Бюджетная политика
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА
В 2010 ГОДУ. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ НА2011 ГОД*
(интернет-конференцияруководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С. Ю. Павленко)
В Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялась интернет-конференция руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С. Ю. Павленко. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннад-зор) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Минфину России. На него возложены функции по надзору в финансово-бюджетной и валютной сферах, а также внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности».
Росфиннадзор — главный распорядитель и получатель средств федерального бюджета. Руководствуясь российским законодательством и международными договорами РФ, ведомство выполняет возложенные на него задачи через территориальные органы, федеральные органы исполнительной власти, исполнительную власть субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
В ходе интернет-конференции С. Ю. Павленко рассказал о роли службы в повышении эффективности использования средств федерального бюджета, актуальных вопросах изменения финансово-бюджетного законодательства и законодательства о валютном контроле и валютном регулировании.
* Публикуется в сокращении.
— Сергей Юрьевич, как вы оцениваете работу ведомства в 2010 г.? Насколько изменилась ситуация с финансовыми нарушениями в бюджетной сфере по сравнению с 2009г. ?
— Я оцениваю работу ведомства на «удовлетворительно». Она не блестящая, но и не бесполезная. Благодарен сотрудникам Росфиннадзора, которые проявляют поистине гражданское мужество и трудовую доблесть. Хотел бы поблагодарить коллег из других надзорных ведомств за то, что в большинстве случаев они также проявляют гражданское мужество и платят штрафы, если нарушают законодательство.
Еще недавно Росфиннадзор отмечал негативные тенденции в соблюдении валютного законодательства. Из России шел большой отток денежных средств с применением криминальных схем. Много было сообщений о нарушениях валютного законодательства. В 2010 г. удалось стабилизировать ситуацию. Но меняется структура нарушений финансово-бюджетного законодательства, в том числе и в связи с изменением структуры расходов федерального бюджета. Все большая часть этих расходов — это средства, передаваемые в регионы на большие инвестиционные проекты. Соответственно, меньшая часть расходуется на содержание бюджетной сети, которая еще и сокращается.
— Сергей Юрьевич, позвольте перейти от аналитики к статистике. Сколько проверок провел Росфиннадзор в 2010 г. ?
— Начнем с 2009 г., когда было проведено 18 975 проверок соблюдения финансово-бюджетной дисциплины. В 2010г. — 18 806 проверок — минус 1 %. На сегодняшний день это пик наших возможностей. Служба еще не полностью адаптировалась к структурным изменениям в бюджетной системе. Как и другим ведомствам, Росфиннадзору предстоит сокращение на 20 % штатной численности. Поэтому считаю, что в 2011 г. показатели по проверкам будут примерно те же, что и в прошлом году. Намечены дополнительные меры, чтобы сокращение числа сотрудников не привело к потере качества работы. Это предполагает ориентацию на риски, фокусировку на проблемных отраслях, регионах и формах расходования средств федерального бюджета. Это те вопросы, которые знакомы обычному офис-менеджеру.
— Сергей Юрьевич, какие нарушения законодательства в области финансово-бюджетного надзора чаще всего выявлялись в 2010 г. ?
— Когда сопоставляешь явления, можно увидеть тенденцию. Например, сократилось количество нарушений порядка учета государственного имущества и ведения реестров федерального имущества. До недавнего времени эта проблема очень часто обсуждалась, а до конца не решалась. Теперь наблюдаем сокращение числа нарушений в 10 раз. Прогресс очевиден. Росимущество и другие регистрирующие ведомства окончательно определили, что относится к федеральной собственности, а что — нет.
Что касается нецелевого использования бюджетных средств, то число этих нарушений в 2010г. увеличилось. Так, в 2010г. сумма средств, использованных не по нецелевому назначению, составила 3 млрд 652 млн руб., а в 2009г. — 2 млрд руб. Сам по себе показатель «нецелевое» специфичен только тем, что за это нарушение финансово-бюджетного законодательства предусмотрена уголовная ответственность. В целом неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов в 2010 г. составило 45 млрд 475 млн руб., а в 2009г. — 39 млрд 178 млн.
