Научная статья на тему 'Россия и Япония: территориальный вопрос'

Россия и Япония: территориальный вопрос Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

3818
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Курилы / Япония / Северные территории / Итуруп / Кунашир / Kuriles / Japan / Northern territories / Iturup / Kunashir

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жуковский В. М., Жуковская Л. М.

Дмитрий Медведев стал первым президентом в истории России, посетившим Курильские острова. Правительство Японии заявило официальный протест и выразило крайнее сожаление в связи с этой поездкой. Япония отозвала своего посла из Москвы для консультаций. Территориальный спор из-за Курильских островов, вошедших в состав СССР после Второй мировой войны, не утихает в течение нескольких десятилетий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and Japan. A territorial question

Dmitry Medvedev became the first president in the history of Russia, visited Kuriles. The government of Japan has declared the official protest and has expressed an extreme regret in connection with this trip. Japan has withdrawn the ambassador from Moscow for consultations. Territorial dispute because of Kuriles which were a part of the USSR after the Second World War, does not cease within several decades.

Текст научной работы на тему «Россия и Япония: территориальный вопрос»

РОССИЯ И ЯПОНИЯ:

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Дмитрий Медведев стал первым президентом в истории России, посетившим Курильские острова. Правительство Японии заявило официальный протест и выразило крайнее сожаление в связи с этой поездкой. Япония отозвала своего посла из Москвы для консультаций.

Территориальный спор из-за Курильских островов, вошедших в состав СССР после Второй мировой войны, не утихает в течение нескольких десятилетий. Ключевые слова: Курилы, Япония, Северные территории, Итуруп, Кунашир.

Дмитрий Медведев - первый президент в истории России, посетивший Курильские острова. 01 ноября 2010 года президент РФ побывал на самом южном из островов Курильской гряды - острове Кунашир. В программу визита вошло знакомство с работой геотермальной станции, Южнокурильского рыбокомбината, осмотр строящегося причального комплекса в бухте Южно-Курильская, обсуждение с местными властями проблем социально-экономического развития региона. В ходе беседы с жителями острова глава государства пообещал создать на острове «нормальные условия для жизни», развивать инфраструктуру вкладывать в регион денежные средства.

Обычная рабочая поездка первого лица государства. Стоит лишь приветствовать интерес президента жизнью одного из дальних уголков государства. Однако, у ближайших соседей по региону иное мнение. Министерство иностранных дел Японии выразило протест из-за визита президента России на Курильские острова. Глава МИД Страны восходящего солнца Сэйдзи Маэхара отметил, что данный факт «ранит чувства» народа Японии. В то же время премьер-министр Японии Наото Канна заявил, что в Токио по-прежнему считают острова своей территорией, а поездку российского лидера назвал «прискорбным» обстоятельством. Более того, лидеры Японии пригрозили применением «ответных мер», и не заставили себя долго ждать. 02.11.2010 г. глава японского МИД Сэйдзи Маэхара заявил, что Правительство Японии отзывает своего посла из Москвы для проведения консультаций.

Россией Японский демарш был отвергнут. С соответствующим заявлением выступило Министерство иностранных дел России1. Наряду с этим, позиция нашего государства изложена 01 ноября 2010 года заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации А.Н. Бородавкиным в ходе его беседы с Послом Японии в России М. Коно.

Напомним, что позиция России состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР (правопреемницей которого стала Россия) по итогам

Второй мировой войны. Российский суверенитет над Курильскими островами имеет соответствующее международно-правовое оформление. В то же время Япония претендует на острова в южной части Курильской гряды -Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, считая данную территорию «незаконно оккупированной Россией». Налицо неразрешенный территориальный вопрос, длящийся не один десяток лет.

Между тем, согласно п. 2 Статьи 53 Устава ООН2, подписанном 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, милитаристская Япония признана «вражеским государством». На основании Статьи 107 настоящего Устава закреплена юридическая сила действий, предпринятых в результате Второй мировой войны, в отношении любого «вражеского государства». В ходе боевых действий против Японии Советский Союз занял Сахалин и Курильские острова, включая те на которые сегодня претендует Япония. Соглашение по вступлению СССР в войну против Японии было заключено на Ялтинской (Крымской) конференция союзных держав3, состоявшейся 04-11 февраля в Лива-дийском дворце недалеко от Ялты. Здесь же достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке после победы над Японией4.

