Научная статья на тему 'История зарождения, становления и развития подготовки кадров в таможенных органах Российской Федерации в 1995-2000 годах'

История зарождения, становления и развития подготовки кадров в таможенных органах Российской Федерации в 1995-2000 годах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойленко Владимир Михайлович

Окончание. Начало: Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2000. № 2 (12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самойленко Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История зарождения, становления и развития подготовки кадров в таможенных органах Российской Федерации в 1995-2000 годах»

проблемы подготовки и воспитания таможенных кадров

Сажоиленко

История зарождения, становления и развития подготовки кадров в таможенных органах Российской Федерации в 1995-2000 годах

(Окончание, начало см. 2000. N12)

Историю таможенной службы Российской Федерации мы отсчитываем с 1991 г., когда после распада СССР наилучшим образом оснащенные органы, располагавшие наиболее подготовленными кадрами, оказались за пределами Российской Федерации. Непосредственно в Рос сийской Федерации осталось чуть более 7 тыс. таможенников. При этом было создано 13,5 тыс. км новых границ с бывшими республиками СССР, в том числе около 1,1 тыс. км со странами Балтии, которые оказались без таможенного прикрытия. Нормативно-правовая база не соответствовала условиям рыночной экономики. Исходя из этого, главным направлением деятельности Таможенного комитета в 1991-1995 гг. было создание таможенной службы как таковой, развитие таможенной инфраструктуры вдоль границ и внутри страны, разработка нормативно-правовой базы ее деятельности.

Правительством и Президентом страны в этот период было принято более 200 решений и постановлений, направленных на создание современной мног офункциональной та моженной службы, способной занять свое место в регулировании рыночной экономики. Быстрое становление и развитие таможенных органов сопровождалось формированием новых структурных подразделений. Высокая потребность в кадрах не позволяла осуществлять тщательный отбор сотрудников в таможенные органы. Основными источниками комплектования были предприятия и организации народного хозяйства (54,4%), Вооруженные силы (14,9%), правоохранительные органы (13,7%) и молодые специалисты (8,4%).

На создание системы подготовки кадров таможенных органов приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — ГТК) от 27.02.1995 г. N 130 "О дополнительных штатах в системе подготовки и воспитания кадров" в штатные расписания таможенных органов с 15.02.1995 г. введены должности начальников подготовки кадров и инспекторский со став.

Одним из главных направлений в организации профессиональной учебы было определено "обучение на рабочем месте" под руководством соответствующих начальников таможенных ор ганов (решение коллегии ГТК

52471 5297а

43332

30483

IЛ 35

7181

1991 1992 1993 1994 1995 1996

Рис. 1. Рост численности сотрудников таможенных органов по годам.

Таким образом, фактическая численность сотрудников таможенных

органов за 4 с небольшим года увеличилась на 45290 чел., т.е. в 7,1 раза

от 24 11.1995 г.). При этом, неучастие сотрудников таможенных органов в профессиональной учебе следовало рассматривать как невыполнение ими своих обязанностей. Дальнейшее развитие данный способ подготовки специалистов таможенных органов получил в ходе исполнения приказа ГТК N 83 от 8.02.1995 г. "О подготовке и издании учебного пособия «Основы таможенного дела»". В соответствии с этим приказом было издано учебное пособие "Основы таможенного дела", которое намного облегчило процесс обучения. Оно носило информационный, методический и рекомендательный характер. Над этим пособием работал целый коллектив, в который вошли 55 ученых академии, руководителей управлений и отделов ГТК, представителей таможенных управлений и крупных таможен. А также привлекались другие ученые практические работники, что позволило в одном учебном пособии сосредоточить теоретические разработки и обобщить опыт практической работы специалистов таможенного дела. Обучением на рабочем месте можно достичь максимального охвата подготавливаемых сотрудников, но этот способ не решал всех проблем, особенно в подготовке руководящего состава таможенных органов.

