ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340/12
Е. Н. Атарщикова, Е. Г. Пономарев
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
В статье рассматривается проблема изучения формирования юридической антропологии как самостоятельного направления правоведения, которая вызывает интерес современных зарубежных и отечественных ученых. Процесс интеграции философии, социологии, истории, этнологии и других наук в предмет антропологии права является ответом на объективные потребности развития юриспруденции на определенном этапе развития общества и государства.
Отобраны, по мнению авторов, персоналии европейских и североамериканских ученых, внес-
ших наиболее значительный вклад в формирование юридической антропологии. Дан краткий анализ фундаментальных трудов мыслителей, в которых сформулированы основные положения, определившие развитие разных аспектов антропологии права.
Ключевые слова: теория государства и права, юридическая антропология, история права, обычное право, естественное право, этнография, социальная общность, закон.
Е. N. Atarschikova, Е. G. Ponomarev
HISTORY OF ORIGIN AND ESTABLISHMENT OF LEGAL ANTHROPOLOGY
The article examines the problem of studying the process of establishment of legal anthropology as an independent direction of jurisprudence, which is of interest for present-day foreign and national scientists. The process of integrating philosophy, sociology, history, ethnology and other sciences in the subject of legal anthropology meets the demands of jurisprudence development at a certain stage of society and state development.
The personalities of European and North American scientists, who in the author's view made
the most significant contribution to the establishment of legal anthropology, have been selected. The article provides a brief analysis of fundamental philosophic works containing basic provisions, which determined the development of different aspects of anthropology.
Key words: theory of the state and right, legal anthropology, history of right, customary right, absolute law, ethnography, social community, law.
Антропология права, или юридическая антропология, что, на наш взгляд, синонимично, как направление в рамках юридической науки начало формироваться в эпоху Возрождения. Это произошло в наиболее развитых европейских странах. Среди них, в первую очередь, стоит назвать Германию, Италию, Англию и Францию. В названных странах, наряду с серьезным экономическим ростом и модернизацией промышленности, происходят глубокие изменения в общественных отношениях, культуре, науке и других сферах.
В средневековой Европе XVI—XVII вв. происходила активная перестройка общества в контексте либерализма и идеализации идей гуманизма. Человек с его нравственными идеалами добра и справедливости начинает занимать главную, ключевую позицию в литературных произведениях писателей, научных трактатах философов, ученых без исключения всех отраслей гуманитарных наук.
Естественно и закономерно правоведение, развиваясь в ногу со временем, не могло не включиться в процесс пересмотра роли чело-
века в современном мире, его отношений с государством и обществом.
Представители истории права, сравнительного правоведения начали проявлять значительно больший интерес к архаичным формам права, принципам древнего римского законодательства, особенностям обычного права и т.д.
Колоссальным импульсом в зарождении юридической антропологии стали великие географические открытия. Этнографы увидели и начали изучать все многообразие человеческого сообщества, проживающего на разных континентах, стадиях экономического и социального развития. Эти процессы, конечно, не могли не заинтересовать правоведов с позиций познания формирующихся принципов юридической антропологии. Организация родовых общин, используя современную терминологию, на стадии чифдома, или протогосударства, вызвали живой интерес историков и теоретиков права. Практическое значение для познания тенденций развития правовых норм имел опыт регулирования социальных отношений этносами на основе традиций, обычаев, табу, табу, мифов.
Анализ процесса зарождения естественного обычного права, роли и места в нем человеческой личности позволил европейским ученым глубже понимать логику и закономерность изменений правовой основы средневековых государств.
Наряду с объективными тенденциями в рамках естественного прогресса, способствовавшими зарождению антропологического направления, в праве необходимо выделить субъективный человеческий фактор выдающихся мыслителей, намного опередивших свое время в развитии науки о государстве и праве.
Среди них одним из первых мы можем назвать английского философа-материалиста Томаса Гоббса (1588-1679). Именно он в рамках естественного закона в работах «О гражданине» (1642) [5], «О человеке» (1658) [5] и др. обратил внимание на то, что человеку свойственно стремление удовлетворению своих потребностей, но при этом, соблюдая принцип самосохранения и способность отказаться от своих прав в интересах достижения мира и согласия. Эти утверждения позволили Гоббсу стать одним из основоположников общественного договора. Учение Томаса Гоббса стало далекой предтечей юридической антропологии, содержание которой еще не было сформулировано, но в праве ясно и отчетливо проявилась роль человека с его правами и обязанностями.
