Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение гигиенической безопасности населения при воздействии факторов окружающей среды'

Организационно-правовое обеспечение гигиенической безопасности населения при воздействии факторов окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ломтев А. Ю., Еремин Г. Б., Мозжухина Н. А., Никонов В. А., Комбарова М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение гигиенической безопасности населения при воздействии факторов окружающей среды»

эксперименте могут принципиально расцениваться в качестве информативных критериев потенциального риска развития аллергопатологии персонала объектов по хранению и уничтожению ХО.

1 3 1 2 3 1 1

А.Ю. Ломтев ', Г.Б. Еремин'' , Н.А. Мозжухина , В.А. Никонов

М.Ю. Комбарова2

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ФАКТОРОВ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им.

И. И. Мечникова Минздравсоцразвития России; ФГУП НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека ФМБА России,Санкт-Петербург, Общество с ограниченной ответственностью "Институт прикладной экологии и гигиены "

В Российской Федерации граждане обладают неотъемлемыми правами на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленными в Конституции Российской Федерации, которые обеспечиваются охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан. Эти права и порядок их обеспечения находят свое развитие в федеральных законах, постановлениях правительства, ведомственных нормативных актах и других документах нормативного и рекомендательного характера.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость учета земли как основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны жизни и здоровья человека, а также особый статус земель, попадающих в санитарно-защитные зоны (СЗЗ).

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель, в границах которых может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон . В Градостроительном кодексе Российской Федерации определено, что градостроительная деятельность, территориальное планирование, обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования не возможны без учета сложившейся экономической инфраструктуры, учета влияния промышленных

316

объектов на окружающую среду, а также без учета зон с особыми условиями использования территорий - охранных, санитарно-защитных зон.

В развитие положений Конституции РФ , Земельного и Градостроительных кодексов в законе об охране окружающей среды Российской Федерации определены основные принципы охраны окружающей среды, среди которых в реализации права человека на благоприятную окружающую среду особое значение имеет принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В законе установлены общие требования в области охраны окружающей среды, согласно которым при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды и предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Федеральный закон об охране атмосферного воздуха, определяя принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. В соответствии с этими принципами при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны, размеры которых определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

317

Таким образом, ключевой позицией в обеспечении права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является решение проблемы обеспечения комплексной санитарно-эпидемиологической безопасности населения и разработка с этой целью научно-обоснованных мер по защите населения от воздействия химических веществ, физических и биологических факторов, поступающих в среду обитания от источников техногенного и иного происхождения.

Важно отметить, что СЗЗ - это не просто линия градостроительного регулирования, а целый комплекс прав и обязанностей хозяйствующего субъекта, органов государственной власти, местного самоуправления и населения.

С принятием комплекса новых документов, определяющих концептуальные основы территориального развития Российской Федерации - Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», санитарно-защитное зонирование как элемент территориального регулирования интегрировано в систему принятия решений на различных уровнях управления.

Даже с точки зрения формальной логики, если деятельность предприятия требует организации сЗЗ, что, в свою очередь, ограничивает права владельцев смежных земельных участков по размещению на них определенных объектов и развитие некоторых форм бизнеса, то эти неудобства должны быть компенсированы.

В нормативно-правовых документах РФ ответственность хозяйствующего субъекта за соблюдение санитарного законодательства в части сЗЗ определена достаточно жестко и недвусмысленно.

Особое значение в обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности имеет реализация на практике положений СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 09.09.2010), в соответствии с которым проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов (п.3.1). Документ предназначен для реализации положений, предусмотренных Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, законами об охране окружающей среды и атмосферного воздуха.

