ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_96 УДК 351.743:351.759.5 (470)
ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЯПОНИИ, ПОПЫТКИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА РОССИИ В XX-XXI ВЕКЕ The history of mutual relations between Russia and Japan, attempts to interfere in the internal affairs of Russia in the XX - XXI century ЕРМОЛАЕВ Олег Игоревич,
юрисконсульт Правового отделения Управления МВД России по городу Уфе, капитан внутренней службы. 450074, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Софьи Перовской, 44. E-mail: juveoleg1990@gmail.com;
ERMOLAEV Oleg Igorevich,
Legal adviser of the Legal Department of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Ufa, captain of the internal service.
44 Sofya Perovskaya str., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450074. E-mail: juveoleg1990@gmail.com
Краткая аннотация: В статье автором проводится анализ истории сложившихся в XX и XXI веке между Россией и Японией взаимоотношений с приведением конкретных исторических примеров о наличии допущенных Японией фактов вмешательства во внутренние дела России. Исследуются вопросы о том находятся ли Россия и Япония в настоящее время де - юре в состоянии войны и имеется ли в связи с этим правовая необходимость заключения отдельного письменного, мирного договора с целью прекращения состояния войны между государствами. С учетом наличия совершаемых недружественных действий со стороны Японии по отношению к России, вносятся предложения по вопросу о наличии (отсутствии) необходимости в добровольной передачи Россией в адрес Японии островов Курильской гряды, в рамках содержания подписанной государствами 19 октября 1956 года Совместной декларации.
Abstract: In the article, the author analyzes the history of the relations between Russia and Japan that developed in the twentieth and twenty-first centuries, giving concrete historical examples of the presence of facts of interference in the internal affairs of Russia committed by Japan. The questions of whether Russia and Japan are currently in a de jure state of war and whether there is a legal need to conclude a separate written peace treaty in order to stop the states being in a state of war are being investigated. Taking into account the presence of unfriendly actions on the part of Japan towards Russia, proposals are being made on the issue of the presence (absence) of the need for Russia to voluntarily transfer the Kuril Islands to Japan, within the framework of the content of the Joint Declaration signed by the states on October 19, 1956.
Ключевые слова: вмешательство во внутренние дела, недружественные действия, санкции, политика двойных стандартов, Курильские острова, Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 года, мирный договор, состояние войны.
Keywords: Interference in internal affairs, unfriendly actions, sanctions, the policy of double standards, the Kuril Islands, the Joint Declaration of the USSR and Japan of October 19, 1956, the peace treaty, the state of war.
Для цитирования: Ермолаев О.И. История взаимоотношений России и Японии, попытки вмешательства Японии во внутренние дела России в XX- XXI веке//Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 96-98. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_96.
For citation: Ermolaev O.I. The history of mutual relations between Russia and Japan, attempts to interfere in the internal affairs of Russia in the XX- XXI century // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 96-98. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_96.
Статья поступила в редакцию: 02.03.2023
Взаимоотношения России и Японии как дальневосточных, географических соседей насчитывают уже более 300 лет. Столь длительная история взаимоотношений впитала в себя как созидательный, конструктивный опыт взаимодействия двух государств, служивший обоюдному благу, так и длительные временные периоды в основе которых между государствами имелись существенные разногласия. Двадцатый век во взаимоотношениях России и Японии наполнен событиями, к сожалению, во многом основанными на военно - политическом противостоянии двух государств.
В качестве подтверждения сказанному в абзаце выше достаточно вспомнить два таких крупномасштабных военно - политических противостояния двух государств, как русско-японская война 1904-1905 года и вторая мировая война. С учетом приведенных исторических событий с участием обоих государств, попытки вмешательства во внутренние дела России,1 со стороны Японии по результатам анализа отдельно взятых исторических событий, имевших место в XX веке и продолжающих иметь место в XXI веке, установление взаимосвязи между ними, выработка предложений по разрешению неурегулированных на протяжении многих лет между двумя государствами вопросов, возникших как результат военно-политического противостояния, составляют одновременно объект исследования и основу исследуемой в настоящей статье проблематики.
