Научная статья на тему 'Правоантропологическая проблематика в трудах С. Е. Десницкого'

Правоантропологическая проблематика в трудах С. Е. Десницкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / ПРАВО / LAW / ЦЕННОСТИ / VALUES / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кашапов Урал Абубакирович

В статье анализируются антропологические основания философии права С. Е. Десницкого, стоявшего у истоков юридической антропологии, или антропологии права. Автор описывает отдельные части работ ученого, отражающие тот факт, что он явился первым провозвестником антропологического направления в отечественной истории государства и права, сумевшим в условиях господства самодержавия и крепостничества заявить независимо от сословной и иной принадлежности о защите естественных человеческий ценностей жизни, чести, достоинства, собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ANTHROPOLOGICAL PERSPECTIVE IN THE WORKS OF S. E. DESNITSKY

The article examines the anthropological contours of the base of the philosophy of law S. E. Desnitsky, who became without a doubt at the forefront of legal anthropology or anthropology of law. Describes those aspects of S. E. Desnitsky, which shows that he was the first Herald of the anthropological trends in the Russian history of state and law, who managed and dared under the domination of autocracy and serfdom to express your voice in defense of the natural human values, regardless of social class or other background the life, honour, dignity, property.

Текст научной работы на тему «Правоантропологическая проблематика в трудах С. Е. Десницкого»

УДК 340 : 1 ББК 87

Кашапов Урал Абубакирович Kashapov Ural Abubakirovich

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уфимского юридического института МВД России кандидат исторических наук.

Senior Lecturer, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in History. Тел.: 8 (967) 73-54-894.

ПРАВОАНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТРУДАХ С. Е. ДЕСНИЦКОГО

Law anthropological perspective in the works of S. E. Desnitsky

В статье анализируются антропологические основания философии права С. Е. Десницкого, стоявшего у истоков юридической антропологии, или антропологии права. Автор описывает отдельные части работ ученого, отражающие тот факт, что он явился первым провозвестником антропологического направления в отечественной истории государства и права, сумевшим в условиях господства самодержавия и крепостничества заявить независимо от сословной и иной принадлежности о защите естественных человеческий ценностей - жизни, чести, достоинства, собственности.

Ключевые слова: антропология, человек, право, ценности, нравственность, собственность.

В отечественной общественно-политической мысли, в частности философско-правовой, важное место отводится периоду 60-80-х годов XVIII века, обогатившему мировую культуру самобытными и уникальными произведениями, которые не просто заимствовались (хотя и носили характер ученичества), но и представляли собой довольно широкие социально-философские концепции, в центре которых находилась человеческая личность, ее идеалы и ценности.

Само время требовало ставить насущные вопросы общественного развития, которые находили свое отражение в произведениях русских просветителей, осмелившихся подвергнуть резкой критике крепостное право и теорию «просвещенного абсолютизма». В России складывается идейное течение, находящееся в резкой оппозиции к официальной идеологии, в центре его оформляется взгляд на бытие личности, имеющей право на охрану в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса.

The article examines the anthropological contours of the base of the philosophy of law S. E. Desnitsky, who became without a doubt at the forefront of legal anthropology or anthropology of law. Describes those aspects of S. E. Desnitsky, which shows that he was the first Herald of the anthropological trends in the Russian history of state and law, who managed and dared under the domination of autocracy and serfdom to express your voice in defense of the natural human values, regardless of social class or other background - the life, honour, dignity, property.

Keywords: anthropology, people, law, values, morality, property.

К плеяде русского общественно-просветительского движения и правовой мысли второй половины XVIII века относится Семен Ефимович Десницкий. Являясь профессором юридического факультета Московского университета, он не только теоретически, но и деятельно способствовал системному оформлению русской юриспруденции в самостоятельную научную и учебную дисциплину [1; 2].

Следует считать неверными какие-либо попытки изучать развитие русской общественно-политической и правовой мысли в отрыве от эволюции передовых идей на Западе, поскольку они оказали теоретическое, а где-то и методологическое воздействие на русскую общественно-политическую и правовую мысль. В контексте же исследуемой темы укажем на необходимость показывать, что именно воспринял (или перенял) Десницкий у передовых западноевропейских мыслителей, что перенес на отечественную почву, от каких приорететов отказался, в каких вопросах развил идеи западных мыслителей, какие проблемы решил по-новому.