Голландский юрист и государственный деятель, философ Гуго Гроций или Гуео де Гооут (1583-1645) в своем трактате «О праве вой-
ны и мира» (1625) [6] сформулировал основные принципы естественного права, которые, освободившись от религиозных ограничений, позволили рассматривать насущные потребности человека в рамках действующего правового поля. В юридическую антропологию был заложен краеугольный камень.
Немецкий правовед-международник, философ, историк и теоретик права Самюэль (Са-муэль) фон Пуфендорф (1632-1684) в работе «Право природы и людей» (1672) [24] развил идею естественного права, утверждая, что человек является субъектом права. Его интересы формируются законами природы, а права наделяются с рождения, но и налагают на него обязанности физического и духовного самосовершенствования.
Можно согласиться с утверждением тех исследователей, которые считают, что фундамент юридической антропологии как самостоятельного направления права заложил выдающийся французский мыслитель, философ, юрист, «вождь законодательной Европы», наряду с Франсуа-Марй Аруэ Вольтером (1694-1778), родоначальник французского Просвещения Шарль-Лу Монтескье (Шарль Луи Секонда Монтескье, барон де Ла Бред) (1689-1755). Его гениальный труд «О духе законов» (1748) [17] дал возможность его последователям, ученым права, взглянуть на предмет совершенно по-новому. Монтескье утверждал, что право как элемент общественно государственной системы является производной двух основных факторов. С одной стороны, это суверенная личность, отстаивающая свои интересы и берущая на себя всю полноту ответственности. С другой стороны, это объективные условия развития государства, социально-экономического быта населения, климатические условия проживания и многие другие компоненты.
Французский философ-просветитель, социолог, эстетик, юрист, писатель, педагоги политолог Жан-Жак Руссо (1712-1778) сумел творчески объединить конструктивные идеи своих предшественников и вывести антропологию на качественно иной уровень. Антропологическое направление в праве на основе его работ приобретает достаточно четкие рамки предмета своего исследования, опираясь на научные методологические принципы [25]. Фундаментальный труд Руссо «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) [26] теоретиками права оценивается как первое научное исследование по антропологии. Автор считает, что «от природы люди так же равны, как и звери».
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Отказ от субъективных представлений человека о самом себе, по мнению Руссо, позволяет ему посредством изучения других людей познать и собственно «Я». По этому же принципу можно сделать правильный анализ других общественных и культурных систем при условии, что авторы не будут стараться принудительно отождествлять их с собственными. Идеи, заложенные Руссо, многие современники называли революционными. Именно этот период можно считать началом оформления правовой науки как самостоятельного направления [15].
Классическая немецкая философия [7] подняла право, в том числе и вопрос о правовых характеристиках человека, на принципиально новый уровень.
Важный вклад в решение этой проблемы внес основоположник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724-1804). В поисках объективного вывода он прошел через несколько этапов, отразившихся в его трудах: «Критика чистого разума» (1781) [12], «Критика практического разума» (1988) [10], «Критика способности суледения» (1790) [11].
Базовой основой философского содержания права стала идея И. Канта о том, что человек свободен в своем нравственном выборе [1]. Находясь в социуме, он как его составная часть имеет право противостоять любому насилию над собой, включая ограничения, возведенные в закон. Исходя из этой позиции, человек сам волен определять закон и его право исполнение, уровень и рамки дозволенного, независимо от действующего права [27].
Но и сам «человек моральный» должен формироваться под влиянием традиций, норм и табу, существующих в обществе. Именно И. Кант первым сформулировал принцип, повторенный К. Марксом: «Моя свобода и право заканчиваются там, где начинаются права и свободы других» [23].
В силу этого обстоятельства человек должен учитывать интересы окружающих, живущих в правовом поле, что является показателем цивилизованности развития личности, общества, государства и права.