На первом месте стоят нарушения правил ведения бухгалтерского учета и отчетности. Это бич бюджетных учреждений, специфика вузов и иных учреждений, находящихся в федеральной собственности. Значительная часть этих нарушений порождена сочетанием двух факторов: постоянного изменения, усложнения правил ведения бухгалтерского учета и недостаточно быстро растущей квалификации сотрудников сектора бухгалтерского учета.
Продолжается отток квалифицированных кадров в негосударственный сектор и в государс-
твенные компании, где зарплаты, по-моему, существенно выше, чем в частном секторе. Такова ситуация, в ней два месседжа. Первый — принципиально ничего не изменилось. Второй — непринципиальные изменения носят существенный характер. Например, резко сократились излишки материальных ценностей на складах разного рода бюджетных учреждений. В Минобороны России стали наконец-то наводить порядок, пересчитывать ракеты и снаряды, точнее выяснять, сколько их на самом деле. Но в то же время возрастает недостача денежных средств и материальных ресурсов. И это тоже тревожный фактор, который говорит, что проблема черного нала стала обостряться в государственном секторе, так же, как и в частном, по целому ряду причин.
— Сергей Юрьевич, сколько украденных из бюджета средств удалось вернуть в государственную казну в 2010—2011гг.? Какие санкции за финансовые махинацииможет выносить Росфиннадзор?
— В целом в 2010 г. Росфиннадзор восстановил почти 370 млрд руб. федеральных средств, что вдвое меньше, чем в прошлом году. Сильно провалился показатель выполнения предписаний Росфиннад-зора. Руководители бюджетных и других учреждений стали более вяло реагировать на предписания службы. Более чем на 30 % уменьшилось взыскание средств в принудительном порядке. Зато по решениям суда в отношении юридических и физических лиц показатели подскочили. У Росфиннадзора значительные успехи по работе в судах. Штрафы за нецелевое использование бюджетных средств остались на прежнем уровне. В финансово-бюджетном законодательстве недостаточно проработаны санкции. Понятно, что и как искать, а кто и как наказывает — рублем или дубьем — остается на уровне дискуссий, проработок, рассмотрения проектов документов.
— Сергей Юрьевич, какие санкции установлены за финансовые нарушения? В основном штрафы?
— Все зависит от того, в какой сфере произошло нарушение: валютного или финансово-бюджетного законодательства. Самые жесткие штрафы установлены за нарушения валютного законодательства — от 75 до 100% в зависимости от суммы незаконной операции.
Другая крайность финансово-бюджетного законодательства — штрафы до 40тыс. руб., хотя бывают 4тыс. руб. и 16тыс. руб. Можно ли к санкции отнести требование вернуть средства в федеральные бюджеты или зачислить на счета той организации, из которой они были неправомерно израсходованы? Для юристов это дискуссионный вопрос. Но я думаю, что это является санкцией.
— Какие ведомства порезультатам проверок в прошлом году совершили наибольшее число нарушений? Какие нарушения в этих ведомствах выявлены в большем количестве?
— В службе ведется список нарушений. При планировании работы на следующий год больше уделяется внимания тем бюджетным подсистемам, где с финансовой дисциплиной не в ладах. Это традиционно Минобороны России, МВД России, Минздравсоцразвития России, нетрадиционно — Минсельхоз России, Роскомнадзор, Росатом. Ро-савиация находится где-то на грани — то попадает в черный список, то выходит из него. В прошлом году служба проверяла использование средств на развитие аэропортов. Статистика получилась не очень хорошая.
