Научная статья на тему 'Итальянские СМИ'

Итальянские СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
805
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итальянские СМИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6

Н.В. Урина

ИТАЛЬЯНСКИЕ СМИ

Экономическое положение страны в 2007 г., отличавшееся неуравновешенностью и наличием многих специфических проблем, нашло отражение и на итальянском медиарынке. Безусловно, сказался незначительный рост рекламных инвестиций в СМИ, с одной стороны, и ощутимый рост издательских расходов — с другой. Однако в целом ситуация была относительно спокойной, поскольку обошлось как без шумных потрясений, так и впечатляющих достижений. Лидеры медиа-рынка оставались прежними. Это "Медиасет" и "Арнольдо Мондадори эдиторе", "РКС медиагруп" и "Группо эдиториа-ле эспрессо", "Группо Кальтаджироне" и "Группо Риффе-зер", РАИ и "Телеком Италия медиа". Из них, по данным немецкого Института медийной и коммуникационной политики, в число 50 ведущих мировых медиагрупп в 2007 г. во главе с "Тайм-Уорнер" и "Уолт Дисней" вошли три группы: "Медиасет" с валовой продукцией 4082 млрд евро (27-е место), РАИ — с 3145 млрд евро (38-е место) и "РКС медиагруп" — с 2738 млрд евро (44-е место). Примечательно, что в эту "премьер-лигу" вошли оба телегиганта ("Медиасет" и РАИ), представляющие коммерческое и общественное телевидение Италии. Их лидирующее положение напрямую связано с утвердившейся "аномальной" ситуацией на рекламном рынке, когда больше половины рекламных инвестиций в СМИ поглощает ТВ (еще больше рекламы поглощает только ТВ Португалии). В 2007 г. эта позиция уверенно сохранялась: на печать пришлось 36,3% рекламных инвестиций, на ТВ — 53,0%. С одной стороны, господствующие в эфире "Медиасет" и РАИ ведут между собой конкурентную борьбу за зрителей, а соответственно за свою долю рекламного пирога, с другой стороны, они вовлечены в жесткую политическую борьбу между правоцентристами и левоцентристами. Три телеканала Берлускони и три канала РАИ, которые выступают в роли переходящего приза победившей на выборах коалиции, оказываются то политическими единомышленниками, то непримиримыми соперниками. Приход к власти в 2006 г. левоцентристской коалиции Проди был отмечен не только очередными перестановками в руководстве РАИ, но и тем, что по существу был заморо-

жен закон Гаспарри, принятый в 2004 г., и представлен на обсуждение новый законопроект Джентилоне. В 2007 г. напряжение вокруг РАИ и "Медиасет" возросло еще больше.

Несмотря на то что рост рекламных инвестиций в печать (+3,0%) был выше, чем в ТВ (+1,2%), это не избавило ее от тех проблем, которые дают о себе знать особенно сильно в последние годы. Журнальная периодика, которая в прошлом была сильным звеном в системе печати, сейчас испытывает трудности, связанные с падением тиражей и распространением. В истекшем году эта тенденция была продолжена: тираж и еженедельников, и ежемесячных журналов сократился на 5,6%. Даже самые популярные еженедельники, включая телевизионные, потеряли в распространении: "Панорама" (—4,7%) и "Фамилья кристиана" (—7,7%), "Дженте" (—13,6%) и "Оджи" (-8,2%), "Сорризи э канцони ТВ" (-3,3%) и "Дипью ТВ" (-7,5%), "Донна модерна" (-2,4%) и "Грация" (-4,0%).1

Та же тенденция прослеживается и в традиционно более слабом звене системы печати — ежедневных газетах. Разовый тираж, который ставит Италию на одно из последних мест в Европе по количеству газет на душу населения, равно как и продажа, в новом веке, за исключением 2006 г., неизменно снижаются. В 2007 г. это ощутили на себе большинство газет: информационные "Коррьере делла сера" (-2,7%) и "Репуббли-ка" (-0,9%), "Джорнале" (-7,3%) и "Стампа" (-0,4%), политические "Манифесто" (-11,7%) и "Унита" (-11,0%) и даже газета деловых кругов "Соле 24 оре" (-0,6%).

Ежедневные газеты всегда были обременены многими проблемами, но к ним добавляются и новые. Относительно новая — развитие бесплатных газет, распространение которых стремительно растет. Так, в 2006 г. распространялось 5,510 тыс. экз. платных газет и 3,950 тыс. бесплатных. Следует заметить, что последние становятся все более разнообразными как с точки зрения формы, так и содержания. Заслуживает внимания опыт издательской группы "E Polis SpA", созданной в 2004 г. Николо Граузо, известным сардинским медиавладельцем. В нее входят 15 местных газет, представляющих Италию от Бари до Турина. Об успешном продвижении ее на рынке свидетельствует то, что за год распространение изданий возросло на 87,4%.

