Список литературы
1. Аристотель и античная литература [Текст] / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М. : Наука, 1978. - С. 15.
2. Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики [Текст] / Е. В. Ахмадулин. - М.; Ростов н/Д : МарТ, 2008. - С. 94.
3. Ворошилов, В. В. История журналистики в России : конспект лекций [Текст] /
B. В. Ворошилов. - СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 1999. - 63 с.
4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учебник для студентов вузов /
C. Г. Корконосенко. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 316 с.
5. Лисовский, Н. М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг [Текст] / Н. М. Лисовский. - Петроград : Типография акц. общ. тип. дела, 1915. - 1067 с.
6. Ломоносов, М. В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии [Текст] / М. В. Ломоносов // Nouvelle Bibliotheque Germanique ou Histoire literaire de l'Allemagne, de la Suissee & des Pays du Nord. - 1755. - Т. 6. - С. 343-366.
7. Майер, И. Вести-Куранты 1656 г., 1660-1662 гг., 1664-1670 гг. Часть 2. Иностранные оригиналы к русским текстам [Текст] / И. Майер. - М., 2008. - С. 26-27.
8. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е. П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 367 с.
9. Прутцков, Г. В. Введение в мировую журналистику [Текст] : Антология: в 2 т. Т. 1 / Г. В. Прутцков. - М. : ОМЕГА-Л, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003. - 416 с.
10. Этимологический словарь русского языка [Текст] / под ред. акад. Н. М. Шанского. -Т. 1, Вып. 5. - М. : Московский университет, 1973. - 304 с.
Егоркина Елена Юрьевна - кандидат филологических наук, начальник отдела координации проектов Тольяттинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10106
Е. К. Ивандаева
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПАБЛИКЕ «ЖУРФАК ЧЕЛГУ ВКОНТАКТЕ»
Внешний вид постов в социальных сетях сейчас имеет не меньшее значение, чем их внутреннее содержание. Поэтому необходимо детально изучать каждый способ визуализации, опираясь на мнения экспертов-дизайнеров. В статье мы рассмотрим критерии успешной визуализации, а также являются ли посты в паблике «Журфак ЧелГУ» соцсети ВКонтакте удачными с дизайнерской точки зрения.
Ключевые слова: визуализация информации, дизайн, ВКонтакте, мем, фотография.
Сейчас визуализация информации играет большую роль в том, заметит читатель журналистский материал или нет. В данном исследовании мы рассматривали паблик факультета журналистики ЧелГУ с целью выяснить, является ли его визуализация удачной и эффективной, привлекающей внимание, и соответствует ли она дизайнерским правилам. Для исследования мы использовали правила, приведенные на сайте для дизайнеров «Семантика». При этом для каждого вида визуализации критерии будут
разные. Также мы использовали классификацию визуализации С. И. Симаковой, дополнив ее таким понятием, как мем. В качестве материалов исследования использованы посты в паблике факультета журналистики ЧелГУ в период с 1 по 31 октября 2019 года, при этом не анализируя репосты из других пабликов.
Итак, под визуализацией информации в настоящей работе понимаем «всю визуальную информацию, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и т. п.» [7. С. 165]. Исследователь А. Градюшко такое внимание к визуализации информации у молодежи объясняет тем, что «более востребованы новости, которые можно воспринимать рассматривая. Аудитория стремится получать информацию в визуальном формате» [2. С. 79]. Мы согласны с исследователем, так как сейчас читателю важны детали, и хорошая визуализация способна привлечь пользователя к «рассматриванию» этих деталей.
Современная культура носит название «клиповой», ведь перелистывая ленту новостей в социальной сети ВКонтакте, пользователь улавливает лишь часть информации - клип. «Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение ее целостных моделей» [8. С. 25]. Таким образом, исходя из этого определения, мы видим, что в современном обществе преобладает не глубинное проникновение в суть, а лишь поверхностное. Таким запросам аудитории и отвечает визуализация. С ее помощью пользователь может, не читая текст, самостоятельно составить представление о том или ином событии, а также уловить настрой и отношение автора к этому событию.