Внесение изменений в части исключения слов «и действующих» ( глава I изменений и дополнений №3 ), отмеченного документа влечет за собой существенные противоречия в требованиях, изложенных в документе, а также

318

ограничивает применение вышеуказанного СанПиНа к действующим объектам. Между тем, всеми поименованными выше федеральными законами однозначно определено, что проекты санитарно-защитных зон разрабатываются при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Кроме того, в документе остались положения, свидетельствующие о том, что действие настоящего СанПиНа по-прежнему распространяется на действующие объекты. Документ устанавливает что «санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор» (п.1.5.). То есть, действие данного пункта распространяется на юридических и физических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов. Согласно этому же документу «проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств», что подразумевает все стадии, включая эксплуатацию» (п. 3.1.).

«Санитарно-защитная зона устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения, в том числе и при эксплуатации объекта в штатном режиме» (п.2.1). Согласно этого же пункта, «ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений». Редакция данного пункта противоречит смыслу новой редакции п.1.2, так как уровни ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух с подтверждением результатами натурных исследований и измерений могут быть выполнены только для действующих промышленных объектов.

Согласно принятой редакции документа окончательная СЗЗ может быть определена на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, что возможно только в отношении действующих предприятий (п.2.2.). Кроме того, «размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный

319

воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона» (п.3.12). Содержание данного пункта распространяет его требования как следует из содержания на действующие объекты и производства.

Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности (п.3.13).

Характер изложения данного пункта позволяет утверждать, что установление окончательной СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) возможно только в отношении действующих промышленных объектов и производств после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения.

Проведение натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, для обоснования уменьшения или увеличения СЗЗ возможно только в отношении действующих промышленных объектов и производств (п. 4.5,4.6,6.1).

В связи с принятием и введением в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения №3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части исключения слов «и действующих» отмеченные санитарные правила и нормы теряют свою актуальность, правовую и гигиеническую значимость. Прежде всего, это обусловлено тем фактом, что именно действующие промышленные объекты и производства, объекты транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Редакция документа позволяет многозначно трактовать его положения не только в части сферы его действия. В разделе о «проектировании санитарно-защитных зон» (глава III) имеется ряд пунктов, позволяющих давать различное

320

толкование изложенным требованиям. К таким требованиям, относится то, что в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости (п.3.2.). Данная трактовка не позволяет установить должен ли проект расчетной санитарно-защитной зоны предварять проект реконструкции или нет, как следует понимать «отселение жителей, в случае необходимости», учитывая, что «в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку» (п.5.1.). Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств. Согласно тексту документа в проекте расчетной СЗЗ должен быть представлен план мероприятий, обеспечивающих:

-либо сокращение расчетной СЗЗ до размеров, в которые не попадают объекты, размещение которых в пределах СЗЗ промышленных предприятий противоречит требованиям СанПиНа, в т.ч. жилая застройка,

- либо расселение жилой застройки, попавшей в пределы расчетной СЗЗ.

В обоих случаях, в планах мероприятий определяются ориентировочные затраты и конкретные сроки мероприятий.

Для мероприятий по расселению указывается перечень жилых домов и количество жителей подлежащих расселению из СЗЗ. Сроки выполнения мероприятий для объектов, планируемых к размещению, должны быть взаимоувязанными со сроком пуска объекта в эксплуатацию. К сожалению, в настоящее время в нормативных документах отмеченные требования в явном виде не отражены, однако исходя из логики документа отмеченное уточнение необходимо. Следует отметить, что после согласования проекта расчетной СЗЗ планы мероприятий со сроками их выполнения являются предметом контроля со стороны учреждений Роспотребнадзора. После ввода объектов в эксплуатацию и реализации планов мероприятий в полном объеме, а также выполнения мониторинга на границе расчетной СЗЗ, объективно свидетельствующих о соблюдении гигиенических нормативов по всем факторам воздействия, может быть принято решение об установлении СЗЗ. Именно с этого момента территория СЗЗ фиксируется как зона с особыми условиями использования территорий, (п.3, ст. 56). Возникающее противоречие в этом случае:

- с одной стороны, обязанность по отселению жителей должна быть исполнена до возникновения ограничения прав на землю, т.к. после ввода ограничений прав на земельный участок размещение на нем жилых домов уже запрещено;

- c другой стороны, до возникновения ограничения прав на землю

321

обязанность по отселению жителей еще не возникла, т.к. права еще не ограничены.

