Научная статья на тему 'Новокузнецк в 1920—1930-е годы в памятниках модернизма'

Новокузнецк в 1920—1930-е годы в памятниках модернизма Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
807
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизм / эпоха авангарда / объект культурного наследия / архитектура Новокузнецка / modernism / age of the avant-garde / object of cultural heritage / architecture of Novokuznetsk

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чередниченко Жанна Михайловна

В 1920—1930-е гг., в период строительства градообразующего предприятия на юге Кемеровской области — Кузнецкого металлургического комбината — и становления города Новокузнецка, при комбинате были построены модернистские здания, которые десятилетиями формировали лицо города. Часть из них по сей день не утратили своего первоначального функционального назначения. Здания этой эпохи, даже те, которые выявлены как объекты культурного наследия, в лучшем случае находятся в эксплуатации, в худшем — их состояние близко к руинированному. Поэтому актуальным является привлечение внимания администрации города и общественности к вопросу сохранения памятников конструктивизма, в которых наиболее ярко выразился дух первых советских десятилетий, проявилось новое формообразование в архитектуре. В числе таковых в статье рассматриваются здания гостиницы КМК, Театра металлургов, Сибирского металлургического института и первого городского детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novokuznetsk in the 1920s—1930s in the Monuments of Modernism

In the 1920s—1930s, during the construction of Kuznetsk Metallurgical Combine, a town-forming enterprise in the south of the Kemerovo region, and during the period of formation of the city of Novokuznetsk, there had been constructed modern buildings which shaped the city face for the following decades. Some of these buildings don’t lose their original function till our days. It should be noted that nowadays the buildings at best are in the operation, at worst their condition is close to ruined one, even they are identified as objects of cultural heritage. Therefore, it is urgent to draw the attention of the city administration and the public to the issue of preserving of constructivism architectural monuments, in which there were most clearly expressed spirit of the first Soviet decades and a new forms in architecture. The author considers among them buildings of the hotel of Kuznetsk Metallurgical Combine, Theater for Steel Workers, Siberian Metallurgical Institute and the first Novokuznetsk preschool.

Текст научной работы на тему «Новокузнецк в 1920—1930-е годы в памятниках модернизма»

УДК 72.03 (571.17)

Ж.М. Чередниченко Сибирский государственный индустриальный университет Архитектурно-строительный институт (г. Новокузнецк) Научный руководитель: кандидат архитектуры Е.А. Благиных

Новокузнецк в 1920—1930-е годы в памятниках модернизма

Аннотация

В 1920—1930-е гг., в период строительства градообразующего предприятия на юге Кемеровской области — Кузнецкого металлургического комбината — и становления города Новокузнецка, при комбинате были построены модернистские здания, которые десятилетиями формировали лицо города. Часть из них по сей день не утратили своего первоначального функционального назначения.

Здания этой эпохи, даже те, которые выявлены как объекты культурного наследия, в лучшем случае находятся в эксплуатации, в худшем — их состояние близко к руинированному. Поэтому актуальным является привлечение внимания администрации города и общественности к вопросу сохранения памятников конструктивизма, в которых наиболее ярко выразился дух первых советских десятилетий, проявилось новое формообразование в архитектуре. В числе таковых в статье рассматриваются здания гостиницы КМК, Театра металлургов, Сибирского металлургического института и первого городского детского сада.

Ключевые слова: модернизм, эпоха авангарда, объект культурного наследия, архитектура Новокузнецка

Zh.M. Cherednichenko Siberian State Industrial University (Novokuznetsk) Scientific adviser is E.A. Blaginyh

Novokuznetsk in the 1920s—1930s in the Monuments of Modernism

Abstract

In the 1920s—1930s, during the construction of Kuznetsk Metallurgical Combine, a town-forming enterprise in the south of the Kemerovo region, and during the period of formation of the city of Novokuznetsk, there had been constructed modern buildings which shaped the city face for the following decades. Some of these buildings don't lose their original function till our days.

It should be noted that nowadays the buildings at best are in the operation, at worst their condition is close to ruined one, even they are identified as objects of cultural heritage. Therefore, it is urgent to draw the attention of the city administration and the public to the issue of preserving of constructivism architectural monuments, in which there were most clearly expressed spirit of the first Soviet decades and a new forms in architecture. The author considers among them buildings of the hotel of Kuznetsk Metallurgical Combine, Theater for Steel Workers, Siberian Metallurgical Institute and the first Novokuznetsk preschool.

