Научная статья на тему 'История застройки южно-кузбасских городов Кузнецка и Прокопьевска в контексте принципов Витрувия'

История застройки южно-кузбасских городов Кузнецка и Прокопьевска в контексте принципов Витрувия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
329
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАСТРОЙКА ГОРОДОВ / МЕСТНОСТЬ / ПРИРОДА / ПРИНЦИПЫ ВИТРУВИЯ / CONSTRUCTION OF CITIES / COUNTRYSIDE / NATURE / PRINCIPLES OF VITRUVIUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каймашникова Елена Борисовна

На примере застройки городов Новокузнецка и Прокопьевска показано, что при строительстве города необходимо учитывать принципы Витрувия: при постройке города надо соблюдать правила; прежде всего, надо выбирать наиболее здоровую местность; она должна быть возвышенной, не туманной, не морозной и обращенной не к знойным и холодным, а к умеренным странам света, а, кроме того, надо избегать соседства болот. Тысячелетняя история цивилизации свидетельствует и постоянно напоминает о необходимости глубоко изучать природу для того, чтобы понять и определить место человека в ней. Библ. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the example of the development of such cities as Novokuznetsk and Prokopyevsk is shown that during the construction of the city it is important to take into account the principles of Vitruvius: when building a new town it is necessary to observe the rules; first of all, it is necessary to choose the most healthy locality; it should be elevated, not vague, neither cold nor facing to the hot and cold, but moderate parts of the world, and, in addition, we should avoid the neighbourhood of the swamp. The thousand years of the history of civilization shows and constantly reminds the necessity to deeply study the nature in order to understand and define the place of a person in it. Ref. 4.

Текст научной работы на тему «История застройки южно-кузбасских городов Кузнецка и Прокопьевска в контексте принципов Витрувия»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 69.05:624.05

Е.Б. Каймашникова

Сибирский государственный индустриальный университет

ИСТОРИЯ ЗАСТРОЙКИ ЮЖНО-КУЗБАССКИХ ГОРОДОВ - КУЗНЕЦКА И ПРОКОПЬЕВСКА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ ВИТРУВИЯ*

История не учит, но она жестоко наказывает за невыученные уроки

В. Ключевский

Одна из старейших книг по архитектуре принадлежит перу римского архитектора Витрувия, жившего приблизительно в первой половине I века до н. э. Его работа «Десять книг об архитектуре» [1] - это энциклопедия градостроительства и культуры Древнего Рима, в которой автор систематизирует разрозненные сведения об архитектуре, объединяет многочисленные греческие источники.

Сегодня может показаться, что это произведение утратило практическую ценность, однако именно практическая мудрость и культура, которой обладали древние зодчие, позволили создать цивилизацию, до сих пор вызывающую удивление и восхищение.

Основная задача архитектора - строить города, но прежде чем начать строительство города, необходимо выбрать место, которое нужно уметь определить правильно, в соответствии с природными условиями.

Витрувий придавал этой проблеме очень важное, можно сказать, первостепенное значение. В своей работе [1, книга I, глава 4] он писал: «1. При постройке города надо соблюдать следующие правила: Прежде всего, надо выбирать наиболее здоровую местность. Она должна быть возвышенной, не туманной, не морозной и обращенной не к знойным и холодным, а к умеренным странам света, а, кроме того, надо избегать соседства болот... 9. Итак, я полагаю, надо снова припомнить старинное правило. А именно: наши предки, принося в жертву при постройке городов или военных постов пасшихся в этой местности овец, рассматривали их печень... Если же они находили печень больной, то заключали отсюда, что и для людей будут вредоносны и вода, и

*

В статье использованы архивные материалы: Генпланы городов Новокузнецк (1948 г.) и Прокопьевск (1965 г.).

пища, происходящие из этой местности, а потому уходили оттуда и переселялись в другие области, ища, прежде всего, здоровых условий жизни».

Цель настоящей работы - выявить, учитывались ли принципы Витрувия при планировании южно-кузбасских городов в результате форсированных темпов индустриализации региона.

Дошедшие до нас планы первых поселений, выросших в крупные сибирские города, были собраны в 1700 г. в «Чертежную книгу» известным исследователем Семеном Ремезовым. Они свидетельствуют о том, что, преследуя в первую очередь оборонительные цели, русские землепроходцы заботились, может быть, на уровне интуиции и о художественном облике города или крепости, о красоте и удобстве поселений, о сохранении духовных и культурных ценностей. Во всех новых городах одновременно со строительством крепостей (острогов), а иногда и опережая их, возводились церкви, которые в ту пору служили центрами духовной жизни и являлись оборонительными сооружениями, а нередко, в первоначальный период становления города, превращались в центр сосредоточения управленческих органов.