В этих целях был утвержден план обучения сотрудников таможенных органов в Российской таможенной академии (далее — РТА), ее филиалах и отделах подготовки кадров региональных таможенных управлений на 1996 г. в соответствии с приказом ГТК N 491 от 9.08.1995 г. "О плане обучения сотрудников таможенных орг анов в РТА, ее филиалах и отделах подготовки кадров региональных таможенных управлений на 1996 г.". Переподготовку на базе РТА прошли практически 100% начальников управлений, отделов и служб ГТК и более 80% руководителей таможенных органов, что принесло положительные ре зультаты. В то же время анализ недостатков в работе таможенных орг анов показал, что наиболее слабым местом в организации учебного процесса остается обучение молодых специалистов. В целях сокращения времени на вхождение в должность моло-

дых специалистов руководством ГТК была введена в действие система стажировок. Стажировка стала неотъемлемой частью подготовки молодых специалистов. В целях единого понимания порядка проведения стажировок был издан приказ ГТК N 743 от 9.12.1995 г. "О порядке организации проведения стажировок". Стажировка, как правило, проводится на базе лучших подразделений таможенных органов, руководителями стажировки назначаются наиболее опытные специалисты, что способствует освоению функциональных обязанностей молодыми специалистами в короткий срок. В целях подготовки специалистов малочисленных специальностей, подготовка которых требует особого подхода, в частности в целях организации стажировок специалистов юридических служб было отработано указание ГТК N 01-12/1517 от 26.12.1995 г. "О стажировке специалистов юридических служб". Начальники региональных таможенных управлений и руководители юридических служб региональных таможенных управлений обеспечивали проведение стажировки специалистов юридических служб таможен непосредственно в юридическом отделе региональных таможенных управлений, имея в виду как специальную подготовку, так и повышение квалификации специалистов юридических служб.

1 сентября 1996 г. правительство Российской Федерации приняло постановление N 1052 "О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г.".

В целях обеспечения и развития таможенной службы Российской Федерации в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. В начале Программы представлен Паспорт программы, в котором определены цели и задачи, сроки и этапы реализации, исполнители, объемы и источник финансирования, ожидаемые конечные результаты, организация контроля за исполнением Программы.

В главе I "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами" указывалось, что переход экономики России на рыночные отношения настоятельно потребовал коренных изменений в характере деятельности та моженной службы страны, превращения ее в реально действующий инструмент государственного регулирования внешней торговли. Таможенная служба должна стать инструментом практического осуществления внешнеэкономической политики государства в условиях либерализации внешней торговли, отказа от государственной монополии на нее и выхода на внешний рынок новых участников внешнеэкономической деятельности.

В главе II "Кадровая политика и развитие социальной сферы таможенной службы" предусматривалось:

— оказывать содействие таможенным службам государств-участников СНГ в подготовке и повышении квалификации работников таможенных органов;

— создать на базе РТА международный учеб ный центр и сеть региональных учебных центров;

— осуществить программу повышения квалификации сотрудников центрального аппарата ГТК;

— создать научно-исследовательский институт но проблемам таможенного дела на базе научно-исследовательского центра РТА;

— расширять издание учебной и справочной литературы, используя при этом научный потенциал правоохранительных органов;

— организовать подготовку сотрудников оперативно-розыскных подразделений рег иональных таможенных управлений и таможен на базе Академии федеральной службы безопасности России и ее филиалов;

— создать необходимую научно-материальную базу и организовать обучение специалистов по контролю за перемещением через границу делящихся и радиоактивных материалов;

— организовать подготовку кадров для таможенных служб государств-участников СНГ.

Также в соответствии с распоряжением ГТК N 10-39/4276 от 12.03. 1996 г. "Об организации профессиональной учебы сотрудников таможенных органов (обучение на рабочем месте)" были введены новшества в процессе обучения на рабочем месте. Были разработаны типовые учебно-тематические планы профессиональной учебы и методические рекомендации по ее организации в подразделениях региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Занятия по профессиональной подготовке проводились по учебным планам, которые составлялись руководителями соответствующих подразделений на основе предложенных типовых учебных планов. Но в каждом управлении, таможне или на таможенном посту своя специфика работы, разный уровень подготовки сотрудников, поэтому типовой учебный план подходил не всем и "слепо" их использовать нельзя. Исходя из этого, руководители таможенных органов имели право корректировать учебные планы, учитывая уровень подготовки подчиненных и особенности решаемых задач. Профессиональная учеба проводится регулярно в течение года с сотрудниками подразделений таможенных постов, таможен, региональных таможенных управлений, как правило, еженедельно в определенные дни и часы. Т.к. занятия при этом не должны мешать работникам таможенных органов выполнять свои служебные обязанности, то время занятий должно определяться с учетом потребного времени, необходимого на выполнение служебных обязанностей.

