Научная статья на тему 'Итоги и перспективы рыночных реформ в минерально-сырьевом секторе экономики российского Дальнего Востока'

Итоги и перспективы рыночных реформ в минерально-сырьевом секторе экономики российского Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы рыночных реформ в минерально-сырьевом секторе экономики российского Дальнего Востока»

УДК 622.013 (571.6)

А.Н. Прилуков

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Ж^оссийский Дальний Восток (РДВ) располагает уни--ш- кальным минерально-сырьевым потенциалом. Среди факторов, препятствующих его эффективному освоению, следует назвать обширность и слабую инфраструктурную оснащённость

территорий, экстремальность природно-климати-ческих условий, низкую диверсифицированность промышленности. О несбалансированной сырьевой направленности региональной экономики свидетельствует тот факт, что только производство цветных и благородных металлов, представленное в разных объёмах и номенклатуре на всех дальневосточных территориях, обеспечивает здесь в целом около 30% валового выпуска промышленной продукции.

В 1990-х годах минерально-сырьевой сектор, как и вся региональная экономика, подверглись воздействию экономического кризиса, выразившемуся в резком снижении объёмов производства, закрытии многих предприятий, что в свою очередь повлекло за собой серьёзные негативные последствия в социальной сфере, вплоть до возникновения хронической безработицы, деградации горняцких посёлков и массового оттока населения из районов, специализирующихся на производстве минерального сырья и соответствующих ресурсов (МС, МСР). Серьёзный урон понесли предприятия, обеспечивавшие добычу золота, серебра и в ещё большей степени - олова, свинца, цинка, вольфрама, сурьмы.

Начавшееся вместе с экономическим оживлением возрождение региональной горнодобывающей промышленности, тем не менее, пока не обеспечило ей выхода на уровень, достигнутый к началу 1990-х годов.

Успехи, трудности и неудачи в ходе реформ

Одним из наглядных свидетельств реального продвижения по пути рыночных реформ является практически полная смена преобладавшей в горнодобывающей промышленности региона государственной формы собственности её акционерным и частным вариантами. Реформы нашли отражение в изменении характера и состава дальневосточных горнодобывающих предприятий, повышении их самостоятельности, расширении географии и сфер деятельности. Интенсифицируется выход предприятий региона на мировые сырьевые и фондовые рынки, развиваются кооперационные и организационные связи с зарубежными фирмами и транснациональными компаниями. Многие существующие и вновь образуемые дальневосточные горнодобывающие предприятия активно перенимают зарубежный опыт, создавая в своей структуре такие свойственные рыночной экономике подразделения, как отделы маркетинга, логистики, работы с активами, связей с общественно-

стью и др. Предоставляемая рыночной моделью самостоятельность эффективно используется рядом дальневосточных предприятий для диверсификации деятельности, освоения новых рыночных секторов, что способствует их финансовому оздоровлению, повышению конкурентоспособности и защищённости от колебаний конъюнктуры.

К числу негативных сторон названных процессов следует отнести распад крупных промышленных объединений и образование множества мелких, далеко не всегда эффективно работающих предприятий, испытывающих существенные трудности в получении доступа к объектам освоения, финансовым, информационным и материально-техническим ресурсам, а также в реализации произведённой продукции. Дробление крупных предприятий и комбинатов по функциональным признакам также в большинстве случаев оказалось неэффективным, так как из-за неотлаженности механизмов экономического взаимодействия многие обособившиеся цеха и отделы не смогли утвердиться как самостоятельные предприятия и либо были перепрофилированы для иной области деятельности, в том числе снабженческой и торгово-посреднической, либо полностью прекратили существование.

