Научная статья на тему 'История журналистики'

История журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6647
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / пражурналистика / СМИ / Интернет.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егоркина Елена Юрьевна

Кратко представлена обобщенная история журналистики как профессиональной деятельности. Рассмотрены основные вехи развития журналистики, включающие в себя создание книгопечатания, радио, телевидения и Интернета. Проанализирован путь ее развития от пражурналистики к современной журналистике. Выявлены особенности в истории развития журналистики, связанные с техническим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История журналистики»

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10105

Е. Ю. Егоркина

Тольяттинский государственный университет

Тольятти (Россия)

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кратко представлена обобщенная история журналистики как профессиональной деятельности. Рассмотрены основные вехи развития журналистики, включающие в себя создание книгопечатания, радио, телевидения и Интернета. Проанализирован путь ее развития от пражурналистики к современной журналистике. Выявлены особенности в истории развития журналистики, связанные с техническим развитием.

Ключевые слова: журналистика, пражурналистика, СМИ, Интернет.

Журналистика - крайне обширное явление. Даже сам термин имеет множество значений - от трактовки журналистики как профессиональной деятельности до дисциплины, преподаваемой в высших учебных заведениях. В силу того, что деятельность журналиста охватывает практически все сферы жизни людей, ее называют четвертой властью.

Тем не менее в России термин «журналистика» применяется относительно недавно -с XIX века. Тогда, по мнению исследователей, в обиход это слово ввел Николай Алексеевич Полевой [9]. Интересно, что слово «журналист» появилось даже раньше - в 1755 году его впервые использовал М. В. Ломоносов в статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» [6]. Это обусловлено тем, что при правлении Петра I в русском языке впервые появилось слово «журнал»; оно было заимствовано из французского языка (в котором, как это ни странно, появилось от латинского слова diumalis) [10]. Михаил Васильевич образовал слово «журналист» именно от слова «журнал», а не от слова «журналистика», поскольку такого термина тогда попросту не существовало. Это не означает, что не было и самой журналистики - именно в начале XVIII века она и начала свое становление в России.

Однако сама по себе журналистика возникла значительно раньше. Существует немало исследований о так называемой пражурналистике (иначе называемой протожурналистикой). Так называется одна из форм коммуникации, которая фактически стала первой ступенью появления журналистики как таковой. Приставка «пра» обусловлена тем, что данная деятельность была лишена важнейшего атрибута современной журналистики, более привычной для нас - массовой коммуникации. Появилась пражурналистика вместе с развитием информационного общества и появлением первых государств - именно тогда начали формироваться первые политические институты, зарождалось развитие политики как таковой и т. д. Для становления политического строя было необходимо доносить до людей информацию (именно этим и занимаются журналисты), и эта функция была возложена на ораторов. Считается, что именно ораторы были первыми пражурналистами, поскольку они целенаправленно распространяли информацию, оказывающую идейно-психологическое воздействие. Стоит отметить, что эта информация также формировала мнения людей и даже побуждала к определенным действиям. Истоками данной деятельности считаются Древняя Греция, Древний Египет и Месопотамия [4].

В V веке до нашей эры Аристотель создал труд под названием «Риторика». В нем он предложил структуру публичной речи: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» [1].

Анализируя данный труд, Е. В. Ахмадулин отметил, что «самый универсальный ум Древней Греции» стал создателем модели публицистики. Его элементы речи можно истолковать в терминах массовой коммуникации: оратор - журналист, речь - информация, слушатель - аудитория [2]. У славян подобные речи можно было услышать на общих собраниях, которые назывались «вече» [8].

Пражурналистика получила свое развитие в I веке до нашей эры в Древнем Риме, во время правления Юлия Цезаря. Тогда впервые появились первые рукописные вестники, Acta Senatus и Acta diurna. Тогда не было не только печатных станков, но и даже бумаги - она появилась только спустя два века в Китае. Из-за этого вестники создавались на досках, покрытых гипсом, после чего подлежали распространению в самых людных местах Рима.

До возникновения печати такие формы распространения информации не носили развитый характер, так как создавать их было крайне сложно. Однако в некоторых странах люди все же пытались создать первые «газеты». Так, например, в Японии практиковали создание оттисков на обожженных глиняных досках. Археологи нашли множество таких досок; согласно этим данным, уже в 1615 году создавалась «Иомиури Каварабан».