XIX в. с позиций нашей темы можно назвать временем утверждения и развития юридической антропологии. На смену гениальным одиночкам пришла целая плеяда теоретиков права, которые не только расширили границ завоевавшего популярность и ставшего самостоятельным направлением науки учения о праве, но и углубили его содержание новыми идеями.
Особенно активной стала вторая половина столетия. Европейские ученые, как и прежде,
являлись лидерами в развитии теории права. Швейцарский этнограф, юрист Иоганн Якоб Бахофен (1815-1887) издает свой капитальный труд «Теория материнского права» (1861) [2]. В нем он дает обоснование роли женщины в период матриархата первобытного общества, когда потомство с полной достоверностью можно было определить только по материнской линии, так как господствовали полигамные связи. Этот фактор был ключевым для обеспечения единства родовой общины. Сегодня эту работу можно было бы назвать основополагающей семейного права, семейно-родственных отношений.
В этом же антропологическом направлении работал английский ученый Джон Фергюсон Мак-Леннан (1827-1881). Он издает в 1865 году трактат «Первобытный брак» [15], в котором квалифицировал степень родства. Ему же принадлежит авторство терминов эндогамия (запрет брачных отношений между членами родственного или локального коллектива), экзогамия (табу на кровосмешение внутри родовой общины), полиандрия (многомужество), левират (вдова имеет право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа) и др.
Одну из ведущих ролей в развитии и пропаганде юридической антропологии этого периода играл его земляк, английский юрист, антрополог, историк и социолог права, шотландец по происхождению, Генри Джеймс Самнер Мэн (1822-1888) с его работами «Древнее право» (1861) [20], «Древнейшая история учреждений» (1875) [21] и «Древний закон и обычай. Исследование по истории древнего права» (1884) [22]. Дж. Самнер-Мэн новаторски использовал историко-правовой метод при анализе правового поля в разных социокультурных условиях. «Древнее право» - это блестящая книга, в которой автор прослеживает эволюцию права и, что особенно важно, эволюцию представлений человека о праве.
В своих научных поисках Генри Мэн, используя метод сравнительного анализа разных правовых культур в их исторической ретроспективе, германскую, славянскую, индусскую и др., стремился воссоздать единое представление о зарождении и формировании права на всеобщих объективных закономерностях развития человеческой цивилизации. Новаторские подходы к изучению права, глубина обобщений и обширный исторический материал, привлекаемый для анализа процесса, создали заслуженный авторитет Мэну и выдвинули его в число основоположников нового научного направления.
Американский учёный, этнолог и антрополог, этнограф и археолог, социолог и историк
Льюис Генри Морган (1818-1881) объединил и развил идеи своих коллег в книге «Системы родства и свойства человеческой семьи» (1870) [18]. Его выводы об эволюционном развитии человечества от дикости к цивилизации легли в основу марксизма как учения о зарождении государства и права в единстве с производственными и родоплеменными отношениями.
Именно учение об эволюции стимулировало дальнейший прогресс исторической нации, социологии и антропологии права. Морган на протяжении всей своей научной жизни изучал первобытнообщинное общество и семей-но-брачные отношения, что, в конечном итоге, было обобщено его в труде «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877, русский перевод - 1933), который он готовил около 40 лет [19; 20]. Эта книга стала его научным завещанием.
Марксизм как революционная теория, а политический вождь мирового пролетариата экономист, социолог, философ Карл Генрих Маркс (1818-1883) и его соратник немецкий философ и историк Фридрих Энгельс (1820-1895) в качестве ее основоположников заслуженно считаются важнейшим фактором развития юридической антропологии. Классовая борьба как источник социального развития и экономика как фундамент общества и государства составляли базовый элемент учения о единстве государства и права [16]. В контексте данной статьи считаем целесообразным из всего многообразия теоретического наследия классиков мировой социально-политической науки обратить внимание лишь на одну работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) [28]. В ней автор ярко и убедительно прослеживает, опираясь на научно-материалистическую методологию, эволюцию становления государства,
формирующегося на основе развития производства, получения избыточного продукта, что привело к социальной дифференциации родовой общины. Для истории и антропологии права это была одна из знаковых ступеней вверх по пути познания процессов развития человеческого прогресса.
