ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: РАЗДЕЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ Джулиано А.О.
Джулиано Александра Олеговна - студент магистратуры, направление: государственная власть и управление, юридический факультет, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Москва
Аннотация: разделение властей позволяет эффективно выполнять государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа.
Поскольку государственная власть едина, то взаимодействие её ветвей порождает конкуренцию, а для предотвращения конфликтов выработана система сдержек и противовесов, цель которой - уравновесить ветви власти, не дать им превалировать друг над другом.
В статье автором рассмотрена система сдержек и противовесов властей Итальянской республики, определены полномочия каждой государственной ветви власти. Ключевые слова: система сдержек и противовесов, принцип разделения власти, исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть, государственные полномочия.
УДК 34.05
В конституции Италии от 1948 года принцип разделения властей закреплён законодательно и состоит из законодательной, исполнительной судебной ветвей власти.
В итальянском государстве принцип разделения властей выражается посредством четкого разграничения полномочий при относительной самостоятельности упомянутых ветвей власти. Рассматривая принцип сдержек и противовесов, следует подчеркнуть, что разделение властей не отменило роль и значение государственных органов, их отличия от общественных организаций и других объединений граждан. Именно нормы конституционного права закрепляют систему государственных органов, основные принципы их организации и деятельности, взаимоотношения между ними, их компетенцию, формы и методы деятельности, а также название и правовую природу юридического акта, принимаемого конкретным органом.1
Актуальность темы исследования заключается в изучении системы сдержек и противовесов при взаимодействии ветвей власти в Итальянской Республике.
При написании статьи автором были использованы труды отечественных учёных в области международного права: Т.А. Васильевой, И.И. Грибенюк, О.Е. Финогентовой и В.М. Никитиной, изучены международные акты и Конституция Республики Италия.
Характеризуя законодательную власть Италии, необходимо отметить наличие двухпалатного парламента, состоящего из Палаты депутатов и Сената. Конституция страны подчеркивает абсолютное равенство палат в ходе реализации полномочий, как в законодательной сфере, так и при осуществлении парламентского контроля над правительством. О роли парламента указано в
Конституции, в которой глава 1 ч. 2 «Устройство республики» посвящена
2
приоритетному источнику законодательной инициативы.
В полномочия итальянского парламента входит принятие законов, государственного бюджета и контроль его исполнения, осуществления политического контроля над деятельностью правительства, участие в формировании ряда государственных органов,
1 Финогентова О.Е., Никитина В.М. Эволюция статутной автономии местного самоуправления в Италии - «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал» - № 5, 2012, стр.27-31.
2 Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947.
102
решение вопросов, касающихся займов и предоставления кредитов, ратификация международных договоров и выполнение некоторых иных функций.
Палата депутатов состоит из 630 членов, Сенат - из 315 человек, при этом полномочия депутатов составляют 5 лет, случаем его продления может быть только война. Все 315 сенаторов представляют регионы, при этом 6 из них осуществляют свои функции пожизненно.1
Как и надлежит парламенту, приоритет его деятельности - внесение законопроектов, их обсуждение и принятие, однако следует обратить внимание, что право представления законопроекта принадлежит, в первую очередь, правительству как органу, способному наилучшим образом оценить необходимость определенных законодательных изменений. Также правом законодательной инициативы наделены и члены обеих палат парламента.
Рассматривая исполнительную власть, необходимо отметить, что её возглавляет президент Итальянской республики, который избирается на 7 лет в процессе совместного заседания палат парламента и представителей от каждой области.2 Президент согласно Основного закона Италии, находится вне законодательной, судебной и исполнительной власти, занимая особое положение.
Круг полномочий президента Италии весьма широк, но большая часть его решений проходит согласование с соответствующим министром в правительстве. Правительство в свою очередь представлено Советом министров, в состав которого входит председатель и профильные министры, назначаемые президентом государства, а вот формирование формируется парламентом.
Председатель правительства координирует деятельность Совета министров, обеспечивает единство осуществляемой политики, а также при необходимости исполняет обязанности президента. В компетенцию Совета министров входит осуществление исполнительной власти и частично право законодательной инициативы, которое предусмотрено Конституцией Италии по отдельным вопросам.3 Таким образом, необходимо отметить, что законодательную власть в Италии осуществляет парламент, а исполнительная власть сосредоточена в руках правительства в лице Совета министров, подчиненного Президенту.