1996 г. стал переломным годом в ходе развития си стемы подготовки кадров таможенных органов, а также всей таможенной службы Российской Федерации. 1996 г. знаменует переход российской таможенной службы на качественно новый уровень организации таможенного дела в Российской Федерации. Это обусловлено структурной перестройкой промышленности и внешнеэкономической деятельности, дальнейшей интег-

рации России в систему мирохозяйственных связ ей и международным разделением труда. Можно подвести некоторые итоги за 1996 г. и предыдущие года.

В течение 1993-1996 гг. велась работа по повышению квалификации сотрудников и руководящего состава таможенных органов. Но в 19951996 гг. эта работа велась более интенсивно, что было отмечено и в приказе ГТК N 544 от 6.09.1996 г. "Об итогах работы по подготовке, переподготовке повышению квалификации кадров в 1995-96 учебном году и задач на новый учебный год". Эта работа велась на плановой осно ве. Было издано баз овое учебное пособие, внедрены учебные планы по проведению обучения на рабочем месте. В целях повышения квалификации в Российской Таможенной Академии и ее филиалах прошли обучение 700 инспекторов, старших и ведущих инспекторов региональных таможенных управлений и таможен. Была организована подготовка специалистов по ряду новых для таможенной службы направлений, таких как следователь-но-дознавательская деятельность, обеспечение соб ственной безопасности, криминалистическая техника, эксплуатация новых типов досмотровой рентгеноаппаратуры, технических средств охраны, контроль за перемещением делящихся и радиоактивных материалов и другое. Также проходили стажировку специалисты по своим специальностям. В общей сложности за учебный год свою квалификацию повысили 6689 сотрудников таможенных ор ганов.

Рис. 2. Представлен численный состав сотрудников таможенных органов, прошедших повышение квалификации (человек) по годам

В отделах подготовки кадров региональных таможенных управлений и таможен прошли переподготовку за 1996 г. 3500 чел., впервые принятых на службу в таможенные органы

Продолжилось сотрудничество в подготовке кадров по линии Всемирной таможенной организации и Комиссии Европейского Союза. При содействии иностранных экспертов в России и за рубежом прошли обучение 346 чел.

В 1996 г. в РТА состоялся первый выпуск слушателей 2-х годичного отделения факультета таможенного дела, проходивших обучение на базе высшего образования (61 человек), 93 сотрудника получили специальное среднее и высшее образование без отрыва от работы, 99 юристов и экономистов получили специальное среднее образование, обучаясь на договорной основе.

Впервые курсовую подготовку по специальным учебным программам прошли начальники региональных таможенных управлений (15 чел.), начальники управлений и самостоятельных отделов ГТК (17 чел.), заместители начальников управлений и начальников отделов (72 чел.).

По состоянию на 1 января 1997 г. в таможенной системе Российской Федерации действуют 17 региональных таможенных управлений (13 территориальных и 4 функциональных), 153 таможни, 510 таможенных постов. Фактическая численность сотрудников таможенных органов увеличилась с 1991 г. на 45 797 чел. (в 7,3 раза), в том числе с 1994 г. по 1996 г. на 9646 чел. (22,2 %).

Принятие правительством Российской Федерации целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. знаменует переход российской таможенной службы на качественно новый уровень организации таможенного дела в России.

Структурная перестройка промышленности и внешнеэкономической деятельности, дальнейшая интеграция России в систему мирохозяйственных связей и международного разделения труда, определяют необходимость модернизации таможенной службы.

Целью модернизации таможенной службы России является повышение эффективности реализации экономической политики государства и стратегии безопасности России, всемерное способствование развитию внешней торговли.

В качестве приоритетных направлений модернизации таможенной службы выступают:

— совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;

— совершенствование си стемы управления таможенной службы;

— совершенствование технологий таможенной деятельности, автоматизация всех процессов таможенного контроля и таможенного оформления;

— совершенствование информационного обеспечения таможенной службы;

— совершенствование кадровой работы.

В области кадрового обеспечения:

— оптимизация структуры и штатной численности таможенных органов; совершенствование системы комплектования кадров;

— разработка и внедрение новых технологий профессионального образования таможенных кадров (мультимедийных, активных и дистанционных методов обучения и т.п.);

— создание современной правовой основы и мотивационных механизмов прохождения службы в таможенных органах: совершенствование системы воспитательной работы с личным составом, обеспечение социальной защищенности таможенников и чле нов их семей.