Советский Союз внес решающий вклад в разгром милитаристской Японии. Эта победа принесла народам Азии долгожданный мир и свободу. Разгром советскими войсками Квантунской армии обусловил безоговорочную капитуляцию Японии. Акт о капитуляции5 был подписан представителями СССР, США, Великобритании и Японии 02 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийской Бухте. Одно из обязательств Японии, зафиксированное в Акте о безоговорочной капитуляции гласит: «Настоящим мы даем обязательство, что Правительство Японии его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации...». Между тем, в пункте 8 Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г.6 указано, что японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю. Никакого намека на оспариваемые территории нет.

Безоговорочная капитуляция Японии означала согласие ее со всеми решениями союзников-победителей, в том числе и Ялтинскими. «Северные территории» - неотъемлемая часть Курил, что подтверждается, Британской Энциклопедией, американскими картами 1969 г., даже японской лоцией 1937 г. Япония, капитулировавшая безоговорочно, вообще не имеет прав на историческую аргументацию, так как возникшее после подобной капитуляции новое японское государство не является правопреемником прежней милитаристской Японии7.

Более того, одним из условий вступления СССР в войну с Японией было возвращение России Южного Сахалина, прилегающих островов и передача СССР Курильских островов8. В отношении милитаристской Японии это являлось логическим развитием общих принципов союзной политики,

освещенных Каирской декларацией от 01 декабря 1943 г.9 В Потсдамской декларации 1945 года была подтверждена необходимость реализации положений Каирской декларации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02 февраля 1946 года на территории Южного Сахалина и Курильских островов была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края. Административным центром ее стал город Тоёхара, переименованный в город Южно-Сахалинск 04 июня 1946 года10.

В 1951 году 08 сентября на конференции в Сан-Франциско Япония подписала мирный Договор11 с рядом государств, как участвовавших, так и не участвовавших в войне. Несмотря на то, что Советский Союз в подписании данного документа участия не принимал, в Договоре зафиксировано, что Япония отказывается от притязаний на Курильские острова и Южный Сахалин. В пункте с) статьи 2 Договора закреплено, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 05 сентября 1905 года». Однако в Договоре не упоминается, кому именно эти территории будут принадлежать. Ввиду серьезных претензий к проекту договора представители СССР, Польши и Чехословакии отказались его подписать.

Сан-Францисский «мирный» договор 1951 года имел одну цель - стратегическое противостояние США и Англии, с одной стороны, и СССР и Китая, с другой. Тотчас после его ратификации в сенате США их администрация стала формировать военно-политические блоки союзных им государств в Юго-Восточной и Восточной Азии, направленные против СССР12. После официальной церемонии подписания Сан-Францисского договора был подписан японо-американский Договор о гарантии безопасности между Японией и Соединенными Штатами Америки, предоставивший США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии или вблизи нее.

Отношения между двумя государствами были нормализованы в 1956 году подписанием Совместной Декларации СССР и Японии13. Декларация ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 08 декабря 1956 года, Правительством Японии - 08 декабря 1956 года14. Обмен ратификационными грамотами произведен в городе Токио 12 декабря 1956 года.

В п. 1 Декларации закреплено, что «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения». Советско-японские дипломатические отношения были восстановлены (п. 2 Декларации), СССР и Япония взаимно отказались от всех претензий друг к другу, возникших в

результате войны (п. 6 Декларации). Этот факт может остудить горячие головы тех, кто по сей день утверждает, что между Россией и Японией сохраняется «состояние войны», и разрешить эту проблему можно исключительно путем разрешения территориального вопроса.

В п. 9 Декларации подчеркнуто, что «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабо-маи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Отметим, речь идет об одном крупном острове и ряда мелких островов Малой Курильской гряды15.