Росавтодор также был традиционно в первых рядах нарушителей. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Это очень динамичная сфера, в которой работают энергичные люди, которые оперативно реагируют на претензии надзорных ведомств. Поэтому тех очевидных, лежащих на поверхности нарушений финансово-бюджетной дисциплины, которые служба фиксировала ранее, сейчас нет. Но ситуация в дорожном строительстве лучше не стала. Поэтому служба тесно взаимодействует с Росавтодором и широко использует техническую экспертизу. Например, записано, что засыпан песок такой-то марки, привезенный за 200 км, поэтому его ценатакая высокая.
Документ оформлен правильно, но важно понять, действительно ли этот песок привезен за сотни километров или взят из соседнего пруда. Для этого нужны экспертные работы. В этом году Росфиннадзор этим займется. У местных жителей и государственных руководителей всегда было много вопросов по поводу дороги Чита — Хабаровск. Попробуем отработать четкую процедуру проверки использования средств, чтобы потом ее использовать повсеместно. Отмечу, что наиболее распространенными являются нарушения порядка ведения бюджетного учета и отчетности. Например, в Минобороны России никто толком не знает, какое имущество и в каких объемах находится на складах.
— В списке нарушителей лидирующие позиции занимают Минобороны России, Минздравсоцразвития России и Минкультуры России. Правильно ли я понимаю, что эти ведомства в этом году не пред-принялимер по исправлению ситуации?
— В Минобороны России видно стремление руководства навести порядок. Но первый этап наведения порядка, как это часто бывает не только в России, но и во всем мире, — усиление беспоряд-
ка. Изменение схемы финансирования воинской организации, отделение боевого управления от финансовых потоков на первом этапе затруднят работу финансового блока. Конечно, будет много разного рода проблем. Финансовая инспекция Минобороны России ликвидирована. Предполагается, что на ее месте будет создан новый внутренний контрольный орган Минобороны России, с которым служба намерена тесно взаимодействовать. Принимаются меры по наведению финансового порядка, надеюсь, что это удастся, в том числе и с помощью Росфиннадзора.
В Минкультуры России завершен первый крупный этап инвестиционных проектов. Это реконструкция Большого, Мариинского театров и ряд других. Если начнется реконструкция музеев, то возникнет новый пласт проблем. К освоению средств Минкультуры России подходит серьезно, но не энергично. Что касается Минздравсоцразвития России, то здесь пока не заметна работа по наведению порядка внутри субсистемы бюджетирования.
— Сергей Юрьевич, а Служба внешней разведки (СВР) по-прежнему является закрытым ведомством для Росфиннадзора?
— Да, по-прежнему. Служба внешней разведки одна из немногих организаций в нашей стране, которая защищена от Росфиннадзора законом. В законодательстве о СВР прописано, что ее проверять может только Счетная палата РФ. Которая, кстати, также защищена от проверок Росфиннадзора, поскольку смогла внести поправки в законодательство, которые выводят ее из-под контроля Росфиннадзора.
— Сергей Юрьевич, следующий вопрос касается валютного законодательства. За последнее время существенно возросло число сообщений от банков о возможном нарушении валютного законодательства их клиентами. Расскажите, пожалуйста, с чем это связано, какова ваша позиция по данному вопросу?
— Банки уже давным-давно обязаны сообщать о нарушениях валютного законодательства своими клиентами и в Банк России. Если банк скрывал нарушения клиентов, то Банк России наказывал в порядке банковского надзора. Получается, что банки были заинтересованы регулярно сообщать о нарушениях, зная, что клиенту ничего не будет.
До недавнего времени эта информация лежала в подвалах Банка России. Долгое время Росфин-надзору не удавалось с Банком России заключить соглашение о передаче информации о нарушителях. Некоторые технические подробности обсуждались месяцами, но в конце концов соглашение заключили, и в службу повалился весь массив
информации о нарушениях валютного законодательства клиентами коммерческих банков. Это стало существенной проблемой, вызовом. Росфин-надзор должен был реагировать, а это более 80 тыс. сообщений в месяц. Каждое сообщение нужно обработать, классифицировать, проанализировать и по каждому принять административные меры. Сотрудники службы с этим справились.