Конец XIX - начало XX вв. знаменуется значительным увеличением числа ученых-правоведов, развивающих новые направления антропологии и смежных с ней научных дисциплин. Среди наиболее известных стоит назвать американского этнографа и этнолога немецкого происхождения Франца Боаса (1858-1942). Его с полным основанием считают «отцом американской антропологии», родоначальником школы психологической антропологии [4]. Для изучения и понимания норм права в разных национальных формированиях совершенно незаменим инструментарий познания, выработанный в рамках этнопсихологии и этнологии [3].
Французский социальный философ Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) открыл синдром дивиантности, который неизбежно сопровождает развитие общества. С учетом этого фактора социум должен четко обозначать границы дозволенного посредством позитивного права и моральных критериев [8; 9].
В начале XX в. существенное влияние на развитие юридической антропологии влияли более активно прогрессирующие социальная антропология (М. Вебер, О. Конт, М. Мосс, Г. Лукач, П. Бурдье, Р. Редфил) и психоаналитическая (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, В. Рейх и др.).
С этого периода антропология права заняла достойное место среди философско-теорети-ческих наук международного и национального права, наращивая свое влияние на отраслевые науки, правотворчество и правоприменение.
Источники и литература
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Высшая школа, 2005. 439 с.
2. Баховен И. Я. Материнское право // Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996. С. 239-247.
3. Боас Ф. У. Методы этнологии / пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. T.1. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 519-527.
4. БоасФ. У. Ум первобытного человека / пер. с англ. А. М. Водена. М.-П: Государственное издательство, 1926.153 с.
5. Гоббс Т. Философская трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642). Избранные произведения. T.1-2 (Философское наследие, Т. 7, 8). М.: Мысль, 1964.
6. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. С. 6-38.
7. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1998. 332 с.
8. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М,: Канон+, 1998. 432 с.
9. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Н. П. Карбасникова. 1912. 399 с.
10. Кант И. Критика практического разума и основоположение к метафизике нравов // Научное обозрение. 1902. №8. С. 23-110.
11. Кант И. Критика способности суждения / пер. Н. М. Соколова. М.: Искусство, 1994. 390 с.
12. Кант И. Критика чистого разума / пер. с немец. Н. Лосского. Серия Философское наследие. T.118. М.: Мысль. 1994. 574 с.
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
13. Кант И. Метафизика нравов// Сочинения. ТА. 4.2. М.: Мысль, 1965. С.107-438.
14. Мак-Леннан Д. Ф. Первобытный брак URL: http://knigi.link/etnografiya-etnologiya-uchebnik/primechanie-pervobyitnyiy-brak-mak-30512.html (Дата обращения: 02.06.2016).
15. Мальцев ТВ. Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. М.: Прометей, 1999. С. 50.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. T.3. М.: Политиздат, 1986. 639 с.
17. Монтескье Ш. О духе законов. Пер. с англ. А. Матешука. М.: Мысль, 1999. 674 с.
18. Морган Л. Г Системы родства и свойства человеческой семьи // Советская этнография. 1968. №6. М.: Наука, 1968. С. 3-74.
19. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Издательство народов севера. 1935. 350 с.
20. Мэйн Г. Древнее право: Его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. М.: Кра-санд, 2012. 318 с.
21. Мэйн Г. Древнейшая история учреждений: Лекции. М.: Красанд, 2011. 320 с.
22. Мэйн Г. Древний закон и обычай: Исследования по истории древнего права. М.: Красанд, 2011. 320 с.
23. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб.: Алетейя, 2000. 216 с.
24. Пуфендорф С. О праве по природе и рождению. СПб.: Лингвистическое издание, 1726.
25. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогические сочинения в 2 томах. T.1. М.: Педагогика, 2002. 540 с.
26. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (трактат Ж.-Ж. Руссо). М.: Наука, 1969. 287 с.
27. Суслова Л.А. Философия Иммануила Канта. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
28. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства М.: Директ Медиа, 2012. 337 с.
References
1. Asmus V. F. Immanuil Kant (Immanuel Kant). Moscow: Hight school, 2005. 439 p. (In Russian).
2. Bahoven I. Ja. Materinskoe pravo (Maternal right) // Klassiki mirovogo religiovedeniya (Classics of world religious studies). Moscow: Kanon +, 1996. P. 239-247. (In Russian).