Среди преимущественно объективных причин отмеченных негативных явлений в первую очередь выделяются изменения в товарной и сырьевой структуре мировой экономики, всё более ориентирующейся на новые материалы взамен традиционной производимой из минерального сырья продукции, нарастание неблагоприятного для сырьевых отраслей диспаритета цен между группами товаров и секторами экономики, общее смещение вектора экономического развития в сторону нематериалоёмких отраслей -информатики, сферы услуг, досуговой деятельности и др. Названные объективные факторы в значительной мере усугублялись недальновидным поведением ряда крупных отечественных и зарубежных компаний, приведшим к демпинговому падению цен на ряд экспортируемых видов минерально-сырьевой продукции, а также непоследовательностью действий государственных управленческих и финансирующих структур, создающих труднопреодолимые препятствия для выполнения горнодобывающими предприятиями своих производственных функций.

Нерыночное поведение многих вновь образовавшихся субъектов дальневосточной экономики проявляется в нехватке инициа-

тивы при поиске инвесторов, безосновательном уповании на помощь со стороны региональных и федеральных управленческих структур, неумении чётко определиться с собственной стратегией и тактикой. На уровне дальневосточных субъектов РФ рецидивы планово-командной экономики принимают, например, форму территориальных программ, в которых фиксируются сроки начала и окончания планируемых работ по возведению объектов и освоению месторождений, объёмы производства и реализации продукции на предстоящие годы и даже рекомендуемая технология проведения работ. Неадекватность подобных программ проявляется, в частности, в том, что в качестве исполнителей и соисполнителей в них фигурируют акционерные общества, т.е. предприятия, которые согласно существующему законодательству должны самостоятельно планировать и осуществлять свою деятельность. Помимо названного в таких документах, как правило, не учитывается и динамичность рыночной конъюнктуры, заставляющая предприятия в целях самосохранения оперативно реагировать на происходящие и намечающиеся изменения, вплоть до принятия решений о перепрофилировании производств, а также о собственном разделении или слиянии с другими компаниями.

Одним из основных организационных преобразований в отраслевой структуре национальной и региональной горнодобывающей промышленности явилось фактическое расформирование отраслей как наиболее крупных промышленных объединений, централизованно управлявшихся из союзных министерств и их региональных подразделений, располагавших механизмами поддержания взаимосвязей между субъектами экономики. В концептуальном отношении можно считать утратившим силу выделение такого некогда относительно целостного объекта, как региональный минерально-сырьевой комплекс (МСК), в состав которого входили сырьевая база (МСБ) и обеспечивавшие её освоение горнодобывающие предприятия вместе с имевшимися в распоряжении региональных властей механизмами для управления последними. Ликвидация бывших мощных региональных геологических управлений, отвечавших за уровень разведанности и эффективность использования региональной МСБ, а также практикуемое в настоящее время предоставление с помощью лицензий прав пользования богатствами недр акционерным обществам и частным предприятиям оставило за термином “региональный МСК” лишь

символическое значение, являющееся скорее данью традиции, нежели отражением существующего положения. Отрицательными последствиями названных организационных изменений стали снижение управляемости и нарастание хаотичности процессов освоения и использования регионального минерально-сырьевого потенциала, общее снижение эффективности этих процессов, сопровождающееся ощутимыми потерями для региональной и национальной экономики.

Растущую тревогу как у недропользователей, так и у территориальных управленческих структур вызывает усугубляющееся ухудшение показателей геологической разведанности территорий региона, явившееся следствием фактического отказа государства от финансовой и организационной поддержки территориальных геологических предприятий и служб. Осложняют работу многих региональных горнодобывающих предприятий, а порой ведут к их банкротству длительные процедуры получения лицензий, в оформлении которых участвуют Министерство природных ресурсов и другие федеральные организации, располагающиеся далеко за пределами региона.

В дополнение к трудностям и побочным эффектам процессов реформирования горнодобывающая промышленность российского Дальнего Востока, по оценкам специалистов, ещё не преодолела разразившегося в 1990-е годы кризиса. Существенную дестабилизирующую роль продолжают играть большой износ основных фондов, несовершенное законодательство, отсутствие чёткой государственной политики в наделении ресурсами хозяйствующих субъектов, коррумпированность управленческих структур и другие общие для многих отраслей негативные факторы.