Когда клиентов коммерческих банков стали штрафовать, а также объяснять им, что это происходит по сообщениям коммерческих банков, то возникла некая коллизия. Клиенты стали интересоваться у банков, почему они выступают в роли информатора, а не консультанта, даже в том случае, если банк берет комиссию за ведение счета по внешнеторговым операциям. Тогда в службе решили, что в надзоре за валютным законодательством пора менять подходы. Нужно отделить благонамеренных клиентов от злоумышленников. Росфиннадзор решил наладить взаимодействие с банками, обслуживающими внешнеэкономическую деятельность. Идея заключается в том, что через банк юридические и физические лица могут осуществлять любые операции, но банк должен объяснить, что в действиях клиентов может вызвать санкции.
Основными партнерами Росфиннадзора в этом консультативно-образовательном проекте являются Сбербанк России и ВТБ, в которых обслуживается большая часть мелкого и среднего бизнеса, который страдает в первую очередь, ведь у него нет хороших юристов, менеджеров по организации продаж, логистике и т. п. В прошлом году наблюдалось снижение нарушений валютного законодательства примерно на 20—25 %. Это меньше, чем хотелось бы. Но работа продолжается, в том числе и с помощью общественных организаций. Она фокусируется на направлениях, где возникают проблемы у малообеспеченных людей, мелкого и среднего бизнеса. Проверки проводят также таможенники, налоговики и территориальные управления Росфиннадзора.
— Сергей Юрьевич, Вы однажды отметили, что по нарушениям некоторых компаний Росфиннадзор не успевает принимать решения и в этом случае направляет письма о том, что нарушение отмечено, и в следующий раз дела именно этой группы фирм будут рассматриваться в приоритетном порядке. В связи с этим хотелось бы уточнить, почему сложилась такая практика, что к одним компаниям применяются реальные меры ответственности, а другие отделываются легким испугом?
— Это техническая проблема, которая заключается в том, что сотрудников Росфиннадзора не так много, как хотелось бы. Но и это не самое
главное. Иногда очень медленно работает Почта России. По целому ряду причин получается, что с точки зрения российского законодательства об административных правонарушениях Росфиннадзор не успевает принимать меры в рамках Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Росфиннадзор фиксирует факт нарушения, а банки сообщают, что нарушение произошло много месяцев назад. Срок давности один год, и если он прошел, то Росфиннадзор не успел.
Тем не менее крайне важно реагировать на любой факт нарушения валютного законодательства, но дифференцированно. Нарушители должны знать, что за ними наблюдают и они могут быть привлечены к ответственности. Часто люди не понимают, что нарушили валютное законодательство. Росфиннадзор разъясняет и рассчитывает, что в дальнейшем они будут его соблюдать.
Что касается тяжести нарушений, то право-установители в этой сфере — Минфин России, Минэкономразвития России и Банк России подходят к этапу деятельности, когда дифференциация санкций за нарушение валютного законодательства вновь становится темой дня. В любом случае информация о нарушениях, которые не имели правовых последствий, накапливается. В Росфиннадзоре есть огромная база данных, которая обрабатывается, создавая своего рода трек-рекорд по организациям. Это означает, если кто-то совершал нарушения, то не может претендовать на более низкие ставки штрафов, на их смягчение по малозначительности. Это означает, что, например, служба устанавливает критерий: субъект нарушил 116 раз, но, ни разу не оштрафован. Как только появится такая возможность — штраф будет максимальным.
Росфиннадзор сокращает время реагирования на нарушения. Оно значительно сократится с переходом на электронный документооборот между экспортерами, таможней и уполномоченными банками. Тогда уже не будет почты, которая доставляет сообщения 5—7 мес., в результате чего они устаревают. Ускорится обработка информации, специалисты будут видеть нестыковки цифр на экране монитора.
