Научная статья на тему 'Итоги экспертного анализа проектов обоснования размеров санитарно-защитных зон различных объектов'

Итоги экспертного анализа проектов обоснования размеров санитарно-защитных зон различных объектов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги экспертного анализа проектов обоснования размеров санитарно-защитных зон различных объектов»

Косвенная оценка материального положения выполнена по доле средств, которые семьи тратят на приобретение продуктов питания. По оценкам экспертов, если расходы составляют до 30% бюджета семьи, это обеспечивает нормальное существование индивида и его семьи. По данным респондентов, только 8% населения района тратит на приобретение продуктов питания менее 30% бюджета семьи, в то время как у 47% затраты составляют от 50 до 80%.

Оценка респондентами степени полноценности рациона питания своей семьи показала, что 59% опрошенных питается скромно, предпочитает покупать дешевые продукты, 5% опрошенных отметили скудное питание, недоедание.

Еще одним показателем, характеризующим уровень благосостояния населения, является накопление (сбережения). Как показывают результаты опроса, среди населения, имеющего сбережения, 40% откладывают деньги на непредвиденный случай, на "черный день", 8% — для ремонта в квартире, 6% — для получения образования.

Одним из косвенных показателей уровня потребления населения является форма проведения отпускного времени. Недостаток средств, необходимость работать больше для поддержания жизненного уровня семьи, распад советской системы санаторно-курортного обеспечения привели к тому, что 74% ответивших проводят свой отпуск дома, 14% вынуждены подрабатывать, 3% отдыхают на даче. На долю выезжавших на отдых в санатории и турпоездки приходится всего 9% опрошенных.

Данные анкетного опроса о причинах снижения качества жизни свидетельствуют о низком уровне доходов, которым не удовлетворенны 84% респондентов, 7% связывают снижение качества жизни с низким качеством медицинского обслуживания, по 2% опрошенных выделяют низкий уровень благоустройства жилищного фонда, неудовлетворительное состояние окружающей среды и отсутствие работы по специальности, по 1% респондентов отмечают неудовлетворительные условия труда и неудовлетворительные условия воспитания и образования детей.

Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни, преодоления демографического спада.

На территории области реализуются региональные программы "Демографическое развитие Воронежской области на 2008—2010 годы и на период до 2016 года", "Социальное развитие села до 2012 года", "Чистая вода Воронежской области на период 2011—2017гг.". Основные задачи программ направлены на укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий для ведения здорового образа жизни, повышение продолжительности жизни.

Эффективность проведенных мероприятий выражается в снижении показателей младенческой смертности среди населения области за 1998—2010 гг. с 16,4 до 7,1 на 1000, увеличении рождаемости с 7,4 до 10,2 на 1000, снижении общей смертности населения с 19 в 2003 г. до 17 на 1000 в 2010 г.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.7:71

Р. С. ГИЛЬДЕНСКИОЛЬД, Т. К. ТАТЯНЮК, Л. П. АКСЕНОВА, Н. А. ГОРЕЛЕНКОВА, Т. Г. СМИРНОВА

Итоги экспертного анализа проектов обоснования размеров санитарно-защитных зон различных объектов

ФБУН Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, Мытищи Московской области

В современных условиях одним из определяющих элементов решения вопросов функционального зонирования в градостроительстве является обязательность создания достаточных по размерам, благоустроенных и озелененных санитарно-защитных зон вокруг промышленных и иных предприятий.

Во вновь создаваемой законодательной и нормативно-методической базе профилактического направления медицины наиболее частому пересмотру подвергался документ "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Только с 2007 г. документ претерпел 3 изменения: СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08 "Изменения № 1 к Сан-ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"; СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555-09 "Изменения № 2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03".

Основным (но не единственным) недостатком изменений редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03-2007 г. является несоответствие действующей сегодня санитарной классификации современным критериям оценочных показателей для обоснованного отнесения предприятия к тому или иному классу опасности.

За прошедшие 40 лет большинство предприятий ведущих отраслей промышленности в результате научно-технического развития и преобразований претерпели существенное (частичное или полное) изменение технологии производства, имеют совершенно иные характеристики как источники загрязнения окружающей среды и воздействия на здоровье человека, иные удельные показатели выбросов относительно мощности предприятий, их состава, уровней создаваемого производственного шума и т. д.

Отчасти именно поэтому в нормативный документ по санитарной классификации предприятий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (ред. 2007 г.) п. 2.1. было включено понятие "ориентировочный размер СЗЗ", которым определена обязательность проектного расчетного обоснования минимального размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для каждого строящегося вновь или реконструируемого объекта.

Отличительной особенностью вновь создаваемых в настоящее время производств при формировании среднего класса предпринимателей является, как правило, более правильное отношение к решению вопросов экологии и гигиены, а размещение этих производств на промышленных территориях бывших гигантов индустрии

ввиду ряда причин часто вступает в противоречие с действующей санитарной классификацией предприятий.