Новизна результатов исследования заключается в том, что с момента получения Президентом Российской Федерации - 22 февраля 2022 года согласия от Совета Федерации Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права, изложенного в постановлении Совета Федерации от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ2 и начала Российской Федерацией 24 февраля 2022 года специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики, Япония примкнула к активным сторонникам санкционной политики, повсеместно проводимой целым рядом отдельных государств по отношению к Российской Федерации, что в свою очередь требует принятия ответных, конкретных и соразмерных мер реагирования со стороны Российской Федерации. Изложенная краткая хронология военно-политических событий с участием России и Японии с учетом анализа, который будет приведен в настоящей статье напрямую оказывает до сих пор влияние на взаимоотношения государств, а проводимую Японией политику, возможно оха-рактеризовать, как попытку вмешательства во внутренние дела России, поскольку с учетом официального определения, под данным феноменом понимается в том числе деятельность иностранных государств, направленная на изменение территориальной целостности, проводимой внутренней и внешней политики России3.
Провокационная, милитаристская политика Японии во времена 20-30 годов XX века по отношению к СССР выражалась в:
1 Далее - СССР.
2 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.02.2022.
3 http://council.gov.ru/media/files/G6hNGZ3VbQNiMdZki1BKbrsrvuRxPwim.pdf.
Теоретико-исторические правовые науки
- прямой поддержке отдельных, крупных белогвардейских движений, которые с помощью диверсионной, подрывной деятельности на территории Советского Дальнего Востока всячески дестабилизировали внутреннюю, политическую обстановку внутри СССР, приведшая руководство СССР к идее создания буферного государства Дальневосточной народной республики.
- разработке разнообразных военных планов, предусматривающих вторжение японских войск на территорию СССР, военные обострения и столкновения на границах с СССР, апогеем которых являлись военные события на озере Хасан и реке Халхин-Гол.
- заключении против СССР международных соглашений, наиболее известными из которых являлся Антикоминтерновский пакт от 25 ноября 1936 года и Тройственный пакт от 27 сентября 1940 года.
Подробный анализ данного исторического периода в частности содержится в многочисленных научных трудах ведущего российского научного специалиста в данной сфере, доктора исторических наук, академика, профессора РАЕН, члена исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, председателя Научного совета Российского военного исторического общества Кошкина Анатолия Аркадьевича.
В настоящее время проводимую Японией по отношению к России политику, возможно охарактеризовать как политику, основанную на использовании двойных стандартов, направленную на вынашивание планов вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Позиционируя себя официально как демократическое, не милитаризированное, миролюбивое государство, стремящееся к недопущению применения военной силы с целью проведения военной экспансии территорий других государств, Японское правительство одновременно является одним из активных сторонников принятия в настоящее время в отношении России следующих мер:
- политического и экономического давления, по наиболее важным секторам экономики России подтверждая свою приверженность и решимость в данном направлении наряду с другими странами, как это было изложено в совместном заявлении на прошедшей в мае 2022 года встрече представителей стран участниц G71; снижая товарооборот (экспорт, импорт) с Россией2;
- проведения политических акций протеста возле административных зданий генерального консульства Российской Федерации в Японии, с привлечением ведущих политических сил Японии, предъявляя требование о возврате находящихся под юрисдикцией Российской Федерации островов Курильской гряды3.
Определяя нынешнее положение дел между двумя странами необходимо отметить, что зачастую при его освещении допускается заблуждение, будто Россия и Япония вот уже более 77 лет находятся в состоянии войны, поскольку не имеют между собой заключенного письменного, мирного договора.
Исследование официальных, письменных документов, научных работ и выступлений представителей научного сообщества, официальных государственных деятелей позволяет прийти к следующему.
Под понятием «состояние войны» понимается отношения государств с момента объявления войны до окончания войны.
19 октября 1956 года между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией в Москве подписана и впоследствии ратифи-рована Совместная декларация. Согласно содержания статей Совместной декларации следует, что посредством подписания и ратификации Совместной Декларации еще в 1956 году состояние войны между СССР и Японией было прекращено; для прекращения состояния войны, между государствами наличия отдельно подписанного, письменного мирного договора не требовалось; продолжение переговоров о заключении мирного договора стороны совместной Декларации поставили в зависимость от установления между ними нормальных дипломатических отношений; согласие передать вышеперечисленные острова СССР, как суверенное государство и полноценный участник международных - правовых отношений выразила на момент заключения Совместной декларации фактически в подтверждение доброжелательности своих намерений и одновременно как жест доброй воли; фактическую передачу конкретно обозначенных островов от СССР к Японии, стороны согласились совершить после заключения между ними мирного договора.