— Сергей Юрьевич, известно, что до суда доходит очень незначительное число дел, подготовленных Росфиннадзором по фактам нарушений. Основанием для прекращения дел, как правило, является отсутствие состава преступления. Какой процент дел все-таки доходит до суда?
— До суда доходит 0,1 % дел. Имеется зазор между бюджетным и уголовным законодательством. В большинстве случаев нарушения бюджетного законодательства не могут трактоваться как
уголовное преступление. Они остаются нарушениями бюджетного законодательства, за которые наказываются по КоАП РФ. Указом Президента РФ от 03.03.1998 № 224 Росфиннадзору предписано отправлять всю информацию о всевозможных нарушениях бюджетного законодательства в прокуратуру. Поэтому есть состав уголовного преступления или нет — направляем.
Если бы Росфиннадзор мог фильтровать и указывать, где мошенничество, кража или превышение служебных полномочий, тогда, наверное, соотношение документов, которые служба отправила в прокуратуру и документов, которые поступили в суд, было бы иным. Этот вопрос прорабатывается. Пока картина не очень оптимистична, большое количество информации Росфиннадзора не используется, не рассматривается, теряется. Случается, что пропадают уголовные дела, а что говорить про информационное письмо.
— Есть ли статистика, сколько материалов было передано и сколько возбуждено по ним дел?
— Материалов ревизий, проверок, единиц информации передано в 2010 г. — 7 098, в 2009 г. — 7 348. За допущенные нарушения в 2009 г. осуждено 65 чел., в 2010г. — 46. К дисциплинарной ответственности в 2009 г. привлечено более 3 500 чел., в 2010г. — более 2 700. От занимаемой должности в 2009г. освобождено 88 должностных лиц, в 2010 г. — 61. К материальной ответственности в 2009г. привлечено 799 чел., в 2010г. — 763.
— Какая ответственность предусмотрена для нарушителей валютного законодательства? С какими государственными структурами взаимодействует Росфиннадзор для выявления таких нарушений?
— Штрафы за нарушения валютного законодательства предусмотрены КоАП РФ. Росфиннадзор в первую очередь взаимодействует с агентами валютного контроля ФТС России и ФНС России, которые направляют для рассмотрения протоколы об административных правонарушениях. Взаимодействуем и с Банком России по обмену информацией и проведению совместных мероприятий, в том числе по внесению предложений, касающихся изменения валютного законодательства. Через Банк России получаем информацию от коммерческих банков. Кроме того, Росфиннадзор должен взаимодействовать с ФСФР России по соблюдению брокерами норм валютного законодательства, поскольку известно, что одна из форм вывода денег за границу — притворная операция на фондовом рынке.
— Какие ведомства и контролирующие органы работают совместно с Росфиннадзором по выявлению нарушений законодательства и незаконной рас-
траты государственных средств? Какие основные проблемы возникают в ходе такого взаимодействия? Как сегодня складываются ваши взаимоотношения со Счетной палатой РФ?
— Проблемы взаимодействия с налоговой и таможенной службами возникают, когда сотрудники этих ведомств порой направляют неправильно составленные протоколы о нарушениях валютного законодательства. Росфиннадзор не штрафует, основываясь на протоколах, которые составлены неправильно. Вместе с тем продолжаем вести работу по укреплению взаимодействия. Находим общую юридическую платформу.
С коммерческими банками труднее. Напрямую Росфиннадзор с ними не взаимодействует, за исключением ВТБ и Сбербанка России, где свои внутренние системы контроля приобретают солидную организационную мощь.
Взаимодействие со Счетной палатой РФ — это всегда интересная тема. К слову сказать, в Этическом кодексе сотрудника Росфиннадзора отдельной специальной статьей стоит императивное требование воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении Счетной палаты РФ, наносящих ущерб ее авторитету. Взаимодействие с этой, безусловно, важной для РФ организацией, находится на удовлетворительном уровне. В 2010 г. лишь в единичных случаях наши ведомства сталкивались одновременно в одной и той же организации. Я считаю, что для наших специалистов и сотрудников Счетной палаты РФ крайне важна взаимная перепроверка, это гарантия от многих рисков. Большинство аудиторов Счетной палаты РФ согласны с этой точкой зрения. На локальном уровне заключаем соглашения с региональными органами финансово-бюджетного контроля, с территориальными управлениями технических надзоров, начинаем обмен информацией и создание общих баз данных, с которыми могут познакомиться граждане.