Этапы проведения модернизации:

I этап — организационный (январь-май 1997 г). Разработка научно-ме-

тодического обеспечения диагностики и системного анализа таможенных органов. Формирование организационно-правового и экономического механизмов обеспечения модернизации;

II этап про ектный (июнь-декабрь 1997 г.). Диагностика и системный анализ таможенной службы на экспериментальных полигонах. Разработка программ модернизации таможенных органов различных уровней;

III этап — реализационный (1998-2000 гг.). Формирование и реализация программ модернизации таможенной службы во всех региональных управлениях, таможнях, на уровне ГТК создание информационно-аналитической системы и банка таможенных технологий.

21 июля 1997 г. президентом России подписан Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", который вступает в силу с 1 сентября 1997 г. Принятие этого закона ставит таможенные органы на качественно новый уровень в системе государственной службы, расширяет права и возможности сотрудников в защите экономических интересов Российской Федерации. Его реализация будет способствовать повышению эффективности деятельности таможенных орг анов, усилению авторитета и престижности таможенной службы, укреплению дис -циплины и ответственности кадров.

Федеральный закон создает новую правовую основу, определяя службу российских таможенников особым видом государственной службы в системе правоохранительных органов. Вводится контрактная система службы, устанавливаются новые специальные звания должностных лиц, определяется перечень их прав и обязанностей, формируется и закрепляется комплекс социальных гарантий личному составу таможенных ор ганов.

Важнейшим условием практического применения Федерального закона является разработка и принятие в кратчайшие сроки свыше 60 правовых и нормативных актов Указы президента Российской Федерации, Постановления правительства, приказы ГТК.

Содержание Федерального закона "О службе в таможенных орг анах Российской Федерации" было доведено до каждого сотрудника в ходе проводимых занятий. Более того, сотрудники таможенных органов имели возможность высказать свои предложения по практическому применению положений данного закона, которые были обобщены руководителями таможенных органов и представлены в рабочую ко миссию ГТК.

Переход на новые условия службы использовался также в интересах укрепления таможенных органов профессионально подготовленными кадрами и очищения от сотрудников, не отвечающих требованиям Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

1 сентября 1997 г. Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерация" вступил в силу. Официальным толкованием данного закона можно считать разъяснение ГТК N 10-12/17666 от 12.09. 1997 г.

В соответствии со ст. 1 закона служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, а ст. 6 п. 1-2 Закона устанавливает порядок поступления на службу в добровольном порядке на условиях контракта о службе в таможенных органах. Многие положения Федерального закона, включая социальные гарантии, вступают в действие в отношении каждого конкретного сотрудника лишь после заключения контракта о службе в таможенных органах.

При этом большинство норм Федерального закона не имеет прямого действия и требует разработки и принятия президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих условия и порядок их реализации, в том числе в части социальных гарантий, льгот таможенников, прав, обязанностей как сотрудников, так и государства в лице ГТК.

Правительством Российской Федерации определены сроки подготовки и представления таких нормативных актов. Предполагается, что реальный переход к новым условиям службы произойдет после издания Указа президента Российской Федерации, утверждающего перечень должностей высшего начальствующего со става таможенных органов и соответствующих этим должностям высших специальных званий, а также Указа, устанавливающего порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов на день вступления в силу Федерального закона и утверждения председателем ГТК положения "О порядке заключения контракта на службу в таможенных органах".

Сотрудник, изъявивший желание продолжить службу в таможенных органах обязан будет представить кадровой службе таможенного органа заключение врачебной комиссии о состоянии здоровья и справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту жительства о предоставлении им сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (ст. 8 закона).

Определенная часть сотрудников прошла внеочередную аттестацию на предмет профессиональной пригодности к службе в таможенных органах. Эта работа была произведена в сентябре-ноябре 1997 г.

Прием граждан на службу в таможенные органы с 1.09.1997 г. осуществляется в соответствии с требованием статей 6, 7, 8 Федерального закона. При этом гражданин назначается стажером (ст. 9 закона) на вакантную должность сроком на 6 месяцев, чтобы по итогам испытания в январе 1998 г. и далее решать вопросы о заключении с ним контракта о службе в таможенных органах и присвоении ему специального звания в порядке, предусмотренном главой III Федерального закона.