Рассматривая юридико - техническую сторону Совместной декларации, следует, что в вопросах заключения мирного договора и передачи территорий заложена договорная модель, предусматривающая цепь идущих один за другим, плавно вытекающих событий с соблюдением суверенитета каждой из сторон в том числе с правом на прекращение переговоров о заключении мирного договора по усмотрению каждой из сторон.
Еще одним примечательным фактом помимо изложенного является и то как вышеуказанные положения Совместной Декларации в части касающейся добровольной передачи обозначенных островов Россией в адрес Японии сопоставляются с последними принятыми в 2020 году в Конституцию Российской Федерации поправками4, согласно которым в статью 67 внесено дополнение в части касающейся обеспечения Российской Федерацией защиты своего суверенитета и территориальной целостности.
С одной стороны, имеет место быть безусловный и неоспоримый факт того, что Совместная Декларация подписана задолго до принятия, как самой Конституции Российской Федерации, так и поправок 2020 года в неё, следовательно, достигнутые и ратифицированные между государствами договоренности имеют приоритет по сравнению с Основным законом Российской Федерации.
С другой стороны, как уже было обозначено, продолжение переговоров о заключении мирного договора между государствами и как следствие после его подписания добровольное согласие о передаче Японии территории де юре и де факто, являющейся территорией Российской Федерации стороны поставили в зависимость от подвергнутых частым изменениям, относительных и достаточным образом неопределенных обстоятельств в лице «восстановления нормальных дипломатических отношений».
2https://rg.ru/2022/05/14/strany-g7-dogovorilis-usilit-sankcii-protiv-vazhnyh-sektorov-ekonomiki-rossii.html.
2 https://www.kommersant.ru/doc/5721619.
3 https://www.kommersant.ru/doc/5502728.
4 http://duma.gov.ru/news/48953/.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
Одним из многочисленных подтверждений того, что данный термин при его практической реализации затруднительно воплотить является озвученная 10 февраля 2023 года официальным представителем Министерства иностранных дел Российской Федерации1 М. Захаровой при выступлении на брифинге официальная позиция о том, что вопрос о мирном договоре закрыт по причине проявления недружественной политики Японии в отношении Российской Федерации2.
В связи с осуществлением недружественных действий на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р3 Япония включена в список государств, проводящих указанные действия в отношении Российской Федерации. Правовой термин «недружественные действия» является по своей правовой природе многозначительным и повсеместным, позволяющим с учетом тех реалий, в которых совершаются эти действия, ранее предшествовавших исторических событий и возникающих от них последствий, квалифицировать их как недружественные, наиболее общественно резонансными среди них стали, например: включение в материалы прошедшего в Осаке в 2019 году саммита стран G20 островов Кунашир, Итуруп, Шикотан и Южных Курил как части Японской территории4 подобного рода факт имел место и в ходе размещения информации на официальном сайте летней Олимпиады в Токио в 2020 году5.
Активная поддержка и совместное с другими странами инициирование санкционной политики, ставшей уже принимая во внимание объем принятых мер фактически системной.
С учетом изложенного, возвращаясь к ответу на вопрос о том, как положения Совместной Декларации в части касающейся добровольной передачи обозначенных островов Россией в адрес Японии сопоставляются с последними принятыми в 2020 году в Конституцию Российской Федерации6 поправками и одновременно делая вывод в рамках настоящей научной статьи, посредством внесения конкретного практического предложения, представляется необходимым воспользоваться процедурой референдума, чтобы получить и официально закрепить позицию жителей Курильских островов по поводу того должна или не должна Россия передавать Японии острова южной Курильской гряды.
Проведение процедуры референдума при отсутствии возможности достичь на протяжении многих лет консенсуса между двумя государствами также послужит еще одним практическим примером реализации международного - правового принципа, предусматривающего право наций на самоопределение и одновременно юридической гарантией для России на невмешательство в её внутренние дела.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // официальный интернет - портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06 октября 2022 г.
2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24 февраля 2022 г. // «Собрание законодательства Российской Федерации», 07 марта 2022 г., № 10, ст. 1418.
3. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц», Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.03.2022 // «Собрание законодательства Российской Федерации», 14 марта 2022 г., № 11, ст. 1748.
4. Ежегодный доклад Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации (февраль 2018 г.), опубликованный на сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://council.gov.ru/media/files/G6hNGZ3VbQNiMdZki1BKbrsrvuRxPwim.pdf.