Но все это - пражурналистика. Настоящая, современная журналистика возникла лишь после изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в 1445 году. Однако даже после этого важнейшего изобретения на протяжении полутора веков не появлялись массовые газеты - печатный станок использовался максимум для печати сборников известий и новостных листков. Первая газета появилась лишь в начале XVII столетия. Эта была немецкая газета Relation aller Fürnemmen und gedenckwürdigen Historien, что на русский язык можно перевести как «Известие о всех важных и значительных историях» [7]. Она была опубликована в Страсбурге (который сейчас принадлежит Франции) в 1605 году.

Почему же газеты возникли так поздно? Главной причиной этому послужило становление крупных централизованных государств. Они консолидировали вокруг себя новые общества, в которых развивалась грамотность и культура. Вместе с этим стерлись проблемы, связанные с удаленностью жителей от доминантных строений, поскольку появлялись почтовые службы, способные доставить письма в отдаленные от центра районы. Все это стало фундаментом для развития культуры и распространения информации. Учитывая, что печатный станок уже был изобретен и активно использовался, создание газет стало логическим продолжением развития распространения массовой информации. Более того, поддержку эта идея нашла не только у государственных деятелей, которые видели в газетах способ донесения до народа нужных идей. Развитие печати было поддержано и феодалами, поскольку те понимали значимость массовой информации для идеологической и политической борьбы [3].

Газеты, создаваемые в начале XVII века, были преимущественно рассчитаны на людей, которые занимались торговлей и ремеслами. Но при помощи кардинала Ришелье во Франции эта ситуация несколько изменилась; он понял, что с помощью газет можно продвигать государственные интересы в массы. Для этого появилась газета с одноименным названием Gasette. В ней публиковались новости о политике. Несколько позже - во второй половине XVII века - стали создаваться ежедневные газеты, а также журналы.

В России первая газета появилась заметно позже - в 1702 году. Это газета «Ведомости», созданная по указу Петра I.

На протяжении двух веков влияние журналистики в обществе быстро росло. Благодаря газетам и журналам сильно изменилась политическая борьба. С их помощью можно было продвигать свои взгляды, уничтожать репутацию конкурентов и так далее. Помимо этого, в конце XIX века газеты плотно вошли в жизнь интеллигенции. Появилось СМИ,

рассчитанное на интересы узкой аудитории, - так называемая нишевая журналистика. К примеру, в России в 1878 году появился журнал для портних - «Специальный журнал для мужского и дамского белья «Моды»», издававшийся под руководством А. Н. Волькенштейна. В том же году он выпустил журнал, в рамках которого публиковались новости о мужской моде, - «Мужские парижские гардеробы» [5].

В целом на протяжении XVIII и XIX веков развитие журналистики характеризовалось умеренным темпом, поскольку кардинальных изменений в течение этого времени не было. Появлялось все больше газет и журналов, увеличивались тираж и влияние, но заметных толчков к развитию не было.

Изменилось это в конце XIX - начале XX века. В 1895 году было изобретено радио. Почти одновременно оно впервые было успешно применено итальянцем Гульельмо Маркони и россиянином Александром Поповым. А через 30 лет - в 1925 году - появилось телевидение. К этому времени радио уже стало полноценным СМИ с достаточно большим влиянием на аудиторию. Телевидению для этого потребовалось меньше времени - оно стало невероятно популярным уже в 1940-х годах.

Даже на данный момент именно трио, составленное из печати, радио и телевидения, представляет собой консолидированную систему СМИ. У каждого из них свои особенности и своя специфика - так, телевидение рассчитано на аудиовизуальное восприятие, радио - только аудио, а печать - только текст (с добавлением визуальной информации в виде фотографии и инфографики).

Как уже было сказано в начале статьи, журналистику называют четвертой властью. Именно благодаря тому, что на данный момент журналистика проникает в любую сферу жизни человека (у всех есть телевизор, в машине или общественном транспорте - радио, и так далее). Не следует обесценивать и техническое развитие, которое, безусловно, послужило главным фактором для такого глобального проникновения журналистики.

Продолжается это взаимодействие техники и журналистики и на данный момент. Сейчас добыть любую информацию крайне просто - существует Интернет, доступ к которому имеет каждый второй человек на планете (по усредненной статистике).