Key words: modernism, age of the avant-garde, object of cultural heritage, architecture of Novokuznetsk

В городе Новокузнецке сохранились постройки периода его становления, имеющие безусловную ценность с точки зрения архитектуры, истории и культуры. Многие из этих зданий требуют сейчас к себе немедленного внимания как объекты, нуждающиеся в спасении. Цель нашей работы — определение особенностей развития архитектурно-пространственной структуры города Новокузнецка в 20—30-е гг. ХХ в. с выявлением памятников культурного наследия этого периода.

Для разработки концепции схемы сада-города в 1918 г. Кузнецким металлургическим и каменноугольным акционерным обществом был приглашен молодой, но уже известный сибирский архитектор А.Д. Крячков. Необходимо отметить, что разработанная Крячковым схема так и не получила своего

практического воплощения (ее реализация была прервана Октябрьской революцией и последующими событиями в стране и регионе), однако к началу 1930-х гг. в соответствии с этим планом была сформирована уличная сеть одного из районов Новокузнецка — Редаково.

В 1920-х гг. был объявлен градостроительный конкурс на проект планировки Кузнецкого поселка. Конкурс был ориентирован на полное обобществление бытовой жизни трудящихся. В конкурсе приняли участие ведущие отечественные и иностранные архитекторы — А.В. Щусев, братья Веснины, Э. Май. По проекту Л.А. и А.А. Весниных город был составлен из отдельных жилых комплексов — домов-коммун. Каждый дом имел комплекс обслуживания, дошкольные и школьные учреждения. Но этот интересный

с градостроительной точки зрения проект оказался не отвечающим новым условиям быстрорастущего поселения ни по численности планируемого населения, ни по идеологическим соображениям.

По градостроительной концепции Гипромеза (ил. 1) предполагалось создание поселка коттеджного типа с одноэтажными домами и усадьбами, обилием зеленых насаждений, что в значительных степени перекликалось с идеями английского архитектора Э. Говарда о создании городов-садов, популярных в России в первые два десятилетия XX в. Планировка кварталов была компромиссной: с одной стороны, закладывалась лучевая система улиц, учитывающая характер местности, но, с другой стороны, предлагалась искусственно созданная «правильная планировка» кварталов. Заводоуправление и площадь перед ним рассматривалась как центральное ядро рабочего городка. Но даже в таком виде гипроме-зовский «поселок-сад» подвергся жесткой критике и не был принят.

В 1932 г. была представлена Планировка соц-города Сталинска, которая предусматривала размещение города в северной и южной его частях, разделенных железнодорожной линией. Планировка северного района вобрала в себя элементы радиальной и прямоугольной схем: появились две системы лучевых магистралей — первая с центром схода у Кузнецкого металлургического комбината (КМК), вторая — с центром схода в зоне вокзала, получившая впоследствии основное развитие. Планировка южного нагорного района имела более свободное начертание, продиктованное рельефом. В силу чрезвычайно сложных гидрогеологических условий (заболоченных прибрежных территорий) генпланом не предусматривалась пространственная связь города с рекой Томь.

В проектировании планировки Новокузнецка также принял участие немецкий архитектор Э. Май. В настоящее время Новокузнецк является единственным городом бывшего Советского Союза, где в таком объеме и целости сохранилось архитектурное наследие этого оригинального мастера. В основу планировки города Маем была положена прямоугольная сетка застройки, связанная двумя магистралями с заводом как главным градообразующим объектом. В 1931—1932 гг. по проекту Мая район соцгорода в пределах современных ул. Хитарова и Энтузиастов застраивается трехэтажными жилыми домами (в конце 1950-х гг. часть из них была достроена до 4 этажей). Общественные сооружения, в том числе школы, концентрировались в одной зоне, вдоль так называемой «школьной» улицы. Несмотря на некоторый аскетизм и примитивизм композиционного построения, в проекте была сделана попытка ответить на новый социальный заказ и решить вопрос комплексного размещения жилья, школ, детских учреждений, объектов обслуживания и отдыха [Захарова, 2005]. Проекту Э. Мая были присущи и недостатки: однообразный казарменный вид лишенных декора зданий, отсутствие дворов и зеленых насаждений.