Однако то, что было выгодно японцам, не устраивало американцев. США открыто воспротивились реализации советско-японских договоренностей и в ультимативной форме потребовали от Токио отказа от заключения мирного договора с СССР на условиях Совместной декларации. Госсекретарь Джон Даллес открыто пригрозил: если Япония согласится признать советскими Курильские острова, США навечно сохранят за собой оккупированный остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю16. Следовательно, ответственность за то, что положение советско-японской Совместной Декларации 1956 г. осталось невыполненным во многом лежит на правительстве США. Нынешнее состояние дел в вопросе Курильских островов, отсутствие факта заключения формального мирного договора - это отголоски периода «холодной войны», создающие серьезную преграду для нахождения взаимоприемлемых компромиссов.

Важно отметить, что Россия сделала много шагов навстречу Японии, с целью урегулирования территориального конфликта. К примеру, существует режим безвизового въезда для граждан России, проживающих Курильских островах, граждан Японии, посещающих эти острова. Действуют особые правила рыбного промысла вокруг обозначенных островов. Однако со стороны Японии слышны только территориальные претензии. Например, 11 июня 2009 года нижняя палата Парламента Японии приняла поправки к действующему с 1982 года «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий». Суть поправок -активизировать усилия для, скорейшего возвращения Японии «северных территорий», под которыми понимаются южные Курильские острова. При этом указанные острова объявлены в законе «исконными японскими территориями». В связи с этим Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Заявлении от 07 июля 2009 г. № 235-СФ17 выразил Японии решительный протест. В заявлении подчеркнуто, что «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматри-

вает принятые Парламентом Японии поправки в качестве крайне недружественного жеста, оскорбительного для российского народа, всегда доброжелательно настроенного по отношению к Японии».

Хорошим примером того, как Япония может решить подобный конфликт является заключенный в 1978 году «Договор о мире и дружбе» с Китаем, оставляющий разрешение территориального вопроса (острова Сэнка-ку) на усмотрение будущих поколений. Однако в отношениях с Российской Федерацией Япония пытается добиться односторонних уступок, идущих вразрез с национальными интересами России.

Подчеркнем, что к вопросу о принадлежности островов главы двух государств возвращались неоднократно. Пример тому: Токийская декларация о российско-японских отношениях (г. Токио 13.10.1993)18, Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией (г. Москва 13.11.1998)19, Заявление Премьер-министра Японии и Президента РФ по проблеме мирного договора (г. Токио 05.09.2000), Иркутское Заявление Президента РФ и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора (г. Иркутск 25.03.2001)20, Совместное Заявление Президента РФ и Премьер-министра Японии о принятии российско-японского плана действий (г. Москва 10.01.2003)21 и другие.

Примечательно, что во всех документах упоминаются именно острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В данный список включены острова, которые не входят в группу островов Малой Курильской гряды. Японская сторона планомерно, невзирая на позицию России, идет по пути искусственного нагнетания территориальных претензий к соседнему государству. Возникает вопрос, почему руководители нашего государства слабо акцентируют на этом внимание, не отстаивают положения Совместной Декларации СССР и Японии 1956 года?

В упомянутых документах подчеркивается стремление к окончательному преодолению трудного наследия прошлого в двусторонних отношениях, подтверждается решимость посредством энергичных переговоров заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. И мы подписываемся под данными соглашениями. На фоне заявлений лидеров Японии о «северных территориях, незаконно оккупированных Россией» из уст наших политиков звучат заявления, что «никто возвращать острова не собирается». Более того, глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров во время встречи 28 декабря 2009 года в Москве со своим японским коллегой заявляет о готовности «нестандартно» подойти к территориальному спору.

Складывается мнение, что до сегодняшнего дня российские политики не смогли выработать единую позицию в данном вопросе. К тому же не-

достаточно активно ведется работа по формированию общественного мнения по данному вопросу, слабо используются средства массовой информации, упоминающие о данной проблеме от случая к случаю. Между тем есть положительный опыт использования средств массовой информации во время освещения операции, проводимой с целью побуждения Грузии к миру в августе 2008 г.

Как-то тихо звучат сегодня голоса наших политиков на фоне заявлений Японцев, которые год за годом используют любой удобный момент для обозначения своей позиции. Пример тому июльские события сего года.