Предварительные итоги выполнения мероприятий первого этапа "Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г." были рассмотрены 30 сентября 1997 г. на коллегии ГТК. Особое внимание в ходе работы коллегии уделялось организации работы по подготовке кадров. Было отмечено,

что в основном все запланированные мероприятия, направленные на совершенствование учебного процесса, выполнены. Так:

1. На правах отдела РТА учреждены Высшие таможенные курсы;

2. Учреждены центры повышения квалификации Западного, Западно-Сибирского, Московского и Поволжского таможенных управлений;

3. На базе Кингисеппской таможни создан учебно-тренировочный центр оперативно-тактической подготовки сотрудников правоохранительного блока Северо-Западного таможенного управления. Прорабатывается создание аналогичных центров в Дальневосточном, Поволжском и Уральском таможенных управлениях;

4. Прорабатываются вопросы создания на базе РТА научно-исследовательского института по проблемам таможенного дела;

5. Внесено на рассмотрение Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза одобрено на за седании СРТС предложение о придании РТА статуса базового учебного центра по подготовке таможенных кадров государств-участников СНГ.

В 1998 г., с учетом задач, предусмотренных целевой Федеральной программой развития таможенной службы Российской Федерации на 19961997 гг. и на период до 2000 г., Концепцией модернизации таможенной службы России, приоритетными направлениями деятельности таможенных органов были определены:

— качественное улучшение кадровой и воспитательно-профилактической работы, социального обеспечения личного состава с учетом выполнения положений Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации";

— совершенствование стиля управленческой деятельности таможенных органов, усиление методической, контрольной и организационной функции ГТК, расширение прав региональных таможенных управлений и таможен, проведение модернизации таможенной службы Российской Федерации.

В целях повышения качества отбора лиц, принимаемых на службу в таможенные органы, во исполнение требования п. 6-9 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" 30 апреля 1998 г. был издан приказ ГТК N 279 "Об утверждении инструкции о порядке прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации".

В соответствии с данным приказом испытание проводится с целью определения личных и деловых качеств, уровня образования, состояния здоровья гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в таможенные органы на условиях контракта (далее — гражданин), обеспечивающих выполнение им своих должостных обязанностей, а также при необходимости дополнительной проверки сведений и документов, представленных гражданином. В соответствии с Федеральным законом начальник соответствующего таможенного органа может устанавливать граж-

данину ис пытание до 6 месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую поступает гражданин.

Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность.

Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа как при приеме на службу, так и в ходе испытания. В последнем случае также издается приказ начальника таможенного органа. Испытание не устанавливают:

1) для выпускников образовательных учреждений ГТК;

2) для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе;

3) в других случаях — по решению начальника таможенного органа на основании мотивированной служебной записки начальника структурного подразделения, согласованной с начальниками отдела кадров и собственной безопасности.

Гражданин, для которого при поступлении на службу устанавливается испытание, назначается на предусмотренную штатным расписанием та -моженного органа соответствующую вакантную должность стажером без присвоения ему специального звания. В период прохождения испытания контракт о службе в таможенных органах (далее — контракт) с гражданином не заключают. Для оказания помощи гражданину в период испытания на основании служебной записки начальника структурного подразделения приказом начальника таможенного органа назначается в установленном порядке наставник из числа сотрудников, обладающих высоким уровнем профессиональных знаний. При подборе на службу в таможенные органы, в целях защиты прав и законных интересов граждан целесообразно к их возрастным критериям подходить с учетом требований ст. 49 Федерального закона и постановления правительства Российской Федерации от 2.02.1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации". В целях подготовки гражданина к исполнению должностных обязанностей и систематического контроля за прохождением испытания, начальник структурного подразделения совместно с наставником составляет план прохождения испытания, кот орый утверждается начальником таможенного орг ана и доводится до сведения гражданина под расписку.