Формальные требования документа не позволяют обосновать установленную (окончательную) санитарно-защитную зону для действующих объектов, для которых не требуется обоснование сокращения санитарно-защитной зоны, что ограничивает градостроительные решения, в частности , размещение жилой застройки.

Кроме того , действующее законодательство не содержит указания на то, могут ли и , если могут, то сколько времени могут проживать люди в границах ориентировочных СЗЗ. Для объектов, планируемых к размещению, очевидно, что либо объект должен размещаться с соблюдением ориентировочной СЗЗ, либо для объекта должен быть выполнен проект расчетной СЗЗ, в пределах которой к моменту пуска объекта в эксплуатацию не должно оставаться жилой застройки. Для действующих объектов, ответ на данный вопрос не столь очевиден.

Достаточно неопределенным является требование, согласно которому «проектная документация должна предоставляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия принятых проектных решений санитарным нормам и правилам» (п.3.11).

Неоднозначна редакция документа и в части применения главы VII , в которой приведена нормативная (исходная) классификация объектов и размеры санитарно-защитных зон. Использование термина "ориентировочных" применительно к данной классификации не совсем корректно т.к. в целом по тексту данный термин применяется к проектам разработки ориентировочных санитарно-защитных зон.

Требованиями документа установлено, что размер санитарно-защитной зоны для научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и других объектов, имеющих в своем составе мастерские, производственные и полупроизводственные и экспериментальные установки, устанавливается в каждом конкретном случае с учетом результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, а также натурных исследований качества атмосферного воздуха, измерений уровней физического воздействия. Подобная трактовка приводит к попыткам применять данное положение к крупным НИИ, занимающимся научно-производственной деятельностью, а не только имеющим единичные установки отмеченного характера (п.4.7.).

Выполненный анализ нормативно-правовых актов различного уровня позволяет сделать вывод о том, что новая редакция документа противоречит нормам права, изложенным в перечисленных в настоящей статье федеральных законах. Безусловно, и федеральные законы в отмеченных частях требуют внесения изменений и дополнений. Достаточно важным является тот факт, что

322

исходя из Градостроительного Кодекса и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30 декабря 2009 г. «Об утверждении перечня работ по инженерным изысканиям...» следует, что организации, разрабатывающие проекты СЗЗ, должны быть членами СРо и иметь свидетельства, выданные саморегулируемой организацией о допуске к видам работ поименованным в тексте, в отмеченных документах это явно не прописано. Между тем, проектирование СЗЗ является элементом , связанным с подготовкой данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования, затрагивающих интересы значительного количества граждан и хозяйствующих субъектов, на основании которых выдаются разрешения на строительств . исходя из этого, необходимы изменения и дополнения в отмеченные документы, устанавливающие четкую и прямую обязанность быть членами СРо и иметь допуски на выполнение перечисленных работ для юридических и физических лиц, занимающихся проектированием СЗЗ.

Действующий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требует существенной доработки, как по составу санитарной классификации объектов, так и по требованиям к проектированию как расчетных (предварительных), так и установленных (окончательных) санитарно-защитных зон.

Необходимо разработать и утвердить методические указания по обоснованию санитарных разрывов от линейных объектов железнодорожного транспорта, стандартных маршрутов в зоне взлета и посадки воздушных судов, автомагистралей, разработке проектов санитарно-защитных зон.

В.А. Никифорова, Т.Г. Перцева, Е.А.Прохоренко, А.А. Никифорова

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Братский государственный университет, Братск, ткЦогоуаЬг@таИ. ги

Создание условий для получения качественного профессионального образования, укрепление здоровья студентов, разработка здоровьесберегающих технологий и улучшение социальной сферы - вот некоторые из приоритетных направлений деятельности Братского государственного университета. На фоне изменившихся в последнее время социально-экономических и экологических условий, а также ухудшения качества жизни определяются отчетливые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.