С приходом капитализма в Европу и появлением первых промышленных объектов населенные пункты стали располагаться рядом с ними, в пешеходной доступности. Проблемы экологии тогда еще не существовали. Таким же образом стали образовываться и первые советские города.

Выбранная для строительства Кузнецкого металлургического комбината (КМК) площадка была крупнейшей и ближайшей к железорудным месторождениям. Важнейшими элементами территории города являлись долины реки Томь и впадающих в нее рек Кондомы и Абы. В 1929 - 1930 гг. на так называемой Гор-

буновской площадке началось строительство металлургического завода, заложена первая домна [2]. В архивных материалах можно прочесть: «Площадка, выбранная для строительства КМК и города, оставалась ближайшей к железорудным месторождениям после выхода из узких долин Горной Шории на относительно ровную поверхность Кузнецкой котловины. Однако при строительстве Новокузнецка выявились и крупные недостатки этой территории. Значительную часть левобережья занимали заболоченные и затопляемые территории, на правом берегу Томи большая часть района оказалась занятой угленосными территориями, в силу чего строительство Новокузнецка с начала проектных работ и при дальнейшей застройке столкнулось с большими трудностями, которые увеличивались по мере роста города» [см. архивные материалы г. Новокузнецка: НФ ГАКОФ-Р-143, Опись 1. Дело 1. Лист 17].

При подготовке и строительстве металлургического завода, первоначально рассчитанного на небольшую мощность с количеством работающих порядка 5 тысяч человек, заложен был рабочий поселок на 19 тысяч жителей. Но после закладки первой очереди завода стало ясно, что поселок находится на подветренной стороне и в зоне задымления. Тогда и встал вопрос о строительстве не рабочего поселка, а города. К сожалению, для этого имелась только одна площадка - возле когда-то полноводной реки Томь с заболоченными берегами.

В 20-х - начале 30-х гг. ХХ в. вышел ряд постановлений, касающихся статуса г. Новокузнецка. Постановлением ВЦИК от 7 января 1929 г. Сад-город отнесен к категории рабочего поселка, который постановлением ВЦИК от 20 марта 1931 г. был преобразован в г. Новокузнецк; затем Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 г. город Кузнецк объединен с городом Ново-Кузнецк [см. Генплан г. Новокузнецка, 1948 г., Лист 12 - 13]. «В 1930 - 1936 гг. одновременно, но без взаимной увязки выполнялись генплан Новокузнецка как самостоятельного города и предварительная схема организации территории Кузнецкого промышленного района Западно-Сибирского края. При некотором схематизме генерального плана Новокузнецка в нем предусматривалось функциональное зонирование территорий, среди которых значительную площадь занимали непригодные для застройки участки, предназначенные частично для зеленых зон различного назначения. Так, из общего баланса городской территории в 6400 га 3000 га занимали зеленая зона и неудобные зоны и лишь 945 га - сели-тельная часть. В структуре города были выде-

лены два компактных селительных района, различные по ландшафтным условиям и разделенные железнодорожной веткой. Противоречивость планировки северного района объяснялась тем, что она вобрала в себя элементы радиальной и прямоугольной схем предшествующих проектных решений. При этом в планировке появились две системы лучевых магистралей - первая с центром схода у КМК и вторая, сфокусированная в зоне вокзала, получившая впоследствии основное развитие. Планировка южного нагорного района имела более свободное начертание, продиктованное рельефом. В силу заболоченности прибрежных территорий генпланом не предусматривалась пространственная связь города с Томью, и основным композиционным стержнем являлась одна из лучевых магистралей, связывающая вокзал с предзаводской площадью КМК» [материалы генплана Новокузнецка].