Находясь на активных позициях гражданственности, в своих произведениях С. Е. Дес-ницкий не ограничивался только юридической проблематикой и теоретизированием. Он активно включился в идейную теоретическую борьбу своего времени по философским вопросам, поднимаясь в ней в условиях господства религиозной идеологии до противостояния в виде критики [3; 4].

В своих методологических и теоретических изысканиях Десницкий указал, на чем следует акцентировать внимание в юридической практике: «Первое руководство, показую-щее, в чем свойственность наших рассуждений состоит, есть нравоучительная философия, натуральная юриспреденция и кроме сих учение натуры человеческой...» [5, с. 149].

При объяснении особенностей становления и развития общественных и производственных явлений мыслитель пространственно использовал в своих трудах так называемый «способ исторический». Следуя конструкциям своего предшественника М. В. Ломоносова, его материалистической линии понимания исторического процесса, идее переменчивости мира, он подверг отрицанию абсолютный покой и всякую неизменность в природе и обществе. Мыслитель доказывал подверженность природных и общественных явлений «порывчи-вым движениям», переходам из одного состояния в другое.

Действиям, знаменующим нарушение существующих обстоятельств и условий, подвержены не только растительный и животный мир, но венец природы человек [4, с. 58]. В своих ранних работах С. Е. Десницкий, отмечает П. С. Грацианский, следуя шотландскому философу Просвещения Д. Юму, указывает, что природа человека неизменна на всех этапах общественного развития; наблюдения о влечениях и склонностях человека в любую эпоху представляются верными для всех других эпох [2, с. 92]. Со своей стороны отметим, что в поздних работах Десницкий уже не придерживается теории о неизмено-сти человеческой природы, на каждом этапе хозяйственной деятельности она представляется ему различной.

В основе своего понимания процессов формирования и функционирования основных общественных институтов мыслитель видел изучение мировой и отечественной истории.

Центральным объектом его теоретического внимания оказываются общественные устои, быт, хозяйство и обычаи отсталых народов. Опираясь в своих изысканиях на обширные данные этнографии [3, с. 44], ученый предпринял попытку установить реальную картину генезиса и развития властных структур, государственных устоев, правовых отношений, института собственности, родительской власти над детьми и других общественных конструкций.

Исследование древних памятников русского права в рамках «исторического способа» Десницкий считал необходимым в современных теоретических изысканиях. Для обоснования своих выводов он использовал факты, заимствованные из «Истории Англии» Д. Юма и других исторических источников.

В основание обобщений ученый положил обширный фактологический материал, тем самым сформулировав свое знаменитое учение о четырех состояниях человеческого рода. Первобытным он считал состояние народов, в основе жизни которых лежала ловля зверей и собирательство; вторым - состояние народов, занимающихся скотоводством, или пастушеское; третьим - хлебопашественное; четвертым - коммерческое. По этим состояниям необходимо, считал он, делать выводы об истории народов, способах правления, законах и обычаях и судить о различных успехах в науках и художествах [6, с. 244-245].

Данное учение не ново: положение о трех ступенях развития человеческих сообществ (охотничьей, пастушеской и земледельческой) описано еще с античных времен. Эта теория находила сторонников и в более позднее время в лице А. Смита, Д. Миллера, У. Робертсо-на в Великобритании и А. Р. Тюрго во Франции, в трудах которых появилось дополнение о четвертой ступени [3, с. 45-48].

Эти дополнения концептуально едины, но в них имеются различия; еще больше отличается использование этих положений при анализе конкретного исходного исторического материала. Изменения в хозяйственном быте каждого народа русский мыслитель связывает с переходом из одного состояния в другое. К примеру, переход к пастушеской стадии вызван разведением животных, или скотоводством, и появлением небольшого хозяйства. Главное отличие коммерческого состояния русский

ученый видел в том, что художества и рукоделие начали производиться профессиональными мастерами, а это привело к появлению купечества [6, с. 257].

В своих трудах Десницкий уделил большое внимание двум аспектам: собственности и семейному праву. Некоторые проблемы русского права рассматриваются мыслителем в «Слове о причинах смертных казней по делам криминальным» (1770 год). В одной из глав предпринята попытка восстановить содержание двух работ, касающихся проблем собственности и семейного права, к сожалению, не дошедших до нас, а также делается анализ «Слова о причинах смертных казней». В предисловии имеется краткая характеристика метода, который использовал ученый при исследовании действующего права.

На представления правоведа о методе правовых исследований оказали влияние труды М. В. Ломоносова, подобно которому русский ученый подверг существенной критике эмпирическую юриспруденцию: по его мнению, она сводится к чрезмерному и беспорядочному множеству законоучительных примечаний, их чтение отнимает у всех размышление, утомляет память и изнемогает остроту разума и рассуждения.