В плане отражаются основные мероприятия, сроки, место их проведения. Кроме того, в плане может быть указано время обучения в учебном центре и на курсах, порядок и время выполнения практических заданий в соответствии с должностью, сроки проведения собеседования по знанию регламентирующих документов и другие мероприятия. В период прохождения испытания гражданин:

а) изучает Таможенный кодекс Российской Федерации, закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральный закон "О службе в

таможенных органах Российской Федерации" и другие нормативные акты, определяющие компетенцию таможенных органов, содержание служебной деятельности гражданина, а также особенности деятельности подразделения, в котором он проходит службу;

б) овладевает навыками по занимаемой должности, учится у наставника передовым методам и формам служебной деятельности, повышает уровень профессиональных знаний;

в) выполняет должостные обя занности и отдельные поручения непосредственного начальника, но не имеет права самостоятельно принимать решения по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, начислению и взиманию таможенных платежей и сборов и совершать другие административно-властные действия по занимаемой должности;

г) сдает начальнику структурного подразделения зачет (в форме собеседования) по знанию документов, указанных в подпункте а) настоящего перечня и должостной инструкции по конкретной должности.

Начальник таможенного органа, а также начальники кадровой службы и структурного подразделения осуществляют систематический контроль за прохождением испытания. По итогам прохождения испытания наставник составляет на гражданина отзыв, в котором дает его характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа и другие объективные показатели.

С указанной характеристикой гражданин должен быть ознакомлен не менее чем за три дня до рассмотрения отзыва аттестационной комиссией таможенного органа.

Должостные лица таможенного органа: начальник структурного подразделения, начальники отдела кадров, собственной безопасности и психолог по результатам испытания гражданина высказывают свои письменные предложения. Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной ко миссией не позднее, чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии гражданина.

Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания. Аттестационная комиссия, рассмотрев отзыв о прохождении испытания, заслушав при необходимости должостных лиц таможенного органа и гражданина, выносит заключение о целесообразности приема (или отказа в приеме) данного гражданина на службу по контракту. Заключение аттестационной комиссии оформляется ее протоколом и отражается в отзыве о прохождении испытания. Председатель аттестационной комисии докладывает заключение указанной комиссии начальнику таможенного органа в течение одного календарного дня. После утверждения начальником таможенного органа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заключения аттестационной комиссии, рекомендующего принять гражданина на службу в таможенные органы, с указанным гражданином, в соответствии с установленным порядком, заключается контракт и производится назначение на соответствующую должность.

Гражданин, не прошедший испытания, увольняется из таможенного органа по основанию, предусмотренному ст. 23 Кодекса законов о труде Российской Федерации, после принятия соответствующего решения начальником таможенного органа с учетом заключения аттестационной комиссии о результатах прохождения гражданином испытания. Решение начальника таможенного органа о результатах испытания доводится до сведения гражданина под расписку.

С вводом в действие си стемы испытаний отбор кандидатов на должности работников таможенных органов стал на деле проводиться на конкурсной основе, что способствовало и способствует отсеиванию лиц, не способных по своим моральным и деловым качествам быть работниками таможенных органов

16 ноября 1998 г. Указом президента Российской Федерации N 1396 был утвержден "Дисциплинарный устав Таможенной службы Российской Федерации", в ко тором были определены виды поощрения и взыскания и порядок их применения к работникам таможенных органов, что имело большое организующее и воспитательное значение.

6 февраля 1999 г. состоялось заседание коллегии ГТК, на котором был обсужден вопрос "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 1998 г. и основных направлениях деятельности на 1999 г.".

Коллегия отметила, что в условиях более чем трехкратного спада внешнеторговой активности, наступившего в результате падения курса рубля по отношению к доллару США, особое внимание уделялось разработке мер по повышению уров ня собираемости таможенных платежей и изысканию резервов, способствующих наполнению федерального бюджета. В частности, принимались чрезвычайные меры по усилению контроля за соблюдением таможенного законодательства, эффективному противодействию преступности в сфере внешнеэкономических связей. Результатом данной работы стало выполнение ГТК контрольных заданий, взыскано и перечислено в федеральный бюджет 8463 млрд. руб. или 104% контрольного задания.

В 1998 г. во исполнение Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники таможенной службы перешли на новые, контрактные условия службы, была продолжена работа по оптимизации структуры таможенных органов и их штатной численности.

Коллегия обязала РТА совместно с Управлением кадровой службы совершенствовать организацию учеб ного процесса, используя для этого современные методики и технические средства, больше внимания уделять индивидуальной работе со слушателями академии, воспитывая у них преданность таможенному делу, ответственное профессиональное отноше-

ние к работе, активнее привлекать к педагогической работе практиков таможенного дела.