На федеральном уровне пока единого банка данных о нарушениях финансово-бюджетного законодательства нет, соответственно, нет возможности давать интегральную оценку деятельности того или иного министерства и ведомства, того или иного руководителя министерства и ведомства, или других сотрудников. Требует четкого законодательного оформления методика работы внутренних органов контроля министерств и ведомств, которые работают, на наш взгляд, неэффективно, не в соответствии с обязательными нормами финансово-бюджетного контроля, которые утверждены приказом министра финансов РФ. Нужно принимать закон, который закрепил бы
унифицированные подходы, общность баз данных, открытость результатов проверок.
— Насколько часто за выявленными нарушениями следует давление на сотрудников вашего ведомства? И какова в связи с этим ситуация с коррупцией внутри службы?
— Наши сотрудники в полной мере представляют народ России со всеми его достоинствами и недостатками. Они, конечно, не худшая его часть, но и чем-то вроде гвардии преторианцев не являются. Да, коррупция в рядах Росфиннадзора потенциально возможна. Фиксируется примерно 2—3 случая в год. На 6 тыс. сотрудников — это немного. Но в месте с тем это означает, что предпосылки коррупции не устранены. Росфиннадзор формализует работу сотрудников, они должны действовать строго по административным регламентам. Выстраиваем коллегиальную систему рассмотрения полученной информации. Мы говорим гражданам, юридическим организациям, что готовы встретиться в суде и отстаивать свою позицию. Росфиннадзор судится все больше и больше. Я считаю правильно, что граждане не пытаются давать взятки, а идут в суд.
Отдельное направление работы — морально-политическое. Это тренинг психологической устойчивости сотрудников к коррупционному давлению. Обычно давление не включает угрозу убийства или нанесение тяжких телесных повреждений. Обычно это какие-то угрозы разобраться. Поэтому Росфиннадзор проводит специальные психологические тренинги, на которых сотрудники учатся противостоять угрожающему и подкупающему давлению. Трудно сказать, насколько это эффективно, поскольку статистических методов анализа не очень много. Но руководители территориальных управлений утверждают, что это очень поддерживает. Кроме того, придается большое значение тому, чтобы сотрудники Росфиннадзора вели себя вежливо, чтобы они не кричали, не строили из себя мощного финансового полицейского. Это абсолютно неправильно, поскольку они не должны провоцировать ситуации, которые могут интерпретироваться как психологические или организационные конфликты.
— Какие, изменения необходимо внести в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле для повышения уровня соблюдения законности? Есть ли у Росфиннадзора какие-либо инициативы?
— По валютному контролю у Росфиннадзора целый пакет предложений. Они предполагают введение понятия «предупреждение», которое ранее отсутствовало. Служба будет направлять
предупреждения, которые имеют юридический статус. Росфиннадзор возвращается к достаточно дифференцированной шкале денежных штрафов, в том числе вводится льготный период. Если участник внешнеэкономической деятельности вовремя не представил документы, на это ему указывают, без применения наказания.
Вводится система электронного документооборота, в том числе и с агентами валютного контроля. Может быть, эта работа идет недостаточно быстро, но достаточно взвешенно и аккуратно. В отношении бюджетного законодательства не понятно, что будет происходить. Росфиннадзор почти не участвует в этой работе. Существует проект изменений в КоАП РФ по дифференциации правонарушений, наказаний за нарушения финансово-бюджетного законодательства. В зависимости от принятия поправок в КоАП РФ у Росфиннадзора появятся либо нет действенные рычаги для санкций. Рассматривается возможность внесения поправок в практику либо в законодательство, которые позволили бы нам непосредственно выходить в суды и защищать интересы РФ в случае нарушений финансово-бюджетного законодательства. До сих пор мы считали, что это должна делать Прокуратура РФ. Вероятно, она загружена другими делам, поскольку мы теряем связующее звено между правонарушением и судом.