Так, для предприятия ООО "Пектиновый завод", размещаемого на Кубани, в соответствии с ранее существующей технологией получения пектинового продукта использовались сильные минеральные кислоты и спирты, что сопровождалось выбросом в атмосферу большого объема сложных по составу загрязняющих веществ, а установленная нормативная СЗЗ по санитарной классификации составляла 500 м (III класс опасности).

Вновь создаваемое производство основано на получении сухого порошкообразного пектинсодержа-щего продукта гидролизом — экстракцией сухого или влажного сырья (яблочные выжимки) при интенсивном механическом воздействии в гидроакустическом экстракторе-дезинтеграторе. При этом выделяются только пектиновая пыль, оксид углерода, аэрозоль уксусной кислоты и гидрохлорид натрия. Применение высокоэффективных кассетных фильтров с импульсной регенерацией обеспечивает 99,9% степень очистки, а суммарный годовой выброс названных веществ составит сотые доли килограмма, а по пыли — до 80 кг в год.

Объективно размер СЗЗ для данного производства может быть сокращен как минимум до 50—100 м, что определяет необходимость коррекции принятой санитарной классификации предприятий для порошковых производств.

Вероятно, настало время объективно решать задачу "обновления состава" действующей санитарной классификации предприятий и ранжирования производств и иных объектов по классам опасности путем использования значительных наработок проектных организаций по обоснованию размеров СЗЗ для вновь создаваемых и реконструируемых промышленных объектов, использующих современные технологии.

По-видимому, неправомерным является исключение из текста нормативного документа по организации СЗЗ — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 — при редакционной корректировке в 2007 г. всех положений по защитному озеленению территории ССЗ.

В настоящее время, на наш взгляд, в общих положениях нормативного документа в отдельный пункт следовало бы включить требования к защитному озеленению территорий ССЗ в виде двухъярусных (деревья и кустарники) полос насаждении, располагаемых с учетом:

— конкретных условий формирования поля техногенного загрязнения атмосферного воздуха приоритетными организованными или неорганизованными источниками;

— мест размещения источников на промышленной площадке относительно ближайших селитебных зон.

Экспериментально доказано, что создание соответствующих защитных полос озеленения в условиях стесненного взаиморазмещения промышленной площадки и жилой застройки способствует уменьшению степени химического загрязнения воздушной среды до 40% с одновременным снижением интенсивности звукового давления на 5—7 дБА и дальности его распространения в воздушной среде.

В перечне информативных материалов, учитываемых при установлении достаточности размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности, на наш взгляд, отсутствует важная с гигиенической точки зрения позиция: отношение жителей, проживающих в ближайшей селитебной зоне, к пром-площадке действующего предприятия и предполагаемому негативному воздействию промышленных выбросов в атмосферный воздух на комфортность проживания и здоровье населения.

Включение соответствующей информации в перечень исходной документации проекта (протоколы общественных слушаний по рассматриваемому вопросу, данные анкетирования и пр.) в ряде случаев оказывает существенное влияние на разработку "проектов-обоснований размеров СЗЗ", выражающуюся в ограничении развития производственной мощности, включении дополнительных природоохранных мероприятий по сокращению техногенных выбросов в атмосферу, принятии мер по усилению эффективности существующих или созданию новых зеленых защитных барьеров, наконец, что встречается очень редко, в выводе отдельных жилых (как правило, частных) строений за границы ССЗ.

Таким образом, опыт проведения экспертного анализа ряда разработанных в последние годы проектов расчетного обоснования размеров минимально достаточных для вновь создаваемых или реконструируемых производств при обязательном внедрении современных, экологически защищенных технологий производства показал, что действующая нормативно-методическая база нуждается в определенном ее динамическом уточнении и развитии.

© Н. С. БЕЛОЕДОВА, 2012 УДК 614.31:632.95

Н. С. БЕЛОЕДОВА

Гигиеническая регламентация производного сульфонилмочевины

ФБУН Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, Мытищи

Одной из стратегических задач нашего государства является обеспечение продовольственной безопасности, что во многом определяется увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции, внедрением новых технологий, среди которых применение средств химизации сельского хозяйства занимает одно из ведущих мест (Онищенко Г. Г., 2005; Потапов А. И., 1998, 2001; Ракитский В. Н., 1998, 2000). Среди химических средств защиты растений главную роль играют герби-

циды, составляющие более 60% всех зарегистрированных пестицидных препаратов и обладающие высокой физиологической активностью по отношению к сорным растениям. Широкое применение в условиях сельского хозяйства данных соединений наряду с большой экономической эффективностью представляет реальную опасность загрязнения ими объектов окружающей среды, что в конечном счете может оказывать неблагоприятное влияние на здоровье людей, если учесть специфические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.