С. Е. Десницкий считал необходимым составление краткого наставления (инструкции) к изучению системы российского права, которое могло бы найти применение к форме правления и законодательства. Поставив цель облегчить создание такого наставления, правовед разработал систему русского права.

«Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» является одним из первых произведений, в котором русский правовед излагает свои теоретические взгляды, представляющие анализ государства и права. Значительную часть научного труда составляет «Рассуждение о происшествии преимущества, власти и старшинства в народах, от которых происходит их правление». В нем автор указывает на три причины генезиса власти отдельных людей над всеми остальными членами общества. Причины эти кроются в превосходстве одних перед другими: в физической силе, в уме, в богатстве - и разбирает в отдельности каждую из них [6, с. 164-170].

Правовые нормы, по мнению С. Е. Десниц-кого, существуют в человеческом обществе на

всех ступенях его развития. На первых этапах законы делятся на простые и немногочисленные. Этот этап длится до тех пор, пока немногие из членов общества не концентрируют в своих руках значительное имущество, таким образом добиваясь общественного положения. В последующем усилиями представителей тех, кто имеет имущество, возникает законодательство; законы, составленные представителями имущих, позволяют охранять собственность. Со временем все это приводит к усложнению системы права. Русский правовед отмечает, что по мере того, как потребность в движимости и недвижимости стала возрастать, возникла необходимость в их защите, на что были направлены законы, «показующие, в чем святость прав и в чем принадлежащая всякому собственность и наследие состоит» [6, с. 152].

Окончательное оформление право собственности, по мнению ученого, получает лишь в коммерческом состоянии; связано это с отделением ремесла от земледелия и последовавшим за этим развитием торговли. В указанном процессе мыслитель видит прогрессивный момент - большее представление об общеполезности, происходящей от утверждения собственности, установившейся среди народов в коммерческом состоянии [6, с. 256].

В этот период «возвышенного народов состояния» появляются государственные формы правления. Возникновение государства и его институтов русский правовед связывал с появлением института собственности [6, с. 257]. В своих произведениях он отмечал, что всем государствам в стадии становления свойственно феодальное правление. Введение «собственности в земле» предшествует возникновению феодального способа правления.

Свою правовую систему русский ученый строил на основе институционной, указывает П. С. Грацианский, различая тройственный предмет законов, то есть персоны, вещи и обязательства. Значительную часть трудов Дес-ницкого составляет право собственности, которое он относил к числу неотъемлемых прав человека [3, с. 93-94]. Человек, отмечает мыслитель, имеет природные права пользоваться беспрепятственно своей жизнью, здоровьем, честью и собственностью [6, с. 261].

По мнению П. С. Грацианского, русский правовед определяет право собственности как

вещественное. Правовед опосредованно критикует крепостное право, в соответствии с которым человек рассматривается как объект собственности помещика [3, с. 92-93].

Вопросам семейного права и связанным с ними этическим проблемам С. Е. Десницкий уделил значительное внимание. Они освещены в следующих работах: «Рассуждение о родительской власти, которую у римлян имел отец над своими детьми...» и «Юридические рассуждения о начале и происхождении супружества...».

Важный антропологический концепт, касающийся взаимосвязи права и нравственности, выражен у русского мыслителя оригинально и прогрессивно для своего времени. Подчеркивая самостоятельность этической установки, просветитель недвусмысленно говорил о разрыве с традиционными этическими системами [9, с. 61].

Носителями и побудителями соблюдения норм морали являются, по мнению правоведа, сила общественного мнения и его воздействие, а также удовлетворение, которое испытывает человек от осознания соответствия своих поступков требованиям нравственности.

В «Слове о причинах казней по делам криминальным» правовед, взяв за основу этические начала А. Смита, провел разграничение юридической ответственности от других видов и определил сферу действия уголовно-правовой ответственности. Уголовная ответственность должна устанавливаться, по его мнению, только за нарушение законов, которые защищают здоровье, жизнь, собственность и владение [6, с. 185].

Латинские термины, заимствованные у А. Смита («justitia expletrix» и «justitia attribu-trix») С. Е. Десницкий переводит на русский язык как «истина исполнительная» и «истина воздаятельная». Первая, по мнению ученого, велит делать то, что обязательно для всех членов общества, вторая требует только того, что каждому воздается по-человечески [6, с. 187].