Для исследования визуализации в паблике факультета журналистики ЧелГУ мы использовали правила, приведенные на сайте для дизайнеров «Семантика». Отметим, что для каждого способа визуализации критерии разные.
1) Для фотографий и иллюстраций:
- Яркость.
- Контрастность. Необходим крупный объект пастельных или приглушенных тонов, который контрастирует и выделяет некий яркий объект.
- Только один объект должен быть в центре композиции.
- Визуализация может создавать интригу за счет несовпадения изображения в посте и его текста и заголовка.
- Текст не должен находиться внутри изображения [5].
2) Для интернет-мемов:
- Эмоциональность. Если настрой мема попадает в настрой аудитории, она может обратить на него особое внимание.
- Минимализм формы.
- Актуальность.
- Узнаваемая форма. Когда пользователь видит в ленте новостей знаковый мем, он сразу обращает на него внимание, особенно если мем находится на пике популярности.
- Юмор [6. С. 162].
В исследовании мы рассматривали паблик «Журфак ЧелГУ» [3] и визуализацию в нем. По нашему мнению, визуализация должна соответствовать приведенным выше требованиям, чтобы «зацепить» внимание пользователей в ленте новостей. Во время исследования в паблике факультета журналистики ЧелГУ было чуть больше двух тысяч подписчиков. Рассмотрим, какая визуализация там присутствует и соответствует ли она критериям.
1) Иллюстрации не очень широко представлены в паблике. «Иллюстрация -изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст» [4]. Отметим, что под иллюстрациями мы понимаем не все изображения, а только созданные
и нарисованные графически. Эта иллюстрация (Рис. 1) служит визуализацией к новости о том, что на паблик подписалось 2000 человек. В данном примере визуализация яркая, контрастная, так как имеется яркий фон, белый объект и белые надписи. Несоответствие - в центре не один объект, нет интриги, то есть заголовок соответствует содержанию картинки, также текст используется в самом изображении. Таким образом, мы видим, что визуализация нарушает больше дизайнерских правил, чем соблюдает. Однако мы считаем, что для иллюстрации допустимо использование текста на самом изображении.
Рис. 1. Иллюстрация
2) Фотографии - самый распространенный способ визуализации в паблике «Журфак ЧелГУ» за период нашего исследования. Данный пример (Рис. 2) - интерпретирующий фоторепортаж. Журналист дает событию собственную оценку через фотографии, чувствуется личностное начало автора [1. С. 22]. Фоторепортаж является визуализацией к новости «Журфаковцы приняли участие в форуме „Новое поколение выбирает"». Мы видим, что фотокорреспондент запечатлел на фотографиях эмоции участников, стараясь показать положительную направленность мероприятия. Отметим, что мы анализировали только первую фотографию поста, так как она крупнее остальных и является его «визитной карточкой». Фотография яркая за счет штор, есть контрастность, присутствует только один крупный объект в центре, он белый, все вокруг зеленое, и нет текста на фото. Фотография соответствует дизайнерским решениям, однако мы не считаем ее удачной для расположения первой, так как она менее всех других фотографий выражает личностное начало фотографа. В качестве обложки поста мы бы порекомендовали использовать третью фотографию, так как она тоже соответствует всем критериям и является более «живой» и привлекающей внимание.
Рис. 2. Интерпретирующий фоторепортаж
3) Мемы. «Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, фотографий, ритуалов, жестов и т. д.» [10. С. 23]. В данном случае (Рис. 3) вы видите синтаксический мем, он отталкивается от определенной, заранее заданной структуры текста с рядом переменных. Мем является визуализацией к новости о том, что газета «Аргументы и факты» ищет нового сотрудника среди студентов. В меме присутствует эмоциональность (в данном случае - это стереотипы о профессии журналиста), он апеллирует к определенным эмоциям аудитории. Присутствует минимализм формы (при этом она узнаваемая), а также профессиональный юмор. Оформлено изображение в виде поста в социальной сети Твиттер; такие мемы до сих пор актуальны, несмотря на то, что данной соцсетью уже мало кто пользуется. Почему присутствие критерия узнаваемости так важно: пользователь интернет-СМИ может заметить в ленте знакомую форму мема и, еще не зная, о чем говорится в сообщении, остановить на нем взгляд. И, конечно, в этом меме присутствует юмор, хоть и профессиональный. На наш взгляд, именно подсознательное желание пользователя прочесть новую шутку заставляет его остановить внимание на меме.