Согласно генплану Новокузнецка 1948 г., схемой районной планировки всего Кузнецкого промышленного района были охвачены левобережные территории в зоне Новокузнецка и на правом берегу - Антоновская площадка, Старокузнецк и район Феськи. Общее проектное население принималось в 637,8 тыс. человек, что примерно соответствовало радиусу и населению современного Новокузнецка. Соц-город - основной массив Новокузнецка - рассматривался как административный и культурный центр всей группы населенных мест. Функционально-планировочная организация района исходила из комплексного развития крупных металлургических и машиностроительных предприятий. Машиностроительный профиль большинства предприятий и ландшафтная ситуация территорий Кузнецкой и Антоновской площадок продиктовали линейно-полосовую форму планировочной структуры вдоль реки Томь. Однако в процессе освоения южного Кузбасса был значительно изменен промышленный профиль района с преимущественным размещением новых металлургических заводов на месте ранее проектируемых машиностроительных предприятий, что нарушило первоначальную концепцию расселения и привело к возникновению чрезвычайно сложной в планировочном и санитарно-гигиеническом отношении промышленной агломерации.

Таким образом, корректировка существующего генплана и разработка новых схем планировки и застройки были необходимы.

Не соблюдение принципов Витрувия просматривается и в истории строительства других кузбасских городов, например г. Прокопь-

евска (см. генплан 1965 г.). В 1917 г. в районе Прокопьевска производилась кустарная разработка угля, его добыча началась в 1918 г., когда к городу подошла железнодорожная ветка из Кольчугино. До этого на территории города существовали небольшие села (Прокопьевское и Усяты), возникшие в ХУШ в. и впоследствии поглощенные городской застройкой. По данным работы [3] население Прокопьевска, составлявшее около 2,2 тыс. человек в 1920 г., в 1939 г. превысило 107 тыс. человек. До 1928 г. в Прокопьевске не было ни одного каменного дома. Проживало тогда 75 тыс. человек. На руднике работала сотня шахтеров, и двое или трое из них построили халупы, большинство же разместилось в крестьянских избах села Прокопьевского [см. Генплан г. Прокопьевска, 1965. Лист 225]. Затем с окрестных мелких приисков и рудников начали перевозить бараки. Несколько домов в разобранном виде были доставлены из Кузнецка и Томска, несколько срубов были изготовлены в тайге и гужевым транспортом переброшены в Прокопьевск. Когда в окрестностях не осталось ни одного пустующего дома и ни одного сруба, которые можно было бы перевезти в Прокопьевск, люди стали строить землянки. Строились землянки «самосильно». Приехавший в Прокопьевск на работу (чаще всего это был крестьянин) выбирал местечко на склоне какого-нибудь оврага и начинал пробивать углубление в пологой стенке. Дерн складывали штабелями, а землей выравнивали площадку будущего дома. Потом начинались заготовки дерева: привозили доски, обрезки бревен, плахи. Вкопав в землю 4 столба, их соединяли перекладинами. На доски складывали дерн. Пустоты между боковыми досками и щеками горы заполняли землей. Через несколько дней можно было переселяться в свой «дом». Так возникли целые улицы землянок, которые назывались именами классиков. Были улицы Пушкина, Лермонтова, Толстого. И были нахаловки (Большая, Малая, Нижняя и Верхняя), которые строили в самых разных местах, без каких-либо согласований; в результате таких застроек Прокопьевск оказался опоясанным земляным кольцом. Западнокраевой отдел коммунального хозяйства сохранил следующие сведения об этом времени: «Старая часть Прокопьевска, бывшее село Прокопьевское, не имеет никаких предприятий и учреждений общественного пользования. В рудничном поселке имеются принадлежащие Рудоуправлению водопровод, баня, электростанция, «дом холостых» (частично выполняющий функцию гостиницы). Улицы во время дождей представляют собой непролазную

грязь, в сухую погоду покрыты слоем пыли, тротуаров нет, ночного освещения тоже. Мусор валяется на улицах». Таким образом, в результате стихийной застройки, если это вообще можно назвать застройкой, рос и развивался новый город. И не о каких принципах градостроительства речь не велась.

С 1924 г. началось усиленное строительство бараков, двух- и четырех квартирных домов, которые и образовали главные улицы сегодняшнего Прокопьевска - Фасадную, Арте-мовскую, Комсомольскую.

С 1928 г. население начало быстро увеличиваться. В 1931 г. оно выросло до 50 тыс. человек. За три года население утроилось. С 1928 г. Прокопьевск стал строиться усиленными темпами, но никакое строительство не могло угнаться за невероятным ростом населения.

В 1934 г. была сделана попытка освоения для жилищного строительства безугольных территорий плоскогорья Тырган, однако в силу удаленности района от большинства действующих предприятий и при недостаточной развитости городского транспорта, недостаточных темпах жилищного строительства плановая застройка этого участка, намечавшаяся преимущественно капитальными зданиями, вскоре прекратилась. Вокруг проектных границ застройки Тыргана развернулась стихийная застройка поселкового типа».