Конечно, большинство итальянцев (67%) читают по-прежнему традиционные (печатные и платные) газеты. Однако 34,7% все-таки уделяют внимание бесплатным газетам, а 21,1% — онлайновым. Последние не один год являются предметом при-

1ADS. Accertamenti Diffusione Stampa. 2006—2007.

стального внимания исследователей. Среди прочих актуальна проблема платного, частично платного или бесплатного контента на нескольких уровнях: во-первых, на уровне информации онлайновой версии, во-вторыгх, информации печатного издания, в-третьих, архива печатной газеты.

Изучение этого вопроса на материале 82 ведущих газет из 8 европейских стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Испания, Италия, Люксембург, Франция), предпринятое в Брюссельском университете, показало, что существуют различные стратегии развития. Ориентация на непрямой источник дохода — рекламу — преобладает в Италии и Люксембурге, что обеспечивает высокий уровень бесплатного доступа. Во Франции, Испании и Бельгии предпочтение отдается продаже онлайнового контента. Онлайновая подписка преобладает в Испании и Великобритании, а в Голландии, Франции и Италии развита слабо2. Таким образом, можно сказать, что онлайновые газеты, как и печатные, приобрели свои характерные особенности не только в контенте в целом, но и в формах доступа к нему читательской аудитории, в которой большую часть составляет молодежь.

В этом контексте весьма актуально прозвучала тема седьмого доклада Сеш18 по коммуникациям — "Эволюция молодежных медийных диет в Италии и Европе"3. В нем содержится обширный материал, помогающий проследить тенденции развития отношений молодежи (14—29 лет) со СМИ в 2003—2007 гг. То, что эти отношения развиваются весьма интенсивно, очевидно, как и очевидно то, что молодое поколение уже живет в "цифровом мире". Наиболее туманным остается вопрос о роли традиционных СМИ в жизни молодежи, о том, каким СМИ отдается предпочтение. Именно на него можно найти ответы в докладе. В сравнении с другими европейскими странами (Великобритания, Германия, Испания и Франция) позиции Италии выглядят весьма обнадеживающими. Итальянская молодежь практически не уступает своим сверстникам из других стран в освоении СМИ, а в сотовой связи опережает. Вселяет оптимизм и то, что в чтении книг, газет и журналов налицо явный прогресс.

Внимание, уделяемое Интернету, вполне естественно. В 2007 г. было два знаменательных события, связанных с Интернетом: 20-летие домена И. и 10-летие блогов. За эти годы блоги не только утвердились в Интернете, но и обнаружили свою

2 1Ыё. Р. 38—44.

3 Сеш1Б. 8еШшо Яаррог1о Би11а сошишса2юпе. Ь'ето1и7юпе ёе11е Ше1е ше-ШаИсИе giovani1i т ИаНа е т Бигора. 8т1еБ1 ёе1 геБиИаН Яота, 9 в^по 2008.

неоднозначность, свою многомерность. К примеру, они могут использоваться не только как средство политической борьбы, но и как инструмент "антиполитики". В 2007 г. большой резонанс в Италии получили события, связанные с самым посещаемым блогом известного актера Беппе Грилло4. Протест-ный пафос Грилло, направленный против всех политиков — левых и правых, нашел отклик в блогосфере. Несмотря на маргинальный характер движения и его лозунга, на улицы итальянских городов 8 сентября вышли полтора миллиона человек, что стало предметом бурной дискуссии в политических и журналистских кругах. В прессе преобладали мнения противников Грилло, а в Интернете единодушия не было. Затем за дело взялись эксперты. В ноябре в 181ММ (Институт по изучению инноваций и медиа) состоялась конференция "Веб, визуальность и политика антиполитики". На ней в контексте "дела Грилло" обсуждалась проблема связей между Сетью, общественным мнением, традиционными СМИ и антиполитикой.

Но политическая жизнь в стране все-таки не подчинилась блоггерской антиполитической логике Грилло. Процесс создания новых партийных образований — Демократической партии во главе с Вельтрони на левом фланге и "Народа свободы" во главе с Берлускони на правом — подтвердил необходимость поиска путей выхода из кризиса, в котором оказалась левоцентристская коалиция Проди. И события, развернувшиеся в самом начале 2008 г., свидетельствовали о том, что политика опять заняла свойственное ей в Италии главенствующее положение.

Поступила в редакцию 20.08.2008

4 ИИр:// www.beppegrillo.it/english.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.