Перспективы продолжения реформ

Оценивая предстоящие шаги по реформированию минерально-сырьевого сектора региональной экономики, необходимо определиться с их общей направленностью и диапазоном. Принимая за основу ориентацию проводимых федеральным центром реформ, следует учесть неоднозначность существующих представлений о рыночной модели и отсутствие примеров реализации её классического варианта в современном мире. Это характерно как для развивающихся, так и в ещё большей мере для промышленно-развитых стран, далеко не рыночными ин-

струментами которых часто становятся различного рода санкции и преференции, импортно-экспортные пошлины для определённых групп товаров и стран, вытеснение экологически вредных и трудозатратных производств, связанных с добычей и первичной переработкой минерального сырья, со своих территорий в развивающиеся страны. Такими действиями промышленно развитые страны постоянно демонстрируют приоритетность национальных интересов по отношению к идеям безбарьер-ной экономики.

Попытки перенесения классических рыночных идей на минерально-сырьевые отрасли сопряжены с трудностями, обуславливаемыми особенностями этих отраслей. К их числу относятся:

1) невозобновляемость и обусловленная этим особая ценность извлекаемых из недр ресурсов, принципиально несопоставимая с ценностью большинства других товаров;

2) локализация ресурсов на территориях, неотчуждаемость и сохранность которых защищается суверенными владельцами, как правило, государствами;

3) большой объём экологических последствий, нередко неустранимых, возникающих при добыче и переработке МС;

4) чрезвычайно широкий диапазон минералогических характеристик добываемого сырья, географических и горногеологических условий производства работ, заставляющих собственников содержимого недр постоянно возобновлять поиск эффективных способов сглаживания дифференциации предприятий по экономическим параметрам их деятельности;

5) уникальность некоторых видов МС, представленных единичными обнаруженными на планете месторождениями;

6) сложность и многостадийность современных процессов добычи и переработки МС, требующих сооружения крупных шахт и карьеров, применения громоздких техники и оборудования, взрывчатых веществ и токсичных реагентов;

7) труднодоступность и необустроенность многих районов добычи сырья, чем определяется необходимость выполнения больших объёмов работ по созданию транспортной и других видов инфраструктуры.

Первая и четыре последних из названных особенностей говорят о неприменимости классической рыночной модели, предполагающей множественность конкурирующих между собой товаро-

производителей, сопоставимость стартовых и иных экономических условий их деятельности, взаимозаменяемость поступающих на рынок товаров, в том числе принадлежащих к разным товарным группам. Несоблюдение перечисленных условий выражается, например, в том, что труднодоступность районов добычи и необходимость использования громоздких сооружений и техники резко ограничивают число потенциальных участников рыночных отношений и оставляют в составе потенциальных продуцентов МС лишь немногие крупные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами, а также опытом соответствующего рода деятельности. О неприменимости рассматриваемой модели к минерально-сырьевому сектору свидетельствуют также первые три названные особенности, поскольку ими предопределяется необходимость использования внеэкономических критериев и механизмов, регулирующих процессы освоения минерального сырья, что в классической модели считается недопустимым.

Обзор затруднений и несоответствий, возникающих при попытках применения классической рыночной модели к минеральносырьевым отраслям, представлен ниже в схематизированном (таблица, рисунок). Тем не менее, многие занятые производством МС корпорации и фирмы являются полноправными участниками рыночных отношений в их современной, существенно усложнённой по сравнению с классической моделью, форме. Рыночный статус корпораций и фирм выражается в их административной независимости; самостоятельном выборе видов, стратегии и тактики деятельности; участии в транзакциях на национальных и мировых рынках фондов, информации, сырья, финансов, рабочей силы, товаров и услуг. Забота многих промышленно развитых и развивающихся стран-продуцентов минерального сырья о соблюдении собственных интересов при использовании имеющегося в их распоряжении минерально-сырьевого потенциала выражается в постоянном совершенствовании законодательства, а также в создании структур, выполняющих на государственном и региональном уровнях обслуживающие и координирующие функции по отношению к процессам, обобщённо называемым минералопользованием. В традиционно рыночных странах, обладающих полным циклом производства и использования минерального сырья, таких как Австралия, Великобритания, Канада, ФРГ, ЮАР и других, организа-