Представляя обстоятельный обзор общественно-политических и правовых взглядов русского правоведа, М. Д. Загряцков отметил, что основой системы государственного права, образовавшей второй раздел «натуральной юриспруденции», мыслитель считал личные права граждан. Он противопоставлял «природные» права (пользоваться беспрепятственно сво-

ей жизнью, здоровьем, честью и собственностью) приобретенным, имеющим отношение к российскому сословному корпусу и экономическому строю России того времени. Русский правовед представил конструкцию, аналогичную тому, которая сто лет спустя легла в основу теории публичных прав Еллинека. Последний также исходил из допущения прав, непосредственно связанных с личностью - «безобъективных» состояний» [7, с. 107].

Конечно, русский просветитель и правовед для своего времени не мог понять, что существующая власть была призвана охранять интересы богатых, их собственность, их общественные привиллегии и держать в подчинении и строгом повиновении бедных и неимущих [10, с. 267].

Следует отметить неподдельный интерес, который проявили декабристы к теоретическому наследию Десницкого. В 1819-1823 годы активные члены Вольного общества любителей российской словесности: Рылеев, братья Бестужевы и Кюхельбекер - прилагают усилия к выпуску четырехтомного издания «Речи, произнесенные в торжественных собраниях Императорского Московского университета русскими профессорами оного», значительное место которого занимают речи Десницкого, произнесенные в присутственных местах. В краткой биографии просветителя, включенной в это издание, он характеризуется не только как ученый, но и как общественный деятель [3, с. 102].

С. Е. Десницкий был не только выдающимся ученым-правоведом, видным просветителем, но и гражданином, которому не чужды интересы общества и его широких слоев. Его выдающиеся произведения являлись по своему глубокому содержанию не только научными трактатами, но и произведениями, выражавшими передовое прогрессивное мировоззрение, на многие годы опередившее его современников.

В заключение следует с полной уверенностью отметить, что С. Е. Десницкий явился первым провозвестником антропологического направления в отечественной истории государства и права, сумевшим в условиях господства самодержавия и крепостничества выступить в защиту естественных человеческих ценностей независимо от сословной и иной принадлежности - жизни, чести, достоинства, собственности.

Литература

1. Покровский С. А. Политические и правовые взгляды С. Е. Десницкого. М., 1955.

2. Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль в России второй половины XVIII века. М., 1984.

3. Грацианский П. С. Десницкий С. Е. М., 1978.

4. Бак И. С. С. Е. Десницкий - выдающийся русский социолог // Вопросы философии. 1955. № 1.

5. Томсинов В. А. Российские правоведы ХУШ-ХХ веков. Очерки жизни и творчества: в 2 т. М., 2007.

6. Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей / под общ. ред. С. А. Покровского. Т. 1.: Вторая половина XVIII века. М., 1959.

7. Загряцков М. Д. Общественно-политические взгляды С. Е. Десницкого // Вопросы истории. 1949. № 7.

8. Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII-XX веков. Очерки жизни и творчества. 2-е изд., доп. М., 2015. Т. 1.

9. Покровский С. А. Политические и правовые взгляды С. Е. Десницкого. М., 1955.

10. Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР / под ред. Г. С. Васецкого и др. М., 1955. Т. 1.

Bibliography

1. Pokrovskiy S. A. Political and legal views of S. E. Desnitsky. Moscow, 1955.

2. Graciansky P. S. Political and legal thought in Russia in the second half of the XVIII century. Moscow, 1984.

3. Graciansky P. S. Desnitsky S. E. Moscow, 1978.

4. Back I. C. S. E. Desnitsky an outstanding Russian sociologist // Questions of philosophy. 1955. № 1.

5. Tomsinov V. A. Russian scholars of XVIII-XX centuries. The essays of the life and works: in 2 vol. Moscow, 2007.

6. Legal works of progressive Russian thinkers / under total ed. S. A. Pokrovsky. Vol. 1 : The Second half of the XVIII century. Moscow, 1959.

7. Zagryatskov M. D. Socio-political views of S. E. Desnitsky // Questions of history. 1949. № 7.

8. Tomsinov V. A. Russian scholars of XVIII-XX centuries. Essays on life and creativity. The 2nd ed., additional. Moscow, 2015. Vol. 1.

9. Pokrovsky S. A. Political and legal views of S. E. Desnitsky. Moscow, 1955.

10. Essays on the history of the philosophical and socio-political thought of the peoples of the USSR / under the ed. of G. S. Vasetsky and others. Moscow, 1955. Vol. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.