Отметим характерные особенности зданий периода 1920—1930-х гг.:

а) простые объемы и планировки помещений, идущие от прямоугольного модуля и комбинаций параллелепипедов;

б) простые средства пластической выразительности (отношения ритма-метра, фактуры здания и игры теней на фасаде за счет перфорации окон, сдвижек балконов и др.);

в) максимальное использование аутентичного эстетического потенциала фактур, текстур, цвета материалов и строительных блоков (кирпич, бетон, стекло, дерево).

Рассмотрим архитектурные объекты Новокузнецка, являющиеся яркими примерами модернистских зданий.

С 1928—1929 гг. строительство жилья для технического персонала, служащих и строительных рабочих КМК велось в Верхней колонии, расположенной на склоне горы, к западу от площадки металлургического завода. С 1933 г. здесь начинается строительство капитального здания общежития для ИТР — первой городской гостиницы Новокузнецка. Гостиничный комплекс Верхней колонии интересен своей многофункциональностью в сочетании с компактностью, а также архитектурно-пластическим решением фасадов (ил. 2). Высотность центрального объема подчеркивается большими окнами, объединенными вертикальными лопатками.

После окончания строительства (1936 г.) в гостинице разместили 46 двух- и трехкомнатных номеров и клуб ИТР с большим кинозалом. А.Д. Крячков был автором реконструкции фасадов в духе неоклассики, начавшейся уже в процессе строительства второй очереди гостиницы. Им была увеличена до пяти этажей высота центральной части гостиницы [Гостиница Верхней колонии...]. Долгое время левое крыло здания оставалось «конструктивистским», а правое — «неоклассическим». Полная реконструкция фасадов была завершена уже в послевоенное время. В целом внешний облик здания сохранился в неизменном виде. В процессе реконструкции фасадов были убраны «конструктивистские» балконы боковых крыльев. Внутри здания использован железобетонный каркас с монолитными балочными перекрытиями и лестницами, планировка решена по коридорному принципу.

Объект представляет историческую и архитектурно-художественную ценность как первая городская гостиница, пример неоклассической реконструкции конструктивистского здания во второй половине 1930-х гг. Сейчас здание гостиницы (памятник градостроительства и архитектуры муниципального значения) находится в плачевном состоянии, нуждается в срочной реконструкции и восстановлении.

Интересен другой объект культурного наследия эпохи авангарда — театр металлургов, построенный на площади КМК напротив здания заводоуправления. Авторы проекта — немецкий архитектор Г. Ко-зель и инженер Е. Аппак. В общем решении здания драматического театра прослеживаются объемно-планировочные принципы конструктивизма с асимметричным сочетанием объемов, обусловленным внутренней структурой здания. План здания отличается простотой и логичностью. Входной вестибюль, зрительный зал на 800 мест с кулуаром, сценическая коробка с уборными для артистов и подсобными помещениями выделены в отдельные блоки разной формы и величины, располагающиеся друг за другом по продольной оси здания [Театр металлургов].

Общие пропорции здания несколько тяжеловесны, приземлены, однако в интерьере возникает ощущение простора благодаря продуманной функциональной организации внутреннего пространства и хорошей освещенности естественным светом. Представляют интерес интерьеры вестибюля с нависающим над ним балконом-галереей второго этажа и просторного кулуара, разделенного рядом колонн и освещенного ленточными окнами.

В результате реконструкции (1961 г., арх. Ю.А. Медведков) внешний облик здания потерял стилистическую цельность. Убран козырек над входом, опиравшийся по периметру на столбы и придававший крупномасштабную торжественность главному фасаду. Вместо него пристроен остекленный тамбур, увеличен уклон кровли, которая раньше была скрыта за парапетом, слуховые окна выходят на главный фасад. Уменьшена ширина окон, увеличены простенки. Окна в верхней части стен зрительного зала заложены. Изменена окраска фасадов здания (ил. 3).

Строительство еще одного модернистского здания — Сибирского металлургического института (СМИ) — было закончено в 1933 г. В соответствии с популярной в годы первых пятилеток идеей завода-ВТУЗа здание института было размещено рядом с площадкой строившегося КМК. Сейчас оно находится на границе промышленной зоны. Архитектура здания решена в стилистике конструктивизма: гладкие фасады с мерным ритмом окон, завершенные скрывающими скатную кровлю высокими парапетами, лишены декора. Горизонтальное членение фасадов подчеркнуто на центральном корпусе ленточными балконами, на боковых крыльях — горизонтальными тягами, объединяющими окна, и темной окраской простенков [Сибирский металлургический институт]. Лестничные клетки выделены на фасадах ризалитами со сплошными витражами (ил. 4).