ционными структурами, которые логично обозначить термином “региональное минералопользование”, охватываются как непосредственные участники соответствующих процессов - геологоразведочные, строительные, горнодобывающие, транспортные, перерабатывающие, землеустроительные, энергопроизводящие предприятия, так и обеспечивающие эти процессы подсистемы, занятые поддержанием отношений собственности, законодательным, информационным, научным обеспечением и другие. Конкретный состав подобных информационно-координи-рующих и обслуживающих организационных структур определяется особенностями сырьевого и промышленного потенциала территорий, однако, как правило, в число их функций не входят производство либо директивное управление процессами минералопользования, что является прерогативой промышленных предприятий и организаций - непосредственных участников этих процессов.

Созданное в Дальневосточном федеральном округе Главное управление федеральной службы по надзору в сфере Особенности минерально-сырьевых отраслей экономики, затрудняющие использование классической рыночной модели

№ п/п Формулировка особенности Нарушаемые условия рыночной модели

1. Невозобновляемость извлекаемых из недр ресурсов. Невозобновляемость заставляет выделять МСР в особую группу, по отношению к которой помимо экономических должны применяться иные критерии, затрудняющие использование классической рыночной модели.

2. Локализация ресурсов на неотчуждаемых территориях. Горнодобывающие предприятия, использующие охраняемые государствами ресурсы поверхности земли и её недр, вынуждены вступать с их собственниками в особые, не охватываемые рыночной моделью отношения.

3. Экологические последствия процессов недропользования. Для минимизации и компенсации экологических последствий недропользования применяются механизмы (приоритеты, договорные обязательства, санкции и т.д.), выходящие за финансово-экономические рамки.

4. Широкий диапазон характеристик добываемого сырья Вариация товарных свойств сужает рамки применимости классической модели, приводя к необходимости фор-мирования множеств групп одноимённых товаров, слабо конкурирующих между собой.

сти

№ п/п Формулировка особенности Нарушаемые условия рыночной модели

5. Уникальность отдельных видов МС Уникальность месторождений и видов сырья выводит их из рыночного пула, обусловливая особые внеконкурентные механизмы реализации.

6. Разнообразие условий производства работ Неравнозначность условий производства нарушает равноправное соперничество между продуцентами МС, создавая конкурентные преимущества одним по сравнению с другими.

7. Сложность и многоста-дийность процессов добычи и переработки МС Необходимость строительства крупных сооружений, применения громоздкой, сложной и дорогостоящей техники оставляет в числе потенциальных участников производства преимущественно крупные предприятия, нарушая требование множественности и равноправности товаропроизводителей.

8. Труднодоступность и необустроенность районов добычи сырья Вариация доступности месторождений искажает условия конкуренции, создавая преимущества одним продуцентам МС по сравнению с другими. Работы по обустройству районов добычи, выполняемые с помощью местных органов власти и с привлечением значительных материально-финансовых средств, также осложняют условия конкуренции.

Условия рыночной модели

и

о

р

с

о

р

а

в

ой

те

т

и

ю

" £

од

* £ ов

а 8

Л §

■Я &

в е

ос м “

оо

“ 3 £ § ао

нр

^ с

р

с

Невозобновляемость

МСР

Локализация МСР на неотчуждаемых территориях

Экологические последствия недропользования

Широта характеристик МСР

Уникальность отдельных видов МСР

Разнообразие условий производства работ

Сложность процессов добычи и переработки МСР

Труднодоступность районов добычи

Нарушения условий рыночной модели применительно к минерально-сырьевым отраслям экономики