30 сентября 1999 г. ГТК издал распоряжение N 01-15/25516 "Об организации профессиональной учебы и общественно-государственного ориентирования в таможенных органах".

15 июля 1999 г. приказом ГТК N 441 было объявлено для руководства и исполнения решения коллегии ГТК от 25 мая 1999 г. "О повышении эффективности использования кадрового потенциала и задачах по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов".

Коллегия отметила многочисленные и круп ные недостатки в работе кадровых органов, основными из которых названы следующие:

— не уделяется должного внимания совершенствованию управленческой, оперативно-служебной деятельности, повышению персональной ответственности сотрудников за конкретный участок ра боты;

— не в полной мере используются возможности учебных центров региональных таможенных управлений, научный потенциал РТА и ее филиалов для повышения профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов, применения современных технологий и до стижений науки в сфере таможенного дела;

— резко возросло количество случаев приема на работу в таможенные органы лиц без надлежащей кадровой и специальной проверок, без анализа и беспристрастной оценки деловых и морально-этических качеств, профессиональной подготовки кандидатов;

— среди руководителей среднего звена кадровой службы заметно упала доля сотрудников, знающих тенденции раз вития таможенного дела и способность сопрягать эти знания со своими практическими действиями при осуществлении подбора, расстановки, воспитания и подготовки таможенных кадров.

Как организатор кадровая служба оказалась неспособна к действиям, связанным с начавшимся процессом массового увольнения сотрудников из таможенных органов по достижению предельного возраста либо по выслуге лет, упустив таким образом процесс смены поколений, негативные последствия чего следует ожидать в ближайшие 2-3 года.

В связи с вышеизложенным, коллегия обязала соответствующие управления и отрасли:

— разработать предложения по согданию оптимальной структуры и численности таможенных органов;

— разработать проект, положения и общую структуру информационной службы таможенных ор ганов России.

Продолжить работу по:

— созданию систем воспитания кадров и необходимых для этого структур;

— совершенствованию системы комплектования кадров, разработке и

внедрению новых эффективных технологий профессионального образования таможенных кадров (мультимедийные технологии, модульные системы обучения, активные методы управления и т.д.);

— созданию современной правовой основы и мотивационных механизмов прохождения службы в таможенных ор ганах и другие.

Начальникам региональных таможенных управлений было предписано до 1 сентября 1999 г. определить базовые таможенные органы для организации обучения вновь принятых сотрудников, переподготовки и стажировки кадров управления, проведения методических сборов и учений, С 1 октября 1999 г., организовать для личного состава во всех таможенных органах еженедельные плановые занятия по вопросам служебной деятельности с периодическим контролем полученных знаний.

Коллегия обязала управление кадровой службы совместно с другими управлениями ГТК до 1 января 2000 г. разработать и представить на рассмотрение коллегии ГТК "Основные направления кадровой политики таможенных органов Российской Федерации на 2000-2005 гг.", обратив особое внимание на вопросы повышения эффективности деятельности таможенных кадров и улучшения качества персонала таможенных органов.

С. У. Кочергин

Система возрастных коэффициентов при определении результатов соревнований: использование в таможенных органах

Неумолимое движение времени вперед заставляет человека постоянно совершенствоваться. То, что было достигнуто вчера — сегодня нас уже не устраивает. В настоящее время Международные Федерации по многим видам спорта проводят соревнования, учитывая возрастные коэффициенты, позволяющие в оптимальном соотношении сравнивать результаты пожилых с молодыми.

Пришло время это новшество вводить при проведении соревнований на Спартакиадах не только международного уровня, но и министерств и ведомств России. Введение возрастных коэффициентов позволит более справедливо определять победителей и призеров. В прошлом на первенстве СССР, России при проведении соревнований по многоборью ГТО (по-лиатлону), лыжному спорту, плаванию и др. использовалась система, при которой участники соревнований разбивались в зависимости от вида спорта на 7-11 возрастных групп (до 25 лет, 26-30 лет, 31-35 лет и т.д.), в которых определение результатов и награждение проводилось отдельно в каждой возрастной группе.

С введением возрастных коэффициентов появилась возможность определить победителей и призеров в абсолютном первенстве, независимо от возраста участников. Это позволит:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.