Судебная власть в итальянском законодательстве характеризуется высоким авторитетом и структурно состоит из судов общей юрисдикции, административных судов и военных трибуналов. Итальянский суд функционирует как автономный орган и исполняет свои полномочия в пленарном порядке по созыву председателя, которым назначается докладчик по делу и устанавливается дата слушания. Решения принимаются большинством голосов, а в случае их равного количества, перевес дает голос председателя. В своей работе судьи руководствуются Европейской хартией о статусе судей4 и нормативными актами Республики Италия.
Структурно судебная система представлена 23-мя судебными округами, каждый из которых представлен апелляционным судом, 5-6 трибуналами и профессиональными мировыми судьями (преторами). Высший Кассационный суд возглавляет общую судебную систему Италии, состоящий из палат по гражданским и уголовным делам.5
Особое место в судебной системе Италии отведено Конституционному суду, состоящему из 15 членов, которые отбираются из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов, имеющих двадцатилетний стаж работы. Назначают судей
1 Васильева Т.А. Законодательные полномочия парламентов в зарубежных странах: современные тенденции - «Труды института государства и права РАН» - № 3, 2012, стр. 138-156.
2 Президент Итальянской Республики: http://www.quirinale.it/
3 Правительство Итальянской Республики: http://www.governo.it/
4 Европейская хартия о статуте для судей от 10.07.1998.
5 Грибенюк И.И. Судебная система Италии - «Российский юридический журнал» - № 3, 2012, стр.14-19.
президент и парламент - по пять судей каждый. Кассационным судом избираются три судьи, Государственный совет и Счетная палата - по одному судье. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.
Срок полномочий судей Конституционного суда составляет 9 лет с правом повторного переизбрания. Конституционным судом рассматриваются споры о конституционности законов и нормативных правовых актов; споры о компетенции законодательной и исполнительной власти, государства и области, различных областей, дела по обвинениям, выдвинутым против президента и министров.
Обобщённо характеризуя судебную ветвь власти Италии, следует отметить её особенности, это:
- объединение прокуратуры и судебной системы;
- обособленная от других государственных органов категория магистратов образована судьями и прокурорами;
- магистраты в своей деятельности подчинены особому органу - Высшему Совету магистратуры, во главе с президентом Италии;
- структура судебной системы не совпадает с административно--территориальным делением страны;
- судьи низового уровня могут назначаться из числа лиц без юридического образования.
В правовом статусе судей закреплена совокупность прав и обязанностей судей, даны гарантии независимости при осуществлении правосудия. Основными принципами правового статуса судей в Итальянской республике считаются: назначаемость и несменяемость, независимость судей и судейская несовместимость.
Важно подчеркнуть, что при осуществлении своей профессиональной деятельности судьи всех уровней имеют иммунитет, который можно сравнить с парламентской неприкосновенностью. Также судьям запрещено занимать другие должности.
В целом характеризуя систему государственной власти и её ветвей в Итальянской республике, можно сделать вывод о том, что правом законодательной инициативы наделены правительство и парламент, судебная власть осуществляет отправление правосудия и толкование законодательных норм, их не противоречие Конституции, исполнительная власть регулирует деятельность профильных министерств и ведомств, а Президент Республики находится над этими ветвями власти.
В заключение следует отметить, что благодаря системе разделения властей, осуществляется полноценное функционирование всей государственной системы Республики Италия.
Список литературы
1. Европейская хартия о статуте для судей от 10.07.1998.
2. Конституция Итальянской Республики от 22.12.1947.
3. Президент Итальянской Республики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.quirinale.it/ (дата обращения: 09.12.2018).
4. Правительство Итальянской Республики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.governo.it/(дата обращения: 09.12.2018).
5. Васильева Т.А. Законодательные полномочия парламентов в зарубежных странах: современные тенденции - «Труды института государства и права РАН» - № 3, 2012, стр.138-156.
6. Грибенюк И.И. Судебная система Италии - «Российский юридический журнал». № 3, 2012, с. 14-19.
7. Финогентова О.Е., Никитина В.М. Эволюция статутной автономии местного самоуправления в Италии - «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал». № 5, 2012, с. 27-31.