— А ты правда журиа/мст9
— Ara
— А скажи что-нибудь то-журивлистоси
— Автоледи, о г небореи, правоохранитель
—ОООООООС
Рис. 3. Синтаксический мем
Также в паблике «Журфак ЧелГУ» используются различные формы мультимедийного контента, такие как гиф-анимация и видео. В ходе исследования нами не был найден такой способ визуализации, как инфографика. «Инфографика - это способ визуализации информации, который позволяет быстро и понятно представить данные читателю. Средства инфографики могут включать в себя изображения, графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки» [9. С. 55]. Мы предполагаем, что отсутствие данного способа визуализации информации в паблике факультета журналистики ЧелГУ связано со сложностью создания инфографики, ведь для этого необходимы специальные сайты, программы и большие временные затраты.
Итак, в ходе исследования мы выяснили, что визуализация паблика факультета журналистики ЧелГУ достаточно разнообразна, в ней присутствуют все способы визуализации информации, кроме инфографики, и в основном она соответствует «правилам хорошей визуализации». Кроме этого, мы бы порекомендовали паблику использовать больше жанров фотографии, например, добавить больше портретов, хроникальных фоторепортажей, фотофактов, фотозарисовок и т. д.
Таким образом, настоящим исследованием мы доказали важность соответствия дизайнерским критериям при создании визуализации контента в социальной сети ВКонтакте, т. к. это залог популярности поста у пользователей.
Список литературы
1. Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики [Текст] / Н. И. Ворон. - М. : Журфак МГУ, 2012. - 145 с.
2. Градюшко, А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве [Текст] / А. Градюшко // Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран : материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф. (20 февр. 2014 г., Минск) / под общ. ред. Т. Н. Дасаевой; сост. Б. Л. Залесский. - Минск: Издат. центр БГУ, 2014. - С. 77-88.
3. Журфак ЧелГУ [Электронный ресурс] // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/jourcsu (дата обращения: 20.10.2019).
4. Иллюстрация [Электронный ресурс]. - URL: https://w.histrf.m/artides/artide/show/ illiustratsiia (дата обращения: 14.10.2019).
5. Какие картинки привлекают внимание пользователей? [Электронный ресурс] // Семантика. - URL: https://semantica.in/blog/foto-dlya-sajta-kartinki-dlya-privlecheniya-vnimaniya.html (дата обращения: 10.10.2019).
6. Канашина, С. В. Что такое интернет-мем? [Текст] / С. В. Канашина // Науч. ведом. БелГУ Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - № 28 (277). - С. 160-164.
7. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360). - С. 163-169.
8. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер ; пер. с англ. - М. : АСТ, 2008. - 105 с.
9. Трушко, Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации [Текст] / Е. Г. Трушко // Труды БГТУ, 2017. - 111 с.
10. Шомова, С. А. Мемы как они есть [Текст] / С. А. Шомова. - М. : Аспект Пресс, 2018. - 136 с.
Ивандаева Елизавета Константиновна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].
Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10107
М. М. Иерусалимова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ В НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛАХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
С развитием интернет-технологий и увеличением количества потребляемой информации визуализация стала одной из ключевых составляющих новостных материалов. Быстрый ритм жизни не позволяет читать новости в большом объеме, в данной ситуации на помощь приходят фотоиллюстрации. В исследовании мы рассмотрим типы визуализации информации, а также на конкретных примерах разберем, в каких случаях в новостных материалах используются фотоиллюстрации.
Ключевые слова: визуализация, фотоиллюстрации, фотография, мобильная фотография, средства массовой информации.
Современное общество отдает предпочтение визуальному способу передачи информации, именно он становится ключевым для многих СМИ. Это связано с