3. Boas F. U. Metody jetnologii (Methods of ethnology) / translated by Ju. S. Terent'ev //Atnologiya issledovanij kul'tury. (Anthology of researches of culture) Vol.1. St.Petersburg: Universitetskaya kniga, 1997. P. 519-527. (In Russian).
4. Boas F. U. Urn pervobytnogo cheloveka (The mind of a primitive man) /translated by A. M. Vodena). Moscow - Leningrad: Gosudrstvennoe izdatelstvo, 1926. 153 p. (In Russian).
5. Gobbs T. Filosofskaya trilogiya "Osnovy filosofii": "O tele" (1655); "O cheloveke" (1658); "O grazhdanine" (1642). (Philosophical trilogy «Elements of Philosophy»: «Concerning body» (1655); «Concerning man» (1658); «Concerning the citizen» (1642). Moscow: Mysl', 1964. (In Russian).
6. Grotius H. О prave vojny i mira (On the law of war and peace). M.: Ladomir, 1994. P. 6-38. (In Russian).
7. Gulyga A. V. Nemeckaya klassicheskaya filosofiya (German classical philosophy). Moscow: Mysl', 1998. 332 p. (In Russian).
8. Dürkheim E. Jelementarnye formy religioznoj zhizni. Totemisticheskaya sistema v Avstralii. (Vvedenie, Glava 1.) (The elementary forms of religious life. Totem system in Australia. (Introduction. Chapter 1) // Mistika. Religiya. Nauka. Classiki mirovogo religiovedeniya. Antologiya. Moscow: Kanon +, 1998. 432 p. (In Russian).
9. Dürkheim E. Samoubijstvo. Sociologicheskij jetud (Suicide: Sociological etude). St. Petersburg: N. P. Karbasnikov publ. 1912. 399 p. (In Russian).
10. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma I Osnovopolozhenie k metafizike nravov (Critique of Practical Reason and Groundwork of the Metaphysics of Morals) // Nauchnoe obozrenie. 1902. No. 8. P. 23-110. (In Russian).
11. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya (Critique of judgment) I translated by N. M. Sokolov. Moscow: Iskusstvo, 1994. 390 p. (In Russian).
12. Kant I. Kritika chistogo razuma (Critique of pure reason). Moscow: Mysl'. 1994. 574 p. (In Russian).
13. Kant I. Metafizika nravov (Metaphysics of Morals) И Compositions. Vol. 4. Part 1. Moscow: Mysl', 1965. P. 107-438. (In Russian).
14. Mak-Lennan D. F. Pervobytnyj brak (Primitive marriage). URL: http://knigi.link/etnografiya-etnologiya-uchebnik/ primechanie-pervobyitnyiy-brak-mak-30512.html (Accessed: 06.02.2016). (In Russian).
15. Mal'cev G. V. Prava lichnosti: juridicheskaya norma I social'naya dejstvitel'nost' (Rights of the personality: legal regulation and social reality) // Konstituciya SSSR I pravovoe polozhenie lichnosti // Constitution of the USSR and legal status of the personality). Moscow: Prometey, 1999. P. 50. (In Russian).
16. Marx K, Engels F. Izbrannye proizvedeniya v 3-х tomah. (Selected works). In 3 vols. Vol. 3. Moscow: Politizdat, 1986. 639 p. (In Russian).
17. Montesquieu Ch. О duhe zakonov (The spirit of laws) / translated by A. Mateshuka. Moscow: Mysl', 1999. 674 p. (In Russian).
18. Morgan L. G. Sistemy rodstva I svojstva chelovocheskoj sem'l (Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family) // Sovetskaya jetnologiya. 1968. No. 6. P. 3-74. (In Russian).
19. Morgan L. G. Drevnee obshhestvo ili issledovanie linij chelovocheskogo progressa ot dikosti cherez varvarctvo k civilizacii (Ancient Society, or Researches in the Lines of Human Progress from Savagery through Barbarism to Civilization). Leningrad: Izdatel'stvo narodov severa. 1935. 350 p. (In Russian).