— К системе госзакупок у контролирующих органов всегда много вопросов. Какие тенденции наблюдаются в этой сфере? Какова статистика Росфиннадзора в этой области? Вы считаете приемлемым, например, размещение на портале госзакупок заявки одного из ведомств на приобретение очередного автомобиля представительского класса стоимостью не менее 7млнруб.?
— Мы являемся элементом системы надзора за государственными закупками, но не основным звеном. Основным надзорным органом за государственными закупками является ФАС России. Росфиннадзор включается только на этапе расходования бюджетных средств в ходе исполнения уже заключенных контрактов на поставку продукции и услуг. И это означает, что мы лишены возможности задать вопрос, почему цена этого контракта такая, какая она есть. Это, на мой взгляд, основная проблема надзора за госзакупками, потому что первоначальная цена контракта возникает ниоткуда.
Что же касается того, почему ведомства приобретают те вещи, которые явно являются предметами роскоши либо явно не нужны им, — это другая тема. Она связана с двумя вещами. Первое, никто не запретил приобретать предметы роскоши, потому что никто не определил, что такое роскошь.
В свое время, когда на Украине разразился бюджетный кризис, а премьером была Ю. В. Тимошенко, был издан президентский указ, что нельзя покупать машину дороже определенной суммы. Кто покупал дороже, тем сразу начинал заниматься ГлавКРУ Украины. В России такого законодательства нет. Есть только некое моральное убеждение, которое законодательно ничем не закреплено.
Что касается финальной цены контракта, которая возникает путем манипулирования торгами, — это уже не к нам, а к ФАС России. Скоро начнут действовать поправки, которые внесены в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ, что необходимо мотивировать первоначально устанавливаемую цену, но как это сделать, пока не очень ясно. Еще долго будут разрабатываться методики и подзаконные акты, регулирующие порядок установления цены. В любом случае есть еще тема избыточности госзакупок. Например, зачем федеральные ведомства покупают компьютеры с избыточными функциями.
Мы видим нарушения в госзакупках, выносим предписание об их устранении, в большинстве случаев они выполняются. Но серьезный сдвиг в этом вопросе произойдет только тогда, когда начнет функционировать аналитическая расчетная компонента портала государственных закупок. Этот портал изначально строился как база данных, с которой работать невозможно. Он целенаправленно строился таким образом, чтобы было невозможно посчитать среднюю цену, ценовые коридоры, чтобы было невозможно выявить тенденции в ценовом поведении той или иной товарной группы, проанализировать закупочную политику министерств и ведомств. Нужно отдать должное нашим коллегам из Контрольного управления Президента РФ, они предлагают строить аналитические ресурсы, которые должны позволить всем надзорным ведомствам выявлять тенденции в закупочной политике и задавать обоснованные вопросы, откуда какая цена взялась и почему она именно такая, а не какая-либо другая.
— Уважаемый Сергей Юрьевич, насколько прозрачной, на ваш взгляд, стала деятельность сотрудников органов государственной власти после повсеместного внедрения электронного документооборота и успешной реализации государственных программ предоставления государственных услуг в электронном виде?
— Я не знаю, потому что Росфиннадзор госуслуг не предоставляет. Этот вопрос скорее к миграционной, налоговой службам. Деятельность Росфиннадзора не может быть непрозрачной. Информация о нас всегда размещалась на нашем сайте. На сайте Минфина России ежегодно раз-
мещается доклад об итогах работы. В ближайшее время намечено размещать на сайте справки по проверкам. Конечно, можно в перспективе перейти к размещению актов проверок, но в этих актах есть персональные данные, которые нужно вычищать. Но самое главное — выясняется, что это, по большому счету, никому не интересно, потому что это примерно то же самое, как и база данных по госзакупкам. Здесь, конечно же, проблема еще в том, что нужно выстроить удобный интерфейс для гражданина, который хочет понять, что происходит в его стране, городе, отрасли, в которой он работает, в бюджетной сфере. Это задача сложная. Работа в этом направлении идет, но крайне медленно.