Нужно заметить, что Прокопьевск страдал не только от дефицита жилплощади, но еще и от дефицита питьевой воды. И здесь не лишне вспомнить слова Витрувия, который особое внимание уделял воде и описывал правила выбора источников: «Предварительные испытания и проверку источников надо производить так: если источники текут открыто, то, прежде чем проводить из них воду, надо посмотреть и исследовать, каково телосложение у населения, живущего в окрестности данных источников. И если оно обладает телесным здоровьем, хорошим цветом лица, неизуродованными голенями и негноящимися глазами, то источники будут совершенно доброкачественными. Также если будет вырыт новый источник и вода его при ополаскивании ею коринфского или другого сосуда, сделанного из хорошей меди, не оставляет пятен, она будет превосходной. Также если эту воду вскипятить в медном котле, и затем дать ей отстояться и слить ее, и на дне котла не окажется ни песка, ни ила, такая вода тоже будет доброкачественна».

Из архивных материалов: «Для населенного пункта, где промышленность и население растут, а воды не хватает, необходимо было срочно решать эту проблему. Прокопьевск имел

только один естественный водоем - р. Абу, но она была настолько мала и грязна, что говорить о ней как об источнике воды не приходилось. Население получало воду из колодцев. В 1928 г., когда началось строительство шахт-гигантов и уголь стали вырабатывать по вертикали, уровень подземных вод понизился, и колодцы обмелели. Для города с пятидесятитысячным населением этого количества воды было недостаточно. Вода стала цениться так же дорого, как она ценится в пустыне. Воду приходилось возить цистернами из Сталинска (ныне Новокузнецк). Распределением ее заведовала специальная «водяная тройка». Чем больше разрастался город, тем сильнее чувствовалась недостача воды. Обследование плоскогорья Тырган и других окрестностей города привело строителей к безотрадному выводу: местные ручейки и речушки не могли обеспечить город питьевой водой. Летом 1930 г. началось строительство водопровода». Трубы нужно было уложить от реки Томь, расположенной в тридцати семи верстах от Прокопьевска. Строительство водопровода велось почти два года. С пуском водопровода горсовет сумел построить 48 водонапорных будок, и душевое потребление воды сразу увеличилось. Но проблемы с водой в городе существовали еще долгое время. Все выше сказанное говорит о несоблюдении принципов Витрувия.

Но есть и еще одна проблема, которая остается актуальной и по сегодняшний день. Поскольку Прокопьевск весь «стоит на угле», было необходимо найти новые площадки для будущего роста города. Эти поиски начались, как было уже сказано, еще в 1929 г. Выяснилось [см. Генплан г. Прокопьевска, 1965 г.], что единственной, пригодной для этой цели территорией является плоскогорье Тырган, расположенного в 5 км от теперешнего Прокопьевска. В переводе с шорского Тырган - «Гора ветров». Действительно, ветра в этом месте города дуют всегда, хотя ленинградская архитектурно-

планировочная организация предлагала развивать город в другом климатически более пригодном направлении - районе современной трассы Кемерово - Новокузнецк.

Похожая ситуация обстоит и с Ильинским районом г. Новокузнецка, который находится в 20 км от центра города и также обдуваем всеми ветрами. Люди, получившие жилье в столь неблагоприятных районах, постоянно от этого испытывают дискомфорт.

При всех положительных аспектах следует еще и еще раз задуматься над принципами, которые заложил Витрувий: при постройке города надо соблюдать правила; прежде всего, надо выбирать наиболее здоровую местность; она должна быть возвышенной, не туманной, не морозной и обращенной не к знойным и холодным, а к умеренным странам света, а, кроме того, надо избегать соседства болот.

Выводы. Тысячелетняя история цивилизации свидетельствует и постоянно напоминает о необходимости глубоко изучать природу для того, чтобы понять и определить место человека в ней.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В и т р у в и й. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф.А. Петровского. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, МСМХХХУ1.

С. 28 - 30.

2. История Кузнецкого металлургического комбината им. В.И. Ленина. - М.: Металлургия, 1973. С. 65.

3. Г л о т о в Г.А., П е р ц и к Е.Н. Будущее городов Кузбасса. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1972. С. 89.

4. Строим Кузбасс. - Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1984. С. 93.

© 2013 г. Е.Б. Каймашникова Поступила 9 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.