Ханты-Мансийске. Она и сейчас стоит там немым укором. Было немало разговоров про «мосты сотрудничества». А в итоге можно констатировать, что мосты - есть, сотрудничества - нет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булатов, В. И. Реабилитация загрязнённых территорий Обь-Иртышского бассейна [Текст] / В. И. Булатов // Общественный Форум-Диалог: Атомная энергия, общество, безопасность. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 124-140.
2. Булатов, В. И. Проблемы радиационной географии России [Текст] / В. И. Булатов // Материалы XIV Совещания географов Сибири и Дальнего Востока. - Владивосток : Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, Дальнаука, 2011. - С. 459-463.
3. Нойберт, Франк. Концепция технической реализации экспериментальной станции мониторинга в г. Ханты-Мансийск [Текст] Франк Нойберт // Проблемы природной безопасности Югры: мониторинг и прогнозирование экстремальных гидрометеорологических явлений и лесных пожаров. Сб. матер. научно-практ. семинара. - Ханты-Мансийск, 2008. -
С. 64-69.