— Почему граждане России не могут ознакомиться с Классификатором нарушений бюджетного законодательства?Разве граждане России, налогоплательщики, не имеют права это знать?
— Мы этим занимаемся с 2004 г. Общий смысл работы по построению Классификатора в том, чтобы внятно и четко сформулировать признаки нарушений финансово-бюджетного законодательства, действия должностных лиц, чтобы можно было четко определить, за какие действия какие санкции могут последовать. Проект классификатора вывешен на публичное обсуждение на сайте Росфиннадзора. Он обсуждается в территориальных управлениях Росфиннадзора и в некоторых регионах, где есть соглашения с местными надзорными органами.
— Будет ли Росфиннадзор контролировать расходы федерального бюджета на Олимпиаду Сочи - 2014?
— Да, эта задача существует. Она поставлена перед нами заместителем председателя Правительства РФ Д. Н. Козаком. Росфиннадзор системно занимается крупными проектами, такими как Олимпиада 2014 в Сочи, Саммит АТЭС 2012г. во Владивостоке, Фонд ЖКХ. По этим крупным проектам выстраивается система взаимодействий с техническими надзорами, чтобы обмениваться информацией и понимать, какие нарушения строительных норм, проектных норм влекут нарушения бюджетного законодательства либо связаны с нарушениями бюджетного законодательства. Работа выстраивается в долговременном плановом режиме. Примерно 40 % средств на строительство олимпийских объектов в Сочи приходится на корпорацию «Олимпстрой», деятельность которой нам неподнадзорна. У нее своя собственная внутренняя система контроля, мы ей не занимаемся, поскольку она нам тоже неподнадзорна. Мы знаем, что она существует, получаем информацию о ее работе, видим, как она действует. В компетенции
Росфиннадзора все остальное: транспортная инфраструктура, средства, которые идут через бюджет региона на расселение, строительство жилья для переселенцев и т. п.
— Каким Росфиннадзор видит себя в будущем, каковы планы по развитию ведомства? Что лично Вы хотели бы изменить в своейработе?
— Росфиннадзор начал реализовывать политику «солнечного света» — доброго, теплого отношения к гражданам РФ. Перестраиваем работу таким образом, чтобы ее результаты приводили к минимизации нарушений законодательства, находящегося в нашей надзорной сфере. Хотим расширять свои консультативные функции, усилить разъяснения норм валютного законодательства для участников внешнеэкономической деятельности, взаимодействие по организации разъяснения с коллегами — агентами валютного контроля: ФТС России, ФНС России, с региональными администрациями. При этом, конечно, на первом плане малый, средний бизнес, инновационный бизнес.
В части бюджетного надзора сложнее, потому что там основным законодателем выступает Минфин России. Здесь наша политическая линия — это усиление работы с трансфертами из федерального бюджета, в первую очередь с теми, которые идут на Северный Кавказ. Это направление деятельности Росфиннадзора встречает полное понимание, полную поддержку полномочного представителя Президента РФ, заместителя председателя правительства по Северо-Кавказскому федеральному округу А. Г. Хлопонина. В других регионах РФ мы тоже начнем перестраивать работу, смотрим, как расходуются средства федерального бюджета, которые передаются региональным администрациям. Сотрудники Росфиннадзора пройдут профессиональное обучение по программам подготовки аудиторов, они станут такими бесстрашными «киборгами» с ай-пэдом в руках, отстаивающими интересы народа РФ в значительно большей мере, чем сейчас.
Беседовал С. ЦАРЬ