природопользования Росприроднадзора, а также родственные подразделения, имеющиеся в территориальных административных органах, в значительной мере способствуют выполнению описанных функций. Ими накапливается информация об имеющейся сырьевой базе и её использовании, формируется информационная база, характеризующая процессы производства и маркетинга продукции, состояние окружающей среды, социальные и демографические проблемы в районах деятельности горнодобывающих предприятий, организуются конференции и разрабатываются программы развития минерально-сырьевых секторов экономики региона и территорий. Обстоятельствами, осложняющими работу как названных организационных структур, так и других участников процессов минералопользования, являются:

- устаревшие и не соответствующие складывающимся рыночным отношениям требования служебной закрытости и секретности общегеологической и экономической информации, лишающие предпринимателей, финансистов, фондодержателей и экономических обозревателей реальных возможностей активного участия в процессах и поощряющие весьма распространённые суррогатные и противозаконные способы приобретения необходимой информации;

- неотработанность законодательства и организационных механизмов, регламентирующих процессы распоряжения природными богатствами, провоцирующая недопустимо большие времен-

ные задержки при оформлении лицензий и криминализацию этих процедур.

Серьёзными препятствиями для продолжения рыночного реформирования регионального минералопользования являются:

- неразвитость региональных систем информационного обслуживания, основанных на использовании новых технических средств и являющихся одними из важнейших компонентов современной мировой экономики;

- отсутствие в регионе организованного фондового рынка, который помимо мобилизации финансовых средств мог бы выполнять функции центра оперативной информации о состоянии горнодобывающей промышленности и происходящих в ней процессах;

- недостаточная развитость банковской сферы и отсутствие возможности использования долгосрочных кредитов, которые представлялись бы на приемлемых условиях и могли использоваться для реализации венчурных проектов и развития производства.

Рекомендуемые направления реформ

Резюмируя, перечислим направления продолжения реформ в дальневосточной цветной металлургии и минерально-сырьевом секторе региональной экономики в целом, которые должны способствовать повышению эффективности горнодобывающей промышленности и в значительной мере могут быть осуществлены на региональном уровне:

1) возобновление государственной поддержки региональных геолого-поисковых и геолого-оценочных работ, направленных на выяснение сырьевого потенциала территорий и создание информационной базы, имеющей государственно-стратегическое и коммерческое применение;

2) совершенствование информационного обслуживания за счёт не противоречащего законодательству повышения открытости информации, введения практики обязательной публикации ежегодных отчётов о результатах деятельности предприятий, создания общедоступных компьютерных баз данных, содержащих сведения о минерально-сырьевом, промышленном и инфраструктурном потенциале региона;

3) расширение участия дальневосточных предприятий на мировых фондовых биржах, подготовка условий для создания подобной биржи в регионе;

4) содействие расширению географической диверсификации деятельности дальневосточных предприятий, степени их участия в транснациональных корпорациях;

5) создание условий для развития в регионе перерабатывающих производств, а также предприятий, использующих добываемое сырьё для выпуска высокотехнологичной и наукоёмкой продукции;

6) стимулирование развития банковского сектора и механизмов, повышающих доступность долгосрочных кредитов, получаемых на приемлемых для предприятий условиях.

Важнейшим стратегическим направлением, в реализации которого необходимо участие законодательных и властных структур федерального уровня, является выработка механизмов для предотвращения нарастания, а в дальнейшем и снижения диспаритета цен и их резких колебаний на мировых рынках, ведущих к массовому банкротству предприятий и отраслей горнодобывающей промышленности, экономически некомпенсированному истощению сырьевого потенциала территорий, их экологической и демографической деградации. Одним из продемонстрировавших свою эффективность вариантов реализации такого механизма является организация картельных соглашений между основными продуцентами конкретных видов продукции. Другим перспективным вариантом решения проблемы было бы придание территориям, располагающим уникальными запасами сырья, особого статуса, аналогичного присваиваемого международными и национальными организациями статуса мирового или национального наследия.

— Коротко об авторах ----------------------------------------

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прилуков А.Н. - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института горного дела ДВО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.