Двадцать пятого июля 2010 г. Президент России Дмитрий Медведе подписал Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 170-ФЗ22 «О внесении изменения в статью 1[1] Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». В России устанавливается новая памятная дата - 2 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год). Международно-правовым основанием для установления новой памятной даты считается Акт о капитуляции Японии. День окончания Второй мировой войны отмечается во многих странах мира.

Министр иностранных дел Японии 27 июля 2010 года выразил сожаление в связи с данным решением. «Я не думаю, что это пойдет на пользу современным российско-японским отношениям», - заявил руководитель внешнеполитического ведомства Японии23.

Подобная политика не объединяет, а разделяет народы и сеет между ними рознь.

В этой связи подчеркнем, что ни правительства России, США, любого иного государства, тем более Японии, не вправе пересматривать итоги Второй мировой войны, придавать забвению подвиг народов, остановивших агрессора, ретушировать преступные деяния милитаристской Японии в ходе этой войны.

Перед российскими лидерами стоит задача решения не только политических вопросов в данном регионе. Долгие годы развитием Курил государство не занималось, жизнью граждан России в этом регионе никто не интересовался. Между тем данный регион очень важен с политической, экономической, военной и стратегической точек зрения. Без сомнения, для дальнейшего развития Курильских островов необходима федеральная поддержка.

В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область), обеспечению нормальной жизнедеятельности населения региона, защите стратегических интересов государства, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 09 августа 2006 г. № 478 утвердило федеральную целевую

программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»24.

Основная стратегическая цель Программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами РФ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Это позволит продемонстрировать мировому сообществу, в частности Японии, что данный регион нам не чужд и Россия приложит максимум усилий для его развития, чтобы не «ранить чувства» на сей раз российского народа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/2C52B95CC1267687

C32577CE004A7E91?OpenDocument (дата обращения: 04.10.2010).

2 Устав ООН [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [Сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml (дата обращения: 04.10.2010).

3 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 67-80.

4 См.: Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны: в 6 т. - М.: Политиздат, 1984-1986.

5 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 137-139.

6 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 104-106.

7 Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в новейшее время. Основы лекционного курса. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1997.

8 Тегеран-Ялта-Потсдам. Сборник документов / Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбу-левский. - М.: Издательство «Международные отношения», 1970.

9 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 105-106.

10 См.: Зиланов В.К., Кошкин А.А., Латышев И.А., Плотников А.Ю., Сенченко И.А. Русские Курилы. История и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. - М.: Алгоритм, 2002.

11 Treaty of Peace with Japan. URL: http://www.taiwandocuments.org/

sanfrancisco01.htm (дата обращения: 04.10.2010).

12 Митрофанов А., Желтухин А. Отказ Громыко, или Почему Сталин не захватил Хоккайдо. - М.: Астра-Полиграфия, 2008.

13 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XVII и XVIII. - М.: Государственное издательство политической литературы, Министерство иностранных дел СССР, 1960, С. 257-260.

14 Ведомости Верховного Совета СССР, 1956 г, № 24.

15 См.: Игнатьев Г.А. Российская историография 90-х гг. о проблеме островов Малой Курильской гряды в российско-японских отношениях // Вестник новгородского государственного университета №25, 2003.

16 Кошкин А. Война закончилась, но мир не заключен // Независимое военное обозрение. Выпуск 32 (205) от 01.09.2000.

17 Собрание законодательства РФ, 13.07.2009, № 28, ст. 3387.

18 Бюллетень международных договоров. 1994. № 2. С. 66-68.

19 Дипломатический вестник, 1998. № 12. С. 11-14.

20 Дипломатический вестник, 2001. № 4. С. 55-56.

21 Дипломатический вестник, 2003. № 2. С. 26-35.

22 Российская газета - Федеральный выпуск №5242 от 26 июля 2010 г.

23 Япония сожалеет о решении РФ праздновать День окончания Второй Мировой [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ: [Сайт]. ИЯЬ: http://www.rian.ru/politics/ 20100727/258975001.Мш1 (дата обращения: 04.10.2010).

24 Собрание законодательства РФ, 21.08.2006, № 34, ст. 3671.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.