Именно Интернет становится четвертым типом каналов информации. Именно массовая информация составляет значительное число всех данных, существующих в Интернете. В последние два десятилетия активно развиваются Интернет-СМИ, электронные версии традиционных СМИ (как печатных, так и радио с телевидением). Интернет-СМИ, помимо удобства в пользовании, обладают еще одним важнейшим преимуществом -отсутствием сегрегации по типу контента. На одной веб-странице могут быть расположены текст, аудиоинформация, видеоинформация, фото и так далее, т. е. все виды информации, используемой в обычных СМИ.

Учитывая, что Интернет не имеет границ (любой пользователь из России может получить доступ к Интернет-СМИ из США, Англии или любой другой страны), создается единое информационное общество. Это однозначно является новой вехой в истории журналистики, несущей определенные особенности и специфику. Чего стоит только так называемый «Рашагейт» - обвинения России во вмешательстве в выборы президента США. Американские спецслужбы предполагали, что российское Агентство интернет-исследований в Санкт-Петербурге вмешалось в выборы США посредством создания кросс-СМИ в социальных сетях - Reddit, Facebook, Twitter и так далее. Предполагалось, что эти кросс-СМИ распространяли ложную информацию, уничтожающую репутацию Хиллари Клинтон, - основного конкурента Дональда Трампа, в итоге выигравшего выборы. Безусловно, схожие методы использовались и ранее - к примеру, во времена Великой французской революции - через печать. Но подобные инциденты были связаны с политической борьбой граждан одной и той же страны, поскольку вмешаться представителям других стран было невероятно сложно.

Список литературы

1. Аристотель и античная литература [Текст] / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М. : Наука, 1978. - С. 15.

2. Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики [Текст] / Е. В. Ахмадулин. - М.; Ростов н/Д : МарТ, 2008. - С. 94.

3. Ворошилов, В. В. История журналистики в России : конспект лекций [Текст] /

B. В. Ворошилов. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. - 63 с.

4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учебник для студентов вузов /

C. Г. Корконосенко. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 316 с.

5. Лисовский, Н. М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг [Текст] / Н. М. Лисовский. - Петроград : Типография акц. общ. тип. дела, 1915. - 1067 с.

6. Ломоносов, М. В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии [Текст] / М. В. Ломоносов // Nouvelle Bibliotheque Germanique ou Histoire literaire de l'Allemagne, de la Suissee & des Pays du Nord. - 1755. - Т. 6. - С. 343-366.

7. Майер, И. Вести-Куранты 1656 г., 1660-1662 гг., 1664-1670 гг. Часть 2. Иностранные оригиналы к русским текстам [Текст] / И. Майер. - М., 2008. - С. 26-27.

8. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е. П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 367 с.

9. Прутцков, Г. В. Введение в мировую журналистику [Текст] : Антология: в 2 т. Т. 1 / Г. В. Прутцков. - М. : ОМЕГА-Л, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003. - 416 с.

10. Этимологический словарь русского языка [Текст] / под ред. акад. Н. М. Шанского. -Т. 1, Вып. 5. - М. : Московский университет, 1973. - 304 с.

Егоркина Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, начальник отдела координации проектов Тольяттинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10106

Е. К. Ивандаева

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПАБЛИКЕ «ЖУРФАК ЧЕЛГУ ВКОНТАКТЕ»

Внешний вид постов в социальных сетях сейчас имеет не меньшее значение, чем их внутреннее содержание. Поэтому необходимо детально изучать каждый способ визуализации, опираясь на мнения экспертов-дизайнеров. В статье мы рассмотрим критерии успешной визуализации, а также являются ли посты в паблике «Журфак ЧелГУ» соцсети ВКонтакте удачными с дизайнерской точки зрения.

Ключевые слова: визуализация информации, дизайн, ВКонтакте, мем, фотография.

Сейчас визуализация информации играет большую роль в том, заметит читатель журналистский материал или нет. В данном исследовании мы рассматривали паблик факультета журналистики ЧелГУ с целью выяснить, является ли его визуализация удачной и эффективной, привлекающей внимание, и соответствует ли она дизайнерским правилам. Для исследования мы использовали правила, приведенные на сайте для дизайнеров «Семантика». При этом для каждого вида визуализации критерии будут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.