Объемно-планировочная композиция здания асимметрична. Его объем состоит из трех расположенных под прямым углом друг к другу корпусов. К пятиэтажному центральному корпусу, выходящему торцом на ул. Рудокопровую, справа и слева примыкают два четырехэтажных крыла разной длины. Внутренняя планировка решена по двухсторонней коридорной схеме. Изменение ширины корпусов с ризалитами на дворовом фасаде позволило создать аудитории разной площади и ширины.

В 2007 г. здание учебного корпуса СМИ приобрело статус памятника архитектуры регионального значения. Сейчас его внешний и внутренний облик имеет крайне неудовлетворительное, запущенное состояние и не соответствует данному статусу.

Не получившим на данный момент статус объекта культурного наследия, но несомненно заслуживающим его, является первый детский сад города Новокузнецка, построенный в начале 1930-х гг. ар-

хитектором И.С. Гуревичем. Данное здание разрушается, но является шедевром русского авангарда — конструктивизма, так как не имеет псевдоклассического декора. Расположено оно торцом к главной улице и перекрыто вместо традиционной двухскатной односкатной кровлей. К основному двухэтажному объему примыкает одноэтажный блок, также под односкатной кровлей (ил. 5). На восток обращены 25 огромных окон с характерной для конструктивизма расстекловкой. Детский сад № 1, по мнению некоторых экспертов, проектировала знаменитая Марга-рете Шютте-Лихоцки, первая австрийская женщина-архитектор, мастер европейского авангарда ХХ в. [Лизогуб, 2017].

В авторстве Шютте-Лихоцки убеждает ее внимание к проектированию и дизайну детских учреждений и некоторая схожесть внешнего вида детского сада №1 с объектами, спроектированными ею в Европе. Решающим аргументом служит наличие фамилии Шютте-Лихоцки в немецком справочнике архитекторов, участвовавших в составе группы Эрнста Мая в проектировании социалистического Новокузнецка: Шютте-Лихоцки указана там как автор kindergarten в соцгороде [В Новокузнецке спасают..., 2016].

Список литературы

1. В Новокузнецке спасают постройку Шютте-Лихоц-ки // Хранители наследия. 6 октября 2016 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://hraniteli-nasledia. com/articles/initsiativy/v-novokuznetske-spasayut-postroyku-shyutte-likhotski/

2. Гостиница Верхней колонии// Достопримечательности Новокузнецка / Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя [Электронный ресурс]. — URL: https://libnvkz.ru/ch itatelyam/o-novokuznetske/ dostoprimechatelnosti/gostinica-verhnej-kolonii

3. Захарова И.В. Архитектурное наследие Кузбасса 1910—1930-х гг. Материалы к своду памятников архитектуры Кемеровской области. — Кемерово: Агентство рекламных форм, 2005. — 104 с.

4. Лизогуб П.П. Немцы в городе: «немецкий след» в архитектуре Новокузнецка 1930-х годов // Наш город Новокузнецк. — 2017. — № 1 (март). — С. 46—53.

5. Сибирский металлургический институт/ Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя. [Электронный ресурс]. — URL: https://libnvkz.ru/ chitatelyam/o-novokuznetske/dostoprimechatelnosti/ sibmet

6. Театр металлургов // Достопримечательности Новокузнецка / Центральная городская библиотека им. Н.В. Гоголя [Электронный ресурс]. — URL: https://libnvkz.ru/chitatelyam/o-novokuznetske/ dostoprimechatelnosti/teatr-metallurgov

СТ1

о

ппдн

ТСРРИТООИИ

тапдо и пасе

* >—. км

^ ' г > I

с . ... .

Ч"-'« ^ - V

* еяч - - -

о

I—1

00

Ил. 1 Генеральный план территории завода и жилого поселка. Гипромез, 1927—1928 гг. Снимок из архива Новокузнецкого краеведческого музея

Ил. 2. Гостиница Верхней колонии. Снимок автора, 2015 г.

Ил. 3. Театр металлургов. Снимок автора, 2012 г.

Ил. 4. Первое здание Сибирского металлургического института. Снимок автора, 2015 г.

Ил. 5. Детский сад № 1 по ул. Хитарова, 26а. Снимок автора, 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.