20. Maine H. Drevnee pravo: Ego svyaz's drevnej istoriey obzhhestva i ego otnoshenie k novejshim ideyam (AncientLaw, its connection with the early history of society and its relation to modern ideas). Moscow: Krasand, 2012. 318 p. (In Russian).
21. Maine H. Drevnejshaya istoriya uchrezhdenij: Lekcii (Lectures on the Early History of Institutions). Moscow: Krasand, 2011. 320 p. (In Russian).
22. Maine H. Drevniy zakon i obychaj: Issledovaniya po istorii drevnego prava (Early Law and Custom: Researches on history of the ancient right). Moscow: 2013. 320 p. (In Russian).
23. Novgorodcev P. I. Kant i Gegel' v ix ucheniyah o prave i gosudarstve (Kant and Hegel in their doctrines about the right and the state). SPb.: Aletejya, 2000. S. 216. (In Russian).
24. Pufendorf S. O prave po prirode i rozhdeniju (The Law of Nature and of Nations). St. Petersburg: Lengvisticheskoe izdanie, 1726. (In Russian).
25. Russo Zh.-Zh. Jemil', ili o vospitanii (Emile. or on education). Vol.1. Moscow: Pedagogika, 2002. 540 p. (In Russian).
26. Russo Zh.-Zh. Rassuzhdenie o proishozhdenii i osnovaniyah neravenstva mezhdu ljud'mi (traktat Zh.-Zh. Russo) (.Discourse on the Origin and Basis of Inequality Among Men (Zh.-Zh. Russo's treatise). Moscow: Nauka, 1969. 287 p. (In Russian).
27. Suslova L. A. Filosofiya Immanuila Kanta (The Philosophy of Immanuel Kant). Moscow: Prosveshhenie, 1988. 224 p. (In Russian).
28. Engels F. Proishozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva (The Origin of the Family Private Property, and the State). Moscow: Direkt Media, 2012. 337 p. (In Russian).
УДК 34(470)
С. И. Атмачёв
О ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Автор рассматривает современную ситуацию с официальной теорией права в Российской Федерации, проводит в связи с этим компаративистский анализ основных концепций права, складывавшихся на протяжении последних двухсот лет, и делает выводы о нормативно-правовых положениях Конституции Российской Федерации, отражающих сегодняшние правовые взгляды и духовные ценности политических элит, уделяя
определенное внимание развитию понятия правового государства и его принципов, а также о тех нормах российской Конституции, которые нацелены на будущие перспективы развития нашего государства.
Ключевые слова: Государство, правопонима-ние, организация общества, нормативные ценности, правопорядок, формы демократии, народное п р ед ста в ител ьств о.
Э. I. А1тас11юу
ON LEGAL VALUES IN MODERN RUSSIAN STATE
The author examines the current situation with the official theory of law in the Russian Federation, makes a comparative analysis of basic law concepts, which have evolved over the past two hundred years, and draws conclusions about the legal and regulatory provisions of the Constitution, reflecting today's legal views and spiritual values of political elites. Special attention is paid to the development
of legal state and its principles concepts, as we as the norms of the Russian Constitution and the provisions, which are aimed at the prospects for the development of our state.
Key words: State, legal thinking, organization of society, normative values, the rule of law, forms of democracy, people's representation.
Позитивистская концепция правопонима-ния, господствующая на протяжении десятилетий в советской юриспруденции, постепенно уступает позиции новым осмыслениям таких феноменов как право, справедливость, государство, свобода. Сегодня право на существование получили и такие концепции как либер-тарно-юридическая [9, 16], интегративная [3, 5, 6], синергетическая [10, 17], аксиологический (ценностный) подход в праве [1, 4, 8] и др.
Переход от догосударственных форм организации общества привел к появлению новых
ценностей для всех членов общества, главными из которых являлись право и государство. В современном отечественном государствове-дении укоренилась точка зрения, что оба этих явления появились одновременно, коренным образом изменив (и улучшив) жизнь членов общества. Иными словами, система ценностей, установленная в государственно-организованном обществе, выразилась, в том числе и в праве.
Нет абстрактного политического состояния, которое рассматривается в науке теории права