5. Текст Конституции РФ с поправками 2020 г., опубликованный на официальном сайте Государственный Думы Российской Федерации: http://duma.gcv.ru/news/48953/.
6. Бушев А. Страны G7 договорились усилить санкции против важных секторов экономики России // Российская Газета. - 2022. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://rg.ru/2022/05/14/strany-g7-dogovorilis-usilit-sankcii-protiv-vazhnyh-sektorov-ekonomiki-rossii.html.
7. Сапожников А. Япония и ее отношения с Россией, Товарооборот между Россией и Японией в ноябре сократился на 35,5% // КоммерсантЪ - 2022. [Электронный ресурс] - режим доступа:https://www.kommersant.ru/doc/5721619.
8. Кеффер Л. Япония и ее отношения с Россией, Японские ультраправые проводят акции у дипмиссий РФ с требованием вернуть Южные Курилы // КоммерсантЪ - 2022. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5502728.
9. Лакстыгал И. Россия закрыла вопрос о мирном договоре с Японией // Ведомости - 2023. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/02/10/962581-rossiya-ne-hochet-mira.
10. Лакстыгал И. Россия выразила протест Японии за «японские» Курилы в материалах к саммиту G20 - Ведомости - 2019. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/07/04/805846-rossiya-protest-kurili.
11. Лакстыгал И. Япония на сайте Олимпиады - 2020 обозначило Южные Курилы своей территорией https://wwwvedomosti.ru/politics/news/2019/08/09/808455-yaponiya.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation, adopted by popular vote on December 12, 1993, the official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru, October 06, 2022
2. Resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation dated February 22, 2022 No. 35-SF "On the Use of the Armed Forces of the Russian Federation outside the Territory of the Russian Federation", the official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru , February 24, 2022, "Collection of Legislation of the Russian Federation", March 07, 2022, No. 10, Article 1418.
3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 430-r dated March 5, 2022 "On Approval of the List of Foreign States and Territories Committing Unfriendly Actions against the Russian Federation, Russian Legal Entities and Individuals", the Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru , 07.03.2022, "Collection of Legislation of the Russian Federation", March 14, 2022, No. 11, article 1748.
4. Annual Report of the Provisional Commission of the Federation Council for the Protection of State Sovereignty and Prevention of Interference in the Internal Affairs of the Russian Federation (February 2018), published on the website of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation: http://council.gov.ru/media/files/G6hNGZ3VbQNiMdZki1BKbrsrvuRxPwim.pdf.
5. The text of the Constitution of the Russian Federation as amended in 2020, published on the official website of the State Duma of the Russian Federation: http://duma.gov.ru/news/48953/.
6. Bushev A. The G7 countries agreed to strengthen sanctions against important sectors of the Russian economy // Rossiyskaya Gazeta. - 2022. [Electronic resource] - access mode: https://rg.ru/2022/05/14/strany-g7-dogovorilis-usilit-sankcii-protiv-vazhnyh-sektorov-ekonomiki-rossii.html.
7. Sapozhnikov A. Japan and its relations with Russia, Trade turnover between Russia and Japan decreased by 35.5% in November // Kommersant - 2022. [Electronic resource] - access mode:https://www.kommersant.ru/doc/5721619.
8. Keffer L. Japan and its relations with Russia, the Japanese far-right are holding actions at the diplomatic missions of the Russian Federation demanding the return of the Southern Kuriles // Kommer-SANT - 2022. [Electronic resource] - access mode: https://www.kommersant.ru/doc/5502728
9. Lakstygal I. Russia has closed the issue of a peace treaty with Japan // Vedomosti - 2023. [Electronic resource] - access mode: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/02/10/962581-rossiya-ne-hochet-mira .
10. Lakstygal I. Russia protested to Japan for the "Japanese" Kuriles in the materials for the G20 summit - Vedomosti - 2019. [Electronic resource] - access mode: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/07/04/805846-rossiya-protest-kurili .
11. Lakstygal I. Japan has designated the Southern Kuriles as its territory on the website of the 2020 Olympics https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/08/09/808455-yaponiya .
1 Далее - МИД России.
2 https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/02/10/962581 -rossiya-ne-hochet-mira.
3 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203070001.
4 https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/07/04/805846-rossiya-protest-kurili.
5 https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/08/09/